Выдержка и самообладание ~ Проза (Психология) ~ Алексей Гадаев
Выдержка — способность выносить нагрузку и лишения, держа себя в формате и не привлекая к себе ненужного внимания, после чего быть способным эффективно действовать.
Выдержка — время в течении которого необходимо укрепить самообладание и при котором одни представления. мысли и поступки надо подавить, а другие укрепить.
Выдержка — это волевое качеств характера, связанное с целеустремленностью. Физиологическим механизмом выдержки является возникновение в мотивационной сфере стойкой инертной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом субъекта, тормозя другие влечения и интересы. Субъект не тратит своё время и силы на второстепенные для него объекты. Выдержке своейственно проявление планомерности, терпеливости, упорства и настойчивости.
Существует специальная выдержка (К.Л.Бабаян, 1977). Выдержка проявляется в ситуации ожидания желаемого при «отсрочки удовлетворения» и последующей награды.
Выдержка — это своебразное самовнушение с представлениями, мыслями и поступками для преодоления вспыльчивости, грубости, формирования вежливости, тактичности и укрепления самообладания.
Выдержка и самообладание — это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
А.С. Макаренко считал, что выдержка — это большая воля.
А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».
Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.
В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.
Выдержка – это способность
индивида не спешить с реакцией. Выдержка — это умение и привычка контролировать
своё поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться
от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
Е.П.Ильин относит выдержку и самообладание к собирательной волевой характеристике.
Самообладание относят к искусству владением такта, толерантности, а так же терпения. Искусство самообладания отмечается возможностью поступать рационально, а не эмоционально. Самообладание позволяет властвовать не только над собой, но и над другими индивидами.
Чтобы развить самообладание необходимо знать о посильных средствах для его развития:
- Игнорировать внешние раздражители;
- Оттягивать время и реагирование на взрывную реакцию оппонента;
- Уметь переключать своё внимание и расслабляться.
- Всегда находить внутрии себя точку покоя (воображаемое место, релаксация, медитация).
- Сдерживать свои порывы и страхи, когда это необходимо.
- Принимать твёрдые и взвешенные решения.
- Отказываться от пагубных привычках и культивировать в себе полезные поведенческие нормативы.
- Заниматься активным отдыхом, спортом, самогипнозом.
- Уметь предугадывать события (антиципация), а также прогнозировать результаты своей деятельности.
Необходимо помнить, что Эмоциональная сдержанность человека зависит от его эмоциональной устойчивости и уровня развития его волевых качеств и умения влиять на других людей в процессе межличностных контактов и взаимодействия.
Самообладание – что это в психологии, как его сохранить
Самообладание – это свойство человеческой личности сохранять хладнокровие даже в экстренных ситуациях. Владея своими эмоциями и чувствами, человек не поддается общей панике и волнениям, не позволяет себя обмануть или обидеть. У него всегда готов ответ на критичные высказывания, он спокоен тогда, когда другие находятся на грани истерики, не поддается эмоциям, а ориентируется, в первую очередь, на разум и рациональность.
Содержание
- Определение понятия
- Отличие выдержки от самообладания
- Как научиться самообладанию
- Плюсы и минусы самообладания
- Примеры
- Заключение
Определение понятия
Что такое самообладание? По определению в психологии самообладание– это способность человека к сохранению внутреннего спокойствия и эмоциональной стабильности с помощью таких личностных качеств, как решительность, сила воли и смелость. Индивид с хорошо развитым самообладанием может хладнокровно мыслить даже в критических ситуациях, тщательно контролируя собственные эмоции и чувства.
Что значит потерять самообладание?Это явление, когда эмоции выходят из-под контроля человека. При этом может случится истерика или ступор, при которых серьезно страдает нервная система человека.
Отличие выдержки от самообладания
Выдержка и самообладание – это понятия, психологическое значение которых зачастую отождествляются или путаются между собой.
Выдержка – это способность индивида добиваться своей цели независимо от величины и силы препятствия. Человек с хорошей выдержкой активизирует функции психики, отвечающие за торможение эмоций, препятствующих осуществлению задуманного. Он стойко переносит лишения и страдания, отодвигая эмоции на дальний план, игнорируя и подавляя их. В этом заключается главное отличие от самообладания: в этом процессе чувства именно контролируются, а не отодвигаются.
Например, выдержка позволяет человеку быть стойким здесь и сейчас, демонстрировать окружающим свое спокойствие, а после окончания неприятностей происходит мощный выброс негатива в виде слез или агрессии. При самообладании человек выражает свои эмоции и в процессе разрешения ситуации, но делает это адекватно, например, с помощью Я-высказываний: я огорчен, я в гневе, я устал, я злюсь. При этом он продолжает делать свое дело, давая своим эмоциям выход в приличных рамках.
Как научиться самообладанию
Как развить самообладание? Этот процесс включает в себя применение разных приемов:
- Игнорирование раздражителей извне. Если в планах занятие конкретным делом, то нужно стараться сосредоточиться только на нем, не отвлекаясь на все, что происходит вокруг. Уличный шум, неожиданный звонок по телефону, мысли «не о том» не должны препятствовать достижению цели. Следует абстрагироваться от них: закрыть окно, перезвонить после окончания работы, прервать поток мыслей не по делу и вернуть их в нужное русло.
- Откладывание реакции – еще один способ сохранить самообладание. Перед тем, как бурно отреагировать на происходящее, остановиться, глубоко вздохнуть, досчитать до десяти и обратно. За это время есть возможность взять себя в руки и выдать более адекватную реакцию.
- Расслабление. Хотя бы 10-15 минут в день стоит потратить на то, чтобы спокойно полежать и сосредоточиться на своих внутренних ощущениях: где есть напряжение? Постараться расслабить тело полностью, включая мимические мышцы и пальцы.
- Глубокое дыхание также относится к приемам самообладания. Тренироваться дышать ровно, спокойно и глубоко. В трудной или стрессовой ситуации, когда дыхание становится поверхностным и частым, стараться выравнивать его- это помогает и сосредоточиться, и расслабиться, и выиграть время на ответную реакцию.
- Абстрагирование. Этот навык позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон до того, как выдана какая-либо эмоциональная реакция.
Плюсы и минусы самообладания
Главное преимущество развитого самообладания состоит в том, что такой человек в трудных ситуациях способен оставаться спокойным, принимать решения и действовать. Он не впадает в панику, истерику или ступор, не мешает мыслить окружающим, не пугает других своим неадекватным состоянием. Он может собраться сам и собрать других, не дать близким впасть в отчаяние или заработать нервный срыв, помогает им держать себя в руках в трудные моменты.
Еще одно неочевидное преимущество – некая власть над людьми при всеобщем волнении. Инстинктивно люди в таких ситуациях выбирают из толпы наиболее спокойного человека и начинают к нему прислушиваться. Так, контролирующий свои эмоции человек становится лидером.
К минусам самообладания можно отнести тот факт, что окружающие люди не задумываются о реальном состоянии такого человека и о том, что ему тоже иногда может быть психологически некомфортно. Кроме того, человек с хорошо развитым самообладанием сдержан и в положительных эмоциях, поэтому окружающим может казаться, что он совсем не умеет радоваться и не ценит их стараний, когда они пытаются доставить ему удовольствие.
Примеры
Способностью сохранять самообладание должен обладать, например, учитель. Когда дети на уроке начинают безобразничать, пытаясь его сорвать, педагогу приходится проявить это качество в полной мере. Он должен не поддаться желанию раскричаться или выгнать с урока главных «заводил», а спокойно и твердо сообщить обучающимся о недопустимости подобного поведения таким образом, чтобы никого не обидеть, но и не оставить возможности сорвать урок.
Еще один пример людей, которые нетеряют самообладания– военные. Зачастую этим людям приходится видеть такое, что гражданскому человеку и в кошмарных снах не приснится. Но они должны сохранять хладнокровие для сохранения собственного здоровья и жизни, а также своих боевых товарищей или личного состава, вверенного им.
Медики – тоже люди с высоко развитым самообладанием. Вне зависимости от того, какая складывается ситуация, они должны оставаться в трезвом уме, продолжать свою деятельность и добиваться выздоровления своих пациентов. Наиболее хорошо владеть своим состоянием должны хирурги, реаниматологи, травматологи и сотрудники скорой медицинской помощи.
Заключение
Самообладание помогает личности двигаться вперед, не обращая внимания на раздражающие факторы. Как развить самообладание, самоконтроль и выдержку? Для этого необходимо научиться игнорировать отвлекающие факторы извне, откладывать эмоциональную реакция на более позднее время, глубоко дышать и выдерживать паузу. Наибольшим уровнем сформированности самообладания отличаются люди, работающие в экстренных ситуациях, а также те, кто трудится в сфере работы с людьми.
2 Петра 1:6 и к познанию, воздержанию; и к самообладанию, настойчивости; а терпению — благочестие;
|
Самоконтроль и упражнения: обзор двунаправленных отношений
[1] Титц С., Карбах Дж. Рабочая память и исполнительные функции: влияние обучения на успеваемость. Псих. Рез. 2014;78(6):852–68. DOI: 10.1007/s00426-013-0537-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[2] Эслингер П.Дж., Флаэрти К. Исполнительные функции и поведение на протяжении всей жизни. В Rizzo M, Anderson S, Fritzsch B, редакторы. Справочник Wiley по старению разума и мозга. Нью-Йорк: Wiley; 2018.
С. 235–269. дои: 10.1002/9781118772034.ch23 [Перекрестная ссылка] [Академия Google][3] Даймонд А. Исполнительные функции. Анну Рев Психол. 2013;64:135–68. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143750 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[4] Баумайстер РФ, Хизертон ТФ. Сбой саморегуляции: обзор. Психологический инк. 1996;7(1):1–15. дои: 10.1207/s15327965pli0701_1 [CrossRef] [Академия Google]
[5] Инзлихт М., Бартолоу Б.Д., Хирч Дж.Б. Эмоциональные основы когнитивного контроля. Тенденции Cogn Sci. 2015;19(3):126–32. doi: 10.1016/j.tics.2015.01.004 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[6] Милявская М., Инзлихт М. Механизмы внимания и мотивации в самоконтроле. In De Ridder D, Adriaanse M, Fujita K, редакторы. Справочник по самоконтролю в здоровье и благополучии Нью-Йорк: Рутледж; 2016. [Google Scholar]
[7] Катобе Х.П., Хоффман В. Об интеграции компонентов самоконтроля. Перспектива Psychol Sci. 2015;10(5):618–38. дои: 10.1177/1745691615593382 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[8] Тейлор И.М., Боут Р., Мерфи С.Л. Более широкое теоретическое рассмотрение самоконтроля и спортивных результатов. Int Rev Sport Exerc Psychol. 2018. Дои: 10.1080/1750984X.2018.1480050 [CrossRef] [Академия Google]
[9] Струп Дж. Тест Струпа. J Exp Psychol. 1935; 18: 622–43. [Google Академия]
[10] Tangney JP, Baumeister RF, Boone AL. Высокий самоконтроль предсказывает хорошую адаптацию, меньше патологий, лучшие оценки и успех в межличностных отношениях. J Перс. 2004;72(2):271–324. doi: 10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[11] Хизертон ТФ, Вагнер ДД. Когнитивная неврология отказа саморегуляции. Тенденции Cog Sci. 2011;15(3):132–9. doi: 10.1016/j.tics.2010.12.005 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[12] Волков Н.Д., Фаулер Дж.С., Ван Г.Дж., Теланг Ф., Логан Дж., Джейн М., Ма И и др. Когнитивный контроль тяги к наркотикам подавляет области вознаграждения в мозгу у лиц, злоупотребляющих кокаином. Нейроизображение. 2010;49(3):2536–43. doi: 10.1016/j.neuroimage.2009.10.088 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[13] Richerson JA, Baird AA, Gordon HL, Heatherton TF, Wiland CL, Trawalter S, Shelton JN. Исследование fRMI влияния межрасовых контактов на исполнительную функцию. Нат Нейроски. 2003;6(12):1323–8. дои: 10.1038/nn1156 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
[14]
Мартин Гинис К.А., Брей С.Р. Применение модели саморегуляции с ограниченной силой для понимания усилий, планирования и соблюдения упражнений. Психическое здоровье. 2011;25(10):1147–60. дои: 10.1080/08870440
[15] Боут Р., Тейлор И.М., Халстон С.Дж. Самоконтроль нагрузки и прием глюкозы перед выносливостью. Психоспортивные упражнения. 2017;29(1):103–10. doi: 10.1016/j.psychsport.2016.12.007 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
[16] Чанг Ю.К., Лаббан Дж.Д., Гапин Дж.Дж., Этнье Дж.Л. Влияние острых упражнений на когнитивные функции: метаанализ. Мозг Res. 2012;1453:87–101. doi: 10.1016/j.brainres.2012.02.068 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[17] Хофман В., Шмейхель Б.Дж., Баддели А.Д. Исполнительные функции и саморегулирование. Тенденции Cog Sci. 2012;16(3):174–80. doi: 10.1016/j.tics.2012.01.006 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[18] Бауэр ИМ, Баумейстер РФ. Сила саморегуляции. In Vohs KD, Baumeister RF, ред. Справочник по саморегулированию: исследования, теория и приложения Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2011. С. 64–82. [Академия Google]
[19] Baumeister RF, Vohs KD. Саморегуляция, истощение эго и мотивация. Soc Personality Psychol Compass. 2007;1(1):115–28. [Google Академия]
[20] De Ridder DTD, Lensvelt-Mulders G, Finkenauer C, Stok MF, Baumeister RF. Подведение итогов самоконтроля: метаанализ того, как черта самоконтроля связана с широким спектром поведения. Pers Soc Psychol Rev. 2012;16(1):76–99. дои: 10.1177/1088868311418749 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[21] Gailliot MT, Baumeister RF. Саморегуляция и сексуальное сдерживание: диспозиционно и временно плохие способности к саморегуляции способствуют неудачам в сдерживании сексуального поведения. Pers Soc Psychol Bull. 2007;33(2):173–86. [PubMed] [Академия Google]
[22] Hagger MS, Wood C, Stiff C, Chatzisarantis NLD. Истощение эго и силовая модель самоконтроля: метаанализ. Психологический бык. 2010;136(4):495–525. дои: 10.1037/a0019486 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[23] Одиффрен М., Андре Н. Отношения между упражнением и познанием: благотворный круг. J Sport Health Sci. 2019;8(4):339–47. дои: 10.1016/j.jshs.2019.03.001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[24] Бакли Дж., Коэн Дж. Д., Крамер А. Ф., Маколи Э., Маллен С. П. Когнитивный контроль в саморегуляции физической активности и малоподвижного поведения. Передний шум нейронов. 2014; 8:747. дои: 10.3389/fnhum.2014.00747 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[25] Бутрин М.Л., Мартинелли М. К., Реммерт Дж.Э., Робертс С.Р., Чжан Ф., Форман Э., Манассе С.М. Исполнительное функционирование как предиктор результатов потери веса и физической активности. Энн Бехав Мед. 2019;53(10):909–17. doi: 10.1093/abm/kaz001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[26] Sniehotta FF, Scholz U, Schwarzer R. Планы действий и планы преодоления физических упражнений: продольное исследование вмешательства в кардиологическую реабилитацию. Br J Health Psychol. 2006;11(1):23–37. дои: 10.1348/135910705X43804 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[27] Арбур-Никитопулос К.П., Мартин Гинис К.А., Латимер А.Е. Планирование, физическая активность в свободное время и способность справляться с самоэффективностью у лиц с травмой спинного мозга: рандомизированное контрольное исследование. Int J Phys Med Rehabil. 2009;90(12):2003–11. doi: 10.1016/j.apmr.2009.06.019 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[28] Crescioni W, Ehrlinger J, Alquist JL, Conlon K, Baumeister R, Schatschneider C, Dutton GR. Высокий уровень самоконтроля предсказывает положительное поведение в отношении здоровья и успех в снижении веса. J Health Psychol. 2011;16(5):750–9.. дои: 10.1177/13591053103
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar][29] Левинсон С., Мано Х. Многоатрибутный выбор и аффект: влияние естественных и управляемых настроений на процессы выбора. J Бехав Десис Мак. 1993;6(1):33–51. дои: 10.1002/bdm.3960060103 [CrossRef] [Google Scholar]
[30] Ан Дж., Чон Х., Квон С. Ассоциации между саморегуляцией, участием в упражнениях и намерением приверженности среди корейских студентов университетов. Навыки восприятия. 2016;123(1):324–40. дои: 10.1177/0031512516659874 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[31] Дишман Р.К., Джексон А.С., Брей М.С. Саморегуляция поведения при выполнении упражнений в исследовании TIGER. Энн из Бехав Мед. 2014;48(1):80–91. doi: 10.1007/s12160-013-9573-8 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[32] Гербер М. , Линдволл М., Брэнд С., Ланг С., Эллиот С., Пухсе У. Продольные отношения между воспринимаемым стрессом, саморегуляцией упражнений и вовлеченностью в упражнения среди физически активных подростков. J Sports Sci. 2015;33(4):369–80. дои: 10.1080/02640414.2014.946072 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[33] Stadler G, Oettingen G, Gollwitzer PM. Физическая активность у женщин: последствия вмешательства в саморегуляцию. Am J Prev Med. 2008;36(1):29–34. doi: 10.1016/j.amepre.2008.09.021 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[34] Baumeister RF, Vohs KD, Tice DM. Силовая модель самоконтроля. Curr Dir Psychol Sci. 2007; 16 (х): 351–5. doi: 10.1111/j.1467-8721.2007.00534 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
[35] Баумейстер Р.Ф., Брацлавский Э., Муравен М., Тайс Д.М. Истощение эго: активное «я» — ограниченный ресурс? J Pers Soc Psychol. 1998;74(5):1252–65. дои: 10.1037/0022-3514.74.5.1252 (1998) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[36] Муравен М., Коллинз Р. Л., Шиффман С., Пэти Дж.А. Ежедневные колебания потребности в самоконтроле и потребления алкоголя. Психозависимое поведение. 2005;19(2):140–7. дои: 10.1037/0893-164X.19.2.140 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[37] Hagger MS, Chatzisarantis NLD, Alberts H, Anggono CO, Batailler C, Birt AR, et al. Зарегистрированная в нескольких лабораториях репликация эффекта истощения эго. Pers Psych Sci. 2016;11(4):546–73. дои: 10.1177/1745691616652873 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[38] Baumeister RF, Vohs KD. Ошибочное усилие с неуловимыми последствиями. Pers Psych Sci. 2016;11(4):574–5. дои: 10.1177/1745691616652878 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[39] Бласкес Д., Ботелла Дж., Суэро М. Споры об эффекте истощения эго: данные метаанализа с использованием метода p-uniform. Фронт Псих. 2017;8:197. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00197 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[40] Хаггер М.С., Чатцисарантис НЛД. Комментарий: ошибочная попытка с неуловимыми последствиями и отсеивание сигнала от шума с помощью науки о репликации. Фронт Псих. 2016;7:621. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00621 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[41] Gailliot MT, Baumeister RF, DeWall CN, Mayner JK, Plant EA, Tice DM, Brewer LE, et al. Самоконтроль опирается на глюкозу как на ограниченный источник энергии: сила воли — это больше, чем метафора. J Pers Soc Psychol. 2007;92(2):325–36. дои: 10.1037/0022-3514.92.2.325 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[42] Де Уолл К.Н., Баумейстер Р.Ф., Гайлиот М.Ю., Майнер Дж.К. Истощение делает сердце менее полезным: помощь как функция энергии саморегуляции и генетического родства. Pers Soc Psychol Bull. 2008;34(12):1653–62. дои: 10.1177/0146167208323981 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[43] Ланге Ф., Эггерт Ф. Сладкий бред. Напитки с глюкозой не могут противодействовать истощению эго. Аппетит. 2014;75:54–63. doi: 10.1016/j.appet.2013.12.020 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
[44] Ланге Ф., Провидец С., Рапиор М., Роуз Дж., Эггерт Ф. Вращайте сколько хотите: потребление сахара по-прежнему не влияет на истощение эго. J Europ Psych Stud. 2014;5(3):1–8. дои: 10.5334/jeps.cc [CrossRef] [Google Scholar]
[45] Молден Д.К., Хуэй К.М., Шолер А.А., Мейер Б.П., Норвен Э.Е., Д’Агостино П.Р., Мартин В. Мотивационное и метаболическое влияние углеводов на самоконтроль. Психологические науки. 2012;23(10):1137–44. дои: 10.1177/0956797612439069 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
[46] Курцбан Р. Потребляет ли мозг дополнительную глюкозу во время задач самоконтроля. Эвол Психол. 2010;8(2):244–59. [PubMed] [Google Scholar]
[47] Инцлихт М., Шмейхель Б.Дж. За пределами ограниченных ресурсов: отказ от самоконтроля как результат смены приоритетов В Vohs K, Baumeister R, редакторы. Справочник по саморегулированию. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2012. [Google Scholar]
[48] Беркман Э., Ливингстон Дж. Л., Кан Л. Е., Инзлихт М. (25 сентября 2015 г.) Оценка как механизм самоконтроля. Доступно на: SSRN: http://ssrn.com/abstract=2665823
[49] Kool W, Botvinick M. Компромисс труда и отдыха в когнитивном контроле. J Exp Psychol Gen. 2014; 143 (1): 131–41. дои: 10.1037/a0031048 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[50] Канеман Д., Тверски А. Теория перспектив: анализ решения в условиях риска. эконометрический. 1979;47(2):263–92. [Google Академия]
[51] Деси Э.Л., Райан Р.М. Мотивация, личность и развитие во встроенных социальных контекстах: обзор теории самоопределения. В Райан Р.М., редактор. Оксфордский справочник по мотивации человека Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 85–107. [Академия Google]
[52] Милявская М., Инзлихт М., Хоуп Н., Кестнер Р. Сказать «нет» искушению: мотивация «хочется» улучшает саморегуляцию, уменьшая искушение, а не повышая самоконтроль. J Pers Soc Psychol. 2015;109(4):677–93. дои: 10.1037/pspp0000045 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[53] Вернер К.М., Милявская М., Фоксен-Крафт Э., Кестнер Р. Некоторые цели просто кажутся более легкими: Самосогласование ведет к достижению цели за счет субъективной легкости, а не усилий. Индивидуальный отд. 2016;96(1):237–42. doi: 10.1016/j.paid.2016.03.002 [CrossRef] [Google Scholar]
[54] Моллер А.С., Деси Э.Л., Райан Р.М. Выбор и истощение эго: сдерживающая роль автономии. Pers Soc Psychol Bull. 2014;40(2):1024–36. дои: 10.1177/0146167206288008 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[55] Боут Р., Тейлор И.М. Предшествующее усилие самоконтроля и восприятие боли во время физически сложной задачи. Психоспортивные упражнения. 2017;33(1):1–6. doi: 10.1016/j.psychsport.2017.07.005 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
[56] Брей С.Р., Грэм Д.Д., Мартин Гинис К.А., Хикс А.Л. Выполнение когнитивных задач вызывает нарушение максимальной выработки силы в мышцах-сгибателях руки человека. Биол Психол. 2011;89(1):195–200. doi: 10.1016/j.biopsycho.2011.10.008 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[57] Доррис Д.К., Пауэр Д.А., Кенефик Э. Исследование влияния истощения эго на физические упражнения спортсменов. Психоспортивные упражнения. 2012;13(2):118–25. doi: 10.1016/j.psychsport.2011.10.004 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
[58] Мияке А., Фридман Н.П., Эмерсон М.Дж., Витцки А.Х., Хауэртер А. Единство и разнообразие исполнительных функций и их вклад в сложные задачи «лобной доли»: анализ скрытых переменных. Ког Психол. 2000; 41:49–100. дои: 10.1006/cog1999.0734 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[59] Бак С.М., Хиллман Ч., Кастелли Д.М. Связь аэробной подготовленности с выполнением задач Струпа у детей предподросткового возраста. Медицинские спортивные упражнения. 2008;40:166–72. дои: 10.1249/mss.0b013e318159б035 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[60] Чанг Ю.К., Чи Л., Этниер Д.Л., Ван К.С., Чу Ч., Чжоу К. Влияние острых аэробных упражнений на когнитивные функции: роль сердечно-сосудистой системы. Психоспортивные упражнения. 2014;15(5):464–70. doi: 10.1016/j.psychsport.2014.04.007 [CrossRef] [Google Scholar]
[61] Вайнштейн А.М., Восс М.В., Пракаш Р.С., Чаддок Л., Сабо А., Уайт С.М. и др. Связь между аэробной выносливостью и исполнительной функцией опосредована объемом префронтальной коры. Мозг Бех Иммунитет. 2012;26(5):811–9.. doi: 10.1016/j.bbi.2011.11.008 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[62] Лудыга С., Гербер М., Бранд С., Пухсе У., Колледж Ф. Влияние аэробных упражнений на когнитивные способности молодых людей в условиях высшего образования. Res Quart Sport Exerc. 2018;89(2):164–72. дои: 10.1080/02701367.2018.1438575 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[63] Предован Д., Фрейзер С.А., Рено М., Берер Л. Влияние трех месяцев аэробных тренировок на работоспособность Струпа у пожилых людей. J Старение Res. 2012; дои: 10.1155/2012/269815 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[64] Смайли-Ойен А.Л., Лоури К.А., Франсуа С.Дж., Кохут М.Л., Эккекакис П. Упражнения, фитнес и нейрокогнитивные функции у пожилых людей: гипотезы «выборочного улучшения» и «сердечно-сосудистой системы». Энн Бехав Мед. 2008;36(3):280–91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
[65] Купер С.Б., Дринг К.Дж., Моррис Дж.Г., Сандерленд С., Банделоу С., Невилл М.Э. Высокоинтенсивная прерывистая игровая деятельность и познание подростков: сдерживающий эффект физической подготовки. Здоровье в пабе BMC. 2018;18:603. дои: 10.1186/s12889-018-5514-6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[66] Сибли Б.А., Этнье Дж.Л., Ле Мазурье Г.К. Влияние резкого приступа упражнений на когнитивные аспекты работоспособности Струпа. J Sport Exerc Psych. 2006;28(3):285–9. дои: 10.1123/jse28.3.285 [CrossRef] [Google Scholar]
[67] Чанг Ю.К., Этнье Дж.Л. Влияние острого приступа локализованных упражнений с отягощениями на когнитивные способности у взрослых среднего возраста: рандомизированное контролируемое исследование. Психоспортивные упражнения. 2009 г.;10:19–24. doi: 10.1016/j.psychsport.2008.05.004 [CrossRef] [Google Scholar]
[68] Барелла Л.А., Этнье Дж.Л., Чанг Ю.К. Немедленное и отсроченное влияние интенсивной физической нагрузки на когнитивные способности здоровых пожилых людей. J Закон о физике старения. 2010; 18:87–98. [PubMed] [Google Scholar]
[69] Хёдо К., Дан И., Сувабе К., Киотуку Ю., Ямада Ю., Акахори М. и др. Острые умеренные физические нагрузки усиливают компенсаторную активацию мозга у пожилых людей. Нейробиол Старение. 2012;33(11):2621–32. doi: 10.1016/j.neurobiolaging.2011.12.022 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
[70] Уильямс Р.А., Люк Л., Купер С.Б. Обзор факторов, влияющих на острую связь упражнений и познания у детей и подростков. Int Comp Med. 2019;4(3). doi: 10.21926/obm.icm.1
9 [CrossRef] [Google Scholar]
[71] Макморрис Т., Хейл Б.Дж. Дифференциальное влияние разной интенсивности острых упражнений на скорость и точность познания: метааналитическое исследование. Познание мозга 2012; 80: 338–51. doi: 10.1016/j.bandc.2012.09.001 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
[72] Вагстафф ЦРД. Регуляция эмоций и спортивные результаты. J Sport Exerc Psychol. 2014; 36: 401–12. дои: 10.1123/jse2013-0257 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
[73] Пеше С.