Щур лесенка методика: для дошкольников — Общие дети, г. Воронеж

Содержание

Методика «Лесенка» для определения самооценки младшего школьника

Период перехода детей из старшего дошкольного в младший школьный возраст является ответственным этапом. Ребенок расширяет круг знакомств, происходит осознание собственной индивидуальности. У него появляется желание стать лучше остальных, возникает потребность обучаться новому. Педагогам важно не пропустить тот период, когда закладывается чувство ответственности, дисциплинированности, организованности. Отследить состояние самооценки дошкольников и первоклассников помогает методика «Лесенка».

Исследуем самооценку своего ребенка

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в первый класс, заботится о том, чтобы он получил определенный уровень учебных знаний, умений и навыков. Но мало кто думает о том, с каким психологическим багажом будущий школьник подошел к обучению. Между тем, приходя в школу и общаясь с одноклассниками, ученик замечает определенные способности других детей, проводит сравнение, дает оценку собственным способностям. И не всегда он остается доволен своими результатами. Кто-то лучше него решает задачи, интереснее придумывает рассказы, легко заводит новых друзей, становится любимцем класса. И тогда начинаются переживания, которые волнуют и детей, и взрослых. Чтобы этого избежать, педагоги советуют учитывать психологические особенности детей. Очень часто они применяют различные методики, определяющие самооценку ребенка.

Исследуемая самооценка ребенка и интерпретация результатов стимулируют ученика, помогают успешно учиться, осуществлять познавательную деятельность, определяют причины внутренней неуверенности, решают проблемы общения внутри коллектива. Известным способом определения самооценки является методика «Лесенка», проведение которой доступно не только педагогам, но и родителям. Диагностика выясняет отношение ученика к себе по его рассуждениям, и как его оценивают окружающие. После тестирования результаты двух оценок сравнивают. «Лесенка» — простое исследование, подходит детям старшего дошкольного возраста.

Процедура диагностики детей методикой «Лесенка»

Тестирование «Лесенка» выполняется без сложной подготовки. Детям потребуются:

  • нарисованная лестница из семи ступеней;
  • вырезанные фигурки девочки, мальчика;
  • карандаш.

Взрослый показывает лестницу ребенку, просит поместить фигурку на определенную ступень, объясняет условия тестирования:

  • верхнюю ступеньку заняли лучшие дети;
  • среднюю ступеньку (вторую, третью) занимают хорошие дети;
  • четвертую занимают ни плохие, ни хорошие;
  • последнюю ступеньку (пятую, шестую) заняли плохие дети.
Результаты диагностики

После выполнения тестирования, результаты обрабатываются и делаются выводы. Каждая ступень имеет интерпретацию (истолкование):

  1. Первая ступень – показатель завышенной самооценки. Показатель является нормой для первоклассников. Ученику трудно проводить анализ собственной личности. Родители часто его хвалят, говорят: «Ты лучше остальных детей». Доверяя мнению семьи, малыш выбирает верхнюю ступеньку.
  2. Вторая — третья ступеньки рассказывают об адекватной самооценке. Дети понимают — они занимают эту позицию, потому что отличаются примерным поведением, помогают родителям, доброжелательно относятся к окружающим, положительно оценивают свои поступки.
  3. Четвертая ступень является крайней нормой, говорит про слегка заниженную самооценку. Эту позицию школьник занимает из-за проблем во взаимоотношениях с людьми, которых считает главными. Мама осуждает плохие оценки, а учительница хвалит за примерное поведение. Поэтому ученик не может однозначно дать ответ.
  4. Пятая — шестая ступеньки показывают заниженную самооценку. Нужно учитывать факторы, искажающие результаты. Тестирование может проводиться после недавней ссоры, когда ребенок чувствует собственную вину. Скорее всего, через пару дней школьник даст противоположные ответы. Педагогу нужно провести беседу, выяснить, является ли оценка временной. Возможно, существуют причины, которые заставляют его быть «плохим».
  5. Седьмая ступень является показателем критически низкой самооценки. Школьник испытывает эмоциональное стресс, постоянно выслушивает критику педагогов, осуждения семьи, неодобрение сверстников. Таким детям необходима психологическая помощь.

Методика Дембо — Рубинштейн на определение самооценки

Более сложной считается методика определения самооценки младшего школьника Дембо-Рубинштейн. Она помогает определить разницу между реальным и идеальным представлением личности. В домашних условиях можно использовать такое тестирование при условии, что родители хорошо познакомятся с процедурой проведения и, возможно, получат рекомендации специалиста.

Процедура определение самооценки

Методика, предложенная американским психологом Дембо, изначально предназначалась для выявления отношения людей к понятию «счастье». Отечественный педагог С.Я. Рубинштейн изменила диагностику, адаптировав ее к работе с нашими школьниками.
Методика включает 9 диагностических карточек по 9 ступенек каждая. Блоки составлены из вопросов, касающихся оценки:

  1. здоровья;
  2. счастья;
  3. характера;
  4. дружбы;
  5. смелости;
  6. роста;
  7. доброты;
  8. образованности;
  9. красоты.

Например, блок «Смелость», который обычно предлагается детям, включает варианты ответов:

  • бесстрашный;
  • очень смелый;
  • смелый;
  • достаточно смелый;
  • относительно смелый;
  • умеренно трусливый;
  • трусливый;
  • сильно трусливый;
  • самый трусливый.

Ученик выбирает вариант ответа, соответствующий уровню проявления у него определенного качества.

Важно! Прежде чем предлагать ребенку варианты ответа, необходимо убедиться, что все категории ему хорошо известны и понятны. Например, можно спросить, кого он представляет себе очень смелым; а кого называют бесстрашным. Можно сравнить с героями мультфильмов, сказок, животными.

Разработка методики «Лесенка» В.Г. Щур

Психолог Щур, пользуясь примером исследований Дембо-Рубинштейн, совершенствовала методику диагностики самооценки «Лесенка». Она упростила задание, сократила список блоков (5-6), количество вопросов (3-4). Названия блоков, разработанных Щур:

  1. здоровье;
  2. ум;
  3. доброта;
  4. характер;
  5. принятие коллективом.

Варианты ответов карточки «Доброта» должны выглядеть так:

  • очень добрый;
  • добрый;
  • добрый более или менее;
  • злой;
  • очень злой.

Благодаря работе психолога методика «Лесенка» легко воспринимается маленькими детьми, а занятие приобретает игровую форму.

Выводы

Используя «Лесенку» возможно

  1. определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
  2. предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
  3. научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
  4. создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
  5. научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.

Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других. Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка. Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.

Методика «Лесенка» для Дошкольников (Тест

Существует простая и эффективная методика самооценки «Лесенка», разработанная В.Г. Щур. Она применяется для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Эти две возрастные категории отличаются, поэтому для дошкольников применяется свой вариант теста «Лесенка». В этой статье как раз и рассмотрим, как проводится методика «Лесенка для дошкольников».


 

Содержание:

 

Зачем изучать самооценку?

Что понадобится?

Как проводится тест Лесенка для дошкольников

Делаем выводы

 


 

 

 

 

Зачем изучать самооценку?

 

Самооценка является очень важным показателем в развитии личности. Это то, как человек оценивает себя, свои качества, способности.

 

Самооценка формируется в процессе общения и деятельности, она влияет на поведение и действия человека в той или иной ситуации.

 

В дошкольном возрасте ребенок только начинает узнавать себя, в основном из оценок и мнений окружающих, которые могут быть не всегда правильными и соответствующими действительности. Отсюда формируется неадекватная самооценка, которая может быть как заниженной, так и завышенной.

Любые искажения влекут за собой трудности в дальнейшем общении и деятельности, поэтому их важно вовремя отслеживать и корректировать. Одним из способов изучения самооценки является методика «Лесенка» В.Г. Щур.

 

 

 

Что понадобится?

 

Методика «Лесенка» не требует сложной подготовки.

 

Стимульный материал – лист бумаги с нарисованными 7 ступеньками и бумажная фигурка мальчика/девочки в зависимости от пола исследуемого ребенка.

 

 

 

 

Как проводится тест Лесенка для дошкольников

 

Ребенку показывают лесенку и рассказывают, что от него требуется. Важно расположить к себе дошкольника, доброжелательно и понятно донести до него смысл задания.

В инструкции нужно объяснить, что на средней ступеньке находятся ни плохие, ни хорошие дети, самые хорошие на самой верхней, а на самой нижней ступеньке — самые плохие.

Бумажная фигурка – это он сам. Нужно убедиться, что ребенок понял инструкцию, и при необходимости повторить. Затем взрослый спрашивает, на какую ступеньку ребенок поставил бы свою фигурку, на какую ее поместила бы мама, папа, воспитатель.

В ходе беседы нужно задавать уточняющие вопросы и обращать внимание на то, как дошкольник выполняет задание: его мимика, эмоции, паузы и т.д.

 

 

 

 

Делаем выводы

 

После проведения теста, следует интерпретация полученных данных. Прежде всего, смотрят, на какую ступеньку поставил себя ребенок.

 

  • Первая, самая высокая, чаще всего говорит о завышенной самооценке. Особенно если при этом ребенок никак не аргументирует свой выбор, а просто считает, что он самый лучший, потому что мама так сказала. Хотя нужно понимать, что для детей дошкольного возраста завышенная самооценка считается нормальной, потому что они еще не способны адекватно оценить себя и в основном полагаются на мнение взрослых, которые обычно в этом возрасте относятся к ним с обожанием вне зависимости от их успехов или неудач.
  • Если ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку лесенки, значит, у него адекватная самооценка. Он хорошо к себе относится и может даже привести примеры своих заслуг и хороших поступков.
  • Четвертую ступеньку выбирают дети со слегка заниженной самооценкой. Важно выяснить, почему они делают такой выбор. Возможно, существуют проблемы, которые волнуют ребенка. Либо четвертая, средняя ступенька, может быть способом продемонстрировать свое нежелание выполнять задание, или они просто не понимают, что нужно делать.
  • На пятую и шестую ступеньки свою фигурку ставят дети с низкой самооценкой. Взрослому обязательно следует побеседовать с малышом, чтобы понять, является ли выявленная самооценка ситуативной, временной, связанной с каким-то недавним неприятным событием, либо ребенок действительно негативно к себе относится. Знание причин позволяет работать над проблемой.
  • И наконец, выбор самой нижней, седьмой ступеньки говорит о резко заниженной самооценке. Это сигнал о неблагополучии ребенка, о его негативном отношении к себе, неуверенности, дезадаптации. Значит, ситуация в садике, дома, или и там, и там неблагоприятная. Этим детям в первую очередь требуется помощь.

 

 

Не меньшее значение для интерпретации имеют те позиции, на которые их поставили бы взрослые, по их мнению. Эта информация покажет картину взаимоотношений дошкольника с близкими взрослыми. Если кто-то из них ставит его на самую высокую ступеньку, значит, ребенок чувствует, что его любят. Если ниже, то нужно разбираться, в чем проблема, и работать над ней совместно с родителями и воспитателями.

Наиболее важными считаются отношения матери и ребенка, поэтому при обработке данных диагностики обращают внимание на это соотношение позиций. Если мнение ребенка о себе выше, чем мнение мамы, то это значит, что он не чувствует ее любви и поддержки.

Спорная ситуация, когда фигурка и «за себя», и «за маму» оказывается на одной ступеньке лестницы. Иногда так делают дети, которые чувствуют не очень благоприятное отношение матери, но не хотят в этом признаться, поэтому выдают желаемое за действительное.

Но, возможно, дошкольник это сделал просто так и не может объяснить, как на самом деле себя оценивает он и окружающие. Поэтому очень важно проводить беседу, задавать вопросы, разбираться в каждой конкретной ситуации.

 

 

Но самым лучшим вариантом, по мнению самого автора методики, является случай, когда мама поставила бы фигурку на самую высокую ступеньку, а сам ребенок несколько ниже – на одну-две позиции. Отсюда видны позитивное отношение матери и объективный взгляд на себя ребенка. Он чувствует любовь близкого человека, уверенность в том, что он хороший, хотя и видит некоторые свои недостатки.

По окончании диагностики составляется справка по проведенной методике, которая покажет наличие проблем с самооценкой у дошкольников и поможет определить план дальнейших действий.


 

Умный ребенок: корректируем самооценку дошкольников — видео

 

404

Публичный договор-оферта

на оказание платных услуг сайта navigato.ru1. Настоящий документ является Публичной офертой — официальным договором на оказание платных услуг сайта navigato.ru в дальнейшем — Исполнитель и содержит все условия предоставления услуг.
2. В соответствии с п.2 статьи 437 ГК РФ, в случае принятия изложенных ниже условий и расценок на размещение платных объявлений юридическое или физическое лицо, производящее акцепт настоящей оферты, именуется Заказчиком (п.3 статьи 437 ГК РФ — акцепт оферты равносилен заключению договора, на условиях, изложенных в оферте ). Заказчик и Исполнитель вместе именуются Сторонами настоящего договора.
3. Внимательно прочтите материалы договора публичной оферты, ознакомьтесь с правилами подачи объявления и платными услугами.  В случае несогласия с условиями договора или одного из пунктов, Исполнитель предлагает Вам отказаться от использования платных услуг сайта navigato.ru.
4. Оферта — официальный публичный документ по оказанию платных услуг сайта navigato.ru , опубликованный по адресу http://navigato.ru/ (Юридическая информация).
5. Акцепт оферты — полное принятие Заказчиком условий настоящего договора путём оплаты услуг сайта navigato.ru , акцепт оферты создаёт договор оферты.
6. Заказчик — юридическое или физическое лицо, осуществившее акцепт оферты, и являющееся Заказчиком платных услуг Исполнителя по договору оферты.
7. Договор оферты — договор между Исполнителем и Заказчиком на оказание платных услуг, заключённый посредством акцепта оферты.
8. Оказание Заказчику платных услуг на условиях договора является предметом настоящей оферты. Перечень платных услуг и расценки приведены ниже, и являются неотъемлемой частью настоящего договора.
9. Исполнитель имеет право в любой момент изменить условия настоящего договора и расценки на платные услуги без предварительного согласования с Заказчиком, обязуясь опубликовать изменения по адресу http://navigato.ru/ (Юридическая информация) не менее чем за один день до вступления изменений в силу.
10. Платные услуги доски объявлений предоставляются в полном объёме при условии 100% оплаты Заказчиком.
11. Ознакомившись с платными услугами и правилами подачи объявления создаёт объявление и оплачивает услугу через один из доступных на сайте платёжных сервисов.
12. После проведения Заказчиком оплаты выбранных услуг и перечисления денежных средств на счёт Исполнителя, договор оферты вступает в силу.
13. Исполнитель обеспечивает предоставление консультационных услуг Заказчику по выбранной им платной услуге.
14. Услуги считаются оказанными в полном объеме, если в течение 12 часов после оплаты услуги Заказчиком не выслан мотивированный отказ от услуги на e-mail Исполнителя.
15. По письменному требованию Заказчика Исполнитель может распечатать договор оферту с подписями Сторон, который будет представлять юридическую силу, равную юридической силе настоящего договора.
16. Исполнитель делает всё возможное для бесперебойного предоставления Заказчику оплаченных услуг в полном объеме.
17. Исполнитель не несёт ответственности за неисполнение оплаченных услуг,  в случае если нарушение договора оферты вызвано не зависящими от него обстоятельствами непреодолимой силы — наводнением, землетрясением, действиями властей, отсутствием электроэнергии, сбоями в сети интернет, общественными беспорядками, другими стихийными бедствиями и прочими обстоятельствами, неподконтрольными Исполнителю, которые могут помешать исполнению условий настоящего договора оферты.
18. В случае невозможности исполнения условий договора оферты, Исполнитель обязуется произвести возврат денежных средств, оплаченных Заказчиком за выполнение услуги. В других случаях возврат денег не производится.
19. За невыполнение обязательств настоящего договора оферты Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор вступает в силу с момента акцепта оферты и действует до выполнения Сторонами своих обязательств. Спорные вопросы решаются путём переговоров Сторон.

Методика «Лесенка Щур» : Диагностика социального развития ребенка

(после 4-х лет)

Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации

и оценки детьми других людей.

Методика используется в модифицированном варианте — вместо 10 бе-

рем 5 ступенек.

Ход эксперимента.

Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного

оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предла-

гается фигурка ребенка (мальчика или девочки) — плоская или объемная.

Экспериментатор говорит: «Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка,

и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но

учти, что вот эта, самая нижняя — черная ступенька — для детей, которые

часто ведут себя плохо; коричневая — вторая ступенька — для детей, иногда

совершающих плохие поступки; третья — синяя ступенька - принимает де-

тей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя

ступенька — для самых замечательных детей, которые всегда поступают

очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить се-

бя». Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек.

Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню,

на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки — низкий, 3 - средний, 4-5 — вы-

сокий уровень.

Но эксперимент следует повторить через 2-3 недели для чистоты ре-

зультата. Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в пло-

хом настроении или недавно получил очень негативную или очень поло-

жительную оценку со стороны взрослых или детей.

Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу,

других детей, друзей, воспитателей — в зависимости от целей изучения.

Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям.

Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в са-

мооценке. Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболее

значимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, на

которую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Как

правило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из зна-

чимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от име-

ни кого-либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отно-

шение взрослого к себе, считает ли себя принятым им.

Результаты, эмоции и поведенческие реакции каждого ребенка фикси-

руются в протоколе.

Дата проведения ____.

№ Имя Ф. Воз- Оценка с позиции

раст

Ступень

самооценки

Аргументация

высказывания

Оценка

других детей

Аргументация

Мамы

Папы

Бабушки

Воспитателя

Аргументации,

поведенческие

реакции

(после 4-х лет)

Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации

и оценки детьми других людей.

Методика используется в модифицированном варианте — вместо 10 бе-

рем 5 ступенек.

Ход эксперимента.

Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного

оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предла-

гается фигурка ребенка (мальчика или девочки) — плоская или объемная.

Экспериментатор говорит: «Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка,

и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но

учти, что вот эта, самая нижняя — черная ступенька — для детей, которые

часто ведут себя плохо; коричневая — вторая ступенька — для детей, иногда

совершающих плохие поступки; третья — синяя ступенька - принимает де-

тей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя

ступенька — для самых замечательных детей, которые всегда поступают

очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить се-

бя». Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек.

Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню,

на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки — низкий, 3 - средний, 4-5 — вы-

сокий уровень.

Но эксперимент следует повторить через 2-3 недели для чистоты ре-

зультата. Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в пло-

хом настроении или недавно получил очень негативную или очень поло-

жительную оценку со стороны взрослых или детей.

Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу,

других детей, друзей, воспитателей — в зависимости от целей изучения.

Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям.

Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в са-

мооценке. Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболее

значимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, на

которую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Как

правило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из зна-

чимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от име-

ни кого-либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отно-

шение взрослого к себе, считает ли себя принятым им.

Результаты, эмоции и поведенческие реакции каждого ребенка фикси-

руются в протоколе.

Дата проведения ____.

№ Имя Ф. Воз- Оценка с позиции

раст

Ступень

самооценки

Аргументация

высказывания

Оценка

других детей

Аргументация

Мамы

Папы

Бабушки

Воспитателя

Аргументации,

поведенческие

реакции

Как провести с помощью методики «Лесенка» диагностику самооценки среди младших школьников

Дата: 19 мая 2016 Автор: Наталья Василишин Рубрика: Школьная жизнь

Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени. В этом поможет методика диагностики младших школьников «Лесенка».

Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн

«Лесенка» позволяет выявить уровень сформированности самооценки младших школьников

Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками. «Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:

  • здоровья;
  • умственного развития;
  • красоты;
  • роста;
  • смелости;
  • доброты;
  • принятия в классе;
  • черт характера;
  • счастья.

Например, блок счастья представляется следующим образом:

  1. Самый счастливый.
  2. Очень счастливый.
  3. Счастливый.
  4. Счастливый более или менее.
  5. Средне счастливый.
  6. Более или менее несчастный.
  7. Несчастный.
  8. Очень несчастливый.
  9. Самый несчастный.

Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:

  • выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
  • вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
  • научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
  • развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.

В чём вклад в методику «Лесенка» психолога Щур

Психолог В. Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. В результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). Например, карточка о чертах характера:

  1. Я очень трудолюбивый.
  2. Я трудолюбивый.
  3. Я ни трудолюбивый, ни ленивый.
  4. Я ленивый.
  5. Я очень ленивый.

Как правильно провести

Ребёнок должен условно поставить себя на ступень, соответствующую уровню проявления у него определённого качества

От правильности проведения «Лесенки» зависит, насколько правдивыми будут результаты.

  1. Ребёнку даётся набор карточек с изображением деток (животных, героев мультфильмов).
  2. Учитель объясняет задание: нужно представить себе, что поднимаешься по лестнице. Наверху — самый здоровый (как карточке «Здоровье»), самый добрый (на карточке «Доброта»), а внизу — самый больной, скорее больной, а не здоровый, больной, тяжело больной.
  3. Малышу предлагается карандашом отметить своё место на этой шкале.
  4. Затем ребёнок делает пометки на других шкалах, отвечая на вопросы: «Каким ты хочешь стать?», «На какую ступеньку поставила бы тебя мама (папа, бабушка)?», «Как бы оценила тебя твоя учительница?»

В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.

Виды тестирования

Групповая диагностика важна для определения уровня сформированности личностных качеств каждого члена классного коллектива

Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах.

Инструкция:

  1. Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши.
  2. Учитель на доске рисует ступеньки лестницы.
  3. Педагог объясняет, например, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята (при этом взрослый указывает на 1 ступеньку). Затем — добрые (показывает на 2, 3 ступеньки). Далее – ни добрые, ни злые (4 ступенька). Потом злые (5, 6 ступеньки). На 7 ступени — самые злые.
  4. Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить своё место на лесенке кружочком.
  • Индивидуально. Процедура проведения такая же, только каждый выбор ребёнка следует попросить прокомментировать.

Обработка и интерпретация результатов теста

Некоторые ответы ребёнка, связанные с проявлением особенностей характера, могут зависеть от настроения в момент проведения теста

Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребёнок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.

  • 1-я ступенька. У малыша явно завышенная самооценка. Но для учащихся 1-х классов она является нормой. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший», «Я себя очень люблю» и т. д. Однако чаще всего испытуемые никак не объясняют свой выбор, так как в этом возрасте у них ещё слабая способность к рефлексии и анализу своей личности. Кстати, именно поэтому первоклассникам нельзя ставить баллы за учебную работу, так как малыш оценивает себя через призму полученного поощрения: «Я хороший, потому что у меня 3 «солнышка», «звёздочки». Или «Я плохой, потому что у меня сегодня «тучка» по чтению».
  • 2-я, 3-я ступени. Адекватное оценивание себя. Малыш обладает уже сформированным позитивным отношением к собственной личности. Он умеет объяснить оценку: «Я хорошая, потому что помогаю родителям в работе по дому». Такое развитие самооценки является нормальным вариантом.
  • 4-я ступенька. Самооценка занижена. Такая позиция связана с тем, что у ребёнка нарушены эмоциональные связи со взрослыми, имеющими для него ключевое значение — мамой, учительницей. «Я ни хороший, ни плохой, плохой, потому что у меня не получается красиво писать буквы, а мама ругает за плохие оценки. Но я быстро читаю, поэтому по чтению у меня уже 2 «солнышка» за неделю».
  • 5-я, 6-я ступеньки. У ребёнка явно занижена самооценка, но это явление ситуативное: «Я плохая, потому что на перемене забрала у Тани куклу, и она от обиды расплакалась». Обычно через 1–2 дня на этот же вопрос у малыша уже будет совершенно другой ответ, с адекватной самооценкой. Правда, если таких ответов у малыша большинство, то есть смысл задуматься, ведь подобная картина может означать, что у ребёнка нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь.

Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

В этой ситуации важно узнать причину ответа. Это могут быть ссоры с родителями («Я нарисую свой кружок на нижней ступеньке, потому что папа говорит, что я очень невнимательный, некрасиво и с ошибками пишу в тетрадях»). В любом случае необходимо разговаривать с родителями, объясняя им, что у каждого малыша свой темп и особенности процесса обучения.

  • 7-я ступень. Критически заниженная самооценка. Такие результаты показывают те дети, которые находятся в эмоциональном неблагополучии. То есть в школьном коллективе и среди родных они получают стабильно отрицательную оценку. В этом случае необходимо проводить беседы с родными малыша на предмет создания для него ситуаций успеха, а также создавать благоприятные условия для общения с одноклассниками (привлекать к общественно полезному коллективному труду, задействовать во внеклассной и внешкольной работе).

Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей. Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств. И всё это возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый конкретный ребёнок в классе.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Самооценку личности и проблему становления самосознания можно считать одной из самых значительных и актуальных тем в психологии. В рамках исследования самосознания, самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты [1].

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Этот период является начальным периодом осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи [2, 3, 4].

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных – Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон – и зарубежных психологов – А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни [5, 6, 7].

В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, К.А. Архипова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева) [8].

В психологии существует несколько определений понятия модель. В первую очередь под моделью понимается физический или абстрактный объект, свойства которого в определенном смысле сходны со свойствами исследуемого объекта [9]. Так же модель можно трактовать как идеал, стандарт, пример, установленный как достойный имитации или копирования. Важно отметить, что любая модель строится на основании совокупности определенных свойств, методов и форм, видов и принципов и включает в себя этапы и структурные блоки [10]. Таким образом, модель предмета нашего исследования будет включать в себя идеальный вариант, образец структуры формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Так же в ней будут обозначены методы, формы, принципы, этапы и структурные блоки.

Существует ряд общих требований к моделям:

1. Адекватность – достаточно точное отображение свойств объекта;

2. Полнота – предоставление получателю всей необходимой информации об объекте;

3. Гибкость – возможность воспроизведения различных ситуаций во всем диапазоне изменения условий и параметров;

4. Трудоемкость разработки должна быть приемлемой для имеющегося времени и программных средств.

Моделирование – это процесс построения модели объекта и исследования его свойств путем исследования модели.

Таким образом, моделирование предполагает 2 основных этапа:

1. Разработка модели;

2. Исследование модели и получение выводов.

При этом на каждом из этапов решаются разные задачи и используются отличающиеся по сути методы и средства.

Верхний ярус модели формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет занимают блоки: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический.

Теоретический блок включает в себя изучение понятия самооценка, выявление особенностей самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет, изучение литературы по теме.

Диагностический блок направлен на изучение самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

 Исследование проблемы формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет проходит в несколько этапов:

1) поисково-подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:

— проблема самооценки в психологических исследованиях;

— особенности самооценки младших дошкольников;

— подбор методов и методик исследования.

На этом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Определены основные понятия исследования.

Работа основывается на трудах таких ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова и др.

Таким образом, мы изучили теорию, касающуюся понятия самооценки и особенностей самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет, чтобы иметь представление об объекте исследования и о категории исследуемых, а так же определить критерий для подбора методов и методик исследования. Результаты работы на данном этапе позволил иметь полное представление о проблеме исследования, определить ее актуальность, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.

2) констатирующий эксперимент: диагностика самооценки дошкольников 5-6 лет.

На данном этапе подбирались методы и методики для исследования уровня самооценки. В качестве конкретных методик были использованы: методика «Лесенка» В.Г. Щур (модифицированная), методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте.

3) опытно-экспериментальный (формирующий эксперимент): составление и реализация программы формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

4) контрольно-обобщающий: обобщение результатов исследования, формулировка выводов, разработка рекомендаций для родителей. 

Коррекционный блок предполагает разработку специальной программы, подбор коррекционных игр и упражнений, которые используются в разработке занятий, направленных на формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ.

На основе теоретического, диагностического и коррекционного блоков строится модель формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель программы: формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения.

2. Развивать способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями.

3. Помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Методы программы:

  1. Сказкотерапия, прием – сочинение сказок.
  2. Арт-терапия, прием – свободное рисование.
  3. Игротерапия.

Аналитический блок предполагает повторную диагностику и сравнение результатов исследования.

 

Заключительный этап представляет собой обработку и анализ результатов, полученных после коррекции, сравнение этих данных с данными первичного исследования. На данном этапе были использованы: метод математической статистики Т-Вилкоксона, анализ и синтез полученных данных, графические материалы, представленные таблицами и рисунками [11].

Таким образом, данная модель состоит из четырех последовательных блоков, направленных на достижение одной цели – формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ. Модель представлена в виде схемы и теоретически обоснована.

Диагностический материал для выявления уровня самооценки обучающегося

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Методика «Лесенка» (Автор Г. Щур)

Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.


Интерпретация:

Ступенька 1 – завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

Методика «Выбери свое место на дереве» (Автор Джон Ломпен)

Инструкция:

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение. Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше. Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка.

№ 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство.

Методика Проба Де Греефе

Инструкция: Ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй  — тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый — самую короткую; от того, кто средний — среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Интерпретация: В норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как правило, отдается тому, кто лучше учится. Отлично и хорошо успевающие ученики, как правило, не решаются проводить от своего кружка линию более длинную, чем от кружка товарища, даже когда имеют перед ним явное превосходство в успеваемости. 

Лестничная реализация адаптивного фильтра Шура

Во вращающихся машинах обнаружение локальных повреждений является одной из наиболее важных проблем. Такое изменение технического состояния вызывает локальное возмущение по временному (локальному) изменению жесткости кинематической пары (контакт зуб-зуб, тело качения-внешняя/внутренняя обойма и т.д.). Во многих практических, т.е. промышленных случаях, вибрационная сигнатура такого изменения слаба в смысле вырабатываемой энергии и, следовательно, полностью маскируется другими источниками вибрации в машине.Общая концепция обработки сигналов для обнаружения локальных повреждений заключается в использовании так называемого улучшения сигнала, т. е. своего рода инструмента, который может улучшить отношение сигнал/шум. В литературе можно найти множество подходов. Большинство из них используют фильтрацию сигналов (классические, адаптивные и оптимальные фильтры), декомпозицию (вейвлеты) или извлечение (слепое разделение источников). Эмпирическая модовая декомпозиция (EMD) является одним из таких методов, которые можно использовать с проблемой декомпозиции сигнала. В данной работе ЭМД будет использоваться для декомпозиции вибрационного сигнала с целью извлечения информации о локальном возмущении плеча (водила) планетарного редуктора тяжелой горной машины, т.е.е. роторный экскаватор. В результате применения EMD можно получить несколько временных рядов с разными свойствами субсигнала. В связи с заранее поставленной задачей, а именно обнаружением локальных возмущений, было исследовано несколько критериев для выбора наиболее информативного эмпирического режима. Первым критерием был эксцесс, рассчитанный для каждого режима с очень простым решающим правилом (максимальный эксцесс — лучший). Выяснилось, что такой подход не является оптимальным из-за некоторых случайных импульсов, не связанных с повреждением.Для улучшения результатов предлагается комбинировать спектр огибающей и эксцесс. Если спектр огибающей содержит семейство составляющих, относящихся к частоте вала плеча (несущего), а сигнал имеет остроконечный характер (высокий эксцесс), то результат ЭМИ для данного режима является оптимальным по смыслу переносимой информации. Однако при таком подходе решение принималось на основе визуального контроля огибающих спектров каждой моды, что является неэффективным способом. Наконец, были предложены два параметра: 1) коэффициент корреляции Пирсона эмпирической моды и эмпирически определенное локальное среднее исходного сигнала; 2) относительная мощность эмпирического модуса.

Алгоритм Шура и его приложения

  • 1.

    Schur, I.: «Uber Potenzreihen, die in Innern des Einheitskrises Beschränkt Sind», J. Reine Angew. Мат. 147 (1917), 205–232.

    Google Scholar

  • 2.

    Ахиезер Н.И.: Классическая проблема моментов , Хафнер, Нью-Йорк, 1965 (рус. оригинал 1961).

    Google Scholar

  • 3.

    Дельсарт П., Генин Ю. и Камп Ю.: «О роли задачи Неванлинны-Пика в теории цепей и систем», Int. J. Приложение теории цепей. 9 (1981), 177–187.

    Google Scholar

  • 4.

    Dewilde, P.: «Стохастическое моделирование с ортогональными фильтрами», в И. Д. Ландау (ред.), Mathematical Tools and Models for Control Systems Analysis and Signal Processing , CNRS Publication, Paris, 1982.

    Google Scholar

  • 5.

    Морф, М.: «Быстрые алгоритмы для многомерных систем», докторская диссертация, кафедра электротехники. Анг., Стэнфордский университет, Стэнфорд, Калифорния, август 1974 г.

  • 6.

    Риссанен, Дж.: «Алгоритмы треугольной декомпозиции блочных ганкелевых и теплицевых матриц с приложениями к факторингу положительных матричных многочленов», Math. вычисл. 27 (1973), 147–154.

    Google Scholar

  • 7.

    Musicus, B.: «Алгоритмы Левинсона и быстрых Холецкого для теплицевых и почти теплицевых матриц», технический отчет, Исследовательская лаборатория электроники, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, ноябрь.1981.

    Google Scholar

  • 8.

    Кайлат, Т., Леви, Б., Юнг, Л. и Морф, М.: «Факторизация и представление операторов в алгебре, порожденных теплицевыми операторами», SIAM J. Appl. Мат. 37 (1979), 467–484.

    Google Scholar

  • 9.

    Робинсон, Э. А.: «Спектральный подход к геофизической инверсии с помощью преобразований Лоренца, Фурье и Радона», Proc.ИЭЭЭ 70 (1982), 1039–1054.

    Google Scholar

  • 10.

    Абловиц, М.Дж. и Сегур, Х.: Солитоны и обратное преобразование рассеяния , SIAM, Philadephia, 1981.

    Google Scholar

  • 11.

    Захаров В.Е., Шабат П.Б. «Точная теория двумерной самофокусировки и одномерной самомодуляции волн в нелинейных средах», Сов.физ. ЖЭТП 34 (1972), 62–69.

    Google Scholar

  • 12.

    Маркел, Дж. Д. и Грей, А. Х.: Linear Prediction of Speech , Springer-Verlag, New York, 1978.

    Google Scholar

  • 13.

    Депреттер, Э. и Девильд, П.: «Ортогональная каскадная реализация реальных многопортовых цифровых фильтров», Int. J. Приложение теории цепей. 8 (1980), 245–272.

    Google Scholar

  • 14.

    Махоул, Дж.: «Стабильные и эффективные решетчатые методы для линейного прогнозирования», IEEE Trans. Акустика, Речь, Сигнал Проц. ASSP- 25 (1977), 256–261.

    Google Scholar

  • 15.

    Девильд, П., Виейра, А. С., и Кайлат, Т.: «Об обобщенном алгоритме реализации Сего-Левинсона для оптимальных линейных продикторов, основанном на подходе синтеза сети», IEEE Trans.Circuits Systems CAS- 25 (1978), 663–675.

    Google Scholar

  • 16.

    Девильд П. и Дым Х.: «Рекурсии Шура, формулы ошибок и сходимость рациональных оценок для стационарных стохастических последовательностей», IEEE Trans. Сообщить. Теория IT- 29 (1981), 446–461.

    Google Scholar

  • 17.

    Редхеффер, Р.: «О связи теории линий передачи с рассеянием и передачей», J.Мат. физ. 41 (1962), 1–41.

    Google Scholar

  • 18.

    Фаддеев Л. Д.: «Свойства S -матрицы одномерного уравнения Шрёдингера», Амер. Мат. соц. Перевод , Серия 2, 65 (1967), 139–166.

    Google Scholar

  • 19.

    Чадан, К. и Сабатье, П. К., Обратные задачи в квантовой теории рассеяния , Springer-Verlag, New York, Heidelberg, Berlin, 1977.

    Google Scholar

  • 20.

    Брукштейн, А.М., Леви, Б.К. и Кайлат, Т.: «Дифференциальные методы обратного рассеяния», Технический отчет LIDS-P-1313, Лаборатория систем информации и принятия решений, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, август 1983.

    Google Scholar

  • 21.

    Бубе, К. П. и Берридж, Р.: «Одномерная проблема сейсмологии отражений», SIAM Rev. 25 (1983), 497–559.

    Google Scholar

  • 22.

    Беллман, Р. и Винг, Г. М.: Введение в инвариантное вложение , Wiley, Нью-Йорк, 1975.

    Google Scholar

  • 23.

    Джевик Б., Нильсен А. и Хойен Дж.: «Попытка инверсии данных отражения», Geophys. Разведка 24 (1976), 492–505.

    Google Scholar

  • 24.

    Сантоса, Ф. и Шветлик, Х.: «Инверсия профиля акустического импеданса с помощью методов характеристик», Wave Motion 4 (1982), 99–110.

    Google Scholar

  • 25.

    Сондхи, М. М. и Резник, Дж. Р.: «Обратная задача для голосового тракта: численные методы, акустические эксперименты и синтез речи», J. Acoust. соц. амер. 73 (1983), 985–1002.

    Google Scholar

  • 26.

    Саймс, В. В.: «Устойчивое решение обратной задачи отражения для гладко стратифицированной упругой среды», SIAM J. Math. Анальный. 12 (1981), 421–453.

    Google Scholar

  • 27.

    Lamb, G.L.Jr.: Elements of Soliton Theory , Wiley, New York, 1980.

    Google Scholar

  • 28.

    Кей, И. и Мозес, Х.Е., Статьи по обратному рассеянию: 1955–1963 , Math.науч. Press, Brookline, Mass., 1982.

    Google Scholar

  • 29.

    Дейфт, П. и Трубовиц, Э.: «Обратное рассеяние на линии», Comm. Чистое приложение Мат. 32 (1979), 121–251.

    Google Scholar

  • 30.

    Гопинатх, Б. и Сондхи, М.М.: «Инверсия телеграфного уравнения и синтез несопоставимых линий», Proc. ИЭЭЭ 59 (1971), 383–392.

    Google Scholar

  • 31.

    Гопинат Б. и Сондхи М. М.: «Определение формы голосового тракта человека на основе акустических измерений», Bell Syst. Тех. Дж. 49 (1970), 1195–1214.

    Google Scholar

  • 32.

    Краус, Дж. и Карвер, К.: Электромагнетизм , McGraw-Hill, Нью-Йорк, 1973.

    Google Scholar

  • 33.

    Уэр, Дж. А. и Аки, К.: «Непрерывные и дискретные обратные задачи рассеяния в стратифицированной упругой среде I: плоские волны при нормальном падении», J. Acoust. соц. амер. 45 (1969), 911–921.

    Google Scholar

  • 34.

    Берриман, Дж. Г. и Грин, Р. Р.: «Дискретные обратные методы для упругих волн в слоистых средах», Геофизика 45 (1980), 213–233.

    Google Scholar

  • 35.

    Ньютон, Р. Г.: «Инверсия данных отражения для слоистых сред: обзор точных методов», Geophys. Дж. Роял Астрон. соц. 65 (1981), 191–215.

    Google Scholar

  • 36.

    Кэрролл Р. и Сантоса Ф.: «Методы рассеяния для одномерной обратной задачи геофизики», Math. Мет. заявл. науч. 3 (1981), 145–171.

    Google Scholar

  • 37.

    Коэн, С.: «Профили плотности и сжимаемости слоистой акустической среды по данным о докритических явлениях», Геофизика 46 (1981), 1244–1246.

    Google Scholar

  • 38.

    Ховард, М. С.: «Обратное рассеяние для слоистой акустической среды с использованием уравнений движения первого порядка», Геофизика 48 (1983), 163–170.

    Google Scholar

  • 39.

    Yagle, A.E. и Levy, B.C.: «Применение алгоритма Шура к обратной задаче для слоистой акустической среды», J. Acoust. соц. амер. 76 (1984), 301–308.

    Google Scholar

  • 40.

    Девильд П., Фоккема Дж. Т. и Видья И.: «Обратное рассеяние и линейное предсказание, случай с непрерывным временем», М. Хазевинкель и Дж. Виллемс (ред.), Стохастические системы. : Математика фильтрации и идентификации и приложений , Д.Рейдель, Дордрехт, 1981, 351–382.

    Google Scholar

  • 41.

    Кайлат Т., Виейра А. и Морф М.: «Обратные операторы Теплица, инновации и ортогональные полиномы», SIAM Rev. 20 (1978), 106–119.

    Google Scholar

  • 42.

    Рао, С. К. и Кайлат, Т.: «Ортогональные цифровые фильтры для реализации СБИС», IEEE Trans.Схемы Синтез. КАС- 31 (1984). 933–945.

    Google Scholar

  • 43.

    Саториус, Э. Х. и Александр, С. Т.: «Выравнивание каналов с использованием алгоритмов адаптивной решетки», IEEE Trans. коммун. COM- 27 (1979), 899–905.

    Google Scholar

  • 44.

    Виггинс Р. и Брантингем Л.: «Трехчиповая система синтезирует человеческую речь», Electronics (31 августа 1978 г.) 109–116.

  • 45.

    Friedlander, B.: «Решетчатые методы для спектральной оценки», Proc. ИЭЭЭ 70 (1982), 990–1017.

    Google Scholar

  • 46.

    Jaulent, M.: «Обратная задача рассеяния для линий передачи LCRG», J. Math. физ. 23 (1982), 2286–2290.

    Google Scholar

  • 47.

    Бултил, А.: «На пути к анализу ошибок быстрой факторизации Теплица», Tech.Отчет № TW-44, Отдел прикладной математики и программирования, Katholieke Universiteit Leuven, Бельгия, май 1979 г.

    Google Scholar

  • 48.

    Yagle, A.E. и Levy, B.C.: «Решение обратной задачи для одномерной упругой среды с удалением слоев», для публикации в Geophysics (1985).

  • 49.

    Clarke, T. J.: «Полная реконструкция слоистой упругой среды по данным наклонного стека P-SV», Geophys.Дж. Роял Астрон. соц. 78 (1984), 775–793.

    Google Scholar

  • .

    Математика, информатика

    [Материалы] ICASSP 91: 1991 Международная конференция по акустике, речи и обработке сигналов

  • 1991
  • Нормализованный квадратный корень Шура (1917,1986) RLS (рекурсивный) представлен новый класс алгоритмов типа Шура для адаптивной фильтрации и… Развернуть

    Новые формы алгоритмов Левинсона и Шура

    • P.Strobach
    • Компьютерные науки, математика

      IEEE Signal Processing Magazine

    • 1991
    Описаны решения Левинсона и Шура для задачи адаптивной фильтрации и оценки параметров рекурсивной обработки методом наименьших квадратов и систолический массив адаптивного фильтра Schur RL разработан, и его работа проиллюстрирована на типичном примере. Expand

    CALF: адаптивный решетчатый фильтр CORDIC

    • Ю. Ху, Х. Ляо
    • Математика, информатика

      [Труды] ICASSP-92: Международная конференция IEEE 1992 г. по акустике, обработке речи и сигналов6

      3

      1992
    Авторы модифицировали этот алгоритм в алгоритм знак-знак, чтобы воспользоваться тем фактом, что процессоры CORDIC вращаются только на конечное число различных углов поворота, и результаты показали хорошие свойства сходимости даже при довольно грубо квантованных углах.Expand

    Рекурсивные лестничные алгоритмы треугольных массивов

    • P. Strobach
    • Математика, информатика

      IEEE Trans. Сигнальный процесс.

    • 1991
    Представлены два рекурсивных лестничных алгоритма наименьших квадратов для реализации на треугольных систолических массивах, полностью основанных на численно устойчивых и надежных ковариационных рекурсиях. Expand

    Архитектуры СБИС на основе CORDIC для цифровой обработки сигналов

    Представлен метод использования массива процессоров CORDIC для реализации алгоритмов цифровой обработки сигналов, чтобы переформулировать существующие алгоритмы DSP, чтобы они подходили для реализации с массивом, выполняющим операции кругового или гиперболического вращения. .Expand

    Систолическая решетка в масштабе пластины для адаптивной обработки антенн

    • C. Rader
    • Информатика

      1991 Международный симпозиум по технологиям, системам и приложениям СБИС — Proceedings of Technical Papers

    • 199 Система СБИС определяет веса для приложения адаптивной антенны на основе использования преобразований Гивенса для преобразования исходных данных в нижний треугольный набор линейных уравнений для достаточно больших N.Развернуть

      Произошла ошибка при настройке пользовательского файла cookie

      Произошла ошибка при настройке пользовательского файла cookie

      Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности. Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.

      Настройка браузера на прием файлов cookie

      Существует множество причин, по которым файл cookie не может быть установлен правильно. Ниже приведены наиболее распространенные причины:

      • В вашем браузере отключены файлы cookie.Вам необходимо сбросить настройки браузера, чтобы принять файлы cookie, или спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
      • Ваш браузер спрашивает, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались. Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, нажмите кнопку «Назад» и примите файл cookie.
      • Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Попробуйте другой браузер, если вы подозреваете это.
      • Дата на вашем компьютере в прошлом. Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie.Чтобы это исправить, установите правильное время и дату на своем компьютере.
      • Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie. Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.

      Почему этому сайту требуются файлы cookie?

      Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу.Предоставить доступ без файлов cookie потребует от сайта создания нового сеанса для каждой посещаемой вами страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.

      Что сохраняется в файле cookie?

      Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в файле cookie; никакая другая информация не фиксируется.

      Как правило, в файле cookie может храниться только та информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта.Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, если вы не решите ввести его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступ к остальной части вашего компьютера, и только сайт, создавший файл cookie, может его прочитать.

      Цюньхуа Лю | Scinapse

      Последний. Dong Yang (Университет Штутгарта)H-Index: 17

      просмотреть всех 4 авторов…

      Реферат С помощью новой техники исследуются реколлемменты производных модульных категорий — лестницы реколлементов, которые представляют собой максимальные последовательности мутаций.Показано, что положение в лестнице контролирует, ограничивает ли повторение от неограниченного до другого уровня производной категории. Лестницы также помогают контролировать производную простоту на всех уровнях. Алгебра выводится простой, если ее производная категория не может быть деконструирована, т. категории модулей. Эти «стратифицирующие» напоминания получаются из напоминаний модульных категорий.Можно ли каждое воспоминание представить в такой форме с точностью до эквивалентности? Отрицательный ответ будет дан после характеристики воспоминаний, эквивалентных стратифицирующим. Кроме того, будут представлены критерии того, что кольцевой эпиморфизм является «стратификационным», а также конструкции су…подробнее

      С помощью новой техники исследуются реколлементы производных модульных категорий — лестницы реколлементов, которые представляют собой последовательности мутаций. Показано, что положение в лестнице контролирует, ограничивает ли повторение от неограниченного до другого уровня производной категории.Лестницы также помогают контролировать производную простоту на всех уровнях. Алгебра называется простой по выводу, если ее производная категория не может быть деконструирована, то есть если она не является средним членом нетривиального воспоминания, внешние члены которого …more

      ‡ Аннотация. Исследованы напоминания о производных категориях модулей. Во-первых, дополняются и расширяются некоторые известные результаты о гомологических размерностях алгебр, встречающиеся в сборнике, а также устанавливаются новые результаты о K-теоретических инвариантах.Во-вторых, уточняется, когда воспоминания могут быть сняты или, в частности, ограничены между разными уровнями производных категорий. Используя эти характеристики, приводятся примеры и критерии, показывающие, что понятие производной простоты зависит от…more

      #2Dong Yang (Университет Штутгарта)H-Index: 17

      Доказана производная версия теоремы Машке для конечных групп. : производные категории, ограниченные или неограниченные, всех блоков групповой алгебры конечной группы просты в том смысле, что они не допускают нетривиальных напоминаний.Этот результат не зависит от характеристики основного поля.

      Недавние результаты Келлера и Никольса, а также Кенига и Янга показали биективные соответствия между подходящими классами t-структур и ко-t-структур с некоторыми объектами производной категории: объекты заиления. С другой стороны, техники склеивания (ко-)t-структур вдоль воспоминаний играют важную роль в понимании категорий производных модулей. Используя приведенное выше соответствие с заиливающими объектами, мы приводим явные конструкции склейки заиливающих объектов, а…more

      Последний. Qunhua Liu (Университет Штутгарта)H-Index: 10

      просмотреть всех 3 авторов…

      Резюме Воспоминания триангулированных категорий можно рассматривать как точные последовательности таких категорий. Повторные напоминания триангулированных категорий являются аналогами геометрических или топологических расслоений и композиционных рядов алгебраических объектов. Обсуждается вопрос единственности такой стратификации с точностью до упорядочения и производной эквивалентности для производных модульных категорий.Основным результатом является положительный ответ в виде теоремы Жордана Гёльдера для производных модульных категорий h…more

      Следуя работам Бейлинсона, Бернштейна и Делиня, мы изучаем ограничение и индукцию t-структур на триангулированных категориях с уважение к воспоминаниям. Для производных категорий кусочно-наследственных алгебр мы даем необходимое и достаточное условие того, что ограниченная t-структура индуцируется из реколлементов производными категориями алгебр. В качестве следствия мы доказываем, что для наследственных алгебр конечного типа представления все ограниченные t-структуры могут быть получены таким образом.

      Последний. Qunhua Liu (University of Stuttgart)H-Index: 10

      просмотреть всех 3 авторов…

      Аннотация Установлена ​​теорема Жордана–Гольдера для категорий производных модулей кусочно-наследственных алгебр, в частности, для представлений колчанов и для наследственных абелевых категорий геометрического характера. Показано, что результирующие композиционные ряды производных категорий не зависят от выбора ограниченных или неограниченных категорий производных модулей, а также от выбора конечно порожденных или произвольных модулей.

      Аннотация Понятие вспоминания используется для получения стратификации категории производных модулей кольца, которое можно рассматривать как аналог композиционного ряда для групп или модулей. Эта аналогия поднимает вопрос о том, верна ли «выведенная» теорема Джордана-Гёльдера; уникальны ли такие расслоения с точностью до порядка и эквивалентности? Это действительно имеет место для нескольких классов колец, включая полупростые кольца, коммутативные нётеровы кольца, групповые алгебры конечных групп и т. д…more

      Combinatorica

      Приведенные ниже статьи приняты к публикации в COMBINATORICA и появятся в следующих номерах. Некоторые из них уже опубликованы в электронном виде, и с ними можно ознакомиться на веб-сайте Springer: Интернет Первые статьи.

      Статьи, которые появятся в следующих номерах

      Дана Бартосова, Хорди Лопес-Абад, Мартино Лупини, Брис Мбомбо Свойства Рамсея для грассманианов над R, C Даниэль Краль, Джонатан А.Ноэль, Сергей Норин, Ян Волец, Фан Вэй Недвудольные k-общие графы Люк Постл, Эвелин Смит-Роберге О плотности C_7-критических графов Ян Гребик, Исраэль Роша Дробный изоморфизм графонов Франсуа Хеннекар, Гьян Пракаш, Э. Прамод На тонких основах из суммы продуктов Томаш Лучак, Джоанна Полчин, Кристиан Райхер О плотности треугольников Рамсея-Турана Сергей Норин, Цзы-Ся Сун Новая верхняя граница хроматического числа графов без нечетного минора K_t Давид Матолчи, Имре Ружа, Джордж Шакан, Дмитрий Железов Аналитический подход к мощностям сумм Дэвид Конлон, Джейкоб Фокс, Юваль Вигдерсон Числа Рамсея книг и квазислучайность Чжиконг Лин, Донгсу Ким Комбинаторная биекция на k-непересекающемся разбиении Друв Мубайи, Сижи Лю Проблема Турана с гиперграфом без устойчивости Питер Эйр, Амин Коджа-Оглан, Кэтрин Гринхилл Нижние границы хроматического числа случайных графов Брэндон Хэнсон, Оливер Рош-Ньютон, Миша Руднев Высшая выпуклость и наборы повторных сумм Вида Дуймович, Дэвид Эппштейн, Роберт Хикингботэм, Пэт Морин, Дэвид Р.п Арнольд Ноймайер, Сафет Пенич Об ограничении диаметра дистанционно регулярного графа Павел Пудлак, Войтех Рёдль Экстракторы для малых источников фиксации нуля Яна Чловечек, Романос Диоген Маликиосис, Мартон Насзоди, Матиас Шимура Вычисление радиуса покрытия многогранника с применением к одиноким бегунам Феликс Йоос, Стефан Эхард Краткое доказательство леммы о раздутии для приближенных разложений Шон Эберхард Характеристический полином случайной матрицы Мартин Балко, Давид Ходоунски, Ян Хубичка, Матей Конечный, Луис Вена Большие степени Рамсея 3-однородных гиперграфов конечны Драго Бокал, Зденек Дворжак, Петр Хлинень, Хесус Леанос, Боян Мохар, Тило Видера Гипотеза об ограниченной степени верна в точности для c-пересекающихся критических графов с c Максим Фортье Бурк, Брэм Петри Целующиеся числа регулярных графов Бодо Ласс Вычисление эйлеровой характеристики пространства модулей кривых Цз Хо Чан, Джаред Лихтман, Карл Померанс О критическом показателе k-примитивных множеств Габор Кун О гипотезе Гарднера Даниэле Бартоли, Джакомо Микели Алгебраические конструкции полных m-дуг Джефф Кан, Джинён Пак Количество максимальных независимых множеств в кубе Хэмминга Ёити Ивата, Ютаро Ямагучи Поиск кратчайшего ненулевого пути в графах с групповыми метками Ронен Элдан Границы второго порядка для корреляций между растущими семьями Томаш Масаржик, Ирен Музи, Марчин Пилипчук, Павел Жонжевски, Мануэль Зорге Направленные циклы упаковки на четверть и наполовину цельно Абхишек Метхуку, Иштван Томон Двудольные задачи Турана для упорядоченных графов Кента Озеки Классы эквивалентности Кемпе кубических графов, вложенных в проективную плоскость Лиор Гишболинер, Рафаэль Штайнер, Тибор Сабо Ориентированные циклы в орграфах большой исходящей степени Джеймс Дэвис Вершинно-младшие замкнутые классы $\chi$-ограничены Хади Харагани, Томас Пендер, Шо Суда Семейство сбалансированных обобщенных весовых матриц Клод Тардиф Хроматическое число произведения 14-хроматических графов может быть 13 Тамаш Кальман, Сынхун Ли, Лилла Тотмерес Группа песочниц тройки и каноническое определение плоского действия Бернарди Габор Элек, Габор Тардос Сходимость и пределы конечных деревьев Рон Ахарони, Эли Бергер, Джозеф Бриггс, Эрел Сегал-Халеви, Шира Зербиб Дробно сбалансированные гиперграфы и радужные теоремы ККМ Хонг Лю, Петер Пал Пах, Чаба Шандор Полиномиальная теорема Шура Якуб Пшибыло Гипотеза 1-2-3 верна для графов с достаточно большой минимальной степенью Чао Ши, Питер Франкл, Цзянго Цянь О непустых пересекающихся семействах Габор Дамашди, Дёмётёр Палвёльи Реализация 𝑚-однородного четыреххроматического гиперграфа с дисками Войтех Калужа, Мартин Танцер Четные карты, числа Колена де Вердьера и представления графов Нора Франкл, Андрей Купавский Почти точные оценки числа дискретных цепочек на плоскости Сви Хон Чан, Игорь Пак, Грета Панова Логарифмическая вогнутость в планарных случайных блужданиях

      Метод Шрот при сколиозе | Медицина Джона Хопкинса

      Сколиоз Физиотерапия Здоровье детей и подростков Детские ортопедические процедуры

      Метод Шрот – это физиотерапевтический подход к лечению сколиоза.Он основан на упражнениях, адаптированных к искривлению позвоночника каждого пациента.

      Что вам нужно знать

      • Упражнения Шрот могут принести пользу пациентам всех возрастов, независимо от тяжести сколиоза.
      • Физиотерапевт или специалист, прошедший обучение по методу Шрот, должен направлять вас в изучении метода Шрот.
      • Продолжительность программы Шрот варьируется, и предполагается, что вы будете продолжать заниматься дома, чтобы держать сколиоз под контролем.

      Что такое метод Шрот?

      Метод Шрот — нехирургический метод лечения сколиоза. Он использует упражнения, адаптированные для каждого пациента, чтобы вернуть искривленный позвоночник в более естественное положение. Цель упражнений Шрота состоит в том, чтобы развернуть, удлинить и стабилизировать позвоночник в трехмерной плоскости. Это достигается с помощью физиотерапии, которая фокусируется на:

      • Восстановление мышечной симметрии и выравнивание осанки

      • Дыхание вогнутой стороной тела

      • Научить вас следить за своей осанкой

      Этот подход к лечению сколиоза был разработан Катариной Шрот и популяризирован ее дочерью Кристой.У Катарины Шрот, родившейся в Германии в конце 1800-х годов, был сколиоз, который безуспешно лечился с помощью корсетов. Она разработала собственную технику дыхания и упражнения для лечения сколиоза. Вместе с дочерью они открыли клинику, в которой одновременно лечили более 150 пациентов.

      Что такое упражнения Шрот при сколиозе?

      Сколиоз – сложное заболевание. Сзади он выглядит как изгиб в виде буквы C или S. Но чего вы не увидите невооруженным глазом, так это того, как позвонки в позвоночнике вращаются, образуя изгиб.Промежутки между позвонками также могут сжиматься в одних местах и ​​растягиваться в других. Вот почему физиотерапия сколиоза требует трехмерного подхода для лечения искривления со всех сторон.

      Поворот позвоночника при сколиозе у каждого человека разный. Упражнения Шрот адаптированы к вашему уникальному изгибу позвоночника. Упражнения можно выполнять стоя, сидя или лежа. Реквизиты, такие как терапевтические мячи, шесты и перекладины Шрота, также можно использовать для коррекции сколиоза.

      Упражнения Шрота, хотя и отличаются от человека к человеку, включают три важных компонента:

      Мышечная симметрия

      Изменения искривления позвоночника также влияют на мышцы спины. С одной стороны спины мышцы могут ослабевать и истощаться. С другой стороны, мышцы могут быть перегружены и выступать. Упражнения Шрот предназначены для решения обеих проблем и направлены на достижение мышечной симметрии.

      Вращательное угловое дыхание

      Дыхание является важной частью метода Шрот.Метод использует специальную технику дыхания, называемую ротационным угловым дыханием. Идея состоит в том, чтобы вращать позвоночник при дыхании, чтобы помочь изменить форму грудной клетки и окружающих мягких тканей.

      Осознание своей позы

      Катарина Шрот в своей первоначальной практике в значительной степени полагалась на зеркала. Зеркала помогли ее пациентам научиться осознавать свою осанку. Осознание положения позвоночника — первый шаг к его исправлению. Осанка особенно важна, когда речь идет о повседневной жизни.Если у вас сколиоз, вам всегда нужно помнить о положениях, которые могут усугубить его.

      Физиотерапия сколиоза: история Софи

      Мама Софи заметила у дочери сколиоз во время экспресс-теста, который любой родитель может провести дома. Благодаря ранней диагностике Софи, ночным корсетам и упражнениям Шрот под руководством физиотерапевта Пейтинга Лиена, Софи может контролировать сколиоз без хирургического вмешательства.

      Каких результатов можно ожидать после прохождения программы Шрот?

      Большинство пациентов отмечают заметное улучшение степени искривления позвоночника после завершения программы Шрот. Продолжительность программы может варьироваться, но обычно включает от пяти до 20 сеансов. Традиционно сеансы длились несколько часов и проходили в плотном ежедневном графике. Сегодня программы Шорта обычно менее интенсивны и включают более короткие сеансы, растянутые на более длительный период.В Johns Hopkins наши занятия обычно длятся от 45 минут до часа. Продолжительность и частота во многом зависят от толерантности пациента и степени сколиоза.

      Помимо коррекции кривой, результаты программы Шрот могут включать:

      • Улучшение осанки

      • Улучшенная стабильность и прочность сердечника

      • Легче дышать

      • Меньше боли

      • Улучшенная общая схема движения и функция

      • Улучшение самоконтроля и понимания позвоночника

      • Лучшее выравнивание таза

      Основной целью упражнений Шрота является предотвращение прогрессирования сколиоза.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *