Сфера жизни общества примеры из жизни: Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь — что это, определение и ответ

Содержание

Политика и другие сферы общественной жизни

 Политология

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (деятельность налоговой и таможенной служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только морального регулирования. В наибольшей степени политический аспект выражен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент-это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутреннего и внешнеполитического жизни. Характер политических проблем, что рассматривается законодательными органами, разносторонний: от гарантий прав и свобод личности к вопросам о нормах собственности, уровня налогообложения и социальных расходов государства.
Для того чтобы показать границы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера — это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственных действий политиков и политических организаций, влияние политических идей.

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):

  • хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
  • социальная сфера развивается на основе между личностных и групповых отношений с учетом социологического статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и различия граждан по типу занятий, размером доходов, престижа, — а также по этническому, демографической, социально-территориальной и иной принадлежности.
    К социальных относят круг проблем, связанных с организацией труда и быта, здоровья, благополучия и защиты;
  • политическая сфера состоит из поводу власти и участия в государственном управлении;
  • духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминированная экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структуре. С другой — сама политика способна влиять на эти сферы, проникать в них.

Это связано с такими сущностными проявлениями политики:

  • политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, выработанных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп; эта особенность политики отражена в широко выраженных определениях власти как инструмента распределение ценностей в обществе;
  • политика присутствует во всех общественных сферах через свойственные ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политикой может стать любая проблема, порожденная какой-нибудь общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно моральных и правовых норм. Но в политике есть пределы осуществления воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией.

Политизация означает усиление влияния политики на другие сферы жизни; предоставление сколько-нибудь значительным вопросом общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации является практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, замена экономического механизма саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок — «плохо», планирование — «хорошо». Положительной стороной политизации является активное привлечение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.

Мораль и право

. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определено единственными причинами их происхождения и основным назначением — регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно через недостаточность регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм.
«Встроенность» морали в политике зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.

Потребность в взаимно дополнении определяется и другими отличиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение и принуждение, включая силу государства. Для морали насилие неприемлемо. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, а политика такими принципами считает пользу или вред. Наконец, если в моральных нормах выраженные универсальные общественные ценности, то в политических — как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может определяться побочными прагматическими интересами групп, находящихся у власти.

Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя и они взаимообусловлены, но все же являются различными формами регуляции.

Они отличаются:

  • по своему содержанию: содержание права ограничен правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;
  • по критериям оценки поведения и законно или незаконно — в праве, пользу или вред — в политике;
  • механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
  • по критерию открытости: право публичное, политика же рядом с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений может быть и «теневой», что не афиширует себя;
  • динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативное, потому что требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;
  • по норме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и права является относительной. Право имеет политический смысл. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления планирования определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важным источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность в определенной степени.



Назад  

понятие, принципы и много примеров

Важнейшим ресурсом государства, предприятия, общества являются люди. Степень их благополучия, возможности, которыми они обладают, да и просто настроение, желание работать, приносить пользу влияют на развитие. Экономика неотделима от социальной сферы. Поэтому руководство страны и организации, в том числе некоммерческие, выполняют определенные функции. Их задача – повышение уровня жизни: выплата пенсий, пособий, бесплатная медицина, образование, поддержка инвалидов и т.д.

Социальная экономика – это область науки, рассматривающая функции экономической системы, способствующие прогрессу человеческой жизни, а также достижению личностного роста. Она представляет собой приоритетный рычаг развития. Это механизм, позволяющий выстраивать отношения между организациями, государством и отдельными гражданами.

Социальная сфера жизни

Общество – это совокупность людей, объединённых общими историческими условиями, культурой, интересами. Это развивающаяся система, состоящая из элементов и граждан с их способами организации труда и быта. Она включает 4 сферы:

  • социальную;
  • духовную;
  • политическую;
  • экономическую.

Социальная сфера – это не только общение. Она включает обеспечение качества жизни: выплату пособий, бесплатное образование, медицинские услуги. Поэтому существует тесное переплетение с остальными областями.

Схема 1. Человек и сферы жизни/все схемы в статье построены автором по данным учебников экономической теории

Существует понятие социального статуса. Оно характеризуется занимаемым положением и зависит от пола, профессии, возраста, уровня образования, исповедуемой религии. Этот статус в течение жизни может меняться. Каким образом, зависит как от самого человека, так и от общества, в том числе от законов.

Социальная экономика: что это

Это механизм, позволяющий выстраивать отношения как между организациями и отдельными гражданами, так и с государственными компаниями. Он действует на уровне человека, а также на уровне страны, улучшает конкурентность территорий за счет повышения степени развития общества.

Схема 2. Отрасли социальной среды

Основная цель – устранение искажений, порождаемых рынком на уровне распределения. Это:

  • выравнивание доходов жителей страны за счет выплаты пособий;
  • предоставление возможности учиться как богатым гражданам, так и тем, кто средств не имеет;
  • медицинское обслуживание для всех, независимо от статуса, положения в обществе.

Предприятия и принципы «человечной» экономики

Социальная деятельность не является прерогативой государства. Большая роль принадлежит компаниям, в приоритете которых не стоит получение прибыли. Их задача – безвозмездное или за минимальную плату предоставление людям услуг и товаров. Сюда относятся некоммерческие организации нескольких типов:

  • профсоюзы, цель которых – помощь в решении проблем рабочего класса, а также прочих сообществ, например, литераторов;
  • объединения, созданные на волонтерских началах;
  • кооперативы, учитывающие мнение каждого из участников;
  • фонды, имеющие благотворительный характер. Занимаются сбором финансовых ресурсов, распределением их между нуждающимися;
  • общества взаимопомощи, помогающие незащищённым слоям населения;
  • ассоциации, оказывающие помощь людям.

Справка! На постсоветском пространстве первая некоммерческая организация была создана в мае 1991 г., незадолго до развала страны, когда их существование узаконили.

Основное отличие социально направленных организаций – приоритет потребностей общества над получением прибыли. Каждое предприятие, необязательно некоммерческое, может быть таким. В этом и заключается постоянное переплетение сфер деятельности.

Ярким примером является группа «Газпром». Она обеспечивает сотрудников дополнительным бесплатным медицинским страхованием, направляет работников на повышение квалификации, оплачивает учёбу, устраивает корпоративные мероприятия. Компания оказывает поддержку культурным, экологическим, спортивным проектам, детским домам.

Скриншот: gazprom.ru

Принципами экономики данного типа являются:

  • демократия. Основа распределения полученного дохода не процент от вложенных средств, а количество труда, затраченного на его получение. Чем больше сил вкладывает человек, тем выше его вознаграждение;
  • гарантия стабильной выплаты заработной платы, сохранения рабочих мест, низкого уровня трудовой миграции, соответствия нормам, установленным в коллективе и государстве;
  • корпоративная солидарность;
  • привлечение к работе инвалидов с целью исключения их изолированности от общества.

Проблемы и их решение

Экономика социальной сферы развивает систему на локальном уровне, предоставляет людям равные права, помогает достичь необходимого баланса рабочей и нерабочей жизни граждан. Она выявляет соотношение расходов с достигнутыми результатами, ищет альтернативные способы использования ограниченных ресурсов, исследует действия людей как факторов производственных отношений.

Схема 3. Основные принципы.

Социоэкономика решает следующие проблемы:

  • распределение доходов граждан и государства;
  • регистрация благотворительных фондов;
  • разработка системы тарифов, нормативов;
  • введение, а также индексацию новых пособий, пенсий;
  • финансирование общественных программ, направления государственных и частных капиталовложений, кредитование;
  • обеспечение качества и результативности некоммерческих услуг.

Государство должно быть социальным

Приоритетная роль в управлении и развитии отводится органам власти, в том числе высшим, которые, формируя экономическую политику, вовлекают инструменты, позволяющие достичь справедливости.

Роль государства

Гарантии для граждан обеспечиваются на нескольких уровнях. Прежде всего, это обычные предприятия, компании, которые предоставляют своим сотрудникам различные возможности.

Это могут быть:

  • создание оптимальных условий труда;
  • выплата высокой «белой» заработной платы, поощрительных премий, что является заботой о будущих пенсиях;
  • обеспечение дополнительной расширенной медицинской страховкой;
  • подарки к праздникам, организация мероприятий для детей сотрудников, в том числе летних лагерей;
  • оплата проезда на работу и обратно, бесплатные обеды, мобильная связь;
  • беспроцентное кредитование, например, на покупку автомобиля;
  • предоставление служебного транспорта или жилья;
  • корпоративные пенсии.

На второй ступени стоят некоммерческие организации, например, профсоюзы, которые следят за обеспечением гарантий на предприятиях. Они предоставляют своим членам путевки на отдых, в летние лагеря для детей, организуют культурные мероприятия. В их обязанности входит также разрешение конфликтов.

Схема 4. Гаранты социальной стабильности

Третья ступень самая высокая, по сути, законодательная. Государство должно создавать условия для развития человека, если он стремится налаживать свою жизнь, заботиться о близких, самостоятельно справляться с возникающими сложностями.

Большинство проблем трудоспособных работников решается высоким уровнем доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и посредством налоговой системы, а также внебюджетных фондов, участвуют в финансировании учреждений, которые необходимы для полноценной жизни. Социально ориентированное государство оказывает поддержку тем гражданам, которые не могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации.

Однако, функционирование рынка сопровождается негативными моментами: банкротство предприятий, рост безработицы, увеличение финансового разрыва.

Социальная направленность государственной экономики обуславливается:

  • включением в производство стимулов роста предпринимательской активности;
  • становлением общественных отношений, инфраструктуры;
  • ориентацией на повышение уровня жизни. Так достигается экономический рост;

Социальная политика стимулирует развитие социальной рыночной деятельности.

Функции государства

Ответственность страны перед обществом заключается в его консолидации, мобилизации, создании условий для оптимального использования ресурсов. При реализации этих задач принимается социальная ответственность, которая выражается в обеспечении:

  • решения проблем населения в целом и отдельных его категорий, в частности;
  • развития, обслуживания информационной инфраструктуры. Это организация здравоохранения, просвещения. Сюда входят также функционирование социальных институтов, защита окружающей среды, наука;
  • благоприятных условий для реализации экономической активности хозяйствующих субъектов;
  • снижения влияния на жизнь общества событий, происходящих на рынке. Например, индексация пенсий из-за роста инфляции, введение запрета на кредитование в иностранной валюте из-за риска роста валютного курса;
  • гарантий населению посредством повышения эффективности системы распределения;
  • планирования, прогнозирования экономического развития общества.

Справка! Термин «социальная экономика» восходит к Альфреду Мюллер-Армак. Он видел в нем формулу, смысл которой заключается в «объединении принципа свободы на рынке с принципом социального равновесия».

Государство или предприятие, провозглашающее своей важнейшей целью регулирование общественной сферы для обеспечения равенства и благополучия граждан, всегда будет иметь поддержку со стороны последнего в кризисных ситуациях. Высокая социальная направленность позволяет людям возможность чувствовать себя защищенными и провоцирует развитие бизнеса, технологий и экономики в целом.

Сферы жизни, охваченные World Watch List

Методология World Watch List определила «концепцию пяти сфер» для отслеживания проявлений преследований в различных сферах жизни. Эти пять сфер выражают сжатие (давление) в каждой сфере жизни. Шестой строительный блок выражает разгром (простое насилие), который потенциально затрагивает все пять сфер жизни. Чтобы определить серьезность давления в каждой из пяти областей, исследователи World Watch List задают ряд вопросов контактам по всему миру.

Частная жизнь

Частная жизнь определяется как внутренняя жизнь христианина, forum internum , свобода мысли и совести.

Направляющий вопрос WWL звучит так: «Насколько свободен христианин общаться с Богом один на один в своем личном пространстве?» Это не ограничивается частным домом, но может относиться и к тюрьме, например, или к прогулке в лесу. Это не зависит от того, кем может быть агент, оспаривающий эту свободу.

Вопросы касаются обращения в другую веру, частного богослужения, владения религиозными материалами, свободы выражения мнений, т.е. в устной и письменной форме, через изображения и символы, доступ к информации и средствам массовой информации, конфиденциальное разделение убеждений с другими, свобода частных собраний, свобода частного общения и свобода передвижения.

Семейная жизнь

Семейная жизнь определяется как относящаяся к основной и расширенной семье христианина.

Направляющий вопрос WWL звучит так: «Насколько свободен христианин жить по своим христианским убеждениям в кругу семьи, и насколько свободно христианские семьи могут вести свою семейную жизнь по-христиански?» В нем также задается вопрос: «Сколько христиан подвергались дискриминации, притеснениям или каким-либо другим образом преследованию со стороны их собственных семей?»

Вопросы касаются принудительного выделения религиозной идентичности, регистрации гражданских дел, свадеб, крещений, погребений, усыновлений, воспитания детей, идеологической обработки детей, притеснений или дискриминации в отношении детей, разделения семей, изоляции новообращенных, давления на развод, опека над детьми и права наследования.

Общинная жизнь

Общинная жизнь определяется как взаимодействие христиан с их соответствующими местными общинами за пределами семейного уровня и ниже любого надместного уровня. Эта общественная жизнь включает в себя рабочее место, бизнес, здравоохранение, образование, а также местную общественную жизнь и гражданский порядок. Мобильный человек может иметь несколько локальных сообществ по разным аспектам общественной жизни, т.е. происхождения или проживания в одном месте и образования или работы в другом.

Ведущий вопрос WWL звучит так: «Насколько свободно христиане индивидуально и коллективно могли жить согласно своим христианским убеждениям в местном сообществе (вне церковной жизни) и какое давление оказывало сообщество на христиан актами дискриминации, притеснений или любые другие формы преследования?»

Вопросы касаются угрозы или воспрепятствования повседневной жизни, дресс-кода, слежки за христианами, похищения и принудительных браков, доступа к общественным ресурсам, общественных церемоний, участия в общественных учреждениях и форумах, принуждения к отказу от веры, доступа к медицинскому обслуживанию, доступ к образованию и неблагоприятное положение в нем, дискриминация при приеме на работу и препятствия в бизнесе, вопросы охраны правопорядка (штрафы, допросы, принудительные отчеты) и другие способы маргинализации христиан.

Национальная жизнь

Национальная жизнь определяется как взаимодействие между христианами и нацией, в которой они живут. Сюда входят права и законы, система правосудия, национальное государственное управление и общественная жизнь.

Ведущий вопрос WWL звучит так: «Насколько свободны христиане индивидуально и коллективно жить по своим христианским убеждениям за пределами своей местной общины, и какое давление оказывает правовая система на христиан, и какое давление оказывают агенты надместных национальная жизнь, навязанная христианам дезинформацией, дискриминацией, преследованием или любой другой формой преследования?»

Вопросы касаются национальной идеологии, конституции, регистрации религии в удостоверениях личности, отказе от военной службы по соображениям совести, поездках по стране и за границу, дискриминации со стороны властей, запрете занимать государственные должности или профессионального роста, политическом вмешательстве в бизнес, публичном выражении мнения, Христианские организации гражданского общества и политические партии, сообщения о религиозных или социальных конфликтах, клеветнические кампании, терпимость к общественному неуважению, религиозные символы, обвинения в богохульстве, безнаказанность, равное обращение в суде, мониторинг судебных процессов.

Церковная жизнь

Церковная жизнь определяется как коллективное осуществление христианами свободы мысли и совести, особенно в отношении объединения с собратьями-христианами в богослужении, жизни, служении и публичном выражении своей веры без ненадлежащего вмешательства. Это также относится к имуществу, находящемуся во владении или используемом христианами для этих целей.

Направляющий вопрос WWL звучит так: «Как ограничения, дискриминация, преследование или другие формы преследования нарушают эти права и эту коллективную жизнь христианских церквей, организаций и учреждений?»

Вопросы касаются воспрепятствования собранию христиан, регистрации церквей, контроля или закрытия незарегистрированных церквей, строительства и ремонта церквей, экспроприации и невозвращения, нарушения или срыва богослужений, предотвращения деятельности внутри или вне церквей или среди молодежь, принятие новообращенных, мониторинг проповедей и опубликованных материалов, выборы и обучение лидеров, преследование лидеров или членов их семей, Библии и других религиозных материалов и их печатание, ввоз, продажа или распространение, а также конфискация, трансляция и использование Интернета, вмешательство с этическими убеждениями (относительно семьи и брака) и кадровой политикой христианских учреждений, христианских организаций гражданского общества и общественной деятельности, иностранными христианскими работниками и осуждением преследований со стороны правительства.

Простое насилие

Простое насилие определяется как лишение физической свободы или нанесение тяжких телесных повреждений христианам или серьезный ущерб их имуществу.

Основной вопрос WWL: «Сколько было случаев такого насилия?»

Вопросы касаются убийства христиан, серьезного повреждения общественных христианских зданий, содержания под стражей без суда, тюремного заключения, похищения, изнасилования и сексуальных домогательств, принудительного брака, другого физического или психического вреда, серьезного ущерба домам и предприятиям христиан, и выселение и бегство.

 


Источник: подразделение World Watch List, Open Doors International

 

Система и жизненный мир: заметка о разрыве между работой и жизнью насколько нам нравится наша работа, существует явный разрыв между нашей профессиональной и личной/общественной жизнью. Основной причиной этого разрыва является (воспринимаемая) степень нашего контроля над тем, что мы делаем в двух сферах: в первой мы обычно делаем то, что от нас требуется, даже если мы с этим не согласны; в последнем мы (как правило)  следуем нашим собственным интересам и желаниям.

В этом посте я исследую разрыв между двумя мирами, используя идеи социального теоретика и философа Юргена Хабермаса. Мои рассуждения опираются на несколько источников: короткую и очень удобочитаемую книгу Джеймса Финлейсона под названием «Хабермас: очень краткое введение» и значительно более объемный (но очень поучительный) текст Матса Алвессона и Хью Уилмотта под названием «Осмысление управления: Критическое введение.

Коммуникативное и стратегическое действие

Юрген Хабермас наиболее известен своей теорией коммуникативной рациональности, в которой он утверждает, что рациональность (или разум) связана с социальными взаимодействиями и диалогом . Другими словами, применение разума должно происходить через открытые дебаты, свободные от ограничений власти и политики. Более подробное обсуждение коммуникативной рациональности в организационной среде см. в моем посте под названием «Больше, чем просто разговоры: рациональный диалог в проектной среде» или в главе 7 книги, которую я написал с Полом Калмси.

Хабермас называет коллективные действия, возникающие вследствие такого диалога коммуникативным действием. Это совместные действия, основанные на общем понимании конкретной рассматриваемой проблемы. Суть Хабермаса состоит в том, что многие (большинство?) коллективных действий, которые мы предпринимаем в своей трудовой жизни, являются , а не коммуникативны, потому что они направлены на достижение определенного результата независимо от того, существует ли какое-либо общее понимание цели или средств, с помощью которых она должна быть достигнута. Хабермас называет такие действия стратегическими .

Подводя итог: действия, которые осуществляются в профессиональной сфере, являются неизменно стратегическими, тогда как те, которые выполняются в социальной/личной сфере , могут быть коммуникативными.

Система и жизненный мир

Как упоминалось в первой строке этого поста, наша повседневная жизнь проходит в двух разных сферах: социальная арена, которая охватывает наше взаимодействие с семьей и обществом в целом, и профессиональная и административная сфера, в которой мы работаем и/или взаимодействуем с институциональной властью. Хабермас называет первое жизненным миром , а второе — системой .

Жизненный мир — это повседневный мир, который мы разделяем с другими. Это включает в себя все аспекты жизни , за исключением , организованных или управляемых учреждениями. Например, это включает в себя семейную жизнь, культуру и неформальные социальные взаимодействия. Короче говоря: это сфера, в которой мы проводим большую часть нашей общественной и личной жизни. Жизненный мир основан на неявном фонде общих смыслов и представлений, позволяющих нам совершать действия, которые, как мы знаем, будут понятны другим. Таким образом, повседневные действия, которые мы совершаем в жизненном мире, обычно носят коммуникативный характер.

Напротив, 9Система 0092 относится к общим образцам стратегических действий, которые служат интересам учреждений и организаций. Действия системы в основном управляются деньгами и властью. Грубо говоря, система использует деньги и власть, чтобы манипулировать людьми для достижения своих (то есть системных) целей. Как правило, они не совпадают с целями отдельных лиц. Термин инструментальное действие используется для описания действий, посредством которых людьми манипулируют таким образом. Ясно, что такие действия относятся к действиям стратегическим, поскольку они направлены на достижение конкретных целей, независимо от того, существует ли общее понимание, лежащее в основе целей.

Связь между системой и жизненным миром

Исторически система возникла из преобладающих социальных условий конца 19 го и начала 20 го веков. Таким образом, система встроена в жизненный мир. Это не было бы проблемой, если бы не тот факт, что система растет за счет жизненного мира , или, говоря словами Хабермаса, колонизирует жизненный мир. Глагол вызывает вполне уместные образы: на личном уровне многие люди изо всех сил пытаются найти этот мифический баланс между своей работой и личной/общественной жизнью, и в большинстве случаев это проигрышная борьба, потому что первая вторгается, вторгается и в конечном итоге берет верх. над последним.

Это не имеет ничего общего с личным выбором. Хотя есть те, кто скажет, что мы можем отказаться от крысиных бегов, правда в том, что большинство из нас таковыми не являются. Чтобы понять, как все происходит таким образом, нужно признать ту роль, которую власть и деньги играют в процессе колонизации. Они воспитывают корыстное «рациональное» отношение к ценности, которое делает людей поддающимися манипулированию. Таким образом, те, кто обладает властью и финансами, могут оказывать ненадлежащее влияние на решения заинтересованных сторон, игнорируя ориентированное на консенсус общение (или рациональный диалог), характерное для жизненного мира. Таким образом, жизненный мир обесценивается и становится все менее и менее важным в повседневной жизни людей.

Колонизация жизненного мира приводит к ряду дисфункций, которые слишком очевидны в современной профессиональной жизни. На рабочем месте это может проявляться через общее чувство отчуждения от организации и отсутствие общего понимания ее цели и задач.

Критики хабермасианской точки зрения иногда утверждают, что современная организация более просвещена – например, отделы кадров теперь осознают необходимость развития соответствующей культуры, которая фокусируется на инклюзивности сотрудников, расширении их возможностей и подобных темах хорошего самочувствия. Однако, как предупреждают Уилмотт и Алвессон в своей книге, концепция организационной культуры — это не что иное, как коварное средство контроля, направленное на то, чтобы заставить сотрудников думать так, как хотелось бы организации (см. также эту статью Уилмотта — хотя бы для ознакомления). это действительно запоминающееся название…)

Проблема с управленческой практикой

Несмотря на то, что существуют островки просвещенного управления, не будет преувеличением сказать, что многие управленческие стратегии и действия служат увековечиванию и даже развитию системы за счет жизненного мира. Как заявляют Алвессон и Уиллмотт в своей книге:

В рамках рациональности системы люди рассматриваются как числа или категории (например, разряды сотрудников, определяемые квалификацией, или типы клиентов, определяемые сегментами рынка), и, в более общем смысле, как объекты, ценность заключается в воспроизведении системы….

Однако инструментальная логика системы, т. е. логика, которая «оправдывает» манипулирование людьми, в конечном счете обречена на провал. Как отмечают Алвессон и Уиллмотт:

Обесценивание свойств жизненного мира порочно, потому что инструментальная рациональность системы зависит от коммуникативной рациональности жизненного мира, даже если кажется, что она функционирует независимо от понимания и компетентности жизненного мира. По крайней мере, система зависит от людей, способных к эффективному общению, которые не поддаются манипуляциям и не деморализованы до такой степени, что становятся неспособными к сотрудничеству и продуктивности.

Центральная проблема современной практики управления заключается в том, что этот вопрос остается в значительной степени нерешенным.

Путь вперед?

Честно говоря, невозможно добиться открытого диалога в хабермасовском смысле на уровне, скажем, организации. Тем не менее, как мы с Полом обсуждаем в нашей книге, вполне возможно приблизить к в меньших условиях за короткие периоды времени. Если у вас нет под рукой экземпляра нашей книги, ознакомьтесь с нашей статьей «На пути к холдинговой среде: построение общего понимания и приверженности проектам» для подробного примера из практики, иллюстрирующего этот момент.

Прежде чем идти дальше, я должен четко заявить, что предлагаемый нами подход — лишь один из многих. Не нужно использовать какую-то конкретную технику или подход, все, что нужно, — это возможность вести подлинный диалог с теми, кто заинтересован в рассматриваемом вопросе. Для этого нужна среда, которая (относительно) свободна от власти, политики и других ограничений, мешающих открытому и честному обсуждению. Хотя создать такую ​​среду на организационном уровне невозможно, ее вполне можно аппроксимировать на более мелком масштабе — скажем, например, при взаимодействии один на один или даже обсуждении в рабочей группе.

Взаимодействия, которые происходят в такой удерживающей среде, являются шагом вперед по сравнению с современной практикой, поскольку они признают существование жизненного мира, что долгое время отрицалось господствующим руководством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *