Роджерс карл: Карл Роджерс — Психологос

Содержание

Карл Роджерс

  • Главная
  • Известные личности
  • Знаменитые психологи
  • Карл Роджерс

Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Ребенок рос под влиянием убеждений родителей, их отношения к жизни и его собственного толкования их представлений:

«Я думаю, отношение к людям за пределами нашей большой семьи можно представить следующим образом: поведение других людей сомнительно и не одобряется членами нашей семьи. Многие из них играют в карты, ходят в кино, танцуют, пьют, курят, занимаются другими неприличными делами. Лучше всего просто их терпеть, ибо они не знают, что творят, держаться от них подальше и жить со своей семьей» (1973а, р. 3).

«Возможно, ласково подавляющая семейная атмосфера стала впоследствии причиной того, что у троих из шести детей на определенном этапе жизни развилась язва» (Rogers, 1967, р.

352).

Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. «Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало» (1973а, р. 4). Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей» (Kirschenbaum, 1980, р. 10), родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой.

«Сейчас я понимаю, что был особенным, одиночкой с ничтожно малой возможностью найти свое место в мире людей. Практически я не умел себя вести в человеческом обществе. Мои фантазии в тот период были довольно причудливыми и, вероятно, могли показаться шизоидными , но, к счастью, с психологами я никогда не общался.» (1973а, р. 4).

Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.

«Впервые в жизни за пределами своей семьи я нашел настоящую человеческую близость» (1967, р. 349). Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность. «После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я» (1967, р. 351).

В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии.

Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви.

Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями. «Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы… Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет» (1970, р. 514-515). Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии.

В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.

«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии» (Rogers, 1967, р. 359).

В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество.

Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно. Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942).

Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников» (Kirschenbaum, 1995, р. 19).

В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию (trust), что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва.

Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.

В 1957 году Роджерс перешел в Висконсинский университет, в Мэдисон, где занимался сразу и психиатрией, и психологией. Этот период был для него довольно сложным с профессиональной точки зрения, поскольку возник конфликт с кафедрой психологии. Роджерс чувствовал, что его свобода учить и свобода студентов учиться ограничиваются. «Я довольно терпимый человек, живу сам и позволяю жить другим людям, но когда они не дают жить моим студентам, это уже становится серьезной проблемой» (1970, р. 528).

«Я часто благодарил судьбу за то, что в период, когда я крайне нуждался в помощи, я обучал терапевтов, которых по праву можно назвать личностями, не зависящими от меня, тем не менее всегда готовыми предложить мне эту помощь» (Rogers, 1967, р. 367).

Свое растущее негодование Роджерс высказал в работе «Современные положения об обучении в аспирантуре: Страстное заявление» (Current Assumptions in Graduate Education: A Passionate Statement, 1969). Несмотря на то что работа была отклонена от публикации «Американским психологом» (The American Psychologist), она моментально распространилась среди аспирантов и получила у них огромный неформальный успех еще до того, как, в конце концов, вышла в свет.

«Темой моего заявления было следующее: при подготовке психологов мы проводим неинтеллигентную, неэффективную и пустую работу, нанося вред и нашей науке , и обществу» (1969, р. 170). Вот утверждения, которые критиковал Роджерс:

«1. Студенту нельзя доверять управление процессом своего научного и профессионального обучения.
2. Оценка — это обучение; обучение — это оценка.

3. Что преподносится на лекции, то и изучает студент.
4. Все истины психологии уже известны.
5. Выдающиеся ученые выросли из послушных учеников» (1969, р. 169-187).

Неудивительно, что вскоре, в 1963 году, Роджерс переехал в Ла Джолла, штат Калифорния, в недавно основанный Западный научный институт поведения. Через несколько лет он помог создать центр изучения личности — общество, куда входили психологи, психотерапевты, врачи, педагоги.

Влияние Роджерса на процессы обучения стало настолько явным, что он написал о них книгу, где дал подробную характеристику методов обучения, которые защищал и активно внедрял. Работы «Свобода учиться» (Freedom to Learn, 1969) и «Свобода учиться для 80-х» (Freedom to Learn for the 80’s, 1983) содержат его четкие положения, касающиеся природы человека.

Работа Роджерса с группами стала результатом лет, проведенных в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, изобретать и проверять свои идеи без вмешательства различных социальных и академических институтов. Результаты исследований он собрал в работе «Карл Роджерс о группах встреч» (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970).

«Что я подразумеваю под личностно-центрированным подходом? Он представляет собой основной предмет всей моей профессиональной жизни, который постепенно становился ясным благодаря опыту, взаимодействию с людьми и исследованиям. Я улыбаюсь, когда вспоминаю названия, которые я давал этому предмету в течение своей карьеры — недирективное консультирование (nondirective counseling), клиенто-центрированная терапия (client-centered therapy), студент-центрированное обучение (student-centered teaching), центрированное на группе руководство (group-centered leadership)» (1980a, р. 114).

Одним из направлений отхода Роджерса от психотерапии было исследование тенденций и ценностей в браках. Его работа «Вступление в партнерство: Брак и его альтернативы» (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1972) представляет собой исследование преимуществ и недостатков различных видов взаимоотношений.

Через несколько лет, вернувшись к психотерапии, Роджерс объединил свою работу в группах с попытками ввести новшества в образовательную систему. Вместе с членами центра изучения личности он вел группы для факультета и студентов учебного колледжа Иезуитов, Католической школьной системы (от начальных уровней до колледжа), одновременно проводя консультации для школьных систем Луизвилля и Кентукки (Rogers, 1974b, 1975a, 1975b).
Ободренный своими успехами, Роджерс отошел от клиенто-центрированной терапии, которая являлась главным фактором в его карьере, и сосредоточил внимание на личностно-центрированных ситуациях и на их значении для различных политических и социальных систем. Результаты проделанной работы он представил в книге «Карл Роджерс о могуществе личности» (Carl Rogers on Personal Power, 1978).

В статье, написанной в возрасте 85 лет, Роджерс поделился своей радостью в связи с растущим воздействием этой книги: «Два документа, поступившие вчера, могут служить простейшим примером. В одном говориться о публикации 165 статей по личностно-центрированному подходу в период с 1970 по 1986 год. Поразило то, что эти 165 статей были написаны и опубликованы в Японии! В другом сообщается о крупной конференции в Бразилии, посвященной клиенто-центрированному/личностно-центрированному подходу» (1987b, p. 150).

До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе (Macy, 1987; Rogers, 1986b, 1987a, Swenson, 1987).

В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством — сферой психологических сил и психических возможностей человека (1980b, p. 12). Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост — человека, группы, общества» (1980а, р. 9).

«Понятно, что наш опыт содержит нечто трансцендентное, духовное, неподдающееся описанию. Я вынужден признать: как и многие другие, я недооценивал важность этого таинственного, мистического измерения» (Rogers, 1984).

Роджерс обобщает свою собственную жизненную позицию цитатой из Лао-Цзы, китайского философа VI века до н. э., которого считают старшим современником Конфуция:

«Если я не вмешиваюсь в дела людей, они заботятся о себе сами;
Если я не командую людьми, они действуют сами;
Если я не читаю людям проповеди, они совершенствуются сами;
Если я не навязываю людям свои взгляды, они становятся самими собой. » (1973а, р. 13).

В день смерти Роджерса пришло письмо, извещающее о том, что он выдвинут на Нобелевскую премию — замечательный венец его долгой карьеры (Dreher, 1995).

«В процессе своей работы я ни разу не сталкивался с каким-либо особо выдающимся человеком… не было ни одного, кому я вынужден был бы пойти наперекор или кого хотел бы превзойти» (Rogers, 1970, р. 502).

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Знаменитые психологи Биография Психология 1042

Читать «Клиенто-центрированная терапия» — Роджерс Карл — Страница 1

1

2

3

78

Клиентоцентрированная терапия

В книге изложена теория личности К. Роджерса как основание разработанного им психотерапевтического подхода — клиентоцентрированной терапии.

Прикладные аспекты данного метода представлены в главах, написанных сподвижниками К. Роджерса — Э. Дорфман (Игровая терапия), Н. Хоббсом (Группоцентрированная терапия) и Т. Гордоном (Вопросы лидерства и управленческого администрирования).

Карл Роджерс

Карл Роджерс — человек и его идеи[1]

Карл Роджерс — один из патриархов психологической науки XX столетия. Вместе с тем, его философия, воплотившись в личностном подходе в психотерапии, для многих его современников, коллег и людей профессионально далеких от психологии, приобрела метафизическое звучание и значимость системы моральных принципов.

Вся научная деятельность и практика Карла Роджерса как психотерапевта на протяжении шести десятилетий, начиная с середины 1920-х годов и вплоть до его смерти в 1987 году в возрасте 85 лет, была всецело посвящена проблемам человеческого общения и понимания, утверждению принципов, на которых должно строиться совершенно особое «терапевтическое отношение», выходящее, однако, за пределы сугубо терапевтической ситуации, поскольку здесь речь идет об универсальной модели распределения ответственности, компетенции, инициативы в рамках подлинного партнерства.

Карл Роджерс был пионером в разработке нового пара-дигмально значимого подхода в области психотерапии, известного и признанного сегодня как «недирективный», «кли-ентоцентрированный» и «личностноцентрированный» подход. Ему принадлежит безусловное лидерство в развитии и распространении метода интенсивной групповой терапии, основанного на взаимодействии индивидуального опыта в групповом общении. Он был одним из ведущих деятелей движения гуманистической психологии 60-80-х годов, которое и сегодня не утратило своего влияния, затрагивая самые широкие сферы общественной жизни.

Что бы ни становилось предметом его научного интереса, — психотерапия, образование, брачные или международные отношения, — вклад Роджерса неизменно состоял в осмыслении личностных основ достижения успела во всех этих сферах человеческого взаимодействия. Он, по сути, ввел в научный оборот термин «эмпатия», придав ему статус фундаментального понятия, и, как никто другой, сумел про-демонстривовать его конструктивность применительно к терапии, образованию и человеческим отношениям в целом. Не менее важным, с точки зрения практических подходов в психологии и психотерапии, научным концептом, хотя и менее распространенным сегодня, стало его понятие психологической конгруэнтности —гармоничного, открытого, подлинного общения (тема эта настойчиво возникает в его работах, в частности, в его диалогах с коллегами-психологами, теологами, учеными — Бейтсоном, Скиннером, Бубером, Тиллихом, Поланьи)[2].

Если, придерживаясь жанра предисловий научных изданий, мы зададимся вопросом об истоках мировоззрения автора, то стоит, следуя его подходу, со всей возможной «эмпатией» прислушаться к его голосу, его интонациям, к той подкупающей собеседника, слушателя, читателя иронии, с которой Карл Роджерс — застенчивый мальчик из религиозной семьи, семинарист, ставший агностиком, психолог по праву первородства — то мимоходом, то предельно углубленно затрагивает фундаментальные вопросы религии, философии, психологии, даже в самых прикладных контекстах.

Сам Роджерс признавал, что наиболее полно реализовал себя как ученый. Однако, как и большинство людей, одержимых научной страстью, он был в своем роде мистиком, правда, скорее не религиозного, а внерелигиозного толка. В основании научного призвания, хотя это отнюдь не всегда очевидно ученому, можно обнаружить принципиально метафизическую предпосылку, которую надлежит принимать на веру, если мы хотим, чтобы наука вообще продолжала существовать—это убеждение в том, что вселенная не есть нечто случайное, непредсказуемое и произвольное, но в основе своей закономерна, подчинена порядку и познаваема. И подобно мистику, ученый жаждет как можно ближе подойти к непосредственному переживанию вселенского закона и универсальной гармонии.

Чтобы понять эволюцию Роджерса как ученого, следует не упускать из виду и эту, присущую ему, жажду непосредственного переживания истины, и избранный им путь к истине через научный метод.

Хотя на исходе минувшего столетия и в начале нынешнего (неслучайно, что именно на этот период пришлись детские годы Карла Роджерса) ученое сообщество пыталось заигрывать с идеей изначально лишенной высшего смысла вселенной, в истории человечества наука и мистицизм чаще всего самым тесным образом — синергически — взаимодополняли друг друга. Когда-то Галилей, обращаясь к своим инквизиторам, заявил: «Если бы религия и наука были поняты надлежащим образом, конфликт между ними был бы невозможен». Однако коллизия эта и по сей день не изжита; ею был отмечен и жизненный путь Роджерса.

Поступив после сельскохозяйственного колледжа в теологическую семинарию, чтобы от вещей природы приблизиться к природе вещей, Роджерс вскоре пересмотрел свой выбор, поняв что ортодоксальный путь к истине не оставляет места для свободного поиска. «Ни Библия, ни пророки; ни Фрейд, ни теоретические изыскания; ни Божественное Откровение, ни откровения человеческие — ничто не может иметь превосходства над моим непосредственным опытом», — писал Роджерс в книге О становлении личности[3]. И далее: «Мой опыт не подчиняется авторитетам, поскольку он непогрешим. Он сам является основанием авторитета, поскольку он всегда может быть проверен заново первичным образом. Именно таким образом нередкие ошибки или погрешности опыта остаются всегда открытыми для поправок». Без этого замечания, пожалуй, было бы не совсем понятно, почему Роджерс не стал упрямым проповедником своего рода «личностноцентрированной религии», как иной раз понимали его «учение» торопливые поклонники его психологического гения. В этих сентенциях выражено научное кредо ученого, и это дает нам ключ к объяснению, почему Роджерс, в отличие от Бубера или Мертона, избрал научный путь к истине, а не путь созерцания.

Когда Карл Роджерс начинал свою научную карьеру, доминирующей установкой в науке (парадигмой в понимании Куна) был позитивизм. Иерархия научных дисциплин выстраивалась — по нисходящей — от математики и физики к химии и биологии. Психология, если она не была в достаточной мере биологически или физиологически обоснована, чтобы получить допуск в лоно естественных наук, казалась чем-то сомнительным. Избрав, наконец, своим поприщем именно психологию, Роджерс в своих ранних работах, казалось бы, настойчиво пытается доказать незримому оппоненту: «Мы такие же ученые, как и те, кто изучает крысиные бега в лабиринте». В таком контексте фрейдовская методология детальной интерпретации единичных клинических случаев (того, что у нас называется «история болезни») и построения на этом основании теоретических конструкций представлялась неприемлемо «субъективной», «ненаучной» и слишком подверженной ошибкам «наблюдателя». И коль скоро, как утверждает Торн-дайк, «все существующее существует в некотором качестве, которое может быть измерено», Роджерс и его соратники изобретают изящные количественные методы проверки идей в такой, казалось бы, не поддающейся количественным оценкам области, как психология. Впрочем, позднее они же разрабатывают и основательные качественные методы верификации психологических истин[4].

Многое из того, что сегодня мы принимаем как само собой разумеющееся, в то время начинало свой путь к научному признанию через интуитивные прозрения и рабочие гипотезы, подчиняющиеся, по меткому выражению Роджерса, лишь «правилам большого пальца». Это и исследовательский инструментарий, вроде хорошо известного Теста тематической апперцепции или применения разного рода записывающих устройств для фиксации терапевтического процесса, и фундаментальные идеи мощного эвристического заряда, вроде представления о самореференции[5] или клиентоцентрированного подхода в терапии[6]. Отчасти поэтому, сравнивая ведущих специалистов самых разных направлений в области психотерапии, исследователи не раз отмечали, что все они, в той или иной мере, «роджери-анцы», имея в виду их понимание «терапевтического отношения», принципа признания и эмпатии[7].

вернуться

1

По материалам специального выпуска Журнала гуманистической психологии: Journal of Humanistic Psychology, 1995, vol.35, No.4, p.40-54.

вернуться

2

Carl Rogers: Dialogues: Boston, Houghton Mifflin Company, 1989.

вернуться

3

Rogers.On Becoming Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.

вернуться

4

Rogers, Dymond (Eds.), Psychotherapy and Personality Change. Chicago: University of Chicago Press, 1954, p. 12—24.

вернуться

5

Rogers, Psychotherapy and Personality Change.

вернуться

6

Rogers, Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

вернуться

7

Fiedler, A comparison of the therapeutic relationship in psychoanalytic, non-directive and Adlerian therapy, Journal of Consulting Psychology, 1950, 14, p.436-445; Luborsky, Who is helped by psychotherapy? Harvard Mental Health Letter, 1989, 7(2), p.4; Lambert, Implications of outcome research for psychotherapy integration. Handbook of Psychotherapy Integration. New York: Basic Books, 1992.

Перейти к описанию Следующая страница

Карл Роджерс. Знаменитые случаи из практики психоанализа

Карл Роджерс. Знаменитые случаи из практики психоанализа

ВикиЧтение

Знаменитые случаи из практики психоанализа
Гринвальд Гарольд

Содержание

Карл Роджерс

Карл Роджерс (1902 — 1987) представляет одно из наиболее влиятельных направлений в американской психологии. В основном его имя связывается с разработанным им методом терапии, который многим обязан Отто Ранку, одному из пионеров психоанализа, порвавшему с Фрейдом.

Этот вид терапии называют индирективной или центрированной на клиенте терапией. Роджерс полагал, что врач должен относиться к клиенту (он редко употреблял слово «пациент») не как ученый к объекту исследования и не как медик к больному, но как человек, которого глубоко волнуют переживания другого человека. Он также считал, что наилучшая точка зрения для того, чтобы понять поведение индивидуума, — это внутренняя точка зрения самого индивидуума.

Индирективная психология пользуется широкой популярностью среди ученых-психологов, потому что этот вид терапии вырос исключительно на почве психологии, а не медицины. Именно эта форма терапии, вероятно, наиболее часто преподается в университетских курсах по технике ведения беседы. По мнению многих, обучиться этой технике сравнительно нетрудно, и ее применение делает лечение успешным и недорогим. Своей тенденцией избежать директивности, упором на прояснении эмоций и стремлением достичь инсайта индирективная терапия близка психоанализу.

Важным вкладом Роджерса в психотерапию следует считать также то, что он начал целый ряд исследований природы психотерапевтического процесса и его результатов. Будучи сам психологом по образованию и работая со специалистами именно в области психологии, Роджерс в гораздо большей степени получил поддержку людей, в основном занимающихся исследованиями, чем другие психоаналитики.

В приведенном ниже случае[43], взятом из книги Роджерса (хотя в нем описывается работа другого консультанта), демонстрируются некоторые методы индирективной терапии. Основное значение данного случая заключается не столько в технике, сколько в акценте, делаемом Роджерсом на Достижении и развитии инсайта. Этот случай показывает, как клиент развивает понимание (инсайт) причин своих затруднений.

Карл Роджерс (1902–1987)

Карл Роджерс (1902–1987) Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно — ориентирован — ная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного

14. К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и другие гуманистические психологи

14. К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и другие гуманистические психологи Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины прошлого века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987)

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью–Йорк. С 1940 г. Роджерс

Карл Роджерс (1902–1987) Как помочь людям, помочь самим себе

Карл Роджерс (1902–1987) Как помочь людям, помочь самим себе Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-парке в семье убежденных протестантов. Когда он был подростком, семья переехала в Глен Эллен, где у Карла зародился интерес к сельскому хозяйству. В 1919 году он поступил

Поклон и внутреннее выпрямление. Джила Роджерс

Поклон и внутреннее выпрямление. Джила Роджерс Поклон — естественное движение души и тела. Осуществление этого движения как выражение почтения, смирения, уважения, как согласие с порядками любви, как согласие с величием судеб, как согласие с силами, действующими в нас и

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук — парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс Здесь я хотел бы остановиться на двух представителях гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерсе. Это уже наши современники. К. Роджерс, когда в нашей стране начались социальные изменения, в возрасте 84 лет

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология Карл Роджерс — один из основоположников гуманистической психологии, создатель «клиент центрированной» психотерапии, зачинатель движения «Группы встреч»[1]; его книги и статьи привлекли к нему

5.

Карл Роджерс. ДВЕ РАСХОДЯЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ

5. Карл Роджерс. ДВЕ РАСХОДЯЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ Во время конференции, на которой эта работа была зачитана впервые, меня попросили прокомментировать два момента – один включал в себя общую теорию психотерапии, основанную на теории научения, а другой – экзистенциальный подход

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке

Глава 14. Карл Роджерс и перспектива центрированности на человеке Карл Роджерс оказал значительное влияние как на психологию и психиатрию, так и на образование. Он создал клиенто-центрированную терапию (client-centered therapy), был инициатором создания групп встреч (encounter groups),

К. Роджерс (1902–1987)

К. Роджерс (1902–1987) В детстве любимым занятием Карла Роджерса было чтение приключенческих романов. Герой одного из таких романов произвел на юного читателя сильное впечатление: в одной главе он сражался с индейцами, в другой — одерживал верх над морскими пиратами, в

Карл Роджерс Биография — Жизнь американского психолога

Карл Роджерс был известным американским психологом и одним из основоположников гуманистического подхода к психологии. Он считается одним из пионеров психотерапевтических исследований.

Молодость

Карл родился 8 января 1902 года в Чикаго, штат Иллинойс. Его отец, Уолтер Роджерс, был инженером-строителем, а мать, Джулия, была домохозяйкой и набожной христианкой. Карл был четвертым из шести детей, которые были у его родителей.

Годы обучения

Роджерс был способным ребенком и довольно рано начал читать. С раннего детства Карл был очень дисциплинированным и независимым, и он очень искренне относился к учебе. Он начал ценить использование научного метода в практическом мире в раннем возрасте.

После окончания средней школы Карл поступил в Висконсинский университет, и его первой профессией была работа в сельском хозяйстве, затем история, а затем религия. После поездки в Китай в возрасте 20 лет на Международную христианскую конференцию Карл начал сомневаться в своих религиозных убеждениях и убеждениях.

Он решил изменить свой выбор профессии и поступил в Союзную теологическую семинарию. После двух лет обучения в семинарии Карл оставил семинарию и поступил в Педагогический колледж Колумбийского университета, где в 1928 году получил степень магистра, а затем и докторскую степень. в 1931 году. Для своей докторской работы Карл занялся детскими исследованиями.

Профессиональная жизнь

В 1930 году Карл занимал пост директора Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. Между 1935 и 1940, он работал в Рочестерском университете в качестве лектора. В 1940 году Карл поступил на работу в Университет штата Огайо в качестве профессора клинической психологии. Вскоре после этого Чикагский университет пригласил его основать консультационный центр.

В 1947 году Карл Роджерс был избран президентом Американской психологической ассоциации, а позже стал президентом Американской академии психотерапевтов. С 1957 по 1963 год Карл преподавал в Висконсинском университете. За свою карьеру Карл Роджерс написал много выдающихся книг по психологии. Вместе с Абрахамом Маслоу Карл стал пионером движения гуманистической психологии, которое достигло своего пика в XIX веке.60-е годы.

