Рисунки детей о чем говорят: О чем говорят детские рисунки?

Содержание

О чем говорит рисунок ребенка: детали, выбор цвета, одни и те же сюжеты

Воспитание

«Моему сыну 6 лет. Ребенок любит рисовать и с удовольствием это делает. Но мы заметили, что он постоянно рисует только самолеты. Мне стало любопытно почему. Сын говорит, что просто их любит. Хотелось бы узнать у специалистов, что это может означать?» Алиса, 32 года

Для ребенка рисование — это способ выражения бессознательных переживаний. Поэтому рисуночные тесты широко применяются специалистами при оценке психологического состояния дошкольников.

Рисунки детей очень информативны: тому, что занимает ребенка больше всего, он уделяет намного больше внимания, эта часть будет наиболее проработанной или повторится в последующих рисунках.

Но не стоит беспокоиться, если ребенок любит один и тот же сюжет: например, мальчики изображают машинки, девочки — котят. Повторяемость говорит об увлеченности ребенка этой темой.

В рисунках, как в игре, дети проживают жизненные ситуации, отражают свое отношение к ним, повторяют их, видоизменяют и дополняют новыми смыслами.

Если же речь идет о сюжете, который беспокоит родителей, например, на рисунке семьи всегда отсутствует какой-то родственник, или он изображен на значительном расстоянии от остальных, или не раскрашен, это может быть признаком проблемы, с которой стоит обратиться к специалисту.

Какие детали рисунка должны насторожить

  • Выбор цвета напрямую отражает эмоциональное состояние ребенка. Если ребенок предпочитает черный и коричневый цвета, это может свидетельствовать о негативном эмоциональном фоне, угнетении и тревожности.

  • Сильный нажим на карандаш или особо тщательная штриховка рисунка говорит об эмоциональном напряжении или импульсивности.

  • Грубое искажение пропорций рисунка, скорее всего, присутствует у ребенка при интеллектуальных нарушениях или невротическом состоянии.

  • Большое количество исправлений, стирание линий указывает на тревожность, неуверенность или стрессовое состояние.

  • Раны, шрамы, кровь, внутренние органы на детском рисунке специалисты расценивают как симптом невротического состояния.

  • Если на картинке ребенок явно делает акцент на признаки пола (грудь, бедра, обнажение), это может говорить об интересе к сексуальной сфере.

Помимо этого психологи обращают внимание на расположение рисунка на листе, его размер, детализированность, особенности линий (законченность, множественность, эскизность) и общее впечатление, которое он производит.

Каждая отдельная деталь не может быть рассмотрена сама по себе, важно ее значение в общем контексте рисунка. Если вы заметили беспокоящие вас мотивы или детали и они повторяются на детских картинах регулярно, стоит обратиться за консультацией к психологу.

Как родителям оценить рисунок ребенка

Уметь интерпретировать детский рисунок — это полезный навык для каждого родителя, так как на бумаге ребенок изображает то, что в силу возраста не может выразить словами.

4 шага к пониманию настроения ребенка

  1. Начните с главного — оцените общее впечатление от картинки: радостное/грустное, спокойное/тревожное и так далее.

  2. Затем рассмотрите сюжет. Спросите ребенка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Обсудите с ним его картинку. Обратите внимание, если на рисунках всегда отсутствуют люди — это может указывать на трудности в общении.

  3. Оцените композицию: если изображение расположено в верхней части листа — это признак высокой самооценки. Если рисунок маленький и расположен в нижней части страницы — самооценка низкая.

  4. Если картинка получилась большой, ребенку пришлось использовать второй лист, это показатель тревожного состояния. Часто так рисуют гиперактивные дети.

Фото
Legion Media

Что означает выбранный цвет

Цвет отражает чувства и эмоции. Обращайте внимание на тот оттенок, который преувеличен или неуместен на рисунке.

Черный сообщает о стрессе и, возможно, о психологической травме. То есть, если ребенок рисует кошек всегда только черными, ведь дома у него живет такая, это нормально. А вот черные солнце или трава — повод встревожиться.

Красный цвет говорит о возбудимости и активности. Дети, которые любят этот цвет, зачастую непоседливы и непослушны, но одновременно они энергичны и обладают силой воли.

Синий выбирают уравновешенные и неторопливые дети. Такой ребенок нуждается в покое, старайтесь не дергать его.

Зеленый — признак упрямства, независимости и настойчивости, но вместе с тем говорит о стремлении к большей безопасности. Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности.

Желтым цветом предпочитают рисовать любознательные дети с хорошей фантазией. Такому ребенку обязательно нужно предоставлять больше возможностей для игр и творчества.

Коричневый цвет на рисунке может говорить о том, что ребенок испытывает отрицательные эмоции, переживает по поводу семейных неурядиц.

Важно!

Обязательно оцените, как дошкольник рисует самого себя. Эмоционально благополучный ребенок располагает себя по центру или рядом с важным взрослым, рисует себя твердо стоящим на ногах, с соблюдением пропорций, с прорисованным лицом.

Если на автопортрете дошкольник изобразил себя сбоку, в отдалении от других, слишком большим или маленьким, с сжатыми руками и ногами, не нарисовал себе лицо — это может указывать на эмоциональное неблагополучие, страхи, неуверенность и тревогу.

На что еще обратить внимание

  • Если малыш рисует только простым карандашом и не раскрашивает рисунок — это говорит о безразличии, желании закрыться.

  • Детали рисунка имеют значение. Если ребенок изображает людей с непропорционально большими руками, прорисовывает руки особенно тщательно, постоянно изображает зубы и когти — это вероятный признак агрессии.

  • Когда ребенок изображает одно и то же, — это нормально, при условии, что рисунки чем-то отличаются друг от друга (принцессы одеты в разные платья, машинки разных цветов и так далее). Если же в картинках видна стереотипность (они совершенно одинаковые от раза к разу), это можно рассматривать как некоторые проблемы в развитии. В такой ситуации лучше обратиться к психологу.

Елена Леммерман


Теги

  • Вопрос эксперту

Рисуют дети: анализ детского рисунка. О чем говорят сюжеты, цвета и манера — психология рисунка

Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы? Разбираемся вместе.

Содержание:

  • Детский рисунок как метод психодиагностики
    • Возрастные особенности детского рисунка
    • Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?
  • Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка
    • Общее впечатление
    • Положение на листе и размер рисунка
    • Оценка «манеры письма»
    • Детский рисунок и цвет
    • Расположение фигур на рисунке
    • Части тела
    • Изображение дополнительных элементов на рисунке
    • Тема сексуального насилия в детских рисунках
    • Тема смерти в детских рисунках
  • Рекомендации психолога

Детский рисунок как метод психодиагностики

Ground Picture/Shutterstock. com

В первый раз родителям выдают результаты психодиагностики в детском саду. У многих сразу возникает вопрос: откуда у психолога столько информации о детях? Ведь малыши не заполняют анкеты на несколько десятков вопросов, не могут рассказать подробно и обстоятельно о том, что происходит в их душе. Кажется, что психологи берут информацию с потолка. Но это не так.

Помимо бесед с ребёнком и наблюдением за ним психологи анализируют то, что он рисует и как. Попросите десять малышей нарисовать домик по определённому образцу, и вы получите десять разных домов. А если дадите более свободную задачу — «нарисуй домик» — вы получите такое разнообразие рисунков, что будет сложно вспомнить, какая была задача изначально.

У каждого ребёнка своё восприятие, и рисунок, как инструмент воплощения фантазий и мыслей, позволяет определить уровень развития человека, усидчивость, личностные особенности, а также особенности отношений с другими людьми.

Возрастные особенности детского рисунка

moomin201/Shutterstock. com

Дети до трёх лет рисуют то, что принято называть «каляки-маляки» — они только учатся держать карандаш, поэтому получается как получается. Человек в их творчестве выглядит как голова, из которой торчат руки и ноги (хорошо если по две). Цвет дети выбирают, ориентируясь не на свои «вкусовые предпочтения», а на то, какой карандаш ярче пишет и удобнее лежит в руке (или просто, что лежало — тем и нарисовал).

Не надо пугаться чёрным колобкам на ножках — это вполне может быть портрет любимой мамочки. На этом этапе развития ребёнок сначала рисует, а потом ищет смысл в картине. Поэтому анализ работ до трёх лет сводится к фразе «в рамках возрастной нормы».

К слову, герои известного мультфильма «Смешарики» разрабатывались именно такими, чтобы даже двух-трёхлетний малыш мог их нарисовать самостоятельно (круг, руки, ноги, уши).

Источник: pickimage.ru

В 3-4 года появляются первые попытки спланировать рисунок. Если в процессе спросить у ребёнка «что ты рисуешь», он постарается объяснить свою идею. У человечков появляются тела — круглая голова, овальное тельце, ручки и ножки-палочки. Здесь следует обращать внимание на развитие качества рисунка, но не стоит давать слишком однозначных психодиагностических выводов.

Начиная с 5 лет рисунки становятся сюжетными. Ребёнок сначала думает, потом рисует. Мелкая моторика развивается достаточно быстро — детсадовец уже может прорисовать пальцы, руки, ноги, глаза, рот. К шести годам появляются лица в профиль, но поскольку ребёнок не осознаёт перспективы, на картинке чаще всег, нарисована половина лица с двумя глазами. К семи годам постепенно появляется одежда (как правило соответствующая полу персонажа). Дети рисуют своих любимых героев мультфильмов и сказок, игрушки и, конечно, родителей.

Lex0077/Shutterstock.com

Если говорить кратко, то примерно с четырёхлетнего возраста детские рисунки вполне пригодны для более глубокого анализа.

Важно учитывать личностные особенности детей: есть те, кто рисует постоянно — качество работ таких ребят улучшается и опережает рисунки сверстников. А есть дети, которые не любят рисовать: они делают это редко или по просьбе старших. Такие работы будут отличаться по проработке деталей.

Чтобы сделать верные выводы по рисунку, нужно соблюдать правила проведения диагностики:

  1. Ребёнок должен быть отдохнувшим.
  2. Желательно, чтобы он имел хороший контакт со взрослым, для которого рисует.
  3. Важно послушать комментарии автора картины.
  4. Нужно отмечать скорость выполнения работы, концентрацию внимания и отношение к происходящему.

В моей практике был случай: родители приносят рисунок, на котором вроде как изображен человек — довольно пугающая фигура, а рядом большими буквами написано «ПАПА». Среди остальных рисунков с котиками и лошадками такое творчество выбивается. Я спрашиваю малыша: «Что здесь нарисовано»? Ответ: «Это лев и негритята» (оказывается, картинку вообще нужно было перевернуть). Из разговора становится понятно, что ребёнок посмотрел мультик «Каникулы Бонифация», сделал зарисовку и решил подарить рисунок папе. Без этих пояснений рисунок можно было расшифровать, как угодно, вплоть до насилия в семье со стороны отца.

Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?

Coltty/Shutterstock.com

Как было ранее сказано, детские рисунки могут дать нам информацию о личных особенностях ребёнка и его отношении с окружающими. На что обращают внимание психологи, если у ребёнка не было чётко поставленной задачи:

Сюжет рисунка

Дети часто повторяют свои работы: кто-то постоянно рисует зайчиков, кто-то — машинки, а кто-то — домики и человечков. Наиболее частый сюжет — это то, что входит в сферу интересов вашего ребёнка. Также повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме.

Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас, поговорите с ребёнком — спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Возможно, у него просто не получилось нарисовать туристов у огня, а вы увидели, как человек горит.

Штриховка, нажим

Чрезмерно сильное нажатие на карандаш (вплоть до поломки) говорит о сильном нервном напряжении. Как правило, дети неосознанно «замусоливают» ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально неуверенно и тревожно. Например, на рисунках жертв сексуального насилия «яростные» закрашивания часто располагаются в области гениталий.

Агрессивные элементы

Источник: parents.ru

Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что это не так. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто — её выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это как правило большая фигура с кулаками.

Стёртые элементы, слабые нажатия

Поскольку рисунок не является конкурсной работой, никто не требует от ребёнка супер-результата. Возникает вопрос: почему иногда для создания картины ребёнок по многу раз что-то стирает, не может определиться с наполнением, не рисует чёткие и конкретные линии? Это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врождённой (слабая нервная система), так и приобретённой (например, повышенные требования родителей).

Цветовые предпочтения

Прежде чем оценивать работу, уточните любимые цвета ребёнка. Не делайте поспешных выводов — многие маленькие дети предпочитают, например, чёрный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.

«Недетские элементы»

Olimpik/Shutterstock.com

Иногда дети могут начать рисовать внутренние органы. Если это неуместно (на картинке не доктор Айболит), то стоит обратиться к психиатру.

