Самосознание личности
Каждая отдельно взятая личность обладает самосознанием, которое является необходимым условием существования человека. Самосознание личности – совокупность представлений о себе, выражающаяся в Я-концепции. Понятия самосознание и Я-концепция идентичны по своей сути. В аналогичном значении используется понятие образ-Я: Я-концепция – целостный образ своего «Я». Самосознание выполняет функцию саморегуляции поведения личности.
Этапы развития самосознания:
Формирование у младенца схемы собственного тела. Начинает складываться облик своего физического «Я». Осознание собственного тела, его различных органов способствует созданию экстрерорецептивного образа самого себя. Ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий.
С началом ходьбы возникает относительная автономность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок отделяет себя от собственных действий и становится субъектом деятельности.
Формирование полоролевой идентичности, т.е. отнесение себя к полу и осознание половой роли. Механизмом возникновения данного свойства является идентификация, т.е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Дети от называния себя в третьем лице или по имени переходят к использованию местоимений я, мой, мое, у меня.
Овладение речью изменяет характер отношений между взрослым и ребенком, т.к. ребенок получает возможность направлять действия других людей по собственному желанию. Из объекта воздействия других людей он становится субъектом своих воздействий на них. Формируется понятие о себе, самооценка (в 3-4 года). Дети не только указывают причины своего поведения, но и дают им оценку. Затем возникает оценка собственных желаний, хотений, мотивов.
В структуре самосознания выделяются:
В зависимости от направленности представлений о себе:
Я-реальное – совокупность представлений о себе в настоящем. «Какой я есть на самом деле».
Я-идеальное – то, каким бы хотел быть человек в своих мечтах. «Каким я хотел бы быть». Я-идеальное побуждает личность развиваться и стремиться к совершенству и идеалу.
Я-прошлое – совокупность представлений о своем прошлом «Я». «Каким я был в прошлом».
Я-будущее – совокупность представлений о себе в будущем. «Каким я буду в будущем».
В зависимости от содержания Я-концепции:
Я-физическое – образ тела.
Я-психологическое – восприятие собственных черт личности, способностей, мотивов, притязаний.
Я-социально-ролевое – совокупность представлений о себе как о носителе тех или иных социальных ролей и функций. Например, роль студента или преподавателя.
Я-экзистенциональное (экзистенция – смысл жизни) – совокупность представлений о смысле жизни, в которых отражается отношение человека к миру, людям и деятельности в целом.
Оценка личностью представлений о себе, собственной Я-концепции называется самооценкой, под которой понимается положительное или отрицательное отношение к себе (самоотношение). Адекватная самооценка играет огромную роль в формировании позитивной Я-концепции. Джеймс предлагает следующую формулу самооценки:
Успех
С О = ,
Притязания
где СО – самооценка.
Уровень трудности задач (притязаний), на осуществление которых претендует человек, в сочетании с самооценкой влияет на структуру личности человека: определяет его отношение к действительности, влияет на направленность, характер. Чтобы повысить самооценку, нужно либо повысить успешность деятельности, либо снизить уровень притязаний. Если человек имеет высокий уровень притязаний и наталкивается на неуспех, то у него возникает состояние подавленности, напряжения. Все это значимо влияет на формирование самосознания личности.
Вывод. Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой человек строит свои взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Самоотношение выражается в самооценке, которая в совокупности с уровнем притязаний влияет на структуру личности.
Вопросы для самопроверки:
Сравните такие понятия, как человек, личность, индивид, индивидуальность.
Дайте характеристику биологического и социального факторов развития личности человека. Каким образом они взаимодействуют? Что понимается под онтогенезом и жизненным путем развития личности?
Дайте определения понятиям социальный статус и социальные роли личности? Приведите соответствующие примеры.
- Что понимается под структурой личности?
С точки зрения соотношения биологических и социальных свойств дайте характеристику структуры личности, предложенную К. К. Платоновым.
Чем обусловлена активность личности?
Дайте характеристику мотивационно-потребностной сферы личности.
Какова структура, функция, этапы развития самосознания личности человека.
