Сенсибилизация — виды, причины, адаптация
Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.
Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.
Сенсибилизация ощущений
Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:
- Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
- Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
- Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
- Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.
В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.
Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.
Сенсибилизация и адаптация
Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.
По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:
- Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
- Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.
Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.
Сенсибилизация и синестезия
Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.
Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.
Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:
- Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
- Тип нервной системы.
- Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.
Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.
Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.
Знаете ли вы, что:
Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.
Сенсибилизация — Page 24
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф. Скиннера
Страница 24 из 29
Сенсибилизация
Сенсибилизация — это повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента.
Приведем следующий пример научения путем сенсибилизации. Для пресноводной гидры свет является индифферентным раздражителем. Но, оказывается, можно добиться негативного отношения животного к этому стимулу. Для этого сначала нужно в течение некоторого времени раздражать гидру ударами электрического тока. На каждый удар тока она отвечает неспецифической оборонительной реакцией — сжимается в комок. Если после такого предварительного воздействия внезапно включить свет, то гидра ответит на него все той же оборонительной реакцией. В данном случае мы научили животное выполнять некоторое действие на такой раздражитель, на который раньше подобной реакции не наблюдалось. На лицо все признаки приобретения опыта. Классический пример из жизни человека, который можно объяснить сенсибилизацией — сильно испуганный человек вздрагивает от любого внезапного звука или другого раздражителя.
На этом свойстве человеческой психики основаны способы воздействия, которые применяются при создании фильмов ужасов и триллеров (определенная музыка, стесненная обстановка, темнота и другие характерные раздражители приводят человека в состояние тревоги, на фоне которого его легко можно испугать даже безобидным скрипом двери). Из этого примера видно, что примитивные формы научения могут встречаться не только у низкоорганизованных, но и высокоорганизованных животных. Но у последних они играют, естественно, меньшую роль, нежели у низкоорганизованных организмов. Вероятно, клеточные механизмы примитивных форм научения (в частности способность клетки изменяться в ответ на действие раздражителя изменением уровня возбудимости) входят в преобразованном виде в более сложные механизмы ассоциативных форм, которые уже осуществляются на уровне системы специализированных клеток — нейронов, составляющих нервную систему. Одноклеточные животные не обладая, по понятным причинам, такой специализированной группой клеток, по-видимому, вооружены только примитивными формами научения.Адаптивное значение сенсибилизации заключается в том, что она позволяет организму, подвергшемуся вредному воздействию, отреагировать оборонительной реакцией на любой новый раздражитель, так как в этой ситуации достаточно велика вероятность, что и он связан с опасностью.
Физиологическим механизмом сенсибилизации является суммация возбуждения в нервной системе многоклеточного животного или в клетке одноклеточного. Удары электрического тока вызывают в нервной системе гидры возбуждение. Если каждое следующее воздействие обрушивается на гидру тогда, когда эффект предыдущего еще частично сохранен, то новая порция возбуждения суммируется с остатками старого. После ряда таких воздействий уровень активации в нервной системе становится столь высоким, что добавление даже небольшой порции возбуждения, которое вызывается появлением света, достаточно, чтобы вызвать оборонительную реакцию на этот слабый раздражитель (который в другом состоянии не вызывал такого ответа). В физиологии подобное научение называют выработкой суммационного рефлекса
Суммационный рефлекс в отличие от условного, характеризуется рядом примитивных особенностей. Первая особенность — это кратковременность сохранения накопленного опыта. Гидра очень быстро перестает отвечать оборонительной реакцией на свет, если перестать раздражать ее электрическим током. С физиологической точки зрения это связано с тем, что нервные клетки под действием раздражителей изменяют свои свойства не на длительный срок. Например, серия из тысячи электрических импульсов, непосредственно воздействующих на нейрон головного мозга, меняет его реакции максимум на пять минут. После этого он возвращается в состояние покоя. Если мы осветим гидру через несколько минут после последнего удара электрическим током, то она не ответит на свет оборонительной реакцией, так как к тому времени нервная система возвратиться в состояние покоя. Вторая особенность — это не специфичность данного рефлекса. Гидра в состоянии возбуждения ответит оборонительной реакцией не только на свет, но и на другой слабый раздражитель, который раньше не вызывал подобной реакции, например, на легкое прикосновение. Наконец, третье свойство — это обратимость данного научения. Памятный след, который какое-то время существует в нервной системе гидры в виде повышенной возбудимости определенных нервных клеток, в дальнейшем полностью исчезает, разрушается. В отличие от этого, исчезновение, например, условного рефлекса является результатом торможения, а не разрушения.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
разумный горизонт линия, на которой кажется, что небо и земля встречаются
сделать чувствительным или осознанным
сенсибилизировать сделать чувствительным или осознанным
32″>чувственный способный чувствовать или воспринимать
чувствительность умственная отзывчивость и осведомленность
ответственность социальная сила, которая привязывает вас к курсу действий
ложка вилковидная ложка с режущей кромкой; придуман Эдвардом Лиром
стабилизация действие по удержанию чего-либо от колебаний
цивилизация общество, находящееся на передовой стадии социального развития
15″>разумность качество проявления здравого смысла или практического суждения
плотное пылающее звездчатое многолетнее растение юго-востока и центральной части США с очень густыми соцветиями пурпурных цветов; часто культивируется на срезку
род Blastocladia род грибов семейства Blastodiaceae
рост глобализации до мирового масштаба
символизация практика наделения вещей символическим значением
64″>род Leuciscus род рыб, в том числе: елец, голавль
сенсибилизирующие, делающие восприимчивыми или чувствительными к физическим или эмоциональным раздражителям
принцип базовое обобщение, которое принимается за истинное
сенсибилизация процесс быстрого реагирования на ситуации
сенсибилизация (психология) процесс повышенной чувствительности к определенным событиям или ситуациям (особенно эмоциональным событиям или ситуациям)
генный сплайсинг наука об изменении ДНК организмов
Сенсибилизация | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
Сенсибилизация — это неассоциативный процесс обучения, в котором многократное введение стимула приводит к постепенному усилению реакции. [1] Сенсибилизация часто характеризуется усилением реакции на целый класс раздражителей в дополнение к повторяющемуся. Например, повторение болевого стимула может сделать еще один более чувствительным к громкому шуму.
Содержимое
- 1 Нервные субстраты сенсибилизации
- 2 Этиология
- 3 История
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
Нервные субстраты сенсибилизации
Нейронная основа поведенческой сенсибилизации часто неизвестна, но обычно она возникает из-за того, что клеточные рецепторы с большей вероятностью реагируют на раздражитель. Несколько примеров нервной сенсибилизации включают:
- Электрическая или химическая стимуляция гиппокампа крысы вызывает усиление синаптических сигналов, процесс, известный как долговременная потенциация или LTP. [2] LTP AMPA-рецепторов был предложен в качестве потенциального механизма, лежащего в основе памяти и обучения в человеческом мозгу.
- При «зажигании» повторяющаяся стимуляция нейронов гиппокампа или миндалевидного тела в лимбической системе в конечном итоге приводит к судорогам у лабораторных животных. После сенсибилизации для возникновения судорог может потребоваться очень небольшая стимуляция. Таким образом, киндлинг был предложен в качестве модели височной эпилепсии у людей, когда стимуляция повторяющегося типа (например, мерцание света) может вызывать эпилептические припадки. [3] Часто люди, страдающие височной эпилепсией, сообщают о симптомах негативных последствий, таких как тревога и депрессия, которые могут быть результатом лимбической дисфункции. [4]
- При «центральной сенсибилизации» ноцицептивные нейроны в задних рогах спинного мозга становятся сенсибилизированными в результате повреждения или воспаления периферических тканей. [5] Этот тип сенсибилизации был предложен в качестве возможного причинного механизма хронических болевых состояний. Изменения центральной сенсибилизации возникают после повторных проб на боль. Исследования на животных постоянно показывают, что, когда испытуемый неоднократно подвергается воздействию болевого раздражителя, болевой порог животного изменяется, что приводит к более сильной болевой реакции. Исследователи считают, что можно провести параллели между этими испытаниями на животных и постоянной болью у людей. Например, после операции на спине, в результате которой была удалена грыжа межпозвоночного диска, вызвавшая защемление нерва, пациент может продолжать «чувствовать» боль. Кроме того, новорожденные, которым сделали обрезание без анестезии, проявляют склонность сильнее реагировать на будущие инъекции, прививки и другие подобные процедуры. Реакцией этих детей является усиление плача и усиление гемодинамической реакции (тахикардия и тахипноэ). [6]
- Лекарственная сенсибилизация возникает при наркомании и определяется как усиление действия наркотика после многократного приема (противоположность лекарственной толерантности). Такая сенсибилизация включает изменения в мезолимбической передаче дофамина в головном мозге, а также молекулу внутри мезолимбических нейронов, называемую дельта-FosB. Ассоциативный процесс может способствовать возникновению зависимости, поскольку стимулы окружающей среды, связанные с приемом наркотиков, могут усиливать тягу. Этот процесс может увеличить риск рецидива у наркоманов, пытающихся бросить курить. [7]
- Аллергическая сенсибилизация – существует острая реакция (ранние стадии) и поздняя фаза реакции (более поздние стадии). На ранних стадиях антигенпрезентирующая клетка вызывает ответ в лимфоцитах Th3, которые продуцируют цитокин интерлейкин-4 (ИЛ-4). Лимфоциты Th3 взаимодействуют с В-клетками и вместе продуцируют IgE. IgE циркулирует вокруг и связывается с рецепторами клеток, что приводит к острой воспалительной реакции. [8] В этом случае под сенсибилизацией обычно понимают начало аллергических реакций. [9] Развитие аллергической сенсибилизации зависит от возраста, при этом дети младшего возраста подвергаются наибольшему риску развития аллергической сенсибилизации. [10] Существует множество тестов для диагностики аллергических состояний. Обычно используемые тесты помещают потенциальные аллергены на кожу пациента и ищут реакцию на аллерген-специфический IgE (иммуноглобулин E). Они показали, что уровни IgE достигают максимума в возрасте до 10 лет и значительно падают, пока человек не достигает 30 лет.0100 [10] Существует мнение, что для разных этнических групп существуют разные генетические локусы для одного и того же воспалительного заболевания. [11] Согласно этой мысли, астма имеет различную хромосомную локализацию у людей европейского, латиноамериканского, азиатского и африканского происхождения. [12]
Этиология
Сенсибилизация считается причинным или поддерживающим механизмом широкого спектра явно не связанных между собой патологий, включая злоупотребление психоактивными веществами и зависимость, аллергии, астму и некоторые необъяснимые с медицинской точки зрения синдромы, такие как фибромиалгия и множественные химические реакции. чувствительность. Сенсибилизация также была предложена в отношении психологических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, паническая тревога и расстройства настроения. [13] [14] [15]
История
Эрик Кандел был одним из первых, кто изучал нейронную основу сенсибилизации на основе своих экспериментов по наблюдению за отдергиванием жабр морского слизняка Aplysia в 1960-х годах. и 1970-е годы. Кандел и его коллеги показали, что после привыкания к прикосновению к сифону (реакция отдергивания жабр ослабевает), применения парного вредоносного электрического раздражителя к хвосту и прикосновения к сифону вновь отмечалось отдергивание жабр. После этой сенсибилизации легким прикосновением к сифону при отсутствии вредного воздействия на хвост Aplysia вызывала сильную реакцию отдергивания жабр. При тестировании через несколько дней после первоначальных испытаний этот ответ все еще проявлялся (After Squire and Kandel, 1999 90 100 [16] 90 101). В 2000 году Эрику Канделу была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине за исследования процессов обучения нейронов.
См. также
- Отказ от привычек
- Привыкание
- Длительное потенцирование
- Синаптическая пластичность
- Нейропластичность
- Чувствительность к множественным химическим веществам
Ссылки
- Antelman, S. M. (1988). Зависимая от времени сенсибилизация как краеугольный камень нового подхода к фармакотерапии: лекарства как чужеродные/стрессовые раздражители. Исследования по разработке лекарств, 14, 1-30.
- Белл, И.Р., Хардин, Э.Е., Болдуин, К.М., и Шварц, Г.Е. (1995). Повышенная симптоматика лимбической системы и чувствительность молодых людей с химической и шумовой чувствительностью. Исследования окружающей среды, 70, 84-97.
- Коллингридж Г.Л., Исаак Дж.Т.Р. и Ван Ю.Т. (2004). Перенос рецепторов и синаптическая пластичность. Nature Reviews, 5, 952-962.
- Джи Р., Коно Т., Мур К.А. и Вульф, CJ (2003). Центральная сенсибилизация и LTP: имеют ли боль и память сходные механизмы? Trends in Neurosciences, 26, 696-705. Полный текст
- Кандель, Э. Р. (2004). Молекулярная биология хранения памяти: диалог между генами и синапсами. Bioscience Reports, 24, 477-522. Полный текст
- McEachern, J. C. & Shaw, C.A. (1999). Континуум пластичность-патология: определение роли феномена LTP. Journal of Neuroscience Research, 58, 42-61.
- Моримото, К., Фанесток, М. и Расин, Р.Дж. (2004). Разжигание и модели эпилептического статуса эпилепсии: перепрограммирование мозга. Прогресс в нейробиологии, 73, 1-60.
- Пост, Р.М. (1992). Трансдукция психосоциального стресса в нейробиологию рецидивирующего аффективного расстройства. Американский журнал психиатрии, 149, 999-1010. Abstract
- Розен, Дж. Б. и Шулкин, Дж. (1998). От нормального страха к патологической тревоге. Психологический обзор, 105, 325-350.
Дополнительная литература
- Анцулатос, Э.Г., Уэйнрайт, М.Л., Клири, Л.Дж., и Бирн, Дж.Х. (2006). Долгосрочное обучение сенсибилизации готовит аплизию к дальнейшему обучению. Обучение и память, 13, 422-425. Полный текст
- Барбас, Д., ДеГрозейлерс, Л. , Кастеллуччи, В.Ф., Кэрью, Т.Дж., и Маринеско, С. (2003). Множественные серотонинергические механизмы, способствующие сенсибилизации при аплизии: данные о различных подтипах рецепторов серотонина. Learning & Memory, 10, 373–386. Полный текст
- Burrell, B.D. и Сали, К.Л. (1998). Обобщение привыкания и внутренней сенсибилизации у пиявки. Learning & Memory, 5, 405–419. Полный текст
- Burrell, B.D. и Сали, К.Л. (1999). Истощение серотонина не препятствует внутренней сенсибилизации пиявки. Learning & Memory, 6, 509–520. Полный текст
- Хокинс, Р. Д., Коэн, Т. Е., и Кандел, Э. Р. (2006). Отказ от привычек при аплизии может включать либо изменение привыкания, либо наложение сенсибилизации. Обучение и память, 13, 397-403. Полный текст
- Каплан, П.С., Гольдштейн, М.Х., Хакеби, Э.Р., и Купер, Р.П. (1995). Привыкание, сенсибилизация и реакция младенцев на материнскую речь. Психобиология развития, 28, 45-57. Полный текст
- МакСуини, Ф. К., Хинсон, Дж. М., и Кэннон, С. Б. (1996). Сенсибилизация-привыкание может происходить во время оперантного обусловливания. Психологический бюллетень, 120, 256-271. Полный текст
- Overmier, JB (2002). Сенсибилизация, обусловливание и обучение: могут ли они помочь нам понять соматизацию и инвалидность? Скандинавский журнал психологии, 43, 105-112. Полный текст
- Филипс Г.Т., Цветкова Е.И., Маринеско С. и Кэрью Т.Дж. (2006). Скрытая память на сенсибилизацию при аплизии. Learning & Memory, 13, 224–229. Полный текст
- Shum, F.W.F., et. др. (2007 г.). Изменение долговременной пластичности поясной извилины и поведенческой сенсибилизации к воспалению за счет обогащения окружающей среды. Обучение и память, 14, 304–312. Резюме
- Саттон, М.А., Иде, Дж., Мастерс, С.Е., и Кэрью, Т.Дж. (2002). Взаимодействие между объемом и характером обучения при индукции промежуточной и долговременной памяти для сенсибилизации при аплизии. Обучение и память, 9, 29–40. Полный текст
Обучение |
---|
Виды обучения |
Обучение избеганию | Классическое кондиционирование | Обучение на основе уверенности | Обучение дискриминации | Эмуляция | Экспериментальное обучение | Обусловливание побега | Случайное обучение | Преднамеренное обучение | Скрытое обучение | Обучение лабиринту | Обучение мастерству | Мнемоническое обучение | Неассоциативное обучение | Необратимое сменное обучение | Изучение бессмысленных слогов | Невербальное обучение | Наблюдательное обучение | Обучение бездействию | Оперативное обусловливание | Парное ассоциированное обучение | Перцептивно-моторное обучение | Кондиционирование места | Вероятностное обучение | Зубрежка | Обучение с обратной сменой | Кондиционирование второго порядка | Последовательное обучение | Серийное обучение ожиданиям | Серийное обучение | Обучение навыкам | Условие избегания Сидмана | Социальное обучение | Пространственное обучение | Обучение, зависящее от состояния | Теория социального обучения | Обучение, зависящее от состояния | Обучение методом проб и ошибок | Вербальное обучение |
Концепции теории обучения |
Цепочка | Когнитивная проверка гипотез | Кондиционирование | Условные ответы | Условный раздражитель | Условное подавление | Постоянная задержка | Контробусловливание | Скрытое кондиционирование | Контробусловливание | Отложенное чередование | Гипотеза сокращения задержки | Дискриминационный ответ | Распределенная практика |Исчезновение | Быстрое сопоставление | Иерархия Ганье | Обобщение (обучение) | Эффект генерации (обучение) | Привычки | Привыкание | Подражание (обучение) | Неявное повторение | Интерференция (обучение) | Межстимульный интервал | Прерывистое подкрепление | Скрытое торможение | Расписания обучения | Скорость обучения | Стратегии обучения | Массовая практика | Моделирование | Отрицательный перенос | Переучивание | Практика | Принцип Премака | Предварительное кондиционирование | Эффект первенства | Первичное армирование | Принципы обучения | Подсказка | Наказание | Вспомнить (обучение) | Эффект недавности | Признание (обучение) | Реконструкция (обучение) | Армирование | Повторное обучение | Модель Рескорла-Вагнера | Ответ | Армирование | Вторичное армирование | Сенсибилизация | Эффект серийной позиции | Серийный отзыв | Формирование | Стимул | График подкрепления | Спонтанное выздоровление | Обучение, зависящее от состояния | Контроль стимулов | Обобщение стимула | Передача обучения | Безусловные ответы | Безусловный раздражитель |
Обучение животных |
Обучение кошек | Обучение собак Обучение крыс |
Нейроанатомия обучения |
Нейрохимия обучения |
Аденилатциклаза |
Обучение в клинических условиях |
Прикладной анализ поведения | Поведенческая терапия | Изменение поведения | Отсрочка удовлетворения | ТОС | Десенсибилизация | Экспозиционная терапия | Предотвращение воздействия и реакции | Наводнение | Практика с оценками | Привыкание | Нарушения обучаемости | Терапия реципрокного торможения | Систематическая десенсибилизация | Анализ задачи | Тайм-аут |
Обучение в сфере образования |
Обучение взрослых | Совместное обучение | Конструктивное обучение | Экспериментальное обучение | Изучение иностранных языков | Индивидуальное обучение | Способность к обучению | Нарушения обучаемости | Нарушения обучения | Управление обучением | Стили обучения | Теория обучения (образование) | Обучение через игру | Обучение в школе | Учебные привычки |
Машинное обучение |
Обучение с разницей во времени | Q-обучение |
Философский контекст теории обучения |
Бихевиоризм | Коннекционизм | Конструктивизм | Функционализм | Логический позитивизм | Радикальный бихевиоризм |
Видные работники в области теории обучения |- |
Павлов | Корпус | Толман | Скиннер | Бандура | Торндайк | Скиннер | Ватсон |
Разное|- |
Категория: Учебные журналы | Теория мелиорации |
редактировать |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
- ↑ Shettleworth, SJ (2010) «Познание, эволюция и поведение» (2-е изд.) Нью-Йорк: Оксфорд
- ↑ Коллингридж Г.Л., Исаак Дж.Т., Ван Ю.Т. (2004). «Перевозка рецепторов и синаптическая пластичность». Nat Rev Neurosci 5(12): 952–962, PMID 15550950,
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
- ↑ Моримото К., Фанесток М., Расин Р.Дж. (2004). «Разжигание и эпилептический статус моделей эпилепсии: перепрограммирование мозга». Prog Neurobiol 73(1): 1–60, PMID 15193778,
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
- ↑ Teicher MH, Glod CA, Surrey J, Swett C, Jr (1993). «Рейтинги жестокого обращения в раннем детстве и лимбической системы у взрослых психиатрических амбулаторных больных». J Neuropsychiatry Clin Neurosci 5(3): 301–306, PMID 8369640.
- ↑ Ji RR, Kohno T, Moore KA, Woolf CJ (2003). «Центральная сенсибилизация и LTP: имеют ли боль и память схожие механизмы?». Trends Neurosci 26(12): 696–705, PMID 14624855.
- ↑ Гудин Дж. (2004). Нейробиология Medscape: расширение нашего понимания центральной сенсибилизации. Медскейп: Медицинское образование.
- ↑ Робинсон Т.Э., Берридж К.С. (1993). «Нейронная основа тяги к наркотикам: теория зависимости от стимулов и сенсибилизации». Res Brain Res Rev 18(3): 247–291, PMID 8401595.
- ↑ Джейнвей, Чарльз; Пол Трэверс, Марк Уолпорт и Марк Шломчик (2001). иммунобиология; Пятое издание. Нью-Йорк и Лондон: Garland Science. стр. Электронная книга. ISBN 978-0-8153-4101-7.
- ↑ Джейнвей С., Трэверс П., Уолпорт М., Шломчик М., ред. (2001). Иммунобиология 5: Иммунная система в норме и болезни. Нью-Йорк: паб Garland, ISBN 0-8153-3642-X.
- ↑ 10,0 10,1 Кронер С. (1992). «Прогнозирование и выявление развития аллергии: влияние генетических и экологических факторов». Дж. Педиатр. 121 (5 ч. 2): S58–63. doi: 10.1016/S0022-3476(05)81408-8. PMID 1447635.
- ↑ Де Сверт Л.Ф. (1999). «Факторы риска аллергии». Евро. Дж. Педиатр. 158 (2): 89–94. дои: 10.1007/s004310051024. PMID 10048601.
- ↑ Барнс К.С., Грант А.В., Гензель Н.Н., Гао П., Данстон Г.М. (2007). «Афроамериканцы с астмой: генетические идеи». Proc Am Thorac Soc 4 (1): 58–68. doi:10.1513/pats.200607-146JG. PMC 2647616. PMID 17202293. Архивировано из оригинала 16 ноября 2010 г.
- ↑ Розен Дж. Б., Щулкин Дж. (1998). «От нормального страха к патологической тревоге». Psychol Rev 105(2): 325–350,
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
- ↑ Антельман С.М. (1988). «Зависимая от времени сенсибилизация как краеугольный камень нового подхода к фармакотерапии: лекарства как чужеродные / стрессовые раздражители». Исследования по разработке лекарств 14: 1–30.
- ↑ Пост РМ (1992). «Преобразование психосоциального стресса в нейробиологию рецидивирующего аффективного расстройства». Am J Psychiatry 149(8): 999–1010, PMID 1353322.
- ↑ Squire LR, Kandel ER (1999).