Личностный опросник Айзенка
Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)
Шкалы: экстраверсия, интроверсия, нейротизм; типы темперамента — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик
Назначение теста
Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.
Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.
Инструкция к тесту
«Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Экстраверсия – интроверсия:
• «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
• «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность):
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»:
• «да» (+): 6, 24, 36;
• «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Обработка результатов теста
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
• больше 19 – яркий экстраверт,
• больше 15 – экстраверт
• 12 – среднее значение,
• меньше 9 – интроверт,
• меньше 5 – глубокий интроверт.
Нейротизм :
• больше 19 – очень высокий уровень нейротизма,
• больше 14 – высокий уровень нейротизма,
• 9 – 13 – среднее значение,
• меньше 7 – низкий уровень нейротизма.
Ложь:
• больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
• меньше 4 – норма.
Интерпретация результатов теста
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Интерпретация показателей по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм»
Численный показатель | 0-2 | 3-6 | 7-10 | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-24 |
Интерпретация для шкалы «Экстраверсия» | Сверх интро верт | Интро верт | Потенциа льный интроверт | Амби верт | Потенци альный эстраверт | Экстра верт | Сверх экстраверт |
Численный показатель | 0-2 | 3-6 | 7-10 | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-24 |
Интерпретация для шкалы «Нейротизм» | Сверх конкордант | Конко рдант | Потенциа льный конкордант | Нормостеник | Потенци альный дискор дант | Дискордант | Сверх Дискор дант |
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).
«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.
В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.Текст опросника (вариант А)
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге (ответ “Да”) или спросить у друзей (ответ “Нет”)?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Бланк ответов Ф.И.О_____________________Возраст____________
Ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения.
№ | № | ||
1 | 30 | ||
2 | 31 | ||
3 | 32 | ||
4 | 33 | ||
5 | 34 | ||
6 | 35 | ||
7 | 36 | ||
8 | 37 | ||
9 | 38 | ||
10 | 39 | ||
11 | 40 | ||
12 | 41 | ||
13 | 42 | ||
14 | 43 | ||
15 | 44 | ||
16 | 45 | ||
17 | 46 | ||
18 | 47 | ||
19 | 48 | ||
20 | 49 | ||
21 | 50 | ||
22 | 51 | ||
23 | 52 | ||
24 | 53 | ||
25 | 54 | ||
26 | 55 | ||
27 | 56 | ||
28 | 57 | ||
29 |
Протокол
Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка)
Испытуемый:_______________________ Экспериментатор:_______________
Пол: _________Возраст:______________ Дата:____________
Самоотчет:________________________________________________ ________________________________________________________
Результаты:__________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опросник MPI
Опросник представляет собой еще одну из методик, разработанных Айзенком для диагностики индивидуально-психологических свойств личности.
Опросник состоит из 70 вопросов , 24 из которых направлены на диагностику экстраверсии, 24 на диагностику нейротизма, 2 вопроса — маскировочные, они не дают никакой информации об испытуемом. И, наконец, оставшиеся 20 вопросов образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой — дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма.
Обследуемому требуется ответить «да» или «нет». Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответите («?»). За ответ, совпадающий с ключом (таблица 23), дается два балла, за «?» — один балл, за несоответствующий — 0 баллов.
Полученные баллы суммируются . Отдельно оцениваются данные по шкале «лжи», результаты исследования считаются недействительными, если показатель «лжи» оказывается выше 20 баллов. Сомнительна достоверность ответов испытуемых, чей показатель «лжи» выше 16 или ниже 4 баллов. Норма по этой шкале — 6-12 баллов.
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.
Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных (см. вариант EPQ).
Текст опросника
1. Хотели бы Вы ограничить круг своих знакомых только несколькими избранными лицами?
2. Предпочитаете ли Вы действовать сами, а не планировать действия других?
3. Всегда ли Вы быстро находите подходящий ответ на критическое замечание в Ваш адрес?
4. Часто ли Вы мечтаете о несбыточном?
5. Делали Вы в детстве сразу и без пререканий все, что от Вас требовалось?
6. Характерно ли для Вас действовать быстро и уверенно?
7. Бывает ли у Вас острое чувство разочарования?
8. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня?
9. Считаете ли Вы свою работу делом обычным и прозаическим?
10. Часто ли Вы бываете «не в духе»?
11. Склонны ли Вы размышлять о своем прошлом?
12. Если Вы что-либо обещали, всегда ли Вы сдерживаете слово несмотря ни на что?
13. Любите ли Вы быть в окружении людей?
14. Свойственна ли Вам некоторая робость в присутствии лиц другого пола?
15. Сердитесь ли Вы когда-либо?
16. Часто ли Вы чувствуете себя одиноким?
17. Характерна ли для Вас обидчивость?
18. Часто ли оказывается, что Вы приняли решение слишком поздно?
19. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
20. Можете ли Вы назвать себя очень добросовестным?
21. Любите ли Вы разыгрывать окружающих?
22. Бывает ли, что Вы смехом реагируете на неприличную шутку?
23. Замечаете ли Вы, что Вам часто бывает трудно сосредоточиться?
24. Кажетесь ли Вы себе чересчур нервным и внутренне напряженным?
25. Когда критический момент позади, кажется ли Вам обычно, что нужно было что-то сделать иначе?
26. Когда Вы с кем-нибудь играете, хочется ли Вам победить?
27. Рассматриваете ли Вы свое занятие как то, что для Вас очень важно и дорого?
28. Часто ли