Самосознание начинается с того что: Самосознание личности

Самосознание личности

В жизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет его самосознание, ведущая сторона его сознания.

Поскольку выяснены в предшествующих разделах вопросы возникновения, развития общественного сознания, его структура, функции, следует рассмотреть еще одну сторону — самосознание.

Самопознание — первое условие мудрости, ~ писал К. Маркс, продолжая традиции со времен Сократа. Его девиз «познай самого себя» — актуален и поныне,

В обыденном сознании субъект отождествляется с человеческим индивидом и тем самым навязывается ограниченный, метафизический, «натуралистический», «атомизироваиный» взгляд на субъекта, а рассудок, «здравый смысл» оперирует этим понятием в пределах повседневной деятельности человека, удовлетворяя потребность в налаживании простых отношений людей в рамках определенной узкой общности: семья, первичный, основной коллектив, региональная общность, профессиональная группа и т. д. Диалектический разум обязан «доходить» до всеобщих «предельных» понятий, категорий философии, обобщая общеисторическую практику человека, развитие сознания, достижения наук. Субъект и есть важнейшая категория философии, обозначающая общественного, совокупного (социального) человека в его отношении к объекту деятельности. Именно социальность, т. е. совокупность всех общественных отношений людей как материальных, так и духовных, является определяющим основанием признания субъекта как субъекта.

Человек вне общественных отношений, социальности, «или ангел, или зверь». А. И. Герцен писал: «Отнимите у человека социальное и вы получите свирепого орангутанга». Субъект ~~ зто обобществленный Человек, целостное человечество, сообщество индивидов, человеческий род на Земле, обживающий земную и теперь уже космическую природу. Он — геокосмическое образование, явление. Самосознание и начинается с того, что человек в сознании отделяет себя от природы, выделяет самого себя практически, в чувствах, мыслях из природы, противопоставляет себя, приспособляясь к природе, формирует внутренний духовный мир. Но это духовное формирование только и возможно, если человек имеет рядом с собой другого человека, других людей, с которыми налажены многообразные отношения. Эти субъективно-субъектные отношения и лежат в основе отношения к природе,

Совокупность «субъект — человечество» является носителем родового общечеловеческого сознания и самосознания. Родовое самосознание — не выдумка философов, а реальный фёкт и реальное понятие, обозначающее качественно своеобразное состояние субъектно-субъектных отношений. Все индивиды, объединения, государственные общности — субъекты деятельности могут и должны осознать родовые истины бытия, положить их в основу как реальные императивы практической жизни: право на жизнь и ее защиту, позитивная свобода, неприменение насилия, вооруженной силы для разрешения противоречий и т. д.

Жить по рассудку и разуму, по совести, гуманности, человечно, утверждая себя в мире, сознавая господство истины, добра и красоты в человеке — идеал человеческой человечности в каждом самосознающем субъекте.

Еще Ф. Бэкон утверждал, что «человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать, проявить себя и в конце концов изменить и сформировать». (Ф. Бэкон. Соч. в 2-х т. Т. 1. М. 1977. С. 458).

Вместе с тем, по разным основаниям формационно, исторически, регионально, цивилизационно мы можем выделить качественное своеобразие субъектов-носителей самосознания, соответственно объективным критериям выделения людей. Сознание и самосознание античной цивилизации отличается от сознания и самосознания феодальной эпохи в Европе, а последнее — от буржуазной эпохи. Отдельно следует выделить субъектов-носителей самосознания по этническим, национальным критериям.

Мы можем выделять и других субъектов деятельности и, соответственно, выделить индивида — «Я» — носителя собственного индивидуального самосознания, отражающего индивидуальное существование, свое бытие. «Индивид — Я» — исторический субъект, результат общественной жизни, результат выделения самого себя из окружающей природной и общественной среды. Это выделение себя позволяет человеку ощущать, представлять, понимать себя субъектом-носителем своих физических, психических, умственных состояний, действий, отношений и процессов.

Я — формируется в социальной среде, в деятельности и общении при посредстве языка, речи {И. С. Кон. Открытие «Я». М, 1978. С. 9, 259).

