понятие, принципы и много примеров
Важнейшим ресурсом государства, предприятия, общества являются люди. Степень их благополучия, возможности, которыми они обладают, да и просто настроение, желание работать, приносить пользу влияют на развитие. Экономика неотделима от социальной сферы. Поэтому руководство страны и организации, в том числе некоммерческие, выполняют определенные функции. Их задача – повышение уровня жизни: выплата пенсий, пособий, бесплатная медицина, образование, поддержка инвалидов и т.д.
Социальная экономика – это область науки, рассматривающая функции экономической системы, способствующие прогрессу человеческой жизни, а также достижению личностного роста. Она представляет собой приоритетный рычаг развития. Это механизм, позволяющий выстраивать отношения между организациями, государством и отдельными гражданами.
Социальная сфера жизни
Общество – это совокупность людей, объединённых общими историческими условиями, культурой, интересами.
- социальную;
- духовную;
- политическую;
- экономическую.
Социальная сфера – это не только общение. Она включает обеспечение качества жизни: выплату пособий, бесплатное образование, медицинские услуги. Поэтому существует тесное переплетение с остальными областями.
Схема 1. Человек и сферы жизни/все схемы в статье построены автором по данным учебников экономической теории
Существует понятие социального статуса. Оно характеризуется занимаемым положением и зависит от пола, профессии, возраста, уровня образования, исповедуемой религии. Этот статус в течение жизни может меняться. Каким образом, зависит как от самого человека, так и от общества, в том числе от законов.
Социальная экономика: что это
Это механизм, позволяющий выстраивать отношения как между организациями и отдельными гражданами, так и с государственными компаниями.
Он действует на уровне человека, а также на уровне страны, улучшает конкурентность территорий за счет повышения степени развития общества.Схема 2. Отрасли социальной среды
Основная цель – устранение искажений, порождаемых рынком на уровне распределения. Это:
- выравнивание доходов жителей страны за счет выплаты пособий;
- предоставление возможности учиться как богатым гражданам, так и тем, кто средств не имеет;
- медицинское обслуживание для всех, независимо от статуса, положения в обществе.
Предприятия и принципы «человечной» экономики
Социальная деятельность не является прерогативой государства. Большая роль принадлежит компаниям, в приоритете которых не стоит получение прибыли. Их задача – безвозмездное или за минимальную плату предоставление людям услуг и товаров. Сюда относятся некоммерческие организации нескольких типов:
- профсоюзы, цель которых – помощь в решении проблем рабочего класса, а также прочих сообществ, например, литераторов;
- объединения, созданные на волонтерских началах;
- кооперативы, учитывающие мнение каждого из участников;
- фонды, имеющие благотворительный характер. Занимаются сбором финансовых ресурсов, распределением их между нуждающимися;
- общества взаимопомощи, помогающие незащищённым слоям населения;
- ассоциации, оказывающие помощь людям.
Справка! На постсоветском пространстве первая некоммерческая организация была создана в мае 1991 г., незадолго до развала страны, когда их существование узаконили.
Основное отличие социально направленных организаций – приоритет потребностей общества над получением прибыли. Каждое предприятие, необязательно некоммерческое, может быть таким. В этом и заключается постоянное переплетение сфер деятельности.
Ярким примером является группа «Газпром». Она обеспечивает сотрудников дополнительным бесплатным медицинским страхованием, направляет работников на повышение квалификации, оплачивает учёбу, устраивает корпоративные мероприятия. Компания оказывает поддержку культурным, экологическим, спортивным проектам, детским домам.
Скриншот: gazprom.ru
Принципами экономики данного типа являются:
- демократия. Основа распределения полученного дохода не процент от вложенных средств, а количество труда, затраченного на его получение. Чем больше сил вкладывает человек, тем выше его вознаграждение;
- гарантия стабильной выплаты заработной платы, сохранения рабочих мест, низкого уровня трудовой миграции, соответствия нормам, установленным в коллективе и государстве;
- корпоративная солидарность;
- привлечение к работе инвалидов с целью исключения их изолированности от общества.
Проблемы и их решение
Экономика социальной сферы развивает систему на локальном уровне, предоставляет людям равные права, помогает достичь необходимого баланса рабочей и нерабочей жизни граждан. Она выявляет соотношение расходов с достигнутыми результатами, ищет альтернативные способы использования ограниченных ресурсов, исследует действия людей как факторов производственных отношений.
Схема 3. Основные принципы.
Социоэкономика решает следующие проблемы:
- распределение доходов граждан и государства;
- регистрация благотворительных фондов;
- разработка системы тарифов, нормативов;
- введение, а также индексацию новых пособий, пенсий;
- финансирование общественных программ, направления государственных и частных капиталовложений, кредитование;
- обеспечение качества и результативности некоммерческих услуг.
Государство должно быть социальным
Приоритетная роль в управлении и развитии отводится органам власти, в том числе высшим, которые, формируя экономическую политику, вовлекают инструменты, позволяющие достичь справедливости.
Роль государства
Гарантии для граждан обеспечиваются на нескольких уровнях. Прежде всего, это обычные предприятия, компании, которые предоставляют своим сотрудникам различные возможности.
Это могут быть:
- создание оптимальных условий труда;
- выплата высокой «белой» заработной платы, поощрительных премий, что является заботой о будущих пенсиях;
- обеспечение дополнительной расширенной медицинской страховкой;
- подарки к праздникам, организация мероприятий для детей сотрудников, в том числе летних лагерей;
- оплата проезда на работу и обратно, бесплатные обеды, мобильная связь;
- беспроцентное кредитование, например, на покупку автомобиля;
- предоставление служебного транспорта или жилья;
- корпоративные пенсии.
На второй ступени стоят некоммерческие организации, например, профсоюзы, которые следят за обеспечением гарантий на предприятиях. Они предоставляют своим членам путевки на отдых, в летние лагеря для детей, организуют культурные мероприятия. В их обязанности входит также разрешение конфликтов.
Схема 4. Гаранты социальной стабильности
Третья ступень самая высокая, по сути, законодательная. Государство должно создавать условия для развития человека, если он стремится налаживать свою жизнь, заботиться о близких, самостоятельно справляться с возникающими сложностями.
Большинство проблем трудоспособных работников решается высоким уровнем доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и посредством налоговой системы, а также внебюджетных фондов, участвуют в финансировании учреждений, которые необходимы для полноценной жизни. Социально ориентированное государство оказывает поддержку тем гражданам, которые не могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации.
Однако, функционирование рынка сопровождается негативными моментами: банкротство предприятий, рост безработицы, увеличение финансового разрыва.
Социальная направленность государственной экономики обуславливается:
- включением в производство стимулов роста предпринимательской активности;
- становлением общественных отношений, инфраструктуры;
- ориентацией на повышение уровня жизни. Так достигается экономический рост;
Социальная политика стимулирует развитие социальной рыночной деятельности.
Функции государства
Ответственность страны перед обществом заключается в его консолидации, мобилизации, создании условий для оптимального использования ресурсов. При реализации этих задач принимается социальная ответственность, которая выражается в обеспечении:
- решения проблем населения в целом и отдельных его категорий, в частности;
- развития, обслуживания информационной инфраструктуры. Это организация здравоохранения, просвещения. Сюда входят также функционирование социальных институтов, защита окружающей среды, наука;
- благоприятных условий для реализации экономической активности хозяйствующих субъектов;
- снижения влияния на жизнь общества событий, происходящих на рынке. Например, индексация пенсий из-за роста инфляции, введение запрета на кредитование в иностранной валюте из-за риска роста валютного курса;
- гарантий населению посредством повышения эффективности системы распределения;
- планирования, прогнозирования экономического развития общества.
Справка! Термин «социальная экономика» восходит к Альфреду Мюллер-Армак. Он видел в нем формулу, смысл которой заключается в «объединении принципа свободы на рынке с принципом социального равновесия».
Государство или предприятие, провозглашающее своей важнейшей целью регулирование общественной сферы для обеспечения равенства и благополучия граждан, всегда будет иметь поддержку со стороны последнего в кризисных ситуациях. Высокая социальная направленность позволяет людям возможность чувствовать себя защищенными и провоцирует развитие бизнеса, технологий и экономики в целом.
Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества (Часть 2)
В статье исследуются проблемы участия СМИ в формировании гражданского общества в России, их роль в гражданской социализации и поддержке общественного сектора. Анализируются результаты социологических опросов журналистов и населения, некоторые реалии практики СМИ. Делаются выводы о слабой ориентированности журналистов на содействие процессу становления гражданского общества, о недостаточности отражения соответствующей проблематики в медиаконтенте и о дефиците гражданского участия в традиционных СМИ.
Ключевые слова: профессиональные ориентации журналистов, гражданское общество, социализация, гражданские интересы, гражданское участие
(Окончание. Начало см. в предыдущем номере)
СМИ и гражданский сектор
Гражданское общество — это общество с эффективными гражданскими институтами. Основное их ядро составляют общественные объединения и организации. Этот сектор в России еще развит недостаточно. Несмотря на многочисленность перечня таких формально зарегистрированных структур, они, за исключением немногих, пока не играют в целом существенной роли в жизни страны. Между тем, как известно, наряду с повседневной социальной активностью граждан общественный сектор — важный показатель зрелости гражданского общества. В процессе участия печати, радио, телевидения в функционировании общественного сектора можно, на наш взгляд, выделить тесно взаимосвязанные между собой направления: информационное обеспечение, поддержка и сотрудничество. В чем суть такой деятельности? Это заинтересованное внимание к возникающим актуальным гражданским инициативам и перспективным гражданским организациям; полноценное информирование аудитории, населения об уже существующих наиболее значимых общественных объединениях и организациях, анализ их работы, имеющихся трудностей, проблем, результативности; усиление доверия к ним общества, если они того заслуживают, анализ причин недостаточности такого доверия или вовсе его отсутствия; содействие расширению общественного сектора, активизация участия в нем граждан, его роли в социуме, сотрудничество с ним.
По сути, речь идет об укреплении статуса структур гражданского общества с точки зрения их реального участия в жизни страны, влияния на государственные и иные социальные институты, авторитета у населения. Тем самым повышается социальная, гражданская значимость самих средств массовой информации.Поддержка общественных инициатив и объединений. Первичным импульсом и необходимой базой для создания общественных объединений и организаций являются общественные инициативы и движения, вначале часто достаточно локальные. Здесь, конечно, нужна соответствующая атмосфера в обществе, политические условия. Огромное значение имеет поддержка прессы. Их пик пришелся на перестроечное время, когда в широких кругах стала отчетливо осознаваться неизбежность перемен в разных аспектах: экологии, самоуправлении на производстве, защите малых городов, лесов и рек, охраны памятников, жилищном самоуправлении и т.д. Это были преимущественно неполитические сферы. Как пишет наиболее активный и известный исследователь этой темы: «Если бы не существовало прессы, гражданские инициативы так бы и остались на локальном уровне.
То есть печать выступила в нормальной для себя роли коллективного организатора, сыграв гигантскую мобилизующую роль в развитии гражданских инициатив. Прежде всего она сплотила единомышленников… пресса стала порождающей средой для инициатив» (Яницкий, 2000: 242, 249).Позднее появились движения политической направленности. Самое начало 1990-х гг. — период бурного и публичного выражения людьми, прежде всего через прессу, своих политических взглядов и предпочтений. В этом смысле не будет преувеличением сказать, что активная заинтересованность граждан и демократических сил, горячо поддержанная СМИ, а вовсе не партийная и комсомольская номенклатура сделали возможными серьезные перемены в жизни страны.
Позднее градус гражданской заинтересованности и активности по разным причинам существенно снизился. Можно даже сказать, что 1990-е годы — это время не только упущенных экономических возможностей, но развития и использования гражданского потенциала населения для того, чтобы страна развивалась более успешно.
Все чаще объединяются в защите своих прав люди, пострадавшие в финансовом и материальном отношении от коммерческих структур. Спонтанно возникшие инициативные группы превращаются в комитеты и даже движения. Активность обманутых вкладчиков, ставшая публично известной благодаря в первую очередь телевидению, явилась катализатором создания «Агентства по страхованию вкладов». А коллективные действия обманутых дольщиков, также не обделенные вниманием СМИ, не только помогают решить жилищные проблемы большому количеству людей, оказавшихся в трудной ситуации, но доказали необходимость корректировки ряда законоположений, связанных с жилищным строительством. Подобные инициативы — это как бы микромодель формирования механизма защиты гражданами своих законных прав — от инициативы отдельных людей к комитету и коллективным действиям, а затем, возможно, и к постоянно действующей организации, которая выражает и защищает интересы уже более широкой общности людей в той или иной сфере жизни.
Все это, повторяем, возможно только при участии прессы. Публичная презентация результативности общественных инициатив и структур повышает доверие к ним общества. Как показывают опросы Левада-Центра (Общественное мнение, 2008: 91—93), с возможностью для людей объединяться в общественные и политические организации на основе своих интересов без вмешательства государства четвертая часть опрошенных связывает важнейшие гражданские права и свободы. Полагаем, что число придерживающихся такой точки зрения, не так уж и мало, учитывая многодесятилетний опыт развития страны, где это применительно к большинству значимых сфер, в принципе, не поощрялось и даже не допускалось. Однако сегодня высоким доверием общественные движения и организации не пользуются. Значительная часть опрошенных считает, что большинство из них возникает по решению власти и в связи с этим под вопросом их самостоятельность. К большой результативности общественных движений они относятся с сомнением. В то, что им удается добиться своих целей, верят лишь 5%. Большинство же (60%) полагает, что это возможно «лишь отчасти», а 15% настроены абсолютно критически. Причины же, мешающие гражданам объединять свои усилия для решения своих проблем и общественно важных дел видятся не только в усталости людей от житейских трудностей, но и в том, что они недостаточно солидарны и не имеют организационных навыков, но, самое главное, не верят, что такая деятельность может принести весомые результаты (Общественное мнение, 2010: 44, 167).
Возникает вопрос: насколько в принципе настроены журналисты на участие СМИ в формировании структур гражданского общества? Активно инициируя кардинальные перемены в жизни страны, выступая солидарно с населением, журналисты начала 90-х гг. (согласно опросам, порядка 60%) полагали, что «содействие развитию демократических структур, утверждению народовластия, правого государства» должно стать важнейшим направлением их работы. Более того, опрошенные тогда сотрудники центрального телевидения и всесоюзного радио (проект факультета журналистики МГУ) считали необходимым, чтобы различные общественные организации стали соучредителями теле-, радиоканалов. Потом эта идея, конечно не по вине журналистов, «канула в Лету». А сами СМИ довольно длительное время уделяли внимание в основном только одному виду общественных организаций — партиям, в выборные кампании активно поддерживая ту или иную сторону. Теперь, поскольку на уровне власти партийное строительство считается законченным, то в центре внимания одна партия — правящая, особенно на телевидении. Но ведь партии — не единственная структура гражданского общества, а в наших реалиях таковой ее считать довольно затруднительно. Постепенно участие СМИ в формировании общественного сектора не стало казаться журналистам столь существенным. Так, согласно опросу 2006 г., проведенному Фондом развития информационной политики, не более трети руководителей городских газет отметили это среди наиболее важных задач. А ведь, как показывает опыт демократических стран, именно на местном уровне общественные организации играют особую роль.
Задачи и соответственно тематика, связанные со становлением гражданского сектора, его «бытием» важны не только для общественных СМИ (там свои особенности, связанные со спецификой организаций, которые являются их учредителями). Актуальны они и для всей прессы общего содержания — печатной и электронной, как государственной, так и частной (коммерческой). Ведь речь идет о создании гражданской «среды обитания», необходимой для всех.
Освещение деятельности общественных организаций. Какова же в этом отношении реальная практика современных российских СМИ? Имеющаяся на этот счет весьма немногочисленная социологическая информация показывает, что у журналистов такая задача не в числе приоритетных. Так. в ходе опроса в рамках проекта «СМИ и органы местного самоуправления», предпринятого в 2002 г. Комиссией по свободе доступа к информации в редакциях газет шести областей России, выяснилось, что при обсуждении содержательной модели местных изданий журналисты поставили по значимости тематику, связанную с освещением деятельности партий, движений, союзов, общественных организаций, на предпоследнее — девятое место (Дзялошинский, 2002: 133). Целенаправленных и представительных контент-аналитических исследований, посвященных этой теме, к сожалению, практически нет. Но мы имеем возможность представить некоторые тенденции на основе интересного, на наш взгляд, хотя и локального исследования, выполненного в процессе подготовки дипломной работы под руководством автора (Архипова, 2007). Эта работа посвящена анализу публикаций крупнейшей общественно-политической газеты в ракурсе освещения ею деятельности общественных организаций. С помощью метода контент-анализа были проанализированы 1730 ее материалов за трехмесячный период (декабрь 2006 г. — февраль 2007 г.). Подряд 57 номеров. Была разработана достаточно четкая классификация общественных организаций. Из анализа исключались упоминания партий, поскольку повышенное внимание к ним общественно-политической газеты очевидно.
Выяснилось, что в целом публикаций, в которых в том или ином качестве фигурируют общественные организации, крайне мало — всего 4% от общего числа материалов, включенных в анализ. Это свидетельствует о явно недостаточном внимании газеты к ним. Самым большим вниманием на тот период пользовалась Общественная палата РФ (как, впрочем, и сейчас). О ней говорилось более чем в четверти всех публикаций. Это действительно очень важный орган общественного контроля, в целом положительно себя зарекомендовавший. За ним следует Общественный совет при Минобороны РФ. Можно предположить, что такое особое внимание было связано и с тем, что речь идет об инициативе власти.
Чаще, чем другие, упоминаются организации в сфере культуры (охраны памятников, исторических мест и т.п.), которые доказали свою безусловную позитивность. Здесь же — профсоюзные организации и по защите юридических прав граждан.
По сравнению с масштабными структурами крайне скудно представлены те, которые связаны с решением повседневных вопросов людей и, в частности, имеющих серьезные проблемы. Это — ветераны локальных войн и конфликтов, инвалиды, лица, страдающие опасными заболеваниями (ВИЧ-инфекциями, диабетом, гепатитом и другими). Многие такие объединения созданы недавно и еще не встали «на ноги». Подобные организации очень нуждаются в поддержке прессы, тем более что они отражают интересы социально-слабых слоев населения, которые, как показывают контент-аналитические исследования, и так обделены вниманием СМИ.
В большинстве публикаций (80%), где фигурируют общественные структуры, они упоминаются вскользь, мимоходом. Специально посвященных им материалов крайне мало — всего пятая часть из тех и так немногочисленных, где в тексте присутствуют общественные организации. Поводом становятся какие-либо громкие заявления их руководителей, юбилейная дата или факты, связанные с деятельностью организации. В основном о гражданских организациях сообщается в информационном, нейтрально-безоценочном ключе. Когда же дается оценка их работы (чаще позитивная, реже критическая), она не сопровождается анализом или выявлением проблем.
Об общественных организациях чаще всего рассказывают журналисты и довольно редко — руководители (более или менее развернутых интервью с ними не встретилось), тем более рядовые члены.
Таким образом, на примере предпринятого анализа можно сделать вывод, что информирование граждан о деятельности общественных организаций, так же как и помощь в их работе, привлечение к ним общественного внимания, их поддержка явно недостаточны. Печать, телевидение, радио должны активировать свое внимание к гражданскому сектору, помочь ему стать действенной общественной силой.
Сотрудничество с общественными организациями. Оно должно быть привычной, повседневной практикой журналистов. Во многих случаях всестороннее освещение социально значимых тем (так же, как и их выбор) невозможно без получения соответствующей информации от представителей тех гражданских организаций, которые действуют в данной сфере. Они — важная часть информационного актива редакционных сотрудников. Вопросы, о которых идет речь в газетных публикациях, теле-, радиопередачах, нередко требуют общественной экспертизы. Она не может быть заменена мнением специалистов, которые часто руководствуются ведомственными соображениями.
Приведенный выше анализ газеты показал, что лишь в некоторых (не более пятой части) публикациях просматривается цель обращения к представителям общественных организаций с тем, чтобы получить такую экспертизу, и уж совсем редко — приглашение обсудить тот или иной вопрос в ходе диалога хотя бы с ограниченным числом его участников. За анализируемый период не встретились также примеры участия гражданских организаций в широкой общественной дискуссии. Подтверждает тенденцию слабого внимания со стороны СМИ к позициям представителей общественного сектора и другое исследование — проведенный месячный контент-анализ ряда изданий. Выяснилось, что, например, в крупной общенациональной молодежной газете мнения лиц, вовлеченных в решение проблем, связанных с освещаемой газетой темой, по их общественной работе, занимают не более 1% среди общего числа суждений (Платонова, 2010: 158).
Без общественных организаций невозможно эффективное обсуждение на площадке СМИ вопросов, актуальных для жизни страны и ее граждан. Но часто редакционные сотрудники не придают этому особого значения. Так, в опросе руководителей региональной прессы лишь 10% отметили, что их издания активно привлекали представителей структур гражданского общества к обсуждению процесса реализации важнейших национальных проектов. Примерно половина из них самокритично говорили, что это делалось редко. И даже в ходе реформы местного самоуправления, как отмечало более 60% опрошенных руководителей городских газет, такое сотрудничество было явно недостаточным. А это как раз сфера, к которой местные общественные организации имеют самое прямое отношение.
СМИ, особенно в условиях развития Интернета, обладают большими возможностями для выражения общественного мнения. Эту задачу российские журналисты считают весьма существенной, хотя сегодня они, в принципе, как показывают опросы, меньше, чем в начале 1990-х гг., ориентированы на нее. Однако средства массовой информации можно назвать четвертой властью только в том случае, если они выступают от имени общественного мнения. На практике такую задачу реализовать чрезвычайно трудно из-за сложной «уловимости» этого социального феномена, ограниченности каналов его циркулирования, выражения. Не всегда достаточны в этом отношении и данные социологических опросов населения (тем более что журналисты к их результатам особого внимания не проявляют). Сотрудничество же печати, телевидения, радиовещания с общественными организациями как раз и есть один из способов реальной связи с общественным мнением. Правда, при условии, что организации, с которыми контактируют журналисты, состоят не из одних функционеров, а тесно связаны с гражданами, аккумулируют их позиции и действительно выражают общественное мнение, складывающееся в определенных группах, слоях населения или сферах жизни общества.
Информационное сотрудничество не исключает и другие формы взаимодействия с гражданскими объединениями. В СМИ распространяется практика, особенно на местном уровне, проведения с ними различного рода совместных акций (экологических, образовательных, культурных, благотворительных и т.д.). Помимо практической полезности, это позволяет поддерживать более тесные партнерские взаимоотношения с такого рода организациями, узнать их «в деле». Одновременно это укрепляет авторитет как гражданских структур, так и самих редакций. Да и в целом такая «внетекстовая» деятельность СМИ позволяет говорить о формировании их нового качества как журналистики соучастия (Дзялошинский, 2006).
В заключение необходимо подчеркнуть: для того чтобы отечественные средства массовой информации играли действительно весомую роль в становлении гражданского общества в России, им нужно многое изменить в своей деятельности. Полагаем, что руководители СМИ, редакционные сотрудники должны придавать большее значение данному направлению работы, социально-организаторским функциям, осознавать свою ответственность в этом отношении. В аспекте столь важной, сложной социальной задачи необходимо повышение уровня их профессиональной компетентности.
Библиография
Аникина М. Е. Новая реальность современной молодежной периодики // Научный и учебно-методический альманах. Казань: Тонус, 2005. № 10.
Архипова Ю. О. Журналистика и гражданское общество. М.: Факультет журналистики МГУ, 2007.
БанХаянь. Информационное неравенство как комплексная проблема // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 1.
Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия: как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.
Дзялошинский И. М. Органы местного самоуправления. Взаимодействие во имя информационной открытой власти. М.: Комиссия по свободе доступа к информации, 2002.
Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Журналистское сообщество в оценке журналистов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика 2005. № 5.
Матвеева Л. В., Свитич Л. Г. и др. Ценностные ориентации, коммуникативные установки, информационные интересы автора и зрителя в телевизионной коммуникации // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. М.: Аспект Пресс, 2008.
Муниципальная и местная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты / отв. ред. С. Г. Колесник, В. Л. Касютин. М.: Хроникер, 2006.
Общественное мнение. Ежегодник. М.: Аналитический Центр Юрия Левады, 2006, 2008, 2009, 2010.
Платонова Д. В. Информационное участие аудитории в деятельности СМИ // Средства массовой информации и формирование гражданского общества / отв. ред. А. И. Верховская. М.: Факультет журналистики МЕУ, 2010.
Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. Очерк 4. Журналистика и формирование «адекватного гражданина». М.: РИП-холдинг, 2007.
Реснянская Л. Л. Общественный диалог и политическая культура общества. М.: Пульс, 2003.
Руденко И. А. Журналы для школьников и младших школьников: особенности развития. Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. «Общественная повестка дня и коммуникативная практика СМИ». М.: Факультет журналистики МЕУ, МедиаМир, 2009.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Российский журналист и журналистское образование / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ВК, 2006.
СМИ и политика / под ред. Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007.
Стечкин И. В. Эволюция социально-функциональных ролей в Интернете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004. № 5.
Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. М.: Агентство социальной информации, 2009.
Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002.
Яницкий О. Н. Пресса соединяла людей в гражданских инициативах // Пресса в обществе (1959—2000). М.: Институт социологии РАН, Московская школа политических исследований, 2000.
Поступила в редакцию 13.09.2010
примеров социальных учреждений | YourDictionary
Описание
Пример социальных учреждений, показывающая многоэтническую группу
Источник
Luis Alvarez / Digitalvision / Getty Images
. состоит из группы людей, объединившихся для достижения общей цели. Эти институты являются частью социального строя общества и регулируют поведение и ожидания людей. Но что такое социальный институт в современном мире? Продолжайте читать, чтобы узнать о пяти основных социальных институтах, присущих всем человеческим группам, а также о других социальных институтах, которые часто встречаются в современных обществах.
Семья
Помимо отдельного человека, семья является наименьшей единицей в области социологии. Он определяет родство, то есть кровные или брачные отношения члена семьи с другим членом семьи. Кроме того, институт семьи служит для ребенка первым знакомством с обществом. Они будут использовать уроки и навыки, полученные в семье, в более широком сообществе.
Примеры вторичных институтов семьи включают:
- нуклеарную семью (родители и дети)
- Расширенная семья (родственники родителей и детей)
- Брак
- Семьи по выбору (группы дружбы)
- Сожительство
- Моногамия
- Полигами
- Развод
Большинство в одно или несколько из этих вторичных учреждений. Они создают чувство идентичности и связи для людей и передают социальную культуру между поколениями.
Реклама
Описание
Семейные учреждения Пример показал, что семейство с несколькими поколениями
Источник
Ариэль Скелли / Цифровой Ведение / Getty Images
. Социальным институтом является экономика, или рыночные институты. Рыночные институты охватывают отрасль, которая покупает и продает товары.
Examples of secondary economic institutions are:
- banking
- businesses
- capitalism
- communism
- corporations
- credit unions
- insurance companies
- limited partnerships
- property ownership
- socialism
- stock market
- трастовые компании
- социальный капитализм
Физические лица участвуют в экономических институтах, чтобы зарабатывать на жизнь, чтобы поддерживать себя и свои семьи. Это помогает им приобретать товары и услуги, в которых они нуждаются, и продавать другие товары и услуги, в которых нуждаются другие.
Описание
Экономические учреждения Пример торгового этажа фондовой биржи
Источник
Holger Leue / The Image Bank / Getty Images
Используются в рамках лицензии Getty Images
9000
55
.
Хотя не каждый человек участвует в религиозных организациях, институт религии присутствует в каждом человеческом обществе. Исследуйте примеры вторичных религиозных институтов.
- Abbeys
- Церкви
- Dioceses
- Миссии
- Monasteries
- Moswes
- Taboos
- Tearms
- Totems
Общие. какая бы религия не была. Религия укрепляет нормы и ценности общества, и ее члены обычно вносят положительный вклад в это общество.
Реклама
Описание
Религиозные социальные учреждения с тремя поколениями, чтение Тора
Источник
Leland Bobbe / Corbis / Getty Images
. институты обучают людей навыкам и знаниям. Подобно семьям, образовательные учреждения передают культуру следующему поколению и готовят их к полноценному участию в жизни общества. Откройте для себя примеры средних учебных заведений.
- Начальные школы
- Средние школы
- Средние школы
- Школьные округа
- Колледжи и университеты
- Общественные колледжи
- Выпускные школы
- Младшие колледжи
- Стражные школы
. Собственные учреждения могут быть в цикле. Люди, работающие в учебных заведениях, такие как учителя, администраторы и профессора, сами прошли через систему образования. Они помогают подготовить следующее поколение к большинству социальных профессий, включая образовательную карьеру.
Реклама
Описание
Образовательные социальные учреждения, показывающие детей в классе
Источник
Marko Geber / Digitalvision / Getty Images
.
Правительство, или государство, является еще одним важным социальным институтом. В каждом обществе есть какой-то правящий класс, который принимает решения за граждан государств.
Вторичные учреждения штата включают:
- Авторитаризм
- Бюрократия
- Конгресс
- Демократия
- Лоббисты (группы интересов)
- Политические партии
- . тип правительства он имеет. Во многих современных обществах государственное учреждение контролирует большую часть того, что происходит в повседневной жизни его граждан, в то время как другие правительства позволяют своим гражданам пользоваться гражданскими правами и свободами.
Описание
Правительственные учреждения, показывающие Капитол Соединенных Штатов
Источник
Miralex / E+ / Getty Images
Рекомендации
Используются в Getty Images. все человеческие общества, они, конечно, не единственные социальные институты, которые вы найдете. В некоторых или большинстве современных обществ существует гораздо больше институтов. Эти организации помогают обществу функционировать и развиваться на благо его граждан.
Реклама
Примеры сообщества
Сообщество — это группа людей, живущих в одном районе и находящихся под одним и тем же правительством. Их можно определить по местонахождению и типу поселения.
Примеры общин:
- Район
- Бургс
- Касл Таунс
- Города
- Компания Города
- Гамлеты
- Метрополис
- Военные.0008
- пригороды
- города
- поселки
- деревни
Вы найдете ряд обширных сообществ, которые определяются не своим местоположением, а общими взглядами или интересами их участников.
Примеры:
- ЛГБТ-сообщество
- нудистское сообщество
- профессиональное учебное заведение
- пенсионное сообщество
- сообщества пожилых людей
общественные организации0281- animal shelters
- Big Brothers and Big Sisters
- Boys and Girls Clubs
- Boy Scouts
- Elks Lodge
- food banks
- Girl Scouts
- homeless shelters
- Kiwanis
- Rotary clubs
- soup kitchens
- Афроамериканцы
- Азиаты
- Канадцы
- Латиноамериканцы
- Навахо
- Жители тихоокеанских островов
- детские сады для взрослых
- врачебные кабинеты
- поликлиники
- хосписы
- больницы
- санатории0281
Правовая система является еще одним институтом, который обычно находится в ведении правительства. Однако есть некоторые общества, которые разделяют эти институты.
Части системы правосудия включают в себя:
- Апелляционные суды
- Районные суды
- Федеральные суды
- Юридическая система
- Государственные суды
- Верховный суд
СМИ СМИ
СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ СМИ. Он присутствует в большинстве современных обществ, но другие группы людей не подвержены такому же уровню медийной насыщенности.
Элементы Института СМИ включают в себя:
- вещательные корпорации
- киноиндустрия
- Интернет -медиа -компании
- Музыкальная индустрия
- Газеты
- Издательские компании
Social Weelf.
некоммерческие организации и благотворительные фонды. Они похожи на учреждения общественных работ, но не ограничиваются одним сообществом за раз.Примеры включают:
- ABC Nepal — Agroforestry, Basic Health and Cooperative Nepal
- ASPCA — Американское общество по предотвращению жестокого обращения с животными
- Американское онкологическое общество
- Католические благотворительные организации США
- Feeding America Бедные
- Goodwill Industries International
- Американское общество защиты животных
- Фонд Ли Ка Шинга — Гонконг
- Фонд Роберта Боша — Германия
- RSPCA — Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными
- Армия Спасения
- Детская исследовательская больница Св. Иуды
- Task Force for Global Health
- United Way
- Wellcome Trust — UK 8
3 World
- Описать отношения между культурой, обществом и социальными институтами
- Выявление и определение социальных институтов
- Общество и социальные учреждения = физический телефон/защитный чехол для телефона
- Телефон имеет осязаемую структуру, так же как общество имеет определенные структуры и институты. Социальные институты подобны аппаратному обеспечению телефона.
- Культура = программное обеспечение/приложения
- Приложения и программное обеспечение — это неосязаемые инструкции на телефоне, так же как неосязаемая культура обеспечивает правила и вводные данные, которые заставляют общество функционировать.
В сообществах есть организации, помогающие решать социальные проблемы. Эти общественные организации часто финансируются местными органами власти, чтобы служить общему благу.
Реклама
Этнические или культурные группы
Этнические или культурные группы — это социальные институты, включающие группу расширенных семейных групп, связанных отдаленным общим происхождением. Члены этнических групп не нуждаются в родственных связях, чтобы быть связанными в общем опыте своих социальных институтов.
Примеры:
Учреждения здравоохранения
В то время как некоторые правительства включают здравоохранение в качестве второстепенного учреждения, другие штаты предпочитают сохранять эти социальные учреждения частными.
Примеры организаций в рамках учреждения здравоохранения включают:
Жизнь и процветание в обществе
Социальные институты существуют для того, чтобы помогать людям вести лучшую жизнь в обществе. Они являются строительными блоками любого функционирующего человеческого общества. Узнайте больше о примерах социальных норм, поддерживаемых социальными институтами. Если вас интересуют проблемы, возникающие в современном глобальном обществе, ознакомьтесь с этими примерами проблем социальной справедливости, с которыми сталкивается мир.
Общество, культура и социальные институты
Результаты обучения
Как вы помните из предыдущих модулей, культура описывает общие нормы (или приемлемое поведение) и ценности группы, тогда как s общество описывает группу людей, которые живут в определенной географической области и взаимодействуют с ней. другой и разделяют общую культуру. Например, Соединенные Штаты представляют собой общество, в котором представлено множество культур. Социальные институты — это механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия. Некоторые социологические методы сосредоточены на изучении социальных институтов во времени или на сравнении их с социальными институтами в других частях мира. В Соединенных Штатах, например, есть система бесплатного государственного образования, но нет универсальной программы здравоохранения, чего нет во многих других богатых демократических странах. В оставшейся части этого курса мы уделим большое внимание изучению этих конкретных социальных институтов.
Какие правила поведения действуют, когда вы встречаете знакомого в школе, на работе или в продуктовом магазине? Как правило, мы не отступаем, чтобы рассмотреть все тонкости таких нормативных правил. Мы можем просто сказать «Привет!» и спросите: «Как прошли ваши выходные?» или предложите какой-нибудь другой тривиальный вопрос, предназначенный для дружеского приветствия. Мы редко физически обнимаем или даже прикасаемся к человеку, и часто это происходит потому, что в нашей культуре мы рассматриваем это как норму или стандарт приемлемого социального поведения. Только столкнувшись с другой нормой, мы начинаем увидеть культурных различий или даже понять, что это повседневное поведение является частью более крупного процесса социализации. В других культурах отказ от поцелуев и/или объятий может рассматриваться как грубость, но в Соединенных Штатах действуют довольно строгие правила в отношении личного пространства.
Смотреть
Рисунок 1 . Приложения на телефоне — это культурные составляющие общества.
Один из способов понять отношения между обществом и культурой – рассмотреть характеристики телефона. Сам телефон похож на общество, а приложения на телефоне — на культуру:
Программное обеспечение и приложения на телефоне можно сравнить с культурой. Это элементы, которые придают телефону узнаваемую «личность», точно так же, как культура группы описывает ее убеждения, обычаи и правила жизни. И точно так же, как приложения для телефонов обновляются или изменяются, культура также может меняться с течением времени.
Социальные институты становятся наиболее заметными, когда они разрушаются. Например, в течение шести дней в январе 2019 года учителя государственных школ в Калифорнии бастовали. Школьный округ Лос-Анджелеса (второй по величине в стране) изо всех сил пытался предоставить замещающих учителей и персонал, чтобы остаться с учениками после того, как 30 000 учителей ушли, требуя меньших размеров классов, большего количества учителей и вспомогательного персонала и повышения на 6,5%. В конце концов они пошли на компромисс с повышением на 6%, увеличением вспомогательного персонала и постепенным сокращением размера класса, но шесть дней вне школы обошлись округу более чем в 125 миллионов долларов. Как крах социальных институтов, подобных этому (общественное образование), влияет на людей? Как это влияет на студентов? Родители? Учителя и администраторы? Как забастовка повлияет на других школьных работников, таких как работники столовой или обслуживающий персонал? Наша система государственного образования отвечает многим сложным потребностям общества, включая обучение и подготовку будущих избирателей и работников, но на более прагматическом уровне она также предоставляет детям место, куда они могут пойти, пока родители работают.