39. Основные идеи Просвещения. Вольтер. Жан Жак Руссо. Шарль Луи. Монтескъе.
ПРОСВЕЩЕНИЕ- идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, неподвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».МОНТЕСКЪЕ ( 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ. Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии философии и философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В | Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в Женеве. Его мать умерла вскоре после его рождения, а в 12 лет его оставил отец. Руссо переходил из дома в дом, жил то у родственников, то у работодателей, то у покровителей, то у любовниц. Примерно в 1742 г. Руссо, обитавший в тот момент в Париже и работавший учителем музыки и переписчиком нот, подружился с Дени Дидро (1713–1784), одним из главных философов эпохи Просвещения. В конце концов самого Руссо тоже назовут ключевой фигурой эпохи Просвещения, несмотря на его весьма сложные отношения с другими философами этой эпохи и с ее идеалами. Первое признание пришло к Руссо в 1750 г. после публикации трактата «Рассуждение о науках и искусствах». Дижонская академия объявила о проведении конкурса эссе на тему, содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов. Руссо написал ответ, за который был удостоен премии. В своей работе он утверждал, что просвещение и культура ведут к развращению человека (эта идея стала лейтмотивом его более поздних философских сочинений). Руссо продолжал писать трактаты (такие как его знаменитая работа «О причинах неравенства», и его популярность росла. Однако в 1762 г. после выхода в свет «Эмиля» и «Об общественном договоре» ситуация резко изменилась. Книги были встречены очень неоднозначно, дело дошло даже до их публичного сожжения в Париже и Женеве, а самого Руссо Парижский парламент приговорил к заключению. Мыслитель был вынужден бежать из Франции и осел в небольшом швейцарском городке Невшатель, где не только вновь стал швейцарским подданным, но и начал работу над своей известной биографией под названием «Исповедь» В конце концов Руссо вернулся во Францию. Некоторое время ему покровительствовал английский философ Дэвид Юм. 2 июля 1778 г. Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. в период Французской революции новое правительство, взгляды которого сильно отличались от взглядов бывших монархов, приказало поместить пепел Руссо в Пантеон в Париже, и с тех пор Руссо считается национальным героем. Общими темами главных философских работ Руссо были идеи свободы, морали и отношений с природой. Его труды заложили основание для Французской и Американской революций и оказали огромное влияние на развитие западной философской мысли. «О причинах неравенства» Руссо объясняет основные положения своей философии в своем самом известном политическом и философском трактате «О причинах неравенства». Во-первых, он выделяет разные типы неравенства. Затем он проводит их анализ, пытаясь определить, какие из них «естественные», а какие – «неестественные» (это означает, что их можно предотвратить). Руссо полагал, что человек, как и любое другое животное, руководствуется двумя принципами: самосохранением и жалостью. В своем естественном состоянии человек счастлив, довольствуется малым и ничего не знает о добре и зле. Единственное, что отличает его от животного, – способность (хотя и нереализованная) к совершенствованию. Именно идея о совершенствовании обеспечивает изменения в человеке. В процессе социализации его мозг развивается, начинает формироваться мышление. Она ведет к появлению того, что Руссо назвал «amour propre», то есть стремления людей сравнивать себя с другими и доминировать, чтобы чувствовать себя счастливыми. По мере того как человеческое общество становится всё сложнее организованным, а стремление к власти усиливается, из-за возникновения частной собственности и наемного труда происходит социальное расслоение, что приводит к эксплуатации беднейшей части населения. Бедные пытаются положить конец дискриминации, начиная войну с богатыми. А богатые обманывают их, создавая политическое общество, которое, по их заверениям, должно руководствоваться принципом всеобщего равенства. Но идея равенства так и не получает воплощения, в обществе царят неравенство и угнетение. «Естественное неравенство» по Руссо Согласно Руссо, единственное «естественное неравенство» может заключаться в физических характеристиках людей, так как они даны от природы. В современном обществе человек испорчен и развращен, и неравенство как следствие частной собственности и законов неестественно, его не следует терпеть. «Об общественном договоре» Вероятно, самая известная философская работа Жан-Жака Руссо – трактат «Об общественном договоре», а одна из наиболее известных цитат: «Человек рождается свободным, а между тем он всюду в оковах». Согласно философии Руссо, человек приходит в общество полностью свободным и равным остальным. Но общество можно сравнить с цепями, подавляющими внутреннюю свободу. По Руссо, единственной законной формой политической власти может быть та, при которой все люди согласились с выбранным управляющим органом и согласны его поддерживать в рамках социального договора. Руссо называет это «народным суверенитетом». Он всегда должен отражать коллективные потребности людей и обеспечивать общее благо для всех, независимо от мнений и желаний отдельных людей (так называемая общая воля). Общей воле также подчиняется создание законов. При этом Руссо не умаляет значимости правительства: он понимает, что между народным суверенитетом и управляющим органом всегда будут трения (идет ли речь о монархии, аристократии или демократии). Для их смягчения люди, представляющие народный суверенитет, должны периодически собираться и голосовать по поводу общей воли. В собраниях должны участвовать все люди (ведь суверенитет теряется, как только появляются выбранные представители), и голосование должно проходить почти анонимно. Более того, Руссо выступал за создание суда, который рассматривал бы конфликты между отдельными гражданами, а также народным суверенитетом и правительством. Трактат Руссо «Об общественном договоре» считается одним из самых значимых текстов в западной философии. Во времена политического неравенства Руссо высказал мысль, что право управляющего органа должно подтверждаться «согласием управляемых». Часто признается, что радикальные идеи Руссо по поводу прав человека и народного суверенитета стали основой для развития идей о правах человека и демократических принципах. | философы |
Эмиль: Сводка об образовании и учебное пособие
Благодарим за знакомство с этим Учебным пособием SuperSummary «Эмиль: об образовании» Жан-Жака Руссо. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.
Обзор
Книги Жан-Жака Руссо, опубликованные в 1762 году, Эмиль, или О воспитании , произвели революцию в представлениях о том, как общество должно обучать и воспитывать детей. Его основные принципы — что дети должны учиться в соответствии со своим развивающимся умом, и что общество препятствует и развращает их рост — стали объединяющим лозунгом для педагогов во Франции и других странах. Утверждение книги о том, что детей нельзя учить религиозному учению, вызвало бурю негодования.
Наряду с политическим трактатом Руссо, Общественный договор (тоже изданный в 1762 г.), Эмиль был запрещен, а экземпляры книги публично сожжены. Автор был сослан. Эта суровая реакция помогла Руссо, уже известному в Европе как романист, стать всемирно известным как философом, и эта честь сохраняется и по сей день. Его теории о демократии и всеобщей воле, а также его радикальные взгляды на цели образования продолжают вдохновлять революционеров и влиять на педагогов и политических теоретиков.
Руссо организовал Эмиль в пять «Книг», каждая из которых посвящена разным аспектам детского образования. По мере развития текста часто появляется вымышленный студент Эмиль; его опыт делает ярким подход Руссо к образованию.
В Книге 1 утверждается, что младенцы и малыши уже учатся, и их не следует пеленать, запирать в помещении или чрезмерно защищать, а вместо этого разрешать исследовать мир. Природа, говорит Руссо, лучший учитель, и ребенку никогда не рано начать учиться у нее.
Книга 2 осуждает практику обучения детей, как если бы они были крошечными взрослыми, просто нуждающимися в научной информации. Детство — не время для обучения искусству аргументированных аргументов и этических дискуссий. Вместо этого дети должны изучать уроки природы, чтобы полностью усвоить законы физической вселенной и вырасти уверенными в себе взрослыми, обладающими здравым смыслом и интуицией. Идеальный класс для Руссо — это открытый воздух, где молодые люди, энергично используя руки, ноги, кисти и органы чувств, узнают гораздо больше полезной мудрости, чем они могут почерпнуть, прилежно корпея над пыльными фолиантами.
В Книге 3 растущий ребенок начинает изучать различные интересы, которые приводят к зачаткам профессии или профессии, которые обеспечат ему независимость и поддержат его или ее на протяжении всей жизни. Например, на этом этапе дети могут понять основные научные принципы, которые связаны с уроками природы и усиливают их. Ребенок, занятый интересными и полезными делами, не станет помехой; нет необходимости ограничивать или наказывать такого студента.
Книга 4 посвящена подростковому возрасту, когда новые эмоции и отвлекающие факторы побуждают молодых людей отвлечься от учебы. Хороший наставник держит ученика сосредоточенным на развитии своих практических навыков, в то время как социальный мир держится на расстоянии, по крайней мере, до тех пор, пока ученик полностью не разовьет сострадание к другим. В противном случае, втянутый в круговорот общества и возбуждаемых им сильных эмоций, ученик станет не хорошим и добрым человеком, а жадным и продажным.
В Книге 4 Руссо также представляется подростком. Савойский священник взял его к себе, когда он был потерян и обескуражен, и научил Руссо быть самостоятельным и сострадательным. Священник считал, что: естественная религия не требует слепого подчинения авторитету, дети не должны изучать катехизис, которого они не понимают, и люди могут быть хорошими христианами, думая самостоятельно.
Книга 5 описывает момент, когда примерный ученик Руссо, Эмиль, которому сейчас уже поздний подростковый возраст, встречает молодую женщину, которая станет его женой, Софи. Их встреча, хитро подстроенная воспитателем и родителями, быстро приводит к роману, и это отличная пара. Тем не менее, наставник должен использовать всю свою смекалку, чтобы управлять сильными страстями Эмиля и держать своего ученика на правильном пути. Зная, что ему еще многое предстоит узнать о себе и обществе, Эмиль соглашается оставить Софи на два года путешествий и самоанализа.
Книга 5 содержит краткое введение в теорию общественного договора Руссо. Раздел завершается воссоединением Эмиля и женитьбой на Софи, а также клятвой Эмиля воспитывать своих будущих детей с такой же тщательностью, как и его собственный наставник.
Эмиль описывает принципы развития ребенка, которые находят отклик в современных исследованиях. Подрывные взгляды Руссо на роль женщин, которые, по его мнению, должны казаться подчиняющимися мужчинам, чтобы они могли, несмотря на видимость, контролировать свои домашние хозяйства, вызвали бурную реакцию читателей во времена Руссо и позже. Но его аргумент о том, что молодые люди должны расти самостоятельными и сострадательными, а не манипулятивными и жадными, предлагал готовый шаблон для типа хороших граждан, которых искало расцветающее движение за свободу его эпохи.
Примечание к переводу: Исходный текст Emile на французском языке. Популярный английский перевод Барбары Фоксли ясен и прямолинеен, сохраняя живой и часто эпиграмматический стиль Руссо.
Откройте это учебное пособие
!
Присоединяйтесь к SuperSummary, чтобы получить мгновенный доступ ко всем 49 страницам этого учебного пособия и тысячам других учебных ресурсов.
Начало работыЭмиль: Об образовании
Жан-Жак Руссо
Кем был Жан-Жак Руссо и почему это должно волновать христиан?
Что общего между коммунизмом, Швейцарией и мантрой «Просто будь собой»? Чтобы выяснить это, давайте посмотрим, как философ восемнадцатого века радикально повлиял на современную культуру и почему это важно для современных христиан.
У меня болит левый локоть, когда я печатаю эти слова, сидя на пароме в Швейцарии. Я только что изящно уничтожил в обстановке, значимой для подъема Французской революции, тоталитарного коммунизма, и неомарксистская политика идентичности, переворачивающая сегодня западное общество. Именно так — в рамках моего путешествия по истории марксизма я чуть не упал лицом вниз (спасибо, локоть, что поймал меня) прямо возле исторического жилища философа восемнадцатого века Жан-Жака Руссо.
Дом на острове Святого Петра недалеко от Биля, Швейцария, где в 1765 году ненадолго останавливался Руссо, изгнанный из Франции за свои противоречивые труды.
Прежде чем рассказать о том, кем был Руссо, как он повлиял на нашу культуру и почему это должно волновать христиан, я чувствую себя обязанным обвинить в уничтожении свои походные ботинки. Когда шнурки одного ботинка прижимаются к скобам другого ботинка во время ходьбы, эффективно связывая ваши ноги вместе — что ж, будем надеяться, что вы не держите хрупкое съемочное оборудование, как я.
Итак, вернемся к Руссо.
Руссо, Просвещение и «Просто будь самим собой»
Родившийся в Женеве, Швейцария, в 1712 году, Руссо вырос в период расцвета Просвещения — в дни, когда отказ от Слова Божьего в пользу человеческого мышления стал таким же модным, как треуголка шляпы и напудренные парики. Вопреки своему жизнерадостному названию, Просвещение повело западную культуру по темной тропе гуманизма, на которую Европа вступила в эпоху Возрождения.
Многие философы эпохи Просвещения рассматривали человеческое мышление как высший источник истины1. Но Руссо придавал особое значение чувства вместо авторитета. Согласно д-ру Артуру Мельцеру в The Harvard Review of Philosophy , «Для Руссо истинное я не есть рациональное я. Мы не наш интеллект, наш разум, но наши чувства. Основой нашего бытия является чувство существования, которое является чувством, чувством: «существовать для нас значит чувствовать [ sentir ]»2
Предполагая, что наши чувства определяют, кто мы есть, Руссо запустил то, что Мельцер называет «Современным культом искренности»3 — религию, ориентированную на человека, которая утверждает, что самоподлинность является высшим благом. В этой религии чувства занимают место Бога как источник истины, основание реальности и определитель нашей идентичности. Наша основанная на чувствах идентичность, в свою очередь, становится источником моральных норм для остального общества. Как писал критический теоретик4 Алессандро Феррара,
Среди современных философов, сформировавших мир, в котором мы живем, Руссо — тот, кому мы обязаны идеей о том, что идентичность может быть источником нормативности (моральной и политической) и что способность идентичности играть такую роль основывается на ее способность быть аутентичным. 5
Другими словами, идея о том, что политические и моральные стандарты должны согласовываться не со Словом Божьим, а с идентичностью, которая, по мнению людей, отражает их подлинное «я» , восходит прямо к Руссо. Таким образом, ориентированная на человека религия Руссо является основой для движений, утверждающих, что внутренние чувства людей определяют их истинное «я» и что другие, не подтверждающие эту идентичность, совершают моральный проступок, достойный судебного наказания. Сопротивляться утверждению чужой самоидентичности — значит нарушать своего рода культурный закон о богохульстве, совершая ересь против учения о том, что чувства — это Бог .
Портрет Руссо, часть картины, выставленной в кафе Procope XVII века в Париже.
Но это еще не все. «Культ искренности» Руссо также является источником современной гуманистической поп-теологии, которую можно найти повсюду, от постов в социальных сетях до детских фильмов, отраженных в крылатых фразах вроде «Ты будь собой», «Следуй за своим сердцем» и «Просто будь самим собой». Руссо ясно выразил эти учения голосом (явно небиблейского6) священника в своем романе 9.0060 Эмиль .
Я не вывожу эти правила [принципы поведения] из принципов высшей философии, я нахожу их в глубине своего сердца, начертанными природой в характерах, которых ничто не может стереть. Мне нужно только посоветоваться с собой относительно того, что я хочу сделать; то, что я считаю правильным, — правильно, то, что я считаю неправильным, — неправильно; совесть — лучший казуист; и только когда мы торгуемся с совестью, мы прибегаем к тонкостям аргументации. Наш первый долг — по отношению к самим себе.8
В своей манере восемнадцатого века викарий Руссо говорит, что чувства являются руководством к нравственности — утверждение, резюмированное современной мантрой: «Следуй за своим сердцем». Вот еще несколько строк из Руссо, отражающих современное мышление нашей культуры:
Мы должны всегда быть собой, а не бороться с природой9. что я должен был себе? Если человек должен поступать справедливо по отношению к другим, он должен поступать правдиво по отношению к себе. 10
Когда человек доволен быть самим собой, он действительно силен.11
Высшее наслаждение — это быть довольным собой.12
Эти идеи могут легко мелькать в ближайшей ленте социальных сетей, но это цитаты из Швейцарский философ, живший более 200 лет назад. Учения Руссо явно противоречат библейскому откровению13 о том, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иеремия 17:9). Но они глубоко укоренились в современной культуре. Так кто же был этот философ, так радикально изменивший наше общество?
Сцена из дома Руссо на острове Святого Петра
История Руссо
Выросший в семье часовщиков, Руссо вырос в атмосфере гражданской свободы, возникшей в результате швейцарской протестантской Реформации. Мать Руссо умерла вскоре после этого. своего рождения, поэтому он жил со своим отцом, Исааком Руссо, до тех пор, пока Исаак не был вынужден уехать по юридическим причинам. обучался гравюре у жестокого надзирателя, но сбежал и оказался на попечении мадам де Варренс, номинально католической женщины. 0003
Руссо тоже стал номинальным католиком, хотя более чем через 20 лет он вернулся к идентификации как протестант, чтобы восстановить свое женевское гражданство.18 Однако, как мы вскоре увидим, мировоззрение Руссо оставалось далеким от библейского. Вместо этого его сочинения отражают форму деизма — веру в то, что безличный Бог создал мир, но не заботится о людях, не может быть познан ими и не открыл истину через свое Слово19.
Без Божьего Слова как основания Руссо, казалось, жил по своему собственному учению, чтобы «следовать своему сердцу». Например, несмотря на то, что он никогда не был женат, любовные интересы Руссо включали его бывшую воспитательницу мадам де Варренс20, графиню Удето21, которая называла Руссо «интересным сумасшедшим»22, и Терезу Левассер, которая родила Руссо целых пятерых детей23. Руссо бросал каждого из своих детей в воспитательный дом — судьба, которую Стэнфордская философская энциклопедия называет «почти верным смертным приговором во Франции восемнадцатого века»24. Хотя Тереза не хотела подчиниться, Руссо размышлял, «мать [Терезы], которая, кроме того, боялась этого нового смущение в виде нескольких мальчишек поддержало меня, и Тереза в конце концов уступила».25
В эти годы с Терезой Руссо жил в Париже, где подружился с философом-просветителем Дени Дидро. Однажды летним днем, направляясь навестить Дидро, Руссо случайно прочитал тему предстоящего конкурса эссе, в котором задавался вопрос: «Способствовал ли прогресс наук и искусств развращению или очищению нравов?» Руссо, пораженный мыслью, что общество развращает человека, в ответ на это он написал свое первое знаменитое эссе «Беседы об искусстве и науке »26. Это эссе не только выиграло конкурс, но и вызвало сейсмический сдвиг в мышлении, который до сих пор пронизывает западную культуру27.
Внутри Старейшая кофейня Парижа, Café Procope, где Руссо встречался с Дидро.
Мировоззрение Руссо
В этом эссе и его продолжении «Рассуждение о происхождении и основе неравенства среди людей» Руссо предположил, что люди по своей природе «невинны и добродетельны». Итак, утверждал Руссо, люди изначально жили в мире и простоте как кочевые охотники-собиратели. Однако по мере размножения людей они стали все больше зависеть друг от друга, образуя общества. Жизнь в обществе принесла изменения, в том числе разделение труда, рост частной собственности и потребность в законах и морали. Попутно люди начали сравнивать себя с другими, соревноваться за власть, статус и собственность, а также оценивать свою самооценку с точки зрения оценок других. Физические различия между людьми означали, что некоторые люди — самые сильные, самые умные или самые красивые — могли лучше всего преуспеть в обществе, что привело к развитию других форм неравенства.28
В результате всех этих факторов общество исказило изначальное добро человечества, что привело к таким проблемам, как зависть, соперничество, обман, воровство, жестокость, войны и другие пороки. общество — самый источник человеческих пороков и неравенства. Люди начали маскировать свое истинное «я», чтобы вписаться в развращающую культуру, в которой они никогда не могли быть свободными. 30 Обобщая эти предположения о человечестве, Руссо писал:
Пока люди довольствовались своими деревенскими хижинами. . . они жили свободной, здоровой, честной и счастливой жизнью. . . . Но с того момента, как один человек начал нуждаться в помощи другого; с того момента, как кому-то одному показалось выгодным иметь достаточно пропитания на двоих, исчезло равенство, была введена собственность, стал необходим труд, а бескрайние леса превратились в улыбающиеся поля, которые человек должен был поливать в поте лица своего и где рабство Вскоре было замечено, что несчастье прорастает и растет вместе с посевами.31
Ясно, что идеи Руссо едва ли напоминают библейские взгляды32. Источник человеческой коррупции побудил Руссо предложить ошибочное решение проблем общества — решение, которое Руссо назвал «общественным договором».
Общественный договор
Прежде чем рассмотреть, что влечет за собой общественный договор Руссо, нам необходимо подтвердить и изучить дилемму, созданную его мировоззрением. Помните, как Руссо ценил чувства, не Бог, как авторитет истины? Как бы броско ни звучала эта философия «следуй своему сердцу», на практическом уровне она терпит неудачу. Индивидуальные чувства не могут действовать как авторитет в обществе, где чувства разных людей могут привести к противоречивым заявлениям об истине. Чувства некоторых людей должны быть более авторитетными, чем чувства других. В битве воль чья воля должна победить?
Для Руссо ответ заключался в определении «общей воли» — коллективного консенсуса, отражающего не то, что большинство людей хотят так сильно, как то, что якобы хорошо для них33. Руссо считал, что единственный способ для людей жить вместе и по-прежнему иметь свободу быть «верными себе» парадоксальным образом отказаться от своей индивидуальной свободы и подчиниться этой Общей Воле. .34 Результатом станет тоталитарное государство35, управляемое «народом» — или, по крайней мере, людьми, считающимися подходящими для участия36. Всеобщая воля должна быть наказана изгнанием или смертью. 37 Граждане также должны будут отказаться от частной собственности на любое имущество, которое требует от них Генеральная воля.38 В этом отношении Руссо считал, что форма коммунизма излечит человечество от болезней.39Это система правления, которую Руссо описал в своей книге «Общественный договор» .
Примечательно, что Руссо прямо не выступал за то, чтобы это переустройство общества происходило посредством насильственной революции, а скорее через длительный процесс образования.40 Французская революция, доведя части учения Руссо до их логических выводов таким образом, что это ускорило гибель тысяч людей.0159 , 42
Дверь в покои Руссо на острове Святого Петра.
Почему Руссо важен для христиан сегодня
К настоящему моменту стало ясно, что христиане должны заботиться о Руссо как минимум по трем причинам. Во-первых, его идеи лежат в основе культуры, в которой мы живем, — культуры, которую мы пытаемся достичь, полюбить и ориентироваться как последователи Христа. Учение Руссо о том, что чувств определяют истину , пронизывает общество на всех уровнях, от поп-культуры до правовой политики, омывая Запад «Современным культом искренности». Бытие 3:5 ложь: «Будешь как Бог».
Во-вторых, из-за своей популярности идеи Руссо могут легко проникнуть в наше собственное мышление — и даже в наши церкви — глубоко небиблейскими идеями. Например, хотя Иисус явно ненавидел лицемерие религиозных лидеров, которые не были верны Богу 44 , Иисус никогда не говорил: «Будь верен себе». В отличие от того, чтобы призывать людей следовать своему сердцу, Иисус предупреждал, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матфея 15:19).). (На этой ноте также стоит упомянуть, что, хотя христианские круги часто заявляют, что ключ к обращению к молодежи заключается в том, чтобы «быть искренними», этот совет — помимо его библейского применения в качестве предостережения против лицемерия и основанной на внешнем виде религиозности45 — не из Писания, а из Руссо. )
В-третьих, христианам следует остерегаться Руссо из-за радикальных политических последствий, которые его доктрины пожинают, когда применяются на практике. Пример, который мы уже видели, касается христиан, которых заставляют подчиниться идеологии, согласно которой внутренние чувства определяют внешнюю реальность. Другой пример заключается в последствиях для религиозной свободы, которые вытекают из признания Всеобщей воли авторитетом, как предложил Руссо в Общественный договор .46
Сцена из озера Биль, через воду от острова Святого Петра.
Неправильные основы, неверные результаты
Мы раскроем политические идеи Руссо и их связи с марксизмом в следующий раз. На данный момент достаточно признать, что влиятельные доктрины Руссо еще раз показывают, что исходить из неправильного мировоззренческого основания означает делать неверные выводы. Неправильные выводы, в свою очередь, ведут к неправильным «решениям» проблем человечества. И эти решения, как правило, дают эффект, противоположный обещанному. Решения, основанные на ложном представлении о человечестве, могут обещать свободу и прогресс, но, подобно паре походных ботинок, которые плохо себя ведут, оставляют нас лежать лицом вниз, а то и похуже.
Напротив, единственным основанием, на котором можно ясно видеть, понимать и реагировать на проблемы человечества, является Божье Слово. Одно только это основание позволяет нам распознать наше истинное «я», признавая, что, в отличие от того, во что верил Руссо, мы являемся подлинными грешниками, нуждающимися в Спасителе, Иисусе. И Иисус не оставляет нас следовать своему сердцу — сломанному компасу, который может указывать только на смерть.47 Вместо этого Иисус призывает нас следовать за Ним, за единственным Путем, Истиной и Жизнью48
Мировоззренческий вопрос | Библейский ответ | Ответ Руссо |
---|---|---|
Существует ли Бог? Если да, то кто он? | Да, Бог — наш святой личный Творец, открывающий истину через Свое Слово49. | Да, «Высшее Существо» — это далекий Творец, который не обязательно взаимодействует с людьми или открывает истину через Писание.50 |
Каково состояние человека? | Все люди согрешили и лишены Божьего совершенства.51 | Люди в своем естественном состоянии невинны и добродетельны.52 |
Кто определяет истину? | Истина коренится в Божьем характере, а Божье Слово является для человечества авторитетом в отношении истины.53 | Истина коренится в людях, при этом внутренние чувства являются авторитетом личности для истины,54 а Общая Воля является авторитетом общества.55 |
Какова цель человеческой жизни? | Мы были созданы для славы Бога, предназначены для того, чтобы быть во взаимоотношениях с Богом и другими людьми, когда мы воплощаем в жизнь Его суверенные цели для нас.56 | Наша высшая цель — быть свободными жить как наши подлинные «я» и полностью «чувствовать» свое существование, что ведет к счастью. 57 В обществе эта свобода возможна только на условиях Общественного договора.58 |
В чем проблема человечества? (То есть какая первопричина отдалила людей от нашей первоначальной цели, что привело к человеческим страданиям?) | Человеческий грех развратил каждого человека, каждое общество и все творение, распространившись на всех людей через Адама.59 | Общество само и его институты развратили человечество, порождая неравенство и недостоверность.60 |
Как решить проблему человечества? | Смерть и воскресение Иисуса навсегда решают проблему греха, обеспечивая жизнь тем, кто поверил в Христа61, и делая возможным в конечном итоге восстановление творения62. Между тем, следование заповедям Иисуса любить других помогает смягчить определенные земные последствия падения человечества в грехопадение. син.63 | Люди могут вернуть себе свободу, вернувшись к жизни созерцательного уединения на природе64 или живя в обществе на условиях Общественного договора. |