Когнитивные схемы как регуляторы просоциального поведения
2019 №4 — перейти к содержанию номера…
Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/31psmn419.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 321.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Чернов А.Ю. Когнитивные схемы как регуляторы просоциального поведения // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019 №4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN419.pdf
Чернов Александр Юрьевич
ФГОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия
Профессор кафедры «Психологии и педагогики»
Доктор психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Аннотация. Когнитивные схемы являются формой репрезентации реальности, в том числе реальности социального поведения личности. Они выступают как регуляторы социального поведения и, таким образом, регулируют просоциальное поведение человека.
Содержание когнитивных схем просоциального поведения включает в себя совокупность знаний, стратегий и правил принятия решений, которые являются индивидуальными для человека. Они содержат элементы знаний, необходимых для построения поведения по отношению к социальному миру, в том числе и в непредвиденных, нестандартных ситуациях. В них сосредоточены представления об ожиданиях и потенциальных результатах поведения, включая восприятие его эффективности. Они фиксируют различные потребности, мотивы и цели, которые определяют поведение и обеспечивают стандарты для текущей оценки.
В исследовании выявлены типичные когнитивные схемы, являющиеся регуляторами просоциального поведения. «Сцепление» разнородных регуляторов просоциального поведения (нормативных, ситуационных, пропозициональных) приводит к существованию различных видов регулирующих его когнитивных схем. Тогда ситуативно-альтруистическая схема активируется при условии сочетания в опыте человека восприятия специфических характеристик ситуации (степень потребности в помощи, «цена» усилий, прилагаемых для оказания помощи и т.
д.) и установки на отказ от преследования личных интересов в пользу интересов другого человека. Нормативно-эмоциональная схема задействована, когда в культурном, социальном или индивидуальном опыте, с одной стороны, зафиксирована важность соответствия поведения принятым стандартам, и, с другой стороны, готовность проявлять эмоциональную поддержку и эмпатию. Эмоционально-ситуативная схема подразумевает наличие особенностей восприятия ситуации и эмоциональной реакции на нее. Комплиментарная схема тогда выступает связующим звеном между регуляцией и саморегуляцией просоциального поведения.Скачать
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.
«Что такое «когнитивные схемы», и как они работают?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ПсихологияПоведение
Анонимный вопрос
·
19,9 K
ОтветитьУточнитьАндрей Гасан
195
Клинический психолог. Автор научно-образовательного проекта по клинической и социальной… · 28 авг 2019 ·
postpsycholog
Когнитивные схемы, это структуры, представляющие собой совокупность основных и часто бессознательных предположений о том, какой я есть на самом деле, каков мир вокруг меня и что я могу ожидать от него. Они касаются областей производительности, принятия (самопринятия) и власти, которая представляет собой чрезмерную потребность контролировать себя и события вокруг (компетенция и автономия). Они создаются под влиянием опыта в раннем детстве и могут оставаться скрытыми на протяжении различных промежутков времени. Активация когнитивных схем обычно происходит под влиянием тех или иных тригерных ситуаций, и может приводить к неприятным переживаниям, которые также могли иметь место в прошлом человека.
Можно сказать и так: когнитивная схема является чем-то вроде инструкции, которая содержит четыре пункта:
- Восприятие (что именно замечать в той или иной ситуации). Человек не воспринимает всю ситуацию целиком — по крайней мере на сознательном, надпороговом уровне
- Оценка. Как оценить то, что воспринял.
- Эмоция. Как переживать то, что оценил.
- Действие. Как действовать под воздействием возникших переживаний.
Когнитивные схемы можно описать как короткие тезисы. Например, установка «все мужики козлы» является отличным примером когнитивной схемы.
Более подробно можете ознакомиться с постом Павла Зыгмантовича о когнитивных схемах:
Когнитивные схемы: хозяева нашей головы
10,2 K
Павел Зыгмантович
14 октября 2019
Андрей, здравствуйте. Я думаю, что если вы берёте мой мой текст, стоит указать дать ссылку на источник (https://zyg… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Иван Воробьёв
16,4 K
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас активно… · 9 авг 2019
Когнитивная схема в общем понимании — это блок знаний, который включает в себя прошлый опыт по конкретной тематике, некоторые рассматривают его как шаблоны поведения, например, модель поведения в определенной ситуации — когнитивная схема, склонность к дедукции — когнитивная схема, когнитивные схемы влияют на восприятие нового опыта и усвоение его.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Денис Л.
7
16 апр 2020
Когнитивный ( латинский корень -означает в переводе на русский «знание»)-, т.е. когнитивные схемы- это схемы поведения, умозаключений, предположений, концепций и другие схемы, основным элементов которых я вляются знания. Исходя из знания строится схема! Знания, в свою очередь, могут быть подкреплены собственным опытом, а могут быть просто полученными из вне и не… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыт(Почему?)
Расширенная когнитивно-поведенческая теория: теория схем
Теория схем была разработана психологом Джеффри Янгом, доктором философии. Считается интегративным подходом; это означает, что он связывает воедино несколько психологических теорий. Он вытекает в основном из когнитивно-поведенческой теории, но также включает элементы теории привязанности и теории объектных отношений. В отличие от традиционной когнитивно-поведенческой теории, теория схем принимает во внимание детское происхождение искаженного мышления. Терапия, связанная с этой теорией, использует не только традиционные когнитивные техники, но и уделяет большое внимание эмпирически-эмоциональным техникам для исправления поврежденных структур личности. Схема-терапия недавно стала эффективным методом лечения пограничного расстройства личности (Young & Klosko, 2005) и обсуждается в разделе «Лечение».
Схемы считаются организующей структурой разума. Схемы представляют паттерны внутреннего опыта. Это включает в себя воспоминания, убеждения, эмоции и мысли. Неадаптивные схемы формируются, когда основные потребности ребенка не удовлетворяются. Эти основные потребности могут включать в себя такие вещи, как: безопасность, защищенность, забота, принятие, уважение, автономия, руководство, направление, любовь, внимание, одобрение, самовыражение, радость, удовольствие и расслабление. Янг утверждает, что проблема людей с расстройствами личности заключается в том, что эти основные потребности не удовлетворялись в детстве. Эти неудовлетворенные потребности приводят к развитию «ранних неадаптивных схем». Он определяет эти ранние неадаптивные схемы как широкие, всепроникающие темы взаимоотношений. Они формируются в детстве и дорабатываются на протяжении всей жизни. Они в значительной степени дисфункциональны (Young, 2005). В основном это означает, что у людей с расстройствами личности есть схемы, из-за которых у них возникает множество проблем с другими людьми и с их собственными чувствами по отношению к себе.
Янг считает, что у людей с расстройствами личности развились дезадаптивные схемы, проистекающие из «ядовитого детского опыта». Эти токсичные переживания вызывают формирование саморазрушительных паттернов взаимодействия. Эти саморазрушительные модели взаимодействия разыгрываются на протяжении всей жизни человека, причиняя ему массу неприятностей, душевных страданий и горя. Люди с расстройствами личности склонны использовать неадекватных копинг-стратегий в ответ на неадекватные схемы. По иронии судьбы сами стратегии выживания в конечном итоге вызывают у них проблемы. То, что когда-то было адаптивной попыткой ребенка справиться с болезненной проблемой, теперь становится самой проблемой.
По словам Янга, эти неадекватные стратегии выживания развиваются в детстве в ответ на разрушительные детские переживания. Эти неадекватные копинг-реакции принимают одну из трех основных форм: капитуляция, избегание или сверхкомпенсация.
Изучите свои варианты сегодня
Три неадекватные копинг-стратегии:
1. Уступка: избегание конфликтов, угождение людям
2. Избегание: чрезмерная автономия, зависимости, поиск стимулов
3. Сверхкомпенсация: поведение в крайне противоположной манере
Сдача относится к уступчивости и зависимости. Люди с этой стратегией преодоления избегают конфликтов любой ценой и ведут себя так, чтобы людям было приятно. Стратегии избегания включают чрезмерную автономию или изоляцию, вызывающие привыкание формы самоуспокоения и навязчивый поиск стимулов. Например, тот, кого бросили в детстве, может избегать интимных отношений или резко прекращать отношения при малейших признаках разлада, чтобы избежать возможности быть брошенным в будущем. Чрезмерная компенсация означает вести себя совершенно противоположно тому, что мы чувствуем на самом деле. Поэтому, если я чувствую себя незначительным и неважным, я могу вести себя надменно и высокомерно, пытаясь скрыть или отрицать свою неуверенность. Становится ясно, что эти неадекватные стратегии выживания могут привести к разрушительным последствиям.
Теория схем утверждает, что на основе нашего раннего детства возникают определенные модели или темы. Позже они разыгрываются во всех наших будущих отношениях. Таким образом, наше поведение в мире определяется нашими схемами. Давайте рассмотрим пример молодой женщины, которую бросили в детстве. Это может включать в себя оставление в результате развода или смерти родителя, а также эмоциональное оставление в результате пренебрежения или безразличия родителей. Теперь, когда она стала взрослой, всякий раз, когда она переживает событие, которое напоминает ей об этом раннем покинутии, ее схема покинутости срабатывает. Она немедленно испытает сильные отрицательные эмоции, такие как ярость, стыд или страх. Интенсивность ее эмоций непропорциональна реальному, нынешнему событию. В ответ на активацию схемы будет выявлена неадекватная копинг-стратегия. Таким образом, всякий раз, когда ее муж уезжает в короткую командировку, эта схема отказа может сработать. Она может испытывать сильные эмоции и быть настолько переполненной этими эмоциями, что реагирует гиперкомпенсацией. Например, она может отказаться отвечать на его телефонные звонки, пытаясь доказать: «Ты мне не нужен», хотя на самом деле он ей отчаянно нужен. Ее муж, с другой стороны, будет сбит с толку интенсивностью этих эмоций («Это всего лишь короткая поездка»). В результате, вероятно, возникнет конфликт всякий раз, когда ему придется отправиться в такое путешествие. Такие хронические разногласия естественным образом приводят к серьезным проблемам в отношениях.
Поскольку проблемы в межличностных отношениях обнаруживаются при всех расстройствах личности как доминирующая и наиболее важная черта, теория схем является привлекательной теорией. Это связано с тем, что его основной тезис касается того, как проблемные модели отношений развиваются, а затем повторяются на протяжении всей жизни. Кроме того, концепция схем легко объясняет тематический, хронический и негибкий характер межличностных проблем, столь характерных для расстройств личности. Схема-терапия основана на этих концепциях и обсуждается в разделе лечения.
Мгновенная проверка страхового покрытия
- Мы мгновенно проверим покрытие, предлагаемое вашей страховой компанией.
- Вы можете пройти лечение в одном из наших учреждений по сниженной цене.
- Хотя это и не обязательно, ввод идентификатора членства в политике поможет ускорить процесс проверки.
[vob]
Приложение Myndfulness
Разработано, чтобы помогать вам чувствовать себя лучше каждый день
Скачать сейчас бесплатно
Подробнее >
Теория схем Что такое схема?
Схема, или схема, — абстрактное понятие, предложенное Ж. Пиаже для обозначения наших, ну абстрактные понятия. Схемы (или схемы) — это единицы понимания, которые могут быть иерархически категоризированы, а также связаны сложными отношениями с одним Другая.
Например, подумайте о доме. Вы, вероятно, получаете немедленный мысленный образ чего-то из детского сборника рассказов: четыре окна, входная дверь, пригород, дымоход. Однако, если бы я немного изменил название предмета, ваша схема сместилась бы на более утонченную версия. Как насчет: дом дробовика? Одна дверь, может быть, без передних окон, малообеспеченный район. Особняк? Несколько окон, боковой вход для помощи, широкий передний привод.
Однако к их схемам не будет прикреплена никакая информация, если мы не думаем о них. эту схему, когда поступает информация. Допустим, вы немного знаете о доисторических окаменелости и отправьтесь в путешествие на место серых окаменелостей. Пока гид объясняет ископаемое найти что-то новое в этой области (и, следовательно, для вас), но вы думаете о дизайне и музейные расходы, информация в одно ухо пойдет, а в другое вылетит.
Таким образом, наиболее важным правилом обучения на основе теории схем является
1. Используйте органайзеры.
- «Предварительный организатор» — это образовательный термин, который относится к деятельности, выполненной до
введение нового материала, который помогает учащимся организовать — и, возможно, подготовиться к реорганизации
— их мышление. Они могут принимать несколько форм:
- Просмотрите предыдущие уроки или материал. Этот подход хорошо работает для линейного материала, например, математика, которая строится на самой себе.
- Спросите учащихся, что они знают. Просто начав занятие с вопроса «Что вы знаете о …?» и записывая ответы, вы не только доводите до сознания их схемы, но также получить представление о том, что учащиеся уже знают, а также о том, где они могут что-то не так.
2. Найдите «синоним», с которым учащиеся, вероятно, знакомы.
- Если новая концепция касается Ганди и ненасильственного протеста, вы можете сначала спросить студентов что они знают о движении за гражданские права здесь, в США
- Если вы учите балансировать крупномасштабные бюджеты, спросите сначала о личных доходах, расходы и займы.
Подробнее о теории схем:
Использование схемы для преподавания истории
Хотя эта короткая статья посвящена образованию K-12, ее идеи можно легко применить
в послесреднее образование, и может быть переведен из истории в любое количество
предметные области.