Самопознание значение слова: Страница не найдена — Всловарике

Содержание

Значение, Определение, Предложения . Что такое самопознание

Я думаю, Дакота, ты поймешь мужчин, когда углубишься в самопознание.
Она видела в искусстве ключ к раскрытию многообразия города через коллективное взаимодействие, взаимное самопознание, отдых и воображение.
Недавно слонам было предложено пройти тесты на зеркальное самопознание, и такие тесты были связаны со способностью к эмпатии.
В индуизме самопознание — это знание и понимание Атмана, того, чем он является, и того, чем он не является.
В игре используется повествовательная история, ориентированная на самопознание и фундаментальную природу реальности.
Это может обеспечить освобождение и удовольствие, а также самопознание, что полезно для приятного секса с партнером.
Экзистенциальный гуманизм-это гуманизм, который утверждает, что человеческий субъект борется за самопознание и самоответственность.
Далее, они оба рассматривают самопознание как средство освобождения, свободы и блаженства.
Различные пути, говорит Кришна, направлены на самопознание, и если их правильно проводить, то они ведут к самопознанию.
В 1914 году он начал стилистическое самопознание и получил несколько наград, в первую очередь за новые разработки в области медальной работы.
Самопознание, научное изучение самого себя.
Самопознание считалось необходимым условием успеха и неотъемлемым благом.
Богиня просто исчезла, дав ему тишину, и самоанализ в этой тишине, утверждает Рибху, открыл ему самопознание.
Было обнаружено, что позитивное и негативное самопознание опосредует влияние реляционной виктимизации на симптомы депрессии.
Следующие три года группа прошла через самопознание, написав свою собственную музыку.
Самость имеет много граней, которые помогают составлять ее неотъемлемые части, такие как самосознание, самоуважение, самопознание и самовосприятие.
Самопознание иногда называют Я-концепцией.
Самопознание-это желание большинства людей.
Мы ищем самопознание благодаря мотиву оценки, мотиву самосовершенствования и мотиву последовательности.
Другие результаты
На протяжении всего фильма музыкант вынужден сталкиваться со своими темными побуждениями и иметь дело с самопознанием, искушением, изоляцией и возрождением.
Знание Атмана, также называемое самопознанием, является одной из определяющих тем всех основных ортодоксальных школ индуизма, но они расходятся в том, как это сделать.
У них есть внутренняя жажда, утверждает Упанишада, и мир всегда интересен тем, кто обладает самопознанием.
Тот, кто обладает самопознанием, уравновешен, говорится в стихе 1.54.
Самосознание человека, его самоуважение и самообман-все это относится к той части его личности, которая связана с самопознанием.
Джемма мечтает о самопознании, Фелисити-о власти, Пиппа-о настоящей любви, а Энн-о красоте.
Хрустальный образ восходит к Священному эдикту о самопознании, а линии полубог/Когер напрямую связаны с переводом Паундом женщин Трахиса.
Нарада признается Санаткумаре, что ничто из этого не привело его к самопознанию, и он хочет знать о себе и самопознании.
Его поза очень естественна и говорит о самопознании.
Аполлон воплощает божественное в самопознании, мере и разумном порядке.
На самом деле, врожденная тяга людей к самопознанию — просто поразительна.

Слово самопознание — синонимы по словарю

Найдено 2 синонима. Если их недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Значение слова самопознание – (анг. self-knowledge) ср. Познание самого себя, собственной сущности.

Морфологический разбор слова самопознание

Часть речиИмя существительное
Морфологические признаки
  • единственное число
  • именительный падеж
  • неодушевленное
  • средний род
Варианты грамматических значений
  • самопознание
  • самопознания
  • самопознанию
  • самопознание
  • самопознанием
  • самопознании
  • самопознания
ПадежЕдинственное числоМножественное число
Именительныйсамопознаниесамопознания
Родительныйсамопознаниясамопознаний
Дательныйсамопознаниюсамопознаниям
Винительныйсамопознаниесамопознания
Творительныйсамопознаниемсамопознаниями
Предложныйсамопознаниисамопознаниях

Слово ❝самопознание❞ в русской литературе

ЭТИ СОКРОВИЩА: СВЯТОЙ АЛТАРЬ САМОПОЗНАНИЯ БЕЗДОННЫХ ГЛУБИН НАШЕГО БЫТИЯ
Гольцшмидт Владимир Робертович “«Пускай алонежные лепестки…»“
– Право? – воскликнул барон и опрометью бросился на крыльцо, оставив собеседника в порыве грустного размышления и самопознания. Аптека была устроена с некоторою щеголеватостью
Соллогуб Владимир Александрович “Аптекарша“
Если бы сознание свободы не было отдельным и независимым от разума источником самопознания, оно бы подчинялось рассуждению и опыту; но в действительности такого подчинения никогда не бывает, и немыслимо
Толстой Лев Николаевич “Война и мир. Том 4“
Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие
Лермонтов Михаил Юрьевич “Герой нашего времени“
Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие
Лермонтов Михаил Юрьевич “Княжна Мери“
Человек освобождается от страдания только самопознанием, когда он лично перестанет создавать причину страдания
Гольцшмидт Владимир Робертович “О радости жизни“
Равно чувства напоминают человеку о его чувственности; но сие познание своего бытия в животном столь тупо, столь мрачно, так сказать, что с самопознанием человека ни в какое сравнение войти не может
Радищев Александр Николаевич “О человеке, о его смертности и бессмертии“
Даром критического самопознания, – таково уж свойство всех скотов на свете, – он не обладал, а из окружающих никто ни разу в жизни не решился ему намекнуть, что он скот и ничего больше
Черный Саша “Прискорбный случай“
О Боже, он придумал вещество, способное к самопознанию. Какую-то пластмассу – дрянь какую-то… Девица
Погодин Радий Петрович “Салат с кальмарами“

Самопознание и его роль в развитии школьников

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового возрас­та. Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С. Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны (например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д. Не каждый человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия. Именно это делает невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия, а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и лич­ностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В. Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых» [1, с. 13].

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять коммуникативной ситуацией.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно, чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне самопознания.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравит­ся), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекатель­ную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества лично­сти. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а ино­гда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятель­ности, стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее». Подростки и старшеклас­сники пишут: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельно­сти», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем ха­рактере доминируют лидерские качества».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотно­сятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность. Перспек­тивные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профес­сию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особен­ности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содер­жание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного че­ловека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечива­ется сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем вос­питанности учащихся. Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взросло­го, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту, быть воспи­тательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрос­лыми, в первую очередь близкими и родными. Еще один вариант содержания Я-идеального свя­зан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной лич­ности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недо­статочной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего желания измениться в лучшую сто­рону появляется под влиянием внешних оценок (например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной дея­тельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.

Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле, веселый хороший или плохой». Такие суж­дения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может про­являться и при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом инже­нером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуж­дения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планиро­вания и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения яв­ляются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значи­мые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные ка­чества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указыва­ет на уровень рефлексивности их самопознания.

Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыс­лению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затруд­няющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угры­зения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, кото­рые осознаются как мешающие развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более терпе­ливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкрет­ного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность из­менить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный чело­век, так как всегда пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую сторону» (Маша Е., 9-й класс).

В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и перспективные само­характеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколь­ко профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удо­вольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из­за того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания прояв­ляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих неудач и негативных переживаний и практически никогда не стре­мятся что-то поправить.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они вы­сказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно изба­виться от недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно предположить, что такое неверие в себя при силь­ном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравне­нии уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникатив­ной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуж­дать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутст­вие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качест­ва в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управ­лению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Самопознание — понятие и значение


Рассмотрим что означает понятие и значение слова самопознание .

Самопознание это — 1. Познание самого себя, собственной сущности.

Самопознание это — 1. Самопознания, ( книжное философия ). Познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

-я, средний род

Познание самого себя, своей сущности.

Прекрасно его {человека} стремление к самопознанию и познанию природы. М. Горький, Леонид Андреев.


Часть речи


Имя существительное

Словоформы


самопознанье, самопознания, самопознанья, самопознанию, самопознанью, самопознанием, самопознаньем, самопознании, самопознаньи, самопознаний, самопознаниям, самопознаньям, самопознаниями, самопознаньями, самопознаниях, самопознаньях

Синонимы wiki


рефлексия, автогнозия, геавтогнозия, познание

См. также

… переводу процесса воспитания в самовоспитание Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание Сущность метода самоанализа заключается в том, что ребенок (чаще всего подросток ) проявляет интерес … … собственного мнения о своем поведении , положении в коллективе , об отношениях с товарищами , родителями и учителями ) Самопознание способствует превращению ребенка в субъект воспитания на основе восприятия себя как самостоятельной , неповторимой … (Теория воспитания. Организация и методика воспитательной работы)

… основополагающих личностных факторов успешности консультанта : аутентичность , открытость собственному опыту , развитие самопознания , сила личности и идентичность , толерантность к неопределенности , принятие личной ответственности , глубина отношений … … проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций Развитие самопознания Ограниченное самопознание означает ограничение свободы , а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора … (Психологическое консультирование)

… человеческого бытия : — соединяет в себе другие виды бытия ; — рефлексирует . Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний . Самоанализ . Материя — это объективная реальность , существующая … (Философия)

… активности восточного человека , в отличие от западного , направлен не во вне , а на внутреннее самосовершенствование , самопознание Весьма наглядны в этом плане основные нормы буддистской этики , нацеленные на глубокое сосредоточение … (Философия)

… дисциплин Однако филология сохраняется как единая отрасль науки Заметным в этот период стало самопознание филологии Дискутируется сам факт существования филологии как самостоятельной области знания Отечественный … (Лекции по филологии)

… обеспечением современных видов коммуникации . — политической , правовой , рекламной , межкультурной , интернеткоммуникации и др Самопознание филологии В настоящее время заметны различия в понимании филологии как отрасли . гуманитарного знания … … и лингвистики , в узком же смысле обозначает текстологию и критику текста »;. В развитии процессов самопознания филологии на новейшем этапе ее существования . фундаментальную роль играет труд Г О Винокура «Введение … (Лекции по филологии)


самопожертвование

самопоклонение


Созерцание и самопознание. Смысл слова Дзэн

Слово «дзэн» давно набило оскомину и сегодня оно применяется практически во всех сферах: от бизнеса до дизайна. Concepture публикует небольшую обзорную лекцию, посвященную генезису и становлению учения дзэн.

История и этимология

«Дзэн» – японское слово. Этимологически оно восходит к санскритскому «дхьяна», которое, перекочевав в китайский язык, стало произноситься как «чань». Современное же звучание оно приобрело именно в Японии в соответствии с фонетическими правилами японского языка. Когда встает проблема адекватного перевода смысла этого сложного термина на европейские языки, чаще всего используют слово «медитация». Однако помимо этого «дзэн» также означает: созерцание, самопознание, концентрацию. В любом случае определение смысла слова «дзэн» не способствует выявлению спецификума этой духовной практики. Ведь на созерцании настаивает и йога, а к самопознанию призывал и Сократ.

Более того, если проследить трансформацию, которое претерпело санскритское слово «дхьяна» прежде чем стать японским словом «дзэн», мы обнаружим, что его смысл изменился столь же сильно, как и звучание. Если рассматривать предмет чисто исторически, формально дзэн – это секта буддийских монахов в Китае. Основателем этой секты был легендарный Бодхидхарма, первый патриарх чань(дзен)буддизма. Своеобразие учения дзэн заключалось в смешении и взаимовлиянии различных духовных традиций: индийского буддизма и китайского даосизма. Как гласит предание, Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: «Всё принадлежащее миру – иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда ошеломленный император спросил: «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

Дзэн как философия

Со временем дзэн как явление вышел за рамки религиозной секты и превратился в философскую школу. Несмотря на эту секуляризацию, дзэн сохранил определенную преемственность основных положений. А именно – пренебрежение к обрядовости и ритуальности. В дзэн по сей день упор делается на непосредственное переживание духовных истин конкретным человеком здесь и сейчас и непосредственное воплощение их в жизни. Характерная для дзэн ориентация на бытовой практицизм и как следствие лаконизм любых языковых объяснений, может быть проиллюстрирована следующей притчей.

«Йошу мыл свою миску. К нему подошел один монах со словами: «Я недавно в этой пагоде. Пожалуйста, покажи мне путь дзен». Йошу спросил у него: «Ты поел?». «Да», – ответил монах. «Так иди помой свою миску», – сказал Йошу. И в этот момент на монаха сошло просветление».

Притчи такого рода в практике дзэн называются коаны. Коан – это короткая история, как правило, содержащая в себе некоторый (часто неявный) вопрос, на который дается парадоксальный ответ, обманывающий ожидания вопрошающего и разрушающий систему привычных логических представлений.

Однажды один Учитель Дзен собрал своих учеников и сказал им:
– Вы все видели, как умирают лежа.
– Да, – ответили ученики.
– Вы также видели, как умирают сидя и стоя.
– Да, – ответили ученики.
– А видели ли вы когда-нибудь, как умирают, стоя на голове? – спросил он.
– Нет, Учитель, – ответили они.
– Завтра приходите, я вам покажу, – сказал он и ушел.
На следующий день, когда ученики собрались, он встал на голову и умер. Когда ученики попытались положить его на землю, у них ничего не вышло. Что они ни делали, у них ничего не получалось, он прочно стоял на голове. В это время мимо проходила сестра Учителя. Увидев, что происходит, она подошла и, плюнув, сказала: «Обормотом жил, обормотом и помер», – ткнула его пальцем, и он упал.

Как видно из приведенного примера, стереотипное восприятие Учителя как сверхсущества, было разрушено бесцеремонным вмешательством его сестры. Чему учит этот коан? Может быть тому, что перед смертью все равны, а потому не надо делать различий при жизни? Может быть. Важно понять, что коан – не загадка, для решения которой нужна сообразительность. Это способ сломать автоматизм восприятия реальности, вывести человека за пределы представлений о мире в сам мир. Например, учитель спрашивает: «Каким был твой изначальный облик, прежде чем родились твои отец и мать?», и если ученик отвечает: «никаким, ведь меня тогда и в помине не было» – значит он ничего не понял. Прозревший же ученик вместо ответа достигает состояния сатори (просветления), которое и было искомой целью вопроса. Сатори можно определить как «незамутненное видение», «состояние одной мысли». Процесс достижения сатори хорошо виден на примере свидетельства мастера Циньюаня:

«Тридцать лет назад, когда я начал изучать дзэн, я сказал: «Горы являются горами, реки являются реками». После того как я прикоснулся к истине дзэн под руководством хорошего наставника, я сказал: «Горы не являются горами, реки не являются реками». Но сейчас, когда я достиг состояния конечного покоя, я говорю: «Горы действительно являются горами, реки действительно являются реками».

Смысл практики Дзэн

Смысл практики дзен, который очень часто реализуется через коан, хорошо описал французский психоаналитик Жак Лакан. По его словам: «Лучшее в буддизме – это дзэн, состоящий в том, что на твой вопрос тебе отвечают криком. То есть дзэн помогает людям наилучшим способом, когда они хотят выйти из этого, как говорит Фрейд, адского положения».

Пожалуй самым наглядным примером сатори, которого достиг ученик в процессе вопрошания со стороны учителя, является следующая притча:

«Учитель произнес: если ты скажешь, что эта палка существует, я ударю ею тебя по голове; если ты скажешь, что она не существует, я ударю ею тебя по голове; если ты ничего не скажешь, я ударю ею тебя по голове. Ученик подумал и вырвал палку из рук учителя».

В этой притче отражена основная суть дзэн – переход от слов к действию. При этом ничто, абсолютно ничто, не должно мешать просветлению (освобождению) человека. Именно поэтому дзэн не имеет никакого официального, общеобязательного священного писания, кодекса, свода правил. Он свободен от каких бы то ни было канонов. В дзэн, как и в «бойцовском клубе», есть только одно правило – никаких правил. Примечательны в этом отношении строки из буддийского трактата «Rinzai Roku», ставших популярными благодаря роману Юкио Мисимы «Золотой храм». Эти строки гласят: «О вы, последователи истины! Если вы хотите достичь правоверного понимания дзэн, не позволяйте другим обманывать себя. Если вы встречаете какое-либо препятствие, внутреннее или внешнее, разбейте его без пощады. Если вы встретите Будду – убейте Будду. Если вы встретите патриарха – убейте патриарха. Если вы встретите родителя – убейте родителя. Убейте их всех без размышления: это единственный путь к освобождению. Не позволяйте предметам завладеть собой, но подымайтесь выше их, проходите мимо, и будьте свободны!»

Как и многие другие духовные учения, дзэн направлен на самореализацию подлинного естества человека. При этом дзэн утверждает, что достигнуть внутреннего освобождения можно и через внешние действия, через повседневную практику. Это очень точно выразил японский философ Дайсэцу Судзуки. Весь смысл дзэн он свел к простой формуле: «ваш обычный опыт, но на два вершка над землей». 

Дзэн – это готовность и способность сознания воспринимать и понимать мир как неделимое целое. В записках старца Хань Шаня есть такие слова: «Я брел куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума. Все, что я мог чувствовать, было великим сияющим Целым – вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникали горы и реки… Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли».

Сегодня, в эпоху утраты всякой целостности, дзэн существует по большей мере как стиль жизни, течение в искусстве, набор психологических техник, то есть, в сугубо прикладном значении. Западный мир перенял инструментальную сторону дзэн, отбросив его телеологию, его основной смысл и цели. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ничего общего дзэн Стива Джобса с дзэном Бодхидхармы не имеет, хотя…

Рекомендуем прочесть:

1. Д.Т.Судзуки – «Лекции по дзэн-буддизму»;

2. У.Эко – «Дзэн и Запад»;

Статья на тему «Роль самопознания в жизни человека»

Роль самопознания в жизни человека.

Самопознание человека является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в мире. Вне зависимости от пола и возраста, всем мы стремимся понять смысл своего существования. И осознание приходит лишь к тем, кто смог разгадать собственные мысли и чувства. Для того, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии с самим собой, а также знать, в каком направлении развиваться, необходимо исследовать собственную личность. Поэтому потребность в самопознании на протяжении многих столетий остаётся актуальной темой для рассуждений во всём мире.

Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических  особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.

Каждый существующий на Земле человек, хотя бы раз да задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые личности уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство людей занимаются его поискам на протяжении долгих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, так вы сможете в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы социуму.

Роль самопознания в жизни человека

Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.

Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.

История появления термина.

Ещё в далеком VI веке до н. э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.

Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.

Значение самопознания в современном мире

Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя. Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует.

Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.

В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.

Потребность в самопознании

Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.

Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью.

Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик.

Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.

В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.

Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!

Виды самопознания:

1. Биологическое ознакомление.

К данному виду относится исследование организма на биологическом уровне. То есть, анализ физических возможностей и психических характеристик.

2. Социальная проба.

Исследование своего поведения в рамках общества. Предрасположенность к подчинению правилам поведения и способность к обучению.

3. Личностное исследование.

Выявление у себя способности совершать выбор, прокладывать жизненные ориентиры, пользоваться накопленными знаниями и контактировать с другими людьми. Сюда также относится подчинение общественным нормам, правилам и законам.

Виды самопознания бывают разными: от низшего биологического до высшего личностного уровня. Но это не все деления, изучаемые опытными психоаналитиками. Существует ещё 2 вида изучения себя: “сознательное” и “бессознательное”.

• Сознательное изучение.

Сознательное исследование собственных реакции и возможностей вполне естественный процесс. Мы стремимся познакомиться со своим телом и психикой, познать, что они могут нам предоставить, и как их использовать для дальнейшего саморазвития.

• Бессознательное познание.

Познание и рост на бессознательном уровне происходят с младенчества, когда мы ещё не способны чётко мыслить и не осознаём происходящей действительности. К примеру, в раннем детстве, мы прикасаемся к огню, узнавая на себе, что он больно жжётся. Или пытаемся выговаривать звуки, осознавая свою способность воспроизводить речь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание это часть нашего пути становления, как личности. В человеке существует душа, прикрепленная к телесной оболочке. Именно овладение таинствами души является истинным духовным самопознанием.

Если тело больше привязано к плотским утехам, таким, как еда, вода и прочие низменные потребности, то душа требует к себе куда больше внимания. Самопознание человека и его духовное развитие воспитываются путём внутренней веры, выбором между добром и злом, распределением вещей на “хорошее” и “плохое”.

Самопознание в философии

Что касается философских и гуманитарных наук, тут большее внимание уделяется становлению самой личности через все виды исследования своего внутреннего “Я”.

Самопознание человека это отдельная тема в философии, посвящённая учениям многих известных мыслителей. Например, первые упоминания о познании самого себя были найдены в произведениях Древней Греции.

Одной из значимых фигур философских суждений на тему самопознания стал Сократ. Сократовская установка модернизировала насущные проблемы в мысли о смысле бытия и собственной нужности этому миру. Благодаря такой актуальной тематике, он смог занять высокую нишу в мире философии.

Роль предмета «Самопознание» в становлении личности школьников (сл.1) | Документы

Роль предмета «Самопознание» в становлении личности школьников (сл.1)