Самосознание и самооценка
Тема: «Самосознание и самооценка»
Класс: 6 27 . 09 . 2021
Цель: сформировать представления воспитанников о роли самопознания в жизни человека
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний.
1. С помощью, каких действий человек познаёт мир?
2. С помощью чего могут складываться у человек взаимоотношения с окружающим миром?
3.Перечислите какие могут быть самооценки у человека?
3. Изучение нового материала.
Обсуждение высказывание Л.Н. Толстого
«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью». ( Л.Н.Толстой)
1 . Как вы понимаете это высказывание Л.Н. Толстого?
2. Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?
3. Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?
4. Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?
5. Можно ли считать эпиграфом урока?
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)
Крылатое выражение «Познай самого себя» имеет древнее происхождение. Мысль о познании самого себя разъяснял и распространял древнегреческий философ Сократ (в 5 в. до н.э.). По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, начертали это изречение над входом в храм. Таким образом, этот мудрый завет сохранился для потомков.
А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя, —
писал в XV веке французский поэт и бродяга Франсуа Виньон.
— А вообще, что это такое «познать себя» и так ли это важно?
Познать себя – значит ответить на вопросы: Какой я? Почему я такой? Каким хочу стать?
«Тот, кто познал других, учён.
Тот, кто познал себя, мудр»
(ЛаоЦзы)
— Что можно узнать о себе? (физические возможности, состояние здоровья, таланты, способности, характер, волю, темперамент, вкусы, привычки, сильные и слабые стороны.)
— Как узнает человек о себе?
Познание самого себя – это исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
Каждый должен ПОЗНАТЬ СЕБЯ, свои сильные и слабые стороны, и научиться преодолевать последние. «Все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или претворяются что они — это не они». (Л. Хелман, драматург).
Выписать слева свои достоинства (со знаком «+»), а справа – недостатки (со знаком «-»):
Добрый, трудолюбивый , чистоплотный , весёлый , любознательный ,терпеливый ,люблю родителей , много друзей , несамостоятельный , застенчивый , обидчивый , часто болею ,иногда обманываю , сутулый , несобранный ,плохо учусь и т. д.
-Какие качества, которые хотели б в себе изменить?
— Имеется ли идеал, образец, которому бы вы хотели подражать, соответствовать?
«Признавшись в своей слабости человек, становится сильным» (О. Бальзак)
Умение задуматься над собой, своими достоинствами и, в первую очередь, недостатками – это уже хорошо, ибо это уже первый шаг к работе над собой.
Самосознание – это осознание самого себя.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих качеств и своего места среди людей.
Самооценка: завышенная, правильная, заниженная.
— Какой она должна быть? (Правильная, объективная).
Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди-
писал Великий русский писатель Пришвин.
«Самая большая ошибка – полагать, что ты не способен ошибаться» (Т. Карлейль)
— Что можно посоветовать людям с разной самооценкой?
— Зачем вообще нам нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
— Как правильно оценить себя?
«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». И.В. Гете
VI. Итоги урока. Рефлексия
— Зачем человек познаёт себя?
— Влияет ли самооценка на поведение человека?
— Нужно ли сравнивать себя с другими?
VII. Домашнее задание: прочитать конспект.
Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал | |
1. | Организационный момент | Добрый день, прошу садиться Мы сейчас начнем учиться! Я надеюсь, что у вас Настроенье – просто класс! ( смайлы на парте у каждого) Если это так – поднимай скорее знак Смайл с улыбкой вижу я Все в порядке у тебя! Если равнодушен ты – Знак с полоской подними Буду я настороже Все внимание тебе! Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! | Слайд № 1 |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока | Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. — Что такое интерес? ( Осознанная потребность в чем либо, или в ком-либо.) — Какие бывают интересы? (Деловыми, корыстными.) (эмоциональными, бескорыстными). — Как интересы проявляются в деятельности людей? (Интересы пробуждают наши чувства, мысли, желания. Они организуют нашу деятельность. Отсутствие интересов делает нашу жизнь скучной, неинтересной и бессодержательной. Скука ведет к одиночеству.) У каждого человека существует своя иерархия интересов. А что такое иерархия? (иерархия – последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от неглавного к главному. Так же я вам задавала составить свою иерархию интересов на сегодняшний день. Давайте послушаем некоторых из вас. | Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд №4 |
2. | Сообщение темы урока | I. Скажите мне, а смогут ли одноклассники, учителя, и просто знакомые , узнав наши интересы оценить нас?….Конечно!….А вы сможете оценить себя?……Правильно!… Ребята, тема нашего сегодняшнего урока — «Как человек оценивает себя и других». Откроем тетради, напишем число и тему нашего сегодняшнего урока. Дискуссия: «Как мы оцениваем других людей?» Совершенно верно. Мы оцениваем людей автоматически. Даже для того чтобы сделать какие-то действия, например чтобы поставить стакан с водой, мы сначала думаем, как его надо держать, чтобы не пролить, холодная или горячая вода, смотрят ли на меня взрослые при этом, культурно ли я выгляжу. И чем дольше живет человек, тем больше нам приходится совершать оцениваний. Наша жизнь в обществе пронизана миллионами оценок – вы оцениваете себя и других, другие оценивают вас и по результатам своего оценивания строят с вами соответствующие отношения….например, если вас оценили как болтуна, знайте, что вам мало кто будет доверять свои тайны. | Слайд № 5 |
3. | Работа с учебником Работа над новой темой | II. а как вы думаете, Нужно ли знать себя? Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?» Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. — Что лучше: переоценить или недооценить себя? — Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»? — Как вы думаете, знаете вы себя? (Дети высказывают свои предположения.) Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым. Игра в группах «Кто я? Какой я?» — Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.) А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ. Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут). — А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу? (Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.) — Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя? Дети отвечают. Вот то, что вы сейчас проделали – называется самооценкой. Давайте запишем в тетради понятие самооценка – Самооценка это – оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей. Самооценка бывает заниженной и завышенной. — Как вы думаете, как можно объяснить завышенная самооценка?……(преувеличение, своих возможностей). — А заниженная? (неуверенный человек принижает свои способности, хотя у него для этого есть все задатки). | Слайд № 6 СЛАЙД №7 СЛАЙД №8 |
4. | Продолжение работы над новой темой Работа в учебниках и в тетрадях. | III. Мини-лекция «Что такое самооценка?» — Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе. Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца. И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой. Если есть за что вас похвалить (способности, успехи)это состояние называется самоуважением. А если, напротов, вы находите в себе множество недостатков, это называется- самоуничтожением. — Давайте с вами прочитаем об этом в учебнике на стр.29 IV. Тест «Самооценка» — Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя. Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания. А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку. Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. | СЛАЙД №9 |
5. | Физическая пауза | Ау кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка?. …а хотите ее снова повторить? Под осенние напевы | СЛАЙД №10 |
6. | Работа над новой темой | Продолжим с вами урок. А как вы оцениваете свои поступки?….Например, если вы сделали что-то не так, плохо…или, наоборот, предложили кому-то свою помощь Так вот, взрослея, человек все больше оценивает свои поступки с точки зрения – морали. Давайте запишем что такое мораль. Мораль это – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлении о добре и зле…. Не будь моральных норм, мы бы зависели только от мнения окружающих. К примеру, ваш друг назвал вас предателем, но у вас были на то причины., так как вы посчитали что его поступок был нарушен с честью и достоинством. И как быть?…Важно в жизни опираться на нормы морали «Не укради», «Не лги» «Не убий», «Относитесь к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. | СЛАЙД №11 |
Обобщение по новой теме | Так скажите мне. Как вы понимаете фразу, «Человек существует в оценке других людей?» А можете объяснить смысл понятия самооценка?… | ||
Домашнее задание | §4 Ответить на вопросы. 1-3. Практикум под цифрой 1. | СЛАЙД №,12,13 | |
10. | Итог урока Подведение итогов (рефлексия) | — Подведем итоги урока — Была ли вам интересна тема познания себя? — Что вы узнали о различных вариантах самооценки? — Как может верная самооценка помочь человеку в жизни? — Что нового узнали вы сегодня о себе? — Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой? — Понравился ли вам урок? Примерные ответы детей: — Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере. — Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется. — Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. — Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы. — Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе. | Запись домашнего задания в тетради и дневниках |
САМОУВАЖЕНИЕ (социальные науки)
Самооценка является одним из наиболее часто изучаемых конструктов в социальных науках. Популярная культура и дискуссии о государственной политике также часто ссылаются на самооценку. Тем не менее, несмотря на его известность и широкое использование, среди социологов нет общепринятого определения самооценки. Самое раннее использование этого термина было у философа/психолога Уильяма Джеймса в главе, ставшей влиятельной, «Сознание себя» в «Принципах психологии» (189).0). Джеймс включил самооценку в группу «самоощущений», возникающих в результате сознательного осознания себя по отношению к другим. Он предложил два определения самооценки, которые в своей противоречивости олицетворяют путаницу и разногласия, связанные с этим термином. Согласно наиболее известному из определений Джеймса, самооценка «определяется отношением нашей действительности к нашим предполагаемым возможностям; доля которого в знаменателе составляет наши претензии, а в числителе — наш успех: таким образом, самооценка = успех / претензии. (стр. 310). В качестве альтернативы, согласно Джемсу, самооценка — это «некий средний тон самоощущения, который каждый из нас несет с собой и который не зависит от объективных причин, которые мы можем иметь для удовлетворения или недовольства» (стр. 306). . Эти, казалось бы, несовместимые определения подчеркивают действительное и важное различие между самооценкой, зависящей от обстоятельств, и самооценкой, которая выходит за их пределы.
Большинство эмпирических исследований самооценки в социальных науках основываются на определениях, подобных «среднему тону самочувствия» Джеймса. Самый известный из них предложен социологом Моррисом Розенбергом в его книге «Общество и образ Я подростка», где самооценка определяется как «благоприятное или неблагоприятное отношение к себе» (1965, стр. 15). Краткий показатель самооценки, который Розенберг разработал для своего исследования подростков, — шкала самооценки — наиболее широко используемый показатель самооценки в социальных исследованиях. В другой влиятельной книге «Предшественники самооценки» Стэнли Куперсмит предложил аналогичную концепцию самооценки как «оценки, которую индивидуум дает и обычно поддерживает в отношении самого себя» (19).67, с. 4). И Розенберг, и Куперсмит исходят из того, что отношение людей к себе или их обычная оценка лежат в основе их общего чувства собственного достоинства. Определения, предложенные в этих двух классических работах и принятые во многих эмпирических работах по самооценке, описывают особую форму самооценки, которая является характерной, последовательной во времени и в различных ситуациях и глобальной, связанной со всеми аспектами личности.
Две альтернативные концепции самооценки отходят от этих классических определений, отказываясь от предположения, что самооценка носит глобальный характер или что это черта. Концептуальные концепции предметной области принимают допущение, что самооценка представляет собой отношение к себе или обычную оценку себя, но утверждают, что она не обязательно глобальна. Так, например, можно иметь высокое мнение о себе в социальной сфере, но относительно скромное или даже негативное мнение о себе в академической сфере. Независимо от того, рассматривается ли самооценка как глобальная или специфичная для предметной области, она может быть концептуализирована как состояние, а не как черта. Эта форма самооценки подобна предложенному Джеймсом определению отношения успехов к претензиям в том смысле, что она зависит от обстоятельств. Самоуважение государства обычно повышается, когда обстоятельства благоприятны, и падает, когда они отрицательны.
Ни концептуализация предметной области, ни концептуализация состояния не обязательно несовместимы с концептуализацией глобальной черты, поскольку можно показать, что взвешенные комбинации специфических для предметной области самооценки в высокой степени предсказывают глобальную самооценку, и что самооценка состояния варьируется в относительной степени. узкий диапазон вокруг уровня самооценки черты, к которому она обычно возвращается.Классические представления о самооценке и опросник , которые они породили, предполагают, что люди желают и могут точно сообщать о своей самооценке, предположение, которое сейчас кажется, по крайней мере, частично необоснованным. Опираясь на фундаментальные исследования формирования и изменения отношения, социологи теперь проводят различие между самооценкой, измеряемой традиционно — явной самооценкой — и самооценкой, измеряемой с помощью процедур, которые не требуют или не позволяют людям сознательно указывать свое отношение к себе.
Кроме того, другие важные качественные различия в самооценке указывают на то, что самооценка — это нечто большее, чем то, является ли она высокой или низкой. Одним из таких различий является стабильность самооценки, определяемая как степень изменчивости самооценки человека во времени. Стабильность самооценки лишь незначительно связана с уровнем самооценки, а это означает, что люди с любым данным уровнем самооценки будут различаться по стабильности своей самооценки. Сочетание уровня и стабильности самооценки позволяет более точно прогнозировать роль самооценки в поведении. Например, люди с высокой, но неустойчивой самооценкой чаще враждебно реагируют на провокацию, чем люди со стабильно высокой самооценкой. Еще одним качественным отличием является случайность самооценки, определяемая как степень, в которой самооценка реагирует на изменения обстоятельств. Непредвиденные обстоятельства умеренно коррелируют с уровнем самооценки, что указывает на то, что более низкая самооценка сопровождается большей непредвиденными обстоятельствами. Случайность самооценки обычно индексируется на уровне конкретной области, что позволяет различать людей не только с точки зрения того, насколько условна их самооценка, но и с точки зрения конкретных областей, в которых она условна.
В популярном использовании самооценка часто используется как общий ярлык для множества подобных конструкций, от которых ее следует отличать. Главным среди них является я-концепция, гораздо более широкий термин, который, согласно Розенбергу, представляет собой «совокупность мыслей и чувств индивидуума, относящихся к нему самому как к объекту» (1965, стр. 7, курсив в оригинале). Еще один конструкт, который часто ошибочно называют самооценкой, — это самоэффективность, более узкий конструкт, чем самооценка, даже в его специфической для предметной области форме, который отражает восприятие людьми своей способности осуществлять определенное поведение. На него непосредственно влияет предыдущий опыт поведения и лишь косвенно влияет или отражает самооценка.
В массовой культуре и государственной политике самооценка считается критически важной для здорового функционирования. Сила этого восприятия очевидна в усилиях таких групп, как Национальная ассоциация самоуважения и Калифорнийская целевая группа по продвижению самооценки и личной и социальной ответственности, последняя пришла к выводу, что «самоуважение является наиболее вероятным кандидатом для социальная вакцина» (1990, стр.
Самооценка одновременно проста и сложна .