Индивидуальное существование, практическая деятельность индивида — лишь часть, момент, элемент, компонент, дополнение и проявление общественного бытия. И его самосознание — есть момент, элемент общественного самосознания, самосознания той общности, к которой он принадлежит (политик — политическое самосознание; экономист — экономическое самосознание, управленец — самосознание управленческой сферы, вплоть до самосознания профессионалов: учителя, врача, инженера, рабочего, земледельца, спортсмена, ученого и т. д.).

Если еще более дифференцирование анализировать категорию субъекта самосознания, то можно выделить и такие моменты, как: субъект познания, субъект практики, субъект управления. При всей их специфике — все эти подразделения, конечно, условны. Они и едины, и раздельны, относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности человека, могут существовать вместе и относительно отдельно.

Самосознание: субъективная форма объективного мира. Самосознание по своей сущности — есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие — практично» — утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самого себя во всех измерениях — физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых.

Каждый человек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя в тех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяет себя как практического носителя определенной активной позиции по отношению к объективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоит в том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, но и специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиями деятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т. д.

В практической деятельности человека в неразрывном единстве фактически функционируют две стороны — осознанное отношение к миру, к предметам, явлениям внешнего мира и осознанное отношение к самому себе и через это отношение реализуется сознательное отношение к миру.

Человек целеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственным знаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуации и самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человека одновременно связывает воедино чувственное и рациональное, — ощущения, восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения.

Нельзя разорвать, разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно, одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека.

Нельзя знать о предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, не относясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете. Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем, что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать для того, чтобы, знать.

В целом необходимо различать психологический уровень самосознания человека и логико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные, качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией «Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь.

В зарубежной литературе принят термин «Я — концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называют образом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, образуют поведенческую составляющую Я-концепции.

Уровни самосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей «обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейных отношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознание до понимания и других отношений — самосознание себя как школьника, как затем работника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян, или интеллигенции и т. д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнее ревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучи субъектом одновременно познания, практики, управления состоявшийся человек все более склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, на самоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественных систем, на координацию и субординацию своих действий, поведения, жизнедеятельности.

В данном отношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени, осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального и идеального, духовного порядка; экономического и политического состояния; социального и биологического; личного и общественного; коллективного и индивидуального, сознательного и стихийного; эмпирического и теоретического; психологического и физиологического и т. п. Один из высших критериев сформированное™ самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формах сознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности.

Самосознание концентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различных уровнях и в формах познания. (О человеческом в человеке. М., 1991. С. 229). Можно выделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания.

Первая зона — это то, что я знаю о себе только я сам. (Интроспективная зона, фактор самосовершенствования, интро — вертная форма).

Вторая зона — то, что знают и видят другие, но и я сам вижу и знаю тоже.

Третья — что недоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятия иррационального, обнаружения интуитивного).

Четвертая зона — я сам не замечаю, но другие во мне это видят. (Для меня форма адаптации, снятия для меня моего трансцендентного).

Дифференциация зон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они, зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем, заново проявиться как процесс духовной жизни человека.

Важнейшей стороной самосознания выступает оценка и самооценка самого себя, всех своих состояний, возможностей, потенций, уровней, форм личного бытия, отношений, связей и т. п. Оценивающая деятельность, самооценка, конечно, тоже род познания, но имеющий свои особенности, так как здесь действуют иные критерии отношения и самоотношения субъекта. (А. Г. Спиркин. Сознание и самосознание. М. 1972. С. 149).

Оценка и самооценка самого себя, своих дел, чувств, и мыслей связаны с тем, какие выбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладывает человек в свою жизнь, в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает и ориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности, насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается на оптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормах уравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого, неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого (поведения) страдает и сам субъект.

Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей, чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человеке все творческие сущностные силы, как предметно-материальные, биологические, так и социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовных и телесных» — говорилось в кругу Сократа.

Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функции самопознания и самосознания человека. Однако здесь важно осознание как внешних условий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, так и осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, с необходимостью, обязанной «вписывать» себя, «встраивать» себя в систему действующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений.

Самосознание — не просто свойство человека, субъекта, а сущностное качество отношений общества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов к классам, наций к нациям, регионов к регионам и т. д. Это — условие и качество самоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, к примеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменили самоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая была сокрушена, и еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация, самотождествленность, искаженное, субъективистское самосознание приводят к краху.

Преувеличение, абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта, приводит к субъективистскому конформизму, к субъективной тенденции в понимании себя, своего места и роли, к снижению творческого потенциала в деятельности разума. И, напротив, чрезмерное преувеличение сил и возможностей субъекта, своего разума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к. волюнтаризму, авантюрному субъективизму, к ущербному самосознанию, неспособному правильно реализовать самого себя.

Самосознание — не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное, общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определенной форме, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка, речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними, — не только с ныне живущими, но и с моими предками, которых я знал и не знал лично, но мне о них известно по свидетельству других.

Однако бесспорно — самосознание носит личностный характер, индивидуализировано, дискретно и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личные связи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания, чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т. д.

Самосознание в структуре сознания и механизм его действия. Мы уже выяснили кратко, что самосознание «структурировано», состоит из элементов, сторон, уровней, форм, состояний. Но следует еще раз подробнее раскрыть самосознание в структуре дознания, определить приоритетные, «частные» самосознания субъекта, их неодинаковую роль в жизнедеятельности, самоутверждении личности.

Общественное самосознание в целом существует как осознание человеком общества как такового, во всем многообразии его бытия. Но эта абстракция конкретизируется в цивилизованном определении, в формационном отношении, эпохальном, в периодическом отношении к истории, в региональном плане, этническом. Уже здесь мы видим специфику каждого из оснований для определения особенного состояния, уровня, форм проявления самосознания людей.

Каждая из форм общественного сознания (политическое, правовое сознание, экономическое и др.) одновременно включает в себя специфическую форму данного самосознания и может функционировать только при достаточно высокой развитости специального, «отраслевого», специализированного, профессионализированного самосознания. Что сможет сделать в экономике человек, не знающий законов экономики и своего места, роли, условий, не имеющий своих собственных знаний, опыта, навыков, не выработавший самооценки, самоконтроля, самоуправления и т. д. Только грамотный человек и профессионал, обладающий знанием и самосознанием, самооценкой, в состоянии эффективно вести дело, производство, обмен, распределение и т. д. Причем, сам специалист осознает себя в дифференцированных функциях, диктующих ему его собственное поведение.

Огромное значение имеет, политическое самосознание субъектов — общества, классов, наций, народности, этнических групп, слоев, коллективов, партий, союзов, объединений, организаций, государственных учреждений, индивидов. Уже, согласно денной структурной разделенное™ субъектов, политическое сознание разделено на специфические стороны, элементы, состояния политического самосознания, решающего проблемы властных отношений в обществе, государственного понимания деятельности всех субъектов политических институтов, партий, организаций.

Важным структурным элементом самосознания и моментом функционирования самосознания субъекта выступает научное сознание и самосознание человека. Самосознание науки, например, «математика о математики», разрабатывается не только в «науке о науке», метанауках, но и в философии науки, психологии науки, социологии науки, в науке о языке и др. Важнее всего, в данном случае, — наука о самосознании, теоретические проблемы самосознания, философия самосознания, теория культуры самосознания, разработка научных концепций самосознания и обоснование научных принципов самосознания субъекта (Л, В. Скворцов, Культура самосознания. М. 1989).

Проблема научного, истинного знания и осознания субъектом этого знания настолько велика и значима, что даже само знание определяется через осознание человеком истины. Знание — есть результат познавательной деятельности человека и осознания истины. Есть субъективная сторона истины.

Способность человека отчетливо, научно ставить, формулировать и излагать вопросы, проблемы и осуществлять реальные попытки их научного решения невозможны без ясного и честного научного познания самого себя. Нельзя впадать в самообман, третируя науку о человеке, одновременно провозглашая себя знатоком человеческих дел, человеческих чувств, мыслей. Здесь речь идет именно о научном самосознании субъекта.

Философия и есть теоретическое самосознание человека, высший уровень всей отражательной деятельности человечества и познания мира, и его практического изменения, итог самопознания человека.

Мы должны различать истинную рефлексивную деятельность, когда ее путь и результаты соответствуют предметам, и ложную рефлексию, когда и процесс самоотражения, и его результаты искажены, деформированы, не соответствуют, в силу тех или иных причин, предметам, объектам. В последнем случае возникает отчужденное самосознание, дающее неправильные ориентиры деятельности. Заблуждения могут приводить только к дальнейшим заблуждениям, они проявятся как субъективизм, волюнтаризм, как ограниченное, софистическое, эклектическое, ложное мышление. Наиболее глубокие, заблуждения касаются принципов мышления, фундаментальных исходных положений, концепций, оснований теории.

Именно поэтому должно быть строгое научное понимание и процесса, и результатов познания, самопознания, проверка того, что познано, что знаешь о самом себе, чтобы не возник разрыв между образом самого себя, который человек создает в разных формах самосознания, и реальным человеком, его делами, его сознанием.

Этот разрыв может стимулироваться различными причинами, главным образом субъективного порядка. Его возможность особенно велика как раз на стадии «развернутого явного самопознания в виде саморефлексии». (Т. Е. Соколова. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. ИГУ, 1989. С. 4). Отсюда проистекает принцип принципиальности субъекта в мышлении, познании, деятельности, на практике, в поведении, т. е. осознание научных принципов человеком и действия в соответствии с ними. Это — принципы самоутверждения человека. В данном случае можно говорить о важнейших принципах материалистического понимания мира и человека, о принципах диалектики, всеобщих и общих законах науки. Принципы самосознания, саморефлексии субъекта однозначны, отражают одну объективную реальность, сущность объекта, предмета, выявляют объективную истину (через ряд относительных истин, почему и не может быть монополии на истину). Они проверены общественной практикой, совокупными исследованиями в науке, в историческом развитии знания и самопознания человека, в функционировании интеллекта.

Человек осуществляет самоанализ, как правило, в свете того или иного идеала личности и тех ценностей, которые выражают его тип отношения к другим людям. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, анализирует свою жизнь, деятельность, опыт, размышляет над своим отношением к1 делу, к людям, к жизни, стремится объективно, без самооправдания заглянуть в субъективные тайны собственной жизни и сознания, он, волей-неволей, желает как бы реализовать, утвердить, заново «обосновать себя», закрепить собственные принципиальные ориентиры жизни, что-то подвергнуть собственному суду совести, строгой самооценке и что-то отвергнуть, преодолеть. Саморефлексия — великая сила саморегуляции, самоутверждения человека, в результате которой происходит качественное изменение, совершенствование, развитие сознания личности и самой личности.

Роль самосознания личности можно рассматривать в разных аспектах, на разных уровнях, но важнее всего, в нашем случае, выяснение роли самосознания, главным образом, для самосознающего индивида.

И здесь выступает глобальный аспект, глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения, самоотрицания. В определенные исторические эпохи развития общества может быть разное соотношение этих контрарных самоотношений и на определенных этапах онтогенеза — тоже. Например, ребенок не способен органически на самоубийство, а сегодня самоубийство стало во всех слоях почти массовым — более 60 тыс. в год. Уровни самоприятия или самоотрицания детерминируются многими факторами общественной и личной жизни людей.

Уровень самосознания, его роль определяется также степенью отчетливости, ясности, определенности образа «Я», его «объемности», его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует как уровень развитости рефлексии, так и содержание образа «Я» в зависимости от субъективной значимости тех или иных качеств. Во всяком случае, развитое и объективное самооценивающее мышление и осознание качеств повышает эффективность самосознания, делает его боле© творческим, действенным.

Уровень самосознания и его роль зависит в значительной мере от степени внутренней цельности, последовательности образа «Я», как следствие разрешения противоречия между реальным и идеальным образом «Я», следствие противоречивости или даже несовместимости отдельных его качеств.

В связи с этим измерением уровня самосознания, правы те исследователи, которые развертывают концепцию «личностного смысла Я». Будучи соотнесенными с мотивами и целями субъекта в его реальной жизнедеятельности, качества его личности могут обладать «нейтральностью» или личностным смыслом; последнее определяется тем, насколько они препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов субъекта. Отдельные качества или одна и та же черта могут приобретать также конфликтный личностный смысл, ввиду вовлеченности субъекта в различные, иногда «перекрещивающиеся» деятельности. «Переходя в сознание, личностный смысл выражается в значениях, т. е. когнитивно, например, в констатациях черт (умелый, ловкий, неловкий, терпеливый и т. д.) и в переживаниях — чувстве недовольства собой или гордости за достигнутый успех».(В. В. Столин. Самосознание личности. М. 1983. С. 105).

Итоговым измерением самосознания личности является мера самоприятия, положительное или отрицательное общее отношение к себе, установка «за» или «против» себя, причем не только на уровне эмоционально-ценностного самоотношения, но и рассудочно-разумного. Каждый человек выступает в роли судьи по отношению к самому себе, это — суд совести, чести, порядочности, человеческого достоинства, долга, обязанности, прав личности, уважения. Следует жить в полном согласии с самим собой, чтобы исполнить свое позитивное, творческое предназначение в мире, чтобы реализовать себя сози дательно, чтобы люди сказали: «Вот, Человек, он являлся и этот мир не зря!»

Культурное самосознание в условиях глобализации

Сегодня в глобальном мире молодёжь нуждается в международном образовании, чтобы получить шанс на успех. Но сохранение своей культурной идентичности тоже важно. В этом выпуске программы “Learning World” мы узнаем, как это сделать.

Изучение новых языков — один из способов знакомства с другими культурами. Но родной язык — неотъемлемый элемент культурного самосознания. Как это происходит в многокультурных обществах? Репортаж из Германии.

В начальной школе в центре Берлина учатся вместе дети 20 с лишним национальностей. Начиная с первого класса обучение ведётся на двух языках: португальском и немецком. В многонациональных классах этой школы межкультурное общение начинается с раннего возраста. Дети, прежде всего, учатся уважать друг друга.

С помощью одного общего языка происходит процесс межнационального общения. Но контекст тоже имеет значение. В Дании стартовал университетский курс для будущих учителей, которые смогут свободно преподавать за границей. В этом году для обучения по программе магистра по антропологии образования и глобализации были отобраны 30 студентов со всего мира. Эта двухгодичная программа в университете Орхуса впервые фокусируется на антропологии образования.

Студенты узнают не только о глобальном видении того, как совмещаются образование и обучение в различных условиях по всему миру, но также рассмотрят действие так называемой концепции “экономики глобального знания .” Кандидаты на степень магистра могут получить специализацию в нескольких областях и должны пройти трёхмесячное стажировку в другой стране. После успешного завершения программы студенты смогут работать в международных организациях.

Наш следующий репортаж — из Гватемалы, где ученики из отдалённых деревушек не чувствуют себя оторванными от мира. Мы узнаем, как учителям удаётся сохранить баланс между местной культурой и глобальными веяниями. Деревня Санта Мария де Хесус расположена в горах Гватемалы. Если бы не рынок, который работает здесь раз в две недели, то можно было бы подумать, что время остановилось в этом горном селении. В любом случае, ход его замедлен. Настолько, что образование для многих здесь не самое важное в жизни, не говоря уж о каких-то глобальных проблемах.

Но перемены пришли и в эту деревню — здесь построили новую школу и назвали её “Кемна-ой”, что на какчикельском языке, входящем в языкову семью Майя, приблизительно означает “Развитие сознания”. Строительство школы профинансировала американская благотворительноя организация “From Houses to Homes”. В школе установлены компьютеры, подключённые к интернету: для деревни это диковинка. Дети узнают о том, что волнует весь мир: например, о глобальном потеплении. Важные вопросы, от которых до недавнего времени эта деревушка оставалась в стороне.

Также по теме

Учить по-новому: в Катаре строят экономику знаний с опорой на образовательные инновации

Задержаны первые подозреваемые в отравлении школьниц в Иране

Минобразования Португалии: лишь 32% украинских детей посещают школу

ОБРАЗОВАНИЕ ГВАТЕМАЛА ГЕРМАНИЯ ДАНИЯ

Четыре измерения самосознания, о которых вы не знали

Четыре измерения самосознания и то, как каждое из них формирует вас.

В словаре сказано, что самосознание — это «сознательное знание собственного характера, чувств, мотивов и желаний». Но самосознание многомерно, есть не одна линза, через которую нужно смотреть, анализируя себя. Самосознание должно учитывать: 1) что другие говорят/думают о нас, 2) что мы думаем и чувствуем о себе, 3) кто мы на самом деле и 4) кем мы хотим стать.

Удивительно, но многие люди считают, что самоосознание эквивалентно « ой, я сделал это снова. » Это только одна часть головоломки; признание того, что мы что-то сделали, — это только осознание нашей деятельности или поведения, оно ничего не говорит о том, почему мы это сделали или почему мы продолжаем это делать. Он ничего не говорит о том, как это влияет на других людей или как это не соответствует тому, кем мы хотим быть.

Четыре измерения самосознания

1. Осознание того, что другие говорят и думают о вас

Первое измерение самосознания — это осознание того, как вы влияете на других людей.

Что другие люди говорят и думают о вас имеет значение , но не так, как вы могли бы подумать. Мы склонны думать, что то, что другие люди говорят о нас, является отражением того, кто мы есть. Правда в том, что люди говорят/думают о нас, это их реакция на то, как мы на них влияем. Мы не можем изменить реакцию людей, только то влияние, которое мы на них оказываем.

Их реакция на наше поведение является красноречивым признаком того, как мы влияем на мир, и благодаря эмпатии мы можем лучше понять себя и внести коррективы в свое поведение. ПРИМЕЧАНИЕ: реакция не каждого имеет значение.

2. Осознание своих мыслей и чувств о себе

Второе измерение самосознания — это понимание коренных причин мыслей и эмоций, которые мы испытываем по отношению к себе. Если мы не будем осторожны, наши мысли и чувства могут растоптать нашу душу. Оглянитесь на свою молодую жизнь, какие воспоминания приходят на ум?

Пристрастие нашего мозга к негативу больше внимания уделяет плохому опыту, который у нас был, поэтому мы с большей вероятностью помним оскорбления, которые родитель или бывший бросил в нас из-за комплимента, который мы получили от тренера. Результатом этого является то, что мы определяем себя этим негативным опытом.

Но твоё прошлое тоже полно ярких и нежных моментов, надо только немного постараться, чтобы их вытянуть. Давайте не будем забывать тех, кто любил и вдохновлял нас; это воспоминания, которые мы должны нести вперед.

3. Осознание того, кто вы есть на самом деле

Третье измерение самосознания — это рассмотрение того, кем мы являемся на самом деле , как отражение наших действий, мотивов и эмоций. Вы когда-нибудь говорили: « Я не имел в виду то, что сказал. «? Это тот же тип несоответствия, когда мы смотрим на себя одним образом, а действуем по-другому.

В своей книге «Скорость доверия» автор Стивен М. Р. Кови сказал: « Мы судим о себе по нашим намерениям, а о других — по их поведению. «Я не могу не согласиться. На прошлой неделе я писал о том, как мы делаем это с нашей личностью, веря, что мы один человек, но действуя так, как будто мы другой; это результат того, что мы осознаем только наши намерения, а не наши действия.

4. Осознание того, кем вы хотите стать

Четвертое измерение самосознания — это понимание того, кем вы хотите быть в будущем; осознание себя в будущем.

Вы знаете, кем хотите быть? Вы написали свой собственный панегирик? Что бы вы хотели, чтобы люди говорили о вас, когда вас нет рядом?

Мы должны регулярно уделять время размышлениям о том, кем мы хотим стать со временем, когда мы станем старше и взрослее. Это требует от нас 1) отпустить то, что другие люди думают о нас, 2) отпустить то, что мы думаем о себе, и 3) отказаться от норм, поведения и привычек, которые у нас есть сегодня. Мы должны отвлечься от прошлого, от настоящего и устремиться в будущее.

Создайте себя, о котором приятно знать

Воссоздать себя — непростая задача. Это потребует больших усилий и терпения. Прелесть в том, что удовлетворение приходит из пути роста, а не из пункта назначения. Мы должны постоянно смотреть вперед и формировать видение того, кем мы хотим быть в будущем, и всегда стремиться на уровень выше тех, кто мы есть сегодня.

Мы все неконгруэнтны в своей идентичности в той или иной степени, но это только плохо, если мы застреваем в отрицании. Если мы признаем, что то, кем мы хотим стать, не соответствует тому, кто мы есть, мы можем изменить свое поведение и двигаться к этому новому характеру.

По мере того, как вы развиваете своего персонажа, вам будет легче осознавать себя, потому что вы начнете понимать, что вы изменяемое существо, изменяемое существо, и вы контролируете изменение почти всего, что касается себя . Размышление об этом понятии должно вызвать воодушевление для достижения прогресса в личном развитии. Продолжайте идти, продолжайте настаивать, даже когда вы боретесь.

Вопрос к вам

Какой из четырех элементов самосознания для вас наиболее важен? Почему? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Самосознание | Psychology Today

Источник: Image Point Fr/Shutterstock

Самосознание

При переходе от младенца к малышу мы предположили, что три аспекта развития особенно важны для понимания малышей.

Подводя итог, можно сказать, что примерно в 18 месяцев (в диапазоне от 1 до 3 лет) появляются три проблемы, предвещающие появление малыша: подвижность, самосознание и речь.

В прошлом месяце мы обсуждали мобильность, а в следующем месяце будем изучать язык. В этом месяце мы занимаемся самосознанием, глубоким прогрессом в развитии, который переплетается как с мобильностью, так и с языком.

Развитие самосознания

Нейробиологические и психологические триггеры самосознания еще не выяснены. Что мы знаем, так это то, что это происходит примерно в 1-3 года. Ребенок начинает узнавать свое имя и обращаться к себе по имени. Ребенок начнет смотреть в зеркало и поймет, что смотрит на себя. Она также прояснит свои собственные симпатии и антипатии, потребности и желания.

Доказательства повышения самосознания

Как отмечает известный исследователь младенчества Дэниел Стерн, примерно в 18 месяцев дети начинают проявлять признаки самосознания. Эти данные включают поведение младенцев перед зеркалом, использование ими словесных ярлыков для себя и эмпатические акты (см. Межличностный мир младенцев, 1985).

Что касается исследований детей и зеркал, вот как Стерн описывает, что происходит с ребенком в возрасте около 18 месяцев:

Существуют и другие способы, с помощью которых дети проявляют повышенное самосознание. Например, теперь они начинают использовать местоимения — я, мне, мое — для обозначения самих себя. Они могут начать использовать имена собственные, в том числе собственные. Они также все более способны к эмпатическим действиям, демонстрируя свое повышенное чувство того, что они являются объектом, который может быть испытан другим.

Самосознание и язык

Язык и самосознание тесно переплетены. В разгар зарождения языка полезно признать, что нормальной частью процесса развития ребенка является борьба за утверждение себя как независимой, автономной личности… человека, отдельного от родителей, обладающего чувствами и способностями. мнения, отличные от собственных, а иногда и противоречащие собственным чувствам и желаниям родителей. Эта растущая отделенность и самоосознание часто приходят в таком пакете: «Нет!»

Мы поднимаем эту тему сейчас, потому что она очень связана с языком. Известный психоаналитик Джон Гедо, доктор медицинских наук, сформулировал это так: «Самосознание достигается только к концу второго года жизни, параллельно с приобретением вербального общения».

Далее он развил тему языка и самосознания, комментируя значение превращения слов в чувства: «На этом этапе дети также становятся способными выучить систему символов для аффектов; в результате они могут достичь эмоционального самосознания».

Резюме

Основное развитие при переходе от младенца к малышу связано с увеличением самосознания. Кажется, что ребенок становится личностью — со своими интересами, симпатиями и антипатиями. Это изменение дает родителям замечательную возможность помочь ребенку найти свое собственное направление, что, в свою очередь, принесет пользу ребенку на всю оставшуюся жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *