Семейная психотерапия
Семейная психотерапия
Развитие семейной психотерапии
Направления в семейной психотерапии
1. Школа Пало Алто
2. Семейная психоаналитическая психотерапия
3. Семейная системная психотерапия
Стратегическая семейная психотерапия
Семейная поведенческая психотерапия
6. Другие направления
Супружеская психотерапия
Семейное консультирование
Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях
Список литературы
Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.
В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели.
Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):
семеный диагноз, диагностический этап;
ликвидация семейного конфликта;
реконструктивный;
поддерживающий.
Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы.
Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому.
На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.
Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.
Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:
Эффективное использование молчания;
Умение слушать;
Обучение с помощью вопросов;
Повторение;
Суммирование, резюмирование;
Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
Проигрывание ролей;
Создание “живых скульптур”;
Анализ видеозаписи.
Семейная психотерапия, как самостоятельный вид терапии.
ИСТОРИЯ
Становление и основоположники школ. Развитие подходов и направлений в системной работе с семьей.
Раньше человеческая жизнь изучалась на примере отдельного индивида. А что если взглянуть на предмет шире и заняться исследованием более крупного образования, компонентом, или членом, которого этот индивид является? Этим крупным образованием, или организмом, конечно, является семья.
Семья как организм – образование чрезвычайно интересное. Ее составляющие не похожи на органеллы, как у амебы, или человеческие органы, а сами состоят из индивидов. Эти индивиды (или компоненты системы) не соединены между собой тканями или сосудами, не имеют осязаемой внешней оболочки. Тем не менее, как вы сможете убедиться в дальнейшем, эти компоненты связаны достаточно прочно, причем каждому из них известно о существовании внешней границы семьи. Кроме того, облик семьи со временем претерпевает изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой, связанной с ней семье. Семейный организм способен существовать и функционировать даже в том случае, когда его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, в разных географических регионах. Этот организм может выдерживать значительное давление, а постоянное генерирование новых компонентов и внутренних структур затрудняет определение начала и конца его жизни.
Исследование семейного организма или системы с целью получения новых сведений о функционировании отдельных людей известно как системный подход.
Системный подход к семье появился в связи с разнообразными социальными потребностями. Технический прогресс, быстрые перемены в обществе, взрыв рождаемости после Второй мировой войны вызвали деструктивные процессы в семье. В связи с ростом распространенности делинквентного поведения подростков и числа разводов объектом повышенного внимания стала именно семья. Семейные люди стали часто обращаться к специалистам с жалобами на эмоциональные проблемы. Продолжая работать с отдельными индивидами, многие специалисты стали отдавать предпочтение исследованию индивида в контексте семьи. Отношение к семье как к социальной системе сформировалось, главным образом, в рамках трех направлений: 1) супружеского консультирования, 2) психиатрии и 3) изучения шизофрении. В данной главе мы рассмотрим историческое развитие этих направлений, процесс перехода от работы с индивидом к работе с семейной системой. Будут описаны некоторые основные концепции, нашедшие применение в новом системном подходе к семье.
На протяжении истории супружеские проблемы были в центре внимания представителей духовенства, юристов, врачей, но не специалистов по психическому здоровью. Некоторые перемены произошли в связи с важными открытиями в области акушерства и гинекологии, а именно, возросло число специалистов – консультантов по вопросам сексуальных отношений в супружестве. Параллельно наблюдался рост популярности курсов, посвященных брачным отношениям, в студенческой среде.
Первые центры по вопросам брака были созданы в 1930 году. Биолог Пол Попеноу основал в Лос-Анджелесе Американский институт семейных отношений. Он способствовал популяризации супружеского консультирования, публикуя статьи в Ladies‘ Home Journal. Одновременно два врача, Эйбрахам и Ханна Стоун, создали аналогичную клинику в Нью-Йорке. Два года спустя появился еще один центр брачного консультирования, который возглавила Эмили Хатсхорн Мад. Она провела обширные исследования в области брачного консультирования и была одной из основательниц Американской ассоциации консультантов по вопросам брака в 1945 году.
Американская ассоциация консультантов по вопросам брака способствовала разработке профессиональных стандартов в своей области. Позднее были разработаны стандарты для учебных центров и программ повышения квалификации в сфере брачного консультирования. В 1956 году центр брачного консультирования Marriage Council of Philadelphia, Курсы Merrill-Palmer school в Детройте и Клиника Menninger Clinic в Топике, штат Канзас, получили профессиональную аккредитацию в области подготовки брачных консультантов.
В середине 1950-х и начале 1960-х годов психотерапевты перешли от индивидуального анализа к совместной (conjoint) супружеской психотерапии (в присутствии обоих супругов). Бела Митлман из Нью-Йоркского психоаналитического института (New York Psychoanalytic Institute) впервые опубликовал материалы одновременной психотерапевтической работы с обоими супругами. Он подчеркивал, что отдельные супружеские проблемы тесно связаны с отношениями между супругами. В 1956 году Виктор Айзенстайн, директор Нейропсихиатрического института в Нью-Джерси, издал под собственной редакцией книгу «Невротическое взаимодействие в браке» с несколькими работами, посвященными супружескому взаимодействию. Чуть позже Дон Джексон уже описывал коммуникационный подход к «совместной психотерапии».
Второе ведущее направление, способствовавшее переходу к семейной психотерапии, зародилось в рамках психиатрии. Важнейшими его представителями были:
Натан Аккерман. Он был детским психиатром и имел подготовку в области психоанализа. Придерживался традиционной модели, то есть работал с ребенком как психиатр, а с матерью – как социальный работник. Однако в середине 1940-х гг. он начал проводить интервью с целой семьей, а впоследствии стал считать семью центральным объектом для диагностики и терапии. Способствовал прогрессу и повышению значимости семейной психотерапии в 1950-х гг. В 1960 г., Н. Аккерман основал Институт семьи (Family Institute), переименованный в Институт Н. Аккермана после его смерти в 1971 г.
Он полагал, что психотерапевт должен учитывать специфику как отдельных личностей, так и контекста семейных взаимодействий (интрапсихические и системные процессы), считая их равнозначными. Такой подход отличал его от других системных психотерапевтов, чья идея о «чистой» семейной системной психотерапии становилась все более популярной.
Карл Витакер. Является подлинным новатором и одним из наиболее ярких основателей семейной психотерапии. В начале своей карьеры Витакер работал с больными шизофренией и их супругами в Университете в Атланте, штат Джорджия.
В 1953 г. К. Витакер способствовал зарождению семейной психотерапии, собрав авторитетных коллег в Си-Айленд, штат Джорджия. На этом совещании каждый из присутствующих имел возможность самостоятельно поработать с одной и той же семьей, а другие тем временем наблюдали и анализировали происходящее. Такое открытое взаимодействие способствовало обмену мнениями и идеями.
Развивал собственный стиль психотерапии, основанный на использовании провокации и стресса, вел себя абсолютно спонтанно, а временами совершенно абсурдно. Его вмешательство направлялось на то, чтобы помочь членам семьи стать более открытыми и гибкими. С 1965 г. работал на кафедре психиатрии в Медицинской школе Университета штата Висконсин.
Иван Бошормени-Надь. В 1957 г. основал Психиатрический институт Восточной Пенсильвании (Eastern Pennsylvania Psychiatric institute, EPPI). В 1965 г. издает, в соавторстве с Джеймсом Фрамо, монографию «Интенсивная семейная психотерапия». В 1973 г., совместно с Джеральдиной Спарк, издает работу «Невидимые привязанности». В 1960 г. Рей Бёрдуистел совместно с Альбертом Шефленом (EPPI) занялись изучением языка тела в психотерапии. Практически в то же время Росс Спек, учившийся там же в интернатуре, совместно с Каролин Аттнив развивал психотерапию ближайшего окружения, предполагающую привлечение к терапии значимых других, не входящих в семейную систему (например, друзей или соседей).
И. Бошормени-Надь внес заметный вклад в объединение интрапсихического и системного подходов к семейной психотерапии. Он занимался изучением бессознательных потребностей родителей и их значимости для понимания отношений ребенок – родитель. Позднее И. Бошормени-Надь занимался проблемами лояльности и справедливости в рамках системы отношений в нескольких.
Третье основное движение, положившее начало семейному подходу в психотерапии, связано с группами исследователей, занимавшимися изучением шизофрении. В 1950-х гг. существовали четыре исследовательские группы, изучавшие этиологию и паттерны коммуникации в семьях больных шизофренией.
Группа Пало-Алъто.Работала под руководством антрополога Грегори Бейтсона, работавшего в Стэнфордском университете. Начиная с 1953 г., совместно с Д. Джексоном, Дж. Хейли и Дж. Уиклендом, группа установила важность механизмов контроля стабильности в семье. Например, универсального механизма, действие которого проявляется в том, что когда родители начинают спорить, ребенок для привлечения их внимания и устранения конфликта симулирует болезнь или собственную некомпетентность. Таким образом, некоторые симптомы у ребенка выступают в качестве механизма поддержания мира или равновесия в семье.
В 1956 г. группа публикует важную статью под названием «К теории шизофрении», в которой ввели коммуникационную концепцию «двойная связь». Коротко двойная связь может быть определена как ситуация, когда индивид получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица, причем ни на одно из них нет возможности адекватно отреагировать. Не будучи способен разрешить подобную дилемму, больной с шизофренией склонен удаляться от внешнего мира. В 1959 г. Д. Джексон основал Институт психических исследований (Mental Research Institute, MRI). Вскоре он пригласил для работы в Институте Вирджинию Сатир из Чикаго. Дж. Хейли и Дж. Уикленд стали сотрудниками MRI в 1962 г. В то время как Г. Бейтсон продолжал развивать теорию двойной связи, Д. Джексона, Д, Хейли и Дж. Уикленда больше интересовали другие паттерны коммуникации в семье. Все они, однако, считали, что имеющие место правила и процессы коммуникации могут быть поняты только в свете теории семьи. Одной лишь индивидуально ориентированной психодинамической теории было явно недостаточно. Многие их идеи нашли отражение в труде «Прагматика человеческой коммуникации».
Группа Теодора Лидса. В начале 1950-х гг. Т. Лидс занимался психоанализом. Его пациентами были лечившиеся в клинике Йельского университета больные шизофренией и их семьи. Т. Лидс полагал, что шизофрения является следствием нарушения личностной интеграции и ролевой дифференциации в семье. Лидс подчеркивал важную роль отца в развитии ребенка. В некоторых семьях больных шизофренией отцы конфликтовали со своими женами и стремились добиться расположения дочерей. Подобная ненормальная ситуация приводила к тому, что у дочери, страдающей шизофренией, не развивалось чувство автономии или ролевой дифференциации. В других случаях отцы проявляли чрезмерную «враждебность» или «пассивность», и их поведение затрудняло формирование у их детей идентичности.
Т. Лидс обратил внимание на два дисгармоничных паттерна супружеских отношений в семьях больных шизофренией. В первом случае в семье имелся серьезный конфликт. При этом родители соперничали в борьбе за привязанность детей. Т. Лидс назвал этот паттерн расщепленным супружеством (marital schism). Во втором паттерне, получившем название смещенного супружества (marital skew), мать часто доминировала над отцом, а дети пытались восстановить равновесие в браке. Исследования Т. Лидса свидетельствовали о том, что расщепленное супружество зачастую вело к развитию шизофрении у дочерей, а смещенное супружество могло стать причиной шизофрении сыновей.
Группа Лаймана Уинна. Он был первым психотерапевтом, исследовавшим паттерны коммуникации и ролевые взаимодействия в семьях больных шизофренией. Свои исследования, посвященные шизофрении, он начал в 1954 г. в Национальном институте психического здоровья (National Institute of Mental Health, NIMH). Л. Уинна интересовало главным образом то, как происходит формирование идентичности индивидов в семье. Он обратил внимание на то, что зачастую имеется конфликт между потребностями ребенка в развитии идентичности и одновременно в налаживании близких отношений с другими членами семьи. Первая потребность «выталкивает» индивида из семьи, в то время как вторая «притягивает» назад, к семье. Если эти конфликтующие потребности не удовлетворены, проблема сепарации приобретает особую остроту. Л. Уинн называл связанный с сепарацией конфликт в семье псевдовзаимностью.
Концепция псевдовзаимности означает, что члены семьи в отношениях друг с другом используют маски. В семьях с отношениями псевдовзаимности больной шизофренией не может быть самим собой, сформировать самоидентичность. Членам семьи навязываются роли, создающие впечатление взаимности, и любое отклонение от них встречается с неодобрением. Таким образом, больной шизофренией становится зависимым от навязанной ему роли. Кроме того, налагается запрет на контакты с внесемейным окружением. В такой ситуации больной шизофренией боится завязывать отношения с внешним миром, предпочитая оставаться в жестких границах семьи. Шизофрения понималась как попытка отделиться от семьи, которая зачастую оказывалась неудачной, парадоксальным образом исключая больного из семьи. Л. Уинну с сотрудниками удалось дать другое объяснение шизофрении, согласно которому шизофрения являлась болезнью не отдельного индивида, а касалась семьи в целом.
В 1954 г., в период активной работы Уинна над теорией шизофрении, сотрудником NIMH стал Мюррей Боуэн. Боуэн оказал на Уинна заметное влияние, и в 1956-1957 гг. завязались их профессиональные контакты с Доном Джексоном, Теодором Лидсом и Натаном Аккерманом на съездах Американской психиатрической ассоциации в Чикаго.
Группа Мюррея Боуэна. Боуэн был психиатром и принимал активное участие в изучении шизофрении с начала 1950-х гг. В 1954 г., с Лайманом Уинном в NIMH, он разработал проект, согласно которому для изучения распределения семейных ролей и паттернов коммуникации были госпитализированы целые семьи. Поначалу М. Боуэн встречался с каждым членом семьи отдельно, но вскоре стал работать с семьей как единицей, поскольку в этом случае удавалось достичь гораздо большего и в более сжатые сроки.
В рамках своего исследования в 1954 г. М. Боуэн обратил внимание на то, что родители детей, страдающих шизофренией, склонны придерживаться стиля воспитания, характеризующегося либо «чрезмерной близостью», либо «чрезмерной отдаленностью». Эмоциональная дистанция такого типа зачастую ведет к тому, что М. Боуэн определил как триангуляцию, или образование «треугольника отношений» с ребенком. Триангуляция возникает, когда супруги пытаются разрядить возникшее вследствие конфликта напряжение на ребенке (или третьем лице). Боуэн полагал, что, принудив пару самостоятельно решить свои проблемы, удастся предотвратить поиск «козла отпущения» или вовлечение ребенка в «треугольник отношений» – предпосылку шизофрении.
Со временем стало ясно, что некоторые паттерны коммуникации, присущие таким семьям, в той или иной степени встречаются и в нормальных семьях Боуэн отмечает, что «обобщая результаты предварительного исследования нормальных семей, можно сказать, что паттерны, изначально считавшиеся типичными для шизофрении, встречаются хотя бы иногда во всех семьях и практически всегда в некоторых из них». Данный факт способствовал росту интереса к работе с семьей, а не с отдельным индивидом.
В 1962 г. Натаном Аккерманом и Доном Джексоном создается журнал Journal of Family Process. Первым редактором журнала был Джей Хейли, который пытался наладить контакты между ведущими семейными психотерапевтами-клиницистами и учеными-исследователями. Клиницисты были сторонниками различных направлений в психотерапии, а именно: групповой психотерапии, психоанализа, теории коммуникации и психолого-педагогической работы с трудными детьми. В результате основное внимание уделялось разработке техник клинического вмешательства и методологических подходов, а теоретические исследования оставались в стороне. Единственным исключением была работа психиатра Сальвадора Минухина. Он применял семейную психотерапию для работы с делинквентными. Он изучал паттерны коммуникации двенадцати неполных семей, в девяти из которых не было отца. Эти семьи были плохо организованы и в них были распространены паттерны гиперопеки или, наоборот, недостаточного внимания к детям со стороны родителей. Психотерапевтические сессии были посвящены изменению паттернов взаимодействия, что должно было привести и к изменению структуры семьи. Итоги работы Минухина были опубликованы в книге «Семьи трущоб» в 1967 г, Будучи директором консультации-поликлиники в работе с делинквентными подростками в Филадельфии, Минухин, работая с Бролио Монтальво, Бернис Розман и Джеем Хейли, разработал модель психотерапии, получившую название структурной семейной психотерапии. В 1970-х гг. психолого-педагогическая консультация Child Guidance Clinic в Филадельфии стала ведущим центром семейной психотерапии и подготовки специалистов в этой области.
Работы С. Минухина, М. Боуэна, Н. Аккермана, К. Витакера, И. Бошормени-Надя, Т. Лидса, группы Пало-Альто и других способствовали появлению новой системной парадигмы в мышлении. Раньше считалось, что причины симптоматического поведения коренятся в самом индивиде, теперь же психотерапевты стали склоняться к тому, чтобы видеть проблему в семейных взаимоотношениях, и работать с ней в рамках семейной психотерапии.
Краткая стратегическая семейная терапия | National Gang Center
Краткая стратегическая семейная терапия (BSFT) использует структуру структурных семейных систем для решения поведенческих проблем подростка путем улучшения семейных взаимодействий, которые, как предполагается, напрямую связаны с симптомами подростка. Целевой группой в целом являются дети и подростки в возрасте от 8 до 17 лет, проявляющие или подверженные риску развития поведенческих проблем, включая злоупотребление психоактивными веществами.
BSFT — это краткосрочное, сфокусированное на проблеме вмешательство с упором на изменение неадаптивных паттернов взаимодействия. Типичные сессии длятся от 60 до 90 минут, 12–15 сеансов в течение трех месяцев. Терапия основана на предположении, что каждая семья обладает уникальными характеристиками, которые проявляются при взаимодействии членов семьи, и что эта семейная «система» влияет на всех членов семьи; таким образом, семья рассматривается как единый организм.
Три основных компонента вмешательства:
- Присоединение — понимание сопротивления и вовлечение семьи в терапию.
- Диагностика — выявление моделей взаимодействия, которые поощряют проблемное поведение молодежи.
- Реструктуризация — разработка конкретного плана, который поможет изменить неадекватные модели взаимодействия в семье, работая в настоящем, переформулируя и работая с границами и союзами.
Подростки BSFT продемонстрировали значительное снижение расстройств поведения и агрессии по сравнению с периодом до и после лечения, в то время как у подростков, прошедших групповую терапию, существенных изменений не наблюдалось. Были также значительные клинические изменения в расстройствах поведения и агрессии в пользу экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Факторы риска
Индивидуальные
Нарушения поведения (конфликт с властью/мятежный/упрямый/деструктивный/антисоциальный)
Раннее и постоянное несоответствующее поведение
Раннее начало агрессии/насилия
Злоупотребление алкоголем/наркотиками
Физическое насилие/агрессия
Семья
Асоциальные родители
Жестокое обращение с детьми (жестокое обращение или пренебрежение)
Правонарушители братья и сестры
Насилие в семье (жестокое обращение с детьми, насилие со стороны партнера, конфликт)
Наличие матери-подростка
Высокий уровень родительского стресса/материнская депрессия
Низкая привязанность родителей к ребенку/подростку
Использование родителями физических наказаний/суровых и/или беспорядочных дисциплинарных мер
Плохой родительский надзор (контроль, наблюдение и управление детьми)
Плохие отношения или общение между родителями и детьми
Сверстник
Ассоциация с антисоциальными/агрессивными/делинквентными сверстниками; высокая преступность сверстников
Одобрения
TITLE IV-E Prevention Services Clearinghouse-Well Supported Program
Общество профилактических исследований: премия президента
Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами: награда за исследования
OJJDP Blueprints Project: многообещающая программа 9002 002 Учебный институт семейной терапии Майами
Девятый этаж
1221 Brickell Avenue
Майами, Флорида 33133
Телефон: (305) 859-2121
Факс: (786) 953-8404
Электронная почта: [email protected]
Веб-сайт: http://www. brief-strategic-family-therapy.com/
Ссылки
Роббинс, М. С., и Шапочник, Дж. (2000, апрель). «Краткая стратегическая семейная терапия». Бюллетень ювенальной юстиции . Вашингтон, округ Колумбия:
Министерство юстиции США, Управление программ юстиции, Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений.
Шапочник Дж. и Уильямс Р. А. (2000 г., июнь). «Краткая стратегическая семейная терапия: двадцать пять лет взаимодействия теории, исследований и практики проблем поведения подростков и злоупотребления наркотиками». Обзор клинической детской и семейной психологии , 3(2):117–134.
What We Do – краткая стратегическая семейная терапия
Что такое краткая стратегическая семейная терапия® — Модель BSFT®?
Краткая стратегическая семейная терапия (BSFT®) — отмеченная наградами практика, основанная на доказательствах, которая лечит экстернализирующие (например, злоупотребление психоактивными веществами, отыгрывание, прогулы занятий, запугивание) и интернализирующие (например, депрессия, тревога) симптомы у детей в возрасте от 6 до 18 лет, реструктурируя проблемные семейные отношения.
В Информационном центре служб профилактики Title IV-E это одна из немногих моделей, получивших рейтинг и пользующихся хорошей поддержкой во всех трех категориях: психическое здоровье, злоупотребление психоактивными веществами и навыки работы с родителями.
Модель BSFT использует структурированный, проблемно-ориентированный, директивный и практический подход к решению проблем поведения детей/подростков. Общие такие проблемы включают употребление наркотиков, общение с антисоциальными сверстниками, прогулы занятий, травлю и другие общепризнанные факторы риска для молодежи. Он уникальным образом обращается к когнитивным, поведенческим и эмоциональным аспектам семейной жизни. Модель BSFT включает в себя эффективные процессы изменений по сравнению с другими моделями, включая стратегические и структурные подходы, экзистенциальную/эмотивную терапию, эко-системные подходы и когнитивно-поведенческие подходы.
Благодаря целенаправленным вмешательствам и стратегиям развития навыков BSFT® предоставляет семьям инструменты для преодоления индивидуальных и семейных факторов риска. Подход основан на предположении, что семейные взаимодействия сильно влияют на поведение детей, и что выявление и улучшение неадаптивных семейных взаимодействий снижает вероятность симптоматического поведения.
Терапевт работает с семьей, чтобы определить модели взаимодействия, которые вызывают и/или поддерживают проблемное поведение молодежи. После выявления этих паттернов терапевт помогает семье изменить эти паттерны, чтобы способствовать позитивному семейному взаимодействию.
Чтобы реструктурировать взаимодействия и изменить системы, модель BSFT обращается к семейному поведению, аффекту и познанию. Стратегии и планы лечения разрабатываются специально для каждой семьи и основываются на структурированном диагностическом плане. В терапевтическом процессе используются следующие техники:
- Присоединение – формирование терапевтического альянса со всеми членами семьи
- Диагностика – выявление паттернов взаимодействия, которые вызывают/поощряют/способствуют проблемному поведению молодежи
- Реструктуризация — процесс изменения семейных взаимодействий, которые непосредственно связаны с проблемным поведением
Программа способствует лидерству родителей, надлежащему участию родителей, взаимной поддержке среди родителей, семейному общению, решению проблем, четким правилам и последствиям, воспитание и совместная ответственность за семейные проблемы. Кроме того, поскольку эффективность BSFT зависит от способности семьи прийти на сеанс, BSFT предлагает специальные стратегии взаимодействия для привлечения семей к терапии.
BSFT признана «хорошо поддерживаемой» моделью Информационным центром профилактических услуг Раздела IV-E, программой «Модель» Калифорнийского информационного центра, основанного на фактических данных, а также CSAP и OJJDP, среди прочих.
Как работает модель BSFT
Краткая стратегическая семейная терапия® обычно проводится в среднем 12-17 раз в неделю, в зависимости от серьезности проблемы. В различных исследованиях полный диапазон составлял от 8 до 24 еженедельных сеансов. Типичный сеанс терапии длится от 60 до 9 часов.0 минут.
4 этапа вмешательства состоят из:
- Организация семейной рабочей группы терапевта. Развитие терапевтического альянса с каждым членом семьи и с семьей в целом имеет важное значение для успеха.
- Диагностика характера сильных сторон семьи и проблемных отношений. Терапевт делает акцент на тех семейных отношениях, которые являются поддерживающими или проблемными, и на влиянии, которое они оказывают на поведение детей и на способность родительских фигур корректировать неуместные реакции.
- Разработка стратегии лечения, направленной на использование сильных сторон и исправление проблемных семейных отношений для повышения компетентности семьи.
- Внедрение стратегий изменений и укрепление семейного поведения, поддерживающего новый уровень семейной компетентности. Важные стратегии изменений включают использование рефреймов для изменения смысла взаимодействий; сдвигает союзы и межличностные границы; формирование навыков разрешения конфликтов; и обеспечение родителей руководством и коучингом.
Один штатный терапевт может провести вмешательство BSFT в 15-20 семьях, если оно проводится в офисе. Или же она может обслуживать 10–12 семей, если проводится дома, в клинике или в другом месте за пределами офиса. В среднем, терапевт BSFT обычно может вылечить 25-55 семей в течение одного года.
Мы настоятельно рекомендуем агентству создать структуру программы, включающую как минимум трех терапевтов, назначенных для проведения вмешательства, даже если они работают неполный рабочий день. Это позволит терапевтам поддерживать и консультироваться друг с другом по поводу BSFT.
BSFT® можно реализовать в различных условиях. К ним относятся общественные социальные службы, психиатрические клиники, клиники по профилактике и лечению наркозависимости, медицинские учреждения и семейные клиники. Поскольку BSFT работает со всей семьей, программа обычно работает во второй половине дня, вечером и по субботам.
Поскольку сбор показателей результатов важен, в FTTIM мы рекомендуем инструменты, описанные на этой странице часто задаваемых вопросов:
Проверенные результаты BSFT®
BSFT известен как модель, разработанная для его культурной компетентности с семьями языковых и культурных меньшинств. Первоначально разработанная для латиноамериканских семей, модель была протестирована на других группах населения, включая афроамериканцев, женщин и людей с ВИЧ/СПИДом. Соразработчик сделал обширный список адаптаций к различным настройкам. К ним относятся приемные семьи, резервации коренных американцев, домашние и общественные клиники, переходные программы и другие.
Относительно сравнений, участвовавшие дети/подростки и их семьи показали:
- 75% снижение употребления марихуаны
- 75% семей остались в программе для полной дозы
- 58% снижение общения с антисоциальными сверстниками
- На 42% улучшилось расстройство поведения
Кроме того, семьи продемонстрировали значительное:
- Увеличение участия семьи в терапии (92% направленных/неназначенных семей)
- Улучшение дезадаптивных паттернов семейных взаимодействий (функционирование семьи)
- Улучшение навыков общения в семье, разрешения конфликтов и решения проблем
- Улучшение сплоченности семьи, сотрудничества и связи между детьми и семьей родителей при снижении употребления психоактивных веществ подростками (исследование на 8 объектах завершено в 2014 г. )
Важные компоненты для успешного внедрения BSFT
Терапевты должны пройти полную подготовку по краткосрочной стратегической семейной терапии, чтобы практиковать эту модель, зарегистрированную под торговой маркой. Фактически, сразу после начала обучения клиницисты начинают работать с семьями, используя модель.
Эти практики BSFT должны иметь возможность вмешиваться в семьи, чтобы улучшить неадаптивные модели взаимодействия. Кроме того, они должны поощрять членов семьи поддерживать и полагаться друг на друга, а не на терапевта. Поэтому терапевтам должно быть комфортно устанавливать тесные связи с людьми на всех трех уровнях человеческого опыта: когнитивном, поведенческом и эмоциональном.
Предпочтительно, чтобы этот идеальный кандидат имел степень магистра в области психического здоровья, социальной работы или супружеской и семейной терапии. Тем не менее, лица, имеющие степень магистра в смежной области или степень бакалавра плюс 3 года клинического опыта, могут быть квалифицированы. Как минимум, люди должны иметь базовые знания о том, как работают семейные системы.
Организационные соображения включают:
a) полное понимание модели персоналом агентства;
b) согласование структуры с предполагаемыми клиническими результатами;
в) надлежащее штатное расписание;
d) обучение, контроль соблюдения и управление верностью;
e) соответствие между услугами программирования и моделью;
f) достаточное финансирование и
g) развитие внутренней стабильности.
Успешные организации, стремящиеся воспроизвести научно обоснованные модели, такие как BSFT®, должны иметь как административную, так и теоретическую приверженность семейной терапии. С этой целью им необходимо обеспечить необходимую административную поддержку и решить проблемы до внедрения. После запуска программы они должны поддерживать это обязательство посредством тесных отношений с разработчиками, что обеспечит сохранение точности с течением времени.
Экономическая эффективность BSFT
Самое последнее исследование экономической эффективности BSFT, которое проводилось в Мэриленде, показало, что стоимость лечения одной семьи в течение всего диапазона из 24 сеансов составила всего 3200 долларов.
Это соответствует 133 долларам за сеанс, или в типичной семье из 4 человек 800 долларов на человека за полную стоимость лечения. Таким образом, в исследовании это стоило 33 доллара на человека за сеанс. Это часть стоимости содержания молодежи в интернатных учреждениях.
Например, в Канзасе стоимость размещения в молодежных жилых центрах составляла 45 990 долларов в год за койку, при этом большинство молодых людей выписывались безуспешно и сообщалось, что долгосрочные положительные результаты для молодежи не были достигнуты. (Исследование затрат на центры проживания несовершеннолетних правонарушителей для несовершеннолетних, Департамент исправительных учреждений штата Канзас, 2015 г.) государственный дом будет стоить 52 256 долларов.
Использование BSFT® в качестве альтернативы отправке молодежи в такие интернатные учреждения позволяет избежать затрат, которые затем можно перенаправить на дальнейшее финансирование реализации модели. Таким образом, можно обслуживать больше семей и групп риска.
В целом, в Соединенных Штатах проводятся различные исследования, которые показывают, как успешное внедрение практики, основанной на доказательствах, снижает уровень преступности и экономит миллиарды денег налогоплательщиков. «Вмешательства, которые следуют всем практикам, основанным на фактических данных, могут привести к снижению рецидивизма на 30 процентов. В одном широко цитируемом обзоре более 550 оценок программ, проведенном в 2006 году, Институт государственной политики штата Вашингтон обнаружил, что умеренные или агрессивные инвестиции в программы, основанные на фактических данных сэкономит налогоплательщикам штата 2 миллиарда долларов, предотвратит строительство тюрем и снизит уровень преступности». Образец цитирования: Центр Пью о Штатах, Один из 31: Досягаемость американских исправительных учреждений (Вашингтон, округ Колумбия: Благотворительные фонды Пью, март 2009 г.).
Адаптация модели к BSFT
Адаптация должна производиться только после консультации с разработчиками модели, чтобы сохранить основные компоненты модели и при этом сохранить ее эффективность.