Личная жизнь

Карл Роджерс был женат на Хелен Эллиот, на которой он женился против воли своих родителей в 1924 году. У них было двое детей, Дэвид и Натали. Хелен и Карл были вместе до 1979 года, когда Хелен скончалась. Карл Роджерс вел здоровую и активную трудовую жизнь до 85 лет. Он упал в 1987 году, что привело к перелому таза. Ему сделали успешную операцию, но после этого у него отказала поджелудочная железа, и через несколько дней он умер.

Теории и вклад в психологию

На протяжении всей своей работы Карл Роджер посвятил себя гуманистической психологии и хорошо известен своей теорией развития личности. Роджер был одним из основателей гуманистической психологии, которая делает упор на индивидуальный подход, а не на традиционные отношения между терапевтом и пациентом.

Его клиентоцентрированная терапия, также известная как теория развития личности, была разработана вокруг клиента. Теория подчеркивала важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции. Согласно Роджерсу, каждому человеку присуща врожденная тенденция к росту и развитию. Он считал, что каждый человек может достичь своих целей, желаний и желаний в жизни. Эта врожденная склонность влияет на самооценку и самоактуализацию.

По его словам, опыт понимания и признания дает человеку свободу роста. Для этого терапевт должен выразить полное принятие пациента. Роджерс сказал, что лучше всего его можно достичь с помощью метода рефлексии.

Во время сеанса терапии пациенту разрешается управлять ходом сеанса, а терапевт делает лишь небольшие прерывающие замечания, просто чтобы определить определенные факторы. По его словам, он фасилитатор, создающий среду для обучения и роста. Этот уникальный подход Роджерса нашел широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование, образование, организации и другие группы.

Еще одно увлекательное исследование Карла касалось идеи обратной связи. Он обнаружил, что есть пять способов, которыми человек дает свою обратную связь. К ним относятся оценочные, интерпретирующие, поддерживающие, зондирующие и понимающие.

Публикации и награды

Карл Роджерс написал 16 книг и более 200 статей и получил несколько наград, включая награду Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад. В 1972 году он стал единственным человеком, получившим эту награду вместе с премией ассоциации за выдающийся профессиональный вклад. Он также получил серебряную медаль Николаса Мюррея Батлера от Колумбийского университета в 1919 году.55. Он получил почетные степени в различных университетах по всему миру.

Карл Роджерс Биография и цитаты

Карл Роджерс (Карл Рэнсом Роджерс; 8 января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог и писатель, один из создателей гуманистического подхода к психологии и личностно-ориентированной терапии ( ПКТ).

Кроме того, Карл Роджерс считается одним из пионеров психотерапевтических исследований. Он исследовал, хорошо ли люди знают себя и верят ли они в внутреннюю ценность своего собственного опыта.

Биография Карл Роджерс

Карл Роджерс родился в Чикаго, где он жил вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Его родители были строгими протестантами, и по этой причине он рос религиозно. Семья жила на ферме, на которой у них были близкие отношения.

Хотите неограниченный доступ без рекламы?

Карл Роджерс любил свою семью и проводил время скорее с братьями, чем с друзьями. По этой причине он был изолирован и независим в раннем возрасте. Карл Роджерс также любит читать, и его очень интересовало научное сельское хозяйство.

Несмотря на то, что он интересовался сельским хозяйством, его интерес больше смещался в сторону религии. Позже Карл Роджерс специализировался на истории в Университете Висконсина в 1924 году.

Во время учебы он присоединился к международной христианской конференции, с которой он присоединился к экспедиции в Китай. Экспедиция вдохновила его следовать менее строгому пути христианства.

В то время как Карл Роджерс продолжал свое обучение, он одновременно женился на Хелен Эллиот в 1924 году. Он, как и многие другие, определял свой карьерный путь. Затем Карл Роджерс решил поступить в Союзную теологическую семинарию, также в 1924.

Пока Карл Роджерс работал над своей карьерой, он одновременно приступил к созданию собственной семьи. Первый ребенок пары Дэвид родился в 1926 году, а их дочь родилась в 1928 году. К сожалению, он выбыл из Объединенной теологической семинарии.

В 1927 году Карл Роджерс решил получить степень магистра психологии в Колумбийском университете в Нью-Йорке. К счастью, программа ему понравилась, и позже он также получил степень доктора философии. по клинической психологии под руководством Гудвина Уотсона в Колумбийском университете в 1931. Его изучение клинической психологии заставило его специализироваться на психологических тестах.

С 1928 года Карл Роджерс параллельно с учебой работал детским психологом в Детском отделе Рочестерского общества предотвращения жестокого обращения с детьми. В этот период он познакомился с методами терапии, которые вдохновили его на разработку собственного подхода.

Несмотря на стремление разработать собственные методы терапии, Карл Роджерс остался недоволен своими успехами в психологии. Он упомянул, что его пациентам было легче определить, над чем им нужно работать, чем ему.

В связи с этим Карл Роджерс создал и опубликовал статью о клиническом лечении проблемного ребенка. Эта газета стала более известной. Бумага привлекла внимание в Университете штата Огайо, и университет предложил Карлу Роджерсу работать профессором клинической психологии в школе.

Карл Роджерс определил, что при личностно-центрированном подходе к терапии клиент часто демонстрирует способность управлять собой в своем лечении. Он назвал это «недирективным подходом». Он начал концептуализировать свои теории на языке науки, чтобы их можно было постоянно проверять.

С 1942 по 1944 год Карл Роджерс был председателем клинической секции Американской ассоциации прикладной психологии. Кроме того, он был президентом Американской психологической ассоциации с 1946 по 1947 год.

Он также был инструктором для сотрудников Объединенной сервисной организации во время Второй мировой войны, где обучал методам консультирования персонала. Из-за его вклада в United Service Organization Карл Роджерс позже был приглашен Чикагским университетом для создания нового консультационного центра.

Он и его семья переехали в Чикаго в 1945 году, и Карл Роджерс начал работать профессором Чикагского университета. За время работы он смог измерить эффективность своих методов исследования. Его выводы неоднократно публиковались.

В 1956 году Карл Роджерс был награжден премией Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад. Он получил награду за свой оригинальный метод объективизации описания и анализа психотерапевтического процесса, за формулировку поддающейся проверке теории психотерапии и ее воздействия на личность и поведение, а также за обширные систематические исследования, призванные продемонстрировать ценность этого метода, а также изучить и проверить его. последствия теории.

Позже он работал профессором психиатрии и психологии в Висконсинском университете в Мэдисоне с 1957 по 1964 год. В это время он разработал концепцию активного слушания.

Необычные методы исследования Карла Роджерса сегодня вдохновляют научные инновации в психологии.

Его «недирективный подход» применялся к образованию, культурным отношениям и другим сферам обслуживания. Карл Роджерс является автором различных книг, и его теории дополнительно повлияли на современную психотерапию и область психического здоровья.

Карл Роджерс цитирует

  1. «Любопытный парадокс заключается в том, что когда я принимаю себя таким, какой я есть, я могу измениться».
  2. «Единственный образованный человек — это тот, кто научился учиться и меняться».
  3. «Что самое личное, то и самое универсальное».
  4. «То, что я есть, достаточно хорошо, если бы я только был этим открыто».
  5. «Я не совершенен… Но мне достаточно».
  6. «Есть направление, но нет пункта назначения»
  7. «Мы не можем измениться, мы не можем отойти от того, что мы есть, пока мы полностью не примем то, что мы есть. Затем изменения, кажется, происходят почти незаметно».
  8. «Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения».
  9. «Как только переживание полностью осознается, полностью принимается, с ним можно эффективно справиться, как и с любой другой ясной реальностью».
  10. «Мы думаем, что слушаем, но очень редко мы слушаем с настоящим пониманием, с настоящим сочувствием. Тем не менее, слушание, такого особенного рода, является одной из самых мощных движущих сил перемен, которые я знаю».
  11. «Рост происходит, когда люди сталкиваются с проблемами, пытаются справиться с ними и в этой борьбе развивают новые аспекты своих навыков, способностей, взглядов на жизнь».
  12. «Люди прекрасны, как закаты, если оставить их в покое. Когда я смотрю на закат, я не ловлю себя на том, что говорю: «Слегка смягчи оранжевый цвет в правом углу». Я не пытаюсь контролировать закат. Я с трепетом наблюдаю, как это разворачивается».

Получайте обновления от Toolshero о новых методах, моделях и теориях!

Публикации, книги и журналы

  • 1986. Отражение чувств . Личностно-ориентированный обзор, 14, 375–377.
  • 1985. К более гуманной науке о человеке . Журнал гуманистической психологии, 254, 7-24.
  • 1983. Свобода учиться для 80-х . № 371.39 Р724ф. Огайо, США: Merrill Publishing, 1983.
  • .
  • 1979. Основы личностно-ориентированного подхода . Просвещения, 1002.
  • 1975. Эмпатия: недооцененный способ бытия . Психолог-консультант, 52, 2-10.
  • 1974. Клиентоцентрированная теория: Карл Р. Роджерс .
  • 1972. Стать партнерами .
  • 1970. Карл Роджерс о группах встреч .
  • 1967. Терапевтические отношения и их воздействие: исследование психотерапии шизофреников .
  • 1966. Клиент-центрированная терапия . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • 1964. На пути к современному подходу к ценностям: процесс оценки у зрелого человека . Журнал ненормальной и социальной психологии, 682, 160.
  • 1963. К науке о человеке . Журнал гуманистической психологии, 32, 72-92.
  • 1963. Актуализирующая тенденция по отношению к «Мотивам» и к сознанию .
  • 1962. Межличностные отношения . Гарвардское образовательное обозрение, 324, 416-429.
  • 1961. Характеристики отношений помощи . Став человеком, 39-58.
  • 1960. Разработка шкалы измерения изменений процесса в психотерапии . Журнал клинической психологии, 161, 79-85.
  • 1958. Характеристики отношений помощи . Журнал персонала и рекомендаций, 371, 6-16.
  • 1957. Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности . Журнал консалтинговой психологии, 212, 95.
  • 1957. Активное прослушивание . Центр производственных отношений Чикагского университета.
  • 1956. Некоторые вопросы управления поведением человека . Наука, 1243231, 1057-1066.
  • 1956. Клиентоцентрированная теория . Журнал консультативной психологии, 32, 115.
  • 1955. Личности или наука? Философский вопрос . Американский психолог, 107, 267.
  • 1954. К теории творчества . ETC: Обзор общей семантики, 249-260.
  • 1954. Психотерапия и изменение личности .
  • 1952. Клиент-центрированная психотерапия . Научный американец, 1875, 66-75.
  • 1947. Некоторые наблюдения об организации личности . Американский психолог, 29, 358.
  • 1946. Важные аспекты клиент-центрированной терапии . Американский психолог, 110, 415-422.
  • 1945. Недирективный метод как метод социального исследования . Американский журнал социологии, 504, 279-283.
  • 1942. Консультирование и психотерапия . Том. 298. Бостон: Хоутон Миффлин.
  • 1939. Клиническое лечение проблемного ребенка .

Как цитировать эту статью:
Zeeman, A. (2018). Карл Роджерс . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/toolsheroes/carl-rogers/

Опубликовано: 11.07.2018 | Последнее обновление: 20.05.2022

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Карл Роджерс

Вы нашли эту статью интересной?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 5 / 5. Всего голосов: 3

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Карл Роджерс (1902–1987) — Консультирование и клиническая практика, выход за рамки индивидуального консультирования, международный диалог — личное, книга, колледж и психология

Американский психолог и терапевт Карл Р. Роджерс полагался на личный опыт, а также на научные исследования при разработке своей методологии, большая часть которой предвосхитила психотерапевтическую практику конца двадцатого века.

Роджерс родился в Оук-Парке, штат Иллинойс, в преуспевающей и весьма религиозно консервативной протестантской семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Он был не по годам развитым ребенком, читал библейские истории до того, как пошел в школу, получил средний балл в старшей школе и был на вершине всех тестов на интеллектуальные способности, которые он проходил. В подростковом возрасте некоторые из его интересов в области науки и сельского хозяйства выкристаллизовались, когда он работал на ферме своего отца и читал крупную книгу по научному сельскому хозяйству. Пятимесячная поездка YMCA в Китай, когда он был еще двадцатилетним студентом колледжа, подтвердила его религиозные интересы, но также дала ему возможность начать формулировать свою личную философию независимо от родителей. В течение следующего года он вспомнил в 1967 лет, он назвал поездку «величайшим опытом в моей жизни». После колледжа (Университет Висконсина) он посещал теологическую семинарию либерального Союза, но защитил докторскую диссертацию. в Педагогическом колледже Колумбийского университета в 1931 году.

Интеллектуально Роджерс был либеральным, идеалистичным и оптимистичным. В очень критической биографии Дэвид Коэн, опираясь на неопубликованные заметки, письма и эссе из 140 ящиков архива Роджерса в Библиотеке Конгресса, нарисовал Роджерса в другом свете: обеспокоенный человек, часто конфликтующий со своими родителями, братьями и сестрами. , жена, дети и их супруги, а также ряд коллег. Роджерс, в более сдержанных выражениях, обнародовал лишь намеки на свои проблемы в некоторых кратких комментариях в своей главе в История психологии в автобиографии Дэвида Боринга и Гарднера Линдзи. Напротив, Говард Киршенбаум в биографии, основанной на многих интервью с Роджерсом и другими, представляет то, что он, Киршенбаум, считает «сбалансированной картиной человека» (стр. xvi).

Консультирование и клиническая практика

Стремление Роджерса сделать клиническую психологическую работу научной проявилось в его диссертации «Измерение адаптации личности у детей в возрасте от 9 до 13 лет» (19). 31). Он разработал бумажный и карандашный объективный тест с шестью типами форматов заданий, которые в значительной степени были получены из вопросов клинического интервью и четырех подшкал корректировки и суммировались в общую оценку. Тест был разработан эмпирическим путем, прошел перекрестную проверку и имел нормы, основанные на данных учащихся начальной школы из Нью-Йорка. Одна группа заданий требовала, чтобы дети оценили воспринимаемое «я» в сравнении с «идеальным я» — концепция, которая все больше становилась частью долгосрочного взгляда Роджерса на личность.

Дюжина лет, которые он провел, занимаясь клинической работой и руководя тем, что стало Рочестерским консультационным центром, привела к созданию «Клиническое лечение проблемного ребенка » (1939). Он занимался тестированием, интервьюированием, лагерями, приемными семьями, семьями и школами, а также началом «терапии отношений» с признанием работы Отто Ранка, Джесси Тафт и Фредерика Аллена. Полнота книги наряду с развивающейся точкой зрения Роджерса предвещает интеллектуальный стиль письма в его более поздних работах.

Он стал кандидатом и принял должность профессора в Университете штата Огайо, преподавал курсы по психической гигиене и практике консультирования, а также руководил докторской диссертацией. студентов в своих диссертациях. Там он написал, возможно, свою самую важную и провокационную книгу « Консультирование и психотерапия » (1942). Примечательно, что подзаголовок «Новые концепции на практике» подчеркивал переход от диагностики к терапии, который происходил в нескольких вспомогательных дисциплинах. Аудитория была составлена ​​в широком смысле: психологи, консультанты колледжей, семейные консультанты, психиатры, социальные работники и школьные консультанты. Методологически его целью было представить свой обширный личный опыт практической работы по консультированию в различных условиях на протяжении 19-го века.30-е и 1940-е годы — все более важное значение, личный опыт, а также научные исследования стали основной основой для его идей и практик.

Более поздние теоретики и методологи могли бы назвать его усилия «исследованием в действии», «открытием/созданием обоснованной теории» и «реконструкциями». Семена недирективного и ориентированного на клиента консультирования очевидны, как и зачатки основных концепций полноценного функционирования, подлинности/конгруэнтности, безусловного положительного отношения и принятия, а также сопереживания. Стенограммы фонографических записей консультационных интервью документируют каждую идею в тексте. Диалог между данными и предположениями является стимулирующим. Апогеем записи является часть четвертая, «Дело Герберта Брайана». Были записаны все восемь консультационных интервью, всего 178 страниц. Дословные стенограммы содержат интерполированные реакции, мысли, догадки, критику и предложения, и читатель может следить за ними и делать свои собственные интерпретации.

Менее чем через десять лет Роджерс отредактировал «Терапия, ориентированная на клиента: ее текущая практика, последствия и теория» (1951) и преподавал в Чикагском университете. В предисловии выражается признательность большой группе консультантов Чикагского консультационного центра, чьи мысли и усилия способствовали его размышлениям. В предисловии в эмоциональном и близком к духовному выражении выражается благодарность клиентам, из чьей борьбы и забот он и его коллеги извлекли уроки. Однако в основном книга представляет собой трактат о развивающейся точке зрения Роджерса, почти интеллектуальную автобиографию. Помимо преемственности и проработки вопросов недирективного консультирования или клиент-центрированной терапии, выделяются несколько других аспектов: обсуждение групповой терапии и лидерства, переход к обучению, ориентированному на студента, и теория личности и поведения. В главе о теории личности и поведения была формализована большая часть вклада Роджерса в то, что стало называться «психологией третьей силы», сложным набором альтернатив бихевиоризму и психоанализу. Он прокомментировал: «Как и Маслоу, писатель признавался, что в начале своей профессиональной жизни он придерживался теоретических взглядов, почти во всех отношениях противоречащих взглядам, к которым он постепенно пришел в результате клинического опыта и клинически ориентированных исследований. (Роджерс 1951, с. 482).

Выход за рамки индивидуального консультирования

Один из самых значительных вкладов Роджерса связан с его заботой об образовании детей и подростков, а также взрослых. Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование (1969), представляет собой нападение на традиционное формальное школьное образование. В одной из глав Роджерс основывала работу на дневнике, который вел учитель, о ее попытках переориентировать свой шестой класс на лучшее обучение. Интерпретируя ее действия, Роджерс рассказала о реалиях класса, испытывающего апатию, проблемы с дисциплиной и опасения родителей, а также об учителе, который, прочитав отчет об обучении, ориентированном на ученика — «неструктурированном или недирективном подходе», — работал над созданием более захватывающий и стимулирующий класс. Дневник дополнен ответами, написанными на вопросы, заданные Роджерсом. В другой главе Роджерс распространил свои идеи на уровень колледжа, используя описательный отчет профессора колледжа и добавив свои собственные интерпретации. Затем он написал о своем личном опыте преподавания курса «Ценности человеческого поведения, включая обучение чувствительности» в Западном институте поведенческих наук. Одной из самых увлекательных глав книги является заявление на четырех с половиной страницах «Личные мысли о преподавании и обучении», которое было очень радикальным документом, вызвавшим серьезную критику. Роджерс начал: «Мне очень трудно думать, особенно когда я думаю о своем собственном опыте и пытаюсь извлечь из этого опыта смысл, который, кажется, действительно присущ ему». Затем он сформулировал тринадцать предложений/гипотез с пятью следствиями. Его первое предложение: «Мой опыт показывает, что я не могу научить другого человека тому, как учить». Его четвертый: «Я пришел к выводу, что единственное обучение, которое значительно влияет на поведение, — это самооткрытое, самоприсвоенное обучение». После дюжины пекарей последствия включают отказ от преподавания, экзаменов и оценок.

В 1970 году он поступил на факультет Западного института поведенческих наук, а затем в Центр изучения личности, написав еще одну большую книгу Карл Роджерс о группах встреч (1970). Он и времена резко изменились. Книга продолжает его личный и автобиографический стиль, на этот раз его опыт работы с природой, процессами и влиянием групп на жизнь людей. Он быстро знакомит читателя с предыдущими ключевыми фигурами (например, с Куртом Левином), с предыдущими ярлыками (например, Т-группами), тренингом по чувствительности и группами встреч. Заметки, письма, рассказы и индивидуальные отчеты иллюстрируют процессы, изменения и личный опыт. Затем он обращается к автобиографическому вопросу: «Могу ли я быть фасилитатором в группе?», чтобы избежать краткого общего утверждения, которое «должно быть настолько гомогенизировано, чтобы каждая истина в нем была в какой-то степени ложью», а также свести к минимуму «привкус опыта, который я не хотел подчеркивать» (стр. 43). Кроме того, более традиционный ученый в нем ведет к главе «Что мы знаем из исследований». Книга обладает убедительным риторическим качеством в сочетании с яркими данными, поразительным личным опытом лидеров и участников и широкими полезными практическими идеями и предложениями.

Международный диалог

Роджерс был в авангарде психологии, участвуя в дискуссиях с международными учеными. Он обсуждал индивидуальную психотерапию как подход к отношениям «Я-Ты» с выдающимся еврейским интеллектуалом Мартином Бубером в 1957 году, спрашивая его: «Как вы так глубоко жили межличностными отношениями и достигли такого понимания человеческой личности, не будучи психотерапевтом. ? (Бубер смеется)» (Киршенбаум и Хендерсон, стр. 45). Последовал длинный развернутый ответ, и диалог продолжился. Дискуссия с теологом Паулем Тиллихом перешла к главному обмену мнениями о природе — множественной природе — человека. С психологом-бихевиористом Б. Ф. Скиннером проблема свободы и контроля в жизни человека стала центральной. Другие утверждали бы, что душа психологии была предметом споров. Дискуссии с Грегори Бейтсоном, Майклом Поланьи и Райнхольдом Нибуром расширили рамки дискуссий. С Ролло Мэем роль зла, демонического и демонического вышла на первый план и затронула центральные принципы Роджерса о добре человека по сравнению с человеком, имеющим потенциал для добра и зла. Короче говоря, можно найти Роджерса, блестящего психолога и терапевта, в споре с некоторыми из самых важных умов двадцатого века по вопросам, которые озадачивали человечество на протяжении столетий, а точнее, тысячелетий.

БИБЛИОГРАФИЯ

C OHEN , D AVID. 1997. Карл Роджерс: критическая биография. Лондон: констебль.

K ИРШЕНБАУМ , H OWARD. 1979. О том, как стать Карлом Роджерсом. Нью-Йорк: Делакорте.

K IRSCHENBAUM , H OWARD, и H ENDERSON , V ALERIE L AND, изд. 1989. Карл Роджерс: диалоги. Бостон: Хоутон Миффлин.

R OGERS , C ARL R. 1931. Измерение адаптации личности у детей в возрасте от девяти до тринадцати лет. Нью-Йорк: Бюро публикаций Педагогического колледжа Колумбийского университета.

R OGERS , C ARL R.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *