Познание. Знания, их роль в жизни общества и и человека
Похожие презентации:
Познание. Цель познания
Философия познания
Познание и знание. Познание мира
Познание и знание
Познание как деятельность. Истина и ее критерии
Философия, ее роль в жизни человека и общества
Познание и его структура. Вера и знание
Философия познания
Основы философии познания
Свобода. Познание
1. Проект по дисциплине Обществознание на тему: 9.“Познание”
государственное автономное профессиональное учреждениеСамарской области “Новокуйбышевский гуманитарнотехнологический колледж”
Проект
по дисциплине Обществознание на тему:
9.“Познание”
Выполнил:студент гр.17
Специальность 09.02.05
Прикладная информатика
Кумашев Егор Андреевич
Преподаватель:Баннова Н.В
2017
2. Что такое познание?
Познание— совокупность процессов, процедур иметодов приобретения знаний о явлениях и
закономерностях объективного мира. Проще говоря
познание — это процесс получения человеком нового
знания, открытие неизвестного ранее.
3. Знания, их роль в жизни общества и и человека
Знание — это совокупность утверждений о мире, свойствахобъектов, закономерностях процессов и явлений, а также правил
логического вывода одних утверждений из других и правил
использования их для принятия решений.
Конечно, для человека роль знаний очень важна, так как без
знаний, большинство людей не смогут устроиться на
высокооплачиваемую работу, не смогут заработать себе на жизнь,
создать семью и нормальные условия для счастливой и успешной
жизни. Но нам не обязательно все знать, можно черпать
информацию у людей, которые имеют опыт в той или иной
области. Если ваша цель – стать богатым, то вам нужно общаться и
брать советы у богатых людей, а не у бедных
4. Субъект и объект познания
Субъект и объект познания – это две противостоящие области,одна из которых активна, динамична, наделена разумом и желанием
изучения чего-либо, а другая рассматривается как предмет для
наблюдения и исследования.
Субъект и объект познания — это две части одного целого. Если нет
одной составляющей, то не будет и другой.
5. Что такое субъект?
Субъект познания – это личность познающая, активная. Под этим определениемможет подразумеваться как один человек, так и целая группа людей. Кого именно
называть субъектом, зависит от каждой отдельно взятой ситуации. Стоит
отметить, что данное определение имеет динамический, активный характер. То
есть, субъект познания сам определяет и формирует область, которую он
собирается изучать. Следовательно, определение это подходит только к
личности, наделенной разумом и жаждой исследовательской деятельности.
6. Что такое объект познания?
Объект познания – это какая-либо область, человек, исторический отрезоквремени и многое другое, что подвергается рассмотрению и изучению. То есть,
под это определение попадает все то, что исследуется отдельным человеком или
группой лиц.
Объект – это вовсе не обязательно нечто пассивное. Следует помнить, что
предметом рассмотрения могут являться живые существа, их поведение.
Еще одна важная деталь — объект познания может быть и нематериальным. Этим
термином можно обозначить все, что может как существовать в реальности,
так и быть лишь в воображении человека.
7. Чувственное и рациональное познание
Чувственное познание опирается на образы, возникающие всознании в результате деятельности пяти основных чувств человека
— зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам
чувственного познания относят: восприятие, ощущение,
представление.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении,
позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К
формам рационального познания относят: понятие, суждение,
умозаключение.
8. Понятие и виды истины
Истина — соответствие знаний, полученных субъектом в ходепознания, действительности; отражение объекта в сознании, при
котором он воспроизводится так, как существует вне сознания.
Выделяют несколько основных видов истины: обыденная
(повседневная), научная, нравственная, художественная.
Так же существуют понятия абсолютной и относительной истины,
которые, по сути, снимают вопрос о познаваемости мира.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о
мире, установленное раз и навсегда и не подверженное изменениям.
Относительная истина — ограниченное, неполное, неточное
знание, уровень которого обусловлен уровнем развития общества.
9. Критерии истины и её объективность
Критерии истины — основания для того, чтобы отделить достоверное знание омире от заблуждения или лжи.
Обычно выделяют следующие критерии истины: соответствие законам логики,
внутренняя непротиворечивость знания, соответствие ранее открытым законам
науки, практическая деятельность.
Объективная истина – это философское понятие, означающее некую сумму
знаний, которые не зависят от человека, его симпатий, целей и устремлений.
Содержание ее не конструируется субъектами. Оно подобно предметам или
явлениям природы, и фактически является отражением в нашем мозгу каких-то
объективных вещей или процессов.
10. Особенности научного познания
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный напроизводство истинных знаний о действительности, открытие объективных
законов на основе обобщения реальных фактов.
Особенности научного познания:
основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности —
природных, социальных и мышления.
непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина,
постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на
Спасибо за внимание
English Русский Правила
Обществознание 1.1
1. Процесс познания.
2. Формы познания (чувственное, рациональное)
3. Истина и её критерии
4. Научное познание
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Рис. 1. Виды познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: тот, кто познаёт (субъект познания) и то, что познаётся (объект познания).
Виды познания:
— обыденное,
— научное,
— мифологическое,
— художественное
а также могут рассмартиваться и другие виды познания (см. рис. 1)
.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Различают следующие формы познания:
— чувственное и рациональное
— истинное и ложное
Рис. 2. Чувственное и рациональное познание
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отраже-ния действительности, который осуществляется посредством мышления (см. рис. 2)
Формы чувственного познания.
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возни-кающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания.
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
— Индуктивное — умозаключение от частного к общему.
— Дедуктивное — умозаключение от общего к частному.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции:
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
— интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;
— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения:
— погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному;
— некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Истина может иметь множество определений, в зависимости от контекста, где употребляется этот термин:
— соответствие знаний действительности;
— то, что подтверждено опытом;
— свойство самосогласованности знаний;
— полезность полученного знания для практики.
Классическая концепция истины связана с первым определением:
истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Критерием истинности знаний служит практика жизни.
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— непротиворечивость, доказательность и системность;
— проверяемость;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
Эмпирический — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Теоретический — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений Формы научного познания.
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Методы научного познания:
— наблюдение,
— эксперимент,
— измерение,
— систематизация,
— сравнение.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 3
§ 1 стр. 8-15
Составление конспекта по плану:
1. Чувственное и рациональное познание.
2. Проблема познаваемости мира.
3. Понятие истины, её критерии.
4. Самопознание, его формы.
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.
Роль образования в обществе, основанном на знаниях
%PDF-1.7 % 1 0 объект > /UserRestrictions 15 0 Ч /ModDate (D:20141013060417) /МаксГИД 16 /Изменения [16 0 R 17 0 R 18 0 R] >> /Тип /Каталог /PageLabels 19 0 R >> эндообъект 20 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей application/pdf10.1016/j.sbspro.2013.04.133
Путь к обществу знаний
Общество знаний (К-Общество), широко используемый термин
Массовое производство и распространение знаний обещает изменить его в исторически короткий период, вероятно, в течение жизни нескольких поколений Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как мощные инструменты работы с информацией и знаниями значительно ускоряет такие изменения9.0021
В стратегической перспективе определенная группа стран значительно усиливает свою роль в мировых процессах за счет приоритетного производства и использования новых знаний, тем самым повышая качество жизни и безопасность своих граждан. Остальные страны, не обладающие этими навыками и инструментами, попадают в большую зависимость от первой группы и будут платить ей за блага цивилизации, дешевую рабочую силу, природные ресурсы, экологические квоты и другие составляющие своей национальной безопасности. Путь к обществу знаний
Поэтому на ранних этапах формирования К-общества крайне важна коррекция видения места и роли Украины в глобализированном обществе на основе знаний и формирование эффективной политики для достижения своих целей в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Основные черты К-Общества
Все типы общества, изменившиеся на протяжении эволюционной истории, характеризуются формулированием и использованием новых знаний для собственного развития. Но начиная с 80-90-х годов прошлого века мы отмечаем новые качественные черты в этом процессе. Человечество овладело средствами преобразования информации в цифровую форму, создало большое хранилище для хранения (базу данных и базу знаний), уловило ее передачу на расстоянии с помощью ИКТ и глобальной компьютерной сети Интернет, что привело к возникновению принципиально нового взаимодействия между людьми. . Со второй половины девяностых годов стал играть роль информационного продукта, который можно купить и продать. В то же время знаний еще недостаточно для гармоничного развития общества, а только лишь «сырые», обработанные перед употреблением. Общество назвало этот вид информации, большая часть которой была измерительной техникой. Он характеризуется массовым выпуском информации и знаний о том, «как действовать» в рамках так называемой «экономики знаний». Основной целью этой экономики было использование новейших знаний и ИКТ для создания новых технологических инноваций, превращения их в новые продукты и услуги и в целом увеличение их добавленной стоимости по всей экономической цепочке — «от идеи к продукту или услуге».
Это общество начало обеспечивать высокий экономический рост отдельных стран и транснациональных компаний, но не гарантирует качество и безопасность жизни своих членов. Развитые страны и крупные транснациональные компании приняли на вооружение более мощные производительные силы, ставшие информацией и знаниями о том, «как действовать» с целью ее дальнейшего обогащения. Так, по данным Всемирного банка в 1973 г. разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами определялся соотношением 44:1, а в начале XXI в. разрыв увеличился до 72:1.
Увеличивающийся разрыв между развитыми странами и остальным миром, между разными группами населения внутри стран — богатыми и бедными, молодыми и пожилыми, здоровыми по сравнению с людьми с ограниченными возможностями и другими. Это явление известно в виде трех видов неравенства — экономического неравенства, неравенства знаний и цифрового разрыва. Назрела острая необходимость в передовом опыте и соблюдении как в глобальном масштабе, так и внутри стран четких правил, которые стали бы политическими и экономическими инструментами общественного развития на благо людей, обеспечивая надлежащее качество и безопасность их жизни, а не способствовали бы снижение базовых значений.
Концепция формирования общества нового типа появилась на рубеже веков, когда информация стала приобретать качественно новую форму — гармонизированное знание. Важнее, чем знание «как действовать», стало знание «как уживаться», которое стало подходить к внутренним и внешним противоречиям общества. Эта форма общества позволила людям перейти к массовому производству новых знаний с использованием мощных инструментов, которыми являются ИКТ и называется обществом знаний, или К-обществом.
Общество такого рода стало новаторских измерений, которые, помимо технологий, стали социальными, этническими и политическими. Неотъемлемыми компонентами стали новые междисциплинарные знания, генерирующие академические и общественные институты, готовящие качественный человеческий капитал, обеспечивающий образование, создание дополнительных ресурсов для экономики знаний и формирование основы комплексного вектора общественного развития, направленного на повышение качества и безопасности жизнь всех его членов.
Рынок массового производства и использование новых междисциплинарных знаний в этом цикле стало самостоятельным и очень важным. Мы начали укреплять национальные и международные институты социальной защиты, гражданского общества, защиты интеллектуальной собственности. Это общество стало существенно менять структуру труда, занятости, социальной защиты, занятости. Возникает новая социальная среда, в которой, наряду с материей и энергией, важными производственными факторами были информация и научные знания. Сформировавшийся четкий политический вектор К-общества направлен на достижение высокого уровня качества и безопасности жизнедеятельности человека как в национальном, так и в глобальном масштабе.
Исходя из новых возможностей, открывающих К-общество и новых рисков, возникающих при «удалении» этого типа общества, актуальным является определение того, насколько страна, а особенно Украина, ближе к этому типу общества, или наоборот, так как оно еще далеко от него.
Оценка К-общества
Для определения качественных и количественных характеристик К-общества и основных условий его развития целесообразно использовать К-индекс общества, разработанный ООН и применяемый к его членам. Этот индекс является синтетическим и определяет три основных измерения:
• Индекс интеллектуальных активов общества (ИИА), который формируется по таким показателям, как очное обучение в стране, количество молодых людей в возрасте до 15 лет, получающих образование, уровень обеспечения населения информацией с помощью ИКТ и СМИ, в том числе Интернет, телефонная связь БК, газеты и журналы;
• индекс перспектив социального развития (ИСРП), определяющий государственные расходы на здравоохранение, на научно-исследовательское и инновационное развитие страны, сокращение расходов на оборону страны, количество детей, приходящихся на одного учителя начальной школы, уровень свободы от коррупции;
• Индекс качества социального развития (КИСР), характеризующий качество и безопасность жизни человека с учетом таких факторов, как уровень младенческой смертности (показатель, характеризующий бедность и маргинализацию общества), неравенство распределения социальных и материальных благ среди граждан общества (индекс Джини), отношение экологически охраняемой территории к общей площади страны, количество выбросов углекислого газа на душу населения.
Разумеется, все индикаторы, влияющие на инфракрасные компоненты, измеряются в разных единицах и имеют разную интерпретацию. Поэтому их приводят к стандартизированному виду так, чтобы его изменения по мере изменения I, находились в диапазоне от 0 до 1. Соответственно, наихудшему значению этих показателей соответствует численное значение, близкое к 0, а наилучшему — эти значения. будет ближе к 1. Эта нормировка позволяет рассчитать каждый из компонентов (ИА, ПДИ и КИСД) как среднее значение показателей, влияющих на них, а Ik как среднее значение этих компонентов.
По данным ООН, которая определила 45 лучших стран мира (из 191) по индексу К-общества (по состоянию на 2005 г.), пять стран имеют самый высокий рейтинг (Швеция, Дания, Норвегия, Швейцария, Финляндия). Их отличают относительно небольшие площади, доступные природные ресурсы, численность населения и масштабы хозяйства. То есть теряют приоритет такие важные показатели конкурентоспособности индустриального общества, как обладание значительными природными ресурсами и большим рынком сбыта собственного общества, основанного на знаниях. Однако постоянство страны, измеренное ВВП на душу населения, несомненно, положительно коррелирует с ее способностью развиваться в К-обществе. Хотя эта связь оказалась не такой прочной, как ожидалось.
По К-индексу общества (ИКК) ни одна из «большой восьмерки» не входит в первую пятерку стран. Так, США занимают 12-е место, Япония — 6-е, Германия — 7-е, Великобритания — 10-е, Франция — 15-е, Италия — 21-е, Канада — 14-е, Россия и Китай (в отличие от Украины — 40-е место) не входят в число лидеров. 45 стран по К-обществу. Этот факт свидетельствует о том, что в странах, накопивших свое богатство во времена индустриального общества, между знаниями типа «что делать» и «как сосуществовать» не достигнуто гармонизации.
То есть, если концентрация богатства несовместима с принципами социально справедливого потребления всеми членами общества (большое значение индекса Джини), оно начинает сдерживать развитие. Ярким примером такого негармонизированного общества является Россия, которая за счет торговли сырьем накопила в стабилизационном фонде свой огромный капитал, не направив его на адекватное социальное развитие. В результате она находится на 156 месте со 191 страной — членом индекса ООН по неравенству и распределению общественного богатства (индекс Джини 45,62). Для сравнения, Украина находится на 79-м месте.место в списке (индекс Джини 28,96).
Рейтинги важны для других компонентов общества с индексом К. Так, по индексу интеллектуальных активов общества (ИИА) первое место заняла Норвегия (ИИА=0,801), второе – Швеция (ИИА=0,749), третье – Финляндия (ИИА=0,714), четвертое – Республика Корея (ИИА=0,683), пятая — Дания (IIA = 0,656).
По этому показателю самая богатая страна мира находится за пределами первой пятерки. США занимают 10 место (ИИА = 0,618), Япония — 7 (ИВА = 0,648), Германия — 14 (ИВА = 0,59).0), Великобритания — 9 (IIA = 0,644), Франция — 17 (IIA = 0,529), Италия — 20 (IIA = 0,482), Канада — 16 (IIA = 0,551). Последняя группа выигрывает по текущим показателям интеллектуальных активов общества (количество пользователей Интернета и коэффициент охвата телефонной связью на 10 тыс. населения), но она играет первую по будущим интеллектуальным активам (в первой группе коэффициент охвата высшим образованием молодежь, средства массовой информации и телекоммуникации). Например, среди развитых стран США имеют очень низкий охват прессой (0,357 газет на 10 тыс. населения), за ними следуют Канада (0,264), Бельгия (0,266), Ирландия (0,249).) и Италии (0,170). Для сравнения: в Норвегии — 1000, в Швеции — 0,755, в Финляндии — 0,722, в Республике Корея — 0,666, в Дании — 0,521.
Украина находится на 44 месте по этому показателю (ИИА = 0,176). Она близка к среднеевропейским показателям будущих интеллектуальных активов общества (количество молодежи, охваченной периодом обучения и обучения в школе), но имеет одни из худших в Европе текущих показателей интеллектуальных активов общества (доля население, охваченное средствами телекоммуникаций и СМИ).
По индексу перспектив социального развития (Ypres) в пятерку лучших стран соответственно вошли: Швеция (Ypres = 0,844), Швейцария (Ypres = 0,766), Германия (Ypres = 0,765), Канада (Ypres = 0,764), Япония (Yпред = 0,758).
Интересно, за исключением Швеции, которая имеет самые высокие в мире государственные расходы на исследования и инновационное развитие страны (4,27% от ВВП) и один из самых низких в мире уровней коррупции в обществе (третье место после Финляндии и Сингапура ), другие скандинавские страны по этому показателю потеряли свои позиции в первой пятерке. Дания переместилась на шестую позицию (Yпр = 0,758), Финляндия — на седьмую (Yпр = 0,755). Они вытеснили Швейцарию, Германию, Канаду и Японию из-за очень низких военных расходов и высокого уровня государственной поддержки здравоохранения.
Украина по этому показателю занимает 41 место, с очень высоким уровнем коррупции (LED свободы от коррупции — 2,3 по десятибалльной шкале), низкими расходами на научные исследования и инновационное развитие страны (0,95% от ВВП), среднеевропейским уровнем военных расходов (1,79% ВВП), низкий уровень государственной поддержки здравоохранения (7,6% общегосударственных расходов), среднее для Центральной и Восточной Европы количество детей на одного учителя в начальной школе (20).
Анализируя рейтинги индекса качества общества (GFI), мы получаем неожиданные и интересные результаты. Первое место занимает Дания (GFI = 0,876), второе — Австрия (GFI = 0,828), третье — Словакия (GFI = 0,807), четвертое — Коста-Рика (GFI = 0,759).), пятое — Швейцария (GFI = 0,750).
Они показывают, что для эффективного и гармоничного развития страны не обязательно быть богатым. Сочетание в одной стране высокой концентрации капитала с большой неравномерностью распределения социальных и материальных благ приводит к доминированию узкокорпоративных интересов отдельных финансово-политических групп над общегосударственными, снижая в этой стране качество и безопасность жизни человека как в социальном и экологическом аспектах.
Применяя метод непараметрической регрессии для установления корреляции между индексом качества социального развития и ВВП на душу населения любой страны, мы получаем достаточно сложную зависимость, которая имеет три характерных направления. Первый раздел ияра линейно увеличивается с 0,5 до 0,8 при увеличении ВВП на душу населения с 500 до 14 тысяч. долларов. Во втором разделе при увеличении богатства на 14 тыс. До 28 тыс. долларов. индекс стабилизировался и держался на отметке 0,750 — 0,880. И последний раздел GFI начинает стремительно снижаться с ростом ВВП на душу населения в 28 тыс. человек. До 55 тысяч. долларов.
Определенная закономерность объясняет тот факт, что индекс качества общества богатейших стран имеет относительно низкие рейтинги. Так, США занимают 38-е место (GFI = 0,547), Канада — 37-е (GFI = 0,550), Италия — 25-е (GFI = 0,662), Франция — 15-е (GFI = 0,682), Япония — 14-ту (GFI = 0,683). ), Великобритания — 11-е (GFI = 0,712), Германия — 8-е (GFI = 0,733). Они уступают первой пятерке стран как по экологическим показателям, так и по высокому социальному неравенству и распределению богатства. Россия и Китай из-за очень большого значения индекса Джини (45,62) и (40,30) соответственно, высокой младенческой смертности (21 и 39смертей на 1000 детей в возрасте до пяти лет соответственно) не входят в число 45 лучших стран по этому показателю.
Интересно, что в этом рейтинге страны Северной Европы не составляют компактной группы. За исключением Дании, которая занимает первое место (GFI = 0,876) и почти все имеют показатели К-общества, остальные регионы «рассыпались» в рейтинговой таблице. Швеция оказалась на 7-м месте (GFI = 0,734), Норвегия — на 17-м (GFI = 0,673), Финляндия — на 22-м (GFI = 0,643). Хотя эти страны имеют одни из лучших показателей индекса Джини и очень низкую младенческую смертность, они значительно уступают лучшим экологическим показателям стран данного рейтинга. Например, в Норвегии относительно низкий процент экологически охраняемых территорий (6%) и высокий уровень выбросов углекислого газа на душу населения (9%)..3 т), Финляндия соответственно — (8%) и (13 т).
Важно, что этот рейтинг относительно неплохо складывается со странами Восточной Европы, в том числе с Украиной. Словакия стала третьей (GFI = 0,807), Чехия — десятой (GFI = 0,713), Хорватия — 12 (GFI = 0,709), Венгрия — 13 (GFI = 0,693), Польша — 19 (GFI = 0,660), Украина — 26-е место (GFI = 0,620). Они имеют умеренные выбросы углекислого газа на душу населения (от 6,2 т в Украине до 12,5 т в Чехии), имеют не очень высокие значения индекса Джини (от 24,44 до 28,9).6 в Венгрии на Украине) Среднеевропейский показатель младенческой смертности (5,10 смертей на 1000 детей до пяти лет), кроме Украины (20). В целом можно отметить, что тенденция евроинтеграции для Восточной Европы достаточно убедительна.
Особенности приближения Украины к К-Обществу
Для того, чтобы оценить «расстояние», которое предстоит преодолеть Украине, к К-Обществу, сравните ее показатели по каждому из измерений: IIA, Ypres и GFI средние значения этих показателей для пяти стран — мировых лидеров: Швеции, Дании, Норвегии, Швейцарии и Финляндии (табл.). Назовем эти страны-Европа 5.
Украина немного уступает Европе по 5 показателям, связанным с будущим интеллектуальным активом общества (срок обучения, процент молодых людей до 15 лет, получающих образование и количество учащихся, приходящихся на одного учителя в начальной школе). Это не отставание в принципе, их можно устранить при установлении приоритетов состояния развития. Практически соответствуют европейским показателям социальной политики и обороны (индекс Джини и стоимость защиты страны).
Что касается группы экологических показателей и показателей, связанных со здоровьем (доля экологически охраняемой территории, выбросы углекислого газа на душу населения, расходы на здравоохранение, младенческая смертность), то они вызывают значительное беспокойство. Хотя выбросы углерода не превышают соответствующего уровня в Европе, из-за заметного ослабления промышленного сектора страны, почти восьмикратного разрыва с Европой-5 размером из-за экологически защищенной зоны проблем политического, экономического и ментального характера в отношении к окружающей среде. В связи с этим в нашем обществе наблюдается большой дефицит знаний о том, «как сосуществовать».
Низкий уровень культуры общества по отношению к окружающей среде вкупе с отсутствием государственной поддержки здравоохранения (доля государственных расходов на здравоохранение вдвое меньше, чем в Европе 5), приводит не только к значительному отставанию Украины от цивилизованного мира по средней продолжительности жизни: 62,6 года у мужчин, 74,1 — у женщин (для сравнения, в Японии — 88 лет у мужчин и 92 года у женщин), но и таким маргинальным явлениям, как более чем четырехкратное превышение младенческой смертности выше среднего по Европе.
Принципиальное почти трехкратное отставание Украины от Европы, пять госрасходов на научные исследования и инновационные разработки. Это отражает не только существующий разрыв в научно-технической сфере, но и тенденцию к увеличению дистанцирования Украины от развитых стран в экономике, науке и технологиях в будущем. Сегодня Украина отстает от цивилизованного мира по состоянию развития информационного общества. По таким важным показателям, как количество пользователей Интернета в 10 тыс. По численности населения Украина занимает второе место в Европе-5 в 27 раз, по количеству газет на 1000 человек — в 8 раз, по количеству мобильных телефонов на 100 человек — в 9 раз..3 раза, количество телефонных линий 100 человек — 3 раза.
Украина остается очень уязвимой из-за высокого уровня коррупции (112 в мире при 191 стране), что во многом определяет все вышеперечисленные проблемы и которое, к сожалению, не уменьшилось. По показателю свободы от коррупции Украина четыре раза уступает Европе-5. Без преодоления этой проблемы невозможно будет осуществить неотложные реформы не только общества, но и спланировать его развитие на ближайшую и отдаленную перспективу.
Некоторые выводы
Эти «слабости» в К-украинской модели общества не следует воспринимать негативно. Сам факт того, что в рейтинге ООН как К-общества Украина занимает 40 место среди 191 страны мира, должен вдохновлять страну на активную деятельность, ведь цель никогда не относилась к государству (82 место при 104 странах мира наиболее важных для правительство в этом направлении). Его видение отстает от мировых лидеров по отдельным показателям и показателям. К-общество воспринимается как эталонная система для организации целенаправленного подхода к данному типу общества.
Украина практически исчерпала себя как страна — поставщик дешевой рабочей силы с преимущественно низкотехнологичной, энергоемкой промышленностью. Почти 15 лет путь в этом направлении отбросил на Украину 106 место из 180 членов МВФ благосостояния (ВВП на душу населения не превышает 1366 долл. США). По этому показателю большинство постсоциалистических стран, рыночное освоение которых начиналось с таких же исходных условий, как и Украина, сегодня вырвались далеко вперед. Россия опережает нас в 3 раза (68 место, 4087 дол.), Польша — в 4,6 раза (52 место, 6344 дол.), Словакия — 5,5 раза (49место, 7603 доллара). Эстония — в 6,2 раза (47 место, 8473 дол.), Венгрия — в 7,5 раза (42 место, 10 233 дол.), Чехия — в 7,7 раза (39 место, 10 485 дол.).
Исходя из того, что в Украине еще не завершено строительство первой фазы К-общества — информационного общества и экономики знаний (нет развитой телекоммуникационной инфраструктуры страны, существует несоответствие информационной среды Украины базовым международным показателей, практически не являющихся субъектами инновационной политики государства), целесообразно оперировать параллельно, а именно:
- Ускорить первый этап развития за счет привлечения иностранных и отечественных инвестиций и проведения важнейших институциональных реформ;
- мобилизовать в единый комплекс политические и социальные институты государства на опережающее развитие следующего этапа — общества, основанного на знаниях, основной целью которого должно стать обеспечение высокой безопасности и качества жизни всех граждан Украины.