Самопознание 1 класс 4 урок – Урок по самопознанию 1 класс,Раздел-I (4 урок) » Мир учителя

Урок по самопознанию 1 класс,Раздел-I (4 урок) » Мир учителя

Урок 4

 

Я УЧЕНИК

 

Цель: формирование начальных представлений о понятиях «знание», «учение».

 

Задачи:

 

—           формировать представление об учебной деятельности и ее особенностях; познакомить с новым социальным статусом — «ученик»;

—        развивать познавательный интерес, уверенность в себе и своих способностях;

—        воспитывать стремление к достижению позитивных резуль­татов в учебной деятельности.

—         

Ресурсы: клубок ниток, ножницы, клей.

 

Круг радости

 

Учитель приглашает детей в общий круг и показывает разно­цветный клубочек. Он говорит, что этот клубочек не простой, а вол­шебный; его нельзя бросать, а нужно бережно передавать из рук в руки. Предлагает детям поиграть с волшебным клубком и рассказать о том, что с ними произошло хорошего в школе. Дети передают клубок, сопровождая маленькими рассказами. Например: «Меня зовут Артем, я сегодня получил пять звездочек на математике», «Я Карина, вчера я научилась писать букву У», «А я Жансик, я недавно помирился с другом»

и т.д. Когда все дети выскажутся, хором читается стихотворение О. Высотской «Школьники и школьницы!»:

 

Школьники и школьницы!                Шумом наполняется

Утро разгорается.                                  Улица-красавица,

К нам лучи осенние                               Школьники и школьницы

В комнату глядят.                                   Из дому спешат.

Чтение

Учитель читает стихотворение  Валентины Симирзиной:

В первый раз в первый класс               Много нас, много нас, —

Мы шагаем дружно!                              Нам учиться нужно!

 

Научиться считать И читать учебник, Чтобы смог каждый стать Умным, как волшебник!

Хороши карандаши, Чистые страницы!

Мы пришли, малыши, Чтобы здесь учиться!

Мы идем в первый класс Всей гурьбой веселой! Принимай, школа, нас! Здравствуй, здравствуй, школа!

 

Анализ произведения проводится по вопросам:

—        С кем сравнивает автор ученика? Почему?

—        Какое главное дело выполняют ученики в школе?

В результате дети осознают, что главное дело, которое выполняет ученик в школе, — учение. Это труд ученика. Его нужно выполнять добросовестно, терпеливо и с удовольствием. Учитель обращает вни­мание детей на сравнение ученика в стихотворении с волшебником, предлагает поразмышлять над этим.

Следующая далее в рубрике «Узнаем новое» учебная информация обобщает ответы учащихся.

 

Учебная информация

 

В школе дети учатся. Учиться — интересно!

Читая учебную информацию, учитель делает акцент на слове «интересно» и предлагает выполнить упражнение в тетради, которое проиллюстрирует данное утверждение.

 

Упражнение

 

Пофантазируйте и нарисуйте себя, своих друзей в школе на уроке или на перемене. Дети презентуют свои рисунки.

 

Задание

Учитель читает стихотворение Татьяны Пушкаревой и предлагает ответить на следующие вопросы: какие советы дает автор? Как надо себя вести в школе?

Когда вы приходите в школу, Немедленно, тут же начните с футбола, Пусть вместо мяча у вас будет портфель, А вместо ворот — наша школьная дверь. Затем хорошо бы немного подраться, Кого-то толкнуть и над ним посмеяться. Мелом на стуле соседа писать, Чем-нибудь грязным испачкать тетрадь. Когда же вы вволю навеселитесь, Спокойно на парту с ногами ложитесь, Ведь так хорошо на уроках поспать Или о чем-то своем помечтать.

Все школьные правила, описанные в стихотворении, на самом деле ими не являются. Это то, что, наоборот, нельзя делать в шко­ле. Задача учащихся — их исправить и назвать настоящие школь­ные правила.

Наедине с собой

Учитель предлагает детям сесть на ковер, закрыть глаза и представить под музыку, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как они. Он спускается с небес и щекочет щечки детей, целует глазки и прыгает на голову, путается в волосах, а потом спускается вниз (пауза). Он легкий-легкий, как пушинка (пауза).

Учитель предлагает взять его в руки и представить, как легкий ветерок подхватывает их и несет ввысь! Они поднимаются все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на них и улыбаются (пауза). Потом всем предлагается не спеша вернуться в свой класс и осторожно открыть глаза.

Обсуждение проводится по вопросам:

 

—  Понравилось ли вам наше путешествие?

—   Кто смог полетать? Как вы себя чувствовали?

—    

Творческая деятельность

Задание в рубрике «Наше творчество» предоставляет детям воз­можность выполнить аппликацию на тему «Наши школьные дела».

Для ее выполнения в тетради приготовлены рисунки. Дети выби­рают нужные, вырезают их и размещают по кругу-заготовке, он тоже расположен в тетради.

Потом проводится презентация работ.

 

Резюме

 

Обобщающим выводом урока послужит вывод рубрики «Добрые советы». Учитель читает его, обращаясь за пояснениями к детям:

Ребята, в школе нужно

—   соблюдать правила поведения;

—   быть добрыми и внимательными друг к другу;

—   стараться хорошо учиться.

worldofteacher.com

Конспекты уроков для 1 класса по предмету «Самопознание» по обновленной программе обучения

КСП по самопознанию в 1 классе

3 четверть 5 урок

Раздел III

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя:

Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Радуга настроения

Цель:

через раскрытие понятий «радость», «доброжелатель­ность», «отзывчивость» расширить представление учащихся о Внутреннем покое, как общечеловеческой ценности.

Задачи:

  1. Раскрыть значение умения видеть красоту в простом и обыденном.

  2. Развить стремление дарить тепло и доброту.

  3. Воспитать радость, доброжелательность, отзывчивость.

Ценность:

Внутренний покой.

Качества:

радость, доброжелательность, отзывчивость.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику и поприветствовать его, сопровождая слова

движениями (приветствие также можно пропеть):

– Доброе утро, Карина! (Улыбнуться и кивнуть головой).

– Доброе утро, Ольга Николаевна! (Улыбнуться и кивнуть головой).

После приветствий все вместе произносят слова:

– Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем опускают).

– Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают).

– Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают).

  1. Проверка домашнего задания

Читаем вместе

Утренние лучи

К. Ушинский

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсю­ду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жа­воронок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утрен­нем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе соч­ной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:

«Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лен­тяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», раскрывают значение ценности изучаемой на уроке.

Целью беседы является выявление первичных представлений учащихся о понятии совесть. Что для учащихся представляет со­бой проявление совести в поступках. Каждый ответ, данный уча­щимися, учитель должен внимательно выслушать. Важно обра­тить внимание на мнение каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. По­сле ответов учитель делает заключение.

  • Что радует человека в жизни?

  • Как солнышко радует нас?

  • Знаете ли вы таких людей, которых можно сравнить с солнышком? Почему их хочется так назвать?

  1. Позитивное высказывание (цитата)

Начало человечности — любовь и справедливость.

Данное высказывание рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, кото­рая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся данного высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этого высказы­вания?

  1. Рассказывание истории (беседа)

– Сегодня на уроке мне бы хотелось рассказать интересную историю.

В одном доме жили две девочки-подружки – Алена и Даша. Алена считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

– Вам помочь?

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая, как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.

  • Как вы считаете, какую из двух девочек можно считать по-настоящему красивой? Почему?

  • Попробуйте описать красивого человека из числа ваших родных, друзей или знакомых.

(Ответы учащихся)

5. Творческая деятельность, групповая работа

Задание 1 (выполняется в тетради).

Вместе с родителями составьте правила хорошего настрое­ния.

Задание 2.

Придумайте и разыграйте ситуации на тему: «Как поднять настроение окружающим вас людям, проявляя бескорыстную любовь?»

Остальные задания, предложенные в тетради ученика, мож­но рекомендовать в качестве домашней работы, а также для са­мостоятельного выполнения в классе.

6. Домашнее задание

в качестве опережающего до­машнего задания рекомендовано прочтение рассказа В. Осеевой «Обидчики».

Новая информация

Хорошее настроение — это проявление истинной радости.

Человек испытывает истинную радость от бескорыстного служения, бескорыстной помощи.

Истинная радость хранится в сердце. Лучшее украшение жизни — отличное настроение.

7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Подводя итоги урока, учитель предлагает детям исполнить пес­ню на слова JI. Годзинской «Дружба». Песня исполняется хором. Важно, чтобы учитель исполнял песню совместно с учащимися.

Дружба

Сл. JI. Годзинской

Если друг не смеётся — ты включи ему солнце.

Ты включи ему звёзды — это просто.

Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,

Все грустинки и слёзы — это просто.

Воскресенье, суббота — дружба это не работа, Дружба — это не работа.

Припев:

Есть друзья, а для них,

У друзей нет выходных.

Есть друзья, а для них,

У друзей нет выходных.

Если свалится счастье — подели его на части,

И раздай всем друзьям — это просто.

А когда будет надо — все друзья будут рядом, Чтоб включить тебе солнце или звёзды. Воскресенье, суббота — дружба это не работа, Дружба — это не работа.

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

1.Стиль учителя:

2.Дисциплина на уроке:

3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:

4.Творческий подход учителя:

5.Ведение рабочих тетрадей:

infourok.ru

Рабочая программа на тему: Программа по внеурочной деятельности «Уроки самопознания» для обучающихся 1-4 классов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:»Модель организации внеурочной деятельности и программы воспитания обучающихся в процессе реализации ФГОСТ.»

Школа в процессе модернизации.Основные направления воспитания в рамках реализации стандартов нового поколения. Внеурочные занятия.  Программы воспитания обучающихся: «Шахматы»и тд….Пояснительна…

Комплексная программа организации внеурочной деятельности «Мир детства» для обучающихся начальных классов

Цель программы: создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственны…

Программа внеурочной деятельности «кадетский час» (для обучающихся кадетских классов)

В МОУ СОШ №12 г Волгограда насчитывается 14 общеобразовательных классов, из них  4 класса, реализуют кадетское направление (1б, 2б, 3б, 4а)1б – прокадеты — казаки; 2б,3б —  вицекадеты-…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4  классов…

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся  1 класса. НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество. ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА…

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшбный карандаш» для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной …

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшбный карандаш» для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной …

nsportal.ru

Урок по самопознанию на тему: «Я ученик» (1 класс)

Тема: «Я ученик» 
Ценность: истина 
Качества: отличать хорошее от плохого, уверенность в себе, видеть во всем хорошее. 
Цель: формирование начальных представлений о понятиях «знание», «учение» 
Задачи: 
— формировать представление об учебной деятельности и ее особенностях; познакомить с новым социальным статусом – «ученик»; 
— развивать познавательный интерес, уверенность в себе и своих способностях; 
— воспитывать стремление к достижению позитивных результатов в учебной деятельности. 
Ход урока: 
1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада встретиться с вами. А теперь сядьте удобно, руки не скрещивайте, закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться.

Позитивный настрой.

Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты)

Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время.

А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

2.Проверка домашнего задания.

— Ребята, дома вы выполнили аппликацию на тему «Здравствуйте, это Я!». Выполняли вы аппликацию при помощи рисунков и фотографий. А теперь, пожалуйста, расскажите о себе, своих увлечениях, достижениях, интересных событиях из жизни. 
3. Позитивное высказывание (цитата). 
Учение – источник знания, 
Знания – свет жизни. 
(Казахская пословица) 
— Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Да, эта пословица помогает нам осознать значимость в жизни человека учения и знаний, которые рассматриваются как источник света, озаряющий жизнь успехом, счастьем и благополучием. 
3. Подарок учителя.

Учитель пересказывает рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу» и анализирует произведение с учащимися по вопросам.

Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила:

Витя поднял руку и сказал:

Наташа встала и сказала:

Юра сказал:

  • Чтобы научиться считать.

  • Молодцы, все ответили правильно, — похвалила учительница.

Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери.

  • А мне не нужно ходить в школу. Я уже умею читать, писать и считать.

  • Это хорошо, — сказала учительница. — Но мне кажется, ты еще не все знаешь. Например, где живут пингвины? Почему листья зеленые? Почему светятся звезды?

  • А разве всему этому учат в школе? — спросила Маша.

  • Конечно. И многому другому. Ну как, остаешься?

— Остаюсь, — сказала Маша и села за парту.

Анализ произведения проводится:

— Ребята, скажите, пожалуйста, почему Маша хотела уйти из школы?

Почему она передумала и всё — таки решила остаться?

А зачем вы пришли в школу?

— Как вы думаете, для чего человеку нужны знания?

— Ребята, теперь вы стали учениками. А ученики ходят в школу, чтобы узна­вать много нового и интересного.

— Подумайте и скажите, пожалуйста, а какие именно знания вы будете получать в школе?

Например, математические (научитесь считать) или музыкальные (выучите много песен).

4. Творческая деятельность. 

— Ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вспомните, пожалуйста, свой первый день в школе и расскажите о нём. С какими чувствами вы пришли в школу, как встретила вас школа, какое сложилось о школе впечатление.

— А теперь откройте, пожалуйста, тетрадь по самопознанию на стр. 9 и выполните рисунок к своему рассказу (задание 1).
5.Групповое пение.

А теперь , ребята, я предлагаю вам спеть песню Константина Ибряева «Учиться надо весело!» 

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний

Шагайте смелей!

Чудесные встречи

И добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка

В пути нам пригодится.

Учиться надо весело!

Учиться будем весело

Чтоб хорошо учиться!

6.Домашнее задание.

— Выполните в тетради по самопознанию задание 3 на стр. 12. Выполняя задание, подумайте: «Став учениками, что вы можете делать и что должны выполнять?»

7.Заключительная минута урока. 
Предлагаю вам повернуться к своему соседу и подарить улыбку, чтобы человек, получивший ваш подарок стал, хоть на крошечку счастливее.

infourok.ru

Урок по самопознании на тему «Быть честным» (1 класс)

План урока «Самопознание»

Школа Бейсхазретская основная школа. Дата______№ 19 Тема: Быть честными.

Ценность Истина

Качества Говорить правду, говорить только хорошее, быть честным с самим собой и с другими.

Педагог Попович Л.В. Класс 1

Кол-во учащихся 3

Цель: расширять представления о понятиях

«честность», «честный человек» через общечеловеческую ценность – истина.

Задачи:

— раскрыть смысл понятия «правдивость», «честный человек»;

— развивать стремление быть честным с самим собой

и окружающими людьми;

— воспитывать честное и доброжелательное

отношение к окружающим.

Ресурсы:

Спокойная музыка для минутки тишины; фонограмма песни «Дорога добра»

Ход урока:

1. Оргмомент. Позитивный настрой (мысленная прогулка в лес)

— Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.

Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступите на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат.

Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света в тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые нас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу.

А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности.

Откройте глаза и улыбнитесь.

2. Проверка домашнего задания.

На дом было задано выучить стихотворение Н. Коваленко

«Дом»

Дети читают стихотворение наизусть.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое родной дом?

  2. За что вы любите свой дом?

  3. Что вы делаете для того, чтобы дома было хорошо?

Дом человека – это место, где живут близкие ему люди. Хорошо, когда в доме все заботятся друг о друге.

Примечания

Звучит тихая, спокойная музыка.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

А теперь послушайте стихотворение Б.Искакова:

Быть честным не просто-

Любому известно.

Но я постараюсь

Жить только честно

Сегодня на уроке мы будем говорить о честности.

Вопросы для обсуждения:

1. Что значит для вас быть честным?

2. Почему людям нужно всегда говорить правду?

3. Какого человека мы можем назвать честным человеком?

4. А вы стараетесь жить честно?

5. Расскажите о том, когда вам было трудно, но вы все равно сказали правду?

Честность – это умение говорить правду.

Самая неприятная правда лучше всякой лжи, какой бы приятной она ни была

4. Рассказывание истории (беседа).

Обманщику верить нельзя.

(Казахская сказка)

Однажды ворона позвала многих птиц к себе в гости в лес.

-Сама встречу,- уверяла она. –В моем гнездышке есть разные вкусные кушанья…

Птицы прилетели к ее гнезду, а хозяйки не оказалось дома. Они поняли, что их обманули, и обиженные улетели к себе домой.

В следующий раз ворона снова начала их приглашать в гости:

— Дорогие подруги! Завтра у моего птенца день рождения. Приходите, пожалуйста, на именины и отведайте угощения.

Но ни одна птица не откликнулась на приглашение вороны. Напрасно она прождала целый день.

«Почему же они не пришли? Почему обиделись? Может, потому, что я их обманула? – думала ворона. – недаром же говорят: обманщику верить нельзя».

Вопросы для обсуждения:

  1. О чем нам рассказала сказка?

  2. Красиво ли поступила ворона, не встретив гостей в первый раз?

  3. Почему вы так думаете?

  4. Почему птицы не пришли к вороне на день рождения птенца?

  5. Что бы вы посоветовали вороне, чтобы вернуть доверие друзей?

— Обманул один раз, не жди, что поверят во второй.

5. Творческая деятельность, групповая работа.

Игра «Честные герои сказок»

— придумайте сценки (сказки наоборот) о том, как те или иные сказочные герои проявляли честность, доброту.

Например: Волк помог Красной Шапочке донести корзинку с гостинцами и они вместе с бабушкой пили чай с пирожками.

— В любых ситуациях можно поступать честно, не прибегая к обману. Человек, поступающий честно, достоин уважения.

  1. Домашнее задание.

Рассмотрите рисунки. (стр. 79) Персонажи каких сказок изображены на них? Кто из сказочных героев поступал нечестно? Дайте им советы.

  1. Групповое пение.

«Дорога добра» Ю. Энтин

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою Добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведет себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди дорогою Добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что это жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди дорогою Добра!

7. Заключительная минута тишины.

— Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на уроке, все добрые дела о которых говорилось, поместите эту доброту в свое сердце и помните, что всегда надо говорить правду.

infourok.ru

Урок по самопознанию 1 класс,Раздел-I (1-урок) » Мир учителя

Урок 1

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!

Цель: формирование позитивного образа собственного «Я» — интереса к самому себе, своему внутреннему миру.

 

Задачи:

—      дать представление об индивидуальности человека и его общности с другими людьми;

—        способствовать стремлению к самовыражению своего личност­ного «Я» и осознанию принадлежности к окружающему миру;

—       воспитывать чувство комфортности в ученическом коллективе.

—        

Ресурсы: краски, баночки с водой, губка.

 

Круг радости

 

Учитель начинает урок с чтения стихотворения Татьяны Лавровой «Здравствуйте!», устанавливая доброжелательные отно­шения между детьми:

Здравствуйте, я говорю вам здравствуйте!

Доброго здоровья, люди, вам!

Каждый день и час желаю — здравствуйте!

Я для вас тепло души отдам.

Здравствуйте, я говорю вам здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы и просто здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

 

После чтения обращается внимание на то, что выражение доброжелательности через произнесение слов-приветствий пока­зывает детям, что их любят. И они, проникаясь этой искренней симпатией, сами стремятся радовать добрыми словами окружаю­щих.

Учитель рассказывает детям, что уроки самопознания будут начи­наться с совместного Круга радости, на котором все, взявшись за руки, будут приветствовать друг друга тепло и с любовью.

Затем он приглашает детей в такой круг и предлагает поздоро­ваться друг с другом с помощью ладошек. Каждый из детей делает хлопок, прикасается к ладоням своего соседа слева или справа и го­ворит: «Здравствуй, это Я … (называет свое имя)!».

Учитель объявляет, что урок самопознания посвящается зна­комству друг с другом и с самим собой.

 

Игра

 

Данная игра, которая называется «Мы похожи», показывает детям, по каким признакам их можно объединить в группу, в чем они похожи друг на друга.

Для этого учитель называет характеристики и просит ребят объ­единиться по общим признакам, если они ими обладают. Например: кто любит мороженое? Кому исполнилось 6 лет? У кого есть брат или сестра? Кого можно назвать честным человеком?

Способы объединения могут быть разными: взяться за руки, обняться, встать рядом, выстроиться в шеренгу или коснуться руками чего-нибудь.

 

Чтение

 

Учитель читает стихотворение Анатолия Алексина «На свете все на все похоже», которое продолжает тему общности людей, их объ­единения на основе общих признаков — внешности (цвет волос, глаз, рост…), возраста, пола, национальности, особенностей характера, качеств, деятельности и общения, культуры и образа жизни. Основной вывод, который делают дети, прослушав стихотворение и ответив на вопросы, — все люди в чем-то похожи друг на друга.

На свете все

На все похоже,

Змея —

На ремешок из кожи,

Луна —

на круглый глаз огромный,

Журавль —

На тощий кран подъемный,

Кот полосатый –

На пижаму,

Я — на тебя,

А ты — на маму.

 

Вопросы для анализа:

—        О чем вы. узнали из стихотворения?

—        На кого вы похожи?

Упражнение

Обведите свою ладошку карандашом или фломастером. Используя промоченную в краске губку, оставьте отпечатки своих пальцев на нарисованной ладони.

Сравните свои отпечатки с отпечатками одноклассников.

—        Чем отличаются ваши отпечатки от других?

—        Что вы узнали о себе, выполняя это упражнение?

Учитель предлагает детям в Тетради выполнить упражнение, при помощи которого подводит их к мысли, что в жизни очень редко

 

встречаются два абсолютно одинаковых человека. И все, хоть и называются словами «люди», «дети», «первоклассники», «мальчики», «девочки»…, в чем-то друг на друга не похожи. Люди все разные.

Задание

Выполняя задание в учебнике, дети определяют признаки, отли­чающие людей. Для этого они сравнивают изображения детей на ри­сунке, находя между ними сходство и различие: в росте, телосложении (фигуре), цвете волос, глаз, поле, национальности, настроении.

>В следующем после задания вопросе детям предлагается провести практическое исследование и определить, чем они отличаются от своих одноклассников, а что их объединяет, является общим.

Игра

Детям предлагается игра «Мы похожи — мы отличаемся», которая позволяет им на основе собственного опыта выявить сходства и различия между людьми, приводя к пониманию того, что каждому человеку присущи свои черты лица, цвет кожи и волос. Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, отличаю­щимся от других, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.

Учитель приглашает двух участников и, обращая внимание на их внешность, предлагает группе найти у них 3-5 сходных и 3-5 раз­личных качеств.

Например, Амир и Костя — мальчики, одинакового роста, с темными волосами, но Амир — казах, а Костя-русский, у нихразного цвета глаза, у Амира прямые волосы, а у Кости вьющиеся и т. д.

Цитата урока

Один человек отличается от другого, как виноград от урюка.

(Арабская пословица)

Учитель приглашает учащихся к размышлению над смыслом пословицы, предоставляя возможность высказать всем желающим свою точку зрения, которая так или иначе раскрывает следующее: у каждого человека своя внешность, свои вкусы, интересы и привязан­ности, свой характер и способности. Каждый из нас интересный и красивый человек, не похожий ни на кого другого.

Разминка

Это важный элемент урока, который позволяет снять психологи­ческое и физическое напряжение и стимулировать учащихся на следующую деятельность, способствует сохранению хорошего настроения, развивает внимание. Учитель предлагает игру «Зер­кало».

Дети делятся на пары и встают друг против друга.

worldofteacher.com

Урок № 1-2 по самопознанию 1 класс

Цель: формирование начальных представлений о понятиях «честность», «честный человек» через практику праведного поведения.

Задачи:

— раскрыть смысл понятия «честность»;

— развивать стремление быть честным с самим собой и окружающими людьми, говорить правду;

— воспитывать честное и доброжелательное отношение к окружающим.

Ресурсы:(материалы,источники), минус песни, мелодия для позитивного настроя «Звуки дождя». Музыкальная композиция

«Одинокий пастух»

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Концентрация на свете.

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

  1. Рассказывание истории (беседа).

Читаем рассказ «Честный мальчик»

Корейская народная сказка

– Как честные поступки влияют на человека?

— Почему честному человеку легче жить?

— Хотелось бы вам дружить с человеком, который всегда поступает честно?

  1. Заключительная минута тишины.

Ребята, сядьте правильно, закройте глаза. Спасибо вам за то, что вы замечаете хорошее, говорите о хорошем. Откройте глаза!

До свидания!

Музыкальная композиция

«Одинокий пастух»

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о