Каким образом взаимосвязаны самооценка и уровень притязаний? Раскройте их роль в формировании самосознания человека.
Литература
Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб., 1999.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
Асеев В.
Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. (Фундаментальная психология).Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1995.
Мерлин В. С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж, 1996.
Ковалев А. Г. Психология личности. – М., 1970.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. Ч.1, гл. 1. – М., 1986.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998. – (Мастера психологии).
Особенности самосознания подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»
Автор: Чернова Александра Денисовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.
Дата публикации: 09.05.2019 2019-05-09
Статья просмотрена: 5103 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:Чернова, А. Д. Особенности самосознания подростков / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 324-325. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58826/ (дата обращения: 01.01.2023).
В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.
Ключевые слова: подросток, самосознание, личность.
В научной психологической литературе самосознание определяется как осознанное отношение человека, в нашем случае подростка, к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание, по мнению ученых, состоит из «Я-образа» или «Я-концепции». Это является своего рода продуктом самосознания. Самосознание принято различать на процесс и продукт. Данная классификация была введена У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого).
Подростковый период является одним из самых важных периодов в жизни. Это своего рода переходный этап между детством и взрослостью. Этот период обозначает переход от зависимости от приближенных взрослых к полной самостоятельности и ответственность за свои поступки, деяния, и всю жизнь. Таким образом, происходит завершение физического и социального созревания. Под этим подразумевается половое созревание, достижение социальной зрелости и так далее. Учеными отмечено, что в современном мире границы подросткового возраста начали расширяться, то есть этот период стал наступать намного раньше.
По мнению Л. С. Выготского внутренний мир личности формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности, и выражением его является самосознание.
Ученые отмечают, что каждая стадия в развитии самосознания имеет определенный уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Например, на онтогенетических уровнях самосознания происходит развитие памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д. Так как все акты самосознания формируются и осуществляются на основе этих процессов и через них.
Самосознание подростка рассматривается не только как феномен его личности и сознания, но и как момент развития личности. Данный момент, по мнению ученых, обоснован биологически и социально подготовлен всей предшествующей его историей. В организации нервной системы заложены возможности самосознания, но для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходимы соответствующие психологические и социальные изменения. Такие изменения происходят следующим образом: сперва происходит накопление представлений о самом себе. Таким образом, подросток все больше узнает себя более обоснованное и более связано. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. То есть формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта. В дальнейшем интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности.
Другой известный отечественный ученый, Б. Г. Ананьев, считает, что сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания. Таким образом, оно завершает структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. Исходя из всего вышесказанного, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
С точки зрения Л. С. Выготского, идеальная Я-концепция обеспечивает формирование жизненного плана молодых людей. Подросток в определении своих жизненных планов субъективен, и поэтому они являются идеалистическими. Так как в этом возрасте подростки воспринимают все близко, полностью еще не знают всех сложностей взрослой жизни, думают, что легкими путями можно добиться своей цели так далее. Многими учеными выделены два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти цели стабильны. Реальные цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач [1].
Исследователи отмечают, что перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. 14–15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».
Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте ярко и наглядно: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15–16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я — концепции; к 16–17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [2].
С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.
Литература:
- Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2011.
- Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. М.:Питер, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие самосознания, самосознание, образ, подростковый возраст, подросток, половое созревание, ранний юношеский возраст.
Ключевые слова
личность, подросток, самосознаниеподросток, самосознание, личность
Похожие статьи
К проблеме
формирования личности в юношеском возрастеВ этом возрасте происходит физическое созревание и развитие человека как личности, задатки
Ведь подростки в этом возрасте более наблюдательны и улавливают противоречия в
Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст.
Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом…Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к…
К вопросу о
развитии самосознания подростков | Статья…В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.
Психологические особенности и
развитие эмоциональной сферы. ..Это развитие самосознания проходит на фоне формирования у индивида с одной стороны, своей
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и
Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности…
Личностное становление в
юношеском возрасте через участие…Развитию самосознания и личности отводил в юности центральную роль Л.С. Выготский. По утверждению Б.Г. Ананьева юношеский
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков.
..Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, девочка, мальчик, социальный педагог, различная скорость, половое созревание, пол, подросток, Дифференциальная
В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети…
Особенности
формирования идентичности личности спортсменов…Но именно в подростковом и юношеском возрастах происходит формирование идентичности личности.
Отношения со сверстниками в раннем подростковом возрасте приобретают особо важное значение. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и…
Я – концепция в
юношеском возрасте | Статья в сборнике. ..Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей
Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка.
Структура
самосознания подростков с разным уровнем…Подростковый возраст отмечен изменением отдельных структур самосознания и взаимосвязей между ними, возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка новых потребностей, удовлетворение которых…
Похожие статьи
К проблеме
формирования личности в юношеском возрастеВ этом возрасте происходит физическое созревание и развитие человека как личности, задатки
Ведь подростки в этом возрасте более наблюдательны и улавливают противоречия в
Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст.
Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом…Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к…
К вопросу о
развитии самосознания подростков | Статья…В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.
Психологические особенности и
развитие эмоциональной сферы. ..Это развитие самосознания проходит на фоне формирования у индивида с одной стороны, своей
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и
Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности…
Личностное становление в
юношеском возрасте через участие…Развитию самосознания и личности отводил в юности центральную роль Л.С. Выготский. По утверждению Б.Г. Ананьева юношеский
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков.
..Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, девочка, мальчик, социальный педагог, различная скорость, половое созревание, пол, подросток, Дифференциальная
В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети…
Особенности
формирования идентичности личности спортсменов…Но именно в подростковом и юношеском возрастах происходит формирование идентичности личности.
Отношения со сверстниками в раннем подростковом возрасте приобретают особо важное значение. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и…
Я – концепция в
юношеском возрасте | Статья в сборнике. ..Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей
Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка.
Структура
самосознания подростков с разным уровнем…Подростковый возраст отмечен изменением отдельных структур самосознания и взаимосвязей между ними, возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка новых потребностей, удовлетворение которых…
Self — IResearchNet
Self Definition
В психологии понятие «я» относится к переживанию человека как единого, единого, автономного существа, которое отделено от других, переживаемое непрерывно во времени и пространстве. Переживание себя включает в себя осознание своей физической природы, а также своего внутреннего характера и эмоциональной жизни.
Люди ощущают себя в двух смыслах. Первый — как активный агент, который воздействует на мир, а также находится под влиянием этого мира. Этот тип «я» обычно называют «я», и он фокусируется на том, как люди воспринимают себя как исполнителей. Второй – как объект осмысления и оценки. В этом типе личности люди обращают свое внимание на свои физические и психологические характеристики, чтобы созерцать совокупность навыков, черт, отношений, мнений и чувств, которые они могут иметь. Этот тип «я» называется «я» и фокусируется на том, как люди наблюдают за собой со стороны, глядя внутрь себя, подобно тому, как люди наблюдают и созерцают компетентность и характер других людей.
История и развитие себя
У каждого есть собственный опыт. Однако это «я» может сильно отличаться от того, что переживает другой человек. Например, историки предполагают, что люди в средние века ощущали себя совсем иначе, чем сегодня. Литература того времени предполагает, что люди не обладали той богатой внутренней жизнью, которую люди переживают сегодня, а, скорее, отождествляли личность человека с его или ее публичными действиями. Только в 16 веке, согласно литературе того времени, люди осознавали внутреннее «я», мысли и чувства которого могли отличаться от того, как он или она действовал. Со временем это внутреннее «я» стало рассматриваться как реальное «я» человека, которое отражало то, кем человек является на самом деле. Сегодня люди чувствуют, что их «я» более точно раскрывают их внутренние мысли и чувства, а не действия, которые они предпринимают (хотя люди часто меняют эту позицию в своем мнении о других, думая, что других больше раскрывают их действия, чем их чувства и убеждения). они высказываются о тех действиях).
