Самосознание и самопознание, самооценка и самоопределение человека, Сознание и бессознательное
Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Самосознание — единственный источник достоверных знаний о мире, считал Р. Декарт. «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») — такова, по его оценке, вообще единственная безусловная истина нашего разума, чьи основополагающие признаки (надежность, адекватность и достоверность) не могут быть поставлены под сомнение.
Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в неё.
Посредством самосознания, как это следует из контекста современных научных философских и психологических теорий, мы определяем свое место в мире и осуществляем самопознание, самоопределение и самооценку. Благодаря этому, человек выбирает основные стратегии своей жизнедеятельности, осознает и утверждает в своем поведении смысл собственной жизни.
Самопознание человека
Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Выделяют три аспекта самопознания:
Анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими людьми на основе существующих норм.
Осознание отношения к себе других людей.
3. Самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, а также анализ мотивов поступков.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа я». «Образ я» определяет отношение индивида к самому себе и выступает основой самооценки и построения взаимоотношений с другими людьми.
Самооценка человека
Самооценка — оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка осуществляется путем сопоставления личного и общественного мнения о собственной персоне. Самооценка позволяет сопоставить мнение коллектива с собственной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о возможных направлениях саморазвития.
Самооценка служит основанием для утверждения самоуважения и чувства собственного достоинства Важнейший компонент личности — самоуважение — определяется отношением действительных её достижений к тому, на что человек претендует и рассчитывает. Человеку для сохранения самоуважения, в одном случае, необходимо приложить максимальные усилия и тем самым добиться самоуважения, что часто является трудной задачей. Другой путь — снижение уровня притязаний, при котором самоуважение даже при весьма скромных успехах не будет потеряно. Человек в своей деятельности (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, проявляя свои волевые качества и сильный характер, тем самым, сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Но приходится считаться с тем обстоятельством, что иные люди избирают второй путь сохранения самоуважения, снижая уровень притязаний, т.е. прибегают к пассивной защите своей личности. Не случайно существует выражение: «У меня как у всех».
Таким образом, самооценка является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, а также самосознания. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний и в регуляции их протекания. Существует несколько вариантов самооценки — как соответствию самооценки реальному положению дел. Поскольку самооценка предполагает знание шкалы ценностей, по которой человек может себя оценить, различают: высокую, среднюю, низкую самооценку.
При этом высокая и низкая самооценка может быть: адекватной (реальной, объективной), и неадекватной. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть: заниженной и завышенной.
В случае адекватной самооценки человек оценивает себя соответственно действительным способностям и возможностям; при завышенной самооценке — человек переоценивает себя; при заниженной самооценке — человек недооценивает себя.
Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерности и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном случае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценка вынуждает личность подстраиваться к межличностным отношениям, предлагаемым партнером по общению, и в то же время может вносить в них определенную психическую напряженность, связанную с ее внутренней конфликтностью.
Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Самопознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Американскому психологу У. Джеймсу принадлежит следующая формула самоуважения и самооценки человека:
Самооценка = Успех (результат) / Уровень притязаний
Рассматривая самооценку человека, Л.Н. Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. В числителе этой дроби лежит то, что человек представляет собой, а в знаменателе-то, что он о себе думает. И это представление человека о себе, как пишет Л.Н. Толстой, часто лучше, чем он есть на самом деле.
Самоопределение человека
Самоопределение человека — это сознательный акт человеческой воли, связанный с выявлением и утверждением собственной позиции в значимых социальных ситуациях. Самоопределение осуществляется на нескольких уровнях:
1. Жизненное самоопределение — определение индивидуальных приоритетов жизнедеятельности относительно общечеловеческих критериев смысла жизни, а также самореализация на основе этого самоопределения.
2 Личностное самоопределение — определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.
3. Профессиональное самоопределение — определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. Это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор профессии и образования, направление карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей человека.
4 Социальное самоопределение — определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.
В результате у человека появляется утверждение ситуационной и / или устойчиво повторяющейся позиции человека по приоритетным направлениям собственной социальной практики — «Эго-состояния».
«Эго-состояние» — способ оценки человеком своего статусно-ролевого набора в системе социальных связей и отношений. В психологии принято вслед за Э. Берном выделение трех основных Эго-состояний: «родитель», «взрослый», «ребенок».
Основным положением теории Эго-состояний является тезис о переходе активности от одного Эго-состояния к другому. В поведении и переживании индивида могут одновременно проявляться более одного Эго-состояния.
Эго-состояние «взрослый» представляет собой способ существования «Я», включающий в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость.
Эго-состояние «ребенок» — способ существования личности, который содержит в себе эмоционально-непосредственное начало в человеке: склонность к веселью, изобретательность, импульсивность, неуравновешенность.
Эго-состояние «родитель» — способ существования «Я», проявляющийся в критическом, оценочном поведении по отношению к другим людям.
Самосознание и самопознание — Мегаобучалка
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определенная форма реального явления — сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это − сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания – вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.
Самосознание понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.
Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реальной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.
Основная психологическая задача состоит в анализе процесса развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологического анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодоление полной поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.
Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.
Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я». «Образ Я» определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психологических исследованиях «образа Я» выделяют несколько автономных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного путь.
Заключение
В заключении подведем итоги проделанной работы.
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.
Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания.
Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т. е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.
Список литературы
1. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М.,1994. С.194.
2. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.
3. Шарден П. Тейяр де. Феномен человека. М., 1965, С. 9
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 3, С. 3.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42, С. 162–163.
6. Алексеев П.М., Панин А.М. Философия: Учебник. – М., 1998. – 568с.
7. Введение в философию: Учебник для вузов .В 2-х частях.Ч.2. – М., 1989. – 639с.
8. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учеб. для вузов. – М.: РЭА, 1998. – 288с.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 815с.
10. Философия / Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Тетра Системс, 2003. -416с.
11. Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
12. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.
13. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
Важность самосознания
Подумайте о том, чтобы описать себя другому человеку, не упоминая никаких внешних факторов, таких как друзья или семья. Сосредоточьтесь исключительно на себе, на том, как вы себя чувствуете и ведете, каковы ваши сильные и слабые стороны, что вас злит или что делает вас счастливым.
Это упражнение посвящено выяснению того, насколько мы самосознательны как личности. Самосознание (иногда также называемое самопознанием или самоанализом) связано с пониманием ваших собственных потребностей, желаний, недостатков, привычек и всего остального, что делает вас уникальной личностью, которой вы являетесь. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше вы адаптируетесь к жизненным переменам. Когда мы лучше понимаем себя, мы можем ощущать себя уникальными и отдельными личностями. Это дает нам возможность вносить изменения и опираться на наши сильные стороны, а также определять области, в которых мы хотели бы внести улучшения. Самосознание часто является первым шагом к постановке целей.
Исследования показывают, что самосознание напрямую связано как с эмоциональным интеллектом, так и с успехом. Это помогает вам создавать достижимые цели, потому что вы можете учитывать свои сильные и слабые стороны и то, что вами движет, когда вы ставите цели. Это позволяет вам направлять себя по правильному пути, выбирая возможности, которые лучше всего соответствуют вашим навыкам, предпочтениям и тенденциям. Это упрощает определение ситуаций и людей, которые воздействуют на наши триггеры, и позволяет нам предвидеть собственные реакции. Это позволяет нам вносить позитивные изменения в поведение, которые могут привести к большему личному и межличностному успеху.
Самопознание также считается важным качеством для специалиста по психическому здоровью. Специалисты в области психического здоровья имеют дело с людьми из разных культур, религий, языков, образов жизни и систем ценностей. Чтобы консультировать эффективно, терапевт должен признать свои собственные системы ценностей, чтобы иметь возможность уважать индивидуальность. Хорошие практикующие специалисты в области психического здоровья будут использовать вмешательство, выходящее за рамки приобретенных знаний или приобретенных навыков, включая себя в свою консультационную практику, что нелегко выполнить.
Что происходит, когда консультант не обладает самосознанием? Без хотя бы минимального чувства самосознания консультантам легко отождествлять себя с проблемами клиентов и воображать, что они похожи или даже такие же, как их собственные. Возможна и обратная ситуация. Без самосознания можно представить, что у всех остальных такие же проблемы, как и у них. Таким образом, собственные проблемы консультанта проецируются на клиента. Самосознание может позволить консультанту обозначить свои «границы эго» и успешно провести различие между тем, что принадлежит им, и тем, что принадлежит их клиентам. Во-вторых, самосознание позволяет консультанту «сознательно использовать себя». Самосознание может помочь консультанту почувствовать себя уполномоченным проводить терапевтические вмешательства, поскольку он будет чувствовать себя более осознанным и продуманным, а не спонтанным и неловким.
Осознание себя также помогает определить факторы стресса, поэтому вы можете использовать эту информацию для создания эффективных механизмов преодоления.
В каждой форме психотерапии есть методы повышения осознанности. Современная психотерапия началась с психоанализа, разговорной терапии, созданной Зигмундом Фрейдом. Психоанализ использует свободные ассоциации, чтобы помочь людям осознать мысли и воспоминания, постоянно возникающие в потоке сознания. Психоаналитики также интерпретируют сны, чтобы улучшить понимание эмоционального контекста опыта, который в противном случае мог бы остаться незамеченным.
Нынешняя волна когнитивной терапии учит светским версиям буддийских практик осознанности. Повышенная внимательность помогает людям действовать в большей степени в соответствии со своими ценностями, вместо того чтобы реагировать бегством и избеганием, которые обычно усугубляют проблемы.
Чтобы улучшить самонаблюдение, клиентов обучают упражнениям на внимательность, таким как наблюдение за дыханием, движение тела с осознанием и признание переживаний без фильтров оценочных суждений. Клиенты также заполняют дневниковые карточки, в которых фиксируются настроение, мысли, действия и эмоциональные реакции на сложные ситуации. Дневниковый подход занимает центральное место в ранней когнитивной терапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), когда клиенты автоматически заполняют записи мыслей, записывая свои внутренние реакции на ситуации. Затем их просят противостоять привычным предположениям, уменьшая тревогу и депрессию, вызванные беспомощными и безнадежными ожиданиями.
Некоторые методы, которые могут помочь вам или вашим клиентам, если вы являетесь терапевтом, стать более самосознательными, включают:
Ведение дневника, когда человек размышляет о своем опыте, описывая его вне сеанса терапии. Такие идеи могут сделать терапию более эффективной.
Библиотерапия, включая книги по самопомощи, особенно те, которые рекомендованы терапевтом, потому что они особенно проницательны и основаны на надежных исследованиях.
Арт-терапия и песочные лотки, где человек создает изображения или расставляет фигуры и предметы, которые пробуждают игривое воображение детства к большему осознанию для самопознания и исцеления.
Снижение стресса на основе осознанности (MBSR) по методу Джона Кабат-Зинна, которое помогает людям справляться с физической и эмоциональной болью.
Классы медитации, особенно те, которые обучают медитации осознанности, или шамата (соблюдение спокойствия) и випассана (прозрение) медитация.
Групповая терапия, при которой самосознание улучшается благодаря обратной связи с другими и тому, что они слушают об их похожем опыте. Социальные взаимодействия человека также наблюдаются «вживую», поэтому терапевт и группа могут обратиться к ним.
Самосознание помогает не только построить прочные терапевтические отношения, но и помогает непрофессионалу принимать более взвешенные решения и способствует общему благополучию.
Важно помнить, что самосознание — это способность человека оценивать сильные и слабые стороны своего характера. Осознание этого позволит человеку действовать, делать выбор и принимать решения в соответствии со своими способностями. Важно уделить время — самосознанию не учат в книге, а достигают путем самоанализа, используя то, что вы узнали о себе, для обоснования решений, поведения и взаимодействия с другими людьми.
Несколько вопросов для начала:
Каковы ваши сильные и слабые стороны? Укажите по три каждого.
Что вы цените больше всего?
Различие между тем, что человек может и не может сделать сам.
Какие чувства вы испытываете больше, чем другие?
Каковы ваши триггеры (люди и ситуации, которые могут вызвать негативные или неприятные эмоции)?
Как вы ведете себя в условиях стресса?
Какие роли, которые вы играете в своей жизни, заставляют вас чувствовать себя (например, сестра, студент, лучший друг, работник, спортсмен и т. д.)?addadw
Ссылки
- 900.2 E. P. Seligman, M. P. Seligman. (1995). Эффективность психотерапии: исследование Consumer Reports. В американском психологе, декабрь 1995 г., том. 50, № 12, стр. 965-974. Получено 16 декабря 2008 г. с http://tinyurl.com/dn3ofg 9.0003
Кристофер, Дж. К., Кристофер, С. Е., Даннаган, Т., и Шур, М. (2006). Обучение уходу за собой с помощью практики осознанности: применение йоги, медитации и цигун в обучении консультантов. Журнал гуманистической психологии, 46, 494-509. doi: 10.1177/00221678062Three
Многоуровневая модель для улучшения самосознания и заботы о себе; Дауден, Ангел Р.; Уоррен, Джеффри М. и Камбуи, Хассейм
Доктор Гарима Шривастава — клинический психолог из Дели, имеет докторскую степень Всеиндийского института медицинских наук.
Мы являемся некоммерческой организацией, которая полагается на пожертвования для предоставления знаний в области психического здоровья. Мы призываем вас сделать пожертвование в фонд «Белый лебедь». Ваше пожертвование, каким бы небольшим оно ни было, позволит нам еще больше расширить возможности нашего портала и обслуживать гораздо больше людей. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы поддержать нас.
Как осознать себя | Разговор с самим собой и самосознание
Развитие самосознания поможет вам больше узнать о себе и о том, на что вы способны. Есть несколько отличных способов, которыми вы можете работать над своим самосознанием, но то, что вы будете делать, полностью зависит от вас.
Почему самосознание имеет значение?
Самосознание на самом деле заключается в том, чтобы осознавать и быть уверенным в том, кто вы есть. Это может относиться к знанию ваших собственных ценностей, убеждений, личных предпочтений и тенденций.
Вы знаете, как известные люди всегда говорят: «Оставайся верным себе»? Это действительно важный совет, но нелегко оставаться верным себе, если вы не знаете, кто вы есть. Осознавая себя и понимая свои сильные стороны и ограничения, вы открываете возможности, которые иначе были бы просто недоступны. Вы также можете иметь более честные и искренние отношения, потому что люди, которые вас привлекают, будут тянуться к вам таким, какой вы есть на самом деле.
3 способа осознать себя
1. Оцените свой внутренний диалог
Первый шаг в самопознании — это слушать себя. Что происходит в вашем уме? Это серия негативных мыслей, из-за которых вы чувствуете себя паршиво? Или вы всегда смотрите на светлую сторону?
На практике: Выделите пару минут каждый день, чтобы посидеть в тишине и прислушаться к тону своего внутреннего голоса. Один из способов заставить свой внутренний голос работать — встать перед зеркалом и услышать, что вы говорите себе о том, как вы выглядите. Возможно, вам даже будет полезно записать свои мысли, чтобы лучше понять, насколько они позитивны или негативны.
2. Используйте свои чувства
Ваши чувства (в частности, зрение и слух) могут дать вам глубокое понимание собственных чувств и чувств других людей, а также ситуаций в целом. Но эти чувства часто просматриваются через фильтр нашего разговора с самим собой. Например, хмурый взгляд не всегда означает, что кто-то зол, а стон не обязательно означает, что человеку, с которым вы разговариваете, скучно, несмотря на то, что может говорить ваш внутренний голос.
На практике: В следующий раз, когда вы почувствуете, что кто-то осуждает вас или заставил вас чувствовать себя плохо, сделайте шаг назад и запишите, почему вы так думаете. Спросите себя: «Мог ли я интерпретировать то, что было сказано/сделано, иначе?» Возможно, вы обнаружите, что ваша интерпретация была омрачена вашими собственными негативными мыслями.
3. Настройтесь на свои чувства
Это может быть сложно, если вы не из тех людей, которые любят слишком глубоко задумываться о своих чувствах.
Есть некоторые физические признаки, которые помогут вам «прочитать» свои чувства. Они включают:
- Ощущение тепла на лице может означать, что вы смущены.
- Ощущение «бабочек» в животе может означать, что вы нервничаете.
- Сжатие зубов может означать, что вы злитесь.
На практике: Обращайте внимание на физические признаки, которые могут указывать на ваше самочувствие. Обращая внимание на то, как вы себя чувствуете, вы можете лучше понять, что вам нравится, что заставляет вас чувствовать себя некомфортно и что вас злит.
Что я могу сделать сейчас?
- Помните, что у вас уже есть некоторое самосознание, иначе вы, вероятно, не стали бы читать этот информационный бюллетень.
- Составьте список своих личных ценностей и вещей, в которых, по вашему мнению, вы хороши.