Саморазвитие в психологии это: Психология саморазвития и личностный рост. Саморазвитие личности

Содержание

Саморазвитие — Психологос

01 января 2006 г., 08:31

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Саморазвитие — развитие из себя, из внутреннего источника. Когда человек рад возможности узнать что-то новое, учится новому, осваивает новые навыки — человек занят саморазвитием.

»Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…» — в отличие от самосовершенствования, где человек обдумывает цели своего развития, планирует свое развитие, саморазвитие — преимущественно стихийный процесс. При саморазвитии человек не планирует, по крайней мере четко, в каком направлении он будет себя развивать, скорее выбирая то, что подсказывает ему его сердце и что у него «идет». Саморазвитие — активное развитие себя в направлениях, определенных врожденными особенностями и способностями человека.

Как это ни кажется парадоксальным, детям саморазвитие не свойственно, или свойственно в малой степени: детям все интересно, но их быстрое развитие — результат скорее их высокой восприимчивости, а не склонности к саморазвитию. Детям интересно играть и развлекаться, а высокая восприимчивость к тому, что их окружает и что дают им взрослые, обеспечивает их развитие. Склонность к саморазвитию детям детям не дана, а прививается взрослыми.

Или не прививается, и тогда дети растут, как овощи, не понимая, зачем им что-то узнавать и чему-то учиться.

В Москве, на международном конгрессе по психологии, состоялась дискуссия о депривации и был предложен умственный эксперимент с Робинзоном. Ученым был задан вопрос: представьте, что на острове со всеми благоприятными условиями (еда, вода, телевизор, все вещи) оказался 5-летний ребенок. Вопрос: будет ли происходить развитие ребенка, или он останется на том же уровне? Ответ был единодушен: нет, развития не будет. У ребенка склонности к саморазвитию еще нет, оно может возникнуть позже, если ребенка этому научат.

Интерес к саморазвитию обычно характерен для подросткового и юношеского возраста, когда энергии много, а больших задач по жизни еще нет: семьи нет, работа не обязывает, а школьная и прочая учеба занимает не самую большую часть времени. Большинству взрослых людей не до саморазвития, люди заняты работой, заработком денег, детьми и развлечениями, и только ближе к пенсии склонность к саморазвитию просыпается опять.

И тогда люди едут в Турцию не просто полежать на пляже, а сходить на экскурсии, и не просто поставить галочку «была на экскурсии», а заранее читают про исторические места, начинают думать и разбираться.

Если вам важно себя развивать, если вы хотите делать это всерьез, а не как одно из развлечений, это нужно делать все-таки планово, как любое другое серьезное дело. В этом случае это будет развитие не только потому, что вам сейчас это нравится и у вас хорошо пошло, а потому что вы знаете, какие черты, способности и компетенции вам нужно развить, вы понимаете как вы будете это делать — и делаете это, радуясь качественным результатам.

Подробнее смотри статьи Самосовершенствование и Как работать над собой. Умные люди начинают ходить на психологические тренинги (только качественные тренинги), а самые серьезные начинают работать на Дистанции — системе пошагового развития себя.

  • Развитие
  • Автор Н.И. Козлов
  • Самосовершенствование

Комментарии (6):

Deleted Deleted, 28 января 2015 г., 22:36

Добрый день! Николай Иванович, я бы хотела Вас попросить порекомендовать фильмы, полезные как примеры правильной постройки отношений м-ж и саморазвития. Фильмов много, все не пересмотреть чтобы найти что нужно, нуждаюсь в Вашем совете. Статьи и книги читаю, в том числе Ваши, но хочется больше визуализованных примеров. Спасибо!

Н.И. Козлов, 28 января 2015 г., 23:48

Боюсь помочь не смогу: фильмы смотрю редко, да и в фильмах показывают скорее проблемы, нежели образцы. Навскидку милый фильм «Барышня-крестьянка», но насколько он ответит на ваши вопросы? Может быть, все-таки становиться на Дистанцию?»>http://www.prodelo.ru/distantniki/?ch=kommpsihologos»>Дистанцию? Там с помощью ведущего можно и на себя качественную обратную связь получить, и развить в себе все необходимые качества.

Азим, 04 июня 2015 г., 19:26

В статье противоречия.

1

ответ

Н.И. Козлов, 04 июня 2015 г., 19:31

Что вы имеете в виду, Азим?

Гость, 02 февраля 2019 г., 15:49

Интересно, хотелось бы почитать какое то продолжение статьи.

1

ответ

Гость, 17 мая 2019 г., 06:04

Статья понравилась! Автору огромное спасибо, есть что для себя подчеркнуть.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Инструментальные тренинги

Инструментальные тренинги — тренинги с задачей обучить конк­ретным навыкам в деловой или личной сфере. Например, дать инструменты по совершенствованию бизнеса: тренинги по логистике, бухгалтерскому учету. Или: курсы скорочтения, макияжа, кулинарии, парикмахеров, оказания первой помощи.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Как работать над собой

Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.

24Подробнее

01 окт. 2022 г.

По пути саморазвития (К. Балашов)

​Десятки сайтов и блогов в русскоязычном интернете посвящены саморазвитию и самосовершенствованию, и содержат много полезных советов. Но что такое саморазвитие и самосовершенствование? Есть две основных формулировки. Первая — все, что делается к лучшему, то и саморазвитие. Удержался, не выпил пива вечером — саморазвился. Вторая измеряет саморазвитие деньгами. Саморазвейся, заработай миллион. Понятно, что первая формулировка ведет не столько к саморазвитию, сколько к самообману, а вторая — по крайней мере недостаточно полная.

0Подробнее

01 янв. 2013 г.

Самосовершенствование

Самосовершенствование — осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Словарь роста и развития личности

Активный личностный рост — рост и развитие личности, происходящий вследствие авторских инициатив самого человека. Активный личностный рост — задача тренингов личностного роста и индивидуального самосовершенствования.

0Подробнее

31 дек. 2009 г.

Типология роста и развития личности

Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами: Что является движущей силой, мотором изменения? Каково направление изменений, чем или кем оно определяется? Мотором, движущей силой роста и развития может быть…

0Подробнее

01 янв. 2014 г.

Тренинги развития личности

Тренинги развития личности (ТРЛ) — разновидность личностных тренингов. Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал: помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.

0Подробнее

Саморазвитие — Психология человека

Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
Борис Акунин

Знаете ли вы, дорогие друзья, о том, что одной из самых возвышенных потребностей человека является саморазвитие? Уверен, что знаете, или во всяком случае чувствуете это, поэтому и проявили интерес к данной теме. Да, это действительно очень сильная потребность, с рождения присущая всем без исключения людям. Именно благодаря саморазвитию многие люди обретают смысл в жизни и добиваются просто выдающихся результатов в самых разных областях. И это неудивительно, ведь саморазвитие – это работа человека над самим собой, с целью сделать себя лучше, уж если не во всех, то во всяком случае во многих отношениях. А чем лучше вы становитесь, тем многое вы можете сделать в этой жизни, чтобы добиться успеха в том, что для вас важно. И вообще, заниматься саморазвитием – очень интересно. Друзья, я хочу признаться вам, что к людям, которые проявляют интерес к таким вещам, как саморазвитие, самосовершенствование, самопознание, самообразование, самообучение, самодисциплина и прочим подобным темам, я отношусь с глубоким уважением. Мне приятно работать с такими людьми и для таких людей. Потому что я тоже хочу стать лучше, чем я есть сейчас. Я всегда этого хотел, и всегда работал в этом направлении. Давайте теперь это будем делать вместе. И для этого давайте посмотрим, как можно и как нужно заниматься саморазвитием, чтобы получать от этого процесса не только пользу, но и большое удовольствие.

Первым делом я хочу сказать, что сам факт того, что вы читаете эту статью – это уже большое достижение для вас. Дело, разумеется, не в самой статье, хотя я буду стараться сделать ее очень качественной и полезной для вас, дело в вашем интересе к этой теме. Ведь саморазвитие начинается с того момента, когда человек обращает внимание на самого себя, чтобы идентифицировать себя в этом мире, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы определиться с тем, каким он хочет стать. Это процесс самопознания, целью которого является поиск человеком самого себя в этом мире. И вы уже это сделали, вы, во-первых, нашли себя, а во-вторых вы решили, что тот, кого вы понимаете под собственным “Я”, нуждается в изменении, и не просто в изменении, а в улучшении. Это хорошее начало, это правильное начало – это начало саморазвития. Любой человек, если он обратит на себя внимание, рано или поздно может обнаружить в себе какие-то, даже не столько недостатки, их-то у нас у всех хватает, сколько, скажем так, не очень хорошо развитые качества, которые он считает плохо развитыми потому, что сравнивает себя с другими людьми. Ведь все познается в сравнении, ну или почти все. Мы не можем знать, насколько мы развиты, не сравнив себя с другими людьми.

Но вам совсем необязательно говорить себе, что вы чем-то хуже других людей, чтобы захотеть развивать себя, если это вас не столько мотивирует к работе над собой, сколько подавляет и вынуждает опускать руки. Вам достаточно захотеть стать лучше, вдохновляясь достоинствами других людей, не думая при этом о своих недостатках. Пусть они, другие люди, особенно успешные люди, которыми вы искренне восхищаетесь, служат для вас хорошим примером того, каким вообще может стать человек. Это вселит в вас веру в то, что и вы можете стать таким, и даже лучше, потому что вы тоже человек. А на определенном этапе своего развития, человек и вовсе начинает сравнивать себя не с другими людьми, а с самим собой в прошлом, используя это в качестве мотивации к саморазвитию. Так что все начинается с того, что вы обращаете внимание на себя и задумываетесь над тем, какой вы человек и каким вы хотите стать. Вы это сделали, начав читать эту статью. Но нужно двигаться дальше, нужно осознать смысл саморазвития, чтобы не заниматься этим делом, так сказать, вслепую.

Смысл саморазвития

Давайте с вами зададимся вопросом – какой смысл заниматься саморазвитием, если в конечном счете мы все придем к одному концу, независимо от уровня нашего развития и достигнутых в жизни результатов? Этим вопросом, я знаю, задаются многие люди, рассуждая о своей жизни. На самом деле, никакого такого ярко выраженного смысла в саморазвитии может и не быть, как, впрочем, и во всем остальном, что мы делаем в своей жизни, если исходить из вышеуказанной позиции. Конец, у нас у всех, действительно, один. Но если подумать, то скорее всего все дело в том, что мы просто не знаем об этом смысле. Откуда нам, к примеру, знать, зачем вообще существует наша Вселенная, зачем мы в ней появились и чем в итоге наше существование закончится? Все это такие вопросы, в которые может упереться любой человек, рассуждая о смысле чего бы то ни было. Поэтому я не могу вам с полной уверенностью сказать, зачем вам нужно заниматься саморазвитием, и какой в этом смысл, если исходить из мысли о том, что рано или поздно все в этом мире прекратит свое существование, во всяком случае в том виде, в каком оно существует сейчас.

Но я считаю, что само по себе саморазвитие может стать для вас смыслом вашей жизни, именно в этой жизни. А почему нет? Почему бы не использовать эту жизнь для того, чтобы выжать в ней из себя все, на что вы способны? Ведь в том, чтобы этого не делать, тоже может не быть никакого смысла. Так ведь? Какой смысл в том, чтобы не заниматься саморазвитием? Какой смысл в том, чтобы лениться, плыть по течению, быть посредственностью, всего бояться, ни о чем не мечтать, ничего не делать, ни к чему не стремиться? Этого смысла вы ведь тоже не знаете, верно? Но тем не менее, одни люди выбирают в своей жизни один путь, а другие другой. И каждый проживает свою жизнь так, как считает нужным ее прожить. Так быть может просто сделать этот выбор – либо в пользу саморазвития, либо в пользу того, чтобы им не заниматься?

Желание развиваться

Давайте теперь задумаемся над другим, тоже очень интересным вопросом – почему мы что-то хотим делать, например, заниматься саморазвитием, а чего-то делать не хотим? Откуда вообще берутся наши желания? Саморазвитие – это самостоятельное развитие, где именно самостоятельность имеет ключевое значение. Но это желание самим себя развивать приходит к нам постепенно. По началу любой человек учится и развивается под воздействием внешнего принуждения, то есть, с помощью других людей, которые помогают ему, так сказать, встать на правильную дорожку в жизни. Если, конечно, они ему в этом помогают. Именно другие люди служат для нас примером того, как вообще может жить человек, показывая нам либо хороший, либо плохой пример. От этого ведь очень многое в нашей жизни зависит, согласитесь, в том числе и желание развиваться.

Если человек проявит интерес к процессу постоянного развития, чаще благодаря другим людям, реже вопреки им, и пристрастится к нему, то дальше он уже сам сможет продолжать учить и развивать себя нужным ему образом, причем постоянно, в течение всей своей жизни. Поэтому так важно, очень важно окружать себя такими людьми, насколько это вообще возможно, которые могут стать для вас хорошим примером для подражания. Именно от их влияния на вас будет во многом зависеть ваше отношение к таким вещам, как саморазвитие. Конечно, у нас у всех есть своя голова на плечах, но от нашего окружения очень сильно зависит то, какие мысли в ней будут преобладать.

Вот возьмем к примеру, такой вид деятельности, как чтение, который очень хорошо способствует развитию человека – помогает ему получить новые знания, развивает его мышление, делает его более разумным. К чтению нужно пристраститься, нужно просто полюбить это дело, и тогда вы уже никогда не перестанете им заниматься, никогда не перестанете читать. Вы всегда и везде будете стараться что-нибудь почитать, чтобы занять свое время, чтобы что-то новое узнать. Вы будете развивать себя с помощью чтения. Также и с саморазвитием в целом обстоят дела. Нужно только один раз влюбиться в это дело, в этот процесс, и потом вы его уже никогда не разлюбите. Потому что развивать себя – приятно и интересно. Этот процесс доставляет гораздо большее удовольствие, чем, скажем, курение, употребление алкоголя, азартные игры и прочая, давайте скажем честно, ерунда, которой занимаются некоторые люди. Так что вам нужно просто приучить себя к саморазвитию, всего один раз приложить необходимые усилия для того, чтобы пристрастится к этому занятию, если другие люди вам в этом не помогли, и тогда в будущем желание развивать себя в вас будет только крепнуть. Даже если полезность и интересность этого занятия для вас пока еще не очевидна, и вы еще не чувствуете удовольствия от него, оно уже овладевает вашим сознанием, давая вам понять, что это нужно делать, нужно развивать себя. Потому что другие люди это делают, и им это нравится. Значит это может понравиться и вам.

На начальном этапе вполне допустимо, и даже необходимо, по указанной выше причине, чтобы кто-то помог вам влюбиться в саморазвитие. Какой-то человек, которому вы доверяете, который вам нравится, которого вы станете слушать, если он начнет вам что-то советовать, должен стать для вас проводником в поистине удивительный мир людей, которые с огромным удовольствием занимаются саморазвитием и самосовершенствованием и получают от этой деятельности сказочное наслаждение. Ведь что такое саморазвитие, с точки зрения деятельности человека – это приобретение новых знаний, навыков и умений, это физическое развитие тела, это развитие мышления, это умение управлять своими внутренним миром и все прочее, что связано с улучшением человека, или всего того, что есть в человеке, так будет правильнее. Совершенно очевидно, что для такой работы над собой человеку может понадобиться наставник, учитель, советник, который поможет ему сделать первые шаги в этом нелегком деле. Ведь заниматься саморазвитием – значит использовать все имеющиеся у тебя средства для улучшения себя, в том числе и других людей.

Мотивация для саморазвития

Давайте теперь посмотрим на то, какая в нашей жизни может быть мотивация для саморазвития, если исходить из того влияния, которое оказывают на нас внешние факторы. Самое, я считаю, главное в саморазвитии, с точки зрения мотивации – это эмоции. Именно они, как правило, нас к этому самому саморазвитию и побуждают. Эмоции высвобождают нашу энергию, заставляя нас, как минимум, чего-то очень сильно хотеть, или не хотеть, в зависимости от того, какие это эмоции, а как максимум, что-то делать. А вызывать их может что угодно, хоть, как было сказано выше, другие люди, хоть обстоятельства, хоть наши собственные мысли. И при этом неважно, на самом деле, какие именно эмоции вынуждают нас заниматься собой, главное, чтобы мы, находясь под их воздействием, что-то реально делали. Обратите свое внимание на то, что вас заводит, что вынуждает вас шевелиться, что-то узнавать, к чему-то стремиться. Все это может стать для вас хорошей мотивацией к саморазвитию. Так что изучите себя. Что-то обязательно должно вас волновать, что-то очень хорошее или очень плохое. Или и то, и другое. Вы можете либо хотеть что-то получить, чего-то добиться, к чему-то прийти, либо от чего-то избавиться – от работы, от неприятных вам людей, от тяжелой жизни, от собственных недостатков, которые отравляют вам жизни, ну и так далее. Иногда, когда у человека вообще нет никаких желаний, когда он даже цель перед собой никакую поставить не может, потому что не знает, чего он хочет – ему не помешает малость ухудшить свою жизнь, чтобы, во-первых, расшевелить себя, а во-вторых, осознать те ценности, которые он уже имеет и не хочет потерять, и для сохранения которых ему необходимо соответствовать определенным требованиям. Иными словами, ищите возможность вызвать в себе сильные эмоции, чтобы они мотивировали вас к саморазвитию. Вообще, жизнь частенько подкидывает нам такие проблемы, с которыми, что называется, не расслабишься, поэтому мотивация к тому, чтобы стать сильнее, в широком смысле этого слова, мне кажется, есть у многих.

Нами постоянно управляют либо негативные эмоции, либо позитивные, вопрос лишь в том, как мы на них реагируем. Некоторых людей негативные эмоции подавляют, поэтому они ничего не делают, независимо от того, насколько им плохо и некомфортно. А других, даже очень сильные положительные эмоции не могут заставить что-то делать, потому что, либо им сложно справиться со своей ленью, либо они просто не верят в собственные силы, в то, что могут чего-то достичь. А есть и просто безразличные ко всему люди, которым все равно, как они живут. У всех этих особенностей характера, есть свои причины – и у подавленности, и у лени, и у безразличия ко всему. А значит, с любой из этих проблем можно справиться. Это уже задача психолога – помочь вам разобраться в себе. Главное, чтобы вы были “живыми”, то есть, проявляли большой интерес к жизни и были активными. Если вам очень плохо – вы должны захотеть, чтобы вам стало лучше. А не оправдывать свои страдания тем, что другим людям может быть еще хуже, чем вам. А если вам хорошо – вы должны захотеть, чтобы вам стало еще лучше, вы должны стремиться к тому, что доставит вам огромное удовольствие. Вам нужно приучить себя стремиться к победам, чтобы развивать себя со страстью, с блеском в глазах, с интересом. Это затягивает людей – кайф от успеха, от достижений, от побед – это очень сильный наркотик. И главное – это полезный наркотик, который не убивает, а улучшает человека.

При этом, я хочу еще раз подчеркнуть, что важно уметь использовать любые эмоции для мотивации к саморазвитию. Кто-то лучше шевелится тогда, когда ему больно, кто-то тогда, когда очень сильно чего-то хочет, то есть, для кого-то кнут хороший мотиватор, а для кого-то пряник. Я вам рекомендую не тратить слишком много времени на изучение всех своих психологических особенностей – заливайте в свой бак именно то топливо, которое позволяет вам хорошо работать и лететь изо всех сил вверх. То есть, мотивируйте себя тем, что ближе именно вам. Если плохие эмоции вынуждают вас что-то с собой и для себя делать – пусть это будут плохие эмоции, ничего страшного – мотивируйте себя страхом, обидами, злостью, агрессией, как вам удобнее. Если это жадность, тщеславие, любопытство, тогда используйте их для мотивации. А может вы просто хотите что-то после себя в этом мире оставить, что-то такое, что позволит вам получить от своей жизни огромное удовлетворение, как от жизни, в которой есть смысл. Главное, чтобы вы видели – ради чего или из-за чего вы будете себя развивать, будете делать себя лучше, будете учиться новому, приобретать новые навыки и умения, избавляться от своих недостатков и слабостей. Главное, чтобы вам было не все равно, как сложится ваша жизнь.

Польза саморазвития

Чтобы заниматься саморазвитием правильно и поддерживать к этому процессу достаточный интерес, нужно замечать ту пользу, которую вы от него получаете. Поэтому в саморазвитии очень важное значение имеет фиксация достигнутых результатов, когда вы замечаете реальные качественные изменения в самом себе и определенные успехи в своей жизни. Поскольку мы так устроены, что нам сложно делать что-то, не видя от своей деятельности положительных результатов долгое время – крайне важно замечать в себе даже малейшие изменения к лучшему, и радоваться им. Тогда вы не остановитесь и не перестанете заниматься саморазвитием. Интерес должен подогреваться постоянно, человек должен видеть смысл и пользу в том, что он делает. Как фиксировать результаты? Дело это непростое, сразу скажу. Все зависит от того, какие цели вы преследуете, когда развиваете себя. Иногда человек хочет, ну там, скажем, разбогатеть через год, но через год активной работы над собой видимых успехов в этой области у него может не быть. Сколько бы книг он не прочитал, чему бы за год не научился, какие бы навыки он в себе не развил – его материальное положение может оставаться прежним, или оно может улучшиться, но несущественно. Почему? Да по многим причинам. Потому что для достижения этой цели может потребоваться больше времени, потому что остальной мир тоже не стоит на месте и в нем никакое планирование не способно гарантированно привести человека к желаемому результату, потому что, в конце концов, он может делать что-то не так, он может ошибаться и поэтому не иметь нужного ему результата. И вообще, не все и не всегда в этой жизни получается сделать с первого раза. Поэтому успех к людям приходит не сразу и не ко всем, а в основном только к тем, кто достаточно настойчив, чтобы быть достойным его. Так что если у вас что-то не получается, то это не повод все бросить и перестать стремиться к своей цели, перестать развивать себя. Просто те результаты, которых вы можете достичь за определенное время, могут оказаться более скромными, чем вы ожидали, но они будут обязательно.

Я советую вам завести дневник и регулярно записывать в него все те изменения, которые вы в себе и своей жизни наблюдаете – это поможет вам увидеть множество положительных сдвигов в своей жизни, которые будут происходить благодаря саморазвитию. Если вы чему-то учитесь, что-то изучаете, что-то в себе тренируете, то любые изменения в этом направлении необходимо записывать или как-то иначе фиксировать. Предположим, вы хотите похудеть и садитесь для этого на диету – начните записывать в свой дневник, сколько килограмм вы скинули через неделю, месяц, два месяца, полгода, год. Также свое эмоциональное состояние старайтесь описывать как можно более подробно, чтобы замечать прогресс и в этом направлении. Пусть вся ваша работа над собой будет у вас перед глазами. Другими словами – записывайте, фотографируйте, снимайте на видео все изменения, которые происходят в вашей жизни, благодаря вашей работе над собой. Обычно мы меняемся не очень быстро, поэтому не всегда замечаем эти изменения и нам кажется, что никакой пользы от саморазвития мы не получаем. Например, если вы начнете активно читать умные книги и статьи, то вы не сразу заметите перемены в себе. Вам будет казаться, что вы все тот же человек, каким были раньше, тогда как на самом деле вы станете более сообразительным, более осведомленным в каких-то немаловажных вопросах, более гибким в своем поведении, более эффективным в решении различных проблем и задач, станете совершать меньше ошибок и будете чаще принимать правильные решения ну и так далее. Все это очень сложно заметить, но можно и главное нужно, очень нужно. Ведь беда многих людей заключается в том, что они хотят всего и сразу, даже не понимая того, что получи они все, чего хотят, они быстро потеряют всякий интерес к жизни. Поэтому некоторым людям так сложно заметить свой прогресс. Они замечают только очень сильные изменения, а таковые происходят очень редко. Так что заведите дневник и записывайте в него все, что с вами происходит, чтобы видеть те результаты, которых вы достигли благодаря саморазвитию.

Но вот вопрос: а следует ли из вышесказанного, что у саморазвития обязательно всегда должна быть четкая и ясная цель? Нет, друзья, не следует. Четкой цели может не быть, по той простой причине, что не обо всех целях человек может знать, развивая в себе те или иные качества, получая те или иные знания. Но при этом он может быть к ним близок, занимаясь саморазвитием. В истории есть немало примеров того, как какая-то, изначально казавшаяся бессмысленной деятельность, делала занимавшегося ею человека, если уж не великим, то во всяком случае в чем-то успешным. У вас в жизни может быть также. Вы можете что-то изучать, не понимая до конца, зачем вы это делаете. А потом ваши знания могут вам очень пригодиться. Ну вот допустим, вы изучаете иностранный язык, без явной цели куда-то поехать, где вы сможете на нем общаться с другими людьми. Но в один прекрасный момент вы можете увидеть в газете объявление, в котором будет сказано, что очень крупной компании на высокооплачиваемую работу требуется специалист, который помимо хорошего знания своей профессии также владеет тем языком, который вы изучали. И в этот момент ваши знания могут оказаться для вас весьма кстати. То есть, я хочу сказать, что не всегда имеет смысл получать какие-то знания для достижения определенной цели, можно и наоборот поступать – подгонять свои знания под какую-то интересную цель, о которой вы недавно узнали. Поэтому главное все-таки, я считаю, чтобы у вас был интерес к саморазвитию, чтобы вы уделяли на это достаточно времени, а уж извлечь пользу из того, что вы с удовольствием изучили, освоили, развили в себе – всегда можно найти возможность.

Конечно, планированием и постановкой целей нужно заниматься, жизнь не должна складываться хаотично, иначе вы в ней можете запутаться. Но поймите одну очень важную вещь – планируя и ставя цели, вы идете по уже протоптанной кем-то дорожке, ибо стремитесь к тому, что вам уже известно и с помощью тех методов, которые кем-то уже были разработаны. Это хорошо, но этого может быть недостаточно для человека, которому все известное не интересно. Некоторым людям нужен другой смысл, другая мотивация, для того, чтобы развивать себя, и чтобы этот смысл обрести, им необходимо заниматься саморазвитием ради самого саморазвития, без всякого плана и конкретных целей. Можно совмещать саморазвитие ради поставленной цели с саморазвитием ради интереса, когда человек узнает обо всем, о чем ему хочется узнать и о чем ему нужно узнать, тем самым поддерживая в себе интерес к работе над собой. Другими словами, образно выражаясь, нужно поддерживать костер страсти к саморазвитию любыми методами. Потому что я хоть и писал в самом начале статьи о том, что влюбившись в это дело, вы никогда не перестанете им заниматься, но вкус к активной жизни все-таки потерять можно, если изначально вы старательно работали над собой не по собственному желанию, а из-за необходимости, или говоря иначе, из-за воздействия на вас других людей.

Результаты саморазвития

Какими могут быть ваши результаты при саморазвитии? На самом деле, самые разные, от выдающихся, до еле заметных. Но при этом, поверьте мне, они есть всегда. И эти результаты обязательно сделают вашу жизнь лучше. Я знаю много людей, занимающихся саморазвитием и придерживающихся разных стратегий в этом нелегком, но чрезвычайно полезном деле. Они преследуют разные цели с разной степенью успешности. И я могу сказать точно – все они получают определенное вознаграждение за свои старания. Кто-то просто мыслить начинает лучше, эффективнее, практичнее, кто-то обучается новому навыку и обретя его меняет свою работу на более интересную и доходную, кто-то в своем деле становится очень хорошим специалистом и люди начинают его высоко ценить, а кто-то становится более здоровым и жизнерадостным, работая над своим телом. Расти нам всегда есть куда. Есть к чему стремиться. Есть в чем добиваться успеха.

Я считаю, что одной из важных целей саморазвития должно стать стремление человека сделать свою внутреннюю картину мира как можно более соответствующей реальности. Ведь чем лучше мы будем понимать окружающий нас мир – его структуру, функции, законы, тем большими возможностями мы будем обладать, чтобы сделать его более совершенным. Например, инженер, понимая законы природы, может использовать их для создания различных устройств, которые сделают жизнь людей лучше, проще, интереснее, веселее, комфортнее. А специалист, который хорошо разбирается в психологии людей, может помочь им стать более счастливыми и жизнерадостными, он может научить их любить себя и жизнь, чтобы они получали от нее удовлетворение. А другие специалисты создают лекарства, которые спасают многим людям жизнь. Ну и так далее. Другими словами, познавая этот мир, благодаря развитию и саморазвитию, мы получаем возможность изменять его. И пусть не всегда в лучшую строну мы его изменяем, но все же в том, что это делать нужно, сомневаться не приходится. Так что чем более развит человек, тем большим хозяином своей жизни и даже всего этого мира он себя ощущает.

Так что, друзья, саморазвитие – это действительно здорово. Занимаясь им, вы зря свою жизнь не проживете. Поэтому не теряйте времени даром – развивайтесь, учитесь, обретайте новые навыки, ставьте перед собой амбициозные цели и ищите пути для их достижения, весь мир у ваших ног – живите в нем как человек, то есть, будьте активными. Я не призываю вас делать что-то конкретное, психологию, к примеру, изучать или еще что-то, я вам могу это только предложить. А вы сами решайте, в чем вы хотите преуспеть, что хотите научиться делать, что хотите узнать, понять, осознать. Саморазвитие потому и является саморазвитием, что человек сам решает, как и в каком направлении ему развиваться. Главное, занимайтесь улучшением себя, руководствуясь описанными мною принципами, и все у вас в жизни будет прекрасно. Я предлагаю вам, друзья, развиваться вместе – я буду писать для вас интересные статьи на полезные, с моей точки зрения, темы, а вы будете их читать. И таким образом мы будем познавать этот мир, в основном, конечно, с позиции психологии, все-таки я больше в ней разбираюсь, но и другие темы мы обязательно затронем. Что скажете, согласны?

Как личностное развитие связано с психологией? — 4 великих объяснения

Как личностное развитие связано с…

Пожалуйста, включите JavaScript

Как личностное развитие связано с психологией? – 4 Great Explanations

Развитие личности – это практика, которая существует уже несколько десятилетий, но как развитие личности связано с психологией?

Содержание

Какое отношение развитие личности имеет к психологии?

  • Теории саморазвития
  • Развитие личности в психологии
  • Интроверт
  • Экстраверт
    900 15 Final Words

В последнее время появилось множество новых книг, курсов и семинаров, направленных на помогать людям развиваться. Имея больше информации, доступной нам, чем когда-либо прежде, некоторые задаются вопросом, действительно ли личностное развитие работает или это просто еще один способ для некоторых людей зарабатывать деньги на неуверенности других.

Хотя определенно есть люди, которые попытаются воспользоваться вами, это не означает, что все методы личного развития следует списывать со счетов как неэффективные. Есть много способов, с помощью которых вы можете вырасти лично, не получая при этом никаких преимуществ.

Одним из примеров является использование принципов психологии, которые изучались учеными в течение многих лет и снова и снова показывали результаты.

Личное развитие важно, потому что оно помогает нам выйти за пределы зоны комфорта и расти как личность, что иногда может означать риск или действия, которые нам неудобны. Развивая себя таким образом, вы обнаружите, что становитесь более уверенными в своих силах и счастливее, чем когда-либо прежде.

В этой статье подчеркивается важность личного развития, исследуя, как психология связана с ним.

Взаимосвязь между личностным развитием и психологией

Взаимосвязь между личностным развитием и психологией заключается в том, что личное развитие является стремлением к оптимальному психологическому здоровью. Вмешательства в личностное развитие направлены на повышение психического благополучия, положительного влияния, надежды, самоэффективности, устойчивости и удовлетворенности жизнью.

Психологические исследования показали, что эти результаты связаны с различными показателями психологического благополучия, такими как симптоматика психического здоровья, качество жизни и счастье.

Существует тесная связь между личностным развитием и психологией. Личностное развитие — это процесс роста и развития личности, а психология — это изучение разума и поведения.

Оба поля могут помочь нам лучше понять себя и могут быть использованы для улучшения нашей жизни. Здесь мы рассмотрим некоторые способы пересечения личного развития и психологии и то, как каждый из них может принести нам пользу.

Теории саморазвития

Психология изучает человеческое поведение, но ее также можно использовать для понимания развития личности. У каждого человека есть своя уникальная личность, и существует несколько теорий, объясняющих, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Одна теория, в частности, утверждает, что наше поведение контролируется тем, как мы себя воспринимаем. Эта теория помогает нам лучше понять, почему одни люди действуют против общества, а другие подчиняются социальным нормам или добиваются успеха, следуя им.

Теории саморазвития утверждают, что люди будут развиваться в то, что они думают о себе, посредством процесса, называемого «самосбывающимся пророчеством». Чтобы это произошло, человек должен иметь сильную систему убеждений и вести себя в соответствии с этими убеждениями, которые затем вызывают новые мысли о себе, которые становятся нашим образом жизни.

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие — очень важный аспект психологии, поскольку оно помогает людям стать лучшей версией себя. Это может помочь людям в их личной и профессиональной жизни, а также в их общем благополучии. Личностное развитие существует уже много столетий, но только недавно психологи начали столь пристально изучать его влияние на людей.

Какое отношение развитие личности имеет к психологии?

Развитие личности — сложная тема, во многом связанная с психологией. Взаимосвязь между личностным развитием и психологией можно объяснить тем фактом, что у них обоих разные взгляды на людей, их поведение и то, что ими движет.

Личное развитие больше фокусируется на индивидуальном росте, в то время как психология рассматривает проблемы психического здоровья посредством наблюдения. Оба имеют решающее значение для понимания человеческого поведения, но необходимо знать, какой из них вы ищете, когда исследуете интересующие вас темы.

Как возраст и стадия развития человека влияют на его личностное развитие?

Согласно исследованиям, возраст и стадия развития человека являются основными факторами, определяющими его личность. Человек в возрасте от шести до двенадцати лет будет иметь менталитет подростка. Точно так же человек в возрасте от тринадцати до девятнадцати лет также будет иметь подростковое мышление.

С другой стороны, если вам от двадцати одного до тридцати девяти лет, вы будете считаться зрелым, тогда как человек в возрасте от сорока до пятидесяти девяти лет будет считаться человеком среднего возраста. Наконец, шестидесятилетние люди классифицируются как пожилые люди, в то время как люди в возрасте от шестидесяти одного до восьмидесяти четырех лет подпадают под категорию «пожилого возраста», хотя определение пожилых людей начинает быстро меняться из-за улучшения питания и психические раздражители.

Является ли психология основой развития личности?

Область психологии всегда была на переднем крае, когда дело касалось изучения человеческого поведения. Неудивительно, что специалисты по личностному развитию взяли пример из этой дисциплины для своих собственных учений. Между этими двумя областями есть много совпадений, потому что они изучают одно и то же — людей.

Психология больше фокусируется на том, почему люди думают и действуют определенным образом, в то время как личное развитие больше фокусируется на том, как использовать эти знания для улучшения своей жизни. Эти две области работают рука об руку вместе с психологией, обеспечивая основу для того, что могут сделать специалисты по личностному развитию.

Психологические факторы, влияющие на развитие личности

Личность — это то, как мы реагируем на окружающую среду и взаимодействуем с ней. Он часто состоит из множества различных черт, таких как интроверсия, экстраверсия, открытость к новому опыту, невротизм, покладистость и добросовестность.

На развитие личности может влиять психология; существует множество психологических факторов, влияющих на развитие личности, таких как стили привязанности и когнитивные предубеждения.

В чем разница между интроверсией и экстраверсией, когда речь идет о чертах характера?

Интроверсия и экстраверсия — два разных типа личности. У них обоих есть свои сильные и слабые стороны, но ключевое отличие заключается в том, что интроверты заряжаются энергией, проводя время в одиночестве, в то время как экстравертам необходимо быть среди людей, чтобы чувствовать себя энергичными. Важно знать, к какому типу личности вы относитесь, чтобы использовать свой тип личности в своих интересах.

Отождествляете ли вы себя с одним из следующих типов личности?

Интроверт

«Интровертов обычно считают застенчивыми, антиобщественными людьми, которым не нравится быть рядом с другими. Хотя это не всегда так, интроверты склонны чувствовать себя более истощенными в социальных ситуациях, чем экстраверты. Из-за этого истощения интроверты могут чувствовать себя изолированными и одинокими».

Интроверты могут чувствовать себя лучше в социальных ситуациях, признавая свои сильные стороны. У интровертов есть врожденная способность хорошо слушать и глубоко думать о том, что они слышат, прежде чем ответить, что способствует хорошим навыкам слушания».

Еще один способ, с помощью которого интроверты могут чувствовать себя лучше в социальных ситуациях, — это позволить себе присутствовать и время от времени отстраняться от разговора.

Экстраверт

Экстраверты — душа компании. Они всегда в пути, заводят друзей, общаются со знакомыми или знакомятся с новыми. Но экстраверту не нужно много времени, чтобы почувствовать себя подавленным. Будь то плохой день на работе или просто чувство усталости после беготни в течение всего дня, есть способы, которыми экстраверты могут заставить себя чувствовать себя лучше в трудные моменты.

Не секрет, что экстраверты более энергичны, им нравится быть в центре внимания, и их часто считают лидерами. Но что происходит, когда экстраверты чувствуют себя подавленными? Экстраверты могут чувствовать себя подавленными из-за своей социальной природы — они могут жаждать внимания или нуждаться в перезарядке своих батарей.

Есть много способов, которыми экстраверт может почувствовать себя лучше в трудные минуты, но вот несколько общих советов:

  • Выйдите на улицу
  • Поговорите с друзьями
  • Приключения
  • Чтение
  • Упражнения
  • Медитация
  • Журнал
  • Берегите себя
  • Отдавайте

Экстраверты должны помнить, что это нормально иногда тормозить!

Часто задаваемые вопросы

Как связаны личное развитие и психическое здоровье?

Развитие личности и психическое здоровье взаимосвязаны; хорошее психическое здоровье необходимо для личного развития.

4 способа использования психологии для улучшения вашей профессиональной жизни

1. Социальное доказательство. Социальное доказательство — это психологический феномен, когда люди ведут себя на основе того, как ведут себя другие.
2. Консистенция. Это научный факт, что люди любят целеустремленность и последовательность.
3. Возвратно-поступательное движение.
4. Построение отношений.

Как изучение психологии может помочь вам стать развитой личностью?

Изучение психологии дает учащимся навыки, которые они могут использовать в повседневной жизни.

сообщить об этом adFinal Words

Как личностное развитие связано с психологией? Психология — очень сложный предмет. Он касается каждого аспекта человеческого поведения и личного развития, что может затруднить понимание того, с чего начать, если вы ищете информацию о себе или людях в своей жизни.

К счастью, существует несколько теорий, объясняющих, почему мы действуем так, а не иначе. Одна теория, в частности, утверждает, что наше поведение контролируется тем, как мы воспринимаем себя (также известным как представление о себе). Понимание этой концепции поможет нам лучше понять, почему некоторые люди действуют против общества, в то время как другие соответствующим образом корректируют свои мысли и действия.

Эти знания можно использовать для создания более полноценных отношений как в личном, так и в профессиональном плане, поскольку они дают представление о том, что мотивирует каждого отдельного человека на более глубоком уровне, чем раньше.

Здоровья, богатства и счастья

Теории саморазвития | Введение в социологию |

Социализация

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать разницу между психологическими и социологическими теориями саморазвития
  • Объясните процесс морального развития

Когда мы рождаемся, у нас есть генетический состав и биологические черты. Однако то, кем мы являемся как человеческие существа, развивается через социальное взаимодействие. Многие ученые, как в области психологии, так и в области социологии, описывали процесс саморазвития как предшествующий пониманию того, как это «я» становится социализированным.

Психологические аспекты саморазвития

Психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1819 гг.)39) был одним из самых влиятельных современных ученых, выдвинувших теорию о том, как люди развивают чувство собственного достоинства. Он считал, что личность и половое развитие тесно связаны, и разделял процесс созревания на психосексуальные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он утверждал, что саморазвитие людей тесно связано с ранними стадиями развития, такими как грудное вскармливание, приучение к туалету и сексуальное осознание (Фрейд, 1905).

Согласно Фрейду, неспособность должным образом участвовать в определенной стадии или выйти из нее приводит к эмоциональным и психологическим последствиям на протяжении всей взрослой жизни. Взрослый с оральной фиксацией может предаваться перееданию или пьянству. Анальная фиксация может привести к аккуратному фрику (отсюда и термин «анальный ретентив»), в то время как человек, застрявший на фаллической стадии, может быть неразборчивым в связях или эмоционально незрелым. Хотя нет убедительных эмпирических данных, подтверждающих теорию Фрейда, его идеи продолжают вносить свой вклад в работу ученых в различных дисциплинах.

Социология или психология: в чем разница?

Вам может быть интересно: если и социологи, и психологи интересуются людьми и их поведением, чем отличаются эти две дисциплины? В чем они согласны, а в чем их идеи расходятся? Ответы сложны, но различие важно для ученых в обеих областях.

В качестве общего различия можно сказать, что, хотя обе дисциплины интересуются человеческим поведением, психологи сосредоточены на том, как разум влияет на это поведение, а социологи изучают роль общества в формировании поведения. Психологов интересует умственное развитие людей и то, как их разум обрабатывает окружающий мир. Социологи, скорее всего, сосредоточатся на том, как различные аспекты общества влияют на отношения человека с его миром. Другой способ представить разницу состоит в том, что психологи склонны смотреть внутрь себя (психическое здоровье, эмоциональные процессы), в то время как социологи склонны смотреть вовне (социальные институты, культурные нормы, взаимодействие с другими), чтобы понять человеческое поведение.

Эмиль Дюркгейм (1958–1917) был первым, кто провел это различие в исследованиях, когда он объяснил различия в уровне самоубийств среди людей социальными причинами (религиозными различиями), а не психологическими причинами (такими как их психическое благополучие) (Durkheim 1897). . Сегодня мы видим то же различие. Например, социолог, изучающий, как пара доходит до первого поцелуя на свидании, может сосредоточить свое исследование на культурных нормах свиданий, социальных моделях сексуальной активности с течением времени или на том, чем этот процесс отличается для пожилых людей от подростков. Психолог, скорее всего, будет интересоваться самым ранним сексуальным осознанием человека или мысленной обработкой сексуального желания.

Иногда социологи и психологи сотрудничали для расширения знаний. Однако в последние десятилетия их области стали более четко разделены, поскольку социологи все больше сосредотачиваются на крупных социальных проблемах и закономерностях, в то время как психологи по-прежнему сосредоточены на человеческом разуме. Обе дисциплины вносят ценный вклад благодаря различным подходам, которые дают нам разные типы полезных идей.

Психолог Эрик Эриксон (1902–1994) создал теорию развития личности, частично основанную на работах Фрейда. Однако Эриксон считал, что личность продолжала меняться с течением времени и так и не была закончена. Его теория включает восемь стадий развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. Согласно Эриксону, люди проходят эти этапы на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдавал должное более социальным аспектам, таким как то, как мы договариваемся между нашими собственными базовыми желаниями и тем, что принимается обществом (Erikson 19).

82).

Жан Пиаже (1896–1980) был психологом, специализирующимся на развитии детей, который уделял особое внимание роли социальных взаимодействий в их развитии. Он признавал, что развитие личности происходило в результате переговоров между миром, существующим в нашем сознании, и миром, существующим в том виде, в каком он переживается в обществе (Piaget, 1954). Все трое этих мыслителей внесли свой вклад в наше современное понимание саморазвития.

Социологические теории саморазвития

Одним из пионеров социологических исследований был Чарльз Кули (1864–1929). Он утверждал, что самопонимание людей частично строится на их восприятии того, как другие видят их — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 1902).

Позднее Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал «я» , особую идентичность человека, которая развивается посредством социального взаимодействия. Чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не та способность, с которой мы рождаемся (Мид 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого». Случай Даниэль, например, иллюстрирует, что происходит, когда в раннем опыте отсутствует социальное взаимодействие: у Даниэль не было способности видеть себя так, как ее видели бы другие. С точки зрения Мид, у нее не было «я».

Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию: у них нет возможности представить, как видят вещи другие. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например своих матерей и отцов. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, играя в «наряды» и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону так, как это делает их отец.

На этапе игры дети учатся учитывать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе обеспечивают комфортную трапезу (кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то готовит еду, а третий убирает). убрать грязную посуду).

Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого , общие поведенческие ожидания общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).

Теория морального развития Кольберга

Нравственное развитие является важной частью процесса социализации. Этот термин относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества.

Нравственное развитие не позволяет людям действовать по неконтролируемым побуждениям, вместо этого рассматривая то, что правильно для общества и хорошо для других. Лоуренс Кольберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что неправильно. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теорию морального развития, включающую три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

На доконвенциональной стадии маленькие дети, которым не хватает более высокого уровня когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. Только в подростковом возрасте развивается традиционная теория, когда подростки все больше осознают чувства других и принимают их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в абстрактных терминах, как, например, американцы, считающие, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью.

На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19).81). Когда в 2011 году сотни тысяч египтян вышли протестовать против коррупции в правительстве, они использовали постконвенциональную мораль. Они понимали, что хотя их правительство и было законным, оно не было нравственно правильным.

Теория морального развития и гендера Гиллигана

Другой социолог, Кэрол Гиллиган (род. в 1936 г.), признала, что теория Кольберга может свидетельствовать о гендерной предвзятости, поскольку его исследования проводились только на мужчинах. Реагировали бы испытуемые женского пола по-другому? Заметит ли женщина-социолог другие закономерности при анализе исследования? Чтобы ответить на первый вопрос, она решила изучить различия в развитии морали у мальчиков и девочек. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки действительно по-разному понимают мораль. Мальчики, как правило, имеют точку зрения на справедливость, уделяя особое внимание правилам и законам.

Девочки, с другой стороны, заботятся и несут ответственность; они рассматривают причины поведения людей, которые кажутся морально неправильными.

Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей»: две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19).82; Гиллиган 1990).

Какая хорошенькая маленькая леди!

«Какое милое платье!» — Мне нравятся ленты в твоих волосах. — Вау, ты выглядишь так красиво сегодня.

По словам Лизы Блум, автора книги Думай: откровенный разговор для женщин, чтобы оставаться умными в тупом мире , большинство из нас использует подобные любезности, когда впервые встречают маленьких девочек. «Ну и что?» Вы можете спросить.

Блум утверждает, что мы слишком сосредоточены на внешности молодых девушек, и в результате наше общество социализирует их, полагая, что то, как они выглядят, имеет жизненно важное значение. И Блум, возможно, что-то задумал. Как часто вы говорите маленькому мальчику, какой привлекательный у него наряд, какая красивая у него обувь или какой он красивый сегодня? В подтверждение своих утверждений Блум приводит в качестве примера тот факт, что около 50% девочек в возрасте от трех до шести лет беспокоятся о том, что они толстые (Bloom 2011). Мы говорим о детсадовцах, которые озабочены своим телосложением. Социологи остро интересуются этим типом гендерной социализации, благодаря которому общественные ожидания относительно того, как мальчики и девочки должны be — как они должны себя вести, какие игрушки и цвета им нравиться, и насколько важен их наряд — усиливаются.

Одно из решений этого типа гендерной социализации экспериментируется в дошкольном учреждении Egalia в Швеции, где дети развиваются в бесполой среде. Всех детей в Эгалии называют нейтральными терминами, такими как «друг», а не «он» или «она». Игровые площадки и игрушки создаются сознательно, чтобы исключить любое подкрепление гендерных ожиданий (Haney 2011). Egalia стремится устранить все общественные гендерные нормы из дошкольного мира этих детей.

Экстрим? Возможно. Так что же такое золотая середина? Блум предлагает начать с простых шагов: при знакомстве с молодой девушкой спросите о ее любимой книге или о том, что ей нравится. Короче говоря, занимайтесь ее разумом… а не ее внешним видом (Bloom 2011).

Резюме

Психологические теории саморазвития были расширены социологами, которые подробно изучают роль общества и социального взаимодействия в саморазвитии. Чарльз Кули и Джордж Мид оба внесли значительный вклад в социологическое понимание развития личности. Лоуренс Кольберг и Кэрол Гиллиган развили свои идеи и исследовали, как развивается наше чувство морали. Гиллиган добавил к теории Кольберга измерение гендерных различий.

https://www.openassessments.org/assessments/1116

Глоссарий

обобщенный другой
общие поведенческие ожидания общества в целом
нравственное развитие
способ, которым люди узнают, что есть « хорошо» и «плохо ” в обществе
самость
отчетливое чувство идентичности человека, которое развивается в результате социального взаимодействия

Дополнительные исследования

Лоуренс Кольберг был наиболее известен своими исследованиями с использованием моральных дилемм. Он ставил перед мальчиками дилеммы и спрашивал их, как они оценивают ситуацию. Посетите http://openstaxcollege.org/l/Dilemma, чтобы прочитать о самой известной моральной дилемме Кольберга, известной как дилемма Хайнца.

Ссылки

Кули, Чарльз Хортон. 1902. «Я в Зазеркалье». Стр. 179–185 в Человеческая природа и социальный порядок . Нью-Йорк: Скрибнер.

Блум, Лиза. 2011. «Как разговаривать с маленькими девочками». Huffington Post , 22 июня. Проверено 12 января 2012 г. (http://www.huffingtonpost.com/lisa-bloom/how-to-talk-to-little-gir_b_882510.html).

Эриксон, Эрик. 1982. Завершенный жизненный цикл: обзор . Нью-Йорк: Нортон.

Дюркгейм, Эмиль. 2011 [1897]. Самоубийство . Лондон: Рутледж.

Фрейд, Зигмунд. 2000 [1904]. Три эссе по теории сексуальности . Нью-Йорк: Основные книги.

Гиллиган, Кэрол. 1982. Другим голосом: психологическая теория и развитие женщин . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Гиллиган, Кэрол. 1990. Установление связей: миры отношений девочек-подростков в школе Эммы Уиллард . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Хейни, Фил. 2011. «Бесполовое дошкольное учреждение в Швеции». Baby & Kids , 28 июня. Проверено 12 января 2012 г. (http://www.neatorama.com/2011/06/28/genderless-preschool-in-sweden/).

Харлоу, Гарри Ф. 1971. Учимся любить . Нью-Йорк: Баллантайн.

Харлоу, Гарри Ф. и Маргарет Куэнн Харлоу. 1962. «Социальная депривация у обезьян». Scientific American ноябрь: 137–46.

Кольберг, Лоуренс. 1981. Психология нравственного развития: природа и обоснованность нравственных стадий . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Мид, Джордж Х. 1934. Разум, личность и общество , под редакцией К. В. Морриса. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Мид, Джордж Х. 1964. О социальной психологии , под редакцией А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *