Семья и православие: Семья / Православие.Ru

Читать онлайн «Православная семья» – ЛитРес

Составитель Наташа Квасова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

***

Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, – оказываются единством.

(Митрополит Антоний Сурожский)
***

От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, – и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение. Всякий от воли и сердца добр или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол.

(свят. Тихон Задонский)
***

Мы должны бороться со злом в своём сердце. Наиболее частое зло, которое нас посещает, это раздражение. В повседневной жизни нас раздражают все: начиная от голубей, которые гадят на подоконник, и до самых близких людей – родственников. А особенно нас раздражают старики (потому что брюзжат, ворчат, плохо слышат, упрямятся) и маленькие дети (потому что им надо сто раз повторить, чтобы они что запомнили, чему-то научились, а они ещё не слушаются с первого раза). Совсем не раздражаться у нас наверняка не получится, для этого в душе должна уже поселиться благодать Божия. А вот не показывать своё раздражение, сдерживать его, погашать его молитвой – это в наших силах, если захотеть. И мы должны это делать потому, что Богу угодно, чтобы люди не раздражались друг на друга, а любили.

(Архимандрит Борис (Долженко)
***

Молитва приносит радость, ибо это есть общение с Богом. Не будем копить в себе горечь обиды на ближнего, не станем вмешиваться в чужие дела. Ничто не должно нас отвлекать в нашей жизни. И не будем бояться. Не будем беспокоиться. Не будем страдать. Даже когда с вами поступают несправедливо, по страсти, не беспокойтесь, не хлопочите. Ваше счастье, удача не пропадает от этого, потому что мы ждём её не от людей, но от Бога.

(Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)
***

Только любовь даёт мудрость, только любовь даёт прозорливость, только любовь даёт прощение. Любящий получает способность смотреть на другого из него самого. Нас отделяет друг от друга стена себялюбия, своезаботливости, своекорыстия. Наш взор затемняет пристрастность нашего суждения и видения, мы всегда, думая и о другом, имеем в виду себя, чувствуем себя, но не его. Надо почувствовать его самого, и тогда откроются очи наши. И опытом любви даётся этот опыт мудрости, ведения другого, близкого своего, друга своего.

(Протоиерей Сергий Булгаков)
***

Мужчина – это воин, охотник и добытчик. А женщина является хранительницей мирного очага. Она всегда более сострадательна, чем мужчина, и всегда может помочь нуждающимся больше, чем мужчина. Она создана для того, чтобы родить ребенка, отдать ему свою любовь и научить его любить. Первая задача женщины – сделать свою семью источником любви. Мужчина должен приходить из страшного воинствующего мира и оттаивать в семье, там он должен согреваться любовью. Вот самое главное служение женщины, и переоценить это служение невозможно! Женщина должна являться светом, который умиряет, лечит раны, делает этот мир добрее.

(Епископ Пантелеимон (Шатов)

Что есть православная семья?


Православная семья – это семья, целью создания которой является жизнь с Богом и спасение души.  Противоположностью ей является семья… «гражданская», целью которой является счастливая жизнь на земле и продолжение рода. Но при этом и православная, и гражданская семья могут быть как хорошими, так и плохими, как бывают хорошие и плохие христиане, высоконравственные и безнравственные люди. Полноценной, счастливой, крепкой может быть и православная, и гражданская семья, но залог счастья лежит все же в сфере духовной.

Когда человек в семье живет для себя: стремится к комфорту, хочет, чтобы его любили, понимали, разделяли его взгляды, стремится к продолжению рода своего, то, несмотря на кажущуюся естественность всех этих желаний, такая семья имеет большую вероятность к тому, что семьей она быть перестанет, так как комфорт создать получается не всегда, кто-то другой, как оказывается, сможет полюбить тебя сильнее, и понимать будет лучше и – захочет стать отцом твоих детей…

Если же и муж и жена (или хотя бы один из них) живут для другого, то ситуация становится прямо противоположной: человек в этом случае стремится поступать, мыслить и чувствовать так, чтобы тому, кто находится рядом с ним, было спокойно, хорошо и комфортно. Если же это семья православная, то стремление это становится еще более высоким: супруги стараются помочь друг другу стать лучше и приблизиться к спасению души.

К сожалению, бывает, что и в православных семьях люди живут для себя и стремятся лишь к собственному спасению. А бывает, что люди, далекие от Бога, по самому своему воспитанию и характеру являются людьми жертвенными. Главное только, чтобы за этой жертвой не стояло ожидания воздаяния, потому что воздания может и не быть. Супруг, ради которого ты пожертвовала карьерой и здоровьем, может при собственных неудачах начать попрекать тебя за всякую мелочь, дети, которым ты отдавала всю себя, могут ни во что не ставить твое мнение и считать помехой…

Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не противопоставляют себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся. Даже, если эта семья не православная, то ей легче прийти к Богу, который сказал: «друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов».

Если семья крепкая, православная она или нет, то вихри ей не страшны. Трудности только сплачивают супругов. Они одно целое, и не мыслят себя иначе. Супруг – это дар, который вручен тебе Богом (или судьбой) чтобы хранить и преумножать его. И во многом от тебя самой зависит: погибнет этот дар от неумелого обращения или как прекрасный цветок расцветет и даст плоды.

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. У них одно питие из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святитель Григорий Богослов )

Добавлю к вышесказанному , что есть еще одно и очень важное, что отличает православную семью от любой другой — это благословение самого Бога.

«Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. » (Православный катехизис)

И именно благодать Бога хранит союз мужа и жены. И часто, именно когда уже не хватает собственных сил у супругов, чтобы исполнять заповеди Господа, в особенности друг перед другом, когда что-то происходит с нами, нашими чувствами, когда оступившись мы тянемся ко греху, на помощь приходит сам Господь и рассеивает сети лукавого и возвращает мир в души теперь ведь самых близких друг другу людей и они припадают друг к другу со слезами и словами «прости меня, ради Бога, это я во всем виноват (виновата)». И все прощается, трудное забывается и радость снова возвращается, и семья, прошедшая испытание укрепляется, и только сильнее возносятся благодарные молитвы к Господу, Его Пречистой Матери и Святым Его.

Увидела в одной книге «определение» христианской семьи и полностью соглашусь с этим высказыванием: «Добрая же христианская семья — ограждение чистых нравов, почва для насаждения добра в человечестве, орудие и средство для распространения и утверждения на земле Святой Христовой Церкви»

 

Быть православным в неправославной семье

«Итак… как ты стал православным?»

Миропомазание Эдди

Многим православным студентам этот вопрос может показаться глупым; они всегда были православными. Семья у них православная, они выросли в православной церкви, поэтому во время учебы в колледже было вполне естественно называть себя православным христианином. Однако растет и число новообращенных, людей, не выросших в Вере. Их ответы могут сильно различаться, поскольку люди принадлежат к множеству различных религиозных убеждений (или их отсутствию).

Я принял православие в конце последнего года обучения от конгрегационализма, став единственным православным христианином в моей семье. Даже в моей большой семье единственной православной частью была моя тетя (а впоследствии двое ее детей), вышедшая замуж за эту семью. Все остальные были либо католиками, либо протестантами. Мне очень повезло в том, что моя семья очень поддержала мое обращение. Мои родители (и моя большая семья, если уж на то пошло) всегда были сосредоточены на том, чтобы у меня была духовная жизнь, и то, как я это выражал, было второстепенным. Это не остановило пару саркастических уколов здесь и там, особенно в отношении «замены» моей крестной, как они предпочли выразиться, но это было больше попыткой доставить людям неприятности, а не быть закрытым.

единомышленников.

Несмотря на то, что мое обращение в целом было хорошо воспринято, переход в определенные периоды литургического года был несколько неловким. На ум приходят два отдельных компонента: пост и Пасха. Пост, как мы его понимаем в Православной Церкви, часто отсутствует или уменьшен в других формах христианства. Со временем люди разрабатывают стратегии соблюдения правил голодания, придумывают новые или измененные рецепты и составляют общий план того, как они будут питаться. Без этого фона весь процесс голодания поначалу казался мне непосильным; Я понятия не имел, с чего начать. Что касается Пасхи, то для остальных членов моей семьи было очень странно праздновать Пасху, в то время как я был еще в середине Великого поста. Казалось, что мы довольно резко разделились на два противоречивых пути.

Откровенно говоря, эти проблемы заставили меня чувствовать себя неловко. Я начал задаваться вопросом, во что я ввязался, обратившись. Я не мог спросить об этом свою семью, так как у них не было точки отсчета, чтобы помочь. Так что пришлось искать в другом месте. Вот краткое изложение того, что я узнал из всего этого:

  1. Найдите духовного наставника.  Серьезно, сделайте это, если вы еще этого не сделали. Одна из самых безрассудных вещей, которые вы можете сделать, — это попытаться самостоятельно интерпретировать Православие и его учение. Независимо от того, являетесь ли вы православным христианином в колыбели или новообращенным, возможность обсуждать духовные вопросы с кем-то, кто имеет опыт в духовных вопросах, может помочь вам на пути, который будет и полезным, и выполнимым.
  2. Шаг за шагом. Пытаться переработать сразу все, что есть православие, невозможно. С помощью своего духовного наставника постарайтесь работать с делами небольшими порциями: день за днем, сезон за сезоном. У вас есть целая жизнь, чтобы учиться и расти, не пытайтесь бежать до финиша; вы пропустите все самое важное.
  3. Не придавай этому большого значения. Да, все по-другому, и в зависимости от вашей прежней религиозной принадлежности все может быть очень  отлично. Однако эти изменения не являются каким-то наказанием и не должны отдалять нас от наших близких. Не позволяйте различиям в практике влиять на то, как вы общаетесь с друзьями и семьей.

Вести православный образ жизни трудно – дорого, но тяжело. От нас многого требуют, и бывают времена, когда нам приходится бороться. Специально для новообращенных мы не обязательно должны иметь некоторые из тех же «обусловленностей», что и некоторые из наших сверстников, выросших в православной вере; мы просто новички в системе. Это, безусловно, может расстраивать, но это не должно удерживать нас от решения этих проблем с уверенностью и стремлением к духовному росту. Используя ресурсы, которые нам даются — через ОКФ, наши приходы или просто тех, кого мы встречаем на своем пути, — мы можем не только духовно совершенствоваться сами, но и помогать укреплять веру других.

OCF в Университете Коннектикута

Об авторе


Это гостевой пост от Эдди Райана.

Эдди учится на втором курсе магистратуры Университета Коннектикута, изучает биомедицинскую инженерию. В 2013–2014 годах он является студенческим лидером в студенческом консультативном совете по социальным сетям и координатором мероприятий в отделении OCF UCONN.

Православная семья: жилище Христа и свидетельство Его Евангелия – Часть II – Новости и сообщения

От Бога всякая семья на Небесах и на земле названа (Ефесянам 3:15)

Возлюбленные братья и сестры во Христе,

Мы продолжаем размышления над темой предстоящего съезда духовенства и мирян, сосредоточив внимание на идентичности, характере и жизни православной семьи. Как православные христиане мы благословлены прекрасным и богатым духовным наследием, которое предлагает нам огромное руководство и ресурсы для укрепления и служения семье. В предыдущей статье этой серии мы подчеркивали библейскую основу этого наследия Ветхого Завета, жизнь Христа и идентичность семьи в ранней Церкви.

На этом основании было построено постоянное свидетельство характера семьи через жизни многих верующих и святых. В дополнение к святым житиям, предлагающим пример семейной жизни в общении с Богом, мы находим многочисленные проповеди и письма, предлагающие руководство по браку и воспитанию детей, молитвы и увещевания об укреплении семьи перед лицом трудностей и невзгод, а также силу и преемственность нашего богатого наследия поклонения и общения в местном приходе.

Из этого наследия и ресурсов нашей православной веры мы видим, что православная христианская семья – это прежде всего семья, живущая в крепкой связи с Богом. Как мы обсуждали в первой статье, Бог является источником и сущностью семьи. Семьи, связанные с Богом, будут такими, какими их задумал Бог. Кроме того, отношения и общение с Богом укрепляются, когда семьи используют ресурсы, предлагаемые нашей верой. Когда семья читает Священное Писание и сердца и умы наполняются истиной Божией, когда семья узнает о святой жизни родителей и детей, ставших Святыми, и стремится следовать их свидетельству, когда семья полноправно участвует в жизни приход через богослужение, таинства и служение, эта семья является православной христианской семьей.

Благодаря этим отношениям с Богом и сильной и святой идентичности православной христианской семьи семья способна раскрыть истинный характер и природу семьи.

Когда семья идентифицируется как настоящая православная христианская семья, она является прекрасным и святым свидетельством миру о блаженной и изобильной жизни в общении с Богом. Православная христианская семья знает превосходящую разумение любовь Христову… и исполнена всею полнотою Божиею (Ефесянам 3:16-19). Поклоняясь Ему и служа другим, семья предлагает наглядный пример истинной сущности семьи и того, какой ее создал Бог. Все их усилия и отношения становятся возможностью поделиться благодатью Божьей, принести духовные плоды в своей жизни и жизни других, а также открыть благословенную жизнь и обетования, исходящие от Отца.

Эта идентичность и свидетельство православной христианской семьи должны быть одной из наших главных забот на всех уровнях нашей Святой Архиепископии. Мы начали важную и важную работу через Центр семейной заботы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *