«В каком возрасте человек начинает осознавать своё я?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообществаРазвитие ребенкаВзрослениеСамовосприятие
Павел Валуца ·8,0 KОтветитьУточнитьЛучшийСергей БарановПсихология
1,9 KЧеловек 2.0. Руководство по выживанию в мире обезьян · 17 дек 2020 · litres.ru/book/sergey-baranov-22360/chelovek-2-0-rukovodstvo-po-vyzhivaniu-v-mire-obezyan-51689351
С точки зрения учения Выготского, осознание своего Я появляется во время так называемого «кризиса трёх лет», когда ребёнок начинает проявлять негативизм, т.е. отстаивать своё желание или нежелание вопреки уговорам родителей. Происходит это в возрасте 2,5 — 3-х лет.
Однако мы здесь имеем явление Я ребёнка нам, т.е. осознание того, что у ребёнка есть некое Я с точки зрения извне. С противоположной же точки зрения, изнутри сознания ребёнка, проявление активного негативизма можно считать не появлением собственного Я, а осознанием, что в мире есть ещё что-то, кроме Я, а именно, какое-то не-Я.
Так как нейрофизиологи лишь недавно позволили себе употреблять такие понятия как «Я» или «Личность», да и то с большой натяжкой, ведь найти в мозге то, что указывает на Я, у них не получается, поэтому наука в ответе на этот вопрос может быть признана бессильной. Но это проблема научного метода, который направлен на извлечение истины из опыта, т.е. нахождение истины непосредственно в материи, что абсурдно, потому что в материи есть лишь причины и следствия, и каждая новая причина является всего лишь новым найденным следствием из причины предыдущей. Первоначальной (безусловной) причины, которая возникла без действия предшествующей ей причины, быть не может. По крайней мере, логически доказать такую возможность ни у кого ещё не получилось.
Решить этот вопрос можно лишь теоретически, т.е. вывести из известных нам данных некие следствия. Не вдаваясь в подробности (чтобы не плодить километры текста), можно сказать, что осознание собственного я появляется в тот момент, когда ребёнок реагирует на внешнее воздействие. Скажем, когда ребёнок рождается, он плачет — значит ли это, что он что-то чувствует? Скорее всего да, но если он что-то чувствует, значит он осознаёт своё существование. Мы не можем знать, чувствуют ли что-то растения, т.к. у них нет нервных клеток, но то, что все живые существа, обладающие нервными клетками и чувствительностью осознают своё Я — это вполне очевидно. Хотя, достижения современной науки не простираются дальше признания наличия Я у дельфинов, обезьян, собак, некоторых птиц и ещё нескольких видов животных. При этом не замечать, что собака осознаёт себя, — это как надо постараться?
Если рассматривать этот вопрос с точки зрения философии Шопенгауэра, то Я появляется даже не в момент рождения, и даже не в момент зачатия, а в момент, когда мужчина и женщина встретились взглядом и у них появилось взаимное влечение. Это влечение и есть рождение нового Я, которое пытается объективировать себя — т.е. из субъекта самого в себе стать объектом, доступным для восприятия другими, — и влечение, которое возникает между мужчиной и женщиной является первым случаем чувственного восприятия того, что прежде существовало лишь как субъективное Я без объективного проявления.
Человек 2.0. Руководство по выживанию в мире обезьянПерейти на wildberries.ru/catalog/36389720/detail.aspxсемен семенов
19 декабря 2020Еврейские мамы считают, что ребенок начинает сознавать свое я только после того, как он окончит юридический или медицинский…
Комментировать ответ…Комментировать…Анатолий—Кэнджин1,2 KЯ пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока… · 18 янв 2021
Я думаю, что большинство людей не осознает свое я в течении своей жизни. Люди не задумываются о том кто они, за чем они на этой земле. Это явление называется сон, они живут, рожают детей, работают и умирают во сне. Наш мир иллюзорный и жизнь это майя—иллюзия. Только не большой процесс население осознают свое «Я» и пытаются достичь просветления. В основном, осознание… Читать далее
владимир михайлов
16 мартаДа большинство людей свою жизнь проживают неосознанно как бы на»автомате».Не всем дано. «Много звання да мало призванных»
Комментировать ответ…Комментировать…ВЛАДИМИР ЧУМАКИН177Я — не старый, просто долго живу. Однако, в годовалом возрасте был гораздо умнее, чем все… · 16 мар 2021
Могу только своё мнение противопоставить остальным комментаторам. Я помню себя ещё в утробе матери! Всего один фрагмент, но помню всю жизнь. Помню дождь во время родов. Шум дождя. С той поры это мои любимые звуки…Говорить чисто стал в год с небольшим, сразу! Не было проблем с выговариванием букв … И мне очень странно слышать, что ребёнок осознаёт себя в три года!…
Комментировать ответ…Комментировать…Первыйвладимир михайлов
16 мар
Сначала понять что такое»Я».С чем «едят».Если у тебя потребность осознавать своё» Я». Или жить стереотипами и общими установками; особо не заморачиваться над тем осознавать или не осознавать
Комментировать ответ…Комментировать…Однако Здравствуйте1219 дек 2020
Определите сначала, что такое «своё Я».
Не думаю, что это явно обозначено современной наукой или философией.
Ради примера — обозначьте понятие «квалиа» для себя?
Комментировать ответ…Комментировать…Фёдор ЛеонидовичТепликов3Я творческий человек и моё состояние помогает мне сохранить определённый настрой и силу. .. · 17 дек 2020
Имея опыт рождения и воспитания ребёнка , каждый человек становится личностью. Надо говорить о том , что сознание любого человека изменяется в любом возрасте , т.к меняется восприятие и появляется осознание нового. Да , опыт показывает , что ребёнок с трёх лет начинает заявлять о себе и за счёт задаваемых вопросов и утверждений , начинает активно развиваться. Ребёнок… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопросВ каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?
30.05.2018 Просмотров: 3789
«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли?.. Сегодня мы ответим на этот вопрос и расскажем, в каком возрасте ребенок начинает осознавать последствия собственных действий.
Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребенка трех лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития. Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом. А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.
Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.
Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.
Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например, о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.
По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.
Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесет каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.
Подростки (от 12 до 16 лет)Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.
Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинэйджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.
Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.
Юношеский возраст (после 16 лет)Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.
В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.
Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.
Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.
Екатерина Сафонова
Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/v-kakom-vozraste-deti-nachinayut-osoznavat-posledstviya-svoikh-postupkov/
Когда ты действительно станешь собой?
Источник: Pexels / CCO
Судя по всему, я наконец-то нашел свое место в мире — или, по крайней мере, то место, которое, как я говорил себе, должен занять. По сравнению с тем, кем я был десять лет назад, моя жизнь кажется совершенно иной.
То, о чем я мечтал, но боялся и оплакивал, что это никогда не произойдет, произошло… произошло.
- Я замужем и думаю о создании семьи.
- У меня финансовое благополучие.
- У меня стабильная, (в основном) удовлетворительная карьера.
- Я написал книгу.
- Я наслаждаюсь выпадающей раз в жизни возможностью жить за границей.
Если бы это был фильм, мы бы, наверное, были в конце. Последний кадр — сочная музыка набухает, когда наша героиня кивает, понимая, что удовлетворена собой, наконец, я сделала это … вся тяжелая работа окупилась.
Но что такое или ?
Для некоторых это кульминация всех наших детских надежд и мечтаний. Для других это состояние ума, когда мы верим, что достигнем истинного счастья. Для меня и то, и другое. Это то, чего я желал так долго, что не мог позволить себе в полной мере наслаждаться жизнью, пока эти вещи не были в пределах досягаемости.
Теперь, когда я прошел через это, я не совсем уверен, что чувствую себя особенно другим или удовлетворенным. Действительно ли я стал лучше или другим человеком, человеком, которым я должен был быть? На самом деле, я почти уверен, что нет, о чем свидетельствует то, почему я пишу этот пост.
Что значит стать собой? Это зависит от вашей точки зрения.
Если вы стремитесь стать лучшей версией себя, тогда вы можете подумать о самоактуализации — теории, разработанной Абрахамом Маслоу в 1919 году.
Однако для достижения самореализации сначала необходимо удовлетворить четыре основные, низшие потребности:
- Физиологические: Вещи, необходимые нам для выживания, включая пищу, воду и кров
- Безопасность: Потребность чувствовать себя в безопасности, в безопасности и не бояться мира
- Любовь: Потребность чувствовать любовь и привязанность от социальных отношений
- Уважение: Потребность в самоуважении наших собственных достижений, а также в уважении или признании со стороны других
Только после того, как вы удовлетворите эти первые четыре потребности, вы сможете попытаться достичь последней потребности:
- Самореализация: Потребность в самореализации и полном раскрытии нашего потенциала
Источник: Pexels/CCO
Для Маслоу полностью раскрыть свой потенциал означает, что мы должны делать то, что сделает нас по-настоящему счастливыми: «Музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он хочет быть в итоге счастлив. Каким человек может быть, таким он и должен быть».
Но вот проблема: что, если то, что делает вас счастливым сегодня, не сделает вас счастливым десять лет спустя?
В конце концов, если наши вкусовые рецепторы могут меняться с возрастом, то почему не могут измениться вещи, которые делают нас счастливыми?
На самом деле, да, говорит гарвардский психолог Дэниел Гилберт. В своем выступлении на TED Talk «Психология вашего будущего Я» он объясняет:
«Люди — это незавершенные работы, которые ошибочно думают, что они закончены. как и все люди, которыми вы когда-либо были. Единственная постоянная в нашей жизни — это перемены».
Он связывает это мышление с комплексным исследованием, которое показало, что тысячи людей всех возрастов действительно плохо предсказывают, какими они будут через 10 лет. Гилберт обнаружил, что по большей части люди считают себя такими, какими они будут до конца жизни. Это явление, также известное как «иллюзия конца истории», может объяснить, почему люди делают татуировки или сомнительные стрижки.
Однако, когда людей попросили вспомнить себя в прошлом десятилетием, они смогли признать, что их вкусы, ценности и личностные черты изменились за эти годы. Мы видим изменения только задним числом.
Вот почему я могу признать, что человек, которым я был 10 лет назад (вместе с моими мечтами, причудами и неудачами), теперь является кем-то, кто несколько незнаком мне в нынешней версии.
Возможно, самореализация, если это то, к чему мы действительно должны стремиться, не является целью, которую можно достичь только один раз в жизни. Это бесконечное, постоянно развивающееся, в режиме реального времени признание того, что наш полный потенциал, так же как наши вкусы и ценности, странны и непредсказуемы — что, в конечном счете, мы никогда не высечены в камне. И в какой-то момент вы должны осознать, что для того, чтобы достичь удовлетворения на всю жизнь, вы никогда не сможете отказаться от его поиска.
Изображение Facebook/LinkedIn: Rido/Shutterstock
Как у детей развивается чувство собственного достоинства?
С момента рождения младенцы получают информацию, которая может научить их тому, кто они такие. Прикасаясь к своему лицу и телу или пиная и хватая вещи, они начинают получать удовольствие от влияния своих действий на мир. Но только когда дети приближаются к своему второму дню рождения, они начинают развивать чувство собственного достоинства и способны размышлять о себе с точки зрения кого-то другого.
Одним из признаков этого нового объективного самосознания является то, что дети начинают узнавать себя в зеркале или на фотографии — то, что большинство детей делает в возрасте двух лет. Этот вид самосознания можно оценить с научной точки зрения, если незаметно поставить маленькую отметку на лбу ребенка, например, поцеловав его с накрашенной губной помадой. Ребенок не может почувствовать метку, поэтому его осязание не может предупредить его о ее присутствии, но он может увидеть ее, если посмотрит в зеркало. Если у ребенка есть способность видеть себя так, как это увидел бы другой человек, он потянется, чтобы коснуться отметки, когда ему покажут зеркало, что указывает на то, что он приравнивает зеркальное отражение к своему собственному телу.
