Читать онлайн «7 шагов к стабильной самооценке», Борис Михайлович Литвак – Литрес
© Литвак Б.
© ООО «Издательство АСТ»
* * *
Вступление
Любая книга начинается со вступления. И я не буду изменять традиции и напишу несколько слов вначале.
О чем же обычно здесь пишут? Посмотрел, как выкручиваются маститые коллеги, и обнаружил, что одни пишут о структуре книги, другие приводят массу примеров, третьи обходятся общими фразами в духе «капитан очевидность».
Тогда я задал себе вопрос: что я хотел бы увидеть в начале книги как читатель? Наверное, мне хотелось бы узнать, о чем она и чем идеи автора могут мне помочь. Что ж, именно об этом я сейчас и расскажу.
Итак…
Эта книга о человеке. О вас, обо мне, о ваших близких, друзьях, коллегах…
• О том, как устроена психика человека.
• Как мы принимаем решения.
• Как выбираем свой путь развития.
• Как достигаем или не достигаем успеха.
• Как выбираем партнера и строим с ним отношения.
Прочитав ее, вы сможете понять себя и других людей и получите возможность осознанного управления своей жизнью.
Заинтриговал? Тогда поехали дальше.
В этой книге я изложил свою авторскую концепцию самооценки. Полагаю, после слова «самооценка» многие из вас подумали: «Да, проблемы с самооценкой – не редкость. Стоит узнать, что новенького может предложить этот автор. А то поднимаю ее, поднимаю, и все безрезультатно».
У других, наоборот, в голове мелькнуло: «Ну вот, опять самооценка! Видно, книга для нытиков, которые никак не могут почувствовать уверенность. У меня-то с этим делом все в порядке, мне это не нужно».
Кстати, если бы я занимался не темой развития человека, а чем-то другим, вроде бизнеса или медицины, то был бы как раз во второй группе – «уверенных». Когда идея книги только зарождалась, мой издатель предложил такой довольно распространенный вариант: «Напиши, что с детства был неуверенным, но потом прошел путь роста и осознания и теперь помогаешь другим людям обрести себя». И вот здесь возникла проблема.
Дело в том, что неуверенным я себя отродясь не считал, а в некоторые моменты думал, что у меня этой уверенности столько, что могу ею поделиться еще как минимум с двумя. И даже когда я начал проводить тренинги, в том числе для людей, у которых действительно были проблемы с уверенностью, то в процессе работы нам приходилось затрагивать тему самооценки. Но я никогда не применял эту тему к себе, считая, что уж у кого у кого, а у меня с самооценкой все расчудесно!
Почему я так считал?
Что большинство людей знает про самооценку?
Задайте себе вопрос: какая бывает самооценка? Думаю, что вы ответили примерно так: «Она бывает завышенная, заниженная и адекватная». Угадал? У меня нет дара предвидения, просто так отвечают все. Так считал и я на заре своей карьеры, ведь именно это написано в умных книжках авторитетными людьми. И поскольку я, как и многие другие, считал себя вполне адекватным, то соответственно сделал вывод, что проблем с самооценкой у меня нет. Что же изменилось в дальнейшем?
С опытом я стал понимать, что в этой классификации что-то не так. С одной стороны, было очевидно, что самооценка лежит в основе психики человека, а с другой, что практической пользы от привычного понимания самооценки нет.
В один прекрасный момент я понял, что парадигма «завышенная-заниженная-адекватная» вообще к самооценке не относится, а имеет прямое отношение к оценке человека другими людьми.
Думаю, вы легко вспомните человека, скорее всего и не одного, про которого одни говорят, что он «с короной на голове», другие считают его неуверенным, а третьи воспринимают как вполне адекватного. Кстати, про вас также разные люди могут думать по-разному. Так что о «заниженных-завышенных-адекватных» самооценках в этой книге мы говорить не будем, поскольку эта система «мимо кассы».
Что же еще может быть интересного для нас в самооценке?
Я расскажу вам о структуре самооценки, о тех психологических механизмах в ней, которые управляют поведением человека, хотя в подавляющем большинстве случаев он этого не замечает и не понимает.
Проработав книгу, вы сможете понимать, контролировать и управлять этими механизмами, и они перестанут влиять на вашу жизнь.
В определенной степени ситуация с самооценкой напоминает ситуацию с темпераментом человека. Какие типы темперамента вы знаете? Холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики. У каждого из вас есть тот или иной тип темперамента.
Предвижу возражение и сразу соглашусь с ним: да, действительно, в чистом виде эти типы практически не встречаются. Но все же, у каждого человека доминирует тот или иной тип темперамента, который и определяет протекание его психологических процессов. Каждый имеет свою специфику. И это совершенно не означает, что холерики лучше или хуже флегматиков. Просто у одних одни особенности, а у других – другие, например, порог восприимчивости и характер реакции.
Аналогично дело обстоит и с самооценкой. У каждого человека она есть – думаю, с этим спорить никто не будет.
А вот структура самооценки как раз и определяет:
• почему человек делает тот или иной выбор в жизни;
• почему его тянет именно к этому типу партнеров;
• как и зачем он выбирает тот или иной вид деятельности;
• на какой уровень достижений он может рассчитывать на выбранном пути.
Мы с вами рассмотрим различные типы самооценки, в которых вы без труда узнаете себя и других людей; поймете, почему вы и они поступают так, а не иначе. Это знание в итоге даст ключ к управлению прежде всего собой и своей жизнью. А в качестве бонуса вы сможете лучше понимать окружающих, что, поверьте, серьезно облегчит взаимодействие с ними.
Сейчас позвольте немного отвлечься от самооценки.
В действительности, приходя на тренинги или обращаясь к книгам по психологии и саморазвитию, люди довольно редко формулируют свою проблему, упоминая самооценку. Подавляющее большинство задаются совершенно другими вопросами и даже не подозревают, что ответ на самом деле находится именно в структуре их самооценки! Так с какими проблемами приходят люди?
Я обозначу группы вопросов, чаще всего встречающихся в моей практике и ответы на которые вы найдете в этой книге.
1. Эмоциональное состояние человека и его реакции на события жизни.
Как мне перестать реагировать на провокации окружающих (мамы, папы, мужа, жены, начальства и даже попутчиков в городском транспорте и др. )?
Неприятности надолго выбивают меня из колеи. Как мне научиться сохранять спокойствие?
Никак не могу взять себя в руки и начать что-то делать. Как мне изменить это состояние?
Постоянно раздражаюсь и срываю злость на близких. Как этого не делать?
Нет радости в жизни, постоянно подавленное настроение. Мир так жесток, и люди в нем жестокие. Что я могу сделать в этой ситуации?
Я чувствую, что никому не нужен/(не нужна). Никто меня не любит. Могу ли я это изменить?
Меня окружают люди обидчивые, с обостренным чувством справедливости, которые постоянно жалуются, что все их обижают и поступают по отношению к ним несправедливо.
Я не чувствую в себе силы что-либо изменить (личную жизнь, карьеру, саму жизнь, в конце концов). Где набраться уверенности?
2. Отношения с другими людьми.
Отношения с родителями.
В этой теме целый ассортимент вопросов от «Как доказать маме, что я уже взрослая и не нуждаюсь в ее контроле?» до «Родителей не выбирают, но так жить невозможно. Что делать?».
Отношения с детьми также представлены широким спектром проблем от «Как сделать так, чтобы он меня слушался?» до «Ребенок совсем от рук отбился и плевать хотел на родителей». И опять же – что делать и как правильно воспитывать?
Личные отношения, пожалуй, самый широкий спектр вопросов. Сюда относятся:
Почему те, кому нравлюсь я, не нравятся мне, а тем, кто нравится мне, не нравлюсь я?
Почему наша семейная жизнь пошла под откос, ведь все так хорошо начиналось?
Почему мне все время попадаются партнеры/партнерши одного типа?
Почему у меня дальше знакомств отношения не идут?
И классический вопрос от деловых женщин: «Хочу отношений с сильным мужчиной, а встречаются только слабые».
Также к этой группе вопросов относятся проблемы с коллегами, друзьями и людьми в целом.
3. Трудности общения.
Как реагировать, если:
На меня постоянно давят?
Люди ведут себя агрессивно по отношению ко мне?
Мною часто манипулируют, просят, уговаривают, пользуются мной?
Меня постоянно ставят в неловкое положение, задают «неудобные» вопросы?
4. Проблемы с мотивацией и целями.
Как найти свою цель?
Как понять, мое это или не мое?
Как понять, чего я хочу?
Как заставить-разжечь-мотивировать себя делать…
Как эффективно планировать свое время?
Что делать, если мне ничего не хочется?
Я начинаю, а потом перегораю и бросаю. Что делать?
5. Проблемы с карьерой и деньгами.
Самый популярный вопрос о деньгах: «Как заработать?»
На втором месте: «Как сохранить, если накопления не задерживаются?»
Люди, которые хотят построить карьеру, работая по найму, задают такие вопросы:
Уходить с этого места работы или оставаться?
Почему повышают не меня?
Как продвинуться по служебной лестнице?
Почему не получается управлять подчиненными?
Почему я много работаю? (Нередко добавляют: «и мало получаю».)
Те, кто хочет начать или уже открыл свое дело, чаще всего задают вопросы:
Как набраться смелости на перемены?
Как внедрять новые идеи?
Как мотивировать других?
Как управлять другими людьми?
И отдельно хочется отметить вопрос от тех, кто добился существенного материального успеха:
Почему все есть, но мне скучно, все это не радует?
Список подобных вопросов и возникающих проблем можно продолжать и продолжать. Полагаю, сейчас вы недоумеваете. Какое отношение это все имеет к самооценке? Неужели весь этот спектр вопросов можно уместить в одну книгу?
Вы думаете, это напоминает таблетку от всех болезней? Я рассею ваши сомнения.
Когда вы прочтете книгу, то поймете, что все перечисленные вопросы в той или иной степени связаны со структурой самооценки. Некоторые проблемы тесно связаны с ней, и это очевидно. Другие относятся к ней лишь отчасти, но только на первый взгляд. Изучив материал, вы поймете, что:
Самооценка – это основа, фундамент, на котором строится личность человека.
Разумеется, мы не сможем подробно разобрать весь спектр проблем, с которыми сталкивается человек в жизни. Многие из них мы рассмотрим в этой книге подробно, другие оставим на будущее.
Как бы там ни было, прочитав эту книгу и выполнив предложенные задания, вы получите самое главное – понимание себя.
Вы сможете отследить мотивы своих решений, причины, по которым делаете тот или иной выбор. Все это в дальнейшем поможет вам осознанно управлять своей жизнью и находить ответы на сложные вопросы самостоятельно.
Глава 1. Виды самооценки
Нестабильная самооценка
Прежде чем давать определение понятию нестабильной самооценки, полагаю, стоит привести несколько небольших, но довольно наглядных примеров.
Давайте представим гипотетического Сергея, которому около 30 лет. Он женат, у него есть один ребенок. Сергей работает менеджером среднего звена. Карьера в целом складывается успешно, особенно в последнее время. Недавнее повышение позволило Сергею существенно поднять материальный достаток, да и красивое название должности греет ему душу.
Укрепление материального положения дало возможность приобрести квартиру. Хотя и пришлось воспользоваться ипотекой, все же он рад, что у него уже есть свое жилье и его семье не приходится мыкаться по съемным квартирам. А недавнее приобретение в виде новенького кроссовера, словно вишенка на торте, завершает идиллическую картину жизни 30-летнего мужчины.
Итак, наш гипотетический Сергей едет на своем новеньком кроссовере. Здесь и сейчас он доволен жизнью. Ему нравится его машина. Можно даже сказать, что он гордится ею! У него чудесная семья, он любит жену и ребенка. Также у него надежная перспективная работа и большие планы на будущее. В общем, перефразируя классика, «Ай да Серега, ай да сукин сын!», что означает: «Парень, ты уже добился многого, а сколько еще впереди!»
Сергей заезжает в супермаркет за продуктами и на парковке видит знакомую фигуру. Рассмотрев поближе, он понимает, что перед ним его бывший одноклассник Игорь. Школьный товарищ узнает Сергея, они тепло здороваются, и начинается привычный разговор старых приятелей в стиле «Как сам? Кого видел?».
В части разговора «Как сам» выясняется, что Игорь является владельцем крупного бизнеса, много времени проводит за границей, имеет там собственную недвижимость, причем в разных странах. В родной город он заехал, а точнее, залетел на собственном «джете» (частный самолет) буквально на пару дней, чтобы навестить родителей, но сегодня вечером с женой улетает в Ниццу, где у Игоря есть своя вилла.
По непонятным пока причинам по ходу рассказа Игоря график настроения Сергея стал больше напоминать график котировок акций во время обвала на бирже, то есть стремительно падал. И когда Игорь, закончив свой рассказ, сделал пас Сергею: «Ну, а ты как?» – тот вдруг почувствовал, что рассказывать, во-первых, не хочется, а во-вторых, вроде как бы и не о чем. Сергей внезапно и остро почувствовал, что ему некомфортно.
Весь рассказ о себе свелся к невнятному «да вот, работаю, семья, ребенок». Слова как-то не клеились друг к другу. В этот момент подошла супруга Игоря, невероятно красивая женщина, и друг детства начал ритуал завершения беседы. Классические фразы «рад был увидеться», «как-нибудь соберемся», «передавай привет всем, кого увидишь» и тому подобное. Затем они сели в свой дорогой автомобиль и уехали.
Сергей чувствовал себя не в своей тарелке. Он посмотрел на свою машину, которой гордился еще несколько минут назад, и понял, что куда-то это сладкое чувство исчезло. Японский кроссовер померк на фоне шикарной машины школьного товарища.
Настроение испортилось. Дома он был раздражителен и молчалив. Внутреннее ощущение, что «жизнь удалась», после случайной встречи сменилось на «жизнь проходит, а я еще ничего существенного не добился». Пережевывая мысли о своей недостаточной успешности, он долго не мог заснуть и в последующие дни ходил подавленный.
Вот такая история. А где же ее завершение?
Давайте сделаем хеппи-энд. Допустим, три дня переживал Сергей, а потом забыл о встрече с Игорем и снова стал наслаждаться жизнью. Вроде все, история закончилась. Теперь предлагаю посмотреть, какое отношение она имеет к нестабильной самооценке.
До встречи с Игорем самооценка Сергея была в плюсе: он был доволен собой, своей жизнью, своими достижениями. Тем не менее появление одноклассника, который, как оказалось, достиг более серьезного успеха, привело к падению самооценки. Конечно, сама встреча тут ни при чем. Но сравнение, которое провел Сергей, оказало на него очень мощное влияние. Он сопоставил свои достижения с достижениями Игоря и понял, что проигрывает с разгромным счетом. Это был удар по его «Я», появилось ощущение, что он неудачник, и самооценка упала.
Но постойте! Ведь буквально за две минуты до встречи с самооценкой было все в порядке! Сергей был о себе прекрасного мнения! Что же изменилось в его жизни после встречи с Игорем? Ничего. Абсолютно ничего в жизни Сергея не изменилось. Так почему же появилось внутреннее ощущение лузера, недовольство собой? Почему машина вдруг стала казаться уже не столь привлекательной, какой она казалась еще каких-то пять минут назад? Почему упало настроение? Почему потом три дня переживал?
В реальной жизни Сергея все, как было до встречи с одноклассником, так и осталось. А вот самооценка упала. Мир внезапно окрасился в черный цвет. И произошло это по одной причине: из-за нестабильной самооценки. В чем же суть этого явления?
Нестабильная самооценка означает, что отношение человека к самому себе зависит от событий, которые происходят в его жизни. Все, что происходит, он пропускает через свое «Я», и это приводит к тому, что меняется отношение к самому себе. Причем объективно реальное положение вещей остается прежним.
Нестабильная самооценка предполагает, что представление человека о самом себе, своей жизни, своем окружении, своих достижениях постоянно изменяется в зависимости от внешних событий, которые происходят в его жизни. Небольшая проблема или конфликт могут вызвать серьезные переживания, апатию, чувство безысходности. С другой стороны, незначительное позитивное событие может изменить восприятие себя и мира с минуса на плюс, но…
И это очень большое НО! К реальному положению вещей это имеет весьма отдаленное отношение!
Девушка может сильно переживать из-за того, что парень, который ей нравится, уже три дня не звонит. Она не просто переживает, а начинает чувствовать, будто с ней что-то не так: недостаточно красива, недостаточно интересна для этого парня. И ей от этого так больно, что наворачиваются слезы.
Вдруг наконец долгожданный звонок! Объявился ее принц, дал какое-то объяснение своего нахождения вне зоны действия сети и даже пригласил на свидание! О, чудо: мир окрасился в яркие тона! Самооценка поднялась, и даже изображение в зеркале стало намного симпатичней. Она поняла, что зря себя ругала, что она интересна мужчинам и вообще все будет хорошо. У нее есть принц, и значит, она тоже принцесса.
Но давайте посмотрим на реальность. Что-то изменилось? Нет. Когда избранник не звонил, она в реальности не становилась хуже. Когда он, наконец, позвонил, она не стала краше. Все, как было, так и осталось. Откуда же тогда такие перепады?
Ответ прост: нестабильная самооценка. Вот почему такое небольшое событие, как телефонный звонок или его отсутствие, кардинальным образом влияет на ее отношение к себе и к миру. Вот откуда масса переживаний, которые не имеют никакого отношения к действительности.
Так как у человека с нестабильной самооценкой «Я» напрямую связано с внешними событиями, он всю жизнь катается на психологических горках. Множество переживаний, не имеющих ничего общего с реальным положением дел, управляют его отношением к самому себе, к своей личности. Кто-то покритиковал – самооценка ушла в минус. Похвалили – перешла в плюс.
При этом для нестабильной самооценки характерно, что подобные переходы происходят очень быстро: вот я в розовых очках иду на яхте по Средиземному морю, а через мгновение уже возле мусорных баков борюсь за выживание с бомжами.
Тип нестабильной самооценки во многом зависит от того, какие события приводят к колебаниям отношения человека к самому себе. Чуть позже мы подробно поговорим о том, какие типы самооценки бывают и чем они отличаются в плане структуры и специфики.
Выполняя упражнения, предложенные в каждой главе, вы постепенно сможете определить свой тип самооценки и эффективно поработать над ним.
Резюме
• «Я» человека, то есть его восприятие себя и мира зависит от внешних событий.
• События, которые приводят к падению самооценки, вызывают негативные эмоции и чувства.
• Ряд событий, которые приводят к подъему самооценки, вызывает положительные эмоции.
• Перепады самооценки имеют не прямое, а опосредованное отношение к реальности.
• Так как колебания самооценки довольно болезненны и связаны с переживаниями, то человек учится защищаться от этих перепадов тем или иным способом.
• Часто он просто избегает ситуаций, в которых его «Я» может пострадать.
Стабильная самооценка
Очевидно, пришло время сказать, что такое стабильная самооценка, ведь такая тоже бывает, хотя и крайне редко.
«Я» человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое «Я». Это позволяет ему быть более спокойным и практичным.
Раз уж я начал тему стабильной самооценки, думаю, стоит рассмотреть, в чем же заключается кардинальное отличие между стабильной и нестабильной самооценкой.
Козьма Прутков писал: «Зри в корень». Именно туда мы и направим свой взгляд, а точнее, рассмотрим, чем отличаются корни стабильной и нестабильной самооценки. Правда, вместо слова «корень» будем использовать термин «фундамент самооценки».
Фундамент самооценки
Давайте представим две страны, правосудие в которых кардинально отличается.
В стране X действует привычная нам презумпция невиновности, которая гласит, что любой человек изначально невиновен, если не доказано обратное. То есть вину нужно доказать.
В стране Y другая система. Здесь действует презумпция виновности, то есть человек изначально считается виновным, но может доказать, что он не виновен.
Согласитесь, что жизнь граждан этих двух стран будет значительно отличаться.
Скорее всего, в стране X граждане будут чувствовать себя более уверенно. Ведь им не нужно никому ничего доказывать. Их никто ни в чем не обвиняет, а если это происходит, то обвинителю нужно постараться доказать свою точку зрения.
В стране Y граждане будут пребывать в постоянном напряжении, ведь их в любой момент могут в чем-то обвинить, и уже им придется доказывать свою невиновность. Они изначально виноваты и постоянно готовы доказывать невиновность.
Чувствуете принципиальную разницу в подходах? А теперь давайте представим, что речь идет не о юридической плоскости, а чисто о человеческих материях. О том, как человек себя изначально воспринимает.
Итак, в стране X действует принцип базового благополучия, который означает, что со мной все ОК и это не требует доказательств.
В стране Y ситуация иная: там принято считать, что человек изначально неблагополучный, недостойный, плохой, но он может доказать, что может быть достойным человеком. Чувствуете разницу?
В стране X будут проживать люди со стабильной самооценкой, тогда как жителям страны Y придется постоянно доказывать и подтверждать, что они достойные, хорошие, порядочные люди. При этом окружающие будут постоянно ставить это под сомнение, и гражданам страны Y придется регулярно доказывать и подтверждать свою «хорошесть». Как вы понимаете, граждане такого государства сплошь и рядом будут являться обладателями нестабильной самооценки.
Теперь уходим от всяких презумпций и переходим непосредственно к самооценке.
В основе стабильной самооценки лежит ощущение «Я+», что означает «Со мной все в порядке и это не требует никаких доказательств».
Я могу кому-то нравиться, кому-то не нравиться, но это не имеет отношения к тому, какой я. Кто-то может критиковать или хвалить меня и мою работу, но это не значит, что со мной что-то не так. Если я столкнулся с неудачей, значит это просто неудача, естественное получение опыта, но это вовсе не означает, что я неудачник.
Примерно такой логикой руководствуется человек со стабильной самооценкой, поэтому события внешнего мира не влияют на его восприятие себя. Он спокоен и руководствуется принципами практичности и эффективности.
Основой нестабильной самооценки является базовое чувство «Я—», которое заставляет человека думать: «Со мной что-то не так».
Если вы когда-либо испытывали подобные чувства, то, очевидно, знаете, что жить с ними очень трудно. Поэтому в процессе воспитания у человека с нестабильной самооценкой сама собой формируется защита, которая притупляет болезненное ощущение «Я—» и дает основания человеку думать: «Со мной все ОК». Как и жители страны Y, такой человек руководствуется логикой: «Изначально со мной что-то не так, но я смогу доказать, что я достойный, благополучный человек».
А для того, чтобы это доказать, ему нужно выполнить ряд требований, при которых и он сам, и окружающие будет считать его благополучным, достойным, успешным человеком. Получается, что человек защищает базовое чувство «Я—» с помощью конструкции «Я+, если», в которой предполагается определенный список условий. Соблюдая их, человек может считать себя успешным и чувствовать себя «Я+».
Что может выступать в качестве таких условий, выполнение которых обеспечит внутренний душевный комфорт? Для кого-то это будут деньги, социальный статус, признание окружающих, причем этого добра должно быть больше, чем у окружающих. Кому-то вполне достаточно принятия, теплого отношения, хотя бы небольшого признания и похвалы других людей. Кому-то нужно постоянно выходить победителем из схваток, и они регулярно создают конфликты, чтобы в них выигрывать. Условий может быть много, и список этих условий как раз определяет тип самооценки. Но в любом случае базовый «Я—» требует защиты.
После окончания медицинского университета я некоторое время работал в хирургии. Поначалу, когда я только осваивал премудрости своей профессии, меня удивляла прозорливость некоторых старших товарищей. Они могли ставить диагнозы, просто посмотрев на больного, и в большинстве случаев диагнозы оказывались правильными.
Согласитесь, когда врач может поставить диагноз, просто проходя мимо и мельком взглянув на больного через открытую дверь смотровой, это впечатляет. Со временем я тоже научился делать подобные предсказания, и последующая диагностика подтверждала большинство моих прогнозов.
В этом нет никакой магии. Просто дело в том, что когда у нас что-то болит, то мы принимаем защитные позы, то есть изменяем положение тела так, чтобы уменьшить боль. Если болит нога, то начинаем прихрамывать, перенося основную нагрузку на здоровую ногу. Боли в животе уменьшаются в позе лежа на боку с поджатыми ногами. Так что фильмы про врачей, которые ставят диагнозы по внешнему виду пациентов, это не фантастика, а элементарное представление о том, как человек приспосабливается к боли, изменяя положение своего тела.
Но что происходит, если болит не тело, а внутреннее «Я»?
Человек тоже его защищает. Только не с помощью изменения положения тела, хотя подобные проявления тоже обычно присутствуют. Основной способ защиты болезненного «Я» заключается в другом.
Во время перерыва на одном из тренингов мы стояли на крыльце гостиницы с одним из участников.
– Как дела, Алексей? – поинтересовался я, поскольку он был моим «старым» клиентом, примерно 24 лет от роду.
– Нормально, – без настроения ответил он.
– На личном фронте как обстановка?
– Какой может быть личный фронт, когда я на «Фокусе» езжу?
– В смысле? – не понял я.
– Так пока у меня такая машина, кому я на фиг интересен? – грустно констатировал Алексей. – Вот скоро «мерса» возьму, тогда и о личной жизни можно будет подумать.
Теперь небольшое пояснение к тому, что сказал Алексей. Вот что он имел в виду: «Сам по себе я никому не нужен, ибо ценности никакой не представляю и никто мной не заинтересуется. «Форд Фокус» ценности мне не добавляет, а вот «Мерседес» может серьезно повысить мои шансы на успех у женщин».
Если еще немного углубиться в трактовку сказанного, то Алексей считает, будто ценности он изначально никакой не представляет и никто с ним отношения строить не будет, то есть классический «Я—». Способ компенсации собственной ценности он видит в приобретении престижного автомобиля, который прежде всего повысит его самооценку и придаст уверенности. Это пример довольно распространенного способа защиты болезненного «Я—» при помощи материальных благ.
Фундамент самооценки определяет кардинальные отличия в поведении человека со стабильной и нестабильной самооценкой.
Стабильность самооценки дает возможность человеку быть спокойным, понимать свои интересы и двигаться к своим целям.
Нестабильная самооценка диктует человеку определенные требования, которые ему необходимо выполнить, чтобы считать себя достойным и ценным и ощущать свое «Я» в плюсе.
Поэтому формула нестабильной самооценки выглядит следующим образом:
Фундамент «Я—» защищен конструкцией «Я+, если», где «Если» – это список требований к себе, которые человек должен выполнить, чтобы считать, что с ним все в порядке, что он успешен, уверен, любим и даже крут.
При этом он не может доказать, что с ним все «ОК» один раз и на всю жизнь, а значит, вынужден постоянно доказывать себе и окружающим свою состоятельность.
Как будет вести себя тот или иной конкретный человек с нестабильной самооценкой, во многом зависит от структуры его списка «Если», который определяет тип самооценки.
По ходу книги я буду давать упражнения для самостоятельной работы, с помощью которых вы сможете определить структуру своего списка «Если». Но уже сейчас мы можем выделить определенные типы нестабильной самооценки, которые встречаются чаще всего. Именно их мы и будем разбирать в следующих главах.
Я думаю, что теперь понятно, почему речь идет не о повышении самооценки, а о стабилизации.
Цель работы с самооценкой – это изменение фундамента.
Если говорить еще конкретнее, то задача заключается именно в ее стабилизации, а не в возведении временных защитных конструкций, которые дают краткосрочный эффект и фактически ситуацию не меняют.
4 вида самооценки вы цените сами? / психология
Существуют различные типы самооценки в зависимости от того, высокая она или низкая, стабильная или нестабильная. Самоуважение это один из наиболее важных факторов личного благополучия и ключ к положительному окружению, которое нас окружает.
Поскольку различные типы самооценки имеют свои особенности, в сегодняшней статье мы рассмотрим их характеристики.
Самоуважение и его связь с благополучием
Хотя концепция самоуважения была один из самых запутанных, опрошенных и проанализированных На протяжении всей истории психологии большинство экспертов указывают, что это элемент, который присущ каждому человеку и подвергается множественным изменениям на протяжении всей нашей жизни. .
Самоуважение развивается и развивается из-за отношений с миром, и он постоянно меняется, поскольку он связан с изменением общества. Различные социальные и культурные контексты будут соответствовать различным представлениям о том, что мы считаем здоровой самооценкой.
4 вида самооценки
Как мы уже говорили, самооценку необходимо развивать в различной степени извне. Хотя базы строятся в детстве, самооценка не остается неизменной на других этапах жизни.
Важно подчеркнуть, что чувство собственного достоинства — это не то же самое, что уверенность в себе. Уверенность в себе (также называемая самоэффективностью) связана с конкретными целями и задачами, которые мы перед собой ставим, в то время как самооценка относится к глобальная оценка что мы делаем из себя.
Поскольку самоэффективность относится к уверенность в способности о себе для достижения конкретной цели, кто-то может подумать, что он очень хорош в практике тенниса, однако у него может быть низкая самооценка: он хотел бы быть выше или иметь лучшее телосложение, напротив, он верит в свою способность бить его соперники на теннисном корте. Самоэффективность может положительно повлиять на самооценку человека, если он считает это приоритетом в своей жизни.
Чтобы узнать больше о уверенности в себе, вы можете посетить нашу статью «Самоэффективность Альберта Бандуры: верите ли вы в себя?».
Факторы, которые объясняют хорошую (или плохую) самооценку
Похоже, что на самооценку влияют 4 фактора, а именно:
- история триумфов и позиция, достигнутая благодаря признанию, что триумфы обеспечивают.
- Области, связанные с различными победами, всегда и когда они значимы для человека.
- уважение, принятие и интерес что человек получает от людей, которых он считает важными в своей жизни.
- контроль и защита от последствий и негативных последствий. То есть внутренняя или внешняя атрибуция, которую человек делает из негативных событий.
В своей книге Самоуважение и идентичность. самовлюбленность и социальные ценности, Луис Хорнштейн предлагает 4 вида самооценки. По мнению автора, типы самооценки варьируются, потому что оценка себя может быть более или менее высокой и более или менее стабильной..
Ниже приведены 4 вида самооценки:
1. Высокая и стабильная самооценка
Внешние обстоятельства и жизненные события мало влияют на самооценку. Люди с этим типом самооценки они раскрываются в открытой манере поскольку им не нужно защищать свой имидж, они защищают себя. Кроме того, человек может отстаивать свою точку зрения без дестабилизации.
2. Высокая и неустойчивая самооценка
Люди с этим типом самооценки имеют высокую самооценку, но не в состоянии поддерживать ее на постоянном уровне. Конкурентные условия могут оказывать дестабилизирующее воздействие. Отвечать с критическим отношением к неудаче, так как они воспринимаются как угрозы. Человек будет убежден в защите своей точки зрения, но не примет другие точки зрения и будет склонен монополизировать слово в дискуссии. .
Нестабильность самооценки приводит к тому, что самооценка ставится в центр внимания и требует сохранения ее любой ценой и обращения к агрессивному отношению (для его поощрения) или пассивному (для его защиты)..
3. Низкая и стабильная самооценка
В случаях, когда существует низкая и стабильная самооценка, внешние события (независимо от того, благоприятны они или нет) не изменяют самооценку субъекта, который не стремится продвигать свой личный имидж и недооценивается..
Лица с таким типом самооценки Они не определились и очень боятся ошибиться. Эти люди не отстаивают свою точку зрения, так как их оценка всегда отрицательна, они считают, что не справляются с поставленной задачей..
Этот тип самооценки очень часто у людей с депрессивными тенденциями, что из-за своего пессимистического мышления они обычно не воспринимают свои личные достижения как таковые, полагая, что они являются результатом удачи или случайности.
4.
Низкая и нестабильная самооценкаЛюди с этим типом самооценки обычно быть чувствительным и подверженным влиянию внешних событий. Как только они сталкиваются с успешным событием, их самооценка повышается, но как только кончается эйфория момента, их уровень самооценки снова падает.
То есть этот тип самооценки определяется отсутствием прочности и нестабильности, что делает его очень чувствительным ко всем видам событий, однако неважно, что они могут показаться с рациональной точки зрения.
Например, некоторые классы нарциссических людей характеризуются, среди прочего, низкой самооценкой и очень зависят от мнения, которое они воспринимают от других..
Чтобы узнать больше об этой самооценке, я рекомендую вам прочитать эту статью: «Низкая самооценка? Когда вы становитесь вашим злейшим врагом»
Бонус: завышенная самооценка
Другие авторы также говорят о типе самооценки, которая наносит ущерб благополучию, завышенная самооценка. Но что такое завышенная самооценка?
Человек с завышенной самооценкой не может слушать других, намного меньше, чтобы принять или подтвердить ошибку. Восприятие себя настолько завышено, что они думают, что они лучше, чем остальные. Когда все усложняется, они не распознают ошибки, а затем обвиняют других. Этот тип отношения порождает негативное поведение, так как они не способны на самокритику и исправление ошибок. Как правило, эти люди унижают других и относятся к ним враждебно..
8 инструментов для взаимной и самооценки
Самооценка — это мощная стратегия обучения. Учащиеся, которые могут оценить свое собственное обучение, являются более эффективными учениками. Они более мотивированы и вовлечены, больше верят в то, что могут добиться успеха, и способны адаптировать свой подход, если обучение не работает. Учащиеся, способные к оцениванию, показывают более высокие достижения. В то время как в долгосрочной перспективе самооценка способствует самостоятельному обучению учащихся, установление успешной самооценки требует значительного вклада учителей. Необходимо постоянное прямое обучение тому, как это делать, и последующая поддержка. Учителя также должны создать правильные условия в классе, чтобы учащиеся не чувствовали себя осужденными.
Вот восемь инструментов, которые могут быть полезны для развития практики самооценки:
- Рубрики
- Скрипты
- Журналы
- Портфолио
- Светофоры
- Выходные карточки
- Парная маркировка
- Выделенное улучшение и размышление Время (DIRT)
- Рубрики
Рубрики являются инструментом оценки, который включает два типа информации:
- список критериев для оценки важных целей задачи
- шкала оценки различных уровней достижений по каждому из критериев с описанием каждого качественного уровня.
С помощью рубрики учащиеся могут сравнить свою работу с критериями и оценить достигнутый ими стандарт. Хотя рубрики предназначены для оценки конечного продукта, если они даны учащимся в начале задания, рубрики могут помочь учащимся планировать свою работу, а также просматривать и корректировать ее во время ее производства. Учащимся также можно предложить переписать или даже создать свои собственные рубрики. Вы должны поддерживать своих студентов в использовании рубрик – просто раздача их не является гарантией успеха.
- Сценарии
Сценарии состоят из конкретных вопросов, структурированных в виде четкой последовательности шагов, чтобы помочь учащимся наилучшим образом выполнить задание. Они подробно описывают «разговор с самим собой», который сопровождает выполнение задачи. Сценарий полезен для студентов, которым нужно следовать на протяжении всего задания, но его также можно использовать для анализа конечного результата. Сценарий может помочь учащимся оценить, находятся ли они на правильном пути к выполнению задания, и поможет им скорректировать свое поведение в процессе обучения в соответствии с указаниями, заданными в сценарии вопросов. Вы также можете попросить учащихся использовать сценарии для анализа своей работы или работы своих сверстников после производства, например. путем проверки того, был ли каждый шаг выполнен удовлетворительно.
- Журналы
Учебный дневник – это место, где учащиеся могут письменно отразить, как проходит их обучение, в чем им нужна помощь, а также об эффективности различных стратегий обучения. Учителя должны предоставлять регулярные короткие периоды времени для записи в дневнике с наводящими вопросами для поддержки самооценки, постановки целей и метакогнитивных знаний (понимания их мышления). Например, вы можете попросить студентов ответить на такие вопросы в своих дневниках:
- Подумайте о своей работе в соответствии с критериями успеха и напишите в своих дневниках, что, как вы заметили, вы смогли сделать хорошо, и две вещи, над которыми вам нужно поработать дальше.
- Насколько хорошо работают разные стратегии? Как то, что вы делаете, помогает вам?
- Что вы запомните надолго после этого урока и почему?
- Какой вопрос вы все еще пытаетесь понять и почему это может быть?
- Портфолио
Портфолио – это управляемый учащимся набор работ, демонстрирующий способность учащегося к обучению и развитию. Портфолио помогает учащимся в развитии навыков самооценки, таких как понимание прогресса посредством ведения записей, документирование интересов и сильных сторон, а также определение выбора и предпочтений. Портфолио может формировать общий фокус для обсуждений оценки и постановки целей с учителями.
Вы можете помочь учащимся в создании портфолио:
- Напоминание учащимся на каждом уроке, что они могут решить, включать ли свою работу с этого урока в свое портфолио.
- Сообщите учащимся о результатах и критериях успеха, которых они должны достичь, а затем возложите на них ответственность за определение собственных доказательств.
- Предоставление учащимся списка того, что они должны добавлять в свое портфолио каждый семестр: одно письменное произведение, один тест или задание по математике, один проект, одно художественное произведение и т. д.
- Предложить учащимся подумать о том, что другим (например, родителям, работодателям и другим учебным заведениям) потребуется для доказательства достижения целей обучения.
- Предоставление ряда примеров, таких как фотографирование, видеосъемка выполнения задач, скриншоты истории поиска в Интернете, последовательность черновиков и отчеты об отзывах коллег. Вы можете спросить учащихся: «Какую работу вы выберете, чтобы показать, что вы знаете?» или вы можете попросить их собрать набор работ, показывающих разные этапы разработки.
Портфолио может быть цифровым, а не бумажным, что решает вопросы хранения и риск потери или повреждения. Учащиеся должны обобщать и размышлять над своими свидетельствами; например, определение сильных сторон или областей роста, что им понравилось или чем они больше всего гордились, где они добились прогресса и почему, и что еще они могли бы сделать для улучшения.
Вы можете предоставить подсказки для самооценки и постановки целей в виде оценочного листа. Например:
- Убедился ли я, что в каждом абзаце есть тематическое предложение?
- Включил ли я введение, основную часть и заключение в свой рассказ/отчет?
- Внимательно ли я вычитал свой рассказ/отчет, т. е. проверяя написание сложных слов и следя за тем, чтобы я использовал правильную пунктуацию?
- Избегал ли я повторения одних и тех же слов?
- Что мне больше всего понравилось в моем рассказе/отчете? Почему?
- Что бы я сделал в следующий раз, чтобы улучшить свое письмо?
Учащимся, скорее всего, понравится собирать коллекцию своих работ, и они начнут брать на себя все большую ответственность за сбор, обдумывание и организацию работы.
- Выходные карточки
Выходная карточка представляет собой небольшую карточку или стикер, который выдается каждому учащемуся в конце урока, на котором они пишут комментарий для самооценки того, что они узнали на уроке. урок и с чем им нужна дополнительная помощь. Это помогает в планировании следующего урока. Это займет у ученика всего несколько минут и будет передано учителю, когда ученики покинут класс.
Вы можете попросить учащихся подвести итоги урока или, в качестве альтернативы, задать общий вопрос, например: «Какие три самые важные части информации вы узнали сегодня?» Затем вы можете проверить, насколько эти ответы соответствуют целям обучения урока. Или вы можете задать вопрос, связанный с целью обучения, например: «Почему историков беспокоит предвзятость в исторических источниках?» Вы также можете спросить: «Как вы думаете, на что нам нужно уделить больше времени, потому что вы не совсем поняли тему?» или «Какие вопросы у вас есть?»
Выходные карточки могут быть предварительно напечатаны, например:
3 | Три наиболее важные части урока: 1) 2) 3) |
2 | 90 135 Две части урока Мне больше всего понравились:1) 2)|
1 | Один вопрос, который я хотел бы задать: 1) |
Вы также можете сделать цифровую карточку выхода с помощью приложения-викторины. Большинство приложений автоматически анализируют результаты, что позволяет вам легко увидеть, как ответили ваши ученики.
- Светофоры
Светофоры — это простая система, которую учащиеся могут использовать для демонстрации своего предполагаемого понимания конкретной работы. Используя значок светофора, учащиеся обозначают свою работу зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, считают ли они, что у них хорошее (зеленый), частичное (желтый) или слабое (красный) понимание. Это может быть полезно для определения групп или действий для следующей части урока. Учитель может объединить зеленых учеников с желтыми учениками, пока он или она работает с красными. Или учащиеся могут выбрать последующую деятельность, соответствующую цвету светофора.
Вы также можете дать учащимся список ключевых понятий или тем в рамках содержания урока на данный момент и попросить их подумать над тем, где, по их мнению, их обучение безопасно (зеленый цвет), и где, по их мнению, им нужно сосредоточить свои усилия (желтый цвет). или красный). Светофоры также могут использоваться для взаимной оценки.
Одно слово предостережения : светофоры обеспечивают очень наглядный способ сообщить о ходе обучения. Учащиеся должны чувствовать себя в безопасности, чтобы делиться своими успехами в обучении с классом, не чувствуя угрозы своей самооценке и отношениям со сверстниками. Учителям, возможно, придется много работать, чтобы красный свет воспринимался положительно (как часть обучения и как возможность для дальнейшего обучения), а не отрицательно ассоциировался со способностями.
Похожая стратегия — «раскрашивание квадратов». Это метод самооценки, при котором учащиеся раскрашивают формулировки цели или разделы рубрики в соответствии с уровнем уверенности, которую они чувствуют в достижении этой цели.
- Парное оценивание
При парном оценивании учащиеся обмениваются парами и оценивают работу. Это может означать использование рубрики или применение критериев успеха к работе друг друга. Парное оценивание дает учащимся возможность отработать навыки оценивания и открывает диалог о цели оценивания, о том, какая информация полезна в качестве обратной связи от оценщика, а также для размышлений о критериях успеха и их значении. Эти обсуждения могут проходить между учащимися в парах или со всем классом после парного оценивания. Навыки объективности и оценки, развитые в процессе взаимного оценивания, могут помочь повысить качество самооценки учащихся. Учащимся могут быть даны сценарии и примеры для поддержки их оценок сверстников, или им могут быть предложены формулы для обеспечения обратной связи, такие как «две звезды и пожелание» (два положительных комментария и одно предложение по его улучшению), или одна конкретная вещь, которая соответствовала их требованиям. критерии и один вопрос. Для учащихся, которые очень уверенно дают и получают отзывы об улучшениях, рассмотрите «Таблицу четырех ошибок и исправлений»:
Неисправность | Исправление |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Расширением парной маркировки является групповая маркировка , где учащиеся объединяются в группы по четыре человека и оценивают работу друг друга, оставляя отзывы на стикерах. Заметки на стикерах сопоставляются (см. шаблон ниже), а учитель просматривает, модерирует и отвечает на отзывы (а не на исходную работу). Следующий шаблон называется «Принять или изменить?». Здесь учащийся просматривает и размышляет над отзывами, полученными от них, и решает, принять ли комментарии и внести изменения в свою работу или изменить комментарии и указать причины.
Принять или изменить? |
- DIRT (выделенное время для совершенствования и размышлений)
Это время урока, когда единственная цель для учащихся – прочитать и использовать полученные отзывы. Каждый учащийся должен иметь множество задокументированных отзывов (от себя, учителя и сверстников), на которые он может ответить. Возможно, вам захочется иногда предлагать отзывы о реакции учащихся на отзывы и об использовании времени DIRT.
Если вам понравился этот контент, рассмотрите возможность сделать благотворительное пожертвование.
Станьте сторонником всего за 1 доллар в неделю — это займет всего минуту и позволит нам продолжать предоставлять преподавателям бесплатный, качественный и независимый исследовательский контент.
Стать сторонником
Инструменты самооценки | Bryn Mawr College
Зачем использовать инструменты самооценкиИнструменты оценки — это один из способов узнать больше о себе. Хотя никакая оценка не дает точной формулы, персонализированные данные, которые предлагают инструменты, могут помочь вам определить и изучить ваши собственные предпочтения, поведение и стили. Вооружившись этой информацией, вы сможете включить свое обучение в будущие ситуации, будь то группы на занятиях, стажировки, стажировки, спортивные команды, будущие или текущие рабочие места или социальные ситуации. Кроме того, профессиональные сотрудники встретятся с вами, чтобы обсудить ваши результаты и продолжить ваше исследование и изучение себя, вашего стиля и ваших тенденций.
Как запросить доступОценки и интерпретации могут быть дорогими, но нынешние студенты Брин-Мор имеют доступ к этим инструментам самооценки бесплатно . Для Опросника сильного интереса и Индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI) консультант должен сначала рекомендовать эту оценку во время встречи. Нажмите здесь, чтобы записаться на прием.) Чтобы получить код для прохождения любого из приведенных ниже экзаменов, перейдите по следующей ссылке. После заполнения ссылки вы получите электронное письмо от Career Engagement, в котором будут содержаться подробные сведения и конкретные инструкции по прохождению выбранных вами оценок.
Инструменты оценки Career LeaderИнструмент CareerLeader представляет собой полностью интегрированный подход к самооценке деловой карьеры, основанный на предпосылке, что ваши интересы, мотиваторы и навыки будут способствовать успеху и удовлетворению вашей карьеры в будущем. Основанный на более чем 50-летнем коллективном опыте научных исследований и развития карьеры, CareerLeader был разработан для:
- Предоставления экспертной оценки вашего уникального набора деловых интересов, мотиваторов и навыков;
- Сопоставить вас с конкретными карьерами, связанными с бизнесом, по сравнению с их базой данных сотен тысяч бизнес-профессионалов и;
- Помочь вам понять, какие организационные культуры лучше всего подходят для вас.
Инструмент «Стили межличностного лидерства» (ILS) позволяет лучше понять значение разнообразия стилей и его влияние на ваше лидерство и лидерство других людей. Эта оценка исследует, как вы используете власть и как вы предпочитаете активность, генерируя данные, которые позволяют вам увидеть, где вы находитесь в диапазоне четырех областей, а также где вы находитесь с точки зрения 21 различных различных стилей лидерства.
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI)Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) позволяет определить основные предпочтения в четырех областях, включая то, как вам нравится взаимодействовать с миром, как вам нравится получать информацию, что вы считаете при принятии решений (люди или информация), и какую структуру вы предпочитаете при взаимодействии с внешним миром. Изучение этих областей с помощью этого инструмента будет генерировать данные, которые позволят вам увидеть, где вы находитесь в диапазоне 16 различных типов личности. (Примечание: для индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI) консультант по вопросам карьеры должен сначала рекомендовать эту оценку во время встречи. Нажмите здесь, чтобы записаться на прием).
StrengthsQuestИнструмент оценки StrengthsQuest позволяет лучше понять свои сильные стороны и научиться развивать свои таланты. На основе 40-летнего исследования человеческих сильных сторон было выявлено 34 различных темы. Эта оценка генерирует данные, которые позволяют вам определить пять ваших основных тем, и поставляется с отчетом, который предлагает идеи для действий, задание, которое поможет вам глубже изучить, и план действий, который поможет вам установить цели для того, чтобы наилучшим образом применить свои сильные стороны.
Опросник сильных интересовОпросник сильных интересов («Сильные») позволяет вам понять, как ваши разнообразные интересы (школьные предметы, хобби, досуг и т.