Сенсорное внимание (для детей 6-7 лет)
1. Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; простые карандаши.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».
б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
В) «Посмотри внимательно на картинку и найди предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чём схожесть».
2. Выкладывание из палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
3. Исключение лишнего
Цель: развитие мышления и объема внимания.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».
4. Найди отличия
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
5. Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
6. Найди дом, в котором живёт человек рассеянный
Цель: развитие наблюдательности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок и найди дорогу по которой человек рассеянный дойдёт до своего дома.
7. Нанизывание бусинок
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
8. Бабочки
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных бабочек.
Инструкция: «Посмотри и найди на этой картинке всех бабочек. Начинай искать».
9. Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: образец для рисования; карандаши.
Задание представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
10.Кого испугался охотник?
Цель: развитие объема и устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»
11. Лабиринты
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш
Инструкция: 1.«Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, помоги улиткам найти путь друг к другу». 2.»Посмотри внимательно на этот рисунок. Помоги ёжику найти тропинку, которая приведёт его к грибам».
12. Танграм
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».
Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
13. Собери картинку
Цель: закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.
Оборудование: картинки разрезанные на 4 части.
Инструкция: «Собери из частей целую картинку, затем можно смешивать части из 2, 3, 4 картинок».
14. Найди тень
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображены разные звери и их тени. Необходимо отыскать среди теней настоящую».
Примечание. Правильный ответ — ребенок нашел одинаковые фигуры.
15. Сравни, назови, сосчитай
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок — деревья, грибы и ёжики.
Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображены ёлки, берёзы, грибы,ёжики. Найди все ёлки, все-берёзы, все-грибы, и всех ёжиков, покажи и дай объяснение».
16. Заплатки
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: «Посмотри внимательно и перенеси узор на соответствующие заплатки».
17. Куклы
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На одном из них изображена кукла, а на трех остальных детали не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к кукле так, чтобы все четыре стали одинаковыми. Приступай к работе».
18. Найди спрятанные фигурки-игрушки.
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением игрушек замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки-игрушки. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша».
19. Найди два одинаковые дома
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением домов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены разные дома. Необходимо найти среди всех домов — одинаковые».
20. Воспроизведение рисунков
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти рисунки (любые разноцвктные геометрические фигуры) и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
21. Найди все предметы
Цель: развитие устойчивости внимания
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Найди слева на картинке предметы, изображённые в клеточках».
22. Назови предмет
Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.
Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей)
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».
Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.
23. Дорисуй
Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого домику окошко,яблоку- веточку, а цветочу-серединку. Приступай к выполнению задания».
Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.
24. Нарисуй круг и треугольник
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два простых карандаша и по 1/2 альбомного листа (формат А-4).
Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой — треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».
Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой.
25. Лото
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки картинки своей карты. Он и станет победителем»
Примечание. На первом этапе игры ведущим является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
26. Домино
Цель: развитие произвольного внимания, мышления.
Оборудование: детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой половинке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрукты, сказочные герои и т.п.).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в очень интересную игру «Домино». Сядьте за большой стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по 5 фишек, на которых нарисованы знакомые вам предметы. Оставшиеся фишки я отложу в сторону — здесь будет «базар». Обратите внимание на то, что каждая фишка состоит из двух частей — картинок. Фишка, у которой с двух сторон одинаковые картинки, называется дублем. Посмотрите внимательно и найдите у себя дубли. Одинаковых дублей в игре нет. У кого дублей больше всех, тот по очередности хода будет первым. У кого дублей на 1 — 2 меньше, чем у первого, тот по очередности хода будет вторым, и т.д. Так мы установим очередность хода. Первый игрок должен сделать ход любым своим дублем. Второй очередной игрок к одной из сторон дубля должен приставить любую свою’фишку, на которой с одной из ее сторон есть точно такая картинка, как у дубля. Третий очередной игрок должен либо к оставшейся стороне дубля, либо к картинке фишки, поставленной вторым игроком, добавить свою фишку с одной из таких картинок. Если у очередного игрока нет фишки с одной из таких картинок, он отправляется на «базар» за дополнительной фишкой. Если на взятой с «базара» фишке нет нужной картинки, он берет дополнительно до тех пор, пока не возьмет фишку с нужной картинкой. Как только фишка с нужной картинкой найдена, ею надо сделать ход. Так по цепочке выкладываются все фишки. Игра продолжается до тех пор, пока на «базаре» и у каждого из игроков не останется ни одной фишки. Победителем станет тот, кто первым из вас выложит все свои фишки. Давайте начнем игру».
