понятие, виды, уровни и функции
Мы часто слышим, как важна самооценка. Низкую самооценку принято винить во всех проблемах, а без высокой, кажется, ничего хорошего в жизни добиться нельзя. Разбираемся, почему так важно позитивно воспринимать себя, что это вообще значит, и как понять, нужно ли вам что-то делать с самооценкой.
- Что такое самооценка
- Что влияет на самооценку
- Занятия и социальные роли
- Возраст и опыт
- Убеждения о себе
- Оценка со стороны других
- Для чего оценивать себя?
- Почему самооценка — это так важно?
- «Темная сторона» высокой самооценки
- Чем опасна низкая самооценка
- Проверь свою самооценку
- Как начать думать о себе лучше
- Совет 1. Практикуйте сочувствие к себе
- Совет 2. Правильно используйте аффирмации
- Совет 3. Помогайте себе и другим
Что такое самооценка
Самооценка — одна из самых часто изучаемых переменных в психологии. Несмотря на это, споры о ее природе, значении и механизмах не прекращаются до сих пор. Большинство исследователей самооценки могли бы подписаться под определением: «Я не могу сказать, что это, но я измеряю это, и это работает».
Определять самооценку в психологии пытались по-разному. Впервые этот термин стал использовать в 1890 году Уильям Джеймс, которого часто называют отцом современной психологии. Он считал, что самооценка — это результат достижений, поделенных на наши ожидания от себя. Создатель гуманистической психологии Карл Роджерс считал: чем ближе то, каким себя хотел бы видеть человек (идеальному Я), тем выше самооценка. Абрахам Маслоу включил самооценку в свою «иерархию потребностей человека». По его мнению, она предшествует самоактуализации — реализации всех талантов человека в жизни.
Сейчас самооценка воспринимается как важнейший психологический ресурс человека. В самом общем виде это субъективная оценка собственной ценности и важности. Есть множество классификаций самооценки. Чаще всего встречается деление по уровню — высокая и низкая самооценка. Также различают адекватную (здоровую) и неадекватную самооценку — в зависимости от того, насколько реалистично себя оценивает человек.
Что влияет на самооценку
В целом психологи сходятся в том, что это нестабильная величина, она может меняться день от дня (а у некоторых — едва ли не каждый час).
Исследования показывают, что примерно 50% нашей личности и чувства собственной значимости — результат наследственных факторов. Вторая половина — влияние среды. Сюда входят и родительские стили воспитания, и то, как складываются наши отношения с другими людьми, а также образование, доход, карьерный путь.
На самооценку сильнее всего влияют:
Занятия и социальные роли
Самооценка включает в себя как наше общее представление о себе, так и частное — то, как мы проявляемся в конкретной сфере или деятельности. Чем важнее для нас эта сфера, тем сильнее успехи или неудачи в ней влияют на общую оценку себя. Например, для отличника провалить экзамен будет более болезненно, чем для того, кто не придает учебе большого значения.
Возраст и опыт
Также изменения самооценки зависят от возраста. Самооценка наименее стабильна в детстве, но наибольшие колебания замечены в подростковом возрасте — когда человек переживает разнообразные драматические перемены, но еще не выработал психологическую устойчивость, чтобы успешно с ними справляться. Например, подростки, которые быстрее развиваются, могут получить «буст» к самооценке, а те, кто входят в пубертат медленнее сверстников — наоборот. Во взрослом возрасте самооценка достигает стабильного и устойчивого уровня, как и другие черты личности.
Убеждения о себе
С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии, низкая самооценка — результат негативных убеждений о себе, например, таких: «Я неудачник», «Я не заслуживаю ничего хорошего». С такими убеждениями не рождаются — они развиваются в зависимости от жизненного опыта. Как правило, это связано с тем, как другие люди с нами обращаются, особенно в период, когда мы взрослеем.
Чаще всего к низкой самооценке приводит следующий опыт:
- Физические наказания или пренебрежение в детстве. Мы писали о том, как телесные наказания влияют на детей. Дети в результате такого опыта могут усвоить, что они «плохие» и заслуживают такого обращения.
- Недостаток похвалы, тепла и любви. Низкая самооценка может развиться и без какого-то конкретного травматичного опыта. Это может стать результатом дефицита. Когда не хватает уверенности, что нас любят, ценят и принимают, несмотря ни на что, может появиться чувство, что мы недостаточно хороши.
- Несоответствие ожиданиям других. Чувство, что мы недостаточно хороши, также может возникнуть, если мы не «дотягиваем» до стандартов родителей или других значимых людей. При этом неважно, насколько эти требования реалистичны или справедливы — «застревает» именно тот факт, что мы им не соответствуем.
- Неспособность «вписаться». Принадлежность к какой-то группе очень важна — это заложено в нас эволюцией. Если ты «другой», особенно в подростковом возрасте, когда идентичность формируется и особенно уязвима, это может мощно повлиять на самооценку.
Оценка со стороны других
То, как мы оцениваем собственную значимость, в большой мере зависит от того, что о нас думают другие люди. Самооценка растет, если нас ценят, и падает, когда нас отвергают. Ученые исследовали, как мозг воспринимает социальный фидбек, и выяснили что для нас важнее, какого отношения мы ожидаем, а не сама оценка со стороны других.
Для исследования 40 участников получали социальный фидбек, находясь в МРТ-сканере. Они могли видеть, как 184 незнакомца оценивают их онлайн-профиль с помощью лайков и дизлайков. Участники не знали, что на самом деле оценивает их алгоритм, разработанный учеными. «Незнакомцы» были разделены на группы, так что участники ожидали позитивной оценки от одних, и негативной — от других. После получения оценки участники сообщали об уровне своей самооценки.
Когда участник ожидал от «незнакомца» лайка, но вместо этого получал дизлайк, самооценка страдала сильнее всего. Такая ошибка прогнозирования — разница между ожидаемым и реальным фидбеком — значительнее всего влияла на самооценку.
Для чего оценивать себя?
