Психология и самопознание — серия книг издательства АСТ
Подпишитесь на новости серии:
4
автора
О серии
Смотреть всеx
Авторы серии
Бестселлеры
Готовятся к выходу
Новинки
В наличии
Электронные книги
Аудиокниги
Фильтр
Сначала новые
Мы в социальных сетях
Мы в соцсетях
Пожалуйста, выберите рубрику
На новинки серии
Введите вашу почту*
@izdatelstvoast
Новости, новинки,
подборки и рекомендации
Введите вашу почту* Как к Вам обращаться* Введите пароль*
Спасибо за регистрацию!
На указанный E-mail придёт запрос на подтверждение регистрации.
Введите вашу почту*
Отлично!
Письмо с информацией о смене пароля было отправлено на ваш E-mail.
Самопознание и самосовершенствование — Прикладная психология
Аннотация: в статье рассматриваются понятия «самопознание» и «самосовершенствование» на базе парадигмы взглядов отдельных научных дисциплин. Поставлены и раскрыты вопросы, которые позволяют проникнуть в суть данных категорий. Смысл и направленность самопознания раскрыты исходя из структуры индивида, а именно, трех составляющих человека. Проникновение в суть категории «самосовершенствование» базируется на понятии роль, то есть, исходя из наличия у человека определённого количества ролей, реализация которых в жизни каждого человека носит обязательный характер. С точки зрения реализации самопознания и самосовершенствования в статье рассмотрены наиболее эффективные и подходящие инструменты для данных категорий.
«Познай себя, и ты познаешь весь мир». Сократ
Тяга к самопознанию и самосовершенствованию у человека просыпается в подавляющем большинстве случаев не по причине того, что его тревожат тайные механизмы психики или законы мироздания, которые ему просто необходимо и жизненно важно знать и понимать, хотя встречаются и такие люди. Тенденциозные причины возникновения такого рода явления в жизни человека обусловлены жизненной необходимостью, которая возникает как следствие определенных жизненных событий, а именно: череда неудач в личной жизни; неудовлетворённость в профессиональной деятельности; невозможность достичь того, что хочется; возникновение и нарастание психологической напряжённости, а как результат психологические расстройства. Приведенные факторы и многие другие и толкают человека на путь самопознания и самосовершенствования.
Цель данной статьи заключается в прояснении понятий «самопознание» и «самосовершенствование» на базе различных взглядов и определений, а также выяснить наиболее эффективные методики, с помощью которых возможно реализовать путь самопознания и самосовершенствования.
Безусловно, прежде чем приступить к реализации данных категорий, необходимо ответить на следующие вопросы:
– В чем суть самопознания и самосовершенствования?
-Что именно человеку необходимо познавать и совершенствовать?
-Каким образом и с помощью чего этого можно достичь?
На данном этапе возникает первое препятствие, которое заключается в том, что определений и взглядов на то, в чем заключается суть самопознания – множество, что продиктовано, в первую очередь, сложной конструкцией человека, под этим понимается то, что человек состоит из нескольких уровней, а именно: биология, механика, психика, духовная составляющая. Каждый уровень изучается отдельной научной дисциплиной и в силу этого, концептуальные идеи о самопознании и самосовершенствовании с точки зрения отдельных наук будут розниться. В силу данного явления, научный мир представлен во множестве взглядов, методов и методик прояснения данных категорий, что крайне затрудняет процесс выбора, если же действовать методом перебора, то данный процесс может иметь весьма длительный временной интервал.
Маралов В.Г. – доктор психологических наук, профессор в книге «Основы самопознания и самосовершенствования приводит следующие определения:
«Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п».
«Самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности».
Немецкий философ Иоганн Вольфганг фон Гёте о самопознании писал следующее:
«Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено“.
С точки зрения религии самопознание заключается в следующем:
«Самопознание личности — это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии в себе образа Живого Бога».
Вышеописанные определения отражают все многообразие того, что человек должен познать в себе, однако без систематизации и конкретизации сфер или дефиниций, процесс самопознания не имеет границ и может длиться бесконечно.
Ответ на вопрос: что же человек должен познать, проистекает из его структуры, а именно, из трех составляющих: биологической, психологической и духовной. Следует отметить, что самопознание биологического уровня следует направить не на изучение биологических процессов либо проблематики, связанной с данным уровнем, поскольку, биология является следствием проблем более высоких уровней, то есть психологического и духовного. На биологическом уровне, согласно теории психоанализа, данные проявления выражаются в различных симптомах, следовательно, необходимо понимать причинно-следственные связи.
Психологические категории самопознания весьма разнообразны, к ним можно отнести: образование поведенческих реакций, потенциальные возможности, личностные особенности, взаимодействие с людьми и внешним миром и многое другое. Духовный уровень следует соотнести с такой категорией как сила, а самопознание направлено на изучение механизмов и способов обретения силы.
Исходя из вышеописанных категорий, следует, что диапазон самопознания весьма широк, следовательно, необходимо понимать критерии, то есть к чему необходимо прийти, чем должно знаменоваться самопознание. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо исходить из того, что следующим этапом за самопознанием следует самосовершенствование, следовательно, самопознание должно закончиться тем, что человек устранит препятствия на трех уровнях и сможет приступить к самосовершенствованию в различных сферах и направлениях.
В данном контексте следует отметить несостоятельность такого подхода как «принятие себя», поскольку «принять себя» не предполагает дальнейших изменений. В данном случае следует рассматривать формирование объективного взгляда на себя, прояснения причинно-следственных связей и причин, сложившегося положения вещей, а затем их устранение. Если же индивид просто «принимает себя», и останавливается на этом, то самосовершенствование для него будет носить ограниченный характер, то есть будут существовать определённые рамки, за которые он не сможет выйти.
Как уже было отмечено выше, самопознание является этапом, предваряющим самосовершенствование, поэтому временной интервал самопознания необходимо сократить насколько это возможно и приступить к самосовершенствованию, поскольку только оно сопряжено с такими категориями как успех, благополучие и результативность.
Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова самосовершенствование – это
«сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (преим. нравственных) качеств, способностей, уменья».
Категорию самосовершенствования можно было бы рассмотреть детально, однако, в данном случае, исходя из определения, более эффективно выделить две дефиниции, которые лежат в основе самосовершенствования – это знания и навыки. Следовательно, на пути самосовершенствования необходимо работать с данными категориями.
Однако и данные категории имеют довольно обширный диапазон, следовательно, необходимо разграничение, определённого рода классификация. При классификации можно было бы исходить из ролевых функций человека, то есть, какие основные роли существуют у человека. Известно, что у человека три основные роли:
- роль принадлежности к полу;
- профессиональная;
- духовная;
Опираясь на данное разграничение сфер деятельности жизни человека, следует , что самосовершенствование индивида должно быть направлено единовременно в трех направлениях.
Основной вопрос, который остался без ответа на данном этапе, следующий: с помощью чего осуществить самопознание и самосовершенствование? Речь идет о науке, технологиях, инструментах, которые позволят пройти данный путь. В рамках самопознания следует отметить эффективность судьбоанализа Липота Сонди, поскольку, во-первых, судьбоанализ позволяет определить с помощью теста Сонди не только проблемы человека, но и выяснить причинно-следственные связи. Во-вторых, концепция судьбоанализа содержит в себе и описывает эталонную составляющую, которая способна разрешить и справиться со всеми проблемами человека.
Рассматривая вопрос самосовершенствования, следует отметить, что судьбоанализ является той субстанцией, которая позволяет построить прочный фундамент, но проблематикой обретения навыков, обучения Леопольд Сонди не занимался. Следовательно, в качестве методики самосовершенствования одного судьбоанализа недостаточно, необходимы технологии, инструменты обретения навыков. Более подробно об одном из методов можно познакомиться в статье «Методы обретения навыков».
Самосовершенствование иными словами можно назвать «работа над собой», которая не предполагает медитаций или иного рода созерцаний себя или окружающего мира. То есть самосовершенствование подразумевает совершение каких-либо действий, поэтому используемые методики должны содержать ответ на вопрос «как». Анализируя тенденции научного мира в плоскости прикладных знаний, следует отметить относительно низкий процент в общей массе действительно заслуживающих внимания технологий и методик. В данном контексте редакцию нашего издания заинтересовала книга «Бескомпромиссный маятник», авторами данной книги являются Мальцев О.В. и Том Патти, что и станет объектом исследования следующей статьи.
Список цитируемой литературы:
- Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. – Wien: Huber. 1972 – 489s.
- Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
- Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – Москва. АСАDЕМА. 2004 – 155с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940г.
▷ 3 уровня самопознания, через которые вы должны пройти, если хотите познать себя
Хотя нам не нравится это признавать, часто мы остаемся застрявшими на самых базовых уровнях самопознания. Многие из наших мыслей и действий действуют на автопилоте, живут своей собственной жизнью и действуют незаметно для нашего сознания. Это неплохо, потому что привычки, рутина и реакция помогают нам упростить повседневную жизнь. Прекращение обдумывания каждого момента заняло бы слишком много времени и, прежде всего, означало бы огромную трату умственной и эмоциональной энергии.
Проблема возникает, когда мы так долго работаем на автопилоте, что забываем, что мы на автопилоте, поэтому мы даже не осознаем свои привычки, распорядок, эмоции, импульсы и реакции. Тогда мы их больше не контролируем; они контролируют нас.
Человек, развивший хороший уровень самопознания, может сказать себе, «Подождите секунду… может быть, мне придется изменить эту привычку, которая причиняет мне боль» или спросить, «Может быть, я слишком остро реагирую ?» Человек, не развивший самосознание, будет продолжать жить с автопилотом, жертвой собственных негативных привычек, повторяющихся мыслей и неадекватных реакций. В результате он может погрузиться в саморазрушительный цикл.
Как познать себя? 3 самых важных вопроса для самопознанияУровень 1 – Что ты делаешь?
Иногда мы избегаем боли, отвлекаясь. Мы переместим свой разум в другое время или место, где мы будем чувствовать себя более защищенными и изолированными от боли повседневной жизни. Легче погрузиться в мобильный телефон, телевидение, социальные сети или позволить разуму блуждать в сторону золотого будущего, строя планы, которые мы никогда не осуществим на практике. Просто попытаться забыть. Есть много убежищ, куда мы можем спрятаться, чтобы считать, что все идеально и что нам не нужно ничего менять.
Очевидно, что нет ничего плохого в том, чтобы отвлечься. Отвлечение важно для счастья и здоровья. Но мы должны убедиться, что это отвлечение не является дымовой завесой, скрывающей другие проблемы, которые будут продолжать расти, пока мы смотрим в другую сторону.
Мы не можем напиться, отвлекаясь. Мы не можем проводить большую часть нашего свободного времени, утопая в море отвлечения, которое приводит к состоянию полусознательности или выбранной лоботомии.
На самом деле, когда скрытой целью отвлечения является бегство от реальности, мы устаем. Это отвлечение не является здоровым, оно не сообщает об удовлетворении и тем более о счастье. Это просто мимолетное, почти вызывающее привыкание средство, к которому нам придется прибегать каждый день, поскольку мы не решаем настоящих проблем.
Поэтому для прохождения первого уровня самопознания важно, чтобы вы провели время с самим собой, поразмышляли о своих повседневных привычках и спросили себя, действительно ли они ведут вас к тому месту, где вы хотите быть, или если на напротив, они являются уловкой, подпитывающей неудовлетворенность. Спросите себя, действительно ли то, что вы делаете каждый день, приносит вам удовлетворение и способствует вашему благополучию, или это приобретенная привычка, которая ничего вам не дает.
Уровень 2 – Что ты чувствуешь?
Вы когда-нибудь расстраивались, и когда кто-то спрашивал вас, почему вы злитесь, вы отвечали, что не злитесь? Когда мы действуем на автомате и используем отвлекающие факторы, чтобы не думать, эмоции накапливаются и в конечном итоге вырываются наружу, хотя мы не всегда это осознаем.
На этом втором уровне самопознания мы начинаем открывать, кто мы есть на самом деле. Связь с нашими эмоциями — очень интенсивный процесс, который раскрывает части нас, которых мы не знали или которые мы скрывали, потому что они пугали нас или вызывали когнитивный диссонанс. Если мы не будем лицемерить сами с собой и осмелимся узнать и исследовать абсолютно все, что чувствуем, мы обнаружим новые грани нашего «эго».
К сожалению, вместо того, чтобы заглянуть внутрь себя, многие люди пытаются убежать от этих эмоций с помощью переживаний, которые аффективно притупляют их. Нас учили не исследовать эмоции, а, наоборот, подавлять их и скрывать, делая вид, что их не существует.
Таким образом, некоторые из наиболее важных вопросов самопознания: Что вы чувствуете? Почему ты это чувствуешь?
Речь идет о предположении, что эмоции подобны маленьким компасам, которые показывают, что нам нравится и не нравится. Не нужно делать оценочных суждений. Мы не лучше и не хуже от того, что чувствуем определенным образом. Что действительно важно, так это осознавать эти эмоции и уверенно справляться с ними. Гнев и печаль, например, могут стать мощными творческими двигателями. Все зависит от того, как мы используем эти эмоции.
Уровень 3 – Каковы ваши слепые зоны?
Вполне вероятно, что чем больше вы погружаетесь в себя, чем больше вы спрашиваете себя, как стать самосознательными, и чем дальше вы продвигаетесь по этому пути, тем больше вещей, которые вам не нравятся, вы обнаружите. Иногда этот путь может быть пугающим, особенно если вы думаете, что есть только «правильный» способ чувствовать и думать.
Вероятно, вы также осознаете, что ваши мысли, аргументы и действия являются простым отражением мыслей, аргументов и действий окружающих вас людей. Это нормально. В течение многих лет вы подвергались их влиянию, не задавая им вопросов.
На этом уровне самопознания важнее всего осознавать свои слепые зоны. То есть те вещи, которые вы скрывали, потому что они не соответствовали идеализированному образу, который у вас был о себе. Или также тех ограничивающих убеждений, которыми вы кормили себя, повторяющихся негативных мыслей, которые вы культивируете. Распознавание своих слепых зон не позволит вам стать рабом защитных механизмов.
Это уровень интеграции самопознания, на котором вы начинаете размышлять о своих действиях, мыслях и эмоциях, чтобы найти дезадаптивные паттерны, которые не имеют причин быть и причинять вам боль.
Некоторые вопросы самопознания, которые могут служить примером: Когда вы злитесь, вы ведете себя высокомерно? Когда вы скорбите, вы маскируете это гневом? Знание своих поведенческих моделей позволит вам найти более напористые, здоровые и приносящие удовлетворение способы обращения с реальностью.
За самопознанием должно следовать самопринятиеПрохождение всех уровней самопознания не принесет много пользы, если они не приведут к самопринятию. На самом деле само осознание не делает нас счастливее. В некоторых случаях это может даже заставить нас чувствовать себя более несчастными, особенно в сочетании с безжалостной критикой.
Поэтому вам должно быть ясно, что этот путь самопознания имеет своей конечной целью самопринятие. Только тогда вы совершили качественный скачок и сможете обрести внутренний покой. Принятие себя, рожденное самопознанием, — это невероятная сила, источник счастья и уверенности в себе, чтобы противостоять любым невзгодам.
2
Акции
Самосознание — IResearchNet
Самосознание часто определяется с точки зрения способности участвовать в рефлексивном осознании. По мнению большинства теоретиков, для этого требуются определенные типы когнитивных способностей. Даже в своей самой примитивной форме (визуальное самопознание и способность узнавать себя в зеркале) самосознание, по-видимому, ограничено небольшим подмножеством животных, включая людей, шимпанзе, орангутангов и дельфинов. У людей эта способность отсутствует при рождении и начинает проявляться только в возрасте от 12 до 18 месяцев. Более того, кажется, есть некоторая поддержка утверждению Джорджа Герберта Мида о том, что развитие этой способности требует истории социального воспитания, в ходе которой индивидуум приходит к осознанию того, что он или она отличается от других.
Помимо способности рефлексивно осознавать себя, самосознание часто связано с исполнительными процессами, необходимыми для саморегуляции. Таким образом, самосознательный человек часто рассматривается как более контролируемый и преднамеренный в своих действиях. В социальной психологии самосознание часто ассоциируется с теорией объективного самосознания Шелли Дюваль и Роберта Виклунда. Согласно этой теории, ситуационные сигналы, которые напоминают людям о себе (например, зеркала и видеокамеры), приводят к сосредоточению внимания на себе, а не на окружающей среде. Результатом является состояние самосознания, в котором людям предлагается сравнить свое нынешнее «я» с идеальными стандартами себя. Поскольку текущее или действительное «я» обычно оказывается недостаточным по сравнению с этими стандартами, Дюваль и Виклунд предположили, что самоосознание вызывает негативную эмоциональную реакцию. Затем этот негативный аффект побуждает человека либо (а) регулировать свое поведение по отношению к стандарту, чтобы уменьшить несоответствие, либо (б) избегать состояния самосознания.
Хотя эта теория привела к большому количеству исследований в поддержку ее основных принципов, несколько исследователей отметили, что стимулы, вызывающие самосознание, часто мотивируют саморегуляцию, не вызывая самокритики и негативных эмоций. Чарльз Карвер и Майкл Шайер предложили альтернативную теорию самосознания, которая сохранила некоторые черты модели Дюваля и Виклунда (например, самофокусированное внимание), но утверждала, что сравнение текущего «я» с идеальным эталоном само по себе достаточно для мотивации. поведение без создания отрицательного аффекта. Их модель самосознания была вдохновлена другими кибернетическими моделями поведения. Джей Г. Халл и Алан Леви предложили более радикальный отход от первоначальной модели Дюваля и Виклунда. Согласно Халлу и Леви, стимулы, вызывающие самосознание, по существу действуют как самосимволические праймы, которые активируют самопознание и заставляют человека обрабатывать ситуации как личные. Поведение является следствием сосредоточения внимания на релевантных для себя аспектах окружающей среды (в отличие от сосредоточения внимания на себе и самооценки).
Хотя социальные психологи обычно интересуются ситуационным манипулированием самосознанием, исследователи личности интересуются индивидуальными различиями в склонности к самосознанию. Чтобы измерить такие различия, Алан Фенигштейн, Майкл Шайер и Арнольд Басс создали шкалу самосознания. Этот личностный опросник имеет три подшкалы: личное самосознание, публичное самосознание и социальная тревожность. Частное самосознание фокусируется на внутреннем опыте самосознания. Он измеряется такими пунктами, как «Я всегда пытаюсь разобраться в себе», «Я много размышляю о себе» и «Я внимательно отслеживаю изменения своего настроения». Публичное самосознание фокусируется на мотивах самопрезентации, иногда связанных с самосознанием, и измеряется такими пунктами, как «Меня беспокоит то, как я представляю себя», «Меня беспокоит, что другие люди думают обо мне, » и «Обычно я осознаю свою внешность». Социальная тревожность концентрируется на негативных эмоциях, иногда связанных с тем, что я нахожусь в центре внимания других, и измеряется такими пунктами, как «Я очень легко смущаюсь», «Я чувствую тревогу, когда выступаю перед группой» и «Большие группы заставляют нервничать». я нервничаю». Хотя подшкала социальной тревожности отражает разговорное понимание того, что значит быть самосознательным, шкалы частного и публичного самосознания оценивают индивидуальные различия в психологических процессах, которые чаще всего теоретически связаны с состоянием самосознания.
Учитывая, что как публичные, так и частные измерения самосознания сосредоточены на себе, неудивительно, что они, как правило, умеренно коррелируют. Точно так же и общественное самосознание, и социальная тревожность, как правило, умеренно коррелируют. Личное самосознание, как правило, не коррелирует с социальной тревожностью. В последнее время некоторые исследователи утверждают, что частное самосознание само по себе связано с двумя подкомпонентами: осознание внутреннего состояния, характеризуемое такими элементами, как «Я бдительно отслеживаю изменения своего настроения», и рефлексивность, характеризуемая такими элементами, как «Я размышляю о себе как о себе». много.» Этот вопрос еще предстоит решить.
Что касается индивидуальных различий в саморегуляции, компоненты Шкалы самосознания часто сравнивают с компонентами Шкалы самоконтроля, введенной Марком Снайдером.
Люди с высоким уровнем самоконтроля мотивированы заботой о себе, тогда как люди с низким уровнем самоконтроля мотивированы личными проблемами. Возможно, лучший способ думать об отношении этих индивидуальных различий состоит в том, что люди с высоким уровнем самоконтроля одновременно обладают высоким уровнем публичного самосознания и низким уровнем личного самосознания. И наоборот, у людей с низким самоконтролем низкий уровень публичного самосознания и высокий уровень личного самосознания.
Эффекты индивидуальных различий в личном самосознании часто аналогичны эффектам ситуационных манипуляций самосознанием (например, наличие или отсутствие зеркала). Точно так же часто обнаруживается, что эффекты индивидуальных различий в общественном самосознании параллельны эффектам ситуационных манипуляций, которые напоминают человеку о его внешнем виде другим (например, видеокамеры). Как следствие, исследователи часто проводят различие между ситуационными манипуляциями частного и общественного самосознания по тому же принципу, что и индивидуальные различия частного и общественного самосознания.
Исследования регулярно демонстрируют, что как ситуационное манипулирование самосознанием, так и индивидуальные различия в самосознании связаны с повышенной саморегуляцией. Манипуляции с личным самосознанием и индивидуальные различия в личном самосознании были связаны с повышенной согласованностью отношения и поведения, повышенной эмоциональной реактивностью в ответ на успех и неудачу и усилением саморегуляции в отношении стандартов надлежащего поведения (например, усиление помощи). когда помощь определяется как ситуационно уместная, и снижение агрессии, когда агрессия определяется как ситуационно неуместная). Личное самосознание также было связано с повышенной мотивацией избегать самосознания, когда это лично болезненно (например, после неудачи). Действительно, данные показывают, что последняя мотивация избегать самосознания может привести к тому, что люди будут употреблять наркотики, такие как алкоголь, которые могут снизить самосознание.
Манипуляции общественным самосознанием и индивидуальные различия в общественном самосознании связаны с усилением самопрезентации и управлением впечатлением. Например, люди с высоким общественным самосознанием демонстрируют больший акцент на социальной, а не на личной идентичности, заботу о телесном образе (вес тела, одежда, использование макияжа) и повышенную заботу о точке зрения других. Хотя такая сосредоточенность на проблемах самопрезентации может быть полезна для получения одобрения других, она также может привести к несколько саморазрушающим стратегиям управления впечатлением (например, повышенному самоограничению) и даже к паранойе в отношении намерений других.
В то время как в большинстве исследований по этой теме изучались эффекты манипуляций, повышающих самосознание, в некоторых исследованиях изучались манипуляции, понижающие самосознание. В дополнение к употреблению алкоголя, упомянутому ранее, к ним относятся манипуляции с деиндивидуализацией, которые делают человека неотличимым от других (например, за счет анонимности, нахождения в толпе, темноте или ношении масок). Такие манипуляции обычно усиливают расторможенное поведение, не соответствующее социальным и личным нормам. Одна из популярных версий того, как это происходит, состоит в том, что манипуляции с деиндивидуализацией снижают самосознание. Параллельно с предыдущими рассуждениями исследователи выделяют как публичные, так и частные компоненты деиндивидуализированного опыта. Считается, что ситуации, которые способствуют анонимности, уменьшают аспекты общественного самосознания, тогда как ситуации, которые уменьшают способность человека отличать себя от других, уменьшают аспекты личного самосознания.
Таким образом, самосознание в своей основе связано с рефлексивным осознанием себя. В социальной психологии самосознание обычно рассматривается как включающее когнитивные и аффективные процессы, необходимые для саморегуляции. Было предложено множество теорий, описывающих эти процессы. И социальные психологи, и психологи личности активно проводят исследования по этой теме. Как следствие, исследования изучали влияние как ситуационных манипуляций (самосознания), так и индивидуальных различий (самосознания). В рамках каждого из этих подходов исследователи обычно проводят различие между более личными, частными аспектами самосознания и более публичными, самопрезентационными аспектами самосознания. Это верно как для переменных, связанных с повышенным самосознанием, так и для переменных, связанных с деиндивидуализацией и снижением самосознания. Из-за своей актуальности для саморегуляции множества различных типов поведения исследования и теории самосознания объединили такие разрозненные темы, как помощь, агрессия и самопрезентация, и навели мосты между традиционными различиями между социальной психологией и психологией личности.