Самопознание виды – Самопознание и развитие личности, виды самопознания человека

Самопознание и развитие личности – виды самопознания

Человек живет в окружающем мире, который он познает с самого своего рождения. Однако есть еще одна область его жизни, которую он обязательно должен познать, хорошо понимать и даже принимать со всеми ее особенностями. Этой областью является сам человек. Самопознание – путь к развитию личности, поскольку только человек, знающий самого себя, способен понимать, что необходимо в себе менять для достижения более лучшей жизни. Самопознание бывает разных видов, которые также будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Самопознание – это созерцание собственных ощущений, понимание личных мыслей, видение мотивов и желаний, которые исходят изнутри. Только путем познания самого себя человек способен понимать проявления, которые он совершает. Если есть понимание, тогда есть и способы, как можно себя изменить, сделать лучше и совершеннее.

Путем самопознания можно не только понять собственные мотивы поведения, желания и устремления, но и услышать мысли, страхи, комплексы и ограничения, которые возникают в тот или иной момент. Путем самопознания можно понять, как нужно воздействовать на себя, чтобы изменения происходили. Конечно, самопознание не нужно использовать исключительно для изменения самих себя. Суть самопознания – видение и понимание собственной сути, достоинств и недостатков, мыслей и ощущений, которые обычно человеком игнорируются. А что вы будете делать с этим знанием позже, уже зависит от вашего решения.

Что такое самопознание?

Самопознание – это психологический процесс познания человеком самого себя, своих внутренних ощущений, желаний, личности и «Я». Самопознание позволяет человеку хорошо знать о своих сторонах личности, сохранять целостность и единство, знать пути развития, если ему это требуется.

Самопознание невозможно в суматохе, крике или в толпе людей. Обычно самопознание происходит в процессе медитации, уединения или одиночества. И здесь возникает проблема для тех, кто боится одиночества или считает уединенность отрицательным явлением.

Человек счастлив, когда одинок – довольно непривычный подход для современного ума. И действительно, многие люди уже научены тому, что одиночество – некое враждебное состояние, от которого обязательным образом необходимо избавляться. Если человек попадает в одиночное состояние после серьезных стрессовых потрясений, то люди беспокоятся за его мироощущение. На самом деле в таком случае люди заботятся не о том, каков будет результат уединения человека, они боятся того, что не смогут контролировать индивида, как это происходило раньше.

Человек, способный пребывать в одиночестве и получать от этого удовольствие, всегда представлял некоторую опасность для общества. Во-первых, этот человек начинает жить не по законам, которые придумывают окружающие его люди, и независимо от того, что они думают о нем. Он начинает жить в зависимости от того, как сам считает нужным поступать и реагировать в тех или иных ситуациях. Так, нередко люди манипулируют друг другом посредством комплиментов. Сказал комплимент – заслужил ответную реакцию в виде некоторой благодарности. Человек, который спокойно может себя чувствовать как в одиночестве, так и в обществе, услышав комплимент в свой адрес, просто говорит: «Спасибо!». Но как говорится, «спасибо в карман не положишь» — и люди, сказавшие комплимент, ожидают чего-то большего, нежели простого слова. Это является формой манипуляции, на которую попадают «общительные и общественные» люди, но не одиночки, которые понимают, что комплимент – это просто комплимент и ответная достойная реакция на него – это простое слово «спасибо».

Человек, который пребывает в одиночестве, является самим собой и достигает своей целостности. Так как в уединении присутствует только сам человек и его мысли, ощущения, чувства, эмоции, душа, разум, ум, эгоизм и прочее, то индивид достигает самопознания лишь посредством такого отстранения от общества. Невозможно полностью познать себя, если человек не может быть в одиночестве. Однако и не следует заточать себя в «камере», так как взаимоотношения с другими людьми также раскрывают человеку его суть. Уединенность человека позволяет ему услышать свой внутренний мир, пообщаться с ним, изменить или развить. Таким образом, человек понимает свои истинные потребности, желания, из-за незнания которых он обманывает не только себя, но и окружающих, а также становится целостным, независимым от внешних факторов.

Одной из проблем, с которой сталкивается человек, способный периодически уединяться и отстраняться от других людей, является вопль близкого человека: «Если ты будешь одинок, ты не сможешь меня любить». В данном случае партнеру важно, чтобы его любили, но он не думает о том, что уединение любимого сделает его счастливым. Одиночкам очень трудно доказать своим любимым людям, что их одиночество не устраняет, а наоборот, повышает уровень любви к близким. Из-за того, что люди привыкли контролировать своих партнеров, они считают, что способный на уединение человек остается в одиночестве именно для того, чтобы разлюбить. Но не следует поддаваться собственному страху. Одиночка стремится к одиночеству с одной лишь целью – понять себя настоящего, чего он хочет и в каком направлении ему двигаться. Уединение не ставит перед собой цель устранить любовь. Наоборот, после медитативного пребывания наедине с собой человек набирается еще большей любви к тем, кто его любит и поддерживает.

Самопознание человека происходит на трех уровнях. Это происходит не сразу, а по мере развития человека, его взросления:

  1. Сначала человек познает себя на биологическом уровне. Он понимает, что является отдельным организмом, который функционирует автономно от остальных.
  2. Затем человек начинает познавать себя на социальном уровне, когда он обретает знания, развивает навыки, узнает, что обладает определенными способностями и талантами.
  3. В последнюю очередь человек познает себя на личностном уровне, когда он может проявлять силу воли, управлять своими эмоциями и мыслями, принимать решения, жить самостоятельно, быть ответственным и обособленным от других людей личностью.
перейти наверх

Самопознание и развитие личности

Неразрывными становятся процессы самопознания и саморазвития личности. Чтобы себя развивать, человек должен хорошо себя знать. А чтобы познать, нужно уделить себе внимание и время в одиночестве.

  • Самопознание – это способность человека посмотреть на себя и объективно оценить, принять наличие у себя тех или иных сторон личности, хорошо понимать себя в целом.
  • Саморазвитие – это способность человека совершенствовать свои навыки, менять собственный характер, овладевать навыками контроля и самодисциплины.

Человек склонен к саморазвитию. Данная тенденция наблюдается с самого детства. Ребенок поначалу впитывает в себя все, что его окружает. Он познает окружающий мир и запоминает все, что с ним связано. Лишь по мере своего взросления ребенок будет способен осознавать себя.

Он начнет замечать, что обладает определенными навыками. Одни умения ему быстрее даются, нежели другие. Он постепенно начнет развивать в себе те таланты, которые будет находить. Сначала происходит обнаружение в себе способности, черты или наклонности, а затем возникает желание это изменить или усовершенствовать.

Человек развивается в течение всей своей жизни. Он непрерывно находится в процессе изменения самого себя. Это является необходимостью, поскольку меняется не только окружающая действительность, но и сам человек. Сначала он является маленьким, затем становится школьником, после неизбежно возникает подростковый возраст, а за ним уже человек идет во взрослую жизнь. Во взрослой жизни человек также сталкивается с изменениями своего статуса, положения в обществе, что подталкивает его на изменения.

Что такое взрослость? Это определенный набор качеств, поступков, достижений и реализаций, которые ожидаются от человека наряду со всеми остальными его проявлениями. К примеру, взрослый человек ответственный, работающий, заботящийся о ближнем. Он держит свое слово, пытается быть максимально открытым и честным с окружающими.

Как человек взрослеет? Нет четкого понимания того, как это происходит. Человек достигает определенного возраста, обретает конкретные установки от общества, права и обязанности, набирается опыта, все больше научается жить в реальном мире и самостоятельно справляться с проблемами. Все это помогает человеку взрослеть. Но что же подразумевает под собой взросление?

Повзрослел? Или просто изменились приоритеты, цели в жизни, отношение к себе и к миру? На самом деле нет такого понятия, как взросление. Просто есть люди, которые обретают опыт, знания, превращают это в мудрость. А есть люди, которые ничего не меняют в своей жизни, опыт их ничему не учит. Они как жили с детскими принципами, так и продолжают с ними жить. Лишь перемены в жизни, отношение к миру и к себе, превращение знаний и опыта в мудрость делают человека зрелым.

Вот почему количество прожитых лет еще не говорит о том, что человек стал взрослым. Да, по годам человек повзрослел. Но по общению, по поведению, по поступкам и мировоззрению он мыслит, как маленький ребенок. Поэтому есть люди, которые в 40 лет излучают мудрость, а есть те, которые в таком же возрасте ничем не отличаются от подростков.

Таким образом, как человек взрослеет? Зрелость определяется способностью человека изменить свою жизнь в зависимости от того опыта, знаний и навыков, которые он с каждым годом обретает. Человек не старается остаться в детстве. Он продолжает развиваться, меняться, становиться все более ответственным, сильным и самостоятельным. Вот как человек взрослеет. И количество лет здесь не играет значительной роли. Они всего лишь показывают то, сколько лет человек прожил. Но опыта и мудрости у него может быть больше, чем у более старшего поколения.

Самопознание включает в себя личное представление о самом себе:

  1. Реальное – то, каким человек является в реальном мире, как он сам на себя смотрит и каким кажется в глазах окружающих.
  2. Идеальное – то, каким человек хотел бы быть, каким он себя представляет в воображении, когда обладает всеми нужными ему качествами, благами, сторонами.

На основе самопознания формируется самооценка. В зависимости от того, насколько сильно человек уделяет себе внимания, его самооценка формируется на основе его собственного мнения или под влиянием окружающих людей, которые говорят, каким он является.

перейти наверх

Виды самопознания

Самопознание может происходить следующими способами:

  1. Самонаблюдение – когда человек замечает за собой качества, обнаруживает мысли и поведение.
  2. Анализ – когда человек поддает оценке то, что было им обнаружено.
  3. Сравнение – когда человек сравнивает личные качества между собой или с достоинствами, недостатками других людей.
  4. Моделирование – когда человек создает определенный образ о самом себе на основе имеющихся у него данных.
  5. Осознание противоположностей – когда человек замечает в себе противоположные мысли, переживания, желания, мотивы поведения и пр.
перейти наверх

Итог

Самопознание позволяет человеку понять и узнать самого себя, осознать, какой личностью он является, что им движет и управляет. Однако на этапе оценивания своих качеств и характеристик человек должен быть осторожным. Если он начнет что-то в себе не принимать и при этом быть неспособным это в себе исправить, тогда начнется постоянное самокопание и самобичевание.

psymedcare.ru

Что такое Самопознание? Самопознание — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Любая странаРоссияУкраинаКазахстанБеларусьУзбекистанТаджикистан________________________АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАргентинаАрменияБельгияБишкекБолгарияБразилияВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГерманияГолландияГрецияГрузияДанияДоминиканская РеспубликаЕгипетИзраильИндияИндонезияИорданияИсландияИспанияИталияКамбоджаКанадаКипрКиргизияКитайКолумбияЛаосЛатвияЛитваЛондонМалайзияМальдивыМальтаМароккоМексикаМолдавияМонголияМьянмаНепалНовая ЗеландияНорвегияОАЭПанамаПеруПольшаПортугалияРумынияСеверная КореяСейшельские ОстроваСербияСингапурСловакияСловенияСШАТаиландТибетТунисТуркменистанТурцияФилиппиныФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭстонияЮАРЮжная КореяЯпония

  • Абакан
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Армавир
  • Артём
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Байкал
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Верхняя Салда
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Геленджик
  • Горный Алтай
  • Грозный
  • Дзержинск
  • Евпатория
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Кавказские Минеральные Воды
  • Казань
  • Калининград
  • Калмыкия
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Керчь
  • Киров
  • Кисловодск
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Нов

samopoznanie.ru

Способы самопознания и как их применять

Самопознание  — процесс, который длится всю жизнь. Поэтому важно научиться получать удовольствие от него самого. И осознав, кто вы и куда идете, необходимо продолжать переосмысливать и улучшать знания о себе и мире. В данной статье мы рассмотрим несколько способов самопознания, опишем их достоинства и покажем, как их применять.

Самопознание — это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.

Зачем вообще нужно познавать себя?

Если отвечать коротко, то самопознание позволит человеку обрести счастье и спокойствие. Печально, когда человек несколько десятилетий занимается каким-то делом, а потом понимает, что потерял время впустую и что его интересовали на самом деле совершенно другие вещи. Но если эти сожаления не произносятся на смертном одре, то есть время все исправить.

Если отвечать детальнее — это дает способность к самосовершенствованию, личному росту и самоактуализации. Человек, который находится на расстоянии вытянутой руки от понимания самого себя, ощущает полноту жизни и осознает ее смысл. Мы говорим о расстоянии вытянутой руки, потому что, как уже было сказано в первом абзаце, этот процесс длится целую жизнь. И в этом нет никакой проблемы. Мы можем находиться в вечном поиске и при этом ощущать мир таким, каков он есть, наслаждаться каждым мгновением своей жизни.

Ну и в конце концов, когда вы понимаете кем являетесь на самом деле, внутри вас отсутствуют глубинные и болезненные конфликты. Бытовые же будут возникать каждый день, но вы с ними справитесь, потому что разрешили главные. Вы будете совершать действия лишь потому, что четко знаете — они полностью укладываются в вашу систему ценностей и понимания самого себя. Вы не будете предпринимать бессмысленные поступки и находиться в бессознательных состояниях, когда самые разные ситуации ведут вас, а не вы сами управляете своей жизнью.

Перспектива заманчивая, да и каждый человек понимает, что ему нужно к этому стремиться. Он чувствует, что нуждается в этом. Давайте рассмотрим эффективные способы самопознания и научимся пользоваться ими.

Способы самопознания

Прежде чем приступить к разбору инструментов, стоит сказать о том, что применяя их, вы можете узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому заранее настройтесь на то, чтобы оценивать себя объективно. Если это поможет, то представьте, что оцениваете совершенно незнакомого человека, чтобы исключить повышенную эмоциональность и самобичевание.

1

Самонаблюдение

Это первый шаг на пути к самопознанию. Как уже было сказано, вы должны оценивать себя совершенно объективно. Вы наблюдаете за собой, своим поведением и своими реакциями на внешние раздражители. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности.

Способов существует несколько. Например, вы можете повесить над своим рабочим столом (или в любом месте, где проводите больше всего времени) стикеры с такими вопросами:

  • Что я сейчас делаю и зачем?
  • О чем я сейчас думаю?
  • Что я сейчас чувствую? Как можно назвать это чувство или ощущение?
  • Что заставляет меня чувствовать себя живым и настоящим?
  • В какие моменты я веду себя лицемерно?

Вы должны сосредоточиться на пяти пунктах: чувствах, ощущениях, мыслях, образах и действиях. Помните, что вы не должны себя судить, вы только познаете себя. Вам нужно увидеть реальную картину, а не ту, какую вы хотите. Если вы часто чувствуете себя неуверенным, признайте это. Запомните, что это мешает вам добиваться понимания себя и своих целей.

Вы можете записывать все, чем занимаетесь сейчас или занимались сегодня. По возможности вам нужно вести подобные записи хотя бы один раз в 2-3 часа. Спустя какое-то время вы поймете, что следите за своими эмоциями и поступками и перестали реагировать на автопилоте. Это признак того, что первый шаг выполнен успешно. Тем не менее, к нему стоит возвращаться снова и снова, так как со временем вы изменитесь или получите более глубокое понимание своих мотивов и ценностей.

2

Самоанализ

Теперь вы готовы анализировать наблюдения. При этом способе вы начинаете больше размышлять над своим поведением и реакциями. Вы видите следствия поступков и пытаетесь определить их причины. Этот этап является очень важным и психологически сложным. Вы можете осознать, что корни более половины ваших реакций берут начало из детства, а также из вашего подсознания.

И у вас стоит серьезный выбор — заниматься этим самому или же обратиться к специалисту. Если чувствуете, что можете справиться сами, начинайте вести записи.

Концентрируйтесь на негативных эмоциях и мыслях, которые возникают у вас день за днем. Это могут быть обиды, желание критиковать других и неприятие этого со стороны людей, повышенная раздражительность, гнев и апатия. Если вы, к примеру, разобрались со своими обидами, это очень сильно изменит как понимание себя, так и вашу жизнь. Наверняка бывали периоды, когда вы не обижались ни на кого и у вас было отличное настроение, а в другие дни все было наоборот. Хотели узнать почему? Вы ведь осознаете, насколько лучше себя будете чувствовать и понимать, если научитесь не обижаться на слова и поступки других людей.

У большинства из нас просто не имеется достаточного опыта и знаний для правильной оценки своей личности. Поэтому мы рекомендуем вам читать больше книг на эту тему. Помимо того, что они могут дать вам структуру оценки своей личности, в них часто можно увидеть список вопросов, ответы на которые помогут вам лучше узнать себя.

3

Сравнение

Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.

Сравнение себя с другими людьми — не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.

Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.

Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми — это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.

4

Самопринятие

На этом этапе вы принимаете себя таким, каков вы есть. Это не значит, что вы должны довольствоваться этим, потому что саморазвитие нужно любому человеку. Зато теперь вы знаете от чего отталкиваться. Вы понимаете, каковы ваши слабые и сильные стороны, стремления и мотивация, ценности и цели. Также важно искать преимущества в ваших недостатках, потому что это позволяет уменьшить болезненность в их восприятии.

На данном этапе без самопроверки не обойтись, потому что вы можете ошибаться насчет себя, к тому же постоянно меняетесь. Поэтому не стоит удовлетворяться той картиной, которая у вас есть. Развивайтесь, меняйтесь, но постоянно наблюдайте за собой и пытайтесь понять себя и те изменения, что происходят внутри вас.

В завершение хочется вам посоветовать изучать психологию, в частности такие разделы как социальная психология и психология личности.

Для более детального понимания тематики пройдите курс по самопознанию, который поможет вам проанализировать более 50 характеристик своей личности и научиться применять эти знания в жизни.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

Самопознание

(15 голосов: 4.5 из 5)
  • Самопознание Энциклопедия изречений
  • Самопознание Сокровищница духовной мудрости
  • Самопознание свт. Тихон Задонский
  • Самопознание Ю. М. Зенько

 

Самопозна́ние – правильное самовоззрение, достигаемое чтением Слова Божьего, писаний святых отцов, исполнением евангельских заповедей и просвещающим действием благодати Святого Духа.

Самопознание христианина опытно раскрывает ему:
– богообразность и богоподобие человеческой природы;
– вечность души и смертность тела;
– поврежденность человеческой природы грехом;
– действия на человека падших духов;
– необходимость Искупителя и Спасителя для исцеления человека;
– многоразличные действия Божественной благодати обновляющей человеческое естество;
– высшую цель и предназначение человека в обожении человеческого естества, в теснейшем соединении человека с Богом.

Человек лишен истинного самовоззрения и самопознания. Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна человек пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными. Блуждают во мраке самообольщения и заблуждения мудрецы мира, возмечтавшие и произнесшие о человеке учение произвольное и суетное, заменяя истину предположениями; в ту же пропасть самообольщения и заблуждения влекутся слепцы, руководимые слепцами. Тайна – человек – отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом. В Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Епископ Игнатий (Брянчанинов).

* * *

 

САМОПОЗНАНИЕ

Ю. М. Зенько

 

Апостол Павел призывал: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). Это вникание в себя, самопознание вырабатывается постепенно, его нет в людях в готовом виде:

– «Человек не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна большая привычка отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе» /христ.: Августин. О порядке. 1992, с.115/; «Как бы ни был обширен круг, в нем есть одна средняя точка, к которой склоняется все, называемая геометрами центром, и хотя части его окружности могут быть делимыми бесконечно, в круге нет другой такой точки, от которой бы все прочие находились на равном расстоянии и которая господствовала бы над всеми… Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и потеряешь все, чем множество держится в единстве. Так и душа, вылившись из самой себя, рассеивается в некоторой беспредельности и истощается до полной нищеты, поскольку ее природа принуждает ее во всем искать одного, а множество находить его мешает» /там же, с.116/;

– «мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы приблизиться к себе, а все убегаем, чтобы не встретиться самим с собою и промениваем истину на безделушки да и думаем: рад бы заняться духовным делом или молитвою, да некогда, хлопоты и заботы о жизни не дают времени к сему занятию» /христ.: Откровенные рассказы. 1991, с.93/.

А между тем актуальность самопознания для каждого человека и всего человечества трудно переоценить: «Это не роскошь… это острая жизненная необходимость. Потому что если человек сегодня не познает самого себя, то, может быть, этот век или век грядущий будут последними в многотысячелетней истории людей» /Ч. 1: Мень. 1993, с.83/.

Такое большое значение самопознания и познания вообще предполагает наличие правильного к ним подхода: с одной стороны, необходимо уделять им должное внимание, с другой стороны, не должно быть зацикливания на них. Последнее, например, произошло в гностицизме, гипертрофировавшем роль познания («гнозиса»). Кроме того, возможно и неправильное познание. Например, познание без благодарения Бога или познание без любви.

Первое было свойственно язычникам, о которых ап. Павел писал: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1:21-25).

Не менее негативно оценивается с христианской точки зрения и познание без любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2).

О самопознании нередко говорят и в нехристианских религиозных традициях: древнегреческой религии, даосизме, буддизме, исламе. «Познай самого себя!» – гласила знаменитая древнегреческая надпись. «Кто познал душу свою, тот познал своего Господа», – считает суфийская традиция /доп.: Жуковский. 1895, с.20/. Но, безусловно, существуют достаточные различия между разными религиозными направлениями в подходе к самопознанию.

Особенно это относится к восточным религиям, которые базируются на концепции пустотности «я». Согласно этой точке зрения, не существует ни «я», ни человеческой души, ни личности. Понятно, что самопознание в таком виде, как познание иллюзорности своего «я», диаметрально противоположно христианскому самопознанию, как познанию своей субстанциональной и бессмертной души.

Кроме того, надо иметь в виду, что понятие самопознания часто используют в самых разных, не совпадающих контекстах. Так, например, происходит в аналитической или глубинной психологии, основанной Карлом Юнгом. Приведем цитату, в которой восхваляется его вклад в дело самопознания: «При рассмотрении вклада Юнга в развитие нашей культуры становится очевидным, как мне кажется, одно его достоинство. Юнг дал явный ответ на самую актуальную психологическую потребность нашей культуры в самопознании, которая существует начиная с Эдипа и далее до Сократа, Гамлета и Фауста. Юнг не только взял максиму «познай себя» в качестве лейтмотива своей жизни, но и дал метод, с помощью которого каждый из нас может дать ответ на основной вопрос самопознания. Именно у Юнга мы можем найти ответ на вопрос, являющийся главным стимулом любой психологии вообще, – как познавать себя…» /доп.: Хиллман. 1997, с.65/. А фактически, все обстоит совсем наоборот, и это является принципиальным моментом: самопознание есть не гносеологическая, а онтологическая проблема. Психологическое самокопание без очищения и без благодатной помощи Божией не является истинным самопознанием, да и самопознанием вообще. Психологических методов анализа недостаточно, чтобы осветить глубины человеческой души, в которых обитают негативные духовные сущности. В результате этого подобное «самопознание» превращается в самообман и потакание своим грехам и слабостям, и, в конечном итоге, в общение с бесами. Что наглядно и показал пример самого Юнга.

Отчасти это не является секретом для последователей Юнга. Сам Хиллман пишет несколькими страницами позже: «существует множество ответов на все основные архетипические вопросы в зависимости от бога и мифологической системы, которая определяет наш ответ, бесстрастный и аполлонический, абстрактный и сатурнианский, в форме дионисийской разрядки или божественной любви, героических подвигов или гефестовых артефактов. По-видимому, не существует единственного способа самопознания…» /доп.: Хиллман. 1997, с.70/. Неудивительно, что в своем длинном перечислении Хиллман забыл христианство, только намекнув на него словосочетанием о божественной любви – между «дионисийской разрядкой» и «героическими подвигами». В конечном итоге, религиозную интроспекцию он «ставит особняком» /там же, с.71/ и фактически вообще не рассматривает.

Остановимся теперь на православно-христианской традиции самопознания. Первой и самой главной обязанностью человека в христианстве является обязанность возлюбить Бога, правильно Его познать и достойно почитать /христ.: Солярский. 1892, с.88/. С обязанностями к Богу неразрывно соединяются обязанности к самому себе и к ближним. И как в обязанностях христианина к Богу первое место занимает Богопознание, так в обязанностях к самим себе первое место занимает самопознание, без которой никакие другие обязанности к себе не могут быть должным образом исполнены /там же. с.190/.

Поэтому самопознание, безусловно, очень важно, о чем писали и пишут многие христианские авторы:

– «Прекраснейшей и важнейшей из всех наук несомненно является самопознание. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога» /христ.: Климент Александрийский. Педагог. 1996, с.213/;

– «Для чего меряешь горстию воду, небо пядию, и всю землю горстию (Пс. 40:12), – меряешь великие стихии, измеряемые для одного лишь Творца? Прежде всего познай самого себя, рассмотри, что в руках, кто ты» /христ.: Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с.477/;

– “»Внемли себе», чтобы мог ты различать вредное от спасительного” /Василий Великий. На слова… 1911, с.92/; “»внемли себе», т. е., внемли не тому, что твое и около тебя, но одному себе; ибо иное – мы сами; иное – принадлежащее нам, а иное – что около нас” /там же, с.93/. Для чего «со всевозможным тщанием вникать в себя самого»? Чтобы каждой части человеческого существа дать нужное: «плоти – пропитание и покровы, а душе – догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей…» /там же, с.93/;

– «Строгим, точным и правильным психологическим анализом (разбором, ведением) отличались все святые: апостолы, святители, мученики, преподобные, бессеребренники, Христа ради юродивые, столпники…» /Иоанн Кронштадтский. 1997, с.51/;

– «Без самопознания невозможна истинно-нравственная деятельность по отношению к себе, другим людям и Богу…» /Никанор (Каменский). 1898, с.3/.

Самопознание христианина состоит в правильном познании нашей человеческой природы, ее различных расположений, сил и свойств и их различного развития и состояния вообще, в познании всего этого в самом себе в особенности. Такое самопознание составляет важную и необходимую обязанность каждого христианина. Как пишет известный христианский подвижник VI века авва Исаия: «Познай самого себя, и убегай того, что для тебя губительно» /христ.: Исаия авва. 1883, с.51/.

К этому же примыкают и многие другие христианские подвижники и современные богословы:

– «самопознание есть верное понятие о своем духовном возрасте…» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.175/; «познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы» /там же, с.177/;

– “На то мы и умом одарены, дабы знать, что следует нам делать; и наставление «Познай самого себя» в данном случае означает не иное что как следующее: «Познайте, на какой конец все вы сотворены». Сотворены же мы и поставлены в сем мире для того, чтобы быть верными исполнителями заповедей, если хотим наследовать спасение” /христ.: Климент Александрийский. 1892, с.20/;

– «Будем непрестанно исследовать самих себя, в отношении ко всем страстям и добродетелям, чтобы узнать, где мы находимся: в начале ли, в средине, или в конце» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.193/;

– «Познавай убо, что в сердце твоем кроется. Посматривай туда часто, и увидишь, что в нем есть гордость, высокоумие, самолюбие, сребролюбие, гнев, зависть, славолюбие, нечистота, желание мщения, и всякая греховная мерзость» /христ.: Тихон Задонский. Т. 11. 1837, с.160/;

– «самопознание потребно; оно есть познание себя и особенно ограниченности своих способностей, своих недостатков и неискусства» /христ.: Назарий. 1885, с.72/;

– «Первый шаг – познать себя. Грех есть разделенность внутри нас самих и разделенность по отношению к другим… /христ.: Антоний митр. Сурожский. 1997, с.7/.

Трезвое самопознание приводит человека к весьма печальным выводам: «Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием» /христ.: Откровенные рассказы… 1991 с.24/.

Самопознание связано с совестью: «исследуй себя самого, не в возношении лжеименного знания внешней премудрости и не под нагромождением суетных помышлений, со страхом и трепетом» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.409/; «если хочешь узнать, какова твоя жизнь и каково состояние, спроси душу свою и скажи ей: душа, исполнила ли ты все заповеди Божии, или нет? И она, открыв уста совести своей, непременно скажет тебе настоящую истину» /там же, с.409/.

Истинное самопознание невозможно без смирения:

– «Уж конечно мы не думаем, что приемами различения, умозаключения и расчленения человек способен познать самого себя, если трудным покаянием и напряженным борением не изгонит прежде из собственного ума гордость и лукавство. Потому что кто не приведет своего ума таким путем и к такому устроению, тот не увидит даже своего незнания, а только с этого начинается успешное познание самого себя» /христ.: Григорий Палама. 1995, с.73/;

– «Всякий познавший себя, почил от всех дел… и вошел в святилище Божие, в мысленное богослужение Духа и в божественное пристанище бесстрастия и смирения» /Никита Стифат. 1900, с.122/. «Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце…» /там же, с.121-122/. «Когда кто познает себя, а это требует многого со вне охранения, упразднения от дел мирских и строгого испытания совести, – тогда тотчас внезапно приходит в душу и божественное некое паче слова смирение, приносящее сердцу сокрушение и слезы теплого умиления: так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себя землею и пеплом…» /там же, с.122/.

Из самопознания проистекает молитва: “Только тот кто увидел внутренними очами свою Душу и познал ее достоинство, только тот при помощи Божьей Силы видит и познает и свое страшное падение. И какое это таинственное видение – увидеть свою бестелесную душу, Божью Умную Красоту, и увидеть ее в хламиде страстей, увидеть в смрадном рубище вожделений и греха. Это видение бывает потрясающим, неописуемым, божественным. Это видение и рождает неутихающий вопль: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»” /христ.: Журавский Иоанн. 1996, с.75-76/.

Истинное самопознание приводит к смирению, незлобию и милосердию, ибо кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозносится над другими. Этим уничтожается повод к такому важному греху, как осуждение других. Поэтому, «каждый должен заботиться о своих болезнях душевных, и каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего» /христ.: Исаия авва. 1883, с.62/; «Посему, христиане сами должны употреблять все старание, но вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми… Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым» /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.113/.

В этом важное отличие христианского самопознания от самопознания языческого. Св. Григорий Палама пишет: “Приоткрою тебе чудовищную глубину лукавства внешних философов. Лукавый и те, кто научился от него лукаво мудрствовать, украли одну нашу полезнейшую заповедь и выставляют ее как некую лукавую приманку благодаря сходству выражений «Внемли себе» и «Знай самого себя»” /христ.: Григорий Палама. 1995, с.18/. Имеется в виду сравнение и противопоставление древнегреческого принципа «познания самого себя» и часто используемого в святоотеческой традиции выражения «внемли себе» (Втор. 15:9), как оно звучит в переводе 70-ти и в славянском переводе (синодальный русский перевод этого места звучит так: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль»).

По Григорию Паламе языческие авторы использовали призыв к самопознанию в качестве приманки: «Но если разберешь, каков для них смысл этой заповеди, обнаружишь пучину злоучения: исповедуя переселение душ, они считают, что человек достигнет самопознания и исполнит эту заповедь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; разузнает же он это, покорно отдавшись коварным нашептываниям злого духа» /там же, с.18-19/.

Самопознание также необходимо и в деле богопознания и богопочитания. Кто не знает самого себя, тот не может правильно познать и Бога, не может, следовательно, исполнять и своих обязанностей к Нему:

– «Кто знает самого себя, тот знает и Бога. Кто же знает Бога, тот воздает Ему приличное поклонение» /христ.: Антоний Великий. 1826, с.165/;

– «Ты хочешь познать Бога? Прежде познай самого себя» /христ.: Нил препод. 1827, с.171/.

– «Точное соблюдение себя самого даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если «внемлешь себе», ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» /Василий Великий. На слова… 1911, с.98/;

– «Но, о, братия мои и отцы! Умоляю, да восподвизается каждый из нас сначала познать себя самого, дабы потом иметь возможность иной раз от того, что в меру нашу, познать и то, что выше нас. Ибо кто не познал прежде себя самого так, чтоб мог с Давидом говорить: аз есмь червь, а не человек (Пс. 21:7), и с Авраамом: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27), тот никак не может познать что либо из духовного и божественного духовно и достойно, и как подобает вышеестественному и премудрому Духу» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.342-343/;

– «чрез сие себя самого и натуры познание должен человек познавать Бога…» /Михаил (Десницкий). 1819, с.4/;

– «Прежде нежели кто восхощет узнать Бога, должен познать себя самого: ибо познать Высочайшее Существо не возможно, разве познаем собственное уничижение свое» /христ.: Кандорский. 1798, с.10/.

Именно изнутри, через свою душу человек и приходит к Богу: «Как телесные чувства, поелику тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей бессмертное и помышляющей о бессмертном, необходимо и самой быть бессмертною, и жить вечно. Ибо понятия и созерцания бессмертия никогда не оставят ее, пребывая в ней и служа как бы подгнетом к поддержанию бессмертия. Посему-то душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со-вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове» /христ.: Афанасий Великий. Т. 1. 1994, с.170/.

Истинное самопознание есть не просто какое-то абстрактное самоуглубление, а познание в себе Христа: “Сын Божий сошел и принял душу не для того, чтобы душа познала себя во Христе, но чтобы познала Христа в себе. Ибо опасность грозит ей не от незнания себя самой, а от незнания Слова Божьего:В Нем, – говорит [апостол], – открылась вам жизнь (1Ин. 1:2), а не душа, и так далее. Я пришел, – говорит Он, – спасти душу (Лк. 9:56), – но Он не сказал «показать»” /христ.: Тертуллиан. 1994, с.175/.

Истинное самопознание настолько важнo, что оно необходимо и для правильного познания ближних и правильной любви и уважении к ним. Кто не знает самого себя, тот никогда не научится правильно знать и понимать их, должным образом обращаться с ними, любить и уважать их. Самолюбие, гордость и другие подобные пороки, удаляющие человека от Бога и ближних, всегда имеют в своем основании неправильное понятие о себе, или незнание самих себя (Лк. 18, 11; Откр. 3, 17). С другой стороны, познание самого себя может происходить не только через самоисследование и самосозерцание, но и через самораскрытие в делах и поступках, т. е. по отношению к другим людям /доп.: Куликов. Психология настроения. 1997, с.184/.

Основные формы самопознания реализуются через интровертность, обращенность в свой внутренний мир. Это не так просто сделать: «всю свою жизнь, от детства до старости, мы проводим большею частию вне себя, гоняясь то за материальными выгодами, то за внешним блеском, то за приобретениями в области наук и искусств, то даже за самыми пустыми и бесплодными удовольствиями; а идти домой и посмотреть, что у нас есть и чего нет, что делается и чего не делается, что требуется в жизни внутренней для внешней, и каким образом приобресть эти условия, – того мы не хотим» /Карпов. 1860, с.18-19/. Обычно человек знает не себя, а свое, которое он и принимать за себя /там же, с.20/

Св. Иоанн Кронштадтский призывал: «Заглядывай внимательнее, глубже в свой внутренний, душевный или духовный мир, полный величайшего умственного и нравственного интереса, и не увлекайся внешним, вещественным, преходящим и исчезающим миром… В том внутреннем мире предстоит тебе много, много дела и усилий по причине извращения нашего духовного порядка или законов творческих и душевного, и физического растления» /Иоанн Кронштадтский. 1991, с.57/.

От внешней аскезы – к внутреннему богомыслию, от молчания уст – к безмолвию разума, от уединения – к единению с Богом, от внешней активности на благо человечества – к внутренней просветленной любви к людям: таков путь христианского подвижника /христ.: Иларион (Алфеев). 1998, с.95/.

Самопознанию научают христиан примером своим христианские святые. Самопознание было преимущественно задачею святых отшельников и пустынножителей. Удалившись от мира, они следили за каждою своей мыслью, за каждым движением души своей, умели различать самые тонкие оттенки своих мыслей, в желаниях и движениях сердца; достигали через то и сами высокого духовного совершенства, и умели вести других к этому совершенству. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов): «Святые иноки, достигнув при свете Божественной благодати самовоззрения, которому самообольщение уже не может давать той неправильности и темноты, которые оно сообщало философам, водимым духом века сего, духом лжи и прелести, соделались единственными истинными психологами» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.295/.

Из глубины своего духовного опыта св. отцы советуют:

– «Внимай себе и познай действия, происшедшие в тебе от смирения и плача, и замечай, какую пользу приносят они тебе каждый час» /христ.: Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2, с.525/;

– «Будь всегда внимателен к себе самому… Входи непрестанно сам в себя, и смотри: какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли перед тобою, какие из них пропали и совершенно отступили от тебя, и какие из них начали умолкать вследствие душевного твоего здравия, а не вследствие удаления того, что смущало тебя, и какие научился ты одолевать умом, а не лишением себя того, что служит для них поводом? Обрати также внимание на то, точно ли видишь, что среди загноения язвы твоей начала нарастать живая плоть, т. е. душевный мир. Какие страсти постепенно и какие стремительно понуждаются, и чрез какие промежутки времени?» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.189-190/.

Самопознание в наше время важно не только на индивидуальном, но и на национальном и, даже, глобально-общечеловеческом уровне. Божий промысл распространяется на отдельных людей, на все человечество, и на отдельные «царства и народы» /христ.: Макарий (Булгаков). Т. 1. 1999, с.582/. Поэтому все, что мы говорили о самопознании по отношению к отдельному человеку, относится и ко всему народу, который должен через самопознание внимательно изучать пути промысла Божия по отношению к нему /доп.: Красин. 1917, с.848/. Самопознания народа есть надежный способ предотвращения национализма и общенародного эгоизма, ибо познавший свои немощи народ не станет выпячивать свои заслуги и превозноситься над другими народами.

 

^ Трудности самопознания

Но сколь важно самопознание, столько же и трудно его достижение. Препятствий этому великое множество /христ.: Солярский. 1892, с.90/.

Во-первых, самолюбие, по которому человек обыкновенно считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле, скрывая или уменьшая свои недостатки и своим заслугам и преимуществам придавая более высокую значимость. При этом у человека формируются так называемая психологическая защита, которая и служит поддерживанию подобной неадекватной самооценки.

Во-вторых, привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, боимся заглянуть в самих себя и спросить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и замечаем иногда какие слабости, стараемся извинять их, оправдывать.

В-третьих, легкомыслие и рассеянность, по которым люди слишком много думают о временных своих занятиях, слишком заботятся о земных благах, слишком преданы жизненным удовольствиям, живут с желанием непрестанных развлечений, не помышляя о самих себе. Этому, к сожалению, способствует и современный образ жизни – особенно в крупных городах. На формирование подобного, потребительского, отношения к жизни направлено и воздействие средств массовой информации: телевидения, прессы, радио и т. д.

В-четвертых, негативную роль могут сыграть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно распространенная ситуация и по отношению к христианству: пока человеку неплохо, он мало задумывается о религиозных вопросах и далек от христианства, и, наоборот, когда у него появляются серьезные проблемы, тогда он вспоминает о существовании Бога.

В-пятых, притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Это важнейшая проблема так называемых малых референтных групп, к которым можно отнести семью, класс (для школьников), курс (для студентов), рабочий коллектив (для взрослых). Если в этих группах не будет доверительного, честного отношения друг к другу, то у человека вообще не будет опыта подобного общения (и подобного отношения к нему самому). Человек получается как бы психологически ущербным, однобоким, что не может не сказаться и на его внутреннем мире.

В-шестых, сказываются предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках часто судят несправедливо: иную добродетель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не считают и пороком. Причем со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Это есть проблема больших социальных групп: классов, наций, народов (и связанных с ними политических и государственных структур).

 

^ Средства против трудностей в самопознании

Чтобы устранить препятствия и достигнуть познания самих себя, необходимо следующее. Во-первых, надо сознать саму важность самопознания и иметь истинное и твердое желание правильно познать себя.

Во-вторых, надо чаще отвлекать свой дух от всего внешнего, от развлечений внешней жизни, углубляться внутрь себя и поставлять себя в присутствии вездесущего и всеведущего Бога.

В-третьих, надо тщательно и беспристрастно наблюдать за собой во всех разнообразных обстоятельствах и отношениях с жизнью с разных сторон и при разном расположении духа. Надо наблюдать и за внутренними нашими движениями, за образом наших мыслей, чувствований и желаний, и за образом их проявления и действий. Наблюдать за собою и в душе, и во внешней жизни, и правильно различать, что в нас есть нашего – духовного, небесного, и что – внешнего, чувственного, земного. По меткому библейскому слову: «душа человека иногда больше скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте наблюдения» (Сир. 37:18)

В-четвертых, надо наблюдать и за другими людьми, что ведет к правильному познанию и самих себя (своих лучших и худших сторон).

В-пятых, надо терпеливо внимать суждениям о нас других людей, особенно людей здравомыслящих и благонамеренных, желающих нам истинного добра. Эти суждения могут иногда открывать нам такие в нас стороны, которых мы сами и не приметили бы за собой.

В-шестых, надо внимательнее изучать науку о душе человеческой, то есть психологию, поверяя ее учение собственным опытом и наблюдениями /христ.: Солярский. 1892, с.193/, – имелась в виду дореволюционная, не атеистическая психология. После критического анализа, безусловно, можно было бы использовать и некоторый опыт современной академической психологии, поскольку нельзя без разбора отрицать всю ее целиком.

В-седьмых, надо быть внимательнее к внешней природе. Взгляд на нее, с одной стороны, смиряет нашу горделивость, давая нам увидеть, как слабы и ограничены наши силы, как незначительны все успехи нашего знания, как кратка и скоротечна наша жизнь. С другой стороны, природа знакомит нас с самими собою и тем, что пробуждает в нас чувство истинного достоинства, показывая нам, что мы пользуемся особенной любовью и благостью Бога, будучи наделены особыми дарами и преимуществами перед всем виденным.

В-восьмых, надо чаще и беспристрастнее испытывать свою совесть, что особенно одобряется св. отцами. Только оно должно происходить не по мирским правилам, а по учению и примеру жизни Спасителя.

В-девятых, в столь трудном деле, как самопознание, невозможно достичь успеха без высшей помощи, без постоянного обращения к Богу с молитвой о поддержке и помощи.

В-десятых, истинное самопознание невозможно без помощи и учительства: «если кто не позаботится наперед, долгим молением, с милостынею, постом и бдением, познать себя самого и свою немощность, то он не может познать и того, что без духовного отца, руководителя и учителя, нельзя человеку соблюсти, как должно, заповеди Божии, жить вполне добродетельно и не быть уловлену сетьми диавольскими» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.107-108/. Учителем же каждого христианина в его самопознании в широком смысле является Церковь: «Церковь – источник самопознания самый ясный, чистый, совершенный… источник всякого истинного познания, мудрости совершенной, учительница совершенного общежития» /христ.: Иоанн Кронштадтский. 2001, с.93/.

В-одиннадцатых, истинное познание самого себя есть, в первую очередь, осознание своей немощи /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.272/. Это есть самый первый шаг на духовном пути, и возможен он только с помощью Божьей:

– «Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрытых забвением и неведением» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.55/;

– «восчувствовать грехи свои – есть Божие дарование…» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.228/.

azbyka.ru

5 способов самопознания / Саморазвитие / То, что меняет людей.

Когда я покупаю новый телефон, то провожу целый вечер за тем, чтобы разобраться, как им пользоваться. Чтобы понять, как пользоваться самой собой и тем, чем наградили меня природа и родители, нужно гораздо больше усилий и времени. А так как любой человек является саморазвивающейся и постоянно меняющейся системой, то разбираться в себе можно всю жизнь, постоянно совершенствуя свои навыки самопознания.

Самопознанием можно заниматься различными способами.
Вот некоторые из них:
— самопознание через ориентирование на мнение окружающих
— самопознание через самонаблюдение
— самопознание через самоанализ
— самопознание через контакт с другими людьми
— самопознание с помощью тестов

Самопознание через ориентирование на мнение окружающих
Этот способ самопознания является самым доступным, потому что высказывать свое «авторитетное» мнение о других людях, давать им непрошеные советы и бесконечные рекомендации у нас любят почти все. В детстве и в юные годы мы так беззащитны перед этой способностью окружающих, что верим им безоговорочно, впитываем в себя чужие мнения, как губка, а потом всю оставшуюся жизнь ищем себя истинных, пытаясь «переварить» или «выплюнуть» то, что из лучших побуждений «навешали» на нас многочисленные, невоздержанные на язык «благожелатели».

Когда мы взрослеем, становимся сильнее, мудрее и опытнее, мнения окружающих уже не представляют для нас особой опасности. Мы понимаем, что если Вася Пупкин сказал нам, что мы глупы, жадны и некрасивы, то это его проблемы, потому что, как известно, соломинку в чужом глазу видит тот, кто не замечает бревна в собственном. Если то же самое скажет про нас и Петя Сидоров, то мы решим, что они с Васей Пупкиным просто сговорились. Если же все в нашем окружении твердят то же, что и эти двое, то мы подумаем, что весь мир сошел с ума, и поменяем свое окружение, найдем тех людей, для которых мы не глупы, а эмоциональны, не жадны, а экономны, не уродливы, а своеобразны.

Самопознание с помощью этого сомнительного метода неизбежно приводит нас к кризису идентичности, когда мы начинаем понимать, что мы не совсем такие, какими нас видит мама, и не такие, как думает папа, на наш счет сильно заблуждались и наша учительница Марья Ивановна, и бывший супруг Дормидонт…
И тут начинается самое интересное: избавление от ложного «Я» и поиски себя истинных. Этому способствуют остальные из названных в начале статьи методов самопознания.

Самопознание через самонаблюдение
Гештальт-терапевты считают, что самонаблюдение и осознание себя – это первый и очень важный шаг к позитивным переменам в нашей жизни. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности. Его тренировке и развитию способствуют и дневниковые записи, и специальные упражнения и приемы.

Один из приемов самонаблюдения называется «Дверной проем». Самонаблюдение происходит таким образом. Выберите любой дверной проем в вашей квартире и пообещайте себе, что каждый раз, когда вы будете через него проходить, то ответите себе на один из вопросов:
«Что я сейчас чувствую?»
«Что я сейчас делаю?»
«О чем я сейчас думаю?»

Можно за каждым дверным проемом закрепить свой вопрос. Например, когда я занимаюсь самонаблюдением, выходя из своей квартиры или заходя в нее, то спрашиваю себя о чувствах.

Есть у меня один странный дверной проем, проходя через который, я часто забываю, зачем я шла туда, куда шла, и что хотела сделать, поэтому за ним я закрепила вопрос: «Что я сейчас делаю?»

В дверном проеме, ведущем в мой бывший рабочий кабинет, я нередко спрашивала себя: «О чем я сейчас думаю?» Когда обнаружилось, что на входе мои мысли становились все мрачнее и мрачнее, а на выходе все светлее и радостнее, я уволилась.

На одном из тренингов мы занимались самонаблюдением так. Делились на пары, садились друг напротив друга и обменивались фразами, которые начинались со слов: «Я сейчас чувствую, что у меня…», а дальше у каждого было что-то свое: чешется левое ухо, заложена правая ноздря, сильно колотится сердце, затекла рука, напряжена челюсть, появилось желание кое-кого причесать, появилась мысль, что мы занимаемся ерундой и т. д.

Чтобы помочь своим клиентам глубже осознать себя на разных уровнях, я часто предлагаю им поработать в такой технике самонаблюдения, как « SIBAM», которая предполагает получение ответов на следующие 5 вопросов:
— Что ты сейчас ощущаешь?
— Каким чувством сопровождается это ощущение?
— На что это похоже (имеется в виду образ, метафора)?
— Что тебе хочется сделать из этого ощущения или чувства?
— Что ты обо всем этом думаешь?

Не важно, в какой последовательности задавать эти вопросы и как их формулировать. Главное, пройтись по основным пяти пунктам:
1. Чувства
2. Ощущения
3. Мысли
4. Действия
5. Образы

После этого упражнения у человека возникает ощущение, что он собирает себя воедино, как мозаику. Этот процесс самонаблюдения приводит к переживанию целостности.

Самоанализ. Этот метод самопознания очень любят психоаналитики и те их клиенты, которых можно назвать жесткими логиками, интеллектуалами. Таких хлебом не корми, дай только что-нибудь проанализировать, докопаться до сути, до самых глубинных причин всех своих и чужих проблем.

Анекдот в тему. Встречаются два психоаналитика. Один из них внимательно смотрит на коллегу, анализирует его внешний вид, позу, взгляд, жесты и говорит: «Ну, я вижу, что у тебя дела идут хорошо. А как у меня?»
Я какое-то время ходила к психоаналитику, анализировала с ним свои сновидения. Это было очень увлекательно, а главное, заниматься этим можно бесконечно, потому что внутренний мир любого человека, как космос. Как только прорабатывается верхний слой подсознания, на поверхность поднимаются более глубокие.

Сейчас я раз в две недели хожу на терапевтическую группу по символдраме. Это одно из психоаналитических направлений, которое предполагает работу с образами и проработку своих проблем на символическом уровне с последующим их анализом.
Терапевты по методу символдрама считают, что воображение рисует нам те образы, которые указывают на наши неосознанные, вытесненные в подсознание чувства, желания и потребности. Поэтому с помощью символдрамы можно легко узнать про себя то, чего раньше не знал. Например, я обнаружила у себя много вытесненной злости и теперь ищу конструктивные способы ее проявления, чтобы не разрушать себя, окружающих и отношения с ними.

Самопознание в контакте с другими
Самопознанием с помощью этого метода хорошо заниматься в специальных гештальт-группах. Гештальтисты считают, что то, как человек контактирует с окружающим миром, очень четко характеризует и его самого, и то, что ему необходимо для разрешения его проблем. Получается, что Шерлок Холмс из следующего анекдота тоже гештальтист.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон пролетали на воздушном шаре над незнакомой местностью. На берегу озера они заметили человека с удочкой. Приблизившись к нему, Холмс спросил:
— Скажите, любезный, а где мы находимся?
Рыбак ответил не сразу, вначале он посмотрел на вопрошающих, потом на воздушный шар, затем опустил голову и почесал затылок и только после этого произнес:
— В воздушном шаре, сэр.
Шерлок поблагодарил за ответ и, обращаясь к Ватсону, заявил:
— Этот человек наверняка когнитивный терапевт.
Доктор удивился:
— Как вы догадались, Холмс?!
— Элементарно, Ватсон! Во-первых, он подумал, прежде, чем ответить, во-вторых, сказал чистую правду, и, в-третьих, эта правда совершенно бесполезна.

Гештальт-группа – это одно из немногих мест, где вместо оценки, совета, нелицеприятной или ложной характеристики, того, чего слишком много в нашей реальной жизни, можно получить от участников группы честную обратную связь, которая поможет вам лучше понять себя и свое место в мире, активно способствует самопознанию. Что такое обратная связь? Это те чувства, ощущения и желания, которые появляются у окружающих на ваши слова, действия и другие проявления.

В моей обучающей гештальт-группе, которую я посещала несколько лет назад, терапевт очень внимательно следил за тем, чтобы никто из участников не «срывался» на привычные интерпретации чужого поведения, не давал непрошенных советов, говорил о себе, от первого лица, а не «засыпал» кого-нибудь многочисленными агрессивными вопросами, как из рога изобилия. Все это было запрещено правилами группы, где мы учились контактировать непривычным, но более здоровым образом и, используя обратную связь участников, избавлялись от ложного «Я», все больше и больше приближаясь к своей истинной сути.

Самопознание с помощью тестов
Когда у меня спрашивают, можно ли максимально сократить процесс самопознания, можно ли познать себя быстро, без постоянного хождения на психологические консультации, индивидуальную и групповую психотерапию, бесконечного чтения психологической литературы и просмотра полезных фильмов, я вспоминаю некоторые тесты, с помощью которых я быстро узнала про себя много нового. Здесь я опишу один из них.
Тест «Самолет»
Представьте себе, что вы летите на самолете над степью. Рассмотрите ее с высоты птичьего полета и запишите несколько определений, которые лучше всего характеризуют вашу степь.

Вдруг ваш самолет терпит какое-то бедствие, поэтому вынужденно совершает аварийную посадку. Что вы делаете после этого? Каковы ваши действия? Опишите их письменно, чтобы не забыть потом, когда будете интерпретировать свои ответы.

Затем представьте себе сосуд. Какой он? Что хочется с ним сделать Зафиксируйте свои ответы.

Определившись с сосудом, вообразите собаку. Какая она? Что делает? На каком расстоянии от вас находится? Что вы испытываете в ее присутствии? Продолжаете ли дальнейший путь вместе с ней или без нее?

Дальше вы встречаетесь с верблюдом. Удается ли на него взобраться? Вы продолжаете свой путь верхом? Ваш верблюд шагает медленно и чинно или скачет галопом? Где находится собака?

Продолжайте свой путь. Впереди появляется женщина. Какая она? Что между вами происходит? Где в это время находятся верблюд и собака? Берете ли вы женщину с собой или оставляете там, где встретили?

Вы двигаетесь дальше. Неожиданно перед вами возникает препятствие. Что это? Удается ли его преодолеть? Как вы это делаете?

Преодолев помеху, вы выходите к морю. Что вы там делаете?

Все, тест пройден. Расшифровка очень простая.
Степь символизирует актуальное состояние. Она может быть сухой и выжженной солнцем (такое часто бывает при депрессивных состояниях) или зеленой и цветущей.

То, как вы себя ведете после аварийной посадки самолета, это ваш привычный способ поведения в кризисных ситуациях. Кто-то лежит раненый и ждет помощи, кто-то зовет на помощь, а кто-то идет искать спасение сам.

То, как вы обращаетесь с сосудом, может многое сказать про ваши отношения с матерью или другими женщинами. Например, если человек пьет из сосуда и забирает его с собой, то отношения, скорее всего, гармоничные, а если разбивает его или выбрасывает, то конфликтные.

Собака символизирует дружбу, отношения с друзьями. Один мой знакомый, переживший предательство друзей, увидел мертвую, смердящую собаку. Если с друзьями все благополучно, то представляется веселый игривый пес, который бежит вам навстречу, виляя хвостом. Если вы спокойно проходите мимо собаки, то, возможно, дружба для вас не очень важна.

Верблюд – это карьера. Кто-то взбирается на него с трудом, перед кем-то животное склоняется само, на кого-то плюет свысока.

Женщина символизирует вашу совесть. Кто-то с ней советуется, кто-то занимается сексом, а потом берет с собой, но есть и те, кто не обращает на женщину никакого внимания.

Препятствие в образе символизирует то, что мешает двигаться к цели.
Море символизирует нашу способность отдыхать и расслабляться.

Таким образом, познавать себя можно по-разному. Руководствоваться в самопознании только лишь чужим мнением о вас нежелательно. Познавайте себя через самонаблюдение и самоанализ вашего способа контактирования с окружающим миром. Если хотите быстрых результатов в самопознании, попробуйте использовать тесты.

Фотография: Corbis/Fotosa.ru

levelberi.ru

Ответы Mail.ru: Что такое «САМОПОЗНАНИЕ»

САМОПОЗНАНИЕ

— так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:

1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;

2) сведения о себе человек получает не только (часто — и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников — объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.

Самопознание — познание себя — одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;

2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;

3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима — ведь всякое продвижение в ней — шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира — он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я? «, «что во мне не так? «, «каким я должен быть? «. Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (=> Сверх-Я) — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

otvet.mail.ru

Самопознание

Дата публикации . Опубликовано в Развитие

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных.

Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным,останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Самопознание – это познание самого себя, оно является инструментарием открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.

Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание часто не приводит к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание нуждается в тактичном сопровождении, например, со стороны тематических обновляемых сайтов, на которых размещены материалы исключительно по данной обширной теме, буквально по крупицам собранные из различных источников и раскрывающие её с разных сторон. Эти сайты, как учителя, которые, не навязывая стереотипов, вовремя поддержат, окажут информационную помощь, дадут совет, научат обращаться к собственному опыту или к опыту других людей.

Саморазвитие является важнейшей составляющей в жизни каждого человека и представляет собой процесс непрерывного самосозидания личности, который в интегрированном виде включает в себя самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию. Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания.

www.innervoice.ru

www.vitamarg.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *