Сенситивный подход: что это и какие они бывают

Содержание

Что учителю «началки» полезно знать о сенситивных периодах


Фотографии: Pixabay/Wikimedia commons. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период», — говорила Мария Монтессори. Разбираемся, что такое сенситивные периоды и как их учитывать в обучении младшеклассников. 

Что такое сенситивный период

«Сенситивный» значит «чувствительный для воздействия среды». Во время роста ребенка определенные психические функции развиваются быстрее и сильнее других при определенной помощи со стороны взрослых. Ещё этот период называют «окном возможностей», например — для формирования речи или мышления.

При воздействии определенного фактора во время чувствительного периода в развитии происходят глубокие изменения. В любой другой период этот же фактор не оказывает такого же влияния или даже действует противоположным образом. Например, с двух до пяти лет с ребенком нужно как можно больше разговаривать и не ругать его за речевые ошибки — это способствует развитию речи.  

Классификации сенситивных периодов отличаются у разных авторов. 

По Выготскому:

1,5-3 года. Возраст для яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса, изучения иностранных языков. Период развития мелкой моторики, координации.

3-4 года. Знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, подготовка к письму. Развиваются осознанная речь понимание собственной мысли. Интенсивно развиваются органы чувств.
4-5 лет. Интерес к музыке и математике. Активное восприятие письма, цвета, формы, размера предметов. Интенсивное социальное развитие.
5-6 лет. Переход от письма к чтению. Важный период для привития социальных и поведенческих навыков.
8-9 лет. Языковые способности достигают вторичного пика. Возраст для развития воображения и культурного образования.

По Монтессори:

0-3 года. Восприятие порядка.
1-4 года.  Развитие движений и действий.
0-5,5 лет. Сенсорное развитие.
1,5-5,5 лет. Восприятие маленьких предметов.

2,5-6 лет. Развитие социальных навыков.
0-6 лет. Развитие речи.

Сегодня психологи и учёные говорят, что длительность сенситивности к развитию тех или иных навыков определяется не возрастом, а зрелостью нервных структур. Поэтому у многих детей границы периодов сдвигаются на год или даже на два.

Познакомьтесь с монтессори-подходом — пройдитеобщеразвивающую программу в Учебном центре Педсовета (14 ак.ч.).

Миникурс подойдет тем, кто уже слышал о монтессори-подходе, но хочет узнать больше.
А также тем, кто знает основные принципы и ценности подхода и хочет разобраться, как именно устроена работа монтессори-педагога.

Вы получите ответы на вопросы:
— что такое монтессори-подход и чем он отличается от других образовательных систем;
— как стать монтессори-педагогом;
— как устроена психофизиология дошкольника и почему знания о ней важны в работе монтессори-педагога;
— что такое развивающая среда, как она устроена в монтессори-саду и как с ней работают педагог и дети.

После обучения вы получите свидетельство о дополнительном образовании.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Как определить сенситивный период

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить слова Марии Монтессори о том, что в сенситивный период ребенок учится определенным вещам с радостью. 

Ольга Муканова, детский психолог:

«Радость и энтузиазм —  это и есть основной показатель того, что окно возможностей открыто. Желание ребенка заниматься какой-либо деятельностью настойчивое и продолжительное. Если его отрывают от выбранного дела, то он расстраивается. А если ребенок достигает результата, то всегда остаётся доволен».

Такое поведение связывают с нейропластичностью мозга. Согласно исследованиям  американского нейробиолога Майкла Мерцениха и его коллег, в один промежуток времени некоторые нейроны становятся очень активными, они объединяются в ансамбли, которые отвечают за стремление у детей к определенному виду деятельности.

Потом ансамбли перегруппировываются. Одни нейроны выключаются, другие начинают образовывать новые связи. В этот момент ребенка резко перестает интересовать то, чем он был так увлечен, зато возникает любопытство к чему-то новому.

Как учителю ориентироваться на сенситивные периоды 

  • Следовать программе
    Образовательные программы обычно учитывают сенситивные периоды — для обучения учеников начальной школы и старшеклассников закладывают разные методы и цели.
     
  • Ориентироваться на ребенка.  
    Если у одного ребенка сенситивный период к развитию речи уже начался, то у его одноклассника еще может задерживаться. Компетентный учитель всегда видит потребность ребёнка в освоении новых навыков. В младших классах это отслеживается по поведению, а подростки могут прямо говорить о своих интересах и сложностях.
     
  • Быть примером.
    Знания о всплесках восприимчивости учителю нужно применять не только на уроках и на внеклассных занятиях, но и в общении с детьми. Для развития социальных навыков педагог может своим примером привить вежливость, умение слушать собеседника и уважать его личные границы. Особенно результативно это может оказаться в начальной школе, когда педагог является для детей авторитетом.
     
  • Проводить диагностику.
    Более подробно всплески восприимчивости можно определить, опираясь на анатомические, физиологические и психологические особенности возраста детей. Также учитель вправе прибегнуть к помощи школьного психолога, чтобы провести диагностику и вовремя поймать то самое «окно возможностей». 

Можно ли наверстать упущенное 

Психологи уверены, что внимание ко всем дошкольных периодам сенситивности и грамотное их использование играют важнейшую роль в формировании личности. Результат этой работы — фундамент, на котором строится дальнейшее развитие.

Ольга Муканова:

«Некоторым старшеклассникам сложно даются точные науки, потому что этому мешают  подростковые комплексы, которые часто имеют корни в дошкольном возрасте».    

Часто встречается ситуация, когда первоклассник идёт в школу с узким кругозором и небольшим словарным запасом. В этом случае ученик будет отставать, ему будет сложнее усваивать программу, чем сверстникам. Но при своевременной и активной коррекции педагога и психолога догнать одноклассников такой ребёнок всё-таки может. Правда, иногда этому процессу, не желая того, мешают родители.

Алёна Порошина, школьный психолог: 

«Привычное явление в начальной школе — это когда родитель является не помощником в учебе, а замещающим его учеником. Вот тут-то и начинаются проблемы с четвертого-пятого класса,  когда дети совершенно не научены выполнять домашнее задание. Это ведет к снижению успеваемости, не говоря уже о мотивации к учению, а в дальнейшем — и к проблемам в трудовой деятельности. 

Коррекция поведения возможна, но потребует мастерства и терпения взрослых. Важно, чтобы в этом деле и педагоги, и родители были друг с другом заодно.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Сенситивные периоды развития

Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития  у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.

В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Сенситивные периоды развития ребенка

Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.

На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.

Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.

Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.

Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов.  Особенностью данного  этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.

Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.

Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.

Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.

В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.

Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.

Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни,  в раннем возрасте  это протекает намного естественнее и легче.

Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в  возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который,  прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это  прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует  целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный  и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Критические и сенситивные периоды

Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.

Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.

Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.

В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.

Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.

Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».

Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.

В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.

Сенситивный период развития речи

Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.

Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.

В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации. Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т. е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой.  Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.

Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.

Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

определение чувствительного подхода | Словарь определений английского языка

  
      прил

1    обладающий способностью ощущать

2    реагирующий на чувства, настроения, реакции и т. д. или осознающий их

3 легко раздражаемый

3 нежная
чувствительная кожа     

4    подверженная внешним условиям или раздражителям

5    легко раздражаемая

6    относящаяся к чувствам или силе ощущений

7    способный регистрировать небольшие различия или изменения в количествах, качестве и т. д.  
чувствительный инструмент     

8      (Photog)   обладающий высокой чувствительностью через доступ к секретной информации  

10    (фондового рынка или цен), быстро реагирующей на внешние воздействия и, таким образом, колеблющейся или склонной к колебаниям  
     (C14: от средневекового латинского sensitivus, от латинского sentire чувствовать)  
  деликатно      нареч  
чувствительность n

светочувствительность
      прил  (физика) легкий

ценозависимый
      прил   может повлиять на цену имущества, в частности. Акции и ценные бумаги
Информация о чувствительной к цене

Чувствительный завод
N

1 Тропический американский мимоза, мимоза Пумика, листочки и стебли, складываемые, если касаются

2 цезальпиновое растение Cassia nictitans из E Северной Америки  

3    Неформальный   человек, которого легко расстроить  

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

чувствительное растение, чувствительно, сенсибилизировать, сенсибилизировать

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

прил.

baqsed на японской видеоигре. Предлагает повторяющиеся и/или бесполезные действия для борьбы с чем-то, например, с очагами возрождения Covid-19.

прил.

осведомлены и чувствительны к социальным, этническим и этическим проблемам, таким как расизм, колониализм, гендерное равенство

н.

1. [Мил.] летчик, приходящий в поддержку ведущему самолету. Он расположен рядом и немного позади ведущего самолета. 2. [Рис.] человек, который помогает другу приблизиться к потенциальным партнерам

2. это значение было популяризировано сериалом «Как я встретил вашу маму».

прил.

[филос.] доктрины холизма или относящейся к ней; характеризуется подходом, согласно которому части чего-либо тесно связаны между собой и могут быть объяснены только применительно к целому

Пример: Лектор подчеркнул необходимость целостного подхода к рыболовству.

прил.

со сложной структурой; трудно подойти; генератор множественных проблем

прил.

(+услуга, решение, подход) индивидуальный подход; по индивидуальному заказу; индивидуальные

[Инжир. ]

н.

означает другой подход или долгожданное изменение чего-либо. Пр.: у Анны много прекрасных идей и мотивации — она ​​как глоток свежего воздуха.

[Инжир.]

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом

Что такое подход, чувствительный к стрессу и травмам?

© tuffix/ Soufeina Hamed

С 1993 года medica mondiale оказывает помощь женщинам и девочкам в зонах военных действий и конфликтов, которые пострадали от сексуального насилия. Чтобы обеспечить экспертную и чувствительную к травме поддержку, был разработан подход, чувствительный к стрессу и травме (STA).

Часто женщины и девочки, пострадавшие от насилия, испытывают чувство бессилия и изоляции. Основные принципы STA пытаются противодействовать этому опыту. Они дают силы и облегчение выжившим, а также активистам, специалистам и командам, работающим с пострадавшими.

Что означает безопасность?

«Безопасное место, доверие, знакомство, больше не страшно (…)»

(участник оценки)

Что означает наделение полномочиями?

«(…) Дать им понять, сколько силы и мощи они имеют, какие ресурсы они несут с собой, какую ценность они имеют как люди, чтобы они (снова) обрели уверенность, чтобы взять под контроль свои собственные жизнь. »

(Участник оценки)

Часто задаваемые вопросы: Подход, чувствительный к стрессу и травме (STA)

13.04.2022

Глоссарий Термин: STA – Подход, чувствительный к стрессу и травмам

PDF, информационный бюллетень/флаер

Скачать PDF

Подробнее

Что такое чувствительный к стрессу и травме подход (STA) от medica mondiale?

Чувствительный к стрессу и травме подход (STA) — это низкопороговый способ гарантировать, что поддержка может быть предложена в условиях ограниченных ресурсов людям, пострадавшим от насилия и травмы. Он направлен на обучение людей, оказывающих поддержку, развитию чувствительной к травме манеры, которая укрепляет выживших и способствует их стабилизации. Люди, помогающие, также должны оставаться здоровыми.

Как разрабатывалась STA?

© Медика Мондиале

Чувствительный к стрессу и травме подход (STA) вырос из тесного сотрудничества и практического опыта, полученного с партнерскими организациями medica mondiale из Косово, Боснии и Герцеговины, Афганистана и Либерии. Он передается на учебных курсах и всегда адаптируется к конкретному рабочему контексту и региональным условиям.

Например, в Бурунди медицинские работники, такие как врачи и средний медицинский персонал, были обучены методам учета стресса и травмы, чтобы они могли чутко и компетентно реагировать при лечении женщин, подвергшихся сексуальному насилию. Учебные занятия проводились местными экспертами, прошедшими обучение и обучение со стороны medica mondiale.

Как medica mondiale понимает травму?

© Медика Мондиале

medica mondiale имеет феминистское и социально-политическое понимание травмы, которое в корне отличается от клинического, медико-психиатрического подхода.

Клинический подход ограничивает рассмотрение и лечение травмой и симптомами индивидуума. По нашему мнению, важную роль также играют социальные, политические и социальные условия, в которых жило пострадавшее лицо, пережившее насилие.

Какую роль играет насилие как причина травмы?

medica mondiale определяет насилие в отношении женщин и небинарных людей как причину травматизации. Это насилие в первую очередь совершается в патриархальных и гетеронормативных обществах. Мы рассматриваем посттравматические стрессовые реакции не как симптомы болезни, а скорее как стратегии выживания и защиты при столкновении с насилием, угрозами и угнетением.

На каком понимании насилия основана STA?

© Медика Мондиале

Подход, чувствительный к стрессу и травме, встроен в интерсекциональную феминистскую идентичность. Интерсекциональное понимание насилия учитывает, как различные формы насилия пересекаются. К ним относятся, например, исторический и коллективный опыт насилия, такого как расизм, гетеронормативность или эйблизм, а также коллективные и межпоколенческие последствия травмы. Кроме того, STA рассматривает различные уровни, на которых насилие осуществляется и имеет последствия: индивидуальный, семейный/социальный, институциональный, политический и общественный.

Какие профессиональные группы могут применять STA?

Сексуальное и гендерное насилие имеет последствия на психологическом, социальном, физиологическом, правовом и экономическом уровнях. Чувствительный к стрессу и травме подход (STA) — это мультипрофессиональный подход, предлагающий практические рекомендации, которые могут применяться людьми во всех сферах деятельности. Наши текущие предложения по обучению в первую очередь предназначены для медицинских работников, социальных работников, юристов, судей, специалистов, сотрудников, занимающихся оценкой и исследованиями, студентов и активистов.

Какие цели преследует STA для переживших насилие?

Чувствительный к стрессу и травме подход (STA) предназначен для того, чтобы жертвы сексуального и гендерного насилия могли получить экспертную поддержку, основанную на безопасности, расширении прав и возможностей, солидарности и связи. Это применимо во время консультационных сессий, в социальном окружении пострадавших людей, во время предоставления услуг и в таких учреждениях, как поликлиники. Применение принципов этого подхода гарантирует, что пострадавшим помогут стабилизироваться и справиться с пережитым насилием.

Каковы цели ГНА для активистов, специалистов, организаций и учреждений?

© Медика Мондиале

Этот подход направлен на то, чтобы дать возможность активистам и специалистам, организациям и учреждениям адаптировать свои предложения с учетом стресса и травм, гарантируя, что они подходят для людей, пострадавших от насилия и последствий травм. В то же время они узнают, как установить практические меры по самообслуживанию и уходу персонала, чтобы обеспечить их стабильное состояние.

Какую роль играет самопомощь и забота персонала в отношении травмы?

Уход за собой и уход за персоналом/организацией составляют один из четырех основных принципов подхода, учитывающего стресс и травму (STA). Это важно для того, чтобы специалисты-специалисты могли справляться с динамикой стресса и травмы. Забота о себе — это проблема отдельного человека, но она должна поддерживаться организациями и линейными руководителями (забота о персонале).

Каковы примеры заботы о себе и о персонале?

© Нора Зейгерт/Медика мондиале

Руководители могут поощрять сотрудников к разработке плана по уходу за собой. Организации также могут предложить помощь, чтобы помочь своим сотрудникам позаботиться о себе, например, занятия релаксацией и упражнениями или групповые занятия спортом. Забота о себе является фундаментальным аспектом, который помогает повысить эмоциональную силу специалистов, защитить их и избежать вторичной травматизации.

«Мы сами стали больше использовать три принципа STA. Это проявляется в мелочах. Мы начинаем нашу встречу с похвалы, чтобы поднять настроение перед обсуждением проблем».

EMMA Организация человеческого развития (Курдистан, Ирак), Источник: Разработка концепции заботы о персонале в качестве феминистской НПО

13.04.2022

Глоссарий Термин: осознанная организационная культура©

PDF, информационный бюллетень/флаер

Скачать PDF

Подробнее

Что характеризует концепцию осознанной организационной культуры©?

Внимательная организационная культура© – это особый феминистский подход к заботе о персонале, направленный на повышение устойчивости сотрудников и активистов, а также команд и организаций. Он призван способствовать долгосрочной стабильности политической приверженности правам женщин и способности противостоять угнетению и дискриминации. Подход включает пять компонентов.

Каковы цели STA на уровне общества?

medica mondiale работает над применением подхода, учитывающего стресс и травму (STA), на всех уровнях, где имеет место сексуальное насилие. Таким образом, мы стремимся внести свой вклад в преодоление травм и предотвращение насилия – другими словами, в изменение общества. Для этого чувствительность к стрессу и травме важна не только во время консультаций на индивидуальном уровне, но и во время мероприятий по повышению осведомленности в социальной среде, в рамках учебных курсов на институциональном уровне и в рамках работы по защите интересов на политическом уровне.

Какую роль играют политика и общество в борьбе с травмой?

Мы считаем насилие над женщинами серьезным нарушением прав человека. Это означает, что ответственность играть активную роль лежит на всех и каждом, кто может оказать влияние, будь то процесс травмирования или обеспечение того, чтобы общество признало страдания пострадавших. Ответственность лежит на семьях тех, кто пострадал от насилия, которые призваны создать благоприятную среду, но, прежде всего, она также лежит на сообществах, муниципалитетах, обществах, правительстве, полиции и юридическом секторе. Все это требует создания структур и процессов, позволяющих пострадавшим делиться своим опытом и добиваться справедливости. Это включает в себя привлечение виновных к суду.

Каковы основные принципы STA?

© Медика Мондиале

Четыре основных принципа предназначены для противодействия психологической и социальной динамике, вызванной экзистенциально угрожающими травматическими переживаниями. Они направляют практические действия и способствуют формированию особого отношения к людям, пострадавшим от насилия, а также к себе как поддерживающему лицу.

© tuffix/ Soufeina Hamed

Реализация принципа безопасности означает сокращение любых ситуаций, которые могут возникнуть во время оказания поддержки пострадавшим, которые могут вызвать стресс или тревогу. Примеры практических мер включают прозрачную и надежную связь и защиту от угроз со стороны злоумышленников. В то же время принцип безопасности в качестве руководства также предназначен для применения организациями для поддержки своих сотрудников и защиты их от рисков вторичной травматизации, которым они подвергаются во время своей работы по таким вопросам, как сексуальное насилие.

© tuffix/ Soufeina Hamed

Принятие подхода, ориентированного на расширение прав и возможностей, при работе с жертвами насилия означает принятие их в качестве активных определяющих факторов своей собственной жизни, которые могут соединиться со своим собственным достоинством и мужеством, расширяя их возможности для действий — индивидуально и в рамках их отношений, их семьи и социального окружения. и при работе с учреждениями.

© tuffix/ Soufeina Hamed

Одной из целей непосредственной работы с выжившими является укрепление их связи с самими собой. Другая цель состоит в том, чтобы укрепить социальные связи между жертвами сексуального насилия, чтобы помочь им вырваться из изоляции. Также важно дать выжившим возможность снова начать участвовать в жизни своего сообщества. Для этого необходимо продемонстрировать солидарность и признать их страдания – как в индивидуальном, так и в политическом плане и в обществе в целом. Одним из примеров отсутствия общественного признания страданий является отказ японского правительства признать и извиниться за коллективное сексуализированное насилие, совершенное в отношении корейских женщин, известных как «женщины для утех», во время Второй мировой войны.

© tuffix/Soufeina Hamed/medica mondiale

Сторонники и их помощники очень близко подходят к страданиям выжившего, поэтому они затем испытывают непрямой травматический стресс. Мы признаем заботу о себе как право человека и феминистский акт. В то время как отдельные активисты и сотрудники несут ответственность за свою собственную заботу о себе, группы, организации и общество в целом несут ответственность за коллективную заботу о себе: им необходимо создавать структуры и услуги, которые поддерживают людей и способствуют их благополучию.

Какова цель учебных курсов STA?

© tuffix/ Soufeina Hamed

Одна из целей обучающих курсов, наставничества и инструктажа по чувствительному к стрессу и травме подходу состоит в том, чтобы гарантировать, что специалисты и активисты смогут поддерживать собственное здоровье и стабильность. Это помогает им продолжать оказывать квалифицированную помощь людям, страдающим от последствий насилия и травм, принимая подход, учитывающий стресс и травму, в их консультировании и поддержке.

Чему учат на учебных курсах STA?

© Медика Мондиале

Участники узнают о предыстории и последствиях насилия и травм. Их учат распознавать признаки стресса и травмы, а затем применять принципы чувствительности к стрессу и травме в своих рабочих условиях. Предлагаемое обучение также задает импульс для развития чувствительного к стрессу и травме подхода, характеризующегося солидарностью и взаимопониманием в общении и прямом общении с людьми, пострадавшими от насилия. Ведь важно не только то, что мы делаем, но и то, как мы это делаем.

Какие инструменты используются в подходе, учитывающем стресс и травму (STA)?

© tuffix/ Soufeina Hamed

STA предлагает практические инструменты, предназначенные для поощрения применения принципов STA, способствуя (само)стабилизации и расширению возможностей. Руководства по уходу за собой и упражнения для выявления и мобилизации ресурсов помогут отдельным лицам и группам регулировать и укреплять себя в особенно стрессовых ситуациях. medica mondiale также может предоставить специально адаптированные руководства STA для конкретных областей деятельности. В идеале они затем апробируются на практике в сотрудничестве со специалистами и активистами, что позволяет более точно адаптировать их к каждому контексту. Например, именно так medica mondiale разработала и опробовала практические рекомендации для групп расширения прав и возможностей беженцев, основанных на чувствительности к стрессу и травмам.

Что означает «Солидарность и связь»?

«Ощущение связи с другими пострадавшими, с консультантами, с другими женщинами и просто с другими людьми очень важно для противодействия чувству одиночества, беспомощности и стигматизации».

(участник оценки)

Что подразумевается под «организационной заботой и самообслуживанием»?

«Улучшение отношений между сотрудниками, расширение прав и возможностей друг друга, укрепление доверия, повышение качества нашей работы».

(участник оценки)

STA – подход, чувствительный к стрессу и травмам, в нашей проектной работе

Пример: чувствительность к стрессу и травме в контексте беженцев

© Петра Келлер/Медика мондиале

В Германии было проведено обучение для экспертов, инструкторов, штатных сотрудников и волонтеров, работающих в консультационных пунктах, приютах и ​​других инициативах с беженцами и другими людьми, пострадавшими от насилия, или в сфере государственного управления. Основываясь на четырех основных принципах STA, учебные курсы смогли продемонстрировать заметное влияние и конкретные идеи для практической реализации. Одним из примеров было центральное общежитие, где для одиноких женщин была открыта отдельная часть здания, а в качестве «безопасного пространства» была инициирована группа расширения прав и возможностей.

Пример: Обучение медицинских работников в Бурунди

Эксперты, прошедшие обучение в medica mondiale, провели курсы обучения для 56 медицинских сестер районных больниц Бурунди по вопросам консультирования при стрессах и травмах в секторе здравоохранения. Эти курсы включали теоретические занятия, практическую поддержку и коучинг, что способствовало успешному внедрению STA в долгосрочной перспективе. Таким образом, медперсонал научился правильно и эффективно реагировать на женщин, обращающихся за медицинской помощью в связи с насилием.

Пример: самопомощь и организационная/персональная помощь в автономном районе Курдистана, Ирак

В рамках проекта по самопомощи и уходу за персоналом в автономном районе Курдистан в Ираке medica mondiale поручила тренеру Марии Земп провести провести обучение по СТА для 40 женщин, работающих в партнерской организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *