Конспект урока по самопознанию для 11 класса «На пути к совершенству»
Раздел 1 «Быть человеком».
Тема: «На пути к совершенству» 1
Дата проведения: ________________ Класс: 11
Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителе нравственных качеств. Задачи:
содействовать совершенствованию внутреннего мира;
развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;
воспитывать стремление обогащать, развивать свой внутренний мир.
Способствовать развитию интереса учащихся к урокам «Самопознание».
Способствовать развитию мышления, внимания и памяти учащихся.
Ход урока:
1. «Круг радости»: «Общение без слов»
Цель: фиксация внимания на чувствах, возникающих в результате прикосновений, физического контакта с партнером.
Задание: с помощью невербальных средств выразить чувства по отношению к партнеру, дать возможность почувствовать больше доверия к людям, участвующим в тренинге.
Инструкция: упражнение выполняется молча. Необходимо встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаться по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий дает команды: закрыть глаза и поздороваться с помощью рук; открыть глаза и двигаться дальше; положить руки на плечи друг другу и посмотреть в течение минуты в глаза партнеру, улыбнуться, опустить руки и начинать двигаться дальше; выразить поддержку партнеру с помощью рук.
Анализ упражнения:
1. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
2. Во время общения вам хотелось сократить или, наоборот, продолжить контакт?
3. Испытывали ли вы во время контакта «флюидные излучения партнера»?
4. В чем они выражались?
2. Цитата урока: «Пока человек существует, он будет себя открывать.» (Евгений Богат)
3.Проверка домашнего задания. Выбрать из предложенных афоризмов о жизни понравившиеся, объяснить свой выбор.
4.Чтение. Учебник «Самопознание» с.5-10. Ответить на вопросы.
Назовите людей, которых вы считаете оригинальными и выдающимися личностями. Это могут быть исторические деятели, ученые, политики, актеры, писатели, художники, литературные герои. Расскажите, в чем проявляется их оригинальность?
Что такое «индивидуальность человека»?
Какие факторы влияют на формирование индивидуальности человека?
Прослушивание музыки Моцарта.
5.Объяснение учителя. Все люди в чем-то похожи друг на друга. Однако никто не является обезличенным «человеком вообще». Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его индивидуальность. Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным и исключительным. Каждый человек неповторим!
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, способности, жизненный опыт).
Словосочетание «яркая индивидуальность» говорит о наличии значительного числа специфических качеств у человека.
— Расскажите, что вас удивляет в других людях. Как вы думаете, может быть, все-таки есть какие-нибудь мерки для измерения неординарности человека, его неповторимости?
6.Тест «Неужели вы часть толпы?»
7.Чтение. Учебник «Самопознание» с.11-12.
Уникальный — это означает единственный в своем роде, неповторимый…
Уникальными могут быть и вещи, которые нас окружают и что-то значат для нас. И люди тоже становятся для нас уникальными теми чувствами, которые они у нас вызывают. Так мы находим друзей, а может быть, и любимых. С этой точки зрения каждый из них для кого-то чем-то уникален. В этом смысле я бы дал даже второе определение уникальности. Уникальность — это то, что нас по-хорошему удивляет…
Уникальность подразумевает отсутствие мерки для сравнения. Ее просто нет. Осознать чью-то уникальность — это и означает принять все таким, какое оно есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Завершите предложение: «Быть уникальным человеком — это значит…». Проанализируйте, в какой мере вы сами отвечаете названным признакам.
Каждый человек несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.
Нет полностью хороших и полностью плохих людей. Каждый человек в определенной пропорции составляет смесь качеств, которые в обществе считаются плохими или хорошими. Человек всегда стремится к изменениям своего характера, к совершенствованию его…
В понятиях ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ зафиксированы разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее особенность в глазах других людей. Об индивидуальности говорят, что она «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
1. Для чего человеку нужно учиться познавать себя?
2. Какими способами человек познает себя?
3. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
4. В процессе самопознания происходит личностный рост человека. Что это такое?
Под личностным ростом с одной стороны понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости: детство, отрочество, юность, зрелость и старость, с другой стороны — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.
Расставьте слова в порядке их значимости для раскрытия личностного роста. Объясните эту закономерность.
Личность, самопознание, развитие, личностный рост, изменение, самоактуализация, прогнозирование, человек, индивидуальность, инсайт (понимание, озарение, внезапная догадка, это ключ, открывающий двери в ваше «Я»), самореализация.
8.Тест: «Каким человеком я сам себя считаю».
9.Вывод учителя: Каждый человек — отдельный мир, он хранит в себе великое множество загадок. Постичь тайны в самом себе, познать себя — вот первые шаги на пути к самосовершенствованию. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, ведет к гармонии с собой и миром, раскрывает потенциалы развития личности.
10.Домашнее задание: Продолжите фразу: «Человек познает себя, чтобы…»
Учитель: Трайбер Е.А.
Проверил:
Групповая работа в классе: Типы малых групп | Center for Teaching Excellence
Один из способов изменить темп занятий в классе — это выполнить задание в небольшой группе. Но какой тип малой группы следует использовать? Это зависит от размера вашего класса, времени, которое у вас есть, физических особенностей класса и характера группового задания. Вот несколько вариантов, которые вы можете попробовать. Обратитесь к совету Центра педагогического мастерства «Групповая работа в классе: задания в малых группах» для получения идей для заданий.
Группы Buzz
- Размер класса : любой
- Временные рамки : 3-10 минут
- Настройка: без ограничений
- Цель : генерировать идеи/ответы, повторно стимулировать интерес учащихся, оценивать понимание учащихся
Описание : В этих группах учащиеся участвуют в коротких неформальных дискуссиях, часто в ответ на конкретное начало предложения или вопрос. В переходный момент в классе попросите учеников обратиться к 1-3 соседям, чтобы обсудить любые трудности в понимании, ответить на заранее подготовленный вопрос, дать определение или привести примеры ключевых понятий или порассуждать о том, что произойдет дальше в классе. Лучшие обсуждения — это те, в которых студенты выносят суждения об относительных достоинствах, актуальности или полезности того или иного аспекта лекции (Brookfield & Preskill, 19).99). Примеры вопросов включают: «Какое самое спорное утверждение вы слышали на сегодняшней лекции?» или «Какое самое неподтвержденное утверждение вы услышали сегодня на лекции?» Снова соберитесь всем классом и проведите общую дискуссию, в ходе которой учащиеся поделятся идеями или вопросами, возникшими в их подгруппах.
Комментарии: Этот метод очень гибкий: его легко реализовать в классе любого размера и в большинстве аудиторий, даже в самом формально организованном лекционном зале. Подумайте, как вернуть внимание большой группы: выключение и включение света — один из простых, но эффективных способов.
Обмен мыслями
- Размер класса : любой
- Срок: 5-10 минут
- Настройка: без ограничений
- Цель : генерировать идеи, повышать уверенность учащихся в своих ответах, поощрять широкое участие в пленарном заседании
Описание: Эта стратегия состоит из трех шагов. Во-первых, учащиеся индивидуально обдумывают конкретный вопрос или сценарий. Затем они объединяются в пары, чтобы обсудить и сравнить свои идеи. Наконец, им предоставляется возможность поделиться своими идеями в ходе обсуждения в большом классе.
Комментарии: Обмен мыслями заставляет всех учащихся попытаться дать первоначальный ответ на вопрос, который они затем могут уточнить и расширить по мере совместной работы. Это также дает им возможность проверить свои идеи в небольшой группе, прежде чем рассказать о них большой группе, что может помочь застенчивым учащимся чувствовать себя более уверенно при участии.
Круг голосов
- Размер класса : любой
- Срок: 10-20 минут
- Установка: предпочтительно передвижные стулья
- Цель: генерировать идеи, развивать навыки слушания, вовлекать всех учащихся, выравнивать среду обучения
Описание: В этом методе студенты по очереди говорят. Учащиеся образуют круги по четыре-пять человек. Дайте учащимся тему и дайте им несколько минут, чтобы обдумать ее. Затем начинается обсуждение, и у каждого учащегося есть до трех минут (или выбрать другую продолжительность) непрерывного времени для выступления. В это время никому больше не разрешается ничего говорить. После того, как все выступят один раз, откройте слово внутри подгруппы для общего обсуждения. Укажите, что учащиеся должны основываться только на том, что сказал кто-то другой, а не на своих собственных идеях; также в этот момент им не следует предлагать новые идеи (Brookfield & Preskill, 1999).
Комментарии: Некоторые застенчивые ученики могут чувствовать себя неловко, когда им приходится говорить. Уменьшите их страх, сделав тему конкретной и актуальной или предоставив каждому человеку подходящую цитату для разговора. Разновидность этого метода, которая побуждает студентов более внимательно слушать друг друга, включает в себя требование, чтобы каждый человек начал с перефразирования комментариев предыдущего студента или с демонстрации того, как его или ее замечания связаны с комментариями предыдущего студента. Для этого варианта учащимся потребуется меньше времени на подготовку до начала «круга», но им может потребоваться больше времени между выступающими.
Чередующиеся тройки
- Размер класса: 15-30
- Временные рамки: 10 или более минут
- Обстановка: достаточно места, удобные передвижные сиденья (могут стоять) Цель: познакомить учащихся со сверстниками, генерировать идеи
Описание: В этой стратегии учащиеся обсуждают вопросы со многими одноклассниками по очереди. Заранее подготовьте вопросы для обсуждения. В классе учащиеся образуют трио, группы располагаются в форме большого круга или квадрата. Задайте учащимся вопрос и предложите каждому по очереди ответить на него. По прошествии подходящего периода времени попросите трио присвоить 0, 1 или 2 каждому из его членов. Затем направьте №1 на вращение одного трио по часовой стрелке, №2 на два трио по часовой стрелке, а №0 на то же место; результатом будут совершенно новые трио. Теперь представьте новый, немного более сложный вопрос. Чередуйте тройки и вводите новые вопросы столько раз, сколько хотите (Зильберман, 19 лет).96).
Комментарии : Этот тип группы может состоять из пар или четверок и подходит для большинства предметов, включая вычислительные вопросы. Однако это было бы трудно реализовать в большом классе.
Группы снежков/пирамиды
- Размер класса: 12-50
- Временные рамки: 15-20 минут, в зависимости от того, сколько раз группы «снежный ком»
- Настройка: требуется подвижное сиденье
- Цель: генерировать проверенные идеи, сужать тему, развивать навыки принятия решений
D описание: Этот метод предполагает прогрессивное дублирование: учащиеся сначала работают в одиночку, затем в парах, затем вчетвером и так далее. В большинстве случаев после работы вчетвером студенты собираются на пленарное заседание, на котором обобщаются их выводы или решения. Обеспечьте последовательность все более сложных заданий, чтобы учащимся не надоело повторяющееся обсуждение на нескольких этапах. Например, попросите учащихся записать несколько вопросов, относящихся к теме урока. В парах учащиеся пытаются ответить на вопросы друг друга. Пары объединяются в четверки и определяют, в зависимости от темы, либо оставшиеся без ответа вопросы, либо области разногласий, либо соответствующие принципы, основанные на их предыдущих обсуждениях. Вернувшись в группу большого класса, один представитель от каждой группы сообщает о выводах группы (Habeshaw et al, 19).84; Жак, 2000).
Комментарии: Этот метод требует времени для развертывания, поэтому его следует использовать только тогда, когда обсуждаемые концепции требуют времени. Кроме того, в зависимости от количества отведенного времени, студенты могут чувствовать, что некоторые нюансы их обсуждений теряются.
Головоломка
- Размер класса: 10-50
- Временные рамки: 20 или более минут
- Настройка: требуется подвижное сиденье, желательно много места
- Цель : углубленное изучение концепций, развитие командной работы, обучение студентов
Описание: Эта стратегия предполагает, что учащиеся становятся «экспертами» в одном аспекте темы, а затем делятся своим опытом с другими. Разделите тему на несколько составных частей («кусочки-головоломки»). Сформируйте подгруппы по 3-5 человек и назначьте каждой подгруппе отдельный «кусок» темы (или, если класс большой, назначьте две или более подгруппы на каждую подтему). Задача каждой группы состоит в том, чтобы развить экспертные знания по своей конкретной подтеме путем мозгового штурма, разработки идей и, если позволяет время, исследования. Как только учащиеся станут экспертами в определенной подтеме, перетасуйте группы так, чтобы члены каждой новой группы имели разные области знаний.
Затем учащиеся по очереди делятся своим опытом с другими членами группы, тем самым создавая завершенную «головоломку» со знаниями по основной теме (см. Зильберман, 19).96). Удобный способ распределить разные области знаний — раздать раздаточные материалы разного цвета. На первом этапе групповой работы группы формируются из учащихся одного цвета раздаточного материала; для второго этапа каждый член вновь сформированной группы должен иметь раздаточный материал разного цвета.Комментарии: Пазл помогает избежать утомительных пленарных заседаний, так как большая часть информации распределяется в небольших группах. Этот метод можно расширить, если учащиеся сначала приобретут знания по своим подтемам посредством независимых исследований вне класса. Затем, когда они встречаются с теми, у кого есть такая же подтема, они могут уточнить и расширить свой опыт, прежде чем переходить в новую группу. Одним из потенциальных недостатков является то, что учащиеся слышат мнение только одной группы по определенной теме и не получают такой пользы от понимания всего класса; Чтобы решить эту проблему, вы можете собрать письменный отчет о работе каждой группы и создать мастер-документ — действительно полную головоломку — по теме.
Аквариум
- C размер девочки: 10-50
- Временные рамки: 15 или более минут
- Комплектация: подвижное сиденье и желательно много места; при необходимости внутренняя группа должна стоять/сидеть перед лекционным залом, а внешняя группа сидеть на обычных местах в лекционном зале
- Цель : наблюдение за групповым взаимодействием, предоставление реальных иллюстраций концепций, предоставление возможности для анализа
Описание: В этом методе одна группа наблюдает за другой группой. Первая группа образует круг и либо обсуждает проблему или тему, либо разыгрывает ролевую игру, либо разыгрывает короткую драму. Вторая группа образует круг вокруг внутренней группы. В зависимости от задачи внутренней группы и контекста вашего курса внешняя группа может искать темы, закономерности, обоснованность аргументов и т. д. в обсуждении внутренней группы, анализировать функционирование внутренней группы как группы или просто наблюдать и комментировать.
Комментарии: Имейте в виду, что членам внешней группы может стать скучно, если их задача недостаточно сложна. Вы можете попросить группы поменяться местами и ролями, чтобы помочь с этим. Также обратите внимание, что внутренняя группа может чувствовать себя подавленной наблюдателями; смягчите эту озабоченность, пригласив добровольцев для участия во внутреннем круге или указав, что у каждого учащегося будет возможность быть членами как внутренней, так и внешней группы. Хотя этот метод проще всего реализовать в небольших классах, вы также можете расширить его, чтобы одновременно возникало несколько «аквариумов».
Учебные группы
- Размер класса : любой
- Период времени : любой
- Настройка: без ограничений
- Цель: укреплять отношения между учащимися, повышать уверенность в участии
Описание: В этом типе групп студенты делятся на группы в начале семестра. Если вы хотите включить в свой класс обсуждение в малых группах или командную работу, вы направляете учащихся в эти группы длительного обучения. Хорошо работают группы по четыре человека, потому что каждую четверку можно разделить на пары в зависимости от деятельности.
Комментарии: Учащиеся знакомятся с небольшим числом своих одноклассников в течение семестра и могут приходить, чтобы увидеть своих товарищей по команде в качестве партнеров по учебе даже за пределами класса. Использование учебных групп избавляет от необходимости организовывать учащихся в группы каждый раз, когда вы хотите использовать групповую работу. Однако, поскольку учащиеся будут работать друг с другом в течение длительного периода времени, будьте очень осторожны при распределении их по группам. Попросите учащихся представить карточки с данными о себе в начале семестра, возможно, даже заполнив краткую личностную инвентаризацию. Вы можете также попросить их назвать имена двух-трех одноклассников, с которыми они хотели бы и не хотели бы работать.
Служба поддержки
Если вам нужна помощь в применении этих советов к вашему собственному обучению, сотрудники CTE всегда готовы помочь. Просмотрите страницу поддержки CTE, чтобы найти наиболее подходящего сотрудника, с которым можно связаться.
Ссылки
- Брукфилд, С.Д., и Прескилл, С. (1999). Дискуссия как способ обучения: инструменты и методы для демократичных классов . Сан-Франциско: Издательство Джосси-Басс.
- Хабешоу, С., Хабешоу, Т., и Гиббс, Г. (1984). 53 интересных занятия на ваших семинарах и уроках. Бристоль: ООО «Технические и образовательные услуги»
- Жак, Д. (2000). Обучение в группах: Пособие по улучшению групповой работы, 3-е изд. Лондон: Коган Пейдж.
- Джонсон, Д. В., Джонсон, Р. Т., и Смит, К. А. (1991). Совместное обучение: повышение учебной продуктивности преподавателей колледжей. ASHE-ERIC Отчет о высшем образовании №4. Вашингтон, округ Колумбия: Школа образования и человеческого развития Университета Джорджа Вашингтона.
- Гонка, П. (2000). 500 советов по групповому обучению. Лондон: Коган Пейдж.
- Зильберман, М. (1996). Активное обучение: 101 стратегия преподавания любого предмета. Бостон: Аллин и Бэкон.
- Славин, Р. Э. (1995). Совместное обучение: теория, исследования и практика, 2-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Эта лицензия Creative Commons позволяет другим микшировать, настраивать и использовать нашу работу в некоммерческих целях при условии, что они ссылаются на нас и указывают, были ли внесены изменения. Используйте этот формат цитирования: Групповая работа в классе: типы малых групп. Центр педагогического мастерства Университета Ватерлоо .
Преподавание глобальной гражданственности в классе
Автор: Энн Мари Бордерс
Опубликовано: 27 сентября 2018 г.
Наш мир становится все более сложным и запутанным — люди никогда не были более связаны и взаимозависимы. Эти изменения воплотили в жизнь концепцию глобального гражданства или идею о том, что мы являемся единым глобальным сообществом, и поэтому наш выбор и действия могут влиять на людей и сообщества на местном, национальном или даже международном уровне.
Глобальное гражданство воспитывает уважение и терпимость к другим, глобальное понимание и сопереживание. Даже если ваш класс или округ не очень разнообразны, есть способы привнести глобальную перспективу и продемонстрировать глобальную гражданственность.
Используйте следующую тактику, чтобы сделать своих учеников гражданами мира:
Расширьте возможности своих учеников как лидеров и учителей.
Вместо того, чтобы просто рассказывать о разных культурах, дайте своим ученикам возможность рассказать другим о своей собственной культуре и взглядах. Они знают истории. Они знают песни. Они могут преподавать алфавит своего языка в классе.
Напомните своим ученикам, что граждане всего мира учат, слушают и учатся друг у друга.
Включите глобальные истории в свою учебную программу.
Используйте свои планы уроков, чтобы представить глобальные перспективы через выбранную вами литературу. Для младших школьников Что значит быть глобальным? от Раны ДиОрио учит детей тому, как важно знакомиться с другими традициями, ценить разнообразие и открывать свой разум для новых возможностей.
Для учащихся средних и старших классов, «Бегущий за ветром » Халеда Хоссейни основан на реальной афганской истории и рассказывает о вымышленном путешествии по жизни и опыту афганского мальчика.
Организуйте друзей по переписке для своего класса.
Предложите своим ученикам общаться с представителями другой культуры через друзей по переписке. Общение один на один с кем-то их возраста из другой культуры может развить сострадание и понимание других ценностей.
Подать заявку на гранты.
Я получил гранты, такие как грант Фулбрайта, которые позволили мне путешествовать в другие страны и делиться информацией со своими студентами. После путешествия в Японию и Китай я интегрировал культуру (в формах песен, танцев, еды, книг, истории и т. д.) за восьминедельный период. Я привез на память из поездки, чтобы поделиться со своими учениками. Отличное место для начала — подать заявку на участие в программе NEA Global Learning Fellowship.
Используйте это путешествие во времени, чтобы самому стать гражданином мира! Воспринимайте любое время в пути как учебный урок для себя, который затем вы можете передать своим ученикам.
Отправляйтесь на экскурсию.
Если возможно, организуйте с классом экскурсии, которые подчеркивают глобальную перспективу. Это могут быть музеи, оркестровые залы, концерты и многое другое.
Если вы не можете взять свой класс на экскурсию, подобную этой, возьмите их с собой на виртуальную экскурсию. Известные музеи, такие как Лувр, предлагают виртуальные туры по своим коллекциям. Google Art Project исследует истории со всего мира и предлагает 360-градусные туры по известным художественным музеям мира. Благодаря Интернету большая часть глобального обучения может происходить в классе или гостиной.
Найдите время, чтобы поразмышлять об окружающем вас мире.
Время от времени уделяйте время обсуждению со своими учениками того, что происходит в мире. Напомните своим ученикам, что только потому, что мы не сталкиваемся с определенными вещами, не означает, что они не происходят во всем мире.
Волонтер.
Вам не нужно преодолевать полмира, чтобы преподавать глобальную перспективу. Если вы привлечете своих учеников к волонтерской деятельности в своем сообществе, это может преподать вам уроки вежливости и глобального гражданства.
Включите урок по Целям устойчивого развития (ЦУР).
В 2015 году страны объединились, чтобы разработать набор из 17 «Глобальных целей», которые должны быть достигнуты к 2030 году. От бедности до водоснабжения и санитарии, миростроительства и многого другого — ЦУР демонстрируют, что значит быть гражданином мира— работать вместе, чтобы внести свой вклад в более широкое мировое сообщество.