Значение возрастных периодов и их особенности //Психологическая газета
«Человек имеет свои эпохи возрастания
не сообразуясь с которыми, можно затушить
в нем всякое развитие». В.Белинский
Обычно у нас люди отмечают юбилеи в 50, 55, 60 лет и так далее. Но, соответствуют ли отмечаемые «нулевые» и «пятерочные» даты реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости? Разобраться в этом вопросе нам поможет возрастная психология.
Отношение к возрасту у разных народов складывалось по-разному. Поль Брегг в начале ХIХ века на одном из южно-тихоокеанских островов встретил людей, которые не знали, сколько им лет. В их языке не существовало такого понятия. «Это на редкость здоровые островитяне. Я никогда раньше не видел таких людей. Они не празднуют дней рождения и как бы не имеют возраста. Молодые телом, пожилые мужчины и женщины прекрасно танцевали, как и молодежь»,– писал он.
Дифференциация возрастов и налагаемые ею особенности на отношения между людьми присутствуют во всех странах. Рассматриваемая проблема, при всей кажущейся банальности, волновала мыслителей всех народов во все времена. Высказывание Конфуция: «В 15 лет я погрузился в учебу. В 30 – обрел самостоятельность. В 40 – избавился от сомнений. В 50 – познал волю неба. В 60–научился отличать правду от лжи. В 70 – я стал следовать желаниям моего сердца». Увы, сложившиеся в нашем обществе возрастные стереотипы не во всем отличаются целесообразностью. Вспомним хотя бы меткую репризу А. Райкина: «В 40 лет — молодой специалист, в 60 лет — набирает опыт. А когда работать?»
Норберт Винер сравнивал жизнь человека с пламенем свечи: в каждый момент мы те же и уже не те. Психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны, как говорится, невооруженным глазом. Исследуя это, ученые выявили взаимосвязь между возрастом и темпераментом, типами характеров и стилем поведения, установили также, что характер формируется к 17 годам, а трем типологическим группам характера соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному — молодость, конформному — зрелость и критичному — старость.
Поскольку это модель, то здесь речь идет только о тенденциях и границы возрастных периодов и этапов условны. Это своеобразный идеал, к которому человек должен стремиться по мере своих возможностей (импульсивный тип — напористый, активный, энергичный; конформный – гибкий, податливый, осторожный; критичный — принципиальный, придирчивый, рациональный).
Самому экспрессивному (крикливому, шумливому, слезливому и истеричному) периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости. В пору младенчества (1 год) ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и оно (включая внутриутробный период, изучаемый самостоятельной наукой — эмбриологией) по своей значимости равносильно последующему 12-летию. Особенность данного возраста замечена С. Торайгыровым:
В детстве (1–13) самая высокая общедвигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный (1–3), детсадовский (3–7) и младший школьный (7–13), когда эмоциональность психики постепенно убывает, и динамизм «от младых ногтей» становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде. Оригинально высказывание по этому поводу у Амброза Бирс: «Детство – это период жизни, промежуточный между идиотизмом младенчества и безрассудством юности; находится в двух шагах от греха зрелости и в трех — от раскаяния старости».
В мобильной молодости (13–25 лет) хотя высокий динамизм психики еще сохраняется, но, тем не менее, малозаметно, исподволь подкрадывается пластичность психики. В эту пору прекрасно сочетаются два ценных свойства характера — импульсивность и конформность. Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество (13–17), юность (17–21) и венец молодости (21–25). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует ее пластичность. Перешагнув этот рубеж, отговорил милым языком сверстников С. Есенин: «Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль».
Психофизиологическая наука утверждает, что около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть – между тремя и семью, остальное – между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни. Вот как писал о «необозримости» одного лишь периода молодости-отрочества Б. Пастернак: «Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заменить этот ангар, в который мы залетаем за воспоминаниями, порознь и кучно, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином. Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеряемую только математическим парадоксом». В идеале смысл жизни человека не в количестве прожитых лет, а в поступках, свершениях и делах созидательных на благо другим.
Об этом свидетельствует жизнь замечательных людей. Например, Жанна Д’Арк прожила 19 лет, Э.Галуа (21), Н.Добролюбов (25).
В зрелом возрасте (25–61) реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости. Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт.
Впрочем, начальному этапу зрелости (25–37) в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо пластичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей.
Не преодолели рокового возраста: Н.Абель (27 лет), М. Лермонтов (27), Ч.Валиханов (29), С.Есенин (30), А.Македонский (33), А.Грибоедов (34), В.Чкалов (34), Ю.Гагарин (34), В.Моцарт (35), Дж.Байрон (36), принцесса Диана (36), А.Пушкин (37), Ван Гог (37), В.Белинский (37), А.Рембо (37), В.Маяковский (37).
Для среднего этапа — вершины зрелости (37–49), в основном, характерно компромиссное поведение. Это «золотая пора», когда человек накопил много знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пик социальной зрелости и служебной карьеры, возраст президентов и иных лидеров. С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»
Не достигли полувекового возраста: Джэк Лондон (40 лет), А.Блок (41), Ф.Магеллан (41), Джо Дассен (42), В.Высоцкий (42), Н.Гоголь (43), А.Чехов (44), И.Шиллер (46), Дж.Кеннеди (46), Аттила (47), Т.Шевченко (47), А.Колчак (47), Л.Корнилов (48), Эдит Пиаф (48), Ж.Фуко (49), Ф.
Дзержинский (49).Позднему этапу зрелости — солидному возрасту (49-61) – в большей мере соответствует все еще гибкое, но несколько вялое поведение, то есть субпластичность психики. По существу, это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей. Как рассуждал основоположник персидской поэзии Рудаки, «Да, был я молод и счастлив, имел все блага земли. Недаром Саманиды меня высоко вознесли. Но годы весны сменились годами суровой зимы. Дай посох! Настало время для посоха и сумы».
Зачислять всех людей этого и более поздних возрастов в разряд консерваторов весьма несостоятельно. Справедлив по этому поводу Л. Толстой: «Обыкновенно думают, что самые обычные консерваторы — старики, а новаторы — молодые люди.
Прожили более полувека: Ж.Б.Мольер (51 год), О.Бальзак (51), Б.Наполеон (52), Петр I (53), М.Ломоносов (54), Х.Колумб (55), Авиценна (57), Л.Бетховен (57), А.Мицкевич (57), Г.Гейне (59), Стендаль (59), Г.Флобер (59), Абай (59), Ф.Достоевский (60), Д.Боккаччо (61), Г.Гегель(61), А.Ампер (61), Н.Чернышевский (61).
Максимально «тактичны» люди пожилого (пенсионного), предстарческого возраста (61–73). В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, а порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят даже собственные дети, так что старики невольно тянутся к внукам. С другой стороны, к этим годам люди действительно накапливают много знаний и большой жизненный опыт.
Это почтенный возраст и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но, будучи людьми «неофициальными», они выглядят со стороны несколько навязчивыми. Их душевное состояние изнутри высветил Абай: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев — горький яд, думы — желчь, ты уже старик!»Прожили на свете более 60 лет: А.Нобель (63 года), Ф.Рузвельт (63), А.Собчак (63), Хафиз (65), Тамерлан (69), Чингисхан (72), Имам Шамиль (72), Ч.Дарвин (73).
Категоричен, причем стабильно, старческий возраст (73–85), когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным – чаще, или самокритичным – реже. Характер все больше обретает черты упрямого и убежденного интроверта, то есть человек становится обращенным в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст аксакалов, мудрецов — людей рассудительных, их девиз — «семь раз отмерь!» Люди данной возрастной категории избегают шумных и веселых компаний так же, как и одежды ярких и броских расцветок.
Сентиментальными бывают, как правило, престарелые (старше 85 лет) люди. Свойственный для них преимущественно депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, то есть на чувствительность и легкую ранимость, когда нет слез на глазах, как это бывает у младенцев, но тайком плачет легкоранимая мнительная душа. На редеющие ряды указал А. Пушкин, ссылаясь на изречение из поэмы «Бустан»: «Иных уж нет, а те далече, как Саади некогда сказал».
Период престарелого возраста начинается в 85 лет и от этой вершины до 100 лет уже остается чуть больше одного «круга» — сегментного возраста, то есть «мушел». Это удел глубокой старости, как у долгожителя Жамбыла (99 лет). Удел не из легких и не из простых, считал персидский астроном и математик: «Книга жизни моей перелистана — жаль! От весны, от веселья осталась печаль. Юность – птица: не помню, когда прилетела. И когда унеслась, легкокрылая, вдаль».
По гипотезе геронтологов, максимальная продолжительность жизни может достигать и до 125 лет, а по Библии — до 120 («И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть, пусть будут дни их 120 лет» (Бытие, 6:3). В этом вопросе благожелателен В. Маяковский: «Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости!».
Сами же периоды жизни довольно точно укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг называется «мушел», что означает «сегмент». И если следовать этому исчислению, легко вычислить, что пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет. Видимо по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая «нулевых» и «пятерочных» дат. Собственно, в 40, а тем более в 30 или 25 лет подводить итоги той или иной деятельности рановато и нескромно.
Символично, что детство завершается примерно в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого.
Исследования, проведенные ЮНЕСКО в 45 странах, свидетельствуют об общем снижении ценза совершеннолетия молодежи, то есть выхода ее из-под влияния родителей с 21 года до 18–19 лет — и в этом видится проявление нашей динамичной эпохи. Однако осознают ли дети и их родители, что старше 13 лет они уже не маленькие, то есть не дети? Понимают ли сами молодые люди и их близкие, что в 25 лет они уже переступили порог зрелости? Кем человек считает себя в 50 лет — молодым, зрелым или стариком? А после 61, за 73? В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос всерьез не рассматривается. В результате получается: и в 40 лет — юнцы, и в 20 — дети, и в 50 — старики. На подобную крайность в свое время обратил внимание Омар Хайям: «Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм».
В постиндустриальных странах дети быстрее взрослеют и раньше начинают самостоятельную жизнь. Уже в 17 лет молодые люди, если они не намерены продолжать учебу, должны сами заботиться о своем материальном благополучии. И у нас тем, кто хочет учиться, родители оказывают посильную помощь. Мы часто снижаем требования к своим домочадцам, жалея их, лелея просто без всякого на то основания. Это ни что иное как «медвежья услуга», в результате чего нередко вырастают безответственные великовозрастные детины. Отсюда до иждивенческой психологии лишь один шаг.
Предостерегает от такого подхода народная педагогика, о требованиях которой весьма своевременно вспомнить уже потому, что в последние годы у нас даже сами слова «воспитание», «воспитательная работа» приобрели в некотором роде негативный смысл. Между тем, у каждого из народов можно найти детально разработанную, отшлифованную веками систему воспитания подрастающей смены, передачи ей опыта и знаний от старших. Большое значение придавалось обряду посвящения мальчиков и юношей, который нередко считается вторым рождением, так как знаменует приобщение их к жизни взрослых.
У казахов неуклонно соблюдался обычай поиска и взращивания одаренной молодежи, о чем напоминает, в частности, пословица «Будущего скакуна ищи среди жеребят, будущего мудреца — среди ребят». Так, очень рано окружающими были замечены недюжинные способности юного Абая. О нем говорили: на этого мальчугана только и надежда родственников. А он стал маяком для целого народа! Решающая же роль в воспитании отводилась аксакалам, о чем опять-таки напоминает пословица: «Старик между двух детей ребенком становится, ребенок между двух стариков — мудрецом». Да и поговорки других народов возносят роль старших в воспитании. Вот одна из них — адыгейская: «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи».
И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25–37), который выделяется у всех народов. На Западе — это «джентльмен», с которым можно «иметь дело». У русского народа — это «добрый молодец», у казахов — «джигит». Названия разные, но суть одна. И тут очень важно отличать взрослость от псевдовзрослости, когда едва вышедшие из подросткового возраста юноши или девушки, чтобы казаться независимыми, ведут себя нарочито свободно, дерзко, предаются разгулу. Этель Барримор заметила: «Взрослыми вы становитесь в тот день, когда вы впервые по-настоящему посмеялись над самим собой». Ну а ученые критерием социальной зрелости считают освоение молодым человеком какой-то совокупности социальных ролей, которые характеризуют взрослого и его позиции отношения с обществом. «Кто в молодости не был молодцом, тот свою долю проморгал», — это казахская поговорка по-своему раскрывает особое значение этого периода жизни.
Если судить по казахским народным изречениям, то можно сделать вывод о том, что уважение к старшим было одной из этических первооснов. «Если старших уважаешь, младшие будут уважать тебя, если младшие уважают, все люди будут тебя уважать» — эта нравственная максима зиждилась на твердом убеждении, что без опоры на опыт и мудрость старших общество не может успешно решать свои задачи. «Что знает старик, то и святому невдомек», «Слово старца — лекарство», «Умный старик — река полноводная». Эти пословицы появились в условиях общинной психологии и вряд ли в полном объеме приемлемы в постиндустриальном веке.
В современных условиях роль старшего поколения в освоении молодежью социального опыта, регулировании отношений между людьми не может не меняться. Не всегда чем старше человек, тем он мудрее. Долг стариков — давать дорогу молодежи, что, как уже отмечалось выше, тоже было в народных традициях. Несоблюдение этого требования стало причиной застоя, в котором пребывал бывший СССР, руководимый «геронтократами». О необходимости сочетания молодых и старых сил говорит и тот факт, что многие выдающиеся люди прожили менее полувека, а оставили в истории глубокий след. Но при всем этом народная традиция уважения к старости должна быть возрождена. Государство не вправе обрекать старшее поколение на трудности.
Но есть тут и другая проблема — это отношение человека к собственной старости. У нас сложилось так, что выход на пенсию считается концом жизни, тогда как в экономически благополучных странах — ее размеренным продолжением. В США пенсионерам предлагают поступить на первый курс гуманитарного университета. А вглядимся в туристические группы и увидим, что большинство жаждущих новых впечатлений — пожилые люди. У нас же укоренившееся иждивенчество приводит к тому, что родители, вырастив своих детей, взваливают на свои плечи заботы о внуках и даже правнуках. Что ж, и детям, и внукам необходима рука старших, но нельзя перекладывать на них все заботы, превращая их жизнь в череду непрерывных трудностей и невзгод. И поэтому с недоверием и даже недоумением воспринимаются признания великих людей о старости как о «золотой поре», которую не променять ни на какие блага мира. Каждый человек растет и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Поэтому границы возрастных периодов размытые. Обычно мы говорим: 2–3 года — пора ребенку идти в садик, 6–7 лет – в школу, 16–17 лет — пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.
Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат, не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: «Тебе столько лет, и ты еще ребенок!», это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учетом достижений геронтологии, чтобы люди знали, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся. В этом непростом деле, на наш взгляд, наиболее подходящий критерий – это «мушел». Кстати, у казахов принято считать, что тело состоит из 12 наиболее значимых его частей, то есть из 12 «муше». В этом суть этимологии «мушел». Подобный подход, бесспорно, облегчит человеку осознавать свою роль в обществе, не забывая обязанности перед Отечеством и близкими людьми. Да и обществу, окружающим поможет правильнее строить свои отношения с каждым.
Ахмет Дюсенбаев психофизиолог , г. Алматы.
как меняется человек со временем
Содержимое
- 1 Возрастные особенности
- 1. 1 Физическое развитие в различные возрастные периоды
- 1.2 От рождения до года
- 1.3 С года до школьного возраста
- 1.4 Время школьных лет
- 1.5 Подростковый период
- 1.6 Взрослый возраст
- 1.7 Средний возраст
- 1.8 Пожилой возраст
- 1.9 Психологическое развитие в различные возрастные периоды
- 1.10 Иммитация в раннем детстве
- 1.11 Формирование личности в подростковом возрасте
- 1.12 Достижение самоопределения во взрослом возрасте
- 1.13 Рефлексия и саморазвитие в пожилом возрасте
- 1.14 Вопрос-ответ:
- 1.14.0.1 Какие физические изменения происходят со временем в организме человека?
- 1.14.0.2 Какие психологические изменения происходят со временем в человеческом развитии?
Возрастные особенности являются важным аспектом развития человека. В этой статье вы узнаете о физических, психологических и социальных особенностях, которые наблюдаются в различных возрастных группах. Понимание этих особенностей поможет лучше понять и поддержать развитие индивида в определенной возрастной категории.
Каждый человек проходит через различные этапы развития с самого момента своего рождения. В течение жизни организм постепенно меняется, а вместе с ним меняется и сам человек — его физическое и психическое состояние, его взгляды на окружающий мир и взаимоотношения с другими людьми. В данной статье мы рассмотрим возрастные особенности человека и то, как он эволюционирует со временем.
Первые годы жизни человека — это особый период, который называют детством. В этот период происходит быстрый рост и развитие организма. Ребенок еще не умеет говорить и понимает мир вокруг себя с помощью сенсорных ощущений. В детстве формируются основы характера и поведения, и человек начинает обучение и адаптацию к обществу.
Подростковый возраст — это период перехода от детства к взрослости. В это время происходят множественные физические и психологические изменения, связанные с половым созреванием и формированием личности. Подросток ищет свое место в обществе, формирует свои ценности и убеждения, и начинает строить свои отношения с другими людьми.
Физическое развитие в различные возрастные периоды
Физическое развитие человека проходит через ряд возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. В раннем детстве, с момента рождения до года, происходит интенсивный рост и развитие организма. Младенцы медленно набирают вес и увеличиваются в длину, их мышцы и кости становятся крепче. Ребенок начинает ползать, сидеть, разучивается ходить и плавать.
В подростковом возрасте, с 12 до 18 лет, физическое развитие происходит с прыжками. Ребенок растет и меняется внешне. У него происходят существенные изменения в строении тела: развиваются мышцы, кости укрепляются, формируется скелет. В этот период особенно важна физическая активность, так как она позволяет развивать физические качества и формирование правильной осанки.
В зрелом возрасте, с 18 до 40 лет, физическое развитие человека достигает своего пика. В этот период человек обладает максимальной физической силой и выносливостью, он готов к выполнению сложных физических задач. Здоровый образ жизни, регулярные физические нагрузки и правильное питание позволяют поддерживать физическую форму и предотвращать возникновение различных заболеваний.
В пожилом возрасте, после 60 лет, происходит естественное уменьшение физической активности и снижение энергетических ресурсов организма. В связи с этим, важно заботиться о сохранении физической формы и здоровья в старших годах. Физические упражнения, регулярные прогулки и бережное отношение к своему организму помогут сохранить активность и поддерживать хорошую физическую форму.
От рождения до года
Первый год жизни ребенка — это время невероятных изменений. Он только что появился на свет и уже начинает активно осваивать новый мир. В течение первых месяцев у ребенка на первый план выходит развитие физических навыков.
Один из самых значимых этапов в первом году жизни – это появление зубов. Они начинают прорезываться где-то в возрасте 4-8 месяцев. Прорезывание зубов может сопровождаться болезненностью и повышенной слюноотделением, что может вызывать дискомфорт у ребенка. Также появление зубов может повлиять на питание ребенка, поэтому в этот период следует уделить особое внимание составлению его рациона.
Помимо физического развития, важно также обеспечивать ребенку разнообразные впечатления и стимулировать его когнитивное развитие. В этот период ребенок начинает узнавать мир, он интересуется предметами и их свойствами. Родители могут помочь ему в этом, предоставляя разнообразные игрушки и игровые предметы, которые позволяют ребенку исследовать их и осваивать новые умения.
С года до школьного возраста
Период с года до школьного возраста является важным этапом в развитии человека. В течение первого года жизни ребенок проходит через ряд физических изменений и достигает важных моторных и познавательных милейштонов. По мере роста и развития ребенка, его координация движений становится все более точной и совершенной.
В этот период ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, интересуется новыми предметами и пытается самостоятельно выполнять различные действия. Это способствует развитию его фантазии и креативности, а также помогает формировать умение принимать решения и решать задачи.
Этот период также характеризуется освоением различных навыков, таких как ходьба, говорение и самостоятельное кормление. Ребенок начинает осознавать свое место в семье и обществе, проявляет интерес и взаимодействие с другими людьми.
Общение и взаимодействие с родителями и другими детьми играют ключевую роль в развитии ребенка в этом возрасте. Они способствуют формированию его социальных навыков, языковых навыков и умения работать в группе.
Время школьных лет
Время школьных лет – это важный этап в жизни каждого человека, когда происходят значительные изменения и развитие в самых различных сферах.
В этот период дети начинают активно учиться, углублять свои знания и развивать новые навыки. Они посещают различные предметы, включая математику, литературу, историю, физику и многое другое. Это время формирует их академическую базу и помогает им понять свои интересы и предпочтения в учебе.
Кроме учебы, время школьных лет служит для развития социальных и межличностных навыков. Дети начинают общаться с другими сверстниками, строят отношения, находят себе друзей. Они также учатся работать в команде, развивать толерантность и уважение к другим людям.
Не менее важным аспектом времени школьных лет является физическое развитие. Дети активно занимаются физической культурой, спортом и играми на уроках физкультуры. Это способствует укреплению и развитию их организма, формированию привычки к здоровому образу жизни.
Подростковый период
Подростковый период — это один из самых сложных и волнующих этапов развития человека. Время, когда дети начинают входить в мир взрослых, их тело и разум меняются с невиданной скоростью.
Но не только физические изменения важны в этот период. Психологически подростки начинают искать свое место в мире, развивать собственную самооценку и самоидентификацию. Они стремятся выражать себя, искать свое место в социальной структуре и формировать свои ценности.
Подростковый период также связан с постоянным поисковым состоянием: подростки стремятся найти себя, свое предназначение и свою стезю в жизни. Именно в этот период многие начинают интересоваться своим будущим, выбирать профессию и задаваться вопросами о своих целях и мечтах.
Взрослый возраст
Взрослый возраст — это период в жизни человека, который наступает после окончания юности и примерно до среднего возраста. В этот период происходят значительные физиологические, психологические и социальные изменения у человека.
Физиологические изменения взрослого возраста связаны с более полным формированием тела. Органы и системы организма достигают своей зрелости и стабилизируются. Однако с возрастом начинают проявляться естественные процессы старения, такие как уплотнение костей, сокращение мышц и уменьшение общего тонуса организма.
Психологические изменения взрослого возраста связаны с более глубоким пониманием себя и мира. Взрослый человек уже имеет опыт решения проблем и умение прогнозировать последствия своих действий. Взрослые часто становятся более стремительными и ответственными, они заботятся о семье и будущности своих детей.
Социальные изменения взрослого возраста связаны с установлением социальных и общественных связей. Взрослые обычно работают, строят карьеру, создают семью, ведут домашнее хозяйство и создают стабильность в своей жизни. Также взрослые активно участвуют в общественной и политической жизни, занимаются благотворительностью и культурной деятельностью.
Средний возраст
Средний возраст — это возраст, который получается путем суммирования возрастов нескольких людей и деления этой суммы на их количество. Он является статистическим показателем, который помогает оценить среднюю продолжительность жизни в определенной группе людей.
Изучение среднего возраста помогает ученым и медикам проводить анализ возрастных особенностей населения, прогнозировать долголетие и выявлять тенденции в изменении продолжительности жизни. Средний возраст также может быть использован для планирования социальных программ, разработки медицинских стратегий и определения приоритетных направлений в научных исследованиях.
Важно отметить, что средний возраст — это статистический показатель и не отражает индивидуальные различия между людьми. Каждый человек уникален и может иметь свои собственные факторы, влияющие на его продолжительность жизни. Поэтому, не следует полагаться только на средний возраст, но использовать его как информацию при принятии решений и планировании будущего.
Пожилой возраст
Пожилой возраст — это период в жизни человека, который наступает после среднего возраста и характеризуется определенными физическими и психологическими особенностями. Главная особенность пожилого возраста — это процесс старения организма.
Физические изменения в пожилом возрасте связаны с уменьшением физической активности и снижением общей физической выносливости. Возрастные изменения затрагивают все системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, пищеварительную и другие. Уменьшается масса мышц, снижается гибкость суставов, ухудшается зрение и слух. Возрастной косоглазие, нарушение координации движений и снижение быстроты реакции.
Психологические особенности пожилого возраста связаны с изменением мировоззрения, акцентированием на прошлом и оценкой своей жизни. Возникают новые интересы и потребности, связанные с социализацией и пониманием себя. Пожилые люди могут испытывать чувство одиночества и потерю смысла жизни. Возникает риск развития психических заболеваний, таких как депрессия и деменция.
Оздоровление и поддержание качества жизни в пожилом возрасте требует комплексного подхода. Важной составляющей здорового образа жизни является питание: переход на более здоровую диету, богатую витаминами и минералами. Физическая активность помогает сохранить мышечный тонус и гибкость, укрепляет кости и суставы. Поддержка социальных связей и взаимодействие с окружающими людьми способствуют психологическому комфорту и улучшению качества жизни.
Психологическое развитие в различные возрастные периоды
Психологическое развитие человека проходит через ряд возрастных периодов, каждый из которых имеет свои особенности. В раннем детстве, с самого рождения и до примерно трех лет, особое внимание уделяется формированию базовых навыков и умений. Ребенок активно изучает окружающий мир, развивает моторику, учится общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Далее, в детском и подростковом возрасте, психологическое развитие неразрывно связано с формированием личности. В это время происходит активное развитие когнитивных функций – мышления, восприятия, внимания и памяти. Также важным аспектом является социализация, то есть усвоение норм и ценностей общества, принятие своей роли в коллективе и формирование отношений с окружающими.
В юношеском возрасте на фоне формирования личности происходит психологическое преобразование, связанное с поиском своего места в обществе, выбором профессии и формированием самоидентичности. Подросток сталкивается с большим количеством выборов и ответственности, что влияет на его психологическое состояние и развитие.
В зрелом возрасте процесс психологического развития продолжается, однако в основном направлен на сохранение и совершенствование уже достигнутых результатов. Взрослый человек уже прошел через большую часть основных этапов развития и взял на себя определенную социальную роль, и теперь его главная задача – сохранить свою интеллектуальную и эмоциональную активность, а также обеспечить возможность личностного роста и самореализации.
Иммитация в раннем детстве
Иммитация играет важную роль в развитии детей в раннем детстве. С помощью иммитации малыши учатся повторять движения и звуки, что помогает им осваивать новые навыки и развивать координацию и восприятие мира.
В раннем возрасте дети наблюдают за окружающими и пытаются воспроизводить их действия. Они могут имитировать звуки животных, движения предметов и даже поведение взрослых. Это позволяет им учиться и понимать, как работает мир вокруг них.
Иммитация также способствует развитию социальных навыков. Дети могут наблюдать друг за другом и изучать, как взаимодействуют друг с другом. Они могут играть вместе, имитируя роли и ситуации из повседневной жизни, что помогает им развивать навыки сотрудничества и коммуникации.
Иммитация в раннем детстве также может способствовать развитию креативного мышления. Дети могут использовать свою фантазию и воображение, чтобы создавать собственные игры и сценарии. Они могут примерять на себя разные роли и представлять себя в разных ситуациях, что развивает их творческий потенциал.
Иммитация играет важную роль в развитии ребенка в раннем детстве. Дети имитируют действия и поведение других людей, чтобы учиться и понимать мир вокруг себя. Они также развивают социальные навыки и креативное мышление через игру и фантазию. Поэтому важно поддерживать и поощрять имитацию у детей в раннем возрасте.
Формирование личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст является переломным периодом в жизни каждого человека. В это время происходит формирование личности подростка, его мировоззрения, ценностных ориентаций и самоидентификации. Подростки начинают задаваться вопросами о своем месте в обществе, о своей роли и значимости. Это время развития самосознания и самооценки, которые имеют важное значение для становления зрелой личности.
В подростковом возрасте подростки начинают образовывать свое собственное мнение и развивать критическое мышление. Они активно интересуются социальными проблемами, экспериментируют с различными идеями и предпочитают делать выбор самостоятельно. Они стремятся к самоопределению и самореализации, что может проявляться в выборе профессии или учебных предпочтений. Важно, чтобы подростки получали возможность выразить себя и исследовать различные интересы и возможности в этом периоде своей жизни.
Формирование личности в подростковом возрасте также включает становление социальных навыков и умений. Подростки начинают осознавать значения взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Они начинают формировать свои связи с окружающими и получают опыт общения в различных группах и коллективах. Это время, когда подростки также учатся принимать ответственность за свои поступки и обязанности, что является неотъемлемой частью формирования личности в их подростковом возрасте.
Кроме того, формирование личности в подростковом возрасте включает развитие эмоциональной сферы. Подростки сталкиваются с различными эмоциональными вызовами и переживаниями: формируют свои ценности и убеждения, испытывают эмоциональные всплески и стремятся к самоутверждению. В этом возрасте важно, чтобы подростки получали поддержку и помощь от взрослых, а также учились управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и способность к общению с другими людьми.
Достижение самоопределения во взрослом возрасте
Взрослый возраст сопровождается процессом формирования и достижения самоопределения. Это важный этап в жизни человека, когда он осознает и принимает свою индивидуальность, свои ценности и жизненные приоритеты.
На пути к самоопределению взрослого человека происходит процесс поиска себя и своего места в обществе. Это может быть связано с выбором профессии, установлением отношений с окружающими, определением собственных жизненных целей и задач. Важно, чтобы взрослый человек имел возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них, что позволяет ему проявить свою самостоятельность и независимость.
Достижение самоопределения во взрослом возрасте включает в себя и осознание собственных возможностей и талантов. Человек начинает понимать, в каких сферах он обладает преимуществами и какие ресурсы ему доступны для достижения своих целей. Взрослый человек стремится развивать свои способности и использовать их для достижения успеха в тех областях, которые ему близки и интересны. При этом он может столкнуться с проблемами самооценки и сомнениями в своих возможностях, но главное – не останавливаться на пути развития и самореализации.
Самоопределение во взрослом возрасте также включает в себя осознание своих ценностей и принципов. Человек начинает задумываться над тем, что ему действительно важно в жизни и какие ценности формируют его личность. Он может пересмотреть свои прежние убеждения и установить новые приоритеты. Самоопределение помогает человеку создать свою жизненную философию и проживать в соответствии с ней.
Рефлексия и саморазвитие в пожилом возрасте
Пожилой возраст характеризуется определенными особенностями развития, одной из которых является возрастное изменение в способности к рефлексии и саморазвитию. В этом периоде жизни, люди имеют возможность осмысленно вспомнить прожитые годы и проанализировать свои достижения, ошибки и промахи. Рефлексия стимулирует процесс саморазвития и помогает пожилым людям учиться на своих жизненных опытах и делать более осознанные выборы в будущем.
Одной из форм рефлексии в пожилом возрасте является внутренний диалог, который человек ведет с самим собой. Этот внутренний диалог позволяет рассматривать различные ситуации с точки зрения разных сторон и взвешивать свои решения. Он способствует развитию самоанализа и самооценки, а также помогает формировать новые цели и задачи для саморазвития.
В пожилом возрасте рефлексия и саморазвитие также могут проявляться через участие в различных образовательных и культурных мероприятиях. Многие пожилые люди проявляют интерес к изучению новых предметов и умений, посещению лекций, курсов или клубов по саморазвитию. Это помогает им оставаться активными, поддерживать умственную гибкость и расширять свой кругозор.
Рефлексия и саморазвитие в пожилом возрасте играют важную роль в поддержании качественной жизни и ощущения счастья. Они помогают людям найти новые смыслы и цели, развиваться и сохранять свою интеллектуальную и эмоциональную активность. Регулярное осмысление и самоанализ позволяют сохранить самоуважение и уверенность в своих возможностях, а также справиться с возможными возрастными кризисами и изменениями, сопровождающими старение.
Вопрос-ответ:
Какие физические изменения происходят со временем в организме человека?
Со временем в организме человека происходят некоторые физические изменения. Кожа теряет эластичность и упругость, мускулатура становится менее развитой, кости становятся хрупкими, видение и слух могут ухудшиться, силы и выносливость уменьшаются, и т.д.
Какие психологические изменения происходят со временем в человеческом развитии?
С возрастом меняются и психологические особенности человека. Например, дети и подростки обычно более эмоциональны и имеют более переменное настроение. Взрослые люди уже более уравновешены и спокойны. В старости некоторые люди могут становиться более депрессивными и замкнутыми из-за потери близких людей и физических возможностей.
Изменения личности с возрастом | Возраст Великобритания
Все мы различаемся по способностям мышления и характеру. В рамках нашей серии статей «Оставайтесь начеку» д-р Рене Мыттус из Эдинбургского университета исследует, связаны ли эти два явления.
- Помимо мыслительных способностей, люди различаются по характеру. Личность может несколько измениться со временем, но не сильно. Эти изменения, по-видимому, не связаны систематически с навыками мышления или другими общими изменениями, с которыми мы сталкиваемся в процессе старения. Это говорит о том, что мы можем сохранять свою индивидуальность с возрастом.
- Не беспокойтесь о своей личности. Это есть и будет, все в порядке.
- Что такое «личность»?
- Навыки мышления и личность — какая связь?
- Меняться вместе в старости?
- Оставаться теми, кто мы есть
Как люди, мы все различаемся тем, как мы обычно думаем, чувствуем и ведем себя. Эти шаблоны составляют нашу личность. Личность действует почти во всем, что мы делаем. Это основная часть того, что делает нас теми, кто мы есть как личности, и то, как мы сталкиваемся с другими.
Многочисленные характеристики или «черты» способствуют формированию личности. Их часто группируют в пять категорий, показанных здесь с примерами черт внутри них:
- Открытость — открытый для новых впечатлений, предприимчивый, творческий.
- Добросовестность — надежный, собранный, трудолюбивый.
- Экстраверсия — быть активным, общительным, позитивным.
- Доброжелательность — быть доверчивым, готовым к сотрудничеству, добрым к другим.
- Эмоциональная устойчивость — эмоции, настроение, уровень тревожности.
Навыки мышления и личность сложны и очень индивидуальны от человека к человеку. Они делают нас всех разными и уникальными.
Мы знаем, что мыслительные способности людей, т.е. способность быстро решать умственные задачи, меняющиеся с возрастом. Психологи-исследователи задавались вопросом, связаны ли эти изменения, во-первых, с личностными характеристиками и, во-вторых, с изменением характеристик с течением времени? Ответ: не обязательно.
Чтобы ответить на первый вопрос, при сравнении людей друг с другом мы обнаруживаем, что большинство личностных характеристик не связаны с когнитивными способностями. Пожалуй, есть только одно явное исключение: люди, которые быстрее соображают, также склонны быть более открытыми для нового опыта. Помимо этого, мгновенное мышление, по-видимому, имеет мало отношения к тому, что люди обычно делают в своей жизни, и наоборот.
Давайте посмотрим на второй вопрос.
Характеристики личности меняются, но незначительно. Например, многие люди становятся более покладистыми по мере взросления, но это не относится ко всем и на каждом этапе жизни.
Из исследований, проведенных на данный момент, не так много четких доказательств того, что навыки мышления или их изменения связаны с изменениями личности с течением времени.
Например, не похоже, что способность быстро мыслить означает, что вы с большей вероятностью испытаете какой-то один паттерн изменения личности, чем другой. Чтобы глубже изучить эту идею, мы изучили закономерности изменения личности и когнитивных способностей в лотианских когортах рождения 19 лет.21 и 1936 (люди, участвующие в исследовательском проекте Disconnected Mind, финансируемом Age UK).
Мы обнаружили, что более высокие когнитивные способности были связаны с меньшим снижением сознательности в одной группе, но эта закономерность не проявилась в другой группе. Мы также не нашли явных доказательств того, что эти двое менялись вместе; другими словами, когнитивные способности и личностные характеристики не соответствовали друг другу.
А как насчет обратного: влияет ли личность на то, как с возрастом меняются наши мыслительные способности? Исследования показали, что высокая эмоциональная стабильность и добросовестность предсказывают более низкую вероятность существенного снижения когнитивных функций в более позднем возрасте. Но мы пока не знаем, связано ли это с прямой связью между этими личностными характеристиками и когнитивными способностями, или же эти характеристики действуют через какой-то другой механизм, защищающий от снижения когнитивных способностей. Будущие исследования должны решить этот вопрос.
Существуют ли другие факторы, которые могут предсказать изменения в характеристиках личности? Опять же, четких доказательств пока не так много. Например, мы попытались связать изменения личности с физическим здоровьем — пока без особого успеха.
Хотя есть еще много вопросов, на которые нужно ответить, то, что мы знаем на данный момент, может быть хорошей новостью. Возможно, хорошо думать, что, какие бы другие изменения ни происходили с людьми по мере их старения, наша личность остается почти такой же, а это означает, что мы сохраняем индивидуальность, которая лежит в самой нашей основе.
- Лекарства и навыки мышления в дальнейшей жизни
- Алкоголь, кофеин и здоровье мозга
Д-р Рене Мыттус — преподаватель психологии в Школе философии, психологии и языковых наук Эдинбургского университета. Его исследования посвящены развитию личности, а также причинам и последствиям личностных различий между отдельными людьми.
Ключевые ссылки
- Mõttus, R., et al., 2012. Корреляты уровней личностных черт и их изменения в очень старом возрасте: The Lothian Birth Cohort 1921. Журнал исследований личности, 46(3), стр. 271–278.
- Mõttus, R., et al., 2017. Маркеры психологических различий и социального неравенства и неравенства в отношении здоровья: возможные генетические и фенотипические совпадения. Журнал личности, 85, стр. 104-117.
- Terracciano, A., et al., 2014, Личность и риск болезни Альцгеймера: новые данные и метаанализ. Болезнь Альцгеймера и слабоумие: Журнал Ассоциации болезни Альцгеймера, 10 (2), стр. 179-186.
Дополнительная информация , позвоните в Age UK Advice Line по телефону 0800 678 1602 .
Мы открыты с 8:00 до 19:00 каждый день в году.
Ваша личность может защитить или состарить ваш мозг, показало исследование
Си-Эн-Эн —
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_559A4D44-43AE-F747-11B1-0ACEEBD92366@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Новое исследование показало, что определенные черты личности могут быть ключевым фактором в развитии легких когнитивных нарушений у людей в более позднем возрасте.Фон модели двойной спирали ДНК.
Юитиро Чино/Moment RF/Getty ImagesОбнаружено 42 ранее неизвестных гена болезни Альцгеймера
Согласно исследованию, опубликованному в понедельник в Journal of Personality and Social Psychology, более добросовестный и экстравертный человек дольше сдерживает легкие когнитивные нарушения, в то время как более высокий уровень невротизма увеличивает вероятность снижения когнитивных функций.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_D47DE2D2-6576-12A7-DF5C-0A7370E662A6@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> «Черты личности отражают относительно устойчивые модели мышления и поведения, которые могут кумулятивно влиять на здоровое и нездоровое поведение и модели мышления на протяжении всей жизни», — говорит ведущий автор Томико Йонеда, постдокторант по психологии в Университете Виктории в Канаде. заявление.«Накопление жизненного опыта может затем способствовать восприимчивости к определенным заболеваниям или расстройствам, таким как легкие когнитивные нарушения, или способствовать индивидуальным различиям в способности противостоять возрастным неврологическим изменениям», — сказала она.
Хотя эта ассоциация наблюдается в клинической практике, трудно понять, что такое «курица или яйцо», — сказал доктор Ричард Айзексон, директор Клиники профилактики болезни Альцгеймера в Центре здоровья мозга в Медицинском колледже Шмидта Атлантического университета Флориды.
«Конкретные черты могут увеличить риск из-за того, что на протяжении всей жизни поведение предрасполагает человека к развитию когнитивного снижения или болезни Альцгеймера, или может быть более прямая биологическая роль, связанная с патологией на ранних стадиях заболевания», — сказал Айзексон, который не участвовал в исследовании. изучать.
«Невротизм — это одна черта, которая приходит на ум, и прошлые мета-анализы также показали это. Руминации и беспокойство связаны с меньшими объемами мозга», — сказал он в электронном письме. «Неясно, вызывает ли это стресс/нейровоспаление. Для этого на самом деле не существует биомаркера, поэтому это трудно доказать».
В ходе исследования были проанализированы личности почти 2000 человек, участвовавших в проекте Rush Memory and Aging Project, лонгитюдном исследовании пожилых людей в районе Чикаго, которое началось в 1997 году. о том, как люди пережили снижение когнитивных функций в более позднем возрасте.
Это дерево выживает на скале, доказательство стойкости жизни.
Василий Гелевачук/Adobe StockКак стать более устойчивым, согласно исследованию
Нейротизм — это черта личности, которая влияет на то, насколько хорошо человек справляется со стрессом. Невротики подходят к жизни в состоянии беспокойства, гнева и самосознания и часто воспринимают незначительные разочарования как безнадежно подавляющие или угрожающие.
По словам Йонеды, сознательные люди, как правило, обладают высоким уровнем самодисциплины, организованы и целеустремленны, в то время как экстраверты с энтузиазмом относятся к жизни, часто напористы и общительны.
По словам Йонеды, у людей с высоким баллом добросовестности или низким баллом невротизма значительно реже развивались легкие когнитивные нарушения в ходе исследования.
Экстравертность и социальная активность могут дольше сдерживать когнитивные нарушения.
Adobe StockПо словам Йонеды, каждые дополнительные шесть баллов, набранные человеком по шкале добросовестности, «ассоциировались с 22-процентным снижением риска перехода от нормального когнитивного функционирования к легким когнитивным нарушениям».
Это может привести к тому, что 80-летний человек с высокой степенью добросовестности проживет на два года больше без когнитивных проблем по сравнению с теми, у кого низкая степень добросовестности, говорится в исследовании.
Исследование показало, что более экстравертный и социально активный человек предлагает дополнительный год жизни без деменции. Это также повысило способность человека восстанавливать нормальную когнитивную функцию после получения предыдущего диагноза легкого когнитивного нарушения, возможно, из-за преимуществ социализации.
03 стресс хорошее самочувствие
ShutterstockСтресс может быть полезен, и вот почему