Профессор Знаев — Урок-проект в 3 классе «Семья слов»
Цели: создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите учащихся своих достижений.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты (предметные):
Проявляют позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову.
Личностные результаты |
Имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Корень, слова, однокоренные слова, «дерево слов»; словообразовательный словарь, морфемный словарь. |
Образовательные ресурсы |
Морфемный словарь, словообразовательный словарь, толковый словарь. |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Принимает рапорт командира класса. .. |
Командир класса сдает рапорт учителю Класс вольно! |
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Постановка учебной задачи. Работа с учебником (с.101) |
Сегодняшний урок русского языка мы начнем с вопроса
Великолепный ответ, Сабрина, спасибо!
– Как вы думаете, ребята, с какими понятиями будет связан наш урок?
– А чтобы убедиться, так ли это, давайте заглянем в учебник на стр. 101
– Молодцы, ребята, вы очень радуете меня своими ответами. |
Девочка берет словарь Ожегова и ищет значение слова семья. – Здравствуй, я корень, а ты кто? – Я тоже корень. – Я в земле живу. А ты где живёшь? – А я живу в словах. – Ну, какой же корень может жить в словах! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастают кусты и деревья, а на них зреют вкусные ягоды и фрукты. Вот я корень так корень! – Не хвастайся, от меня и от других корней вырастает много новых слов. А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения и назвать-то нельзя! – Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. – Я думаю, что наш урок будет связан с такими понятиями как семья и корень, т. к. мы сейчас именно об этом говорили.
Тема нашего урока «Проект. Семья слов» Рассмотреть рисунок, прочитать слова Составить предложение с любым словом Определить, какие слова на рисунке подходят к предложенным схемам Нарисовать свое дерево с однокоренными словами и подготовиться представить его в классе |
Р – принимают учебную задачу, сформулирован ную вместе с учителем Приветствуют учителя. |
III. Закрепление знаний и способов действий. |
– Итак, четыре важных задачи стоят перед вами, ребята, чтобы выполнить данный проект. – Пусть эта страничка для нас будет образцом при выполнении проекта. Но мы ведь с вами творческие люди, и уже знаем о том, что проект – это замысел, план, нацеленный на получение определенного результата, т. е. мы должны заранее увидеть продукт своего труда, каким он будет. Но для того, чтобы получить какой-то результат, мы четко должны знать (представлять) цель предстоящей работы. Поэтому я предлагаю вам, ребята, проявить своё творчество по разрешению стоящей перед нами проблемой и выполнить не индивидуальный, а групповой проект. А какова же цель нашей работы. Подумайте хорошо и попробуйте её сформулировать, но не забывайте о том, что цель равна результату. |
Пр. – отрабатывают умения выполнять разбор слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой. |
|
2. Создание и защита проектов |
– Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает работу товарищей. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями. |
Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведённое учителем время комментируют представленные работы. Работая в группе, дети распределяют роли. Сначала подбирают родственные слова, (используя морфемный и толковый словари). Затем эти слова печатают и оформляют свои проекты на альбомных листах. |
К – приобретают опыт публичного выступления, оформления и представления своего исследования |
Физкультминутка |
А теперь, ребята, встали, |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке |
3. Обсуждение проектов. Составление рейтинга. |
– Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным. |
Высказывают свои мнения о представленных проектах. |
К – Размышляют, высказывают своё мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
– Какая задача стояла перед нами? Мы научились… |
Ответы на вопросы учителя. |
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Лэпбук «Семья слов» по русскому языку
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Меня недавно упрекнули, что я слишком мало пишу о нашей школьной жизни, а между тем, Даша уже закончила два класса и сейчас учится в третьем (самой не верится, как она быстро растет!).
Эта неделя была насыщенной, несколько проектов, мероприятий и необычных домашних заданий.
Обещаю постепенно рассказывать о школьных новостях. И начну сегодня с лэпбука «Семья слов».
Даша получила задание сделать небольшой проект по однокоренным словам. Самый легкий из предложенных вариантов воплощения был на странице нарисовать дерево и на ветках однокоренные слова. Да, просто, наглядно, но мы решили пойти другим путем.
Времени было катастрофически мало (это минус мне, я забыла о том, что этот проект надо делать и вовремя не сказала Даше. А она болела, когда им говорили об этом). Поэтому решено было сильно не заморачиваться и сделать по-максимуму просто и доступно.
Основа лэпбука. Лист А 4 положили горизонтально. С левой стороны отмерили 10 см (1/3 часть) и загнули. Из второго листа А4 отрезали 1/3 часть (+ 1 см на загиб). Приклеили лист на место второй створки. Получилась небольшая папочка.
Даша выбрала слово от которого будем создавать однокоренные. Им стал – ГРИБ.
Выписали все однокоренные слова, которые показались нам интересными. Даша написала 5, я подсказала еще одно, сложное.
По центру лэпбука мы расположили барабан со словами. Принцип его действия: барабан крутиться, слова меняются.
Я сделала на компьютере и распечатала две части: основу барабана со словами и маленький кружок с корнем (ГРИБ).
При помощи специального устройства Даша сделала отверстия в центре кругов и при помощи этого же отверстия соединила их заклепкой. Благодаря чему кружочки стали свободно вращаться.
Клеевым пистолетом мы соединили барабан с лэпбуком (тут была сложность в том, что клей нужно было капнуть точно в центр, чтобы приклеилась только заклепка, а сам барабан продолжал крутиться.
Теперь нижний диск мог вращаться и меняя окончания и суффиксы мы получили 6 однокоренных слов.
Чтобы центральный лист не выглядел пустым, Даша написала название корня на самом верху и нарисовала несколько грибочков.
Пришла череда сделать задания на створках лэпбука.
Придумывали их вместе. В кармашек «Однокоренные слова» мы положили карточки с изображением однокоренных слов. С обратной стороны все рисунки подписаны.
В кармашек «Составь предложение» Даша положила 10 карточек со словами из которых нужно составлять словосочетания, например, грибной дождь, опытный грибник и т.д.
Следующее задание делала я (если бы мы мастерили лэпбук заранее, я бы вообще не лезла, но у нас было всего 2-3 часа перед сном, пришлось помогать). Даша в это время занималась другими карточками.
Итак, я выбрала три слова: грибоед, грибница, грибник и расположила их под «окошками» слева, справа под аналогичными «окошками» написала определения каждого слова, но не напротив нужного понятия, а в разнобой. Задача ребенка открыть правильные окошки и подобрать слово и его определение.
В последних двух кармашках расположены: карточка с определением однокоренных слов и небольшое стихотворение о словах с одним корнем.
Наш лэпбук был готов. 30% работы делала я, каюсь, но 70 % -дело рук Даши. Если бы я не забыла об этом проекте, то воплощение 100% легло бы на Дашины плечи, мы честно не успевали. Но я придумала, как все исправить ? Попрошу ее придумать новый лэпбук с другими однокоренными словами.
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»Вам будет интересно:
Запись опубликована в рубрике Даша школьница, Пособия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Познакомьтесь с семьями Word | Reading Rockets
Автор: Between the Lions
Составление таблицы семейства слов всем классом или небольшой группой развивает фонематическую осведомленность, что является ключом к успеху в чтении. Студенты увидят, как слова выглядят в конце, если они звучат одинаково в конце — ценное открытие о нашей алфавитной системе письма. Они также увидят, что один маленький фрагмент (в данном случае «-an») может разблокировать множество слов!
Материалы
Большая диаграммная бумага (не менее 2 x 3 фута)
Маркеры
Ключевой навык
Акустика
Деятельность
- Начните с ключевого слова . В данном случае мы использовали слово can .
- Помогите детям придумать рифмующиеся слова. Они могут поднять руки, чтобы по очереди или просто высказать свои идеи, если группа небольшая и достаточно тихая.
- Можно давать подсказки, чтобы помочь учащимся начать или поддержать их. Попробуйте поиграть в угадайку: «Я думаю о слове, которое начинается с 9».0021 ffffff и заканчивается на -an .» Или «Я думаю о чем-то, что начинается с /p/, и вы используете его, когда готовите яичницу с беконом».
- Попросите детей подумать о словах, оканчивающихся на -ан (пан, веер, побежал, мужчина, загар, фургон, план, сканирование, отруби, начало) . Проверьте, понимают ли они значения слов. Например, спросите: «Что означает фургон ?» Вы также можете попросить добровольцев использовать это слово в предложении.
- Это помогает четко произносить звуки (не названия букв), когда вы пишете каждое слово, одно под другим. Посмотрите, смогут ли дети сказать вам, какие буквы обозначают звуки, которые вы записываете.
- Если дети увлечены и взволнованы, продолжайте, добавляя слова в «расширенное семейство слов»: слова, содержащие — + t или -an + d . Если вы это сделаете, обязательно четко произносите последний звук, так как ученикам может быть трудно его услышать. Несколько хороших слов, которые можно добавить (в столбцах): и, полоса, рука, земля, песок, стоять, муравей, не могу, задыхаться, растение, разглагольствовать, грант, наклон, пение, ранчо, ветвь, танец, шанс.
- Вы можете расширить список, включив в него двух- и трехсложные слова ( планета, конфета, денди, панда, бандит, банджо, фантазии, шанс, пианино, заколдованный ) и сложные слова ( пейзаж, наждачная бумага, наручники, клюква, помещик, почерк ).
- Если дети предлагают слова, не входящие в семейство слов, держите под рукой отдельный список с пометкой «Другие хорошие слова» и записывайте их туда.
- После того, как вы создали диаграмму семейства Word, попробуйте следующие расширения:
- Поиграйте в фонематическую игру:
- Сумочка Say и попросите детей повторить его без руки.
- Скажите конфета и попросите детей повторить это без /ди/.
- Скажите: , посади и попросите детей повторить это без /l/.
- Попросите детей написать (или продиктовать) предложение или рассказ с некоторыми словами на -an, а затем проиллюстрировать его.
- Попросите учащихся выбрать от двух до четырех слов из списка, скопировать их на бумагу, а затем нарисовать их, чтобы проиллюстрировать.
- Спойте вариант песни BETWEEN THE LIONS «If You Can Read at «. Начните со слов «Если вы можете читать a-n, an, то вы можете прочитать _____» и решите, какие слова из вашего списка включить. Превратите песню в большую книгу, иллюстрированную учащимися.
- Сделай из слов семейный цветок:
- Сделайте стебель цветка с круглой формой сверху и напечатайте -an внутри круга
- Вырежьте лепестки, чтобы добавить их к цветку. Учащиеся берут пустой «лепесток», пишут цифру 9.0021 — слово и, если возможно, проиллюстрируйте его. Каждое слово добавляется по центру, чтобы получился цветок семейства слов.
- Поиграйте в фонематическую игру:
Используется с разрешения Between the Lions (R). (c) 2007 WGBH/Sirius Thinking. Между львами и соответствующими знаками являются товарными знаками WGBH.
Переиздания
По любым запросам на перепечатку обращайтесь к указанному автору или издателю.
Связанные темы
Виды деятельности
Раннее развитие грамотности
Фонологическая и фонематическая осведомленность
Фонетика и декодирование
Новое и популярное
Взлом кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью Детские авторы и иллюстраторы, которых должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам
7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка
Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Наши блоги о грамотности
Подробнее о Хэнфорде: акустическая реформа и уровни грамотности
Дети и образовательные средства
Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книг Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You
Get Widget |
Подписаться
Знаете ли вы? Мини-исследовательский проект
Я использовал их Знаете ли вы? факты в моем классе в течение нескольких лет по-разному. Поскольку в этом году я обучаю только грамоте, я не публиковал их на нашей еженедельной доске по науке, но я хотел каким-то образом их включить. На следующей неделе мы начинаем наш большой исследовательский проект, посвященный животным штата Колорадо (подробнее о работе прошлых лет читайте ЗДЕСЬ), поэтому я решил включить эти факты в качестве разминки перед интернет-исследованиями!
Вот что вам понадобится для этого быстрого проекта:
- Знаете ли вы? Плакаты: напечатаны по четыре на странице, вырезаны и заламинированы
- Знаете ли вы? Плакаты: напечатаны по два на странице, вырезаны (для публикации)
- Lined Paper (бесплатно ЗДЕСЬ): распечатано по два на странице, разрезано пополам (для публикации)
- Плотная бумага 9×11 дюймов, сложенная пополам (для публикации)
- Подключение к Интернету (мы использовали Chromebook нашего класса): для исследования
- Блокнот писателя: для сбора фактов и составления черновиков
*Небольшое примечание: у меня есть две версии этих фактов, и я выбирал из обоих наборов для своего класса. В каждом наборе 35 фактов, так что вы можете использовать один или оба набора для своего класса. Версия 1 указана выше, и ее можно найти ЗДЕСЬ. Версия 2 находится ЗДЕСЬ.
Мы начали это в малых группах «Время учителя» (узнать больше о том, как я обучаю группы письму, можно ЗДЕСЬ). Я начал с того, что прочитал вслух ламинированные факты на 1/4 страницы. Когда студент проявлял интерес к определенному факту, я вручал ему карточку. Мы продолжали это до тех пор, пока у всех в группе не появился факт для исследования.
Мы назвали нашу страницу: Знаете ли вы? , и я попросил их скопировать свой факт прямо под ним (на случай, если они потеряют свою карточку).
Наш первый мини-урок по интернет-исследованиям был следующим: Что делает поисковый запрос хорошим? Я попросил их посмотреть на свои факты и выбрать два-три ключевых слова, которые они могли бы исследовать. Мы говорили о том, что одно слово было слишком широким, но ввод всего их факта (обычное явление!) не даст им необходимых ресурсов. Я попросил их поработать над своими хромбуками во время учителя, чтобы я мог быть рядом.
Другие разговоры включали настойчивость (переход на страницу 2, если ресурсы на странице 1 результатов поиска не дали вам того, что вам нужно), фильтрация (если вы не понимаете ресурс как читатель, вы можете’ не писать об этом как исследователь — выбросьте его и найдите источник получше) и , перефразируя (мы использовали плакат из моих плакатов академического тестирования словарного запаса, чтобы напомнить им, что нужно излагать вещи своими словами).
Ожидание было 3-5 фактов с использованием маркеров в их блокнотах писателя. Затем мы работали над тем, чтобы превратить эти факты в абзац с введением и заключительным предложением. Как класс, мы решили, что вступительное предложение должно включать в себя «Знаете ли вы?» а также факт, поэтому мы объединили их и добавили «Это правда!» в конце.
Как только они получили от меня быстрое редактирование, я передал им их страницу публикации (доступную бесплатно ЗДЕСЬ), и мы собрали их вместе как класс.