Появление гениталий на картинах детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своём теле («Я же рисую ручки и ножки, почему не могу нарисовать другие части тела?»). Но когда половые органы появляются на рисунках ребёнка 6-7 лет, родителям стоит поинтересоваться, что это и откуда ребёнок о них узнал. Возможно, ему нужна ваша защита.

Весной 2022 года проводился анализ работы первоклассников для выявления детей из «группы риска». Задача была нарисовать человека. Около 40% детей нарисовали человека в военной форме. Это стало ярким показателем того, о чём говорят дома, в какой информационной повестке находятся дети. Поэтому при анализе картин не стоит забывать о социальном контексте происходящего в обществе.

Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка

Lex0077/Shutterstock.com

Существует много разных психодиагностических методик на базе рисунка. Например, «несуществующее животное», «человек и человек под дождём», «дом, дерево, человек», «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи» и другие. Каждая методика предназначена для оценки определённых аспектов личности рисующего.

Проще всего оценить психологическое состояние ребёнка и атмосферу, в которой он живёт, через методику «Рисунок семьи». Инструкция для ребёнка: «Перед тобой лежат карандаши и белый лист бумаги. Ты можешь использовать любые цвета и рисовать так, как умеешь. Нарисуй, пожалуйста, свою семью на этом листе».

Понаблюдайте, как рисует ребёнок: с кого он начал (это самый значимый член семьи для ребёнка), кем закончил, кого рисовал долго, а кого — мимоходом. После того как рисунок будет готов, попросите рассказать (или подписать), кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточните, что это. Попросите ребёнка рассказать о своём рисунке всё, что он посчитает нужным. Только после этого садитесь за анализ работы.

Общее впечатление

Возьмите рисунок семьи или любой другой сюжет, который хотите проанализировать. Какое ощущение он у вас вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Постарайтесь поймать, что именно вас смущает. Возможно, именно эта деталь даст вам ответы о состоянии детской души.

Если рисунок излучает счастье — это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребёнок. Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.

Положение на листе и размер рисунка

Источник: google.com

В норме ребёнок заполняет своим рисунком практически весь лист бумаги. Но если все члены семьи или другие предметы маленькие и размещены с краю, это может свидетельствовать о низкой самооценке ребёнка.

Крупные, но смещённые вверх предметы говорят, напротив, о завышенной самооценке. Выход за границы листа — высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.

Оценка «манеры письма»

Сильные штриховки указывают на напряжение, слишком слабые или несколько раз проведенные в одном и том же месте — на тревогу и стресс. Обращайте внимание, как изображён каждый член семьи или предмет. Если кто-то или что-то выделяется слишком агрессивной или, наоборот, слишком слабой прорисовкой, значит, с этими членами семьи у ребёнка некомфортные отношения или это что-то его пугает.

Детский рисунок и цвет

Alina Shirova/Shutterstock.com

В норме дети 5–7 лет используют 5-6 активных цветов в своём рисунке. Чем увереннее в себе ребёнок, тем больше карандашей он постарается задействовать.

Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состояние ребёнка. Наиболее продуманную и обоснованную систему «цвет-состояние» описал швейцарский психолог Макс Люшер. Несмотря на то, что данная методика применяется давно и успешно, интерпретации Люшера стоит воспринимать как возможное направление для изучения состояния ребёнка, а не как стопроцентный ответ.

Основные значения цветов по Люшеру:

  1. Тёмно-синий — потребность в покое и сосредоточенность на внутренних переживаниях.
  2. Зелёный — стремление к безопасности, независимость, уверенность, состояние равновесия.
  3. Красный — сила воли, активность, возбудимость, агрессия.
  4. Жёлтый — оптимизм, любознательность, позитивный настрой, эмоциональная свобода.
  5. Фиолетовый — эмоциональная и интеллектуальная незрелость, фантазия, интуиция.
  6. Коричневый — неспешность, физический дискомфорт, возможно, отрицательные эмоции.
  7. Чёрный — протест, потребность в изменениях, подавленность.
  8. Простой карандаш (рисунок без других цветов) — отстранённость, нежелание выполнять задание, безразличие, желание закрыться.

В работе с цветом можно спросить у ребёнка, что для него значит тот или иной цвет. Какие ощущения он вызывает? Нравится ему цвет или нет? Возможно, ребёнок выбрал чёрный не потому, что у него проблемы в семье, а потому, что мама и папа каждый день ходят на работу в чёрной одежде.

Получайте материалы от наших психологов и педагогов сразу себе на почту — подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить!

Расположение фигур на рисунке

Ambiento/Shutterstock.com

Расположение объектов и персонажей на рисунке очень значимо для комплексного анализа. Поэтому стоит посмотреть на следующие моменты:

  1. То, что нарисовано первым — самое важное для ребёнка. Если говорить о семье, то первым ребёнок рисует главного для него члена семьи.
  2. Себя ребёнок размещает с тем, что ему близко/нравится. Если речь о родителях и родственниках, то рядом окажутся те, с кем у ребёнка крепкий контакт. Чем дальше человек, тем слабее связь.
  3. Если автор рисунка отсутствует на портрете семьи, стоит спросить ребёнка, где он сам. Иногда дети указывают на некий предмет (шкаф или холмик) и говорят, что они там.
  4. Появление людей, не входящих в семью (родители и дети), свидетельствует о том, что в семью включены другие люди, например, бабушка или дедушка.
    Если появляются непонятные персонажи, попросите ребёнка прояснить, кто это.
  5. Отсутствие члена семьи означает отсутствие с ним эмоционального контакта со стороны ребёнка. Скорее всего, существует напряженная ситуация, в рамках которой ребёнок не может выразить свои чувства (ревность, обида, вина).
  6. Расстояние между членами семьи говорит о психологической дистанции внутри семьи. Иногда встречаются работы, где все члены семьи вместе, а кто-то один в стороне, или на рисунке можно увидеть физические границы между членами семьи, например, стены или мебель. Это явно свидетельствует о том, что с этим человеком ребёнок не чувствует эмоциональной связи.
  7. Изображение каждого члена семьи рассматривается отдельно и сравнивается между собой. Соотнесение размеров позволяет оценить вес каждого в семье. Кто-то из членов семьи может вызывать тревогу, а кто-то — позитивные эмоции у ребёнка. Стоит обращать внимание на отличающиеся элементы у разных человечков на рисунке — наличие рук, ног, глаз, ушей, рта и т.
    д. Отсутствие частей тела или у кого-то одного или сразу у всех может свидетельствовать о конкретных проблемах с коммуникацией. Гиперболизация каких-либо частей тела у кого-то одного также свидетельствует о некоторых проблемах. Об этом чуть ниже.

Части тела

Derek Hatfield/Shutterstock.com

При глубоком разборе рисунка обратите внимание, как изображены люди — на какие части тела ребёнок делает акцент, а какие упускает из вида:

  1. Глаза в детских рисунках — это эмоциональная сфера, возможность выражать печаль и радость. Слишком большие глаза — тревога, сигнал о помощи. Слишком маленькие «глаза-щелочки» — запрет на выражения эмоций.
  2. Уши. Персонаж с большими ушами — слушатель (вынужденный или природный), активно реагирует на критику. Маленькие уши или их отсутствие свидетельствует об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
  3. Рот — возможность для коммуникации. Слишком большой рот, рот с зубами, или чёрный заштрихованный рот свидетельствуют о том, что ребёнок испытывает вербальную агрессию со стороны данного персонажа. Отсутствие рта говорит о том, что данный персонаж не имеет возможности быть услышанным.
  4. Шея — связь эмоций и рациональности. Наличие шеи означает контроль над эмоциональной сферой. Тонкая и длинная шея — невозможность принять свои эмоции и уход в их отрицание («голова не знает, что творит тело»), короткая и толстая — отсутствие внутреннего противоречия.
  5. Руки самого ребёнка — это возможность установить контакт с родителями. Руки взрослых персонажей — способ взаимодействия с миром. Длинные и большие руки — символ могущества. Кулаки и острые ногти — агрессия.
  6. Ноги — опора человека в реальности. Проведите мысленно линию от ног первого персонажа до ног последнего, как будто это линия пола. Те, кто завис в воздухе, явно не имеют самостоятельной опоры в реальности. Дети иногда сами рисуют землю или пол под ногами героев — это явный признак их желания быть здесь и сейчас.

Изображение дополнительных элементов на рисунке

Basileus/Shutterstock.com

Часто на рисунке встречаются дополнительные элементы — солнце, домик, домашние животные. Существуют интерпретации и для них. Однако стоит учитывать сюжет рисунка, прежде чем давать им категоричную оценку:

  1. Солнце или лампа — желание ребёнка создать тёплую атмосферу в семье.
  2. Бытовые предметы (компьютер, ковёр, посуда) — важные для ребёнка вещи в доме.
  3. Любимая игрушка или питомец — возможные проблемы с коммуникациями в семье. Ребёнок ищет дополнительный источник поддержки.
  4. Облака и тучи — признак негативных эмоций у ребёнка.
  5. Дом вместо семьи — либо нежелание выполнять поставленную задачу (избегание), либо ребёнок не ощущает себя членом семьи.

Тема сексуального насилия в детских рисунках

Источник: region29.ru

Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:

  1. Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.
  2. Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачирикан.
  3. Дети, не имея возможности нарисовать пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.
  4. Изображение полового члена.
  5. Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)
  6. Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.

Если у вас возникли подозрения о возможном травматичном опыте вашего ребёнка, обратитесь к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлеките органы правопорядка.

Пример из практики: во время консультации девочка нарисовала лошадь, на спине у которой лежит змея. Лошадь не может её скинуть, хоть и очень хочет. Девочка, 6 лет, пострадавшая от сексуального насилия со стороны незнакомца на улице.

Тема смерти в детских рисунках

Источник: snob.ru

Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.

Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорите спокойным голосом, выберите ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая вам ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».

Рекомендации психолога

WeronikaH/Shutterstock.com

Рассматривая детские рисунки:

  1. Обращайте внимание на возрастные особенности ребёнка. Анализировать рисунки детей до 4-х лет нет особого смысла. Но важно отслеживать развитие детского рисунка и соответствие его возрасту малыша.
  2. Учитывайте сюжет и контекст происходящего. Возможно, ребёнок находится под впечатлением от события или выполняет какую-то поставленную задачу.
  3. Сравнивайте рисунки. Обращайте внимание на часто повторяющиеся и сильно выбивающиеся элементы. Они подчеркнут личностные особенности и могут дать подсказку, в каком направлении искать проблему.
  4. Обращайте внимание на выбранные цвета, штриховки, постоянные стирания, силу нажатия. Это расскажет вам о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии ребёнка.
  5. Будьте внимательны к деталям. Острые зубы, ногти, кулаки, шипы — явные признаки агрессивных проявлений. Наличие половых органов или акцент на зоне паха может свидетельствовать о сексуальном насилии.
  6. Если вам кажется, что с рисунками что-то не так — обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Дорогие родители, помните, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.

Источник фото обложки: atsurkan/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.9 / 5. Голосов: 9

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed: NPR

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed Быстрый рисунок первоклассника может многое рассказать исследователям о том, что происходит — или не происходит — дома.

NPR Эд

По

Уилл Хантсберри

Примеров оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу). В. Роджер Миллс-Кунсе скрыть заголовок

переключить заголовок

В. Роджер Миллс-Кунсе

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).

В. Роджер Миллс-Кунсе

Когда детям исполняется 6 лет, их рисунки имеют значение.

Не из-за этих лиловых единорогов или полосатых драконов, а из-за того, как дети рисуют себя и очень реальных людей в своей жизни.

В новом исследовании исследователи обнаружили, что дети, пережившие хаос дома, включая высокий уровень шума, чрезмерную скученность, беспорядок и беспорядок, с большей вероятностью рисовали себя на расстоянии от родителей или намного меньшего размера по сравнению с ними. к другим фигурам.

В некоторых случаях эти дети рисовали себя с опущенными руками и равнодушными или грустными лицами.

Их рисунки были отражением этого простого факта: хаос в доме означал, что родители меньше общались с ними, и во многих случаях происходящее взаимодействие было короче и прерывалось.

В результате у детей обесценилось чувство собственного достоинства, говорит Роджер Миллс-Кунсе, который проводил исследование с Бхарати Звара в UNC-Chapel Hill. Чтобы было ясно, Миллс-Кунс не обвиняла родителей или опекунов, а называла этот вид домашнего стресса «функцией бедности».

Исследователи усадили детей с маркерами и бумагой и попросили их нарисовать свои семьи. Без коучинга. Никаких других указаний.

Рисование обычно занимало 10 минут или меньше.

По словам Миллс-Кунсе, шестилетний возраст является «золотым пятном» для такого теста. Любой моложе, и ребенок не может управлять своим карандашом. Чуть старше, и она начинает усваивать концепцию идеальной семьи, которая затем может повлиять на ее рисунки.

Многие психологи используют тесты по рисованию как субъективный способ понять жизнь детей дома. Новым здесь является то, что Миллс-Кунс и его команда считают, что они создали систему объективной оценки рисунков — короче, , позволяющую любому врачу взглянуть на семейный набросок ребенка и сделать примерно такие же выводы.

«Как инструмент оценки, он существует уже некоторое время, — говорит он о тесте по рисованию, — но теперь он берет его и превращает в исследовательский инструмент».

Для этого команда изучила распространенность определенных качеств — печальных лиц, удаленности от родителей и т. д. — и показала, что они указывают на хаос в доме, о чем раньше только подозревали.

В прошлом некоторые терапевты избегали полагаться на тесты с рисунками из-за их двусмысленности, говорит Кирстен Каллен Шарма, нейропсихолог из Нью-Йоркского университета, которая когда-то использовала тесты, но больше не использует их.

«Моя коллега может интерпретировать рисунки не так, как я, поэтому необходимо продолжать разработку оценок, чтобы мы могли на них положиться», — говорит она.

Это новое исследование — первый шаг к тому, чтобы сделать эту надежность реальностью.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Как рисование человека является частью развития вашего ребенка

  • Поделиться
  • Электронная почта

Рисование человека – важный аспект и показатель развития ребенка.

Как и в случае с другими контрольными показателями, не обязательно все дети овладевают навыками в одном и том же возрасте.

Однако, основываясь на исследованиях, мы видим сходство в том, как дети рисуют людей на разных этапах и периодах их формирования.

Этапы развития рисования человека 

Существуют различные названия и термины, которые используются для обозначения прогрессивных этапов детского рисования .

Они могут быть организованы по типичному возрасту, характеристикам рисунка или этапам художественного развития. Имейте в виду, конечно, что это только общие положения, которые часто совпадают.

Вы могли заметить, что рисунки людей вашего ребенка включают элементы из нескольких категорий ниже, и это совершенно нормально. Развитие каждого ребенка уникально.

Рассмотрим типичные этапы.

1. Каракули 

В возрасте от одного до двух лет появляются первые каракули, когда малыши держат мелок в кулачках.

Это приводит к более контролируемым каракулям и даже может в конечном итоге выглядеть как человек.

Обычно это происходит случайно и часто неожиданно, но намеренное рисование человека обычно происходит в возрасте около трех лет.

2. Формы головастика или амебы

В возрасте трех или четырех лет дети начинают рисовать людей, похожих на головастиков или амеб.

Они включают в себя круглую форму головы с ногами, вырастающими непосредственно из этой формы. Иногда дети также добавляют руки или даже глаза.

Эти формы обычно плавают в пространстве без какой-либо базовой линии для земли.

3. Базовые формы с дополнительными функциями

В возрасте около четырех лет дети добавляют руки с пальцами на концах, более сложные лица, а иногда и туловище.

В этот досимволический период головы обычно намного больше, чем другие части тела. Многие из центральных вещей, которые испытывают дети, связаны с головой: еда, питье, слух, обоняние, зрение, разговор, плач и смех.

Они часто изображают улыбки на лицах, которые рисуют.

4. Человеческие формы

К пяти годам дети обычно добавляют еще больше деталей к своим рисункам людей, например волосы, руки с пальцами, туловище и ноги с пальцами ног.

Часто это время множества автопортретов, на которых дети исследуют свой образ себя. Примерно в этом возрасте дети начинают уделять больше внимания цветам, которые они используют в своих рисунках.

5. Группы и семьи в действии

В возрасте от шести до семи лет дети часто начинают рисовать группы людей, например семьи. Все тела обычно выглядят одинаково, но могут иметь различия в прическе и одежде, чтобы выразить пол.

На этом схематическом этапе дети начинают заполнять конечности, минуя простые фигурки из палочек. Они рисуют людей в действии, показывая, как они используют свои конечности для работы и игры.

[источник]

Что детский рисунок говорит нам о развитии?

Рисунок ребенка отражает развитие его мелкой моторики и зрительно-моторной координации .

Их рисунки совершенствуются по мере того, как они развивают хватку карандаша и научитесь управлять движением карандашей, мелков, фломастеров и кистей.

Врожденный художественный талант также может быть обнаружен наряду с предшествующим опытом ребенка в искусстве.

Рисунки также говорят нам о когнитивном развитии , например о том, научились ли дети использовать символы для обозначения людей и окружающих их предметов.

Они могут рисовать только то, что знают или испытали.

Их изображения также отражают телесное осознание, например, что могут делать различные части тела, как они изгибаются и двигаются.

Рисунки могут даже показать, если детям некомфортно что-то в собственном теле. Арт-терапевты используют детские рисунки людей и их окружения, чтобы исследовать эмоциональное развитие .

[источник] [источник]

Стоит ли учить детей рисовать людей?

Рисование — это естественный развивающий процесс, которому не нужно учиться. Тем не менее, детям нужна возможность часто рисовать, чтобы воспользоваться многими преимуществами рисования 9.0020 .

Дети не учатся рисовать человека, если их показывает взрослый. Скорее, их возросшее когнитивное понимание и осознание тела отражаются в том, как развиваются их рисунки.

Таким образом, такие занятия, как книжки-раскраски, мало стимулируют творчество и не являются необходимыми для «обучения» ребенка рисованию.

Обучение технике рисования людей не рекомендуется, потому что дети рисуют их, когда они готовы к развитию.

Однако есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы у вашего ребенка был богатый опыт, необходимый для достижения успеха в нужное время.

20 идей для занятий, которые помогут подготовить детей к рисованию людей 

Несмотря на то, что вам не нужно давать ребенку уроки рисования с инструкциями по рисованию людей, вы можете предложить различные виды жизненного опыта, такие как следующие, чтобы помочь им начать правильное направление:

  • Читайте и обсуждайте книжки с картинками, на которых изображены люди.
  • Предлагайте множество возможностей для рисования и рисования без заданных результатов.
  • Поворачивайте художественные материалы, чтобы поддерживать высокий интерес.
  • Нарисуй и раскрась вместе с ребенком.
  • Модель, как рассказать историю с иллюстрациями.
  • Посетите художественные музеи.
  • Поощряйте использование и разговор обо всех чувствах .
  • Поговорите с ребенком о повседневной жизни.
  • Отправляйтесь на прогулку, маленькую и большую; посетить местные достопримечательности.
  • Поощрение неструктурированная, свободная игра .
  • Научите ребенка кататься на велосипеде.
  • Вместе посадите сад.
  • Готовьте или готовьте закуски вместе.
  • Спланируйте охоту за мусором на природе.
  • Предлагайте вашему ребенку материалы с открытым исходным кодом для создания проектов.
  • Поощряйте общение с семьей и друзьями… молодыми, пожилыми и промежуточными.
  • Отправляйтесь понаблюдать за птицами.
  • Познакомить детей с новым словарным запасом .
  • Посетите библиотеку.
  • Праздновать праздники.

20 идей для занятий, которые помогут развить позитивное восприятие тела у детей

Чтобы дети могли успешно рисовать людей, они должны знать различные части тела и то, что они могут делать.

Кроме того, дети получают удовольствие от рисования людей, позитивного взгляда на тела в целом и на свои собственные тела в частности, что, безусловно, является плюсом и поощряется приведенными ниже упражнениями.

  • Спойте песни о теле (например, «Голова, плечи, колени и пальцы ног»).
  • Укажите на части тела и назовите их.
  • Играйте в такие игры, как « Саймон говорит ».
  • Имитировать движения животных.
  • Познакомьте ребенка с йогой.
  • Поощряйте ежедневную физическую активность.
  • Предлагайте варианты здорового питания.
  • Подчеркивайте положительное и не говорите о массе тела как о негативном.
  • Поощряйте игру с имитацией теней.
  • Поиграй в переодевание.
  • Сделай людей из пластилина.
  • Двигайтесь и танцуйте под музыку.
  • Сыграть в игр с хлопками в ладоши .
  • Поделитесь зеркалированием/копированием игр с движением .
  • Сыграйте в игру с фонариком (посветите на части тела и назовите их).
  • Сделать бумажных/картонных кукол.
  • Играй в куклы.
  • Сделать отпечатки ног/ладоней на мокром песке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *