Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.
И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов.
Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” — “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.
Далее изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование — основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого — либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета
2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств.
3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
4. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей — Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений — отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во — первых, от обследуемых свойств, во — вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Хорошо известно, что знания, получаемые
словесным путём и не подкреплённые чувственным
опытом, неясны и непрочны.
Сенсорное воспитание – воспитание, направленное
на развитие восприятия детей о внешних свойствах
предметов, — должно строиться с учётом изученных
психологией закономерностей этого развития.
В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.
В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему, знакомится с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстаёт перед нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщённом виде.
Значит ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию.
Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Список литературы
1. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. — М., 1981. -185 с.
2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.
4. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 2008. — № 10 — с.4-9.
5. Запорожец А.В., Неверович Я.З “ О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. “Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников”, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., “Просвещение”, 1965.
6. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55
7. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
8. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М., 2009.
9. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — №7. — С. 31-35
10. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981.
Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста» | Статья:
Л.В. Иванова,
воспитатель,
МДОБУ «Шойбулакский детский сад «Колосок».
Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.
Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.
Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
- формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
- формировать у детей знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
- побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
- развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного детства — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.
Сенсорное воспитание в процессе образовательной деятельности является основой организации чувственного опыта детей. Именно при взаимодействии взрослого и ребёнка создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
- восприятие целостного облика предмета.
- выделение основных частей этого предмета, определение свойств.
- определение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
- повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во — первых, от обследуемых свойств, во — вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего интеллектуального развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.
Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Список используемой литературы:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 237с.
2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.
4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
5. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10 — с.4-9.
6. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — №7. — С. 31-35
7. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.
8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
10. Интернет ресурсы.
10 преимуществ сенсорной игры в раннем детстве
- Поделиться
- Электронная почта
Сенсорная игра для детей – это практическая деятельность, которая стимулирует все или большинство их органов чувств.
Эти чувства включают пять, с которыми вы, возможно, наиболее знакомы: обоняние , осязание , зрение , слух и вкус ; а также осознание тела ( проприоцепция ) и баланс ( вестибулярный ).
Продолжайте читать, чтобы узнать о 10 невероятных преимуществах сенсорных игр для младенцев, малышей и дошкольников.
Теоретики сенсорной игры
Хотя теоретики сенсорной игры на протяжении многих лет придерживались разных взглядов, они согласились во многих аспектах важности сенсорной игры для развития чувств и помощи детям в обучении.
Фридрих Фрёбель
Фридрих Фрёбель (1782-1852) был немецким педагогом, который изобрел концепцию детского сада.
Его теория человеческого развития включала в себя идею о том, что дети учатся и развивают свое понимание мира, непосредственно переживая его посредством практической игры.
Жан Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) в своей теории когнитивного развития сказал, что маленькие дети на том, что он назвал сенсомоторной стадией (от рождения до 2 лет), многое узнают о причине и следствии, когда они исследовать своими чувствами и получить контроль над своими двигательными способностями с помощью игры.
Лев Выготский
В социокультурной теории игры русского психолога Льва Выготского (1896-1934) он предположил, что посредством стимуляции воображаемой игры на сенсомоторной стадии дети затем могут перейти к еще более высоким формам символического мышления. .
Мария Монтессори
А итальянский врач Мария Монтессори (1870-1952) сказала: «Игра — это работа ребенка».
Она разработала популярный метод обучения, который предлагал наборы материалов, таких как формочки с песком для рисования и письма, которые были основаны на воздействии на чувства детей.
Сегодня, как никогда ранее, исследователи и педагоги понимают важность сенсорной игры в раннем детстве и ее важность для развития.
В раннем возрасте, когда дети еще не овладели языком, им необходимо эффективно использовать свое тело для обучения.
10 преимуществ сенсорной игры
Преимущества для детей, принимающие участие в сенсорной игре, многочисленны и полезны для следующих 10 ключевых областей развития.
1. Развитие мозга
Исследования показали, что сенсорная игра укрепляет нервные связи в проводящих путях головного мозга.
Это событие приводит к более сильным навыкам памяти, а также создает основу для еще более сложных учебных задач в будущем, в том числе связанных с языковыми навыками и решением проблем.
2. Познание
Наблюдение, получение нового опыта и манипулирование новыми материалами работают вместе, чтобы расширить мыслительные процессы детей.
Они могут освоить предварительные математические навыки, такие как сравнение размеров, сортировка, закономерности и сопоставление.
Дети также узнают о науке, когда они принимают участие в таких экспериментах, как определение того, что тонет или плавает в воде и как гравитация действует на их тела или различные материалы на игровой площадке.
Они также начинают видеть связи между различными материалами, с которыми они работают, например, имеющими сходные свойства, такие как липкость, вонючий, холодный или гладкий.
3. Осведомленность
Участие в сенсорной деятельности помогает детям лучше осознавать пространство, которое их физически окружает (и их положение в пространстве), а также лучше осознавать себя как личности, отдельно от своих родителей, братьев, сестер и товарищей по играм.
Они также могут лучше осознать свои сильные стороны и способности, что может привести к повышению самооценки.
4. Адаптивность
Во время сенсорной игры дети регулярно попадают в интересные, новые ситуации, к которым они должны успешно адаптироваться.
Этот позитивный опыт помогает им обрести уверенность и делает их способными лучше адаптироваться, когда возникает следующая новая ситуация.
Благодаря этой положительной обратной связи, которую они получили, дети могут быть более склонны к поиску новых задач в будущем.
5. Комфорт
Эмоциональные преимущества сенсорной игры иногда упускают из виду.
Многих детей очень успокаивают тактильные игры, например, когда они месят прохладное пластилиновое тесто или пропускают сквозь пальцы песок, рис и воду в сенсорных корзинах.
Дети, которые напряжены, обеспокоены или расстроены, часто могут больше вовлекаться в приятную сенсорную деятельность, а затем отбрасывать эти негативные эмоции, по крайней мере, на время.
6. Развитие речи
Участвуя вместе в сенсорной игре, дети имеют бесчисленные возможности практиковать устное общение.
Они пытаются рассказать о своем мире и о том, что они переживают, или передать свои идеи, пожелания и мнения.
И сильные навыки устной речи, которые они формируют таким образом, могут затем заложить прочную основу для обучения чтению.
Кроме того, когда дети используют мышцы пальцев и кистей рук во время сенсорной игры, они приобретают навыки, предшествующие письму, необходимые для письменной речи.
7. Двигательные навыки
Дети осязают и двигают предметы как форму исследования текстуры и формы. Пощипывая, поворачивая и наливая, они тренируют и настраивают мелкие мышцы, в основном пальцев и кистей.
Когда дети ползают, прыгают, пинаются, карабкаются и бегают, взаимодействуя с такими вещами, как лестницы, мячи и игровое оборудование, у них развиваются большие мышцы рук, ступней, ног и туловища.
8. Креативность
Бессрочный проект, в котором процесс важнее конечного продукта, важен при предложении детям увлекательных сенсорных материалов.
Например, «рисуя» кремом для бритья на столешнице, дети могут изобразить касание облаков в небе.
Когда дети развлекаются, используя свое воображение, и довольны результатами, их самооценка растет, и в следующий раз им становится еще легче проявить свои творческие способности.
Попробуйте эти художественные идеи, чтобы вовлечь чувства в творческое искусство.
9. Решение проблем
Когда дети взаимодействуют с широким ассортиментом материалов и открытых заданий, у них есть много возможностей делать прогнозы, решать проблемы, принимать решения и сравнивать результаты со своими первоначальными прогнозами.
Затем они могут попробовать альтернативные стратегии в следующий раз, чтобы увидеть, отличаются ли их результаты.
Дети часто работают в небольших группах или бок о бок во время сенсорной игры, что помогает им научиться общаться, делиться и ладить друг с другом.
Ситуации такого типа также помогают им обрести эмпатию и помогают им научиться смотреть на ситуации с точки зрения другого ребенка, что ведет к усилению внимательности.
Сенсорные игры в раннем детстве особенно ценны, потому что они способствуют включению и принятию.
Предполагая, что взрослые дают детям инструкции по безопасности и доброте, все результаты являются удовлетворительными, без «правильных или неправильных» ответов и результатов.
Эта открытость приносит пользу всем детям, в том числе тем, кто говорит на втором языке или детям с особыми потребностями.
Это лишь некоторые преимущества сенсорных игр. Вот несколько идей для сенсорных станций, которые вы можете установить у себя дома или в классе, а также дополнительная информация о том, как дети учатся через игру.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Зарегистрируйтесь, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .
- Поделиться
- Электронная почта
Преимущества сенсорной игры и 21 сенсорная деятельность для дошкольников
Что такое сенсорная игра
Сенсорная игра — это вид деятельности, который стимулирует органы чувств детей, то есть различные способы нашего восприятия мира. Наш мозг использует чувства, чтобы помочь нам маневрировать в окружающей среде, а сенсорная игра помогает детям развивать их.
Пять наиболее известных органов чувств: вкус, обоняние, зрение, осязание и слух.
Большинство сенсорных игр сосредоточены на стимуляции осязания, зрения и слуха, потому что они более доступны. Действия, которые могут дать сенсорный опыт для стимуляции других органов чувств, также важны, хотя и менее распространены, когда люди говорят о сенсорной игре.
Преимущества сенсорной игры и развитие мозга
Почему важна сенсорная игра?
Сенсорная игра в раннем детстве играет важную роль в развитии мозга, поскольку сенсорная стимуляция необходима для сенсорной интеграции 1 и когнитивное развитие 2 .
Человеческий мозг состоит из триллионов мозговых клеток (нейронов) и нервных соединений (синапсов). Сенсорная активность может усилить сенсорные синапсы и функции в головном мозге.
Предоставление детям различных сенсорных ощущений необходимо молодому мозгу для развития надлежащих способностей сенсорной обработки 3 .
Сенсорная игра особенно важна для детей с проблемами сенсорной обработки, такими как расстройство сенсорной обработки. Эти дети, как правило, испытывают трудности с вовлечением в сенсорную игровую деятельность 4 .
Игра также важна для развития ребенка, например, для развития речи, помимо сенсорного развития. Дети становятся более творческими, играя. Они также развивают свои лингвистические, когнитивные, зрительно-пространственные, социальные и эмоциональные навыки 5–9 .
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством.
Идеи сенсорных упражнений
Детям всех возрастов могут быть полезны занятия, которые стимулируют их различные органы чувств.
В домашних условиях легко создавать сенсорные активности с помощью различных предметов.
Нет необходимости покупать дорогие сенсорные игрушки. Используйте обычные предметы в вашем доме в качестве сенсорных материалов.
Вот некоторые из лучших сенсорных занятий и забавных идей для занятых родителей.
Тактильная игра
Эти предметы обеспечивают сенсорный ввод для стимуляции тактильных ощущений у детей.
Не бойтесь пробовать что-то новое и устраивать грязные игры. Это сенсорное обучение! Это также прекрасное время, чтобы сблизиться со своим ребенком и создать веселые воспоминания, которые останутся на всю жизнь.
- продукты питания
- крем для бритья
- гель для волос
- мука для выпечки
- тесто для лепки
- ватные шарики
- водные игры с разной температурой
Visual play
- сенсорные бутылочки с водой и блестками для встряхивания и просмотра
- рисование пальцами художественным материалом
- охота за мусором
Ароматная игрушка
- фрукты
- цветы
- специи
Аудиоплей
- детские погремушки
- музыкальные инструменты
- постукивание по разным типам материалов, чтобы услышать разные звуки, напр. металл, дерево, пластик, бумага и т. д.
Taste play
- сладкое – яблоко, маффин
- кислый — апельсин, лимон
- соленое – макароны
- горький – капуста
Сенсорная ванна
Наполните большой контейнер или стол новыми предметами, которые дети могут потрогать, понюхать или услышать, чтобы получить новую сенсорную информацию.
В тематических сенсорных корзинах для разнообразия можно использовать различные материалы с различной текстурой.
Задавайте ребенку актуальные вопросы об его сенсорных исследованиях, чтобы одновременно развивать его языковые навыки. Создайте разговор, который побуждает вашего ребенка использовать описательные слова.
Например, задайте следующие вопросы:
- Как вы себя чувствуете?
- Как это выглядит?
- Хорошо пахнет?
- Вам нравится звук, который он издает?
См. также: 10 видов игр, необходимых для развития вашего ребенка
Заключительные мысли о важности сенсорной игры
Итак, в следующий раз, когда вы увидите, как ваш ребенок играет со случайными предметами, такими как рулоны бумажных полотенец, горшки, соломинки и игрушки; поощрять их. Младенцы и малыши могут использовать что угодно и что угодно, чтобы исследовать мир. И, позволяя им следовать своим инстинктам, вы помогаете развивать их чувства.
Каталожные номера
1.
Банди А.С., Шайя С., Ци Л., Миллер Л.Дж. Как дисфункция сенсорной обработки влияет на игру? Американский журнал трудотерапии . Опубликовано в Интернете 1 марта 2007 г .: 201–208. doi:10.5014/ajot.61.2.201
2.
Davis EP, Stout SA, Molet J, et al. Воздействие непредсказуемых сенсорных сигналов матери влияет на когнитивное развитие у разных видов. Proc Natl Acad Sci USA . Опубликовано 11 сентября 2017 г.: 10390-10395. doi:10.1073/pnas.1703444114
3.
Хенш ТК. Пластичность критического периода в локальных корковых цепях. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в ноябре 2005 г .: 877–888. дои: 10.1038/nrn1787
4.
Уоттс Т., Стагнитти К., Браун Т. Связь между игрой и сенсорной обработкой: систематический обзор. Американский журнал трудотерапии . Опубликовано в Интернете 1 марта 2014 г .: e37-e46. doi: 10.5014/ajot.2014.009787
5.
Falkenberg T, Mohammed AK, Henriksson B, Persson H, Winblad B, Lindefors N. Повышенная экспрессия мРНК мозгового нейротрофического фактора в гиппокампе крыс связана с улучшением пространственной памяти и обогащением окружающей среды. Письма по неврологии . Опубликовано в Интернете, апрель 1992 г .: 153–156. дои: 10.1016/0304-3940(92)90494-р
6.
Даймонд М. Реакция мозга на обогащение. An Acad Bras Cienc . 2001;73(2):211-220. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11404783
7.
Ховард-Джонс П., Тейлор Дж., Саттон Л. Влияние игры на творческие способности маленьких детей во время последующей деятельности. Раннее развитие и уход за детьми . Опубликовано в Интернете в августе 2002 г .: 323–328. дои: 10.1080/03004430212722
8.
Элардо Р., Брэдли Р., Колдуэлл Б.М. Связь домашней среды младенцев с результатами умственного теста от шести до тридцати шести месяцев: продольный анализ.