от чего зависит, свойства в психологии, характеристики
Содержание:
- Понятие в психологии
- Типы темперамента у человека
- Свойства темпераментов
- Диагностика
- Особенности темперамента ребенка
- Видео
Темперамент – это особенность работы нервной системы. Он не может быть плохим или хорошим. Разница между типами заключается в соотношении процессов возбуждения и торможения.
Темперамент не является синонимом характера
Понятие в психологииЗа все время существования человечества люди по-разному рассматривали, что такое темперамент. Первое описание встречается еще у Гиппократа. В основе его классификации лежало понимание того, что в каждом человеке преобладает определенный тип жидкости.
По мнению Гиппократа, темпераменты человека проявляются в следующем:
- Сангвиник — кровь;
- Холерик — желчь;
- Флегматик — слизь;
- Меланхолик — черная желчь.
Темперамент влияет на характер и поведение. С развитием научных взглядов появились новые теории. Согласно им, каждая личность обладает определенными особенностями работы нервной системы. Благодаря учению Павлова, появилось понятие о процессах возбуждения и торможения.
Важно! Темперамент – это в психологии совокупность свойств личности, которые имеют врожденный характер. Это не характер человека, но его основа, именно темперамент принимает участие в формировании личности. От него зависят скорость реакций, особенности психической деятельности, восприятие и другие функции.
Темперамент – это врожденное качество, но он редко встречается в чистом виде. Всего выделяют четыре типа: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Тип не меняется на протяжении жизни, так как нервная система формируется еще внутриутробно. Человек может научиться жить с этим и извлечь из темперамента максимум пользы.
Психология активно развивается, и взгляды на некоторые вещи тоже претерпевают изменения. Ян Стреляу немного иначе взглянул на появление холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов, что это такое в целом.
Его теория предполагает наличие генетической основы передачи типа темперамента
Специалист выделил две базовых характеристики: реактивность и интенсивность. Особенностью теории является ориентирование на способность человека приспосабливаться к среде.
Взгляды В.С. Мерлина позволяют выделить 9 основных параметров темперамента. Среди них – эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций и другие. Эта теория вызвала немало критики, так как ее определения связаны не только с темпераментом, но и познавательной сферой.
В.М. Русалов предлагает оценивать личность по 8 блокам, что позволяет составить более точную характеристику. Оценивается не только эмоциональный фон человека, но и его социальная сфера жизни.
Типы темперамента у человекаСтресс и его влияние на человека — к каким последствиям он приводит
Каждая личность – это сложная структура, которая состоит из нескольких основных частей. Темперамент, характер, поведение – все это влияет на работу психики. Знание своих особенностей позволит человеку достичь разных высот и сделать жизнь эффективной.
Иногда темперамент путают с характером, но это два разных понятия. Характер больше является продуктом социальной жизни, в то время как темперамент – врожденная характеристика.
Характер можно изменить, иногда это происходит незаметно
Иной раз определить простой тип темперамента легко, но у некоторых черты проступают неявно и их сложно выделить. Каждый тип темперамента уникален. Сангвиник отличается подвижностью, силой и быстрой сменой процессов. Он отличается жизнелюбием, оптимизмом, активностью, отзывчивостью. Сангвинический тип успешен во всех сферах жизни.
Флегматик часто является занудой, он инертен и уравновешен. Все это позволяет ему подходить к жизни осмотрительно, рассудительно. Наиболее яркая его черта – медлительность, но она никак не сказывается на качестве жизни. Он способен обстоятельно подходить к делу, что приводит к положительному результату.
Холерический тип отличается преобладанием процессов возбуждения над торможением. Такие люди несдержанные, обладают резкой сменой настроения, могут нагрубить.
Важно! В тяжелых случаях холерик отличается высокой долей агрессии.
Возбудимые личности обладают низким уровнем самообладания. Поэтому им бывает тяжело держать себя в руках. Они редко достигают серьезного успеха на работе.
Меланхолики – это слабые и неуравновешенные люди. Их главная черта – тревожность. Они испытывают беспокойство, пессимизм, все предстает перед ними в черном цвете. У них выше склонность к психическим болезням. Неуравновешенность мешает им достигать успеха в жизни.
В чистом виде темперамент встречается редко, чаще всего это сочетание 2, а то и 4 типов. Холерик-меланхолик отличается силой, способностью к быстрому обучению, но в то же время любит резкую критику, желает быть лидером.
Холерик-флегматик – достаточно уравновешенный тип. Эмоциональные вспышки быстро гасятся, большой запас внутренних сил обладает подстегивающим эффектом.
Меланхолик-сангвиник – странное сочетание, которое наделяет человека небольшой долей противоречивости. Жизнелюбие вступает в конфликт с пессимизмом, и происходит катастрофа. Простой пример – любая неудача воспринимается как провал и приводит к депрессии.
Свойства темпераментовИнституты социализации и их функции
У каждого типа темперамента есть определенные особенности. Для их выделения были разработаны специальные критерии для оценки одних и тех же параметров личности. Например, темп реакций у сангвиника и флегматика будет разным.
Свойства темперамента в психологии рассматриваются по 7 пунктам. Сензитивность определяет чувствительность человека к раздражителю. Реактивность – это скорость ответа, например, на внезапное действие или громкий звук.
Важно! Вспыльчивость – это высокий уровень чувствительности.
От уровня активности зависит то, с какой скоростью человек получает желаемое, что он предпринимает для достижения цели и какими средствами ее достигает. Характерная черта любого темперамента – это пластичность (способность адаптироваться под изменения окружающего мира).
Экстраверсия и интроверсия – это ориентация на внешний или внутренний мир. Описать таких людей можно кратко: общительные и необщительные. Обязательно оценивается возбудимость, т.е. скорость эмоционального реагирования на раздражитель.
ДиагностикаВиды памяти у человека в психологии, классификация основных типов
Определить тип темперамента не так легко. У человека он редко проявляется ярко, черты могут сливаться с характером. Иногда специалисту нужно долго наблюдать за индивидом, чтобы сделать вывод о его темпераменте.
В домашних условиях можно использовать готовые тесты. Для этого лучше выбрать методику Айзенка. В нее входит 106 вопросов, она позволяет выстроить результат в виде шкалы, которая наглядно отображает особенность психических процессов.
Формула Белова тоже позволяет провести диагностику. В нее входит меньше вопросов, но она также показывает, какой темперамент в человеке преобладает.
От типа темперамента будет зависеть будущее индивида. Знание сильных и слабых сторон позволяет избегать опасных ситуаций, снижать уровень негативных проявлений. Иногда эта информация служит основой для выбора сферы деятельности.
Иногда человеку нужно уравновесить в себе некоторые качества
Полезно знать и темперамент другого человека. Это позволит сделать общение продуктивным, приятным. Например, женщина сможет найти подход к мужчине, укрепить отношения, создать крепкую семью и многое другое.
Знание особенностей темперамента важно для любви. Мужчина может не подходить женщине в этом плане, тогда от их союза ничего не останется. Люди могут пытаться что-то сохранить, но безуспешно.
Поэтому лучше знать не только свой, но и чужой тип темперамента. Все это позволит избежать проблем. Страстному сангвинику будет скучно с медленным флегматиком.
Особенности темперамента ребенкаКаждый малыш отличается с момента появления на свет. Кто-то ведет себя тихо, другой – беспокойно, часто плачет и мало спит. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно характеризовать как спокойного или беспокойного.
Важно! При некоторых проблемах со здоровьем будет проявляться негативная реакция.
Подвижные дети видны сразу. Они не лежат на одном месте, активно познают мир, все изучают, везде залазят. Для малышей применяется такая же классификация, как и для взрослых.
Уже в первый год жизни ребенок может приобрести определенные черты. Например, холерик будет заводилой, меланхолик – тихоней, а флегматик – добродушным. Внимательный родитель всегда заметит особенности своего малыша.
В таком случае есть вероятность получения неправильных суждений. Мама или папа может предвзято относится к ребенку, т.е. видеть только то, что считают нужными. Поэтому за диагностикой лучше обратиться к специалисту.
Знание психологических особенностей ребенка позволит сделать обучение эффективным
Например, дети-флегматики лучше себя чувствуют у такого же учителя. В то время как педагога-холерика будет раздражать такая медлительность. Информация о темпераменте позволит родителям заранее знать слабые места своих детей.
Каждый тип темперамента может характеризоваться определенными чертами. Не стоит делить их на плохие или хорошие, так как все вместе они являются неотъемлемой частью личности. С их помощью каждый может добиться определенного успеха в жизни.
Иногда темпераментной личностью считают ту, которая ярко живет и проявляет эмоции. Но это всего лишь проявления определенного типа темперамента. Остальные ведут себя иначе, но хуже от этого их жизнь не становится.
ВидеоАвтор:
Ивaн СидoрoвТемперамент (Немов) — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 1999Глава 15. ТЕМПЕРАМЕНТ (с.394-402)Краткое содержание
Типы темпераментов. Понятие о темпераменте. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Общее и различное в темпераменте и в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических способностей организма к требованиям той или иной деятельности.
Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача
Гиппократа.
Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, ас соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу
И.Канту.
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа:
темпераменты чувства и темпераменты деятельности.
Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность – меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений2 бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными. (
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки.
Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки.
Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.
СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.
Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента1. (1Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 1.) Исходя из теории функциональной системы П.КАнохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента,
отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой),
легкость переключения с одной программы поведения на другую,
скорость исполнения текущей программы поведения и
чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента:
эргичность (выносливость),
пластичность,
скорость и
эмоциональность (чувствительность).
Все эти компоненты темперамента, по мнению В. М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств»1. (1Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т. 10, – № 1. – С. 12.)
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности – предметной деятельностью и общением – каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой – в медленном темпе.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа – малоактивных и обладающих невысоким темпом.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.
То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.
Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы1. (1См.: Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.)
Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:
1.Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Lab TAB & TBAQ-R – Педагогическая психология
Лабораторная батарея для оценки темперамента (Lab-TAB) представляет собой стандартизированный инструмент для лабораторной оценки раннего темперамента. Щелкните вкладку Lab-TAB или вкладку Instrument Descriptions выше для получения дополнительной информации. Чтобы запросить руководство, щелкните вкладку Запрос руководства.
Опросник для оценки поведения детей раннего возраста (TBAQ-R)
Опросник для оценки поведения детей раннего возраста (TBAQ-R) состоит из 120 пунктов и состоит из одиннадцати шкал, предназначенных для изучения поведения детей в возрасте 16–36 месяцев, связанных с темпераментом. Нажмите на вкладку TBAQ-R или Instrument Descriptions выше для получения дополнительной информации. Чтобы запросить копию TBAQ-R, щелкните вкладку Запрос вручную.
Публикации Lab-TAB и TBAQ-R
- Planalp, E.M., Van Hulle, C.A., Gagne, JR, & Goldsmith, H.H. (2017). Детская версия Лабораторной батареи оценки темперамента (Lab-TAB): свойства измерения и последствия для концепций темперамента. Границы психологии: личность и социальная психология, 8, 1–17.
- Ганье, Дж. Р., Ван Халле, К. А., Аксан, Н., и Эссекс, М. Дж., и Голдсмит, Х. Х. (2011). Получение показателей детского темперамента на основе поведенческих эпизодов, вызывающих эмоции: построение шкалы и первоначальная проверка. Психологическая оценка, 23 , 337-353.
- Голдсмит, HH (1996). Изучение темперамента через построение опросника оценки поведения малыша. Развитие ребенка, 67 , 218-235.
Lab-TAB Цели
Наша цель при разработке Lab-TAB — сделать доступным стандартизированный инструмент для лабораторной оценки раннего темперамента. Lab-TAB представляет собой набор 3-5-минутных эпизодов, имитирующих повседневные ситуации, в которых можно достоверно наблюдать индивидуальные различия в выражении эмоций, приближении/избегании и другом инструментальном поведении, уровне активности и регуляторных аспектах поведения. или темперамент). С появлением Lab-TAB больше не будет необходимости заново разрабатывать лабораторные показатели темперамента для каждого исследования. Соответствующие данные стандартизации для больших выборок позволят назначать более точные оценки, а не полагаться на стандартизацию отдельных выборок. Lab-TAB также облегчит сравнение результатов исследований, проведенных в разных лабораториях.
Теоретическая ориентация
Важным вопросом в исследованиях темперамента является вопрос о том, какие параметры темперамента лучше всего рассматривать как типы или измерения. Лежащая в основе Lab-TAB концептуализация ориентирована на измерения, но можно предположить, что типологические характеристики окажутся более предпочтительными. Существующие системы кодирования, которые можно подробно изучить в руководствах, разработаны с многомерной концептуализацией изменчивости индивидуальных различий. Например, лицевые, вокальные и моторные индикаторы целевых дискретных эмоций оцениваются с использованием комбинации как событийного, так и интервального кодирования. Конкретные измерения детского поведения характеризуются комбинацией бинарных (наличие/отсутствие), порядковых (пиковая интенсивность) или относительных (латентность) шкал.
Поскольку эпизоды смоделированы по образцу повседневных ситуаций, они, как правило, вызывают различные эмоции в дополнение к целенаправленным эмоциям. Например, хотя эпизоды «Подход к незнакомцу» нацелены на страх в социальных ситуациях, эти эпизоды также надежно вызывают реакцию грусти. Как видно из подробного изучения руководств, некоторые из этих нецелевых эмоций заложены в системы кодирования.
Как и в любом наблюдательном исследовании, отдельные исследователи могут модифицировать как системы кодирования, так и ситуации, чтобы наилучшим образом отразить интересующие их вопросы. Примеры изменений в администрировании отдельных эпизодов включены в руководства.
Версии
В настоящее время у нас есть три версии Лабораторной батареи для оценки темперамента: две версии для младенцев, одна для детей, которые начали ползать (локомоторная), и одна для тех, кто еще не начал ползать (долокомоторная), и версия для дошкольников. . Напишите нам, чтобы узнать больше о каждом из руководств, включая описания эпизодов и модификаций.
История
Предлокомоторная и локомоторная версии Lab-TAB были задуманы и первоначально разработаны Хиллом Голдсмитом при содействии Лоретты Рисер-Даннер, когда он работал в Техасском университете в Остине между 1981 и 1984. Нынешний формат и большая часть содержания этих руководств были разработаны Голдсмитом и Мэри К. Ротбарт, а также студентами Голдсмита в Орегонском университете, начиная с 1985 года. Голдсмит, Ротбарт и Джозеф Дж. Кампос. Некоторые эпизоды были более косвенно связаны с процедурами, используемыми в других лабораториях развития.
Создание дошкольной версии Lab-TAB было совместным усилием Голдсмита и Джуди Рейли из Университета штата Сан-Диего. Хотя многие эпизоды были разработаны специально для этой батареи, другие были заимствованы непосредственно из процедур, использованных Джеромом Каганом из Гарвардского университета и Гражиной Кочанской из Университета Айовы. Модификации дошкольной батареи Голдсмита и Рейли продолжаются. Недавно Мэрилин Эссекс из Университета Висконсин-Мэдисон и Голдсмит предприняли некоторые модификации батареи для использования с детьми немного старше, для домашнего применения и для использования с образцами, подверженными риску поведенческих расстройств.
Создание различных версий Lab-TAB было поддержано NIMH, Фондом Макартуров и Университетом Висконсина.
краткая история личностных тестов
Вы родились с часами в голове?
Если ваш немедленный ответ на этот вопрос — из обзора юнгианских типов Грея-Уилрайта 1964 года — вызывает общее недоумение, то следующие ответы с несколькими вариантами ответов вряд ли вам помогут. Два варианта просто «нет» или «да».
Как насчет «Приятно ли звонить по телефону?». Или «Вам нравятся картинки с ощущением (а) парения ввысь? или (б) близость к земле?» (оба взяты из одного опроса). Все еще сбит с толку? Тогда у вас могли возникнуть проблемы с историческими личностными тестами.
Зигмунд Фрейд в 1922 году.Такого рода «психометрические инструменты» — если использовать технический термин — появились в начале 20-го века как способ измерения «интеллектуальных способностей». Шкала Бине-Симона, впервые использованная для помощи французским школьникам, например, была использована в США психологом из Стэнфорда, опубликовавшим ее в 1919 году. 16 в качестве теста Стэнфорда-Бине, который давал оценку, коэффициент интеллекта или IQ.
Это положило начало попытке упростить и стандартизировать широкие сложные идеи: предпочтительно в числах. Первая мировая война предоставила благодатную почву для психологических подходов в целом, чтобы доказать свою ценность, от лечения контузии до проверки новобранцев на наличие лидерских качеств.
В межвоенный период психология получила некоторое признание среди образованных элит, но в основном в психоаналитическом ключе: многословная, подробная и персонализированная. Леонард и Вирджиния Вулф публиковали ранние английские переводы Фрейда в своем подвале в Блумсбери, а также были популярные издания, такие как «Краткий отчет о теории Фрейда» Барбары Лоу (19).20) и «Машины разума» Вайолет Ферт (1922).
Личности с галочкой
Но некоторые психологи воздерживались от мысли, что человеческий разум — это просто фрейдистская мешанина из фантазий, кастрации и инцеста, доступная только через длительный и дорогостоящий анализ. Вместо этого они пришли к выводу, что разум должен иметь ряд измеримых характеристик, которые можно было бы сравнить с другими. Они стремились сделать это в гораздо большем масштабе, чем можно было бы достичь с помощью трудоемкой психоаналитической терапии. Так появились анкеты с несколькими вариантами ответов. Психологи, такие как Грей и Уилрайт, или группа матери и дочери Кэтрин Бриггс и Изобель Майерс, попытались превратить юнгианский анализ «типов» в набор вопросов с множественным выбором.
Джессикамуллен/flickr, CC BYЭто было частью попытки утвердить психологию как науку, движением к идеалу объективности. Психологические лаборатории уже некоторое время были оснащены приборами для измерения точного времени реакции и выдачи точных стимулов, как средства исключения личного и субъективного из психологической оценки. И тот факт, что такие эксперименты — и эти новые личностные тесты — давали результаты, означал, что они могли воспользоваться преимуществами новых и престижных вычислительных лабораторий в университетских городках в послевоенном мире.
Так началась тенденция сведения личности к ограниченному числу переменных. Грей и Уилрайт, например, работали над моделью трех шкал с противоположными качествами на обоих концах. «Интроверсия-экстраверсия» обозначает «общую установку» человека. Затем есть две вторичные характеристики, либо «интуиция», либо «ощущение», которые характеризуют то, как человек воспринимает мир; и «мышление» или «чувство», которые описывают, как человек оценивает свое восприятие.
Со вкусом оформленные вестибюли отеля
Тесты этого типа можно подвергнуть критике на нескольких уровнях: в стремлении получить числа для вычислений и сравнения они теряют ментальные феномены, которые пытаются зафиксировать. Другие могут сказать, что эти тесты оценивают не то, какие люди, а только то, что они думают о себе — например, зануда в пабе, считающий себя блестящим слушателем. Современные версии подобных тестов повсюду. Предприятия по-прежнему предлагают менеджерам модернизированный тест Майерс-Бриггс, чтобы определить «возможности повышения производительности» в дни командной работы. Есть также соблазнительное обещание «узнать свою истинную личность» всего за несколько кликов в Интернете.
Но что меня особенно восхищает во всех тестах такого рода, так это то, насколько они укоренены в культуре. Один тест, например, спрашивает: «Любите ли вы болтать с клерками, парикмахерами, носильщиками и т. д.?» Это тест на интроверсию-экстраверсию, но он скорее предполагает, что люди, сдающие тест, не будут обслуживать, носить сумки или стричь волосы. Точно так же есть неясный вопрос: «Предположим, вы ожидаете в отеле с двумя вестибюлями, каждое со вкусом оформлено в разных цветах, в каком из них вы бы предпочли ждать? (а) Синие (б) Красные». Очевидно, важно, чтобы оба вестибюля были «со вкусом».
Что может означать вкус фиолетового? Shutterstock.comКлассовая политика проявляется в таких вопросах, как болтать с носильщиками или выбирать между гостиничными вестибюлями, оформленными с таким же хорошим вкусом. И рассмотрите вопросы об отношениях или стереотипах: в разное время и в разных местах людям будет удобно сообщать о разных вещах, даже если они будут полностью анонимными.