Примечание. Во избежание конфликтов необходимо следить за соблюдением очередности хода, соблюдением правил игры.
Внимание и его свойства | Образовательная социальная сеть
Понятие о внимании.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
Что же такое внимание?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием – его сознаваемостью. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Виды внимания.
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным, пассивным.
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Имеется несколько причин, которые вызывают непроизвольное внимание:
1. Относительная сила раздражителя.
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы (французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете).
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Непроизвольное внимание, как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное внимание.
Произвольное (преднамеренное) внимание возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Психологи выделяют еще третий вид внимания – послепроизвольное (или вторичное), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию. Послепроизвольное внимание – вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
Однако нередко бывает так, что сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее, человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют три основных формы внимания:
Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
Т. е., оно возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.
Внутреннее внимание (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.
Моторное (двигательное) внимание;
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.
Основные свойства внимания.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Они определяются основными свойствами:
Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания, т.е. удержание внимания на каком-либо объекте, и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент, с целью получения наиболее полной информации о нем.
Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.
Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют (распространяют процесс возбуждения или торможения в центральной нервной системе), захватывают ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т. д.
Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оптимального темпа работы: при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объема работы; при чрезмерном объеме заданной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разнообразия работы; однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания; наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.
Объем внимания – характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
В практической деятельности наше внимание редко обращается на какой-нибудь один элемент. Даже тогда, когда оно обращено на один, но сложный предмет, в этом предмете имеется ряд элементов. При однократном восприятии такого объекта один человек может увидеть больше, а другой меньше элементов.
Чем больше предметов (или их элементов) воспринимается в один момент, тем больше объем внимания; чем меньше таких объектов мы схватываем в одном акте восприятия, тем меньше объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая деятельность. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.
В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая перевести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07 сек.
С помощью специального прибора – тахистоскопа можно предъявить испытуемому на 0,07 сек. таблицу с нарисованными на ней двенадцатью различными фигурами, буквами, словами, предметами и т.п. Количество объектов, правильно воспринятых в этих условиях (мгновенное восприятие), и характеризует объем внимания. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Распределение – это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании. Например, студент на лекции распределяет внимание одновременно между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них нужно знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй, менее знакомой ему работе.
Также осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (вербальной, зрительной, слуховой и т.п.) – например, смотреть на картину и слушать музыку.
Человек не сможет одновременно выполнять два дела, если каждое требует от него обдумывания и внимания ко всем мельчайшим деталям.
Способность распределять внимание у разных людей различна. Утверждают, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел, а французский психолог Полан читал публике одно стихотворение и одновременно сочинял другое.
Интенсивность внимания – характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Внимание в процессе выполнения той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты очень напряженного, интенсивного внимания и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре и появлением сонливости, как охранительного торможения.
Интенсивность внимания выражается в большой сосредоточенности на данном виде работы и позволяет добиться лучшего качества совершаемых действий. Наоборот, снижение интенсивности внимания сопровождается ухудшением качества и уменьшением количества работы.
6. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.
Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном, после переключения на новую деятельность, периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.
Так же – примеры с картинами:
Переключение то на вазу, то на лица
Переключение то на девушку, то на бабушку
Переключение то на девушку, то на череп
1.
2.
3.
Колебание внимания – выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.
Периодичность колебаний внимания может быть хорошо показана в опытах с двойными изображениями.
Чертеж показывает одновременно как бы две фигуры: усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выходом в конце. Если с напряженным вниманием смотреть на этот чертеж, мы последовательно, через определенные промежутки времени, будем видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определенные, приблизительно равные промежутки времени.
Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием. Деятельность определенных нервных центров не может продолжаться без перерыва с высокой интенсивностью. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в данных, только что усиленно работавших клетках ослабевает, возбуждение же в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается, и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами. Но так как при работе имеется установка на длительное сохранение внимания именно на данной, а не на другой деятельности, мы тотчас преодолеваем эти отвлечения, как только основные центры, связанные с выполняемой работой, восстановят запас своей энергии.
4. Рассеянность и внимательность.
При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.
Можно выделить два основных вида рассеянности:
Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.
Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод. Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Обычно отличаются внимательностью выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, и вообще творческие люди.
Для диагностики внимания существует ряд методик: например, для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта; для определения концентрации и устойчивости – корректурный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания – метод таблиц Шульте.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
Обращение внимания: 30 сенсорных стратегий
В наши дни нередко можно услышать о детях, которым трудно концентрировать внимание. Они не могут усидеть на месте, не могут уследить за тем, что делают, или пропускают важные инструкции и детали.
Сенсорная обработка и внимание
Наши сенсорные системы помогают поддерживать наше тело и разум в оптимальном состоянии бодрствования и возбуждения в любой ситуации. Достаточно спокоен, чтобы слушать, присутствовать, работать и заниматься, но не так спокойно, что мы засыпаем. Достаточно бдительны, чтобы мы могли воспринимать информацию в нашем окружении и быть готовыми реагировать, но не , поэтому предупреждают, что мы гиперактивны и отскакиваем от стен.
Некоторым детям, которые испытывают трудности с концентрацией внимания, может потребоваться меньше сенсорной информации, поскольку они отвлекаются или перегружаются определенным сенсорным опытом. Тем не менее, многие дети лучше проявляют внимание и участвуют, когда задачи обращаются к чувствам. Им нужно more сенсорный ввод, чтобы регулировать себя и оставаться сосредоточенным.
Для этих детей добавление сенсорного компонента или улучшение существующих сенсорных функций деятельности может быть полезным для повышения внимания и вовлеченности. Следующие сенсорные стратегии могут помочь детям, которым требуется больше сенсорной информации, оставаться сосредоточенными и внимательными.
Сенсорные стратегии, помогающие концентрировать внимание
Слуховые стратегии, способствующие концентрации внимания
Некоторым детям нужно больше слуховой ввод для участия. Эти дети могут упускать важные детали или инструкции, которые им преподносят устно. Они могут не реагировать, когда учитель зовет их, или они могут найти способы создавать собственный шум, чтобы оставаться сосредоточенными (напевать, петь, постукивать и издавать странные звуки). Для этих детей попробуйте:
1 || Сочинение песен или стишков, чтобы привлечь внимание к задаче (например, вместо того, чтобы говорить ребенку одеться, а затем почистить зубы, сочините песню, чтобы привлечь его внимание и помочь ему вспомнить, что он должен делать; сочините песенки и стишки помочь ребенку выучить и запомнить академические понятия)
2 || Попросите ребенка повторить вам инструкции или важную информацию
3 || Включая перерывы в течение дня с песнями активного движения и музыкой
4 || Сенсорные перерывы с использованием музыкальных игрушек
5 || Знакомство с играми и приложениями, обучающими понятиям с помощью музыки и звука
6 || Используйте свое тело, чтобы встроить звук в обучение (например, хлопая в ладоши по слогам слов, топая ногами, чтобы отсчитывать дни в календаре, щелкая пальцами, считая до 10)
Визуальные стратегии для привлечения внимания
Некоторым детям требуется больше визуального ввода, чтобы помочь им сосредоточиться. Они могут пропускать инструкции, написанные на странице, или едва замечать визуальные детали в своем окружении. Они могут потерять интерес и сосредоточиться на визуальных действиях, таких как чтение. Для этих детей попробуйте:
7 || Использование смелых, ярких и красочных учебных материалов
8 || Работа или игра на яркой поверхности
9 || Выделение или использование цвета для привлечения внимания к важным деталям на рабочих листах и в книгах
10 || Работайте и играйте на компьютере или планшете, используя программы и приложения, включающие движение и цвет
11 || Визуальные подсказки, такие как диаграммы с наклейками, расписания с картинками и контрольные списки
12 || Упражнения для визуального обучения, такие как: поиск слов, страницы со скрытыми картинками, раскрашивание страниц по номерам, скремблирование слов
13 || Учебная деятельность, включающая зрительное различение (сортировка, поиск отличий)
14 || Учебные занятия на световом столе
15 || Сенсорные перерывы с визуальными действиями, такими как сенсорные бутылки или поиск и нахождение бутылок, наполненных сухим рисом, и мелких предметов, чтобы найти
Тактильные стратегии для внимания
Многие дети лучше всего способны концентрировать внимание, когда их тактильные системы задействованы. Эти дети — практические ученики, которые любят прикасаться и прикасаться к ним. Для этих детей попробуйте:
16 || Обучение и игра с манипулятивными и практическими материалами, а не с карандашом и бумагой (например, сборка из Lego для математики, нанизывание бусинок, чтобы узнать о узорах, адаптация рабочих листов, чтобы сделать их в формате вырезания и вставки, а не письменно)
17 || Объединение учебных материалов с тактильными корзинами (например, выкапывание математических карточек или магнитов с буквами в корзине, наполненной песком или сухим рисом)
18 || Использование вибрации с такими инструментами, как ARK Tran-Quill Writing Kit . Это текстурированные вибрирующие принадлежности для письма, которые привлекают внимание детей к письму, рисованию и раскрашиванию, обеспечивая тактильную обратную связь. Он поставляется с насадками для ручки, карандаша и мелка, а также Bite-n-Chew 9.0026 советов для детей, которые также нуждаются в дополнительной сенсорной информации во время обучения.
19 || Адаптация учебных материалов для включения текстуры. Попробуйте обвести текст пушистой краской или клеевым пистолетом. Вырежьте буквы и цифры из фактурной бумаги или наждачной бумаги, чтобы маленькие ручки могли их трогать.
20 || Тактильные сенсорные перерывы, которые обеспечивают глубокое давление (медвежьи объятия, удары подушками или стульями-мешками) и игра с тактильными материалами, такими как тесто для лепки и крем для бритья
21 || Игрушки-непоседа для детей, чтобы держать их в руках и играть с ними, когда им нужно слушать или уделять внимание в течение длительного периода времени
Стратегии движения для привлечения внимания
Многим, если не большинству, детям необходимо ДВИЖАТЬСЯ, чтобы быть внимательными и учиться ! Это одно из основных посланий, которые мы проповедуем здесь, в The Inspired Treehouse. Дети просто не созданы для того, чтобы сидеть в течение длительного периода времени, поэтому лучший способ задействовать маленькие умы — двигать маленькими телами! Для детей, которым полезно больше двигаться в течение дня, попробуйте:
22 || Предложение частой смены позиций. Один из методов заключается в перемещении детей по рабочим местам в классе для выполнения задания на учебном месте. Позвольте детям выполнять классную или домашнюю работу, сидя или лежа на полу с блокнотом, сидя на кресле-мешке или даже лежа под столом, приклеив свою работу скотчем к нижней части стола!
23 || Предлагаются различные варианты сидений, обеспечивающие движение, такие как надувные подушки для сидений, кресла-качалки, кресла-шары и т. д.
24 || По возможности встраивайте движение в процесс обучения. Разложите карточки с математическими фактами на полу и устройте эстафету: бегайте, прыгайте, прыгайте или галопом, чтобы взять одну и дать ответ! Используйте движения тела, чтобы помочь детям запомнить звуков букв . Прикрепите карточки со словами на разной высоте к стене и попросите ребенка подпрыгнуть, чтобы дотронуться до них, пока вы читаете их одну за другой.
25 || В том числе перерывов в движении регулярно в течение дня и во время переходов . Попробуйте перерывы в движении с вестибулярными действиями, такими как раскачивание, перекатывание, балансирование и раскачивание или проприоцептивными действиями, которые требуют движения с сопротивлением (тяжелая работа).
Оральные сенсорные и обонятельные стратегии для привлечения внимания
Некоторые дети могут лучше слушать, когда они получают сенсорную информацию, которая обращается к оральной сенсорной и обонятельной системам. Определенные запахи, вкусы и текстуры связаны с более внимательным поведением у детей. Для детей, которым полезны оральные и обонятельные ощущения, попробуйте:
26 || Жевательные инструменты, такие как ARK Y-Chews и Tri-Chews . Или попробуйте Grabbers , которые также доступны в ароматизированных версиях для одновременного воздействия на оральную сенсорную систему и обонятельную систему !
27 || Добавляйте к карандашам аксессуары для жевания, такие как красочные и прочные жевательные насадки для карандашей Krypto-Bite Krypto-Bite .
28 || Носимые жевательные инструменты, облегчающие детям получение оральной сенсорной информации, в которой они нуждаются, когда им это нужно. Попробуйте ARK’s Жевательное ожерелье Krypto-Bite или крутое Жевательное ожерелье Brick Stick Textured .
29 || Закуски! Жевательные закуски и угощения, такие как рогалики, жевательная резинка и фруктовая кожура, обычно ассоциируются у детей с более спокойным и внимательным поведением. Сосание вопреки сопротивлению также может помочь детям сосредоточиться и организовать себя. Попробуйте сосать более густую жидкость, например, смузи, через соломинку или пить из спортивной бутылки. Хрустящие, холодные и кислые закуски и напитки, такие как дольки апельсина, грейпфрут или лимонад, могут способствовать более внимательному и активному поведению детей, которые кажутся вялыми или усталыми.
30 || Включение запахов с использованием масел, ароматизированного теста, ароматических сенсорных корзин и других действий для изучения обонятельной системы . Более сильные запахи (например, мяты) часто связаны с более бдительным и активным поведением, в то время как более мягкие запахи (например, лаванды) обычно связаны с более спокойным и расслабленным поведением.
Какие ваши любимые советы, которые помогут детям сосредоточиться и сосредоточиться на задании в классе и дома? Поделитесь с нами в комментариях ниже!
Являетесь ли вы родителем, учителем, терапевтом или опекуном – наша книга, Сенсорная обработка 101 — это ваша отправная точка для лучшего понимания сенсорных систем и того, как работает сенсорная обработка.
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.
- Биография
- Последние сообщения
Клэр Хеффрон — соавтор The Inspired Treehouse и детский эрготерапевт в дошкольных/начальных школах. Она начала свою карьеру со степени бакалавра журнальной журналистики, но быстро изменила курс, чтобы продолжить обучение в аспирантуре по трудотерапии. Практикует терапию в течение 10 лет в государственных и специализированных дошкольных/начальных школах. Она мама трех забавных, шумных мальчиков, и полагается на йогу, хорошую еду и время на свежем воздухе, чтобы вернуть ее к центру.
Внимание и сенсорные потребности взаимосвязаны
Недавно здесь, в The OT Toolbox, мы много говорили о потребностях сенсорной обработки и о том, как стратегии могут быть включены в среду ребенка. Эти тактики обеспечивают подлинную и значимую сенсорную стратегию для включения столь необходимой сенсорной информации прямо в окружающую среду ребенка. Это все часть создания сенсорного образа жизни для ребенка!
Сегодня мы говорим о связи между вниманием и сенсорикой.
Внимание — это большая проблема для детей. Отвлечения возникают дома, в обществе, в классе и везде, куда бы ни пошел ребенок! Когда внимание мешает обучению, выполнению функциональных задач или создает небезопасные ситуации, это может стать настоящей проблемой. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как внимание так тесно связано с сенсорной обработкой?
Связанное чтение: Вот еще ресурсы для исполнительных функций, которые пополнят ваш набор инструментов для терапии!
Наши дети с сенсорными проблемами знают, как бороться с невнимательностью. Родители, учителя и терапевты знают, что проблемы с сенсорной обработкой мешают ребенку посещать занятия. Они могут быть настолько сосредоточены на определенном сенсорном входе или потребности, что не замечают, когда кто-то зовет их по имени. Или они могут быть настолько напуганы в ожидании легкого прикосновения, что упускают из виду то, что происходит прямо перед ними.
Сенсорные расстройства могут произойти в мгновение ока. Они не всегда выглядят как шквал пинков, ударов или криков. Сенсорный срыв также может выглядеть как рассеянность или невнимательность.
Возможно, вы видели это видео на Facebook. Вот в чем дело: внимание и сенсорные проблемы связаны.
Звучит знакомо?
Родителям, учителям или терапевтам, работающим с такими детьми, может быть трудно удовлетворить основные потребности, чтобы ребенок мог уделять внимание своему классу или прохожему. машина.
Нам нужно найти стратегии, которые отвечают потребностям ребенка в мотивации и естественным образом в окружающей среде. Недостаток концентрации внимания и нежелательные реакции на сенсорную информацию могут привести к разочарованию учителей и проблемам родителей. Отвлечение от внешних и внутренних раздражителей может привести к реакции, очень похожей на поведение.
Что, если бы мы могли лечить основные проблемы, что привело бы к повышенному вниманию?
Вот где может помочь рабочая тетрадь «Внимание и сенсорная связь».
Это БЕСПЛАТНОЕ универсальное место для получения информации об основах того, как внимание связано с сенсорной обработкой. В нем содержатся советы по повышению внимания через органы чувств, чтобы дети могли учиться, сосредотачиваться и обращать внимание, когда это необходимо.
В рабочей тетради содержится информация о том, как нарушения сенсорной обработки связаны с проблемами внимания различными способами, и представлены движения и сенсомоторные действия, которые могут помочь повысить внимание.
Существуют конкретные идеи и приемы для повышения внимательности. Вы также найдете страницы рабочей тетради, которые можно использовать для определения основных сенсорных областей, влияющих на внимание, и инструментов для удовлетворения этих потребностей.
Эта рабочая тетрадь поможет лучше сосредоточиться дома или в классе. Рабочая тетрадь «Внимание и сенсорика» содержит:
- Как связаны сенсорика и внимание
- Влияние сенсорной обработки на обучение
- Движение и сенсомоторная деятельность для улучшения внимания
- Идеи сенсорной деятельности
- Страницы рабочей тетради сенсорной обработки
- Страницы рабочей тетради «Внимание и сенсорная активность»
Это идеальное дополнение к любому чувственному образу жизни! И это бесплатно!
Использование специальных и предписанных сенсорных стратегий, таких как сенсорная диета, может оказать огромную помощь ребенку, который борется с проблемами внимания и сенсорными проблемами. Сенсорная диета может стать билетом к улучшению внимания, когда стратегии работают и применяются надлежащим образом.
Сенсорная диета, ориентированная на организацию вестибулярного и проприоцептивного входов, может помочь ребенку регулировать, чтобы сосредоточиться на лекции в классе. Перерыв на свежем воздухе с успокаивающими и предупредительными сигналами может помочь ребенку сосредоточиться на дневных занятиях. Когда сенсорные стратегии осмысленно включаются в окружающую среду ребенка, возникает сенсорный образ жизни.
Вот несколько способов, с помощью которых Рабочая тетрадь «Внимание и сенсорная связь» может развить столь необходимые навыки наших детей/учащихся/клиентов с сенсорными потребностями:
Сенсорная обработка — это способность регистрировать, отображать, систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую от наших органов чувств и окружающей среды. Этот процесс позволяет нам отфильтровать некоторую ненужную информацию, чтобы мы могли сосредоточиться на том, что важно. В результате дети с сенсорными проблемами часто испытывают трудности с вниманием.
-
Было обнаружено, что в 40–60 % случаев СДВГ и расстройство сенсорной обработки сопутствуют друг другу. Эта рабочая тетрадь представляет собой практическое руководство, которое поможет учителям, терапевтам и родителям помочь детям повысить внимание и концентрацию в классе, освоив потребности сенсорной обработки.
Вы найдете информацию о сенсорной системе и о том, как она влияет на внимание и обучение. Существуют пошаговые стратегии улучшения внимания, а также сенсорные советы и рекомендации, которые принесут пользу всему классу.
В учебном пособии представлены тактики для работы с вниманием и сенсорной обработкой как комбинированная стратегия и общая функция. Существуют диаграммы для действий, формы для оценки воздействия, страницы рабочей тетради для приспособления и формы сенсорной стратегии.