Самооценка что включает – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Консультация "Из чего складывается самооценка"

Что такое самооценка и как она складывается?

Интерес ребенка к своему “я” - к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” - говорит трехлетний малыш. И это значит , что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” - спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредст -венным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: “…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку”.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? Можно. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

В одном из психологических исследований было рассмотрено, как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В одном из психологических исследований учащимся было предложено самостоятельно оценить выполненное ими учебное задание. Одна из девочек, слабая ученица, поставила себе двойку, в то время как учительница оценила ее работу тройкой. На вопрос экспериментатора, почему поставила себе такую низкую отметку, ученица ответила: “Я не знаю, где ошиблась, но знаю, что ошибки есть, поэтому я сама себе поставила двойку”. Это – не редкий случай: ученица не видит, не выделяет ошибок, поскольку не может достаточно детально проанализировать свою работу. Однако она заранее ориентируется на неуспех и поэтому ставит себе низкую оценку.

Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.

Еще один пример, раскрывающий особенности формирования самооценки младших школьников. Дети должны были по своему усмотрению и по своим силам выбрать одну задачу из задач разной сложности – легких, средних и трудных. После решения задачи – успешного или неуспешного – школьникам предложили объяснить свой выбор. И вот обнаружилось. Что далеко не у всех учащихся критерием выбора оказалось знание способа решения задачи и меры его освоенности при тренировках. Многие ребята говорили примерно так: “Выбрала среднюю, потому что я сама средняя ученица”, “Я не хочу решать легкие задачи, легкие задачи только для первоклассников”, “Я легкие не люблю, я уже был в одной четверти отличником. Я не люблю легкие решать, я их знаю наизусть”. В этих обоснованиях самооценки, как видим, явно звучат престижные моменты. Были комментарии и другого типа: “Я всегда начинаю с трудных”, “Дома делаю сначала легкие уроки, потом трудные”. Значит – самооценка учащихся в данном и, видимо, во многих подобных случаях основывалась на общих представлениях о себе или была взята, что называется, со стороны, а не связана с анализом собственных умений в каком-то виде учебной работы. И всегда, когда главным оказывается что-то не имеющее существенного значения по отношению к выполняемой деятельности, когда школьник обращается к внешним оценкам (“все говорят, что у меня нет способностей к математике”), к количеству затраченных усилий (“я очень старался, поэтому должен получить пять”), к личностным качествам (“я невнимательный…”) – лишь в малой степени можно надеяться, что в самооценке отразится истинное положение дел. Иной, более высокий уровень самооценки – у тех детей, которые во главу угла берут анализ самого учебного материала и способов действия с ним.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Что влияет на самооценку младших школьников?

В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка. Она включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива.

Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку, дети считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами.

На становление самооценки младшего школьника огромное значение оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.

Отношение ребенка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности ив отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.

Дети, имеющие адекватную самооценку, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи и в жизни, и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Такие дети неуверенны в себе, имеют повышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Ученые выявили причины формирования неадекватной самооценки, они таковы:

1.0граниченный круг общения и деятельности.

Некоторые родители ограничивают сферу деятельности Детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.

2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.

3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе.

Отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

4. Случайные успехи или неуспехи – то, что называется везением и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.

Подводя итог, следует заметить, что в оценке деятельности детей со стороны родителей важна система. В ней самое главное - ценить индивидуальность ребенка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоялись. Помните, что самооценка, сформированная в детстве, как правило, переносится во взрослую жизнь и может существенно на нее влиять. Поддерживайте самоценность ребенка, помогайте ему полюбить себя.

infourok.ru

Что такое самооценка? Из чего она складывается?

И
нтерес ребенка к своему “я” - к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” - говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас это самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” - спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: “…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку”.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

И это осознание не появится автоматически: родителям и учителям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя.

То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем.

  • У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная.

  • Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

  • Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника.

Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки?

На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Помните, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

При определенных условиях уже у дошкольника можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда его учат анализировать ее ход.

В одном из психологических исследований было рассмотрено. Как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия (не себя лично, а только действия) и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей. В чем именно они состоят?

  • Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

  • Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Общие рекомендации:

  • Обеспечьте ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае не сравнивайте результаты деятельности ребенка с требованиями школьной программы, успехами других детей. Ребенка нужно сравнивать с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Снижение тревожности и повышение уверенности в себе приведет к улучшению результатов в учебной деятельности. Хвалите и поддерживайте своего ребёнка!

  • Не стоит относиться к проблемам ребенка свысока, тем более – считать их ерундой. Даже если Вам с высоты прожитых лет кажутся нелепыми его проблемы – никогда не демонстрируйте пренебрежения к ним.

  • Постарайтесь внимательно выслушать ребенка, поговорить на равных, дать дружеский совет. Он всегда должен быть уверен в том, что Вы поддержите его.

  • Старайтесь также избегать конфликтов в семье – они еще больше усугубят положение. Любовь, терпение, понимание, доверие родителей – все это заставит ребенка подняться в собственных глазах.

  • Делая замечания, не говорите о ребёнке в целом, а проговаривайте именно тот поступок, ту ситуацию, которая вызвала ваше недовольство. Необходимо проговаривать причины и последствия тех или иных действий ребёнка, в виде диалога. Пусть ребёнок выскажет своё мнение.

  • Не делайте замечания и не выясняйте отношения в присутствии других людей, его друзей, знакомых. Это существенным образом может отразиться на самооценке вашего ребёнка, на его взаимоотношениях с окружающими.

infourok.ru

Что такое самооценка? | Медицинская энциклопедия

Мы все знаем, что самооценка может быть важной частью успеха. Слишком низкая самооценка может сделать людей подавленными. Это может также побуждать людей делать плохие выборы, попадать в деструктивные отношения или не реализовывать свой потенциал. Слишком высокая самооценка проявляется в нарциссическом расстройстве личности, может привести к отстраненности от других и даже повредить личные отношения.

Уровни самооценки на экстремально высоких и низких концах спектра могут быть вредными, поэтому в идеале лучше всего балансировать где-то посередине. Реалистичный, но положительный взгляд на себя, как правило, считается идеалом. Но что такое самооценка? Откуда это происходит и какое влияние она оказывает на нашу жизнь?

Что такое самооценка?

В психологии термин самооценка используется для описания общего чувства собственного достоинства или личной ценности человека. Другими словами, насколько вы цените и любите себя.

Самооценка часто рассматривается как личностная черта, а это означает, что она имеет тенденцию быть стабильной и устойчивой.

Самооценка может включать в себя множество убеждений о себе, таких как оценка вашей собственной внешности, убеждений, эмоций и поведения.

Почему самооценка важна

Самооценка может сыграть значительную роль в вашей мотивации и успехе на протяжении всей жизни. Низкая самооценка может удерживать вас от успеваемости в школе или на работе, потому что вы не считаете себя способным к успеху.

Напротив, наличие здоровой самооценки может помочь вам достичь, потому что вы ориентируетесь на жизнь с позитивным, напористым отношением и считаете, что можете достичь своих целей.

Теории самооценки

Потребность в самооценке играет важную роль в иерархии потребностей психолога Авраама Маслоу, которая отражает самооценку как одну из основных человеческих мотиваций.

Маслоу предположил, что людям нужно как уважение от других людей, так и внутреннее чувство собственного достоинства. Обе эти потребности должны быть выполнены, чтобы человек мог расти как человек и добиваться самоактуализации.

Важно отметить, что самооценка — это концепция, отличная от самоэффективности, которая предполагает, насколько хорошо вы считаете, что будете справляться с будущими действиями, эффективностью или способностями.

Факторы, которые могут влиять на самооценку

Как вы можете себе представить, существуют различные факторы, которые могут повлиять на самооценку. Генетические факторы, которые помогают сформировать общую личность, могут играть определенную роль, но часто наш опыт формирует основу общей самооценки. Например,люди, кто последовательно получают чрезмерно критические или отрицательные оценки от членов семьи и друзей, скорее всего, будут испытывать проблемы с низкой самооценкой.

Кроме того, ваше внутреннее мышление, возраст, любые потенциальные болезни, инвалидность или физические ограничения и ваша работа могут повлиять на вашу самооценку.

Признаки здоровой самооценки

  • Уверенность
  • Возможность сказать нет
  • Позитивный взгляд
  • Возможность видеть общие сильные и слабые стороны и принимать их
  • Отрицательный опыт не влияет на общую перспективу
  • Возможность выразить свои потребности

Признаки низкой самооценки

  • Отрицательный прогноз
  • Отсутствие доверия
  • Неспособность выразить свои потребности
  • Сосредоточенность на своих недостатках
  • Чувства стыда, депрессии или тревоги
  • Вера в то, что другие лучше вас
  • Проблемы с положительной обратной связью
  • Боязнь провала

Синонимы самооценки

  • Самооценка
  • Самоуважение
  • Самозначимость

medictionary.ru

Адекватная самооценка | Что такое Адекватная самооценка

Адекватно могут себя оценивать лишь люди средних моральных качеств.

Борис Акунин. Черный город

…недооценивать себя есть такое же отклонение от истины,

как и преувеличение собственных возможностей.

Приключения Шерлока Холмса

    Адекватная самооценка как качество личности – склонность объективно оценивать себя и свои способности, иметь адекватные  представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.

    Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень. Один из моряков сказал своему другу: — Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя. — Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись. — Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя. — Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень. — Это моё решение, и я это сделаю. Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься.

     Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров. Пригнал он десять коров и подошёл к вождю. — Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров! — Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен. — Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери. — Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень. — Я хочу жениться именно на ней. — Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше. — Нет, я хочу заплатить именно десять коров. Они поженились. Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают. — Как живёшь? — Я счастлив. Тут входит та самая красивая женщина. — Вот, познакомься. Это моя жена. — Как? Ты что, женился ещё раз? — Нет, это всё та же женщина. — Но как это произошло, что она так изменилась? — А ты спроси у неё сам. Подошёл друг к женщине и спрашивает: — Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной? — Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

      Адекватная самооценка – это умение с достаточной степенью объективности осознавать себя и своё место в мире. Адекват, находясь между двумя крайностями – завышенной и заниженной самооценкой, правильно оценивает себя, формирует сбалансированное и точное представление о себе. Он знает свои достоинства, но, не занимаясь самообманом, знает и о собственных недостатках, осознает,  когда совершает хороший, а когда плохой поступок, когда его поведение достойно уважения, а когда нет.

    Адекват, как правило, доволен собой, он не склонен кому-то что-то доказывать, «рвать на себе тельняшку», то есть его не возьмешь на: «А тебе слабо?» Адекват знает себе цену и оценивает себя самостоятельно без придания особой значимости мнениям окружающих.  Оценки внешнего мира для него не имеют решающего значения.

      Решающий  критерий адекватной самооценки – исполнимость целей, намерений и планов человека. Люди с адекватной самооценкой уважительно относятся к себе и к окружающим, ценят свою индивидуальность и самодостаточность, без особого напряга принимают решения, не боятся перемен, ошибки воспринимают как ценный жизненный опыт.

Адекватная самооценка  предполагает верную оценку своих возможностей, способностей и положения в жизни. Она определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь.

      Адекват самооценки – полноценный кандидат пополнить ряды зрелых, целостных личностей. Психолог Людмила Овсяник, исследуя приемы, которые стоит освоить для  получения адекватной самооценки, пишет:

       1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у Вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у Вас. Если Вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых Вы не можете превзойти.

      2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить адекватную самооценку, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли Вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых другие аспектов Вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с Вашими высказываниями о себе.

      3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо”. Когда Вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного”, Вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

      4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы укрепить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя” или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего”. Пусть это утверждение всегда будет с Вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда Вы повторяете аффирмацию, акцентируйтесь на  положительных эмоциях. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

      5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные укреплению самооценки. Любая информация, допускаемая Вами в свой разум, пускает там корни и влияет на Ваше поведение. Если Вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего Ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если Вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные укрепить самооценку, Вы будете приобретать качества от них.

     6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми Вас поддержать. Когда Вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют Вас и Ваши идеи, Ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда Вас принимают и поощряют, Вы чувствуете себя лучше и Ваша самооценка личности укрепляется.

     7. Сделайте список Ваших прошлых достижений. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую Вы когда-то испытали.

    8. Сформируйте список Ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите, по крайней мере, 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у Вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего Вы хотите.

     9. Помогая  другим, Вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а Ваши самооценка укрепляется и настроение повышается.

   10. Старайтесь заниматься тем, что Вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства,  если Ваши дни проходят на работе, которую Вы презираете. Самооценка укрепляется, когда Вы заняты работой или делом, которые приносят Вам удовольствие и дают возможность почувствовать себя более ценными. Даже если Ваша работа не вполне устраивает Вас, Вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят Вам радость.

    11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как Вы хотите ее проводить. Если Вы принимаете решения, основанные на одобрении Ваших друзей и родственников, Вы не верны себе и у Вас будет низкая самооценка.

    12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе адекватный уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед Вами вызовы. Когда Вы действуете, независимо от получаемого результата, растет Ваше чувство самоуважения, Вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же Вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, Вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

   И помните: Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как Ваша самооценка будет расти, Ваши истинные способности будут раскрываться.  Что наиболее важно, адекватная  самооценка принесет Вам душевное спокойствие, и Вы действительно по-настоящему оцените самого себя.

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Что такое самооценка? | Практическая психология

Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего мы ждем от себя и от окружающих, и чего мы в конечном итоге сможем добиться. Что такое самооценка, какая она бывает и из чего складывается — на эти и другие вопросы вам поможет ответить эта статья.

Самооценка, как видно из названия, отражает ваше отношение к самому себе, показывая, каким вы себя видите своим внутренним взором, как оцениваете свои способности, достижения, какое место отводите себе в обществе и в жизни в целом. Самооценка тесно связана с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. то, чего мы хотим добиться и на что рассчитываем. Чем выше самооценка, тем больших достижений мы ждем от себя, тем на более сложные задачи замахиваемся, и тем больших результатов, в конечном итоге достигаем.

Самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

Заниженная самооценка означает, что мы не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость. Люди с заниженной самооценкой часто объясняют свои достижения удачно сложившимися обстоятельствами, сводя роль собственных усилий до минимума. По их словам, в их успехе «виноват» друг, вовремя пришедший на помощь, удача, которая помогла вытащить нужный билет, учитель, научивший их какому-то особому приему. В общем, все, кто угодно, только не они сами.

Да, так говорят и люди, желающие казаться скромными. Отличие в том, что люди с заниженной самооценкой искренне верят в незначимость собственных усилий. Кстати, такие люди совсем не умеют принимать комплименты. Они стесняются, краснеют, оправдываются, пытаются доказать, что сказанное об их достоинствах явно преувеличено, даже могут высказывать недоверие и демонстрировать агрессивное неприятие. В общем, какова бы не была форма их реакции, суть ее одна — они не принимают комплимент на свой счет, относя его на склонность говорящего заблуждаться или преувеличивать.

Адекватная самооценка — отражает умение человека воспринимать себя и свои достижения с достаточной степенью объективности. Это отнюдь не значит, что такой человек всегда абсолютно уверен в себе и своих силах. У него тоже бывают взлеты и падения, но в целом, если спросить его, доволен ли он собой, то ответ его будет положительным. Такой человек не будет стремиться достигнуть намеченной цели любой ценой. Его также сложно бывает заставить совершить необдуманные поступки путем провокации.

Помните, как поступал герой фильма «Назад, в будущее», когда ему говорили «Слабо тебе?». Он тут же пытался доказать, что не слабо и постоянно попадал в какие-то передряги. Так вот, человеку, имеющему адекватную самооценку не нужно никому ничего доказывать. Он знает себе цену и оценивает себя по своей собственной шкале, отметая все напускное и ненужное.

Да, человеку с адекватной самооценкой также важно мнение окружающих, но воспринимает он его лишь как еще один фактор, но отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. Т.е. он не делает выводы по одному неосторожно сказанному слову, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени. Конечно, делает он это не целенаправленно и не вполне осознанно, но, тем не менее, постоянно.

Это как с погодой, мы всегда знаем, какая сейчас погода, хотя редко об этом задумываемся целенаправленно. И если летом температура резко упала, мы ведь не делаем вывод, что уже наступает осень? Точно также и человек по резкому порицанию своих поступков со стороны других не делает вывод, что он плох в целом, но понимает, что что-то он сделал неправильно, чем и вызвал неприятие окружающих.

Человек же с заниженной самооценкой в подобной ситуации сделает вывод, что он плох сам по себе. Он подумает, что он плохой человек, а не то, что он ошибся, поступил неправильно, и это вполне можно исправить при желании. Т.е. его восприятие критики будет более генерализованным, обобщенным.

А еще такие люди «коллекционируют» свои неудачи, мысленно постоянно к ним возвращаясь, рассматривая их еще и еще раз с разных сторон. Часто говорят себе: «Ах если бы…» При этом, как правило, они не делают выводов на будущее, и вновь попадая в подобную ситуацию, могут совершать те же ошибки. А что касается успехов, то они не замечаются ими, как случайные, не вписывающиеся в их картину себя.

Завышенная самооценка подразумевает склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других, хотя последнее и не обязательно. Человек с завышенной самооценкой не склонен замечать роль посторонних факторов, приведших его к успеху. Как правило, он считает, что всеми достижениями в своей жизни обязан лишь себе самому, в то время как его неудачи — результат стечения обстоятельств или злой воли других людей.

И вообще, он склонен отбрасывать свои неудачи и оплошности, как нечто несущественное, не имеющее к нему никакого отношения. Он очень плохо реагирует на критику, агрессивно отстаивая свои позиции. Да, критику никто не любит. Но люди с завышенной самооценкой ее совсем не приемлют, почти свято веря в собственную непогрешимость. Им просто жизненно необходимо быть всегда правыми! А все потому, что где-то глубоко в душе они вовсе не так уж уверены в собственном превосходстве.

Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности. Подробнее об этом читайте в моей статье Комплекс неполноценности.

Теперь скажу несколько слов о том, из чего складывается самооценка. Она включает собственно оценку себя самого, оценку окружающих, как некий эталон и отправную точку для оценки себя, и, наконец, ожидаемую оценку, т.е то, как мы думаем, нас оценивают другие. Эти компоненты могут находиться в разном отношении друг к другу.

Так, мы можем низко оценивать других людей, но высоко ценить себя и ожидать от других того же. А можем высоко ценить себя, но не ждать, что наше окружение сможет по достоинству оценить наши таланты. Можем также высоко ценя себя и свое окружение, полагая что оно не достаточно объективно в оценке наших достоинств и т.д. В общем, вариантов может быть множество. Возможно, я еще затрону эту тему в своих следующих статьях. Так что, если вам это интересно, пишите, комментируйте, буду рада обратной любой связи.

Итак, мы ответили на вопрос, что такое самооценка и чем она нам «грозит», а в следующих статьях мы рассмотрим, что нужно сделать, чтобы улучшить или стабилизировать свою самооценку.

Быстро оценить свою самооценку вы можете пройти на страничке: Тест самооценки.

До новых встреч на страницах моего сайта!

Похожие статьи:

Friend me:

psyholog-praktik.ru

Что такое самооценка 🚩 Самооценка личности 🚩 Дети 🚩 Другое

Самооценка человека отражает его отношение к себе. Она показывает, каким он себя видит, насколько верит в собственные силы и доверяет ли себе. Самооценка складывается с учетом ожиданий индивида. По ее уровню можно судить о том, считает ли человек, что многого достоин, или не рассчитывает в жизни практически ни на что.

Низкая самооценка может помешать индивиду достичь каких-то высот в жизни. Такой человек ограничивает себя в целях и желаниях, сомневается в собственных силах и вообще отличается пессимизмом и нерешительностью.

Люди с невысокой самооценкой не ценят по достоинству свои достижения. Они склонны чужое мнение ставить выше собственного. Для таких индивидов характерна излишняя скромность, возможно, даже застенчивость.

Человек, который в себе сомневается, может испытывать постоянное беспокойство за собственное будущее. В таком случае неуверенность проявляется и на работе, и в отношениях. Например, бывает, что на службе индивид не решается идти на повышение и постоянно ждет подвоха от начальства. В личной жизни такой человек может быть поглощен ревностью и подозрительностью.

Даже в случае успеха человек, самооценка которого сильно занижена, объясняет свои победы удачным стечением обстоятельств. Сделав комплимент такому индивиду, вы услышите не благодарность, а оправдание.

Человек, самооценка которого завышена, преувеличивает собственную значимость. С таким индивидом сложно работать в команде, ведь он раздувает свой даже маленький вклад в общее дело до огромных размеров. Работу других членов коллектива он склонен недооценивать.

Бывает, что индивид с завышенной самооценкой переоценивает свои возможности и берется за невыполнимое дело. В случае неудачи он не проводит анализ своего поведения, а все списывает на обстоятельства.

Такой человек неадекватно реагирует на критику, даже конструктивную. Он не признает чужого мнения и не любит, когда кто-то дает ему советы.

Человек, который ценит себя по достоинству и объективно себя воспринимает, способен жить в гармонии с собой и миром и в то же время многого достигать. Такой индивид не испытывает иллюзий по поводу своего могущества, но и не занижает свои возможности.

Такой подход к себе наиболее оптимальный. В этом случае человек может решиться на что-то значительное, но перед этим внимательно обдумывает свои действия.

Индивиду с нормальной самооценкой проще дается общение с окружающими. Он в ладу с другими людьми, учитывает их мнение, но не ставит выше собственного. Такой человек не отличается мнительностью и подозрительность, не додумывает за других и не накручивает себя. В то же время он не поддается на различного рода провокации.

www.kakprosto.ru

Что такое Самооценка Человека? Структура самооценки

Вопросы самооценки – одни из самых важных для любого человека. И решению проблем связанных с самооценкой посвящены многие гигабайты информации в Интернет, книги, обучающие курсы и тренинги личностного роста. Но проблема заключается в том, что мало кто понимает достаточно глубоко что такое Самооценка, из чего она состоит и как формируется. Именно эти вопросы мы рассмотрим в данной статье подробно и структурно.

Самооценка Человека – определяет практически всё, что для него доступно (достижимо) в этой жизни и что не доступно (не достижимо). Посудите сами:

Какие люди добиваются успеха в жизни? Уверенные, уважающие и ценящие себя, те, кто даёт себе такое право – право на успех, на счастье, на силу, на самые большие и ценные призы в жизни.

Какие люди ничего не достигают и даже целей таких не ставят? Те, кто не любят себя, не уважают, считают, что они недостойны счастья и успеха, те кто в себя не верит. Такие люди себе даже право думать о значимых целях и призах не дают.

Чтобы человек поставил значимые цели и начал к ним идти, дал себе право на успех – у него с самооценкой должно быть всё в порядке, то есть она должна быть позитивной, адекватно высокой и достаточно неуязвимой.

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Что такое Самооценка? Составляющие.
  2. Виды самооценки: Адекватная и Динамичная самооценка.
  3. Проблемы самооценки: Гордыня, Ничтожество, Неверие в себя (неуверенность), Уязвимость и Зависимость.
  4. В последующих статьях более подробно рассмотрим все составляющие самооценки.

Что такое Самооценка Человека и какая она должна быть

Самооценка – это отношение человека к самому себе, его представления о себе (убеждения, чувства, эмоции направленные на себя и свою судьбу).

Суть работы самооценки. Позитивная самооценка – усиливает человека, работает как поддержка, усиление и защита самого себя всегда, при любых обстоятельствах. Суть – “На себя только Свет”. Негативная самооценка – всегда работает на разрушение человека, угнетение, подавление души и её потенциала.

Какой должна быть самооценка человека в идеале? Самооценка должна быть – Позитивной (даёт радость и счастье), Сильной (даёт устойчивость, уверенность) и Неуязвимой (даёт независимость от других людей, обстоятельств и собственных проблем). Как у лучших Рыцарей и Воинов в Истории, которые никогда не теряют лицо и свою Честь, не впадают в уныние и панику, всегда ведут себя достойно и безупречно, даже когда все остальные вокруг паникуют, ругаются, злятся.

Из чего состоит Самооценка? Три кита:

1. Отношение к Себе, Достоинство уважение и любовь. Способность ценить себя, знать свои достоинства, уважать и любить. Читайте дополнительно: Как научиться уважать себя? Как полюбить себя? Эта составляющая даёт позитивность и светлые чувства по отношению к себе, то есть состояние Счастья.

1. Уверенность Вера в себя и свои силы. Чтобы верить в себя – для этого должны быть очень серьёзные основания, для этого нужно знать кто ты и какова твоя природа. Основа Веры в себя – это понимание, что ты Бессмертная Душа с огромным потенциалом, а не жующий организм – потомок обезьяны. Читайте: кто такой Человек? Данная составляющая даёт внутренний стержень – силу, устойчивость, способность преодолевать преграды, неудачи, сопротивление окружающих и доступ к огромному потенциалу своей Души.

1. Защита Чести – способность защищать свои духовные ценности (достоинство, чувства, цели) и всё, что тебе дорого (близких, др.). Сильная самооценка даёт человеку силы и право бороться за своё счастье, за свои цели и ценности, и побеждать никогда не сдаваясь и не отказываясь от своего достойного выбора ни при каких обстоятельствах (даже если весь мир против). Эта составляющая даёт неуязвимость, независимость и состояние свободы.

В совокупности, все три составляющие самооценки дают человеку силу достичь любую цель, преодолеть любые преграды на пути к ней и возможность чувствовать себя достойным и счастливым в любой ситуации.

Виды самооценки:

1. Адекватная самооценка – умение объективно и абсолютно искренне себя оценивать, это знание своих достоинств и недостатков, своего уровня развития и достижений (чего достоин, а чего ещё пока не заслужил). Понимание, на какой ступени эволюции ты в данный момент стоишь.

2. Динамичная самооценка – основывается на понимании законов постоянного развития: если я постоянно развиваюсь, работаю над собой, устраняю свои недостатки и формирую достоинства, то мне не стоит переживать и убиваться из-за собственных проблем, потому что вопрос времени, когда все они будут решены, а все достоинства раскрыты. “Сколько бы у меня не было десятков проблем и сотен разных недостатков – я уважаю себя за то, что иду вперёд, изменяю себя и свою жизнь, каждый день одерживаю победы над собой”.

Проблемы самооценки:

Заниженная самооценка – нелюбовь и неуважение к себе или “Ничтожество”, часто проявляется в сомобичевании и самоедстве.

Завышенная самооценка – гордыня: неуважение к другим, высокомерие, всезнайство. Всегда ведёт человека к одиночеству, к краху и в итоге к своей противоположности – к ничтожеству.

Неуверенность – неверие в себя и свои силы. Ведёт к неспособности воспользоваться своими талантами, достоинствами и направить их на достижение цели. Человек остаётся неудачником.

Уязвимость – слабость, не способность к борьбе. Закон звучит примерно так  – “Человек рано или поздно должен потерять всё, что он не способен защитить”. Слабость – в нежелании признавать, что в мире кроме Добра существует Зло, которое нужно уметь побеждать.

Есть и другие проблемы самооценки, которые являются производными от первых четырёх. О них поговорим в последующих статьях на эту тему.

По сути, для того чтобы сформировать неуязвимую самооценку – человек должен сформировать в себе все её составляющие – научиться уважать и любить себя (без эгоизма и гордыни), раскрыть огромную веру в себя и свои силы, а также научиться защищать свою Честь.

Дамы и Господа! Если вы почувствуете необходимость и потребность в индивидуальной работе над своей самооценкой с наставником – напишите мне. Возможна работа по индивидуально составленной программе, именно под вас – с персональным тренером (со мной).

Успехов вам в формировании всегда позитивной и неуязвимой самооценки!

www.psychology-faq.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *