Конспект урока «Семья и семейные отношения»
Урок №5(обществознание 5 класс)
Тема урока: «Семья и семейные отношения»
Цели,задачи занятия:
— Способствовать формированию положительного восприятия семьи;
— Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным;
— Дать положительное представление о будущей семье;
— Способствовать ослаблению негативных последствий отчуждения детей из семей.
Учебное оборудование:учебник,поурочные разработки, бумажные бантики, бумага, клей.
Оформление доски: тема урока, новые слова,дом.задание.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Постановка темы, цели урока.
III.Объяснение нового материала.
План:
1. Зачем люди создают семью.
2.Если семья не выполняет своих обязанностей.
3.Какие бывают семьи.
«Свет в окне – пусть не гаснет никогда»
У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Послушайте притчу:
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».
Вопрос классу — Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас?(предпологаемые ответы детей)
— Радость что вас ждут.
— Облегчение: «Ну, вот я и дома»
— Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»
Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».
Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.
Дети читают стихи:
1. Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила «Я»
Кто их воспитает царица моя?
Ева покорно ответила «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя
Я, я – тихо молвила Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот на земле появилась семья
2. Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: слезы и смех
Взлет и падение, радость, печаль.
Дружбу и ссоры, молчанья.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем.
— Ребята, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье?(отв. детей)
— Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?(отв.детей)
Викторина.
ü Что означает слово «фамилия»?
ü Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).
ü Назовите папу и маму одним словом? (родители).
ü Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).
ü Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).
ü Девочкина дочка? (кукла).
ü Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).
ü Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)
ü При помощи чего можно сделать из Бабы – Яги Василису Прекрасную? (косметика).
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой.
А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с.26.(дети читают). А теперь перечислите отличительные особенности семьи как социальной группы. А в чём же стоит главное предназначение семьи?(отв.детей).Молодцы. А ещё играет роль в защите семьи и наше государство. Государство осуществляет:
1.Выплату пособий
2.Строительство социального жилья, дет. садов, больниц, школ, стадионов.3.Заботу о детях инвалидах.
А к большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.
Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».
Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).
Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т. д.
Следующий кирпичик «Сотрудничество».
Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».
Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
Выкладываем кирпичик «Здоровье».
Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.
Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».
«Счастье – это когда тебя понимают».
Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.
Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.
«Тайна сия великая есть» — говорили древние о любви.
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».
Вот мы и построили дом.
Ребенок читает стихотворение:
Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
— Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.
Вывешивается на доске рисунок звезды. На лучах звёздочки надо написать своё определение семьи (примерные ответы детей)
Семья – это дружба,
крепость,
забота,
дружба,
любовь.
— Ребята, у каждого из вас есть ангел – хранитель, который вас оберегает. Предлагаю сделать ангела, который бы охранял ваш дом, семью.
Аппликация «Ангел – хранитель».
Конкурс «У малого дитяти много имен».
Задание на сообразительность: нужно придумать и сказать как можно больше ласковых имен, прозвищ, украшая младшего участника прикрепляя бумажные бантики на одежду.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V.Домашнее задание: параграф 3, ответить на вопросы к нему. Нарисовать дома постер «Портрет счастливой семьи». (Написать, кто входит в семью, чем государство помогает семье, какие отношения в семье должны быть)
Приложение 1.
Приложение 2.
«Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).
Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.
Следующий кирпичик «Сотрудничество».
Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».
Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
Выкладываем кирпичик «Здоровье».
Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.
Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок.
Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».
«Счастье – это когда тебя понимают».
Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.
Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.
«Тайна сия великая есть» — говорили древние о любви.
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».
Приложение 3.
Дети читают стихи:
1. Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила «Я»
Кто их воспитает царица моя?
Ева покорно ответила «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя
Я, я – тихо молвила Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот на земле появилась семья
2. Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: слезы и смех
Взлет и падение, радость, печаль.
Дружбу и ссоры, молчанья.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем.
Ребенок читает стихотворение:
Дом, как известно всем давно –
Это не стене, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
Конспект урока Семья и семейные отношения
Тема урока: «Семья и семейные отношения»
Методы работы:урок с элементами проектной деятельности.
Задачи урока:
Предметные: давать характеристику семейных отношений, смогут определять причинно-следственные связи конфликтов в семье и пути их разрешения.
Метапредметные: — сформировать навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;
Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
Образовательная среда:
Учебник: обществознание 5 класс
Презентация с иллюстративным рядом и фотографиями
I. Организационный момент. (1 мин.)
Урок учитель начинает с мотивации и эмоционального фона
— Ребята, кто вам сегодня пожелал доброго утра, когда вы открыли глазки? А кто приготовил завтрак и проводил в школу? А кто выпекает вам вкусные ватрушки и пироги?
II. Постановка цели и задачи урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся
(3 мин.)
-Перед вами дом, он символизирует счастье человека. Фундамент этого дома состоит из кирпичиков: семья, друзья, отдых, деньги. Расставьте кирпичика дома так, самое важное для вас должно быть на верху, то есть сверху вниз по значимости для вас.
— Давайте послушаем несколько вариантов.
— А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)
III. Изучение нового материала (10 мин)
— Откройте учебники на странице 26, прочитайте тему урока
— Посмотрите на рисунки в учебнике ? Какие из событий напоминают о вашей семье?
Посмотрите на экран, что же такое семья? На основании определения, выделите характерные признаки семьи.
На примере сказки «Репка» учитель при совместной деятельности с учащимися показывает, что значит дружная семья, а учащиеся делают вывод, что семья, в которой присутствует взаимоуважение и взаимопомощь это счастливая семья.
IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)
Проектная (индивидуальная деятельность) на фоне музыкального сопровождения (любые детские песни об участниках семьи) — (5 мин.)
Проект.
Задание: при помощи семейных фотографий создать альбом «Счастливая семья» V.Физминутка.(1 мин.)
Физминутку учитель проводить под песню «Папа может, папа может все, что угодно»
VI Изучение нового материала.
Далее учитель показывает ребятам альбом и говорит о том, что у каждого свое понятие о счастливой семье, потому что есть разные семьи двухпоколенные и трехпоколенные, полные и неполные, благополучные и неблагополучные. ( на конкретных примерах)
— Посмотрите на ваши странички из альбомов? Я думаю, что вы со мной согласитесь, что семья бывают разные. Подумайте и скажите , какие же бывают семья? (Показ презентации)
— Какая на ваш взгляд нужна семья ребенку?
— А почему?
— На экран выводится таблица:
— Так же, конфликты в семье происходят, когда члены семьи не выполняют свои обязанности, давайте мы с вами вместе заполним таблицу, напротив каждого члена семьи вы должны написать обязанности, кто чем дома должен заниматься?
Беседа, во время которой учитель подводит учащихся к тому, что одной из причин возникновения споров в семье, может быть и распределения обязанностей в семье, которые перерастают в конфликты.
Задание: заполнить таблицу ( 2 мин). (слайд и раздаточный материал)
Члены семьи | Обязанности, которые они выполняют. |
Ребенок | |
Мама | |
папа | |
Бабушка (тетя) | |
Дедушка (дядя) |
VII. Закрепление (3 мин.)
Выполнение заданий в индивидуальных карточках.
— Для закрепления темы я хочу вам предложить работу на карточках в парах.
— Из предложенного списка характеристик семьи выберите и подчеркните положительные качества семьи.
Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, полная, неполная, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.
— Давайте послушаем несколько вариантов.
— Хорошо, значит семья в которой мы с вами хотели бы жить должна быть дружной, обязанности должны быть распределены поровну. Молодцы.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)
— Мы с вами целый урок говорили о семье , семейных отношениях и мне хотелось бы узнать ваше мнение о вашей семье. И предлагаю вам задание «Незаконченные предложения»
Незаконченные предложения.
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю… (слайд)
— В семье люди должны делать друг другу приятное, а сегодня мы с вами на уроке были как одна семья, и я хочу вам сделать приятное. В память о нашем уроке хочу подарить вам небольшие подарки.
До свидания. Спасибо за урок.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/167039-konspekt-uroka-semja-i-semejnye-otnoshenija
6.4 Семейные отношения – Сообщение 101 (Даттон)
Глава 6 Межличностное общение
Департамент коммуникаций, Университет штата Индиана
page source
Нет сомнения, что определение и состав семьи меняются в Соединенных Штатах. Новые данные исследовательских организаций и переписи населения США 2010 г. показывают следующее: люди, решившие вступить в брак, дольше ждут, все больше пар сожительствоют (живут вместе) до брака или вместо брака, увеличивается число домохозяйств, состоящих размер домохозяйства уменьшается (Pew Research Center, 2010). Точно так же, как меняется состав семьи, меняются и определения.
Определение семьи
Кого вы считаете частью своей семьи? Многие люди изначально называли людей, с которыми они связаны кровью. Вы также можете назвать человека, с которым у вас серьезные отношения, — партнера или супруга. Но у некоторых людей есть человек, не связанный кровью, которого они могут называть тетей или дядей или даже братом или сестрой. Из этих примеров видно, что дать определение семье непросто.
Определения, которые люди приписывают семьям, обычно относятся как минимум к одной из следующих категорий: структурных определений , t определений ориентации запроса и транзакционных определений (Segrin & Flora, 2005). Структурные определения семьи сосредоточены на форме, критериях членства и часто иерархии членов семьи. Одним из примеров структурного определения семьи являются два или более человека, которые живут вместе и связаны рождением, браком или усыновлением. Исходя из этого определения, отец и сын, два двоюродных брата или брат и сестра могут считаться семьей, если они живут вместе. Однако одинокий человек, живущий один или с друзьями, не являющимися родственниками, или пара, которая предпочитает не вступать в брак или не может вступить в брак по закону, не будет считаться семьей. Эти определения основаны на внешних «объективных» критериях для определения того, кто входит в семью, а кто нет, что делает определения полезными для таких групп, как Бюро переписи населения США, законодатели и другие исследователи, которым необходимо определить семью для крупномасштабных данных. коллекция. Простота и преимущества этих определений, позволяющие сэкономить время, уравновешиваются тем фактом, что многие типы семейств не учитываются в общих структурных определениях; однако в последние годы появились более конкретные структурные определения, включающие больше форм семьи.
Семья происхождения относится к родственникам, связанным кровными или другими традиционными правовыми узами, такими как брак или усыновление, и включает родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, тетушек, дядей, племянниц и племянников. Семья ориентации относится к людям, которые живут в одном домашнем хозяйстве и связаны кровными узами, юридическими узами или действуют/живут так, как если бы они были связаны одним из них (Segrin & Flora, 2005). В отличие от семьи происхождения, это определение ограничивается людьми, проживающими в одном домашнем хозяйстве, и представляет собой семейный состав, который мы выбираем. Например, большинство молодых людей не могут выбирать, с кем им жить, но по мере взросления мы выбираем себе супруга или партнера, а также можем иметь или усыновлять детей.
Существует несколько подопределений семей ориентации (Segrin & Flora, 2005). Нуклеарная семья состоит из двух гетеросексуальных женатых родителей и одного или нескольких детей. Несмотря на то, что этому типу семьи уделялось большое политическое и общественное внимание, некоторые ученые утверждают, что он был доминирующим как семейная форма только в течение короткого периода человеческой истории (Peterson & Steinmetz, 1999). Двухъядерная семья — это нуклеарная семья, которая была разделена в результате развода на два отдельных домохозяйства, одно из которых возглавляет мать, а другое — отец, причем в каждом доме в течение определенного периода времени проживают первоначальные дети из семьи. Семья с одним родителем включает мать или отца, которые могут состоять или не состоять ранее в браке с одним или несколькими детьми. Приемная семья включает в себя гетеросексуальную пару, которая живет вместе с детьми от предыдущих отношений. К сожительствующей семье относится гетеросексуальная пара, которая живет вместе в серьезных отношениях, но не имеет юридических уз, таких как брак. Точно так же семья геев или лесбиянок включает пару одного пола, которые живут вместе в преданных отношениях и могут иметь или не иметь юридических уз, таких как брак, гражданский союз или домашнее партнерство. Сожительствующие семьи и семьи геев или лесбиянок могут иметь или не иметь детей.
Что важнее, чтобы структура семьи соответствовала определению, или мы должны определять семью, основываясь на поведении людей или качестве их межличностных взаимодействий? В отличие от структурных определений семьи, функциональные определения сосредоточены на задачах или взаимодействии внутри семьи. Определения семьи, ориентированные на задачу, признают, что поведение, такое как эмоциональная и финансовая поддержка, является более важным межличностным показателем семейной связи, чем биология. Короче говоря, любой, кто выполняет типичные задачи, присутствующие в семьях, считается семьей. Например, в некоторых случаях опекунство над детьми было предоставлено лицу, не связанному биологическим родством с ребенком, а не живому кровному родственнику, потому что это лицо действовало по отношению к ребенку скорее как член семьи. Наиболее распространенные семейные задачи включают заботу и общение с другими членами семьи. Забота о членах семьи подразумевает обеспечение базовой заботы и поддержки, как эмоциональной, так и финансовой. Социализация членов семьи относится к обучению маленьких детей тому, как говорить, читать и практиковать социальные навыки.
Транзакционные определения семьи сосредоточены на общении и субъективных чувствах связи. В то время как определения, ориентированные на задачу, передают важность обеспечения членов семьи, транзакционные определения касаются качества взаимодействия между членами семьи. В частности, транзакционные определения подчеркивают, что создание чувства дома, групповой идентичности, лояльности и общего прошлого и будущего составляет семью. Разве это не правда, что кто-то может обеспечить ребенка едой, кровом и транспортом в школу, но не создать ощущение дома? Несмотря на то, что нет ни одного всеобъемлющего определения числа семья , пожалуй это и к лучшему. Учитывая, что семья представляет собой комбинацию структурных, функциональных и коммуникативных элементов, для отражения этой сложности требуется несколько определений.
Процессы семейного общения
Подумайте, сколько времени мы тратим на общение с членами семьи на протяжении всей нашей жизни. В детстве большинство из нас проводит большую часть времени, разговаривая с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Когда мы становимся подростками, наши группы сверстников становятся более центральными, и мы можем даже начать сопротивляться общению со своей семьей в бунтарские подростковые годы. Однако по мере того, как мы начинаем выбирать и формировать свои собственные семьи, мы снова тратим много времени на семейное общение. Кроме того, семейное общение является нашим основным источником межпоколенческого общения или общения между людьми разных возрастных групп.
Семейные ритуалы взаимодействия
Возможно, вы слышали или использовали термин семейное время в своих семьях. Что означает семейное время ? Как обсуждалось ранее, культура отношений построена на рутинах и ритуалах взаимодействия. В семьях также есть нормы взаимодействия, которые создают, поддерживают и изменяют климат общения. Понятие «семейное время» появилось не так давно, но широко распространялось и было представлено в популярной культуре 1950-х годов (Daly, 2001). Когда мы думаем о семейном времени, или качественное время , как это иногда называют, мы обычно думаем о романтизированном идеале семейного времени, проведенного вместе.
Семейные ритуалы и распорядок, безусловно, могут быть забавными и занимательными, они также могут вызывать межличностные конфликты и раздоры. Только подумайте о череде благонамеренных, но ошибочных попыток Кларка В. Грисволда создать семейное развлечение в серии National Lampoon’s Vacation .
Семьи участвуют в различных ритуалах, которые демонстрируют символическую важность и общие убеждения, взгляды и ценности. Три основных типа ритуалов взаимоотношений — это шаблонные семейные взаимодействия, семейные традиции и семейные праздники (Wolin & Bennett, 19).84). Образцовые семейные взаимодействия являются наиболее частыми ритуалами и не имеют степени формальности традиций или праздников. Шаблонные взаимодействия могут включать время приема пищи, время сна, прием гостей в доме или развлекательные мероприятия. Ритуалы приема пищи могут включать ротацию тех, кто готовит, а кто убирает, и многие семьи установили рассадку за обеденным столом. Моя семья недавно приняла новый ритуал досуга для семейных собраний, играя в кукурузную дыру (также известную как мешки). Хотя это семейное мероприятие не является формальным, оно стало чем-то ожидаемым, чего мы с нетерпением ждем.
Семейные традиции более формальны, происходят реже, чем шаблонные взаимодействия, широко варьируются от семьи к семье и включают дни рождения, семейные встречи и семейные каникулы. Традиции дня рождения могут включать поход в любимый ресторан, выпечку торта или развешивание серпантина. Воссоединение семьи может включать изготовление футболок для группы или подсчет общего возраста всех присутствующих. Семейные поездки могут включать в себя предсказуемые конфликты между братьями и сестрами, игры в автомобильные игры, такие как «Я шпион», или попытки найти как можно больше номерных знаков из разных штатов.
Наконец, семейные торжества также носят формальный характер, имеют большую стандартизацию между семьями, могут быть культурно специфичными, помогают передавать ценности и воспоминания из поколения в поколение и включают в себя обряды посвящения, а также религиозные и светские праздники. День благодарения, например, оформлен как национальный праздник и аналогичным образом отмечается многими семьями в Соединенных Штатах. Обряды перехода отмечают переходы жизненного цикла, такие как выпускные, свадьбы, кинсеаньеры или бар-мицвы. Хотя выпускные носят светский характер и могут различаться в зависимости от того, как они отмечаются, кинсеаньеры имеют культурные корни в Латинской Америке, а бар-мицва является давним религиозным обрядом посвящения в еврейскую веру.
Ориентация на общение и соответствие
Объем, широта и глубина разговоров между членами семьи варьируется от семьи к семье. Кроме того, некоторые семьи поощряют самопознание и свободу, в то время как другие ожидают семейного единства и контроля. Эту вариацию можно лучше понять, изучив два ключевых фактора, влияющих на семейное общение: ориентацию на общение и ориентацию на соответствие (Koerner & Fitzpatrick, 2002). Данная семья может быть выше или ниже по любому измерению, и то, как семья оценивает каждое из этих измерений, можно использовать для определения типа семьи.
Чтобы определить направленность разговора, мы определяем, в какой степени семья поощряет членов к взаимодействию и общению (разговорам) на различные темы. Члены семьи с высокой ориентацией на общение свободно и часто общаются друг с другом о деятельности, мыслях и чувствах. Этот неограниченный стиль общения приводит к тому, что все члены, включая детей, участвуют в семейных решениях. Родители в семьях с высокой ориентацией на общение считают, что открытое и частое общение с детьми ведет к более полезной семейной жизни и помогает воспитывать и социализировать детей, подготавливая их к взаимодействию вне семьи. Члены семьи с низкой разговорной направленностью не так часто взаимодействуют друг с другом, а темы для разговоров более ограничены, так как некоторые мысли считаются личными. Например, при принятии решений, затрагивающих всех членов семьи, не требуется участия каждого, а открытое и частое общение не считается важным для функционирования семьи или социализации ребенка.
Ориентация на конформизм определяется степенью, в которой климат семейного общения способствует конформизму и согласию в отношении убеждений, взглядов, ценностей и поведения (Koerner & Fitzpatrick, 2002). Семья с высокой конформистской ориентацией способствует формированию атмосферы единообразия, и родители определяют правила, которым следует соответствовать. Ожидается, что дети будут послушными, и часто избегают конфликтов, чтобы сохранить семейную гармонию. Эта более традиционная семейная модель подчеркивает взаимозависимость между членами семьи, что означает, что пространство, деньги и время распределяются между ближайшими родственниками, а семейные отношения имеют приоритет над отношениями вне семьи. Семья с низкой конформистской ориентацией поощряет разнообразие убеждений, взглядов, ценностей и поведения, а также утверждение индивидуальности. Отношения вне семьи рассматриваются как важная часть роста и социализации, поскольку они преподают уроки независимости и укрепляют уверенность в себе. Члены этих семей также ценят личное время и пространство.
«Получить реальность»
Семейные терапевты
Семейные терапевты консультируют родителей, детей, романтических партнеров и других членов семьи (Career Cruising, 2011). Люди могут обратиться к семейному терапевту, чтобы справиться с трудным прошлым опытом или текущими проблемами, такими как семейный конфликт, эмоциональная обработка, связанная с горем или травмой, стрессами в браке/отношениях, поведенческими проблемами детей и так далее. Семейные терапевты обучены оценивать системы взаимодействия в семье с помощью сеансов консультирования, которые могут проводиться один на один или в присутствии других членов семьи. Затем терапевт оценивает, как семейные паттерны влияют на членов семьи. Будь то через социальные службы или частную практику, семейная терапия обычно краткосрочна. После того, как анализ и оценка завершены, устанавливаются цели и назначаются сессии для отслеживания прогресса на пути к завершению. Спрос на семейных терапевтов остается высоким, поскольку жизнь людей становится все более сложной, карьера уводит людей от сетей поддержки, таких как семья и друзья, а экономические трудности влияют на межличностные отношения. Семейные терапевты обычно имеют степени бакалавра и магистра и должны получить лицензию на практику в своем штате. Дополнительную информацию о семейных и брачных терапевтах можно найти в их профессиональной организации, Американской ассоциации семейной и семейной терапии, на сайте http://www.aamft.org.
- Перечислите некоторые семейные проблемы, которые, по вашему мнению, следует решать с помощью формальной терапии. Перечислите некоторые семейные проблемы, которые, по вашему мнению, следует решать непосредственно с членами семьи. Какая грань разделяет эти два уровня?
- Основываясь на том, что вы уже прочитали в этой книге, какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, были бы наиболее полезными для семейного терапевта и почему?
Определение того, на каком уровне ваша семья находится в плане общения и конформизма, будет более информативным, если вы знаете, к каким типам семьи они приходят, а именно к консенсуальным, плюралистическим, защитным и либеральным (см. рис. 7.2 «Типы семей, основанные на конфликтных и конформистских ориентациях»). ») (Koerner & Fitzpatrick, 2002). В семье по обоюдному согласию высока ориентация как на общение, так и на соответствие, они поощряют открытое общение, но также хотят поддерживать иерархию внутри семьи, которая ставит родителей выше детей. Это создает некоторую напряженность между стремлением к открытости и контролю. Родители могут примирить это напряжение, выслушав мнение своих детей, приняв окончательное решение сами, а затем объяснив, почему они приняли такое решение. В плюралистической семье высока ориентация на разговор и низка конформность. Открытое обсуждение приветствуется для всех членов семьи, и родители не стремятся контролировать поведение или решения своих детей или друг друга. Вместо этого они ценят жизненные уроки, которые член семьи может усвоить, проводя время с не членами семьи или занимаясь самопознанием. Защитная семья имеет низкую ориентацию на разговор и высокую конформность, ожидает от детей послушания родителям и не ценит открытое общение. Родители принимают окончательные решения и могут чувствовать или не чувствовать необходимость делиться своими рассуждениями со своими детьми. Если ребенок сомневается в решении, родитель может просто ответить: «Потому что я так сказал». В семье невмешательства мало общения и ориентации на конформизм, нечастые и / или короткие взаимодействия и не обсуждают многие темы. Помните, что плюралистические семьи также имеют низкую ориентацию на конформизм, что означает, что они поощряют детей принимать собственные решения, чтобы способствовать личному исследованию и росту. Семьи невмешательства отличаются тем, что родители не участвуют в принятии решений своими детьми, и в целом члены семьи этого типа «эмоционально разведены» друг с другом (Koerner & Fitzpatrick, 2002).
Рисунок 7.2 Типы семей на основе конфликтных и конформистских ориентаций
Ключевые выводы
Ссылки
Career Cruising, «Психотерапевт по вопросам брака и семьи», Career Cruising: Explore Careers , по состоянию на 18 октября 2011 г., http://www.careercruising.com.
Дейли, К. Дж., «Деконструкция семейного времени: от идеологии к жизненному опыту», Journal of Marriage and the Family 63, no. 2 (2001): 283–95.
Кернер, А. Ф. и Мэри Энн Фитцпатрик, «На пути к теории семейного общения», Communication Theory 12, вып. 1 (2002): 85–89.
Петерсон, Г. В. и Сюзанна К. Стейнмец, «Взгляды на семьи по мере приближения к двадцать первому веку: задачи для будущих авторов справочников», в Справочник по браку и семье , под ред. Марвин Б. Сассман, Сюзанна К. Стейнмец и Гэри В. Петерсон (Нью-Йорк: Springer, 1999), 2.
Pew Research Center, «The Decline of Marriage and Rise of New Families», 18 ноября 2010 г., по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://pewsocialtrends.org/files/2010/11/pew-social-trends-2010- семьи.pdf.
Segrin, C. and Jeanne Flora, Family Communication (Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2005), 5–11.
Волин, С. Дж. и Линда А. Беннетт, «Семейные ритуалы», Family Process 23, no. 3 (1984): 401–20.
Семейные отношения | Введение в общение |
Межличностное общение
Третий основной тип межличностных отношений, в который мы вступаем, — это отношения в семье. Что такое семья? Создана ли семья юридическими узами или узами общей крови? Или можно ли считать семью людьми, разделяющими обязательства друг перед другом? Стремясь признать разнообразие семей, мы определяем семья как организованная группа , обычно связанная кровью или каким-либо связующим фактором общности, где индивидуальные роли и отношения меняются с течением времени. Семейные отношения, как правило, носят долгосрочный характер и, как правило, имеют период совместного использования общего пространства.Пирсон предполагает, что семьи имеют схожие характеристики, поскольку они, как правило, организованы, представляют собой реляционную транзакционную группу, делят жизненное пространство в течение длительных периодов времени и представляют собой смесь межличностных образов, которые развиваются посредством обмена значениями с течением времени. Давайте уделим несколько минут расшифровке этого определения.
- Семьи организованы . Все мы занимаем и играем довольно предсказуемые роли (родитель, ребенок, старший брат или сестра) в наших семейных отношениях. Точно так же общение в этих отношениях может быть довольно предсказуемым. Например, ваш младший брат может быть миротворцем в семье, а старшая сестра всегда инициирует ссоры со своими братьями и сестрами.
- Семьи представляют собой реляционную транзакционную группу . Семья состоит не только из отдельных членов, она в значительной степени определяется отношениями между членами. Вспомните наше обсуждение теории систем в пятой главе. Семья, состоящая из двух разнополых родителей, старшей сестры, ее мужа и троих детей, младшего брата, его новой жены и двух детей от первого брака, во многом определяется отношениями между членами семьи. Все эти люди играют определенную роль в семье и взаимодействуют с другими людьми довольно последовательно в соответствии со своими ролями.
- Семьи обычно занимают общую жилую площадь в течение длительного периода времени . Одной из постоянных тем при определении семьи является признание того, что члены семьи обычно живут под одной крышей в течение длительного периода времени. Мы, безусловно, включаем расширенную семью в наше определение, но по большей части наши представления о семье включают тех людей, с которыми мы делим или делили общее пространство в течение определенного периода времени. Даже несмотря на то, что вы, возможно, переехали в колледж, большая часть вашего определения вашей семьи заключается в том, что вы провели большую часть своей жизни в одном доме с теми, кого вы называете своей семьей.
- Семьи обладают смесью межличностных образов, которые развиваются посредством обмена смыслами с течением времени . От наших семей мы узнаём важные ценности, касающиеся близости, духовности, общения и уважения. Родители и другие члены семьи моделируют поведение, которое формирует то, как мы взаимодействуем с другими. В результате мы постоянно формируем представления о том, что значит быть семьей, и стараемся поддерживать этот образ семьи в своей жизни. Вы можете определить семью как свою ближайшую семью, состоящую из ваших родителей и брата или сестры. Однако ваш романтический партнер может рассматривать семью как состоящую из родителей, братьев и сестер, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, бабушек и дедушек. Каждый из вас ведет себя по-разному, чтобы поддерживать свой образ семьи.
Во многих семьях есть дети. Олсон и МакКаббин обсуждают семь стадий, через которые проходят семьи с детьми по мере продвижения по жизни. Семьи без детей не проходят все эти этапы, а смешанные семьи, в которых один из родителей не имеет основной опеки над детьми, могут испытывать менее резкие сдвиги между этапами.
Первый этап развития семьи Создание семьи . На этом этапе 90 135 пар вступают в верную или супружескую жизнь и вносят необходимые изменения, признавая свой новый правовой, семейный и социальный статус 9.0136 . Если они не жили вместе до брака, им, возможно, придется проработать детали совместного проживания, денег и времени. Часто этот этап включал в себя создание первого дома вместе как пара.
Второй этап развития семьи Расширение семьи . На этом этапе пара решает расширить свою семью за счет детей . Хотя это время радости и праздника, это также период сильного стресса и перемен для родителей, поскольку они осваивают новые роли родителей. Время для друзей, работы и друг друга часто уменьшается, поскольку требования нового ребенка становятся главной заботой и центром внимания и ресурсов пары. На этом этапе отношения больше не определяются с точки зрения двух людей, а включают детей, которые теперь являются частью семьи.
Третий этап развития семьи Развитие семьи . По мере взросления детей их потребности меняются с преимущественно физических (кормление, смена подгузников и сон) на более когнитивные и эмоциональные. Родители становятся основным источником привития культурных и духовных ценностей, а также воспитания индивидуальной личности ребенка . Этот период требует от родителей огромного количества времени и усилий, поскольку дети остаются в центре повседневного общения. Подумайте о семье, которая водит детей на футбол, бейсбол, уроки игры на фортепиано, в церковь и руководит их образовательным развитием. На этом этапе личностное развитие детей имеет большое значение для семьи.
Четвертая стадия развития семьи Поощрение независимости . Примерно в подростковом возрасте 90 135 дети начинают процесс естественного отчуждения от своих родителей как средство установления и закрепления независимой идентичности 90 136 . Возможно, вы помните, что этот период был периодом стресса и разочарования как для вас, так и для ваших родителей. Дети могут чувствовать, что их родители чрезмерно защищают или беспокоятся об их друзьях и занятиях, в то время как родители могут чувствовать себя покинутыми и беспокоиться о безопасности своего ребенка, поскольку они проводят больше времени вдали от дома. Их часто называют мятежными годами, когда дети проявляют поведение с целью установления независимости от своих родителей.
Пятая стадия развития семьи Запуск детей . В процессе воспитания детей пары переживают отношения друг с другом, в которых дети часто находятся в центре внимания, а не друг друга. На этапе запуска детей, , каждый член пары теперь должен заново выучить свои роли, поскольку взрослые дети в конечном итоге покидают дом, чтобы поступить в колледж, сделать карьеру или жениться и создать семью . Если один из родителей отказался от карьеры ради воспитания детей, он/она может задаться вопросом, что делать со свободным временем. Хотя синдром пустого гнезда может вызывать стресс, это также шанс для новых возможностей, поскольку у родителей появляется больше времени, денег, свободы и энергии, которые они могут тратить друг на друга, хобби, путешествия и друзей. Многие испытывают волнение по поводу возможности сосредоточиться друг на друге как пара после многих лет воспитания детей в доме.
Шестой этап развития семьи После рождения детей . В зависимости от того, как пара справляется с пятой стадией, рождение детей после рождения детей может быть наполнено новой любовью или может создать большую нагрузку на брак, поскольку пара узнает, что они не знают, как общаться друг с другом вне контекста отношений. воспитание детей . Некоторые пары влюбляются снова и снова и могут возобновить свои свадебные клятвы, как сигнал этого нового этапа в их отношениях. Некоторые родители, решившие остаться в браке ради детей, могут решить разорвать отношения после того, как дети покинут семейный дом. Для некоторых пар, когда «птиц в гнезде не осталось», семейная собака становится новым центром внимания и непреднамеренно берет на себя роль одного из потомков и продолжает регулировать и ограничивать действия пары, поскольку собака требует воспитания. Некоторые родители заводят новые увлечения, путешествуют по миру и устраивают несколько «дней свиданий» каждую неделю.
Седьмой этап развития семьи Выход на пенсию . Подобно запуску детей, свобода от работы может быть возможностью для роста и изучения новых отношений и занятий. Просто наличие большего количества времени в день может способствовать путешествиям, волонтерской работе или продолжению образования . И наоборот, люди на этом этапе могут столкнуться с сокращением доходов и потерей идентичности, связанной с принадлежностью к профессии. На этом этапе семья также может испытать новый рост, поскольку взрослые дети приводят своих партнеров по отношениям и внуков в качестве новых членов семьи.
Модели общения внутри семьи и между парой постоянно меняются и пересматриваются по мере того, как семья проходит через вышеуказанные этапы.