Сферы жизни общества примеры: Социальная сфера общества — что включает в себя, понятие, примеры

понятие, принципы и много примеров

Важнейшим ресурсом государства, предприятия, общества являются люди. Степень их благополучия, возможности, которыми они обладают, да и просто настроение, желание работать, приносить пользу влияют на развитие. Экономика неотделима от социальной сферы. Поэтому руководство страны и организации, в том числе некоммерческие, выполняют определенные функции. Их задача – повышение уровня жизни: выплата пенсий, пособий, бесплатная медицина, образование, поддержка инвалидов и т.д.

Социальная экономика – это область науки, рассматривающая функции экономической системы, способствующие прогрессу человеческой жизни, а также достижению личностного роста. Она представляет собой приоритетный рычаг развития. Это механизм, позволяющий выстраивать отношения между организациями, государством и отдельными гражданами.

Социальная сфера жизни

Общество – это совокупность людей, объединённых общими историческими условиями, культурой, интересами.

Это развивающаяся система, состоящая из элементов и граждан с их способами организации труда и быта. Она включает 4 сферы:

  • социальную;
  • духовную;
  • политическую;
  • экономическую.

Социальная сфера – это не только общение. Она включает обеспечение качества жизни: выплату пособий, бесплатное образование, медицинские услуги. Поэтому существует тесное переплетение с остальными областями.

Схема 1. Человек и сферы жизни/все схемы в статье построены автором по данным учебников экономической теории

Существует понятие социального статуса. Оно характеризуется занимаемым положением и зависит от пола, профессии, возраста, уровня образования, исповедуемой религии. Этот статус в течение жизни может меняться. Каким образом, зависит как от самого человека, так и от общества, в том числе от законов.

Социальная экономика: что это

Это механизм, позволяющий выстраивать отношения как между организациями и отдельными гражданами, так и с государственными компаниями.

Он действует на уровне человека, а также на уровне страны, улучшает конкурентность территорий за счет повышения степени развития общества.

Схема 2. Отрасли социальной среды

Основная цель – устранение искажений, порождаемых рынком на уровне распределения. Это:

  • выравнивание доходов жителей страны за счет выплаты пособий;
  • предоставление возможности учиться как богатым гражданам, так и тем, кто средств не имеет;
  • медицинское обслуживание для всех, независимо от статуса, положения в обществе.

Предприятия и принципы «человечной» экономики

Социальная деятельность не является прерогативой государства. Большая роль принадлежит компаниям, в приоритете которых не стоит получение прибыли. Их задача – безвозмездное или за минимальную плату предоставление людям услуг и товаров. Сюда относятся некоммерческие организации нескольких типов:

  • профсоюзы, цель которых – помощь в решении проблем рабочего класса, а также прочих сообществ, например, литераторов;
  • объединения, созданные на волонтерских началах;
  • кооперативы, учитывающие мнение каждого из участников;
  • фонды, имеющие благотворительный характер. Занимаются сбором финансовых ресурсов, распределением их между нуждающимися;
  • общества взаимопомощи, помогающие незащищённым слоям населения;
  • ассоциации, оказывающие помощь людям.

Справка! На постсоветском пространстве первая некоммерческая организация была создана в мае 1991 г., незадолго до развала страны, когда их существование узаконили.

Основное отличие социально направленных организаций – приоритет потребностей общества над получением прибыли. Каждое предприятие, необязательно некоммерческое, может быть таким. В этом и заключается постоянное переплетение сфер деятельности.

Ярким примером является группа «Газпром». Она обеспечивает сотрудников дополнительным бесплатным медицинским страхованием, направляет работников на повышение квалификации, оплачивает учёбу, устраивает корпоративные мероприятия. Компания оказывает поддержку культурным, экологическим, спортивным проектам, детским домам.

Скриншот: gazprom.ru

Принципами экономики данного типа являются:

  • демократия. Основа распределения полученного дохода не процент от вложенных средств, а количество труда, затраченного на его получение. Чем больше сил вкладывает человек, тем выше его вознаграждение;
  • гарантия стабильной выплаты заработной платы, сохранения рабочих мест, низкого уровня трудовой миграции, соответствия нормам, установленным в коллективе и государстве;
  • корпоративная солидарность;
  • привлечение к работе инвалидов с целью исключения их изолированности от общества.

Проблемы и их решение

Экономика социальной сферы развивает систему на локальном уровне, предоставляет людям равные права, помогает достичь необходимого баланса рабочей и нерабочей жизни граждан. Она выявляет соотношение расходов с достигнутыми результатами, ищет альтернативные способы использования ограниченных ресурсов, исследует действия людей как факторов производственных отношений.

Схема 3. Основные принципы.

Социоэкономика решает следующие проблемы:

  • распределение доходов граждан и государства;
  • регистрация благотворительных фондов;
  • разработка системы тарифов, нормативов;
  • введение, а также индексацию новых пособий, пенсий;
  • финансирование общественных программ, направления государственных и частных капиталовложений, кредитование;
  • обеспечение качества и результативности некоммерческих услуг.

Государство должно быть социальным

Приоритетная роль в управлении и развитии отводится органам власти, в том числе высшим, которые, формируя экономическую политику, вовлекают инструменты, позволяющие достичь справедливости.

Роль государства

Гарантии для граждан обеспечиваются на нескольких уровнях. Прежде всего, это обычные предприятия, компании, которые предоставляют своим сотрудникам различные возможности.

Это могут быть:

  • создание оптимальных условий труда;
  • выплата высокой «белой» заработной платы, поощрительных премий, что является заботой о будущих пенсиях;
  • обеспечение дополнительной расширенной медицинской страховкой;
  • подарки к праздникам, организация мероприятий для детей сотрудников, в том числе летних лагерей;
  • оплата проезда на работу и обратно, бесплатные обеды, мобильная связь;
  • беспроцентное кредитование, например, на покупку автомобиля;
  • предоставление служебного транспорта или жилья;
  • корпоративные пенсии.

На второй ступени стоят некоммерческие организации, например, профсоюзы, которые следят за обеспечением гарантий на предприятиях. Они предоставляют своим членам путевки на отдых, в летние лагеря для детей, организуют культурные мероприятия. В их обязанности входит также разрешение конфликтов.

Схема 4. Гаранты социальной стабильности

Третья ступень самая высокая, по сути, законодательная. Государство должно создавать условия для развития человека, если он стремится налаживать свою жизнь, заботиться о близких, самостоятельно справляться с возникающими сложностями.

Большинство проблем трудоспособных работников решается высоким уровнем доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и посредством налоговой системы, а также внебюджетных фондов, участвуют в финансировании учреждений, которые необходимы для полноценной жизни. Социально ориентированное государство оказывает поддержку тем гражданам, которые не могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации.

Однако, функционирование рынка сопровождается негативными моментами: банкротство предприятий, рост безработицы, увеличение финансового разрыва.

Социальная направленность государственной экономики обуславливается:

  • включением в производство стимулов роста предпринимательской активности;
  • становлением общественных отношений, инфраструктуры;
  • ориентацией на повышение уровня жизни. Так достигается экономический рост;

Социальная политика стимулирует развитие социальной рыночной деятельности.

Функции государства

Ответственность страны перед обществом заключается в его консолидации, мобилизации, создании условий для оптимального использования ресурсов. При реализации этих задач принимается социальная ответственность, которая выражается в обеспечении:

  • решения проблем населения в целом и отдельных его категорий, в частности;
  • развития, обслуживания информационной инфраструктуры. Это организация здравоохранения, просвещения. Сюда входят также функционирование социальных институтов, защита окружающей среды, наука;
  • благоприятных условий для реализации экономической активности хозяйствующих субъектов;
  • снижения влияния на жизнь общества событий, происходящих на рынке. Например, индексация пенсий из-за роста инфляции, введение запрета на кредитование в иностранной валюте из-за риска роста валютного курса;
  • гарантий населению посредством повышения эффективности системы распределения;
  • планирования, прогнозирования экономического развития общества.

Справка! Термин «социальная экономика» восходит к Альфреду Мюллер-Армак. Он видел в нем формулу, смысл которой заключается в «объединении принципа свободы на рынке с принципом социального равновесия».

Государство или предприятие, провозглашающее своей важнейшей целью регулирование общественной сферы для обеспечения равенства и благополучия граждан, всегда будет иметь поддержку со стороны последнего в кризисных ситуациях. Высокая социальная направленность позволяет людям возможность чувствовать себя защищенными и провоцирует развитие бизнеса, технологий и экономики в целом.

Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества (Часть 2)

В статье исследуются проблемы участия СМИ в формировании гражданского общества в России, их роль в гражданской социализации и поддержке общественного сектора. Анализируются результаты социологических опросов журналистов и населения, некоторые реалии практики СМИ. Делаются выводы о слабой ориентированности журналистов на содействие процессу становления гражданского общества, о недостаточности отражения соответствующей проблематики в медиаконтенте и о дефиците гражданского участия в традиционных СМИ.

Ключевые слова: профессиональные ориентации журналистов, гражданское общество, социализация, гражданские интересы, гражданское участие

(Окончание. Начало см. в предыдущем номере)

СМИ и гражданский сектор

Гражданское общество — это общество с эффективными граж­данскими институтами. Основное их ядро составляют обществен­ные объединения и организации. Этот сектор в России еще развит недостаточно. Несмотря на многочисленность перечня таких фор­мально зарегистрированных структур, они, за исключением не­многих, пока не играют в целом существенной роли в жизни стра­ны. Между тем, как известно, наряду с повседневной социальной активностью граждан общественный сектор — важный показатель зрелости гражданского общества. В процессе участия печати, радио, телевидения в функционировании общественного сектора можно, на наш взгляд, выделить тесно взаимосвязанные между собой на­правления: информационное обеспечение, поддержка и сотрудни­чество. В чем суть такой деятельности? Это заинтересованное вни­мание к возникающим актуальным гражданским инициативам и перспективным гражданским организациям; полноценное инфор­мирование аудитории, населения об уже существующих наиболее значимых общественных объединениях и организациях, анализ их работы, имеющихся трудностей, проблем, результативности; уси­ление доверия к ним общества, если они того заслуживают, анализ причин недостаточности такого доверия или вовсе его отсутствия; содействие расширению общественного сектора, активизация уча­стия в нем граждан, его роли в социуме, сотрудничество с ним.

По сути, речь идет об укреплении статуса структур гражданского обще­ства с точки зрения их реального участия в жизни страны, влияния на государственные и иные социальные институты, авторитета у населения. Тем самым повышается социальная, гражданская зна­чимость самих средств массовой информации.

Поддержка общественных инициатив и объединений. Первичным импульсом и необходимой базой для создания общественных объединений и организаций являются общественные инициативы и движения, вначале часто достаточно локальные. Здесь, конечно, нужна соответствующая атмосфера в обществе, политические условия. Огромное значение имеет поддержка прессы. Их пик при­шелся на перестроечное время, когда в широких кругах стала от­четливо осознаваться неизбежность перемен в разных аспектах: экологии, самоуправлении на производстве, защите малых горо­дов, лесов и рек, охраны памятников, жилищном самоуправлении и т.д. Это были преимущественно неполитические сферы. Как пи­шет наиболее активный и известный исследователь этой темы: «Если бы не существовало прессы, гражданские инициативы так бы и остались на локальном уровне.

То есть печать выступила в нормальной для себя роли коллективного организатора, сыграв гигантскую мобилизующую роль в развитии гражданских инициа­тив. Прежде всего она сплотила единомышленников… пресса стала порождающей средой для инициатив» (Яницкий, 2000: 242, 249).

Позднее появились движения политической направленности. Самое начало 1990-х гг. — период бурного и публичного выражения людьми, прежде всего через прессу, своих политических взглядов и предпочтений. В этом смысле не будет преувеличением сказать, что активная заинтересованность граждан и демократических сил, горячо поддержанная СМИ, а вовсе не партийная и комсомольская номенклатура сделали возможными серьезные перемены в жизни страны.

Позднее градус гражданской заинтересованности и активности по разным причинам существенно снизился. Можно даже сказать, что 1990-е годы — это время не только упущенных экономических возможностей, но развития и использования гражданского потенци­ала населения для того, чтобы страна развивалась более успешно.

Но есть яркие примеры того, какую силу и влияние способны приоб­рести сначала совсем маломасштабные, но очень значимые инициативы. Так, например, небольшая группа женщин, объединив­шаяся для защиты прав и даже жизни своих сыновей, проходивших службу в армии, превратилась в Комитет солдатских матерей, а за­тем и в Конфедерацию таких комитетов. Они стали действенной силой защиты прав призывников и солдат-срочников, в опреде­ленной мере формой гражданского контроля над армией. И столь влиятельной, что за их поддержку боролись даже некоторые поли­тические партии во время выборов. Своей деятельностью они спо­собствовали тому, что стало возможным впоследствии создание уже самой властью Общественного совета при Минобороны РФ. А это для нашей страны поистине революционно. Другой пример. Вначале совсем локальное общество защиты прав потребителей при достаточно большом внимании прессы со временем преобра­зовалось в конфедерацию. Был инициирован ставший жизненно важным Закон о защите прав потребителей.  

Все чаще объединяются в защите своих прав люди, пострадавшие в финансовом и материальном отношении от коммерческих струк­тур. Спонтанно возникшие инициативные группы превращаются в комитеты и даже движения. Активность обманутых вкладчиков, ставшая публично известной благодаря в первую очередь телеви­дению, явилась катализатором создания «Агентства по страхованию вкладов». А коллективные действия обманутых дольщиков, также не обделенные вниманием СМИ, не только помогают решить жи­лищные проблемы большому количеству людей, оказавшихся в трудной ситуации, но доказали необходимость корректировки ряда законоположений, связанных с жилищным строительством. Подобные инициативы — это как бы микромодель формирования механизма защиты гражданами своих законных прав — от инициа­тивы отдельных людей к комитету и коллективным действиям, а затем, возможно, и к постоянно действующей организации, кото­рая выражает и защищает интересы уже более широкой общности людей в той или иной сфере жизни.

Все это, повторяем, возможно только при участии прессы. Пу­бличная презентация результативности общественных инициатив и структур повышает доверие к ним общества. Как показывают опро­сы Левада-Центра (Общественное мнение, 2008: 91—93), с воз­можностью для людей объединяться в общественные и политиче­ские организации на основе своих интересов без вмешательства государства четвертая часть опрошенных связывает важнейшие гражданские права и свободы. Полагаем, что число придерживаю­щихся такой точки зрения, не так уж и мало, учитывая многодеся­тилетний опыт развития страны, где это применительно к боль­шинству значимых сфер, в принципе, не поощрялось и даже не допускалось. Однако сегодня высоким доверием общественные движения и организации не пользуются. Значительная часть опро­шенных считает, что большинство из них возникает по решению власти и в связи с этим под вопросом их самостоятельность. К боль­шой результативности общественных движений они относятся с сомнением. В то, что им удается добиться своих целей, верят лишь 5%. Большинство же (60%) полагает, что это возможно «лишь от­части», а 15% настроены абсолютно критически. Причины же, ме­шающие гражданам объединять свои усилия для решения своих проблем и общественно важных дел видятся не только в усталости людей от житейских трудностей, но и в том, что они недостаточно солидарны и не имеют организационных навыков, но, самое глав­ное, не верят, что такая деятельность может принести весомые ре­зультаты (Общественное мнение, 2010: 44, 167).

Возникает вопрос: насколько в принципе настроены журнали­сты на участие СМИ в формировании структур гражданского об­щества? Активно инициируя кардинальные перемены в жизни стра­ны, выступая солидарно с населением, журналисты начала 90-х гг. (согласно опросам, порядка 60%) полагали, что «содействие раз­витию демократических структур, утверждению народовластия, правого государства» должно стать важнейшим направлением их работы. Более того, опрошенные тогда сотрудники центрального телевидения и всесоюзного радио (проект факультета журналисти­ки МГУ) считали необходимым, чтобы различные общественные организации стали соучредителями теле-, радиоканалов. Потом эта идея, конечно не по вине журналистов, «канула в Лету». А сами СМИ довольно длительное время уделяли внимание в основном только одному виду общественных организаций — партиям, в вы­борные кампании активно поддерживая ту или иную сторону. Те­перь, поскольку на уровне власти партийное строительство счита­ется законченным, то в центре внимания одна партия — правящая, особенно на телевидении. Но ведь партии — не единственная структура гражданского общества, а в наших реалиях таковой ее считать довольно затруднительно. Постепенно участие СМИ в фор­мировании общественного сектора не стало казаться журналистам столь существенным. Так, согласно опросу 2006 г., проведенному Фондом развития информационной политики, не более трети ру­ководителей городских газет отметили это среди наиболее важных задач. А ведь, как показывает опыт демократических стран, именно на местном уровне общественные организации играют особую роль.

Задачи и соответственно тематика, связанные со становлением гражданского сектора, его «бытием» важны не только для обще­ственных СМИ (там свои особенности, связанные со спецификой организаций, которые являются их учредителями). Актуальны они и для всей прессы общего содержания — печатной и электронной, как государственной, так и частной (коммерческой). Ведь речь идет о создании гражданской «среды обитания», необходимой для всех.

Освещение деятельности общественных организаций. Какова же в этом отношении реальная практика современных российских СМИ? Имеющаяся на этот счет весьма немногочисленная социо­логическая информация показывает, что у журналистов такая за­дача не в числе приоритетных. Так. в ходе опроса в рамках проекта «СМИ и органы местного самоуправления», предпринятого в 2002 г. Комиссией по свободе доступа к информации в редакциях газет шести областей России, выяснилось, что при обсуждении содер­жательной модели местных изданий журналисты поставили по зна­чимости тематику, связанную с освещением деятельности партий, движений, союзов, общественных организаций, на предпоследнее — девятое место (Дзялошинский, 2002: 133). Целенаправленных и представительных контент-аналитических исследований, посвя­щенных этой теме, к сожалению, практически нет. Но мы имеем возможность представить некоторые тенденции на основе инте­ресного, на наш взгляд, хотя и локального исследования, выпол­ненного в процессе подготовки дипломной работы под руковод­ством автора (Архипова, 2007). Эта работа посвящена анализу публикаций крупнейшей общественно-политической газеты в ра­курсе освещения ею деятельности общественных организаций. С помощью метода контент-анализа были проанализированы 1730 ее материалов за трехмесячный период (декабрь 2006 г. — февраль 2007 г.). Подряд 57 номеров. Была разработана достаточно четкая классификация общественных организаций. Из анализа исключа­лись упоминания партий, поскольку повышенное внимание к ним общественно-политической газеты очевидно.

Выяснилось, что в целом публикаций, в которых в том или ином качестве фигурируют общественные организации, крайне мало — всего 4% от общего числа материалов, включенных в анализ. Это свидетельствует о явно недостаточном внимании газеты к ним. Самым большим вниманием на тот период пользовалась Обще­ственная палата РФ (как, впрочем, и сейчас). О ней говорилось более чем в четверти всех публикаций. Это действительно очень важный орган общественного контроля, в целом положительно себя зарекомендовавший. За ним следует Общественный совет при Минобороны РФ. Можно предположить, что такое особое внима­ние было связано и с тем, что речь идет об инициативе власти.

Чаще, чем другие, упоминаются организации в сфере культуры (охраны памятников, исторических мест и т.п.), которые доказали свою безусловную позитивность. Здесь же — профсоюзные орга­низации и по защите юридических прав граждан.

По сравнению с масштабными структурами крайне скудно представлены те, которые связаны с решением повседневных во­просов людей и, в частности, имеющих серьезные проблемы. Это — ветераны локальных войн и конфликтов, инвалиды, лица, страда­ющие опасными заболеваниями (ВИЧ-инфекциями, диабетом, гепатитом и другими). Многие такие объединения созданы недавно и еще не встали «на ноги». Подобные организации очень нужда­ются в поддержке прессы, тем более что они отражают интересы социально-слабых слоев населения, которые, как показывают контент-аналитические исследования, и так обделены вниманием СМИ.

В большинстве публикаций (80%), где фигурируют общественные структуры, они упоминаются вскользь, мимоходом. Специально по­священных им материалов крайне мало — всего пятая часть из тех и так немногочисленных, где в тексте присутствуют общественные организации. Поводом становятся какие-либо громкие заявления их руководителей, юбилейная дата или факты, связанные с дея­тельностью организации. В основном о гражданских организациях сообщается в информационном, нейтрально-безоценочном ключе. Когда же дается оценка их работы (чаще позитивная, реже критиче­ская), она не сопровождается анализом или выявлением проблем.

Об общественных организациях чаще всего рассказывают журна­листы и довольно редко — руководители (более или менее развер­нутых интервью с ними не встретилось), тем более рядовые члены.

Таким образом, на примере предпринятого анализа можно сде­лать вывод, что информирование граждан о деятельности общест­венных организаций, так же как и помощь в их работе, привлечение к ним общественного внимания, их поддержка явно недостаточны. Печать, телевидение, радио должны активировать свое внимание к гражданскому сектору, помочь ему стать действенной обществен­ной силой.

Сотрудничество с общественными организациями. Оно должно быть привычной, повседневной практикой журналистов. Во мно­гих случаях всестороннее освещение социально значимых тем (так же, как и их выбор) невозможно без получения соответствующей информации от представителей тех гражданских организаций, ко­торые действуют в данной сфере. Они — важная часть информа­ционного актива редакционных сотрудников. Вопросы, о которых идет речь в газетных публикациях, теле-, радиопередачах, нередко требуют общественной экспертизы. Она не может быть заменена мнением специалистов, которые часто руководствуются ведомст­венными соображениями.

Приведенный выше анализ газеты показал, что лишь в некото­рых (не более пятой части) публикациях просматривается цель об­ращения к представителям общественных организаций с тем, чтобы получить такую экспертизу, и уж совсем редко — приглашение об­судить тот или иной вопрос в ходе диалога хотя бы с ограничен­ным числом его участников. За анализируемый период не встрети­лись также примеры участия гражданских организаций в широкой общественной дискуссии. Подтверждает тенденцию слабого вни­мания со стороны СМИ к позициям представителей общественного сектора и другое исследование — проведенный месячный контент-анализ ряда изданий. Выяснилось, что, например, в крупной об­щенациональной молодежной газете мнения лиц, вовлеченных в решение проблем, связанных с освещаемой газетой темой, по их общественной работе, занимают не более 1% среди общего числа суждений (Платонова, 2010: 158).

Без общественных организаций невозможно эффективное обсуж­дение на площадке СМИ вопросов, актуальных для жизни страны и ее граждан. Но часто редакционные сотрудники не придают этому осо­бого значения. Так, в опросе руководителей региональной прессы лишь 10% отметили, что их издания активно привлекали предста­вителей структур гражданского общества к обсуждению процесса реализации важнейших национальных проектов. Примерно поло­вина из них самокритично говорили, что это делалось редко. И даже в ходе реформы местного самоуправления, как отмечало более 60% опрошенных руководителей городских газет, такое сотрудни­чество было явно недостаточным. А это как раз сфера, к которой местные общественные организации имеют самое прямое отношение.

СМИ, особенно в условиях развития Интернета, обладают боль­шими возможностями для выражения общественного мнения. Эту задачу российские журналисты считают весьма существенной, хотя сегодня они, в принципе, как показывают опросы, меньше, чем в на­чале 1990-х гг., ориентированы на нее. Однако средства массовой информации можно назвать четвертой властью только в том слу­чае, если они выступают от имени общественного мнения. На прак­тике такую задачу реализовать чрезвычайно трудно из-за сложной «уловимости» этого социального феномена, ограниченности кана­лов его циркулирования, выражения. Не всегда достаточны в этом отношении и данные социологических опросов населения (тем более что журналисты к их результатам особого внимания не про­являют). Сотрудничество же печати, телевидения, радиовещания с общественными организациями как раз и есть один из способов реальной связи с общественным мнением. Правда, при условии, что организации, с которыми контактируют журналисты, состоят не из одних функционеров, а тесно связаны с гражданами, акку­мулируют их позиции и действительно выражают общественное мнение, складывающееся в определенных группах, слоях населе­ния или сферах жизни общества.

Информационное сотрудничество не исключает и другие фор­мы взаимодействия с гражданскими объединениями. В СМИ рас­пространяется практика, особенно на местном уровне, проведения с ними различного рода совместных акций (экологических, обра­зовательных, культурных, благотворительных и т.д.). Помимо практической полезности, это позволяет поддерживать более тес­ные партнерские взаимоотношения с такого рода организациями, узнать их «в деле». Одновременно это укрепляет авторитет как гражданских структур, так и самих редакций. Да и в целом такая «внетекстовая» деятельность СМИ позволяет говорить о формиро­вании их нового качества как журналистики соучастия (Дзялошинский, 2006).

В заключение необходимо подчеркнуть: для того чтобы отече­ственные средства массовой информации играли действительно весомую роль в становлении гражданского общества в России, им нужно многое изменить в своей деятельности. Полагаем, что руко­водители СМИ, редакционные сотрудники должны придавать боль­шее значение данному направлению работы, социально-организаторским функциям, осознавать свою ответственность в этом отношении. В аспекте столь важной, сложной социальной задачи необходимо повышение уровня их профессиональной компетент­ности.

Библиография

Аникина М. Е. Новая реальность современной молодежной периодики // Научный и учебно-методический альманах. Казань: Тонус, 2005. № 10.

Архипова Ю. О. Журналистика и гражданское общество. М.: Факуль­тет журналистики МГУ, 2007.

БанХаянь. Информационное неравенство как комплексная проблема // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 1.

Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия: как сделать СМИ по­лезными людям. М.: Престиж, 2006.

Дзялошинский И. М. Органы местного самоуправления. Взаимодей­ствие во имя информационной открытой власти. М.: Комиссия по сво­боде доступа к информации, 2002.

Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Журналистское сообщество в оценке журналистов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика 2005. № 5.

Матвеева Л. В., Свитич Л. Г. и др. Ценностные ориентации, коммуни­кативные установки, информационные интересы автора и зрителя в теле­визионной коммуникации // Информационная и психологическая безопас­ность в СМИ. Т. 2. М.: Аспект Пресс, 2008.

Муниципальная и местная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты / отв. ред. С. Г. Колесник, В. Л. Касютин. М.: Хроникер, 2006.

Общественное мнение. Ежегодник. М.: Аналитический Центр Юрия Левады, 2006, 2008, 2009, 2010.

Платонова Д. В. Информационное участие аудитории в деятельности СМИ // Средства массовой информации и формирование гражданского общества / отв. ред. А. И. Верховская. М.: Факультет журналистики МЕУ, 2010.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. Очерк 4. Журналистика и формирование «адекватного гражданина». М.: РИП-холдинг, 2007.

Реснянская Л. Л. Общественный диалог и политическая культура об­щества. М.: Пульс, 2003.

Руденко И. А. Журналы для школьников и младших школьников: осо­бенности развития. Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. «Общественная повестка дня и коммуникативная практика СМИ». М.: Факультет жур­налистики МЕУ, МедиаМир, 2009.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Российский журналист и журналистское образование / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ВК, 2006.

СМИ и политика / под ред. Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007.

Стечкин И. В. Эволюция социально-функциональных ролей в Интер­нете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004. № 5.

Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. М.: Агентство социальной информации, 2009.

Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор об­щественного диалога. М.: Пульс, 2002.

Яницкий О. Н. Пресса соединяла людей в гражданских инициативах // Пресса в обществе (1959—2000). М.: Институт социологии РАН, Москов­ская школа политических исследований, 2000.

Поступила в редакцию 13.09.2010

примеров социальных учреждений | YourDictionary

  • Описание

    Пример социальных учреждений, показывающая многоэтническую группу

  • Источник

    Luis Alvarez / Digitalvision / Getty Images

  • . состоит из группы людей, объединившихся для достижения общей цели. Эти институты являются частью социального строя общества и регулируют поведение и ожидания людей. Но что такое социальный институт в современном мире? Продолжайте читать, чтобы узнать о пяти основных социальных институтах, присущих всем человеческим группам, а также о других социальных институтах, которые часто встречаются в современных обществах.

    Семья

    Помимо отдельного человека, семья является наименьшей единицей в области социологии. Он определяет родство, то есть кровные или брачные отношения члена семьи с другим членом семьи. Кроме того, институт семьи служит для ребенка первым знакомством с обществом. Они будут использовать уроки и навыки, полученные в семье, в более широком сообществе.

    Примеры вторичных институтов семьи включают:

    • нуклеарную семью (родители и дети)
    • Расширенная семья (родственники родителей и детей)
    • Брак
    • Семьи по выбору (группы дружбы)
    • Сожительство
    • Моногамия
    • Полигами
    • Развод

    Большинство в одно или несколько из этих вторичных учреждений. Они создают чувство идентичности и связи для людей и передают социальную культуру между поколениями.

    Реклама

    • Описание

      Семейные учреждения Пример показал, что семейство с несколькими поколениями

    • Источник

      Ариэль Скелли / Цифровой Ведение / Getty Images

    • . Социальным институтом является экономика, или рыночные институты. Рыночные институты охватывают отрасль, которая покупает и продает товары.

      Examples of secondary economic institutions are:

      • banking
      • businesses
      • capitalism
      • communism
      • corporations
      • credit unions
      • insurance companies
      • limited partnerships
      • property ownership
      • socialism
      • stock market
      • трастовые компании
      • социальный капитализм

      Физические лица участвуют в экономических институтах, чтобы зарабатывать на жизнь, чтобы поддерживать себя и свои семьи. Это помогает им приобретать товары и услуги, в которых они нуждаются, и продавать другие товары и услуги, в которых нуждаются другие.

      • Описание

        Экономические учреждения Пример торгового этажа фондовой биржи

      • Источник

        Holger Leue / The Image Bank / Getty Images

      • Используются в рамках лицензии Getty Images

        9000

      55

      .

      Хотя не каждый человек участвует в религиозных организациях, институт религии присутствует в каждом человеческом обществе. Исследуйте примеры вторичных религиозных институтов.

      • Abbeys
      • Церкви
      • Dioceses
      • Миссии
      • Monasteries
      • Moswes
      • Taboos
      • Tearms
      • Totems

      Общие. какая бы религия не была. Религия укрепляет нормы и ценности общества, и ее члены обычно вносят положительный вклад в это общество.

      Реклама

      • Описание

        Религиозные социальные учреждения с тремя поколениями, чтение Тора

      • Источник

        Leland Bobbe / Corbis / Getty Images

      • . институты обучают людей навыкам и знаниям. Подобно семьям, образовательные учреждения передают культуру следующему поколению и готовят их к полноценному участию в жизни общества. Откройте для себя примеры средних учебных заведений.

        • Начальные школы
        • Средние школы
        • Средние школы
        • Школьные округа
        • Колледжи и университеты
        • Общественные колледжи
        • Выпускные школы
        • Младшие колледжи
        • Стражные школы

        . Собственные учреждения могут быть в цикле. Люди, работающие в учебных заведениях, такие как учителя, администраторы и профессора, сами прошли через систему образования. Они помогают подготовить следующее поколение к большинству социальных профессий, включая образовательную карьеру.

        Реклама

        • Описание

          Образовательные социальные учреждения, показывающие детей в классе

        • Источник

          Marko Geber / Digitalvision / Getty Images

        • .

          Правительство, или государство, является еще одним важным социальным институтом. В каждом обществе есть какой-то правящий класс, который принимает решения за граждан государств.

          Вторичные учреждения штата включают:

          • Авторитаризм
          • Бюрократия
          • Конгресс
          • Демократия
          • Лоббисты (группы интересов)
          • Политические партии
          • . тип правительства он имеет. Во многих современных обществах государственное учреждение контролирует большую часть того, что происходит в повседневной жизни его граждан, в то время как другие правительства позволяют своим гражданам пользоваться гражданскими правами и свободами.

            • Описание

              Правительственные учреждения, показывающие Капитол Соединенных Штатов

            • Источник

              Miralex / E+ / Getty Images

            • Рекомендации

              Используются в Getty Images. все человеческие общества, они, конечно, не единственные социальные институты, которые вы найдете. В некоторых или большинстве современных обществ существует гораздо больше институтов. Эти организации помогают обществу функционировать и развиваться на благо его граждан.

              Реклама

              Примеры сообщества

              Сообщество — это группа людей, живущих в одном районе и находящихся под одним и тем же правительством. Их можно определить по местонахождению и типу поселения.

              Примеры общин:

              • Район
              • Бургс
              • Касл Таунс
              • Города
              • Компания Города
              • Гамлеты
              • Метрополис
              • Военные.0008
              • пригороды
              • города
              • поселки
              • деревни

              Вы найдете ряд обширных сообществ, которые определяются не своим местоположением, а общими взглядами или интересами их участников.

              Примеры:

              • ЛГБТ-сообщество
              • нудистское сообщество
              • профессиональное учебное заведение
              • пенсионное сообщество
              • сообщества пожилых людей
            • общественные организации0281

              В сообществах есть организации, помогающие решать социальные проблемы. Эти общественные организации часто финансируются местными органами власти, чтобы служить общему благу.

              • animal shelters
              • Big Brothers and Big Sisters
              • Boys and Girls Clubs
              • Boy Scouts
              • Elks Lodge
              • food banks
              • Girl Scouts
              • homeless shelters
              • Kiwanis
              • Rotary clubs
              • soup kitchens

              Реклама

              Этнические или культурные группы

              Этнические или культурные группы — это социальные институты, включающие группу расширенных семейных групп, связанных отдаленным общим происхождением. Члены этнических групп не нуждаются в родственных связях, чтобы быть связанными в общем опыте своих социальных институтов.

              Примеры:

              • Афроамериканцы
              • Азиаты
              • Канадцы
              • Латиноамериканцы
              • Навахо
              • Жители тихоокеанских островов

              Учреждения здравоохранения

              В то время как некоторые правительства включают здравоохранение в качестве второстепенного учреждения, другие штаты предпочитают сохранять эти социальные учреждения частными.

              Примеры организаций в рамках учреждения здравоохранения включают:

              • детские сады для взрослых
              • врачебные кабинеты
              • поликлиники
              • хосписы
              • больницы
              • санатории0281

                Правовая система является еще одним институтом, который обычно находится в ведении правительства. Однако есть некоторые общества, которые разделяют эти институты.

                Части системы правосудия включают в себя:

                • Апелляционные суды
                • Районные суды
                • Федеральные суды
                • Юридическая система
                • Государственные суды
                • Верховный суд

                СМИ СМИ

                СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ. Он присутствует в большинстве современных обществ, но другие группы людей не подвержены такому же уровню медийной насыщенности.

                Элементы Института СМИ включают в себя:

                • вещательные корпорации
                • киноиндустрия
                • Интернет -медиа -компании
                • Музыкальная индустрия
                • Газеты
                • Издательские компании

                Social Weelf.

                некоммерческие организации и благотворительные фонды. Они похожи на учреждения общественных работ, но не ограничиваются одним сообществом за раз.

                Примеры включают:

                • ABC Nepal — Agroforestry, Basic Health and Cooperative Nepal
                • ASPCA — Американское общество по предотвращению жестокого обращения с животными
                • Американское онкологическое общество
                • Католические благотворительные организации США
                • Feeding America Бедные
                • Goodwill Industries International
                • Американское общество защиты животных
                • Фонд Ли Ка Шинга — Гонконг
                • Фонд Роберта Боша — Германия
                • RSPCA — Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными
                • Армия Спасения
                • Детская исследовательская больница Св. Иуды
                • Task Force for Global Health
                • United Way
                • Wellcome Trust — UK
                • 8

                  3 World

                Жизнь и процветание в обществе

                Социальные институты существуют для того, чтобы помогать людям вести лучшую жизнь в обществе. Они являются строительными блоками любого функционирующего человеческого общества. Узнайте больше о примерах социальных норм, поддерживаемых социальными институтами. Если вас интересуют проблемы, возникающие в современном глобальном обществе, ознакомьтесь с этими примерами проблем социальной справедливости, с которыми сталкивается мир.

                Общество, культура и социальные институты

                Результаты обучения

                • Описать отношения между культурой, обществом и социальными институтами
                • Выявление и определение социальных институтов

                Как вы помните из предыдущих модулей, культура описывает общие нормы (или приемлемое поведение) и ценности группы, тогда как s общество описывает группу людей, которые живут в определенной географической области и взаимодействуют с ней. другой и разделяют общую культуру. Например, Соединенные Штаты представляют собой общество, в котором представлено множество культур. Социальные институты — это механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия. Некоторые социологические методы сосредоточены на изучении социальных институтов во времени или на сравнении их с социальными институтами в других частях мира. В Соединенных Штатах, например, есть система бесплатного государственного образования, но нет универсальной программы здравоохранения, чего нет во многих других богатых демократических странах. В оставшейся части этого курса мы уделим большое внимание изучению этих конкретных социальных институтов.

                Какие правила поведения действуют, когда вы встречаете знакомого в школе, на работе или в продуктовом магазине? Как правило, мы не отступаем, чтобы рассмотреть все тонкости таких нормативных правил. Мы можем просто сказать «Привет!» и спросите: «Как прошли ваши выходные?» или предложите какой-нибудь другой тривиальный вопрос, предназначенный для дружеского приветствия. Мы редко физически обнимаем или даже прикасаемся к человеку, и часто это происходит потому, что в нашей культуре мы рассматриваем это как норму или стандарт приемлемого социального поведения. Только столкнувшись с другой нормой, мы начинаем увидеть культурных различий или даже понять, что это повседневное поведение является частью более крупного процесса социализации. В других культурах отказ от поцелуев и/или объятий может рассматриваться как грубость, но в Соединенных Штатах действуют довольно строгие правила в отношении личного пространства.

                Смотреть

                Рисунок 1 . Приложения на телефоне — это культурные составляющие общества.

                Один из способов понять отношения между обществом и культурой – рассмотреть характеристики телефона. Сам телефон похож на общество, а приложения на телефоне — на культуру:

                • Общество и социальные учреждения = физический телефон/защитный чехол для телефона
                  • Телефон имеет осязаемую структуру, так же как общество имеет определенные структуры и институты. Социальные институты подобны аппаратному обеспечению телефона.
                • Культура = программное обеспечение/приложения
                  • Приложения и программное обеспечение — это неосязаемые инструкции на телефоне, так же как неосязаемая культура обеспечивает правила и вводные данные, которые заставляют общество функционировать.

                Программное обеспечение и приложения на телефоне можно сравнить с культурой. Это элементы, которые придают телефону узнаваемую «личность», точно так же, как культура группы описывает ее убеждения, обычаи и правила жизни. И точно так же, как приложения для телефонов обновляются или изменяются, культура также может меняться с течением времени.

                Социальные институты становятся наиболее заметными, когда они разрушаются. Например, в течение шести дней в январе 2019 года учителя государственных школ в Калифорнии бастовали. Школьный округ Лос-Анджелеса (второй по величине в стране) изо всех сил пытался предоставить замещающих учителей и персонал, чтобы остаться с учениками после того, как 30 000 учителей ушли, требуя меньших размеров классов, большего количества учителей и вспомогательного персонала и повышения на 6,5%. В конце концов они пошли на компромисс с повышением на 6%, увеличением вспомогательного персонала и постепенным сокращением размера класса, но шесть дней вне школы обошлись округу более чем в 125 миллионов долларов. Как крах социальных институтов, подобных этому (общественное образование), влияет на людей? Как это влияет на студентов? Родители? Учителя и администраторы? Как забастовка повлияет на других школьных работников, таких как работники столовой или обслуживающий персонал? Наша система государственного образования отвечает многим сложным потребностям общества, включая обучение и подготовку будущих избирателей и работников, но на более прагматическом уровне она также предоставляет детям место, куда они могут пойти, пока родители работают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *