Воображение в психологии, связь воображения и мышления, пути создания образов и гиперболизация воображения
Психология имеет очень большой спектр направлений. Одним из них является воображение. Это очень интересная и познавательная для изучения тема. Принцип работы мозга человека даёт возможность понять и раскрыть таланты и перспективы на будущее, а также поможет в некотором роде определиться с профессией и увлечениями. Стоить отметить, что воображение тесно переплетается с памятью и мышлением.
- Пути создания образов, их свойства и признаки
- Виды воображения и его свойства
- Функции и связь с мышлением
- Мозговая деятельность и ее роль в жизни человека
Пути создания образов, их свойства и признаки
Воображение – это психический процесс, который проявляется вследствие пережитых эмоций, причём как положительных, так и отрицательных. После каких-либо событий у человека могут возникать картинки в голове. Ещё с малых лет ребёнок начинает фантазировать и додумывать, тем самым требуя от родителей удовлетворения своих желаний. На фоне восприятия окружающего мира и впитывания различных поступков и высказываний мозг малыша способен формировать хитроумный план для своей выгоды.
Виды воображения и его свойства
Таким образом, различают активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное воображение.
Активное – возникает, когда человек специально воспроизводит в мыслях какое-то значимое событие и додумывает к нему свои желания и ожидания.
Пассивное воображение обычно не зависит от мыслей, а образы и картинки возникают неожиданно в любое время.
Продуктивное воображение – действительность, сознательно конструируется человеком, не исключая добавление творчества.
Репродуктивное — воссоздаёт реальность в первоначальном виде с минимальной долей фантазии, больше напоминая память.
Нашему воображению присущи некоторые свойства, которые приносят весомую пользу мозгу человека:
- воображение помогает снять нервное напряжение, даже стресс путём переключения сознания на другую тему;
- оно помогает решать задачи для успешного общения с разными ячейками общества;
- воображение способно научить разделять события по важности и оставлять мелкие маловажные задачи для дальнейшего решения;
- с помощью этого свойства воображения мы учимся планировать, анализировать и настраивать себя на определённые действия.
Ещё существуют некоторые пути создания образов:
- Агглютинация – это соединение нескольких частей или элементов в один единый образ для целостности картины.
- Акцентирование – это выделение чего-то важного из общей массы информации, классическим примером является карикатура или шарж на тему той или иной слабости человека.
- Гиперболизация – это изменение частей какого-либо предмета или образа в большую или меньшую сторону, то есть фантазии на тему необычного существа или человека.
- Схематизация – это сглаживание различий предметов и выделение сходств между ними. Примерами служат узоры и орнаменты, элементы которых позаимствованы с внешней среды.
- Типизация – это воспроизведение образа человека либо картины посредством множества разнообразных аналогичных эпизодов и образов, что является своего рода прототипом для конечного результата при составлении желаемой картины.
Воображение может различаться по степени произвольности. Произвольным считается осознанная, направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов. К произвольному воображению относятся мечты, творческое, креативное мышление человека. Примером непроизвольного воображения служат сны, в которых элементы происшедших ранее событий всплывают в самых неожиданных формах и образах.
Воспроизведение образов и мысленное структурирование чего-либо также различается по некоторым признакам:
- по яркости образов, насколько чётко человеку представляется желаемое;
- по степени реалистичности и правдивости воображаемых картин, по новизне и оригинальности;
- по широте воображения, то есть насколько многообразно можно придумать или составить план реализации;
- по произвольности, то есть умение натренировать мышление таким образом, чтобы картинки в голове могли рисовать нужные образы в соответствии с поставленной задачей;
- по типу представлений, которыми может пользоваться человек во время мыслительного процесса, в помощь может идти всё, что человек видит, слышит или ощущает;
- по устойчивости, насколько сильно можно закрепить полученную и обработанную информацию. Здесь не последнюю роль может сыграть внимание человека и умение концентрироваться на важных деталях.
Функции и связь с мышлением
К одной из важных характеристик воображения относят его многофункциональность. Различают несколько таких функций:
- Познавательная – из названия понятно, что она означает процесс познания и расширения кругозора, а также отображает способность человека конструировать своё поведение в зависимости от ситуации.
- Функция прогнозирования помогает человеку вообразить конечный результат при незаконченном действии и развивает способность мечтать и достигать поставленных целей, параллельно придумывая способы решения задач и проблем на пути к этим целям.
- Функция понимания или сочувствия даёт человеку способность сопереживать и понять чувства другого человека и, возможно, придумать как помочь.
- Функция защиты – предполагаемые трудности человек может предотвратить, выбрав иной путь решения каких-либо вопросов.
- Функция саморазвития поможет придумывать, фантазировать и творить во благо своего будущего.
- Функция воспоминания – выражается в способности вспомнить прошедшие события любого характера. Она выражается в виде образов и представлений.
У каждой отдельной личности доминирует та или иная функция, это может зависеть от многих факторов: среда обитания, воспитание, коммуникативные способности, привычки и все то, с чем сталкивается человек на протяжении своей жизни. В соответствии с доминирующей функцией и вырабатывается характер и стиль поведения человека, а также следует отметить, что каждый путь создания образов и представлений в голове – это сложный многоуровневый психический процесс.
Воображение помогает нам решать математические и логические задачи. Решая школьные задания, ребёнок учится находить правильное решение, определять истину и ложь. И чем больше он будет заниматься тренировкой мозга тем, легче ему будет во взрослой жизни, и тем увереннее он будет чувствовать себя в запутанных ситуациях.
Воображение в психологии тесно связано с мышлением и поэтому напрямую влияет на познание мира. Благодаря ему мы можем планировать свои действия, что учит нас организовывать свою жизнь, помогает рисовать в мыслях образы предметов. Всё это способствует развитию аналитического мышления.
Как ни странно, воображение или, как его ещё называют, сила мысли может регулировать наше физическое состояние. То есть если человек жалеет себя, плачется о том, какой он больной, как ему плохо, то он провоцирует свой организм на слабость и болезни. А если человек даже при ощутимом лёгком недомогании осознает, что нужно вести активный образ жизни, помогая своему организму побороть временный недуг, то в таком случае и болезнь пройдёт быстрее и в лёгкой форме.
В итоге мы видим, что воображение — это мощный рычаг или двигатель нашего сознания.
Мозговая деятельность и ее роль в жизни человека
Даже специалисты в области психологии утверждают, что для того, чтобы стать здоровее, нужно образно представить себя таковым, сильным и полным энергии. Было даже проведено исследование на музыкантах, играющих на фортепиано, разделив их на две группы. Одна группа играла на реальном инструменте, а другая образно в мыслях представляла игру на фортепиано. Результаты мысленно играющих оказались не хуже тех, кто играл на инструменте вживую, а также у них наблюдалась хорошая физическая форма.
Итак, мы видим, что развитие мышления и воображения положительно сказывается на жизни человека в целом.
Исследуя воображение, психология имеет конкретную область для его изучения и для анализа мозговой деятельности человека. Определить уровень воображения можно с помощью специальных тестов. Для этого испытуемому задаются конкретные вопросы, и по ответам специалист проанализирует возможности этого психического состояния у каждого конкретного человека.
Высшим проявлением развитости воображения служат сны, с помощью которых человек может корректировать свою жизнь, поступки и поведение окружающих людей. Воображение и психология являются одним из всесторонних предметов изучения, то есть в процессе всей жизни они подлежат изучению.
Возможно, в дальнейшем будут раскрыты неизвестные свойства воображения.
Способы создания образов воображения
⇐ Предыдущая54555657585960616263Следующая ⇒
С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:
Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др.
Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета, а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. Например, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.
Схематизация – заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.
Заострение – это подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».
Типизация – это выделение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто этот приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений Онегин – это собирательные образы типичных представителей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках – это отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта, смелость и пр.
Вопросы и задания
1. Что такое воображение? В чём состоят особенности процесса воображения?
2. Перечислите основные функции воображения. Приведите примеры из жизни.
3. Охарактеризуйте виды воображения. В чём состоят особенности образов мечты, как вида воображения?
4. Назовите способы создания образов воображения в процессе художественного творчества. Приведите примеры агглютинации, гиперболизации, схематизации, заострения и типизации в художественном творчестве.
Глава 12. Речь и общение
Краткое содержание
Понятие о речи и языке. Понятие о речи. Понятие о языке. Естественные и искусственные языки. Мертвые языки. Речь как способность и умение пользоваться языком.
Виды и функции речи. Виды речи: внешняя речь – устная, письменная, аффективная; внутренняя речь Внутренняя речь как основное средствоо человеческого мышления.
Функции речи. З наковая (сигнификативная) функция. Функция обобщения. Интеллектуальная функция. Коммуникативная функция. Три стороны коммуникативной функции: информационная, выразительная, волеизлиятельная.
Понятие общения. Функции общения. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Проблема отношений в работах В. Н. Мясищева. Эффективность труда педагога и искусство общения.
Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения (по Г.М. Андреевой). Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)
Виды и средства общения. Принципы классификации видов общения.Неформальное общение. Социально-ориентированное общение.Групповое предметно-ориентированное общение.Личностно ориентированное общение. Речь и неречевые средства общения. Вербальная речевая и невербальная коммуникация.
Стили общения и их характеристика. Педагогическое общение и его эффективность. Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.
⇐ Предыдущая54555657585960616263Следующая ⇒ |
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 15315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Схем, Ассимиляция, Аккомодация, Уравновешивание | ТРАВМА ИССЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЕ
Жан Пиаже известен в мире психологии своими наблюдениями и интеллектуальным вкладом в когнитивное развитие детей.
Его теории, однако, также могут быть полезны для понимания обучения в целом и могут быть весьма полезными для переживших травму. Его теории, касающиеся приобретения и обработки знаний, помогают понять, как пережившие травму люди обрабатывают события и эмоции, связанные с неприятными жизненными переживаниями. (Следующий обзор его ключевых концепций был взят со следующего веб-сайта http://psychology.about.com/od/piagetstheory/a/keyconcepts.htm, а работа, изложенная ниже, должна быть приписана ее автору Кендре Черри)
Ключевые концепции
Схемы – Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и знанием. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.
По мнению Пиаже, схема включает в себя как категорию знания, так и процесс получения этого знания. По мере возникновения опыта эта новая информация используется для модификации, добавления или изменения ранее существующих схем.
Например, у ребенка может быть схема о каком-то животном, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка связан с маленькими собаками, ребенок может подумать, что все собаки маленькие, пушистые и четырехлапые. Предположим, что ребенок встречает очень большую собаку. Ребенок воспримет эту новую информацию, модифицируя ранее существовавшую схему, чтобы включить эту новую информацию.
Ассимиляция – Процесс включения новой информации в наши ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Этот процесс несколько субъективен, потому что мы склонны модифицировать опыт или информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведенном выше примере видеть собаку и называть ее «собакой» — это пример ассимиляции животного в схему собаки ребенка.
Приспособление – Другая часть адаптации включает изменение наших существующих схем в свете новой информации, процесс, известный как приспособление. Приспособление включает в себя изменение существующих схем или идей в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.
Уравновешивание – Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией, что достигается с помощью механизма, названного Пиаже уравновешиванием. По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут переходить от одного этапа мышления к другому.
Некоторые способы применения этой теории к травме можно увидеть в следующей цитате из «Психологическая травма: подход к развитию» Доры Блэк
«Холлен и Гарбер (1988) указали, что когда человек подвергается воздействию информации, противоречащей схеме, обычно происходит одно из двух. Во-первых, информация может быть изменена, чтобы вписаться в существующую схему (ассимиляция), и, таким образом, примером этого для жертвы изнасилования может быть: «Должно быть, я что-то сделал, чтобы это случилось со мной, поэтому это не было действительно изнасиловать» Таким образом, Резик и Шнике (1992) предположил, что воспоминания и другие навязчивые воспоминания могут быть попытками интеграции, когда ассимиляция не удалась. Во-вторых, существующие схемы могут быть изменены, чтобы приспособиться к новой несовместимой информации (аккомодация), и примером этого может быть: «мир — непредсказуемое место, и иногда с хорошими людьми случаются плохие вещи» Холлен и Гарбер (1988) предположили, что ассимиляция обычно происходит. легче, чем приспособиться, поскольку легче изменить восприятие одного события, чем изменить свой взгляд на мир. Резик и Шнике (1992) предположил, что аккомодация является целью терапии, но указал, что чрезмерная аккомодация может произойти, когда аккомодация происходит без хорошей социальной поддержки или терапевтического руководства……. симптомы вторжения, избегания и возбуждения вызваны конфликтами между новой информацией, полученной от травма и предшествующие схемы… такая новая информация обычно ассимилируется в предшествующие схемы таким образом, что блокирует попытки интеграции и ассоциируется с сильными эмоциями; навязчивые воспоминания являются свидетельством неудачной интеграции, когда ассимиляция не удалась» (стр. 70)
В связи с травмой и этой когнитивной теорией важно понимать, что большинство людей не ожидают ужасных событий. Их жизненная схема и существовавшие ранее системы значений не учитывают происходящее. Таким образом, когда они происходят, это создает нагрузку на их базовое понимание и представление о мире как о безопасном и доброжелательном.
Пережившим травму часто может помочь понимание того, как они когнитивно обрабатывают травму…..подробнее……
Учебные модели и теории проектирования: Теория схем
Резюме: 1932 — Психолог Фредерик Бартлетт предлагает теорию схем. Прочтите статью и презентацию Instructional Design Models and Theory: Schema Theory, чтобы узнать больше.
Кто такой Фредерик Бартлетт
Сэр Фредерик Чарльз Бартлетт (1886–1969) был британским психологом, первым профессором экспериментальной психологии в Кембриджском университете и одним из предшественников когнитивной психологии. Теория схем была одной из ведущих когнитивистских теорий обучения и была представлена Бартлеттом в 1919 г.32 и получил дальнейшее развитие в 70-х годах Ричардом Андерсоном. Бартлетт выдвинул эту концепцию, чтобы обеспечить основу для временной альтернативы традиционным теориям пространственного хранения памяти, поскольку теория схем описывает способ получения, обработки и церебральной организации знаний.
Структура теории схем
Изучая припоминание народных сказок коренных американцев, Бартлетт заметил, что многие припоминания были неточными и включали замену незнакомой информации уже известными фактами. Чтобы классифицировать этот класс ошибок памяти, Бартлетт предположил, что люди, по-видимому, обладают общими знаниями в форме бессознательных ментальных структур (схем) и что эти структуры производят схематизированные ошибки при воспоминании, когда они взаимодействуют с поступающей информацией. Таким образом, старое знание влияет на новую информацию посредством схем. Таким образом, схемы (множественное число от схемы) — это психологические концепции, которые были предложены в качестве формы мысленного представления отдельных фрагментов сложных знаний, которые затем сохраняются в долговременной памяти.
4 ключевых элемента схемыКлючевыми элементами схемы являются:
- Человек может запомнить и использовать схему, даже не осознавая этого.
- Разработанная схема обычно остается стабильной в течение длительного периода времени.
- Человеческий разум использует схемы для организации, извлечения и кодирования фрагментов важной информации.
- Схемы накапливаются с течением времени и в результате различного опыта.
Практический аспект теории схем Теория схем подчеркивает важность общих знаний, которые помогают формировать мысленные представления. В образовательном процессе задача учителя будет заключаться в том, чтобы помочь учащимся разработать новые схемы и установить связи между ними, что в конечном итоге улучшит их память. Конечно, исходная информация и предварительные знания также жизненно важны. Теория схем может применяться в различных областях, таких как:
- Решение математических задач Исследование показало, что учащиеся 3-го класса, которых учили использовать схемы для решения математических задач, справились лучше, чем их сверстники, которых учили решать их в четыре этапа (прочитать – спланировать решение – решить – проверить).
- Двигательное обучение Дискретные моторные навыки выполняются за короткий промежуток времени и включают использование наших органов чувств, чтобы понять, что происходит, а затем нашего тела, чтобы принять меры. Поскольку большинство движений уникальны, наша способность выполнять класс движений представлена тремя вещами, согласно Ричарду А. Шмидту (19).74):
- обобщенная двигательная программа, которая фиксирует основную форму движения
- схема отзыва, которая предоставляет информацию о конкретных ситуациях и намерениях
- схема распознавания, которая позволяет нам осознать сделанную нами ошибку
- Понимание прочитанного Теория схем часто используется для помощи в изучении второго языка, поскольку обычно требуется чтение большого количества текстов на изучаемом языке. Если мы не создадим достаточное количество схем при чтении текста, то понимание прочитанного и, следовательно, овладение другим языком станет затруднительным.
Внедряйте наиболее эффективные теории учебного дизайна с помощью лучшего инструмента разработки!
Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!
Найдите подходящего поставщика
Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории образовательного дизайна Каждую неделю будет добавляться новая модель образовательного дизайна! Вы всегда можете сообщить нам, если хотите, чтобы мы рассмотрели модель и теорию учебного дизайна, которые не включены в Учебные модели дизайна и теории .