До недавнего времени было не очень понятно, зачем эволюции понадобилось развить в людях фундаментальную потребность придерживаться позитивного взгляда на себя.
С точки зрения эволюционных психологов, ответ лежит в базовой человеческой потребности — формировать устойчивые связи и быть частью группы, что увеличивает шансы на выживание. И самооценка здесь — критически важный индикатор социального принятия. Низкая самооценка — предупреждение: она сообщает о том, что есть риск социальной изоляции, и нужно восстановить отношения. Бездействие может увеличить отвержение со стороны других и привести к ухудшению отношений, а затем и самооценки. Активные действия могут повысить шансы найти потенциального партнера или социальный статус, а затем и самооценку. Эта теория объясняет, почему социальный фидбек, который говорит о том, принимают нас или отвергают, так значительно влияет на наше самовосприятие.
Еще одна теория возникновения самооценки — почти философская. Она рассматривает самооценку как один из психологических защитных механизмов, противостоящих страху смерти. Мы выстраиваем картину мира, чтобы обеспечить себе стабильность и смысл. И самооценка человека на индивидуальном уровне защищает его от тревоги. Она зависит от ощущения того, что его мироощущение и ценности — правильные. Эта теория объясняет, почему люди с высокой самооценкой, как правило, меньше страдают от тревожности.
Почему самооценка — это так важно?
Самооценка влияет на процесс принятия решений, отношения, эмоциональное состояние, общее качество жизни человека. А также на мотивацию: от мнения о своих способностях зависит желание развиваться и пробовать новое. Если самооценка низкая, то страх неудачи может быть сильнее.
Также есть версия, что самооценка защищает наше ментальное здоровье от сбоев. Люди с более высокой самооценкой имеют больший запас психологической прочности. Исследования подтверждают, что люди с более высокой самооценкой легче переживают ошибки или отвержение со стороны других, и быстрее приходят в себя. Низкая самооценка является фактором риска для развития депрессии, тревожности, расстройств пищевого поведения и суицидальных мыслей.
Многочисленные исследования подтверждают, что высокая самооценка помогает преуспевать в самых разных сферах жизни. Люди, которые высоко оценивают себя, лучше проявляют себя, более удовлетворены своими отношениями. Кроме того, у них, как правило, лучше обстоят дела с ментальным и физическим здоровьем. Также высокая самооценка предупреждает антисоциальное поведение. Эти результаты подтверждаются для разных возрастных и этнических групп, а также для мужчин и женщин.
С чем еще ассоциируется высокая самооценка, согласно научным исследованиям:
- профессиональный успех
- здоровые социальные отношения
- позитивное восприятие со стороны сверстников
- достижения в учебе
- настойчивость перед лицом неудач
- улучшенные навыки саморегуляции и преодоления стресса
«Темная сторона» высокой самооценки
Некоторые исследователи отмечают, что высокую самооценку необходимо отличать от завышенной. Люди с завышенной самооценкой могут переоценивать свои способности и считать, что успех им обеспечен по определению. Их вера в себя может быть не подкреплена реальными навыками или возможностями. Также они могут считать себя идеальными и отказываться менять свое поведение, признавать ошибки. Это может мешать выстраивать отношения с людьми.
Также ряд ученых считают нарциссизм крайним проявлением самооценки. Они описывают нарциссизм как «темную сторону» высокой самооценки. Однако другие ученые с ними не согласны: ведь в таком случае нарциссов с низкой самооценкой не должно быть в природе. Однако исследования показывают, что у таких людей может быть с одинаковой вероятностью как низкая, так и высокая самооценка. Нарцисс может быть не уверен в себе и справляться с этим через гиперкомпенсацию, демонстрируя собственное превосходство.
Согласно исследованиям, у людей с нарциссизмом и обладателей высокой самооценки есть различия как при восприятии себя, так и в отношениях с другими. То есть это разные черты личности, которые практически не пересекаются.
Высокая самооценка | Нарциссизм |
принятие себя самоуважение чувство собственного достоинства меньше опасных событий (серьезных болезней, аварий, потери работы) | чувство превосходства претенциозность эгоцентризм, зацикленность на себе высокомерие сложности в отношениях с людьми больше стрессовых событий в жизни |
Чем опасна низкая самооценка
Люди с низкой самооценкой склонны преуменьшать свои способности, сомневаться в своих решениях. Могут бояться пробовать новое в жизни, потому что не верят, что способны добиться своих целей. Также у них могут быть проблемы в отношениях: им сложно говорить, в чем они нуждаются, и отстаивать свои границы. Такие люди не уверены в себе и чувствуют себя недостойными любви.
Чек-лист проблем с самооценкой:
- недоверие к собственному мнению (другие всегда лучше разбираются)
- боязнь озвучивать свое мнение или идеи, неуверенность в них
- страх трудностей — кажется, что их ни за что не удастся преодолеть
- ощущение провала из-за того, что не удается достичь желаемого (даже если это нереалистичная цель)
- чрезмерная строгость к себе, часто — нездоровый перфекционизм
- эмоциональная истощенность
- склонность к крайностям: либо работать на износ, либо едва прилагать усилия
- избегание взаимодействия с людьми
- болезненное отношение к критике
Проверь свою самооценку
Для определения уровня самооценки чаще всего используется шкала Розенберга (Rosenberg Self-Esteem Scale, RSES). Она была разработана в 1965 году американским социологом Моррисом Розенбергом. Несмотря на солидный возраст шкалы, она до сих пор является наиболее распространенной шкалой самооценки во всем мире.
Ключевые элементы здоровой самооценки:
- уверенность в себе, своих качествах и способностях.
- ощущение безопасности
- идентичность
- чувство сопричастности
- ощущение своей компетентности
- забота о себе и своих интересах
- чувство собственного достоинства
- самоуважение
- понимание своих способностей и ограничений
- способность строить отношения с собой и другими
- реалистичность ожиданий
- понимание своих потребностей и способность их выражать
Пройдите тест и узнайте, какой у вас уровень самооценки.