Люди также различаются по своему восприятию себя по мере взросления и развития. Действительно, данные свидетельствуют о том, что люди не рождаются с чувством собственного достоинства, но представление о том, что человек является отдельным и автономным существом, должно развиваться у ребенка. Например, предположим, что вы поместили большую оранжевую отметку на лоб малыша, а затем поставили его перед зеркалом — процедура, известная как тест на отметку. Дети не начинают показывать какое-либо признание того, что они видят в зеркале свое «я», тянутся ко лбу, чтобы коснуться метки, пока им не исполнится от 18 до 24 месяцев.
Ощущение себя, которое развивают дети, также может отличаться от зрелого, которое они приобретут, когда станут старше. В 1967 году Моррис Розенберг попросил 10-летних детей описать себя 10 предложениями. Дети склонны описывать себя в физических терминах. Лишь через несколько лет дети, на пороге подросткового возраста, начали описывать себя с точки зрения своей личности и характера. Однако некоторые психологи считают, что психологическое, а не физическое самоощущение развивается гораздо раньше, чем в 10 лет. Например, спросите маленьких детей, стал бы кто-то другим человеком, если бы тело этого человека было заменено чьим-то другим, и дети обычно говорят «нет». Однако, если личность этого человека была заменена личностью другого человека, дети утверждают, что самость этого человека теперь изменилась.
Люди в разных культурах также могут различаться по элементам, из которых состоит их самоощущение. Североамериканцы и западноевропейцы склонны считать себя независимыми существами. Попросите их описать себя, и они, как правило, будут останавливаться на своих индивидуальных навыках и личностных качествах (например, как умный, нравственный и трудолюбивый человек). Однако люди с Дальнего Востока (например, из Японии) склонны приписывать более взаимозависимое представление о себе, определяя, кто они есть с точки зрения их социальных отношений и места в мире. Попросите их описать себя, и они, как правило, больше, чем американцы, сосредотачиваются на социальных ролях, которые они выполняют в своей повседневной жизни (например, как мать или дочь или как менеджер в местной фирме).
Некоторые психические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера или биполярное аффективное расстройство, изменяют или нарушают самовосприятие людей. Например, люди, страдающие аутизмом, по-видимому, обладают довольно конкретными физическими переживаниями себя. Они не воспринимают себя на более абстрактном уровне. Если они отвечают на вопросы анкеты о своих личностных чертах, позже они не помнят тех черт, которыми, по их словам, обладали. Это резко контрастирует с людьми, не страдающими аутизмом, которые демонстрируют сильное смещение памяти в сторону воспоминаний о чертах, которые они назвали самоописательными. Это различие можно объяснить, если предположить, что у нестрадающих есть собственная схема себя, то есть когнитивная репрезентация их внутренней личности, помогающая их более поздней памяти. Оказалось, что у людей с аутизмом не так развита я-схема.
Кроме того, шизофрения может повредить самовосприятию человека. Беспорядочное мышление, связанное с шизофренией, может привести к тому, что люди потеряют ощущение себя как личности с непрерывной историей от прошлого до настоящего. Шизофрения также может привести к тому, что человек запутается, где заканчивается его или ее «я» и начинается внешний мир. Это может быть важным аспектом галлюцинаций и бреда. Люди, страдающие шизофренией, могут потерять представление о том, насколько они сами являются авторами своих галлюцинаций, вместо этого думая, что галлюцинации исходят из внешнего мира.
Последствия «Я»
«Я», которым обладают люди, оказывает глубокое влияние на их мысли, эмоциональные реакции и поведение. Например, мысли людей часто создаются для поддержания ощущения себя, которым они обладают. Особенно это касается мыслей о других людях. Впечатления, которые люди, как правило, имеют о себе (их «я»), по крайней мере, в Северной Америке и Западной Европе, как правило, довольно положительные, со многими сильными сторонами и навыками. Люди склонны видеть других людей, которые имеют некоторое сходство, также наделенными теми же самыми сильными и слабыми сторонами, тогда как люди, которые отличаются, с большей вероятностью будут рассматриваться как имеющие недостатки и слабости. Таким образом, люди могут укрепить свое представление о себе как о привлекательных и способных людях.
Самоощущение также влияет на эмоции людей. Люди не просто чувствуют себя плохо или хорошо, но испытывают целую палитру эмоций. Некоторые эмоции возникают из-за того, что люди считают себя авторами действий, их породивших. Когда студенты усердно учатся и хорошо сдают тесты, они чувствуют себя счастливыми и гордыми. Если они обижают друга, они не чувствуют себя несчастными; они чувствуют себя виноватыми. Если они обеспокоены тем, как их действия выглядят для других, они испытывают стыд или, возможно, смущение. Многие эмоции связаны с самосознанием, а переживание всех этих эмоций требует ощущения себя.
Наконец, взгляды людей на самих себя могут существенно влиять на их поведение. Люди часто действуют таким образом, чтобы поддерживать представление о себе, которым они обладают. Например, если вы спросите людей, пожертвовали бы они на благотворительность, они, скорее всего, ответят «да». Если через несколько дней кто-то другой подходит к ним и просит сделать пожертвование, люди с большей вероятностью сделают пожертвование (по сравнению с группой, которую не попросили), даже если они не связывают второй запрос с первоначальным вопросом. Точно так же, если вы спросите человека, должны ли люди экономить воду во время засухи, он или она обычно ответит, что они должны и делают. Если вы затем укажете, как долго человек только что принимал душ (как это делается в исследованиях лицемерия), человек с гораздо большей вероятностью будет принимать душ в будущем короче. Короче говоря, действия, предпринимаемые людьми, ограничиваются их представлениями о самих себе, особенно если эти взгляды становятся для них очевидными.
Ссылки:
- Baumeister, RF (1997). Как личность стала проблемой: психологический обзор исторических исследований. Журнал личности и социальной психологии, 52, 163-176.
- Баумайстер, РФ (1998). Я. В DT Gilbert, ST Fiske и G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 1, стр. 680-740). Бостон: Макгроу-Хилл, 1998. .
- Браун, JD (1998). Я. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Лири, М., и Тангни, Дж. (ред.). (2002). Справочник о себе и личности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
…Хотя эго-сознание изначально идентично персоне – Карл Юнг Глубинная психология
Два эссе по аналитической психологии
есть, в конце концов, нечто индивидуальное в своеобразном выборе и очерчении персоны, и что, несмотря на исключительное тождество эго-сознания с персоной, бессознательное Я, реальная индивидуальность человека, всегда присутствует и дает о себе знать косвенно, если не прямо .
Хотя эго-сознание вначале идентично персоне — той компромиссной роли, в которой мы предстаем перед обществом, — тем не менее бессознательное «я» никогда не может быть вытеснено до полного исчезновения.
Его влияние проявляется главным образом в особом характере контрастирующих и компенсирующих содержаний бессознательного.
Чисто личное отношение сознательного ума вызывает реакции со стороны бессознательного, и они вместе с личными вытеснениями содержат семена индивидуального развития под видом коллективных фантазий.
Благодаря анализу личного бессознательного сознание наполняется коллективным материалом, который приносит с собой
элементов индивидуальности.
Я прекрасно понимаю, что этот вывод должен быть почти непонятен любому, кто не знаком с моими взглядами и техникой, и особенно тем, кто обычно рассматривает бессознательное с точки зрения теории Фрейда.
Но если читатель вспомнит мой пример со студентом-философом, он сможет составить приблизительное представление о том, что я имею в виду.
В начале лечения пациентка совершенно не осознавала того факта, что ее отношение к отцу было фиксацией, и что поэтому она искала мужчину, подобного ее отцу, которого она могла бы затем встретить своим интеллектом.
Само по себе это не было бы ошибкой, если бы ее интеллект не носил того особенно протестного характера, который, к сожалению, часто встречается у интеллигентных женщин.
Такой интеллект всегда старается указать на ошибки других; он по преимуществу критический, с неприятно личным оттенком, но всегда хочет, чтобы его считали объективным.
Это всегда раздражает человека, особенно если, как это часто бывает, критика затрагивает какое-нибудь слабое место, которого в интересах плодотворного обсуждения лучше избегать.