Поиск понятия «я»
Малыши также естественным образом демонстрируют свое самосознание своей способностью использовать и понимать самореферентный язык, такой как I , me , you и my . Другой пример: когда они заявляют, что что-то является их собственностью, крик «это мое» является источником многих споров между братьями и сестрами.
Появление самосознательных эмоций, таких как смущение, гордость, вина и стыд, также свидетельствует о том, что у ребенка развивается самосознание. Родители могут заметить, что к трем годам их ребенок мотивирован исправлять проступки, может гордиться своим поведением или скрывать, когда недоволен чем-то, что они сделали.
«Это мой плюшевый мишка!» Самосознание в действии. Полин Брейер/ShutterstockСпособность малышей думать о себе с точки зрения второго человека также знаменует собой начало приобретения ими так называемой «Я-концепции» — устойчивых мыслей и чувств о себе. В период между первым и вторым днями рождения дети смогут давать простые описания себя и оценки, такие как «Я хороший мальчик», которые со временем станут более сложными. К тому времени, когда ребенку исполнится восемь лет, у него будет относительно стабильное представление о своих личностных чертах и наклонностях, а также о том, чувствует ли он себя ценным и компетентным человеком.
Индивидуальные различия в характере и чувстве собственного достоинства могут повлиять на подход ребенка к социальным ситуациям и успеваемость. Дети с позитивным восприятием себя имеют наилучшие социальные и академические результаты, возможно, потому, что они сосредоточены на успехе и их не останавливают неудачи. Родители могут помочь своему ребенку развить положительную самооценку, позитивно реагируя на него и его достижения и помогая ему преодолевать негативные события.
Психологи считают, что родители также могут формировать самооценку детей с самого рождения: когда они положительно реагируют на действия младенца, это дает им первый опыт положительного влияния на мир.
Влияние на память и обучение
Независимо от того, как дети относятся к себе, добавление «идеи обо мне» в их когнитивную архитектуру изменяет способ обработки информации. Например, будучи взрослыми, мы помним очень мало детских событий. Одно интуитивное объяснение этой «детской амнезии» заключается в том, что до тех пор, пока воспоминания не могут быть связаны с нашим самоощущением, их очень трудно хранить и извлекать.
Как только у ребенка формируется самоощущение, он с большей вероятностью запомнит информацию, связанную с ним самим. Это известно как «эффект самоотнесения» к памяти и проявляется на ранней стадии. По крайней мере, с трехлетнего возраста дети чаще запоминают предметы, связанные с ними самими, чем те, которые связаны с другим человеком.
Например, в одном эксперименте детей в возрасте от четырех до шести лет попросили рассортировать фотографии покупок в своей собственной корзине и в корзине, принадлежащей другому человеку. После сортировки предметов детям показывали более широкий выбор предметов для покупок и спрашивали, какие из них они узнали из предыдущей игры.
Дети точно запомнили больше предметов, которые «принадлежали» им, чем предметы, которые были отсортированы в корзину другого человека.Эффект самореференции возникает из-за того, что предметы, связанные с собой, такие как «мое яблоко», привлекают дополнительное внимание и поддержку памяти в мозгу, гарантируя, что информация, потенциально полезная для себя, не будет потеряна.
Решение учебных упражнений от первого лица помогает детям учиться. Анна Омельченко/ShutterstockЭффект самореференции можно использовать, чтобы помочь детям обрабатывать и запоминать информацию, особенно когда она появляется в раннем возрасте. Таким образом, если попросить детей подумать о себе при составлении предложений, чтобы попрактиковаться в правописании — например, предложений, начинающихся со слова «я», — это может значительно улучшить их последующие навыки правописания. Постановка математических задач от первого лица — например: «у тебя на четыре яблока больше, чем у Тома» — также повышает скорость и точность ответов детей.