Как начать думать о себе лучше
Важно помнить, что уверенности в себе нельзя достичь раз и навсегда. Нормально, что в какие-то дни мы лучше думаем о себе, а в другие испытываем трудности. Также временные колебания могут вызвать проблемы в отношениях с людьми или неприятности на работе. Одним людям достаточно быстро удается оправиться от ударов по самооценке, а другим для этого может понадобиться работа с помогающим специалистом.
У изменчивости самооценки есть и светлая сторона — уверенность в себе может не только падать, но и расти. В том числе, бережно «растить» ее можно самостоятельно, но универсального рецепта здесь нет. Для кого-то эффективнее всего будет возможность проявить себя в любимом деле или добиться каких-то важных результатов. Например, если вы любите бегать, возможно, улучшить мнение о себе вам помогут регулярные тренировки или участие в соревнованиях. Других людей могут слишком сильно беспокоить негативные убеждения о себе — например, «Я неудачник» или «Я не заслуживаю ничего хорошего». Тогда начинать нужно с того, чтобы отслеживать их и учиться заменять на более реалистичные, например: «У меня в жизни было несколько неудач, но это не приговор».
Приведем еще несколько научных советов, как можно работать со своей самооценкой.
Совет 1. Практикуйте сочувствие к себе
К сожалению, когда самооценка занижена, мы часто вредим себе еще больше. Мы подключаем самокритику и «пинаем» себя за малейшие промахи.
- Когда что-то сломалось, думаем: «Ну конечно, у меня же руки не из того места растут».
- Не сложились отношения, вздыхаем: «Понятно было, что так все кончится, я же ужасно скучный».
- Допустили ошибку на работе и накручиваем себя: «Ну все, я точно худший работник месяца, и вообще меня скоро уволят».
Критические мысли не только не помогают, но и заставляют чувствовать себя еще хуже. Необходимо отслеживать их и заменять самокритику на сострадание к себе — внимательное и заботливое отношение. На практике это означает постараться отнестись к себе так же, как к самому близкому человеку. Как только удалось поймать себя на критических мыслях, подумайте, как бы вы поддержали близкого — и адресуйте слова поддержки самому себе.
Когда мы с собой на ты, то как будто получаем совет и одобрение от кого-то близкого и важного — и похоже, это придает нам больше сил.
Важно не только то, как мы думаем о себе, но и то, как мы говорим с собой. В исследовании 2014 года ученые попросили половину участников позитивно говорить с собой в первом лице (используя местоимение «я»), а вторую половину — быть с собой на ты. Последние сообщили о том, что чувствовали себя более уверенными и мотивированными. Исследователи предполагают, что это связано с тем, что когда мы с собой на ты, то как будто получаем совет и одобрение от кого-то близкого и важного — и похоже, это придает нам больше сил. Так что если вы когда-нибудь перед важным собеседованием говорили себе: «У тебя получится» или «Ты сможешь!», вы на верном пути.
Совет 2. Правильно используйте аффирмации
Позитивные аффирмации вроде «Меня ждет огромный успех!» сейчас невероятно популярны. Но по иронии судьбы, они работают для тех, у кого самооценка и так высока. А тех, у кого с самооценкой не очень, это заставляет думать о себе еще хуже. Это связано с тем, что эти утверждения слишком сильно противоречат тому, что такие люди думают о себе. Чтобы аффирмации действительно мотивировали, нужно следить за формулировками. Важно, чтобы вам было легче в них поверить. Например, «Меня ждет огромный успех!» можно заменить на «Я не сдамся, пока не добьюсь успеха!».
Также могут быть полезны более «углубленные» аффирмации — размышления о ключевых ценностях, которые влияют на наше чувство собственной значимости. Так, в одном из исследований ученые предложили участникам поразмышлять о том, что для них первостепенно. Можно было выбрать из восьми ценностей — креативность, отношения с семьей и друзьями, чувство юмора, независимость, зарабатывание денег, политика, религиозные ценности и спонтанность. Участники размышляли о прошлом опыте, связанном с этими ценностями — и представляли себе будущее. Выяснилось, что размышления о ценностях в контексте будущего сильнее активирует систему вознаграждения в мозге. То есть представлять себе будущие посиделки с близкими может поддерживать сильнее, чем вспоминать о прошлых.
Многие из нас рады помогать другим, но сами с трудом обращаются за помощью. Мы боимся, что нас отвергнут или сочтут слабыми, неспособными справляться с жизнью.
Совет 3. Помогайте себе и другим
Помогать другим полезно — это укрепляет самооценку и даже физическое здоровье. По крайней мере, так утверждает американский психолог Стивен Пост, который больше двадцати лет изучает связь между состраданием, альтруизмом и счастьем. Согласно его исследованиям, «хорошо быть хорошим»: проявление милосердия, участие в жизни других дает человеку ощущение значимости, удовлетворенности. Этот эффект подтверждается, например, в исследованиях, посвященных лечению депрессии и алкоголизма, а также волонтерству.
Многие из нас рады помогать другим, но сами с трудом обращаются за помощью. Мы боимся, что нас отвергнут или сочтут слабыми, неспособными справляться с жизнью. Культ самодостаточности часто встает на пути наших отношений, несмотря на то, что взаимодействие с людьми — необходимая часть жизни. Чувство принадлежности, включенность в социальную систему фундаментальны для человека, а устойчивая уверенность в себе невозможна без положительной оценки со стороны окружающих.
При этом, согласно недавней серии исследований, люди склонны сильно недооценивать готовность других помочь им. Участники исследований должны были просить о помощи незнакомцев, и в среднем на 50% недооценивали количество людей, которые согласятся это сделать. Кроме того, они часто избегали прямой просьбы о помощи — что снижало вероятность ее получить.
Трудности с самооценкой — хороший запрос для терапии. Не бойтесь обращаться за помощью: психолог поможет разобраться, что стоит за неуверенностью в себе и обрести внутреннюю опору.
Оцените статью
[Всего: 10 Рейтинг: 4.7]
Поделиться постом
Ссылка скопирована в буфер обмена!
найди 10 отличий — Моноклер
Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
«Я достоин», «я неудачник» или «я особенный»? Когда речь заходит о нарциссах, в сознании многих возникает образ самовлюбленных, красующихся людей с завышенной самооценкой. Однако это заблуждение имеет мало общего с реальностью. В большинстве своём нарциссы — это люди с глубокими психологическими проблемами, деформированными критериями оценки себя и окружающих и слабым чувством собственного достоинства. Психолог Скотт Барри Кауфман рассказывает, что за последние годы исследователям удалось узнать о нарциссизме, чем он отличается от здоровой самооценки, как формируется и к каким неочевидным последствиям может вести постоянная погоня за высокой оценкой даже у тех, кто не страдает нарциссическим расстройством.
Сегодня почти всем знаком миф о Нарциссе, который так влюбился в свое отражение в пруду, что не мог больше ничего делать, кроме как восхищаться собой. В конце концов, не имея возможности оторвать глаз от своего прекрасного отражения в воде и увидеть вокруг реальных людей, он зачах и умер.
Был ли у Нарцисса другой выход? Привела ли к трагедии чрезмерно высокая самооценка или было что-то еще?В течение многих лет психологи и средства массовой информации трактовали нарциссизм как завышенную самооценку или перекачанное самоуважение. Однако не только результаты эмпирических наблюдений психоаналитиков, но уже и качественные и количественные исследования последних лет ставят это под сомнение. Становится ясно, что феномен нарциссизма значительно отличается от феномена самооценки – имеет другое происхождение, динамику развития, становления и последствия.
Так имеет ли смысл стараться повысить самооценку или это грозит тем, что мы переступим грань нарциссизма?
Что в начале?
Различают нормальный инфантильный, зрелый и патологический нарциссизм.
Нормальный инфантильный нарциссизм – основа существования ребенка, фундамент здоровой самооценки, без которой он впоследствии не выживет. Этот тип нарциссизма развивается с самого рождения, служит гарантией наполняющих и плодотворных взаимоотношений матери и ребенка.
Необходимо отметить, что с точки зрения опасности развития патологического нарциссизма нужно обращать внимание на возраст от двух до четырех лет. Здесь важно, чтобы произошло формирование чувства отделенности от близких людей, которые до этого воспринимались ребенком как инструмент исполнения его желаний.
Второй фокус внимания родителей и учителей к нарциссизму должен быть обеспечен в период подростковый, когда нарциссизм может быть временным и естественным, если ребенок успешно прошел когда-то первый период нарциссизма, или же патологическим – если так и не сформировалось чувство самости и сепарации от значимых взрослых и он постоянно нуждается в «докачке» чувства своей самоценности.
В 6-7 лет, когда дети учатся понимать образ самих себя через то, как их видят другие, они впервые утверждаются в выводе: «я достоин», «я неудачник» или «я особенный». Если на раннем этапе развития родители обеспечили ребенку здоровое принятие его таким какой он есть, то мнение окружающих не так болезненно воспринимается, оно попадает на здоровую почву и усиливает уже имеющийся образ себя как достаточно хорошего. В противном случае, возникает ощущение себя как недостаточно хорошего, и это усиливает развитие нарциссизма.
Стиль воспитания оказывает серьезнейшее влияние на созревание ощущения собственного достоинства или же проявления признаков нарциссизма. От родителя и воспитателя зависит, останется ли ребенок навсегда нарциссом и таким образом остановится в своем психическом развитии или продолжит движение. Научится ли он реально оценивать себя или всегда будет искажать действительность, тщательно отбирая людей в свою свиту, создавая вокруг себя нарциссическое окружение.
Нарциссизм ребенка часто бывает следствием нарциссизма родителей. Так, у родителей, которые склонны завышать способности детей, к примеру, утверждая: «мой ребенок знает все, что нужно знать о математике», дети впоследствии демонстрируют высокий уровень нарциссизма. Родители таких детей стремятся переоценивать IQ ребенка, преувеличивать эффект от его школьных выступлений. Такие родители склонны давать своим детям уникальные имена, чтобы выделить их из толпы и выделиться самим как родителям. В конце концов, их ребенок усваивает это отношение, в котором, как мы видим, много подспудного сомнения родителей в том, что он сам по себе, без достижений, хорош. И это «знание», накрепко ребенком усвоенное, далее бессознательно управляет его взаимодействием с другими людьми, причиняя хлопоты, страдания, заставляя бежать все быстрее и прыгать все выше.
Напротив, высокая самооценка развивается в условиях родительского тепла и принятия, когда родители знают, что их ребенок попросту хорош. Они делятся с детьми своей уверенностью в этом, уважением, любовью, признательностью и нежностью. Они относятся к детям так, что те понимают: значение имеют только они сами, а не то, что они делают, как выглядят или какое носят имя. В конце концов, эта практика воспитания приводит к тому, что ребенок усваивает ценное сообщение: он – достойная личность и сам по себе «ок», что и является основой здоровой самооценки.
Интересна динамика развития нарциссизма и самооценки. В то время, как самооценка обычно бывает самая низкая в подростковом возрасте и постепенно увеличивается на протяжении жизни, нарциссизм в подростковом возрасте достигает пика и постепенно уменьшается на протяжении жизни.
Поэтому нарциссизм и самооценка как бы зеркалят друг друга в течение всего цикла развития личности и становления психики.
Нормальный зрелый нарциссизм представляет собой скомпенсированный опытом и хорошим родительским отношением инфантильный нарциссизм. Он необходим для построения успешных отношений, развития карьеры и мотивации.
Однако патологический нарциссизм, который проистекает от недостатка истинной любви и принятия, является уже отражением самоидеализации и грандиозного представления ребенка о себе.
Что в результате?
Классический грандиозный нарциссист, или нарцисс – это человек, демонстрирующий высокомерие, превосходство, тщеславие, власть; он использует людей, проявляет те или иные формы эксгибиционизма и страдает от практически ненасыщаемой необходимости получения признания от других.
Он никогда не признается в этом.Те, у кого сформирована здоровая самооценка, также склонны чувствовать удовлетворение от себя самого или своей деятельности, но они, как правило, не считают себя выше других и не участвуют в гонке достижений.
Еще лучше разобраться в разнице между нарциссизмом и самооценкой может помочь тест самооценки – шкала Розенберга ⓘШкала самоуважения Розенберга — это личностный опросник для измерения уровня самоуважения и, в определенной степени, уровня самооценки.. Тест состоит из таких заключений, как «в целом я доволен собой», «я чувствую, что у меня есть ряд хороших качеств» и «я могу делать то же, что и большинство других людей» и др. Если человек согласен с этими утверждениями, это говорит о том, что у него здоровый уровень самоценности и самокомпетентности.
Как сказал сам Розенберг:
Когда мы имеем дело с чувством собственного достоинства, мы спрашиваем, в первую очередь, считает ли человек себя адекватным и достойным, а не считает ли он себя выше других.
Нарцисс при этом не сможет выбрать ответ, что «в целом он доволен собой», так как в глубине души чувствует себя неполноценным, и нарцисс не «встанет в один ряд с другими людьми», так как он считает, что превосходит их. Это важно.
Хотя нарциссизм положительно коррелирует с самооценкой, сходство на самом деле небольшое. Например, вы можете быть уверены, что превосходите других, однако можете не считать себя достойным человеком. И напротив, можете думать, что вы достойны и компетентны, но не ставить себя превыше других.
Одна недавняя статья проливает больше света на сходство и различия между нарциссизмом и самооценкой.
Метод корреляционного анализа показывает, что между самооценкой и нарциссизмом общими являются такие показатели, как уверенность в себе, положительные эмоции и стремление к награде. Но на этом сходство и заканчивается. На самом деле, согласно данным исследования, нарциссизм и чувство собственного достоинства отличались на 63%.
Обнаружилось, что самооценка гораздо сильнее, чем нарциссизм связана с такими критериями, как добросовестность и упорство. Такой критерий, как дружелюбие, был вообще не свойственен нарциссистам, так как они более антагонистичны. Между самооценкой и дружелюбием связь прослеживалась – она была не прямой, но положительной.
Что касается ситуаций межличностных отношений, то в 75% случаев нарциссизм и самооценка различались. Проблемы во взаимоотношениях с людьми, разнообразные реакции гнева в виде крика, угроз или физической агрессии оказались присущи нарциссизму, так же, как и стремление к неуместной конфронтации и к обладанию непропорционально большими ресурсами.
Люди с высоким уровнем нарциссизма, как видно из результатов исследования, так же демонстрировали желание любой ценой быть в центре внимания в социальных сетях, при этом других участников сети, а не себя, считали нарциссичными, невротичными, неприятными и распущенными. Нарциссически ориентированные люди в своем глазу бревна не видели, но замечали соринку в чуждом, чаще вступали в конфликты, яростно спорили и были сфокусированы на сравнении социальных достижений.
В противоположность этому, люди с высоким уровнем самооценки демонстрировали в социальных сетях желание конструктивной близости с другими и воспринимали других как привлекательных, с яркими чертами лидерства и высоким статусом, в целом, умными, симпатичными и добрыми.
Были также явные различия с точки зрения психопатологии. Нарциссизм и самооценка различались по 100% показателей, и это связанно с таким понятием как интернализация.
В то время как к феномену здоровой самооценки прямо относились невысокий уровень тревоги, низкая склонность к депрессии и самобичеванию, нарциссизму все это было не свойственно. Напротив, нарциссизм гораздо более тесно связан с экстернализирующим поведением, вроде выброса или помещения своих тревожных чувств во внешние объекты, поиска внешнего врага, разыгрываний сценариев и драм, антисоциальным поведением и агрессией. При этом также намного чаще нарциссизму сопутствовало использование веществ как анестезии в сложных ситуациях – а именно злоупотребление алкоголем/наркотиками.
Что касается патологических признаков, то согласно методу корреляционного анализа, нарциссизм показал прямую связь по каждому патологическому признаку, тогда как самооценка была в отрицательной корреляции по всем 30 патологическими признакам.
Так, по мнению участников исследования, людям со здоровой самооценкой были совершенно не свойственны отрешенность, расторможенность и психотизм, тогда как у нарциссов во всех случаях прослеживались эти черты.
В случае нарциссизма была выявлена взаимосвязь с истерическим расстройством личности, в то время как самооценка была либо не связанной, либо скорее не связанной с истеричным поведением.
Из этого анализа ясно, что нарциссам гораздо легче отреагировать эмоции через действие, не задерживаясь долго в отношениях, стремительно двигаться вперед от одного к другому, чем пытаться ладить и находить с людьми компромисс.
Нарциссизм – это всегда необходимость доминировать над другими для получения все больших и больших ресурсов.
Напротив, высокая самооценка гораздо больше связана с желанием установить глубокие и близкие отношения с другими людьми.
Так должны ли мы пытаться повысить самооценку и как?
Какой мы можем сделать вывод в отношении вопроса, который мы поставили в начале статьи? Имеет ли смысл стараться повысить самооценку? Чтобы ответить на него, думаю, важно посмотреть глубже в историю.
В течение 20 лет в США с 70-х до 90-х годов мы наблюдали повальное увлечение самооценкой. Это определенно было что-то! В фокусе внимания всего общества было – любой ценой чувствовать себя хорошо. Таким был ответ на все жизненные проблемы.
И, соответственно, затем последовал откат, началось движение в обратную сторону от этого весьма упрощенного понимания.
Рой Баумейстер и его коллеги, проанализировав литературу по повышению самооценки, обнаружили, что эффект от здоровой самооценки не настолько значим и распространен, как принято считать: самооценка сильнее всего коррелирует с проявлением инициативы и счастьем. Но корреляция не равна причинности, и они не нашли достаточных доказательств того, что вмешательство, направленное на повышение самооценки, на самом деле приводит к какой-либо выгоде или повышению качества жизни. Итак, как же мы должны относиться к воздействию на самооценку в нашей психологической работе?
Главное, я думаю, мы можем не опасаться, что попытка повысить самооценку у детей будет непреднамеренно создавать поколение нарциссов. Повышение здоровой самооценки никак не связано с развитием нарциссизма. Поэтому нас впереди ждет огромная работа, мы должны добиться, чтобы все ученики чувствовали себя ценными и уважаемыми, независимо от статуса, имени или способностей.
Реальная проблема заключается в переоценке реальных достижений ребенка и восхвалении детей за то, что они какие-то особенные. Как отмечает Эдди Бруммельман:
Наша задача в том, чтобы научить родителей и преподавателей выражать любовь и признательность детям, не объявляя их выше других и не требуя от них достижений. Поступая таким образом, родители и воспитатели могут помочь детям чувствовать себя счастливыми от того что они есть, а не от того, что они лучше других.
Я считаю, – продолжает Брумельман, – что здоровая самооценка – это витаминка для вашего самочувствия, ведь низкая самооценка может стать фактором риска для развития, к примеру, депрессии, независимо от того, нарциссичен ребенок или нет.
Но точно так же, если у человека вполне достаточный базовый уровень здоровой самооценки, то постоянное стремление к высокой самооценке лишь затем, чтобы постоянно чувствовать себя хорошо, может дорого обойтись. За этим стремлением можно не заметить жизни, а именно того, что можно с наслаждением учиться и расти, строить отношения, заводить друзей не по количеству, а для удовольствия – т.е. быть подлинными, а значит, иметь возможность самостоятельно регулировать свое поведение, а также психическое и физическое здоровье.
Если у вас есть достаточная уверенность в своей самооценке, то хорошо бы сосредоточиться на развитии ваших отношений с другими людьми, какими бы сложными эти отношения вам ни представлялись. Пусть подлинная гордость и сильные положительные эмоции будут естественным результатом этого процесса, а не необходимостью, которую нужно обязательно закрыть».
У каждого из нас бывают трудные времена и периоды неуверенности, поэтому, в первую очередь, работайте над повышением сострадания к себе и другим, а не развитием чувства собственного достоинства и уж тем более не участвуйте в гонке достижений.
Надеемся, что благодаря нашему материалу вы сможете лучше реализоваться и будете чувствовать себя достойными любви и уважения, а также будете в состоянии помочь другим людям достичь того же в их жизни – здоровой, продуктивной, аутентичной.
• Подборка материалов по теме
— Нарциссизм и страх близости: что такое эмоциональная недоступность
— Коллективный нарциссизм: когда любовь к своей нации или группе становится патологией?
— Макиавеллизм, психопатия и нарциссизм: как проявляется «темная триада личности» у «сов» и «жаворонков»
По материалам: Narcissism and Self-Esteem Are Very Different / Scientific American
Обложка: Дьюла Бенцур «Нарцисс»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
исследованияпсихология
Похожие статьи
признаков низкой самооценки у детей и подростков
Авторизоваться | регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Здоровое чувство собственного достоинства может помочь детям справиться с неизбежными трудностями взросления. Если вас беспокоит чувство собственного достоинства вашего ребенка, понаблюдайте за этими моделями в его поведении.
Ребенок или подросток с низкой самооценкой может:
Уклоняться от задания или испытания, даже не пытаясь. Часто это сигнализирует о страхе неудачи или чувстве беспомощности.
Выйти сразу после начала игры или задания , сдаться при первых признаках разочарования.
Жульничать или лгать , когда они думают, что проиграют игру или выступят плохо.
Признаки регрессии , ведет себя по-детски или очень глупо. Такое поведение провоцирует насмешки и обзывания со стороны других детей, что усугубляет проблему.
Станьте властным, властным или непреклонным , чтобы скрыть чувство неадекватности, разочарования или бессилия.
Оправдываться («Учитель тупой») или преуменьшать важность событий («Мне все равно не очень нравится эта игра»). Они могут использовать этот вид рационализации, чтобы возложить вину на других или внешние силы.
Имеют плохие оценки или меньше проявляют интерес к обычным занятиям.
Отстранение от общества , потеря или уменьшение контактов с друзьями.
Переживание смены настроения , печали, плача, вспышек гнева, разочарования или тишины.
Делайте самокритичные комментарии , такие как «Я никогда ничего не делаю правильно», «Меня никто не любит», «Я уродлив», «Это моя вина» или «Все умнее меня».
Трудно принимать похвалу или критику.
Становятся чрезмерно озабоченными или чувствительными к мнению других людей о них.
Кажется, сильно подвержен негативному влиянию сверстников. У них может развиться отношение и поведение, например пренебрежение к школе. Они могут пропускать уроки, вести себя неуважительно, красть или экспериментировать с табаком, алкоголем или другими веществами.
Способы поддержать самооценку вашего ребенка
Проводите время со своим ребенком. Найдите занятия, которыми вы можете заниматься вместе, чтобы они чувствовали себя успешными. Выбирайте занятия, которые тоже приносят удовольствие, без победителей и проигравших. Посетите их футбольные матчи и музыкальные концерты. Покажите им, что вы заинтересованы в них и что они делают. Отдавая время и энергию своему ребенку, вы передаете мощное послание любви и принятия.
Относитесь к ребенку как к важному человеку. Поощряйте их выражать свои мысли, слушать, не осуждая, принимать их чувства и относиться к ним с уважением. Семейные приемы пищи, даже если это завтрак в начале дня, дают возможность послушать вашего ребенка.
Позвольте вашему ребенку принимать решения , когда это возможно, и берите на себя больше ответственности в своей жизни. Покажите им свое доверие.
Создавайте тесные семейные отношения и дайте ребенку почувствовать, что он вносит свой вклад в семейную ячейку.
Не рассказывайте ребенку и не рассказывайте ему о взрослых темах или о напряженных отношениях в семье и отношениях , которые вызовут у него стресс. Постарайтесь свести к минимуму ее тревоги, связанные с семейными кризисами и переменами, обеспечив им как можно большую преемственность и стабильность.
Поощряйте вашего ребенка оказывать услуги другим через волонтерскую деятельность или группы, такие как скауты или подобные программы. Это может усилить их чувство общности, ее чувство принадлежности и признания, а также ее чувство важности и личной значимости.
Научите ребенка хвалить себя. Они должны гордиться ее достижениями.
Скажите своему ребенку, как сильно вы его любите — без каких-либо условий или условий. Хотя действия и усилия родителей косвенно передают любовь, детям также необходимо слышать слова «Я люблю тебя».
Дать время и попросить о помощи
Повышение самооценки вашего ребенка не произойдет в одночасье. Это может занять
месяца или года, и это будет непрерывный процесс. Но если ваш ребенок не реагирует на ваши попытки помочь ему, поговорите со своим педиатром о необходимости профессиональной поддержки.
Какой бы ни была самооценка вашего ребенка, старайтесь продолжать помогать ему чувствовать себя как можно лучше. Оставайтесь чувствительными к тому, что они чувствуют. Признавайте и признавайте их усилия и достижения. Оставайтесь гибкими и поддерживающими в том, как вы подходите к их трудностям. Примите своего ребенка таким, какой он есть, и помогите ему чувствовать себя хорошо по отношению к человеку, которым он становится.
Имейте в виду, что самым важным фактором в поддержании самооценки ребенка является присутствие взрослого, который демонстрирует уважение и принятие и оказывает поддержку, которая передает сообщение «Я верю в тебя».
Дополнительная информация
- 12 строительных блоков для формирования здоровой самооценки у детей
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Подписывайтесь на нас
Наверх
Самоуважение и вера в себя | Советы и рекомендации
Что такое самооценка?
Работа предоставлена @stacieswift. Синий, светло-розовый, желтый, оранжевый, бирюзовый и розовый текст гласит: «Эй! Ты’. Текст внизу гласит: «Любимы, и вы важны для меня, плюс у вас прекрасная улыбка».
Самооценка — это то, как мы думаем, видим и чувствуем себя. Дело не только в том, как мы физически выглядим, но и в том, насколько уверенно мы себя чувствуем.
Хорошая самооценка означает, что мы хорошо относимся к себе и уверены в том, кто мы есть, и в своих способностях. Когда у нас хорошая самооценка, мы не слишком беспокоимся о том, что думают другие люди, или о том, насколько мы ошибаемся, потому что мы принимаем себя такими, какие мы есть, без осуждения. Это также означает, что мы верим, что достойны и заслуживаем всех хороших вещей в жизни.
Но иногда нам может быть трудно поверить в себя и чувствовать себя достаточно хорошо. Это нормально — бороться с самооценкой — это нормально, и это может меняться в разное время в нашей жизни.
Когда мы говорим о самооценке
, мы часто говорим о множестве разных вещей, например: , даже если мы делали это раньше и знаем, что можем это сделать Вы удивительны, уникальны, и у вас есть блестящие таланты, которых нет больше ни у кого. Когда мы верим в себя, чувствуем себя комфортно в своем теле и уверенно делимся своими мыслями с другими, это может быть признаком хорошей самооценки. Но иногда чувство уверенности может быть трудным. У нас могут быть негативные мысли о себе, беспокойство о том, что мы недостаточно хороши или что мы могли бы сделать что-то лучше. Часто это происходит потому, что мы негативно сравниваем себя с другими и чувствуем, что мы не так хороши, как они, или сосредотачиваемся на всех вещах, которых у нас нет, но которые, кажется, есть у наших друзей. Если у вас возникают эти негативные мысли из-за вашей уверенности, ничего страшного. Многие из нас тоже иногда борются с этими чувствами — вы не одиноки.
Лотте Что может быть причиной низкой самооценки?
Существует множество различных вещей, которые могут вызвать низкую самооценку, в том числе то, что случилось с нами в прошлом, наше психическое здоровье или сложные ситуации дома. На него также могут повлиять такие вещи, как:
- проблемы в школе
- издевательства
- травматический опыт
- злоупотребление или пренебрежение
- дружба или отношения
- школьный или экзаменационный стресс
- проблемы с психическим здоровьем
- проблемы с физическим здоровьем
- чувствует давление со стороны социальных сетей, чтобы выглядеть или вести себя определенным образом
- подвергается дискриминации
Если вы боретесь с проблемой психического здоровья, такой как тревога или депрессия , , вы можете чувствовать подавленность, тревогу или негативные мысли о себе. Вам может казаться, что это мешает вам делать определенные вещи, что снижает вашу уверенность в себе.
Низкая самооценка также может быть связана с тем, как окружающие относятся к нам, например, если мы подвергаемся травле. Но то, как мы говорим с собой или о себе, также может повлиять на нашу самооценку. Если вы обнаружите, что часто негативно отзываетесь о себе в присутствии других, даже в шутку, иногда это может негативно сказаться на вашем отношении к себе.
Если у вас возникают негативные мысли и чувства о себе, возможно, у вас проблемы с самооценкой. Вы можете обнаружить, что такие вещи, как встреча с друзьями, одевание или выполнение домашнего задания, кажутся вам труднее или вызывают у вас беспокойство. Например, вы можете беспокоиться о том, что плохо сделаете домашнюю работу или что вам нечего сказать своим друзьям.
Низкая самооценка может случиться в любой момент вашей жизни. Вы можете обнаружить, что боретесь с этим в разные моменты своей жизни (например, после расставания, или если над вами издеваются, или вам трудно найти работу), или это может происходить постоянно на протяжении всей вашей жизни. Низкая самооценка может заставить вас чувствовать себя подавленным или тревожным. Это также может привести к:
- депрессии
- чувство никчемности
- чувства изоляции и одиночества
- испытывают панические атаки
- ощущение, что вам нужно радовать других людей и ставить чужое счастье выше собственного
- поставить себя в рискованные или опасные ситуации
- принимать людей, которые плохо к вам относятся
- брать на себя ответственность или обвинять себя в действиях других людей
- пытается сказать «нет» или установить здоровые границы
- изо всех сил пытается принять решение
Если вы испытываете какие-либо из вышеперечисленных чувств, знайте, что вы можете пройти через это, и вам может стать лучше.
Что делать, если у вас проблемы с самооценкой
Если вы боретесь со своей самооценкой, вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы начать чувствовать себя более уверенно.
Понять, почему вы сосредотачиваетесь на негативе
Поначалу это может показаться довольно трудным, но понимание того, почему вы фокусируетесь на негативе, может помочь вам понять, что вызывает у вас низкую самооценку. Чтобы понять, почему вы сосредотачиваетесь на негативе, спросите себя: 9.0003
- Что плохого вы думаете о себе?
- Когда ты начал думать об этом?
- Что произошло или происходит, что заставило вас так думать?
Бросьте вызов своим негативным мыслям
Когда вы начинаете думать о себе негативно, подумайте, есть ли другой способ взглянуть на них. Вы можете бороться с негативными чувствами, потому что вам кажется, что вы все время должны делать что-то «идеально». Когда вы не сделали что-то идеально, вы можете почувствовать, что «потерпели неудачу». Вместо этого вы можете посмотреть на эти моменты и подумать: «У меня все было хорошо» или «Все пошло не по плану, но я справился». Глядя на ситуации с этой точки зрения, можно избавиться от необходимости быть «идеальным».
Вы также можете:
- Подумайте, какой совет вы бы дали другу, который борется с этими негативными чувствами; как бы вы помогли им почувствовать себя лучше?
- Напомните себе случаи, которые доказывают, что эти негативные мысли не соответствуют действительности. Это не обязательно должны быть большие события, это могут быть небольшие повседневные вещи, например, когда вы чувствовали себя хорошо в одежде или когда вы делились своими мыслями в классе. Эти позитивные моменты могут служить напоминанием о том, что вы можете это сделать и что вы имеете значение.
- Вы также можете записать эти положительные моменты, чтобы они были у вас под рукой, когда вы начнете думать негативно.
Сосредоточьтесь на положительных моментах
Запишите свою лучшую черту, последний раз, когда вы получали комплимент, или последний раз, когда вы сделали что-то для кого-то, что доставило вам удовольствие. Это может показаться мелочью, но важно признать все хорошее в себе и причины, по которым люди ценят вас.
Попробуйте технику «визуализации внутреннего ребенка»Разговор с вашим «внутренним ребенком» может быть действенным способом распознать в себе хорошее. Это может помочь вам освободиться от негативных чувств, которые сдерживают вас, и помочь вам стать добрее к себе. Посмотрите видео, чтобы узнать, как это работает.
ДжайкЕсть так много вещей, которые вы можете сделать. Найдите хобби и увлечения, которые вам нравятся. Попробуйте общаться с людьми, которые заставляют вас чувствовать себя лучше.
Работа предоставлена @Sravya_Attaluri. На белом фоне — розовая, оранжевая, желтая, мятно-зеленая и фиолетовая радуга. Перед радугой находится палец из фиолетовой пены, указывающий вверх. На поролоновом пальце текст гласит: «#1фанат, иди ко мне». Под поролоновым пальцем находится текст: «Будь своим самым большим поклонником». Вокруг поролонового пальца есть стрелки и звезды.
Поставьте перед собой несколько целей
Постановка небольших целей и их достижение помогут вам понять, насколько вы способны. Это может быть новое хобби, новая одежда или просто повседневная одежда. Что бы это ни было, важно отмечать свои достижения и воздавать себе должное, которого вы заслуживаете.
Найдите время, чтобы заняться тем, что вам нравитсяБудь то рисование, занятие спортом или прогулка, найдите время, чтобы заняться тем, что доставляет вам удовольствие, это поможет вам отключиться и расслабиться. Узнайте о различных способах, которыми вы можете взять тайм-аут.
Поиск подходящих людейИногда заниженная самооценка может исходить от других людей, которые могут комментировать вас. Возможно, вы не всегда понимаете, какие чувства заставляют вас чувствовать окружающие вас люди. Размышляя о том, как люди относятся к вам, вы можете начать видеть, кто заставляет вас чувствовать себя хорошо, и проводить с ними больше времени. Помните, что люди ценят вас по разным причинам.
Сосредоточившись на положительных моментах и отметив хорошее в себе, вы сможете отпраздновать то, что делает вас собой.
Скажите кому-нибудь
Если вы действительно боретесь с низкой самооценкой и негативным отношением к себе, поговорите с кем-то, кому вы доверяете, например, с членом семьи, учителем или школьной медсестрой.
Если вы боретесь с низкой самооценкой и это вызывает у вас беспокойство, плохое настроение или мешает вам заниматься повседневными делами, например, есть, спать, ходить в школу или на работу, вы можете поговорить со своим врачом общей практики. Они могут сказать вам, какая поддержка может быть доступна для вас в вашем регионе.
Как поговорить с вашим лечащим врачомНаши активисты делятся своими советами о том, что помогло им почувствовать себя лучше:
Как вы можете поддержать друга, который испытывает трудности
Работа предоставлена @beth_evans. На белом фоне черный круг с маленькими лепестками вокруг него. Текст внутри круга гласит: «Ты — это ты! и мне это очень, очень нравится в тебе». Под текстом два лица смотрят друг на друга, оба улыбаются.
Если ваш друг борется со своей самооценкой, вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы поддержать его:
- Поговорите с другом о том, что ему нравится в себе. Поначалу это может показаться им трудным, поэтому вы можете начать разговор, сказав, что вам в них нравится. Это убедит их в том, что они любимы, и поможет им увидеть свои положительные качества.
- Поощряйте их в ситуациях, из-за которых они нервничают. Вы можете напомнить им о том, что им нравится в себе, или о временах, когда они пережили трудную ситуацию.
- Поощряйте их обращаться за помощью, поговорив со взрослым, которому они доверяют, или обратитесь за профессиональной помощью к своему терапевту.
Для получения дополнительной информации и советов о том, как поддержать друга, посетите нашу страницу.