Семантические барьеры и пути их устранения
Семантические барьеры относятся к широкой группе коммуникативных препятствий. Они возникают из-за того, что сообщения не являются однозначно определенными для коммуникатора и реципиента. Этот вид препятствует пониманию смысла сообщения. Семантические барьеры – последствие многозначности слов, концепций, терминов. Чаще всего встречается в ситуациях употребления участниками сленга или жаргона.
Препятствия в общении
То, что затрудняет процесс коммуникации, и то, что негативно влияет на ее успех, на понимание говорящего собеседниками, является препятствием в общении. Семантический коммуникативный барьер возникает там, где у людей не совпадает значение информации. Для его устранения необходимо учитывать особенности культуры общения собеседника.
Семантический барьер приносит наибольший вред людям, успех деятельности которых зависит от понимания аудитории. К примеру, социальные работники, психологи и педагоги для успешной коммуникации должны особое внимание уделять выявлению факторов, препятствующих пониманию. Иначе их не поймут, а целевая аудитория не получит необходимых знаний.
Для тех, кто занимается рекламой или продажами, тема барьеров также важна. Их отсутствие позволяет говорить на одном языке с аудиторией, лучше понимать ее потребности.
Семантический барьер возникает как особенность сообщения. Среди причин его появления можно выделить бессвязность, многозначность, существование различных коннотаций, использование сленга, незнакомого языка или идиом.
Бессвязность
Такое явление возникает из-за неспособности коммуникатора грамотно оперировать языком. Он уже на этапе подготовки монолога теряет смысл своего сообщения. Речь оказывается настолько плохо сформулированной, что ее сложно или невозможно понять. К этому виду причин относятся неправильный подбор слов, несогласованность предложений, частые повторы, перегружающие сообщение.
Даже идеальные сообщения бывают сложны для реципиента ввиду отсутствия у него необходимого опыта для обработки конкретного сообщения. Если коммуникатор не берет в расчет уровень его речевой культуры, смысл сообщения не дойдет до слушателя. Максимальное упрощение и очищение текста от воды (вводных слов, бессмысленных уточнений и пр.) позволяет избавиться от бессвязности.
Многозначность
Использование слов с несколькими значениями иногда приводит к путанице и непониманию сообщения. Примеры семантического барьера из-за невозможности определить смысл без контекста:
- «Ты подготовился к сегодняшнему вечеру?» – слово «вечер» может подразумевать и период времени под конец дня, и собрание (танцевальный/ литературный/ званый вечер).
- «Это – моя команда» – под словом «команда» можно понимать распоряжение, спортивную группу или группу, связанную общим интересом.
- «Достань тарелку» – слово «тарелка» может обозначать и посуду, и музыкальный инструмент, и даже летающий объект.
Сюда же можно отнести случаи отсутствия единого значения относительно абстрактных понятий. Они могут быть формально определены, но для каждого человека все же несут разный смысл. Это такие слова как доброта, счастье, справедливость, демократия, прогресс.
Для устранения многозначности достаточно употреблять слова в подходящем для них контексте. Значение абстрактных терминов можно обговаривать с собеседником отдельно.
Сленг или незнакомый язык
Использование профессионального жаргона не позволяет понять сообщение непрофессионалу, делая речь бессмысленной. То же самое характерно для сленга. Человек, не относящийся к группе, которой принадлежит сленг, не сможет разобрать смысл сообщения.
Единственное лекарство против этой причины семантического барьера – расширение словаря и изучение аудитории. Коммуникатор для успешного взаимодействия со слушателями должен хорошо разбираться в их словаре и подбирать аналогии под неизвестные ему термины.
Коннотации и идиомы
Коннотационный барьер возникает, когда в общении используются слова, которые можно по-разному интерпретировать в зависимости от контекста. В этом случае основной проблемой является несоответствие языковых средств коммуникатора и ресурсов реципиента. Последний прекрасно знает общее значение слов, но не имеет представления о том, в каком именно значении они употребляются в конкретной ситуации.
У многих групп есть свои «поля значений». В них могут входить как собственные смыслы распространенных слов, так и какие-то «местные» шутки, выражения, обороты речи или цитаты.
Порежет смысл на кусочки
Тамара Моисеевна Дридзе (академик, социолог) назвала семантические барьеры «эффектом смысловых ножниц». Они приводят к невозможности вычленить смысл из сообщения.
Иногда к семантическим барьерам относят убеждения и желания собеседников, которые искажают значение их сообщений в обход сознания. Коммуникатор в этом случае отправляет неполную информацию, пропущенную через фильтры его состояния, настроения и убеждений. Реципиент воспринимает не полное сообщение, а только некоторые его элементы.
Семантический барьер непонимания может возникать из-за заблуждений насчет процесса коммуникации его участников и некоторых других ошибок:
- Сообщению приписывается безапелляционность, всеобщность, возведение в абсолют одного аспекта проблемы.
- За собеседником отрицается возможность сформулировать что-то новое.
- Происходит смешивание фактов и выводов, или в умозаключении используются предпосылки, которые не могут вести к выводу.
- Творение ложных дихотомий.
- Необдуманное вынесение вердикта.
Семантический барьер коммуникации – это препятствие, возникающее в общении из-за проблем с интерпретацией значений слов и выражений. Причина его появления – использование фраз, которые для собеседников имеют разные значения, или неспособность облечь конкретную мысль в слова.
Понимание особенностей собеседника позволяет избежать появления семантических барьеров. Для того чтобы сделать речь максимально подходящей для слушателя, необходимо использовать общую лексику и объяснять непонятные слова. В комфортной коммуникации, когда говорящий и слушатель сильно отличаются по объему знаний, первый должен стараться избегать использования специальных терминов. В случае же необходимости – говорить об их значении.
Барьеры общения |Охотники за поведением
В том или ином виде мы общаемся каждый день. Общение может быть как целью, так и средством. Особенности нашей коммуникации являются одним из существенных отличий человека от животных. Естественно, что для большинства из нас рано или поздно становится актуальным вопрос эффективности общения.
Общение — сложный, многокомпонентный процесс. Рассматривая его с разных сторон, можно выделить и разные факторы, мешающие продуктивности взаимоотношений. Самым очевидным компонентом общения является вербальная коммуникация. Это всем понятная форма взаимодействия. Это навык, который мы осознанно (!) осваиваем с самого детства.
Именно из-за очевидности и осознанности этой стороны общения, данному аспекту уделяется мало внимания, в связи с чем уже здесь допускается большое количество ошибок, осложняющих весь процесс общения.
Существуют вербальные особенности, влияющие на качество взаимоотношений вообще, и есть факторы, влияющие на эффективность именно вербальной коммуникации.
Семантический барьер.
Этот барьер возникает из-за наличия у нас неосознаваемой установки: «все всё понимают, как я». Как легко догадаться, чаще всего это совсем не так. Каждое слово и понятие усваивается нами на основе нашего индивидуального опыта, поэтому всё мы воспринимаем немного по-своему. Проблема в том, что эти «немного» могут легко накопиться в процессе одного диалога и перерасти в серьезное недопонимание. В качестве яркого и наглядного примера можно взять такие слова, как «любовь», «дружба», «красота» и даже «важно» и попросить нескольких людей рассказать, как они понимают эти слова. Можно будет увидеть, что люди любят, дружат и оценивают значимость каких-либо вещей по-разному.
Стилистический барьер.
Здесь речь идет не о содержании сообщения, а о форме. В пример можно привести необычный отзыв о «Сказке о рыбке и рыбаке»: «Показ Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный в начале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи…» С этим барьером могут столкнуться люди, имеющие разное образование, разный социально-экономический статус, имеющие разное происхождение. Даже в компании друзей могут проявляться своеобразные речевые обороты, которые непосвященному могут показаться бессмысленными.
Фонетический барьер.
Возникает если говорить слишком быстро, невнятно, с акцентом, «проглатывая» некоторые согласные. Если вербальное сообщение передаете вы, то для избегания барьеров нужно уточнять значения неоднозначных слов и терминов, излагать сообщения в наиболее простой и доступной форме и, конечно же, говорить разборчиво. При получении важного сообщения важно ввести в привычку давать обратную связь к сообщению. В самом обычном виде это значит пересказать говорящему его сообщение своими словами, уточняя, правильно ли вы все поняли.
Помимо этого, нужно помнить, что даже при идеально выстроенном сообщении, оно может «не дойти» до адресата. Одна группа таких ситуаций связана с невысокой авторитетностью говорящего (ниже по должности, не вызывающая доверия репутация). В таком случае помогает выделение общих интересов с партнером по общению. Вторая группа ситуаций связана с невнимательностью слушающего (не хочет слушать, слишком устал для концентрации внимания). В этом случае наладить общение можно, рассказав человеку о пользе/значимости/важности вашего сообщения лично для него.
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».
Поделиться:
Метки: анализ речи, Личная эффективность, Психология влияния, разрешение конфликтов
Что такое семантические барьеры? определение и значение
Определение: Семантические барьеры относятся к непониманию между отправителем и получателем, возникающему из-за различных значений слов и других символов, используемых в сообщении.
Семантические барьеры обычно возникают, когда информация представлена не простым языком и содержит слова или символы, имеющие несколько значений. Ниже приведены основные языковые барьеры:
- Плохое выражение: Сообщение сформулировано неправильно, а используемый язык настолько сложен, что получатель может неправильно истолковать его. Сообщение считается плохо выраженным, если выбраны неправильные слова, предложения не выстроены должным образом, а слова или предложения часто повторяются. Плохо выраженные сообщения отнимают много времени, так как требуют исправлений и уточнений, а также снижается воздействие сообщения.
- Символы или слова с разными значениями: Есть несколько слов, которые имеют разные значения, и часто люди путаются с этими словами и интерпретируют их по-разному из-за разницы в их образовании и социальном происхождении. Например, слово «Кран» имеет другое значение, как показано в предложениях ниже:
- В птичьем заповеднике полно журавлей.
- Строитель использовал кран для подъема тяжелых стальных стержней.
- Девочке приходится вытягивать шею, чтобы посмотреть фильм.
- Неверный перевод: Иногда отправитель переводит сообщение в соответствии со своим уровнем понимания независимо от уровня понимания получателя. Например, менеджер собирал информацию от своего начальства и подчиненных и переводил ту же информацию всем своим сотрудникам в соответствии с уровнем понимания начальства, что приводило к неправильной интерпретации сообщения. Таким образом, необходимо сформировать сообщение в соответствии с уровнем понимания сотрудников, чтобы получить предполагаемый ответ.
- Непроясненные предположения: Иногда отправитель создает предположения об определенных вещах, которые, по его мнению, получатель должен знать об этом и сосредоточиться только на предмете. Но в случае со специальным сообщением, если предположения расплывчаты и неизвестны получателю, это может отрицательно сказаться на коммуникации.
- Обозначения и коннотации: Обозначение означает буквальное значение слова, оно просто показывает название объекта и не подразумевает никаких отрицательных или положительных качеств. Детонационные барьеры возникают из-за того, что отправитель и получатель используют разное определение и значение слова, используемого в сообщении. Например, слово кран используется в контексте видов птиц, но интерпретируется как транспортное средство, которое поднимает объекты.
Принимая во внимание, что подразумеваемое значение слова называется коннотацией, которая вызывает личные реакции и качественные суждения. Коннотативные барьеры возникают, когда люди используют слова, имеющие разное значение в разных абстрактных ситуациях, контекстах, чувствах и т. д. Например, слова «красивый» и «уверенность» имеют положительную коннотацию, но могут иметь любое значение в зависимости от контекста, в котором они используются. это используется.
- Технические жаргоны: Часто люди, работающие в технических группах, такие как инженеры, руководители производства, ИТ-менеджеры и т. д., используют в своем общении технические жаргоны, которые довольно трудно понять непрофессионалу. Таким образом, использование технического жаргона в общении может выступать в качестве барьера.
Таким образом, смысловые барьеры приводят к непониманию информации и нарушается цель коммуникации, т.е. для которой она была предназначена.
какие смысловые и языковые барьеры в общении? как их можно преодолеть? ответ примерно из 300 слов
Ответы (2)
Привет студент,
Надеюсь, у тебя все хорошо.
Эффективное общение является необходимой частью работы с людьми, находящимися в состоянии стресса. Эффективный диалог (общение) с человеком, который может проявлять признаки беспокойства, возможно, может отвлечь энергию от сценария «отыгрывания» к более рациональному. Коммуникация определяется как процесс обмена, целью которого является информирование, убеждение или развлечение другого человека. Чтобы сделать это определение полным, необходимо включить понимание.
Независимо от обстоятельств, окружающих процесс коммуникации, получатель и отправитель должны иметь понимание того, что было сказано, написано или подразумевалось. Если это не так, общение представляет собой не более чем набор слов, произнесенных или написанных, жестов или звуков.Семантический барьер в общении можно определить как непонимание и интерпретацию смысла, которые ограничивают эффективное общение. Оно может быть в форме языка, знака и символа. Слово «семантический» восходит к греческому слову «semantikos», означающему «значительный». Семантика — это широкое междисциплинарное исследование, которое занимается философским и логическим пониманием языка. Семантический барьер может возникнуть в любом виде коммуникации.
Различают два вида смыслового барьера общения:
- Денотативные барьеры, которые основаны на прямом значении слова и обусловлены им.
- Коннотативные барьеры относятся к различиям в значении определяемого слова.
Языковой барьер — это образное выражение, используемое в основном для обозначения языковых барьеров в общении, то есть трудностей в общении, с которыми сталкиваются люди или группы, изначально говорящие на разных языках или даже диалектах в некоторых случаях. Особые трудности с «преодолением языкового барьера» могут возникнуть у людей, приехавших в новую страну во взрослом возрасте, когда изучение языка представляет собой обременительный процесс. Аналогичные трудности возникают на многонациональных встречах, где услуги устного перевода могут быть дорогостоящими, труднодоступными и подверженными ошибкам.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТИ БАРЬЕРЫ?
- проверка того, является ли это подходящим временем и местом для общения с человеком
- быть ясным и использовать язык, который человек понимает
- сообщать что-то одно за раз
- уважение желания человека не общаться
- проверка того, правильно ли вас понял человек
- общение в месте, свободном от отвлекающих факторов
- признание любых эмоциональных реакций человека на то, что вы сказали
Я надеюсь, что это помогает.
Привет,
Это очень важный вопрос делового общения.
Семантический барьер в коммуникация можно определить как непонимание и интерпретацию смысла, которые ограничивают эффективное
Может быть в виде язык , знак и символ. Слово семантический приписывается греческому слову «semantikos», которое означает «значительный».
Для преодоления семантических барьеров следует позаботиться о следующих моментах.
- Используйте знакомые слова во время общения
- Используйте короткие фразы
- Используйте положительные коннотации, а не отрицательные
- Будьте кратки и ясны.
Принимая во внимание, что А языковой барьер образное выражение, используемое в основном для обозначения языковые барьеры к общению.
Трудности в общении, которые испытывают люди или группы, изначально говорящие на разных языках или даже диалектах, в некоторых случаях являются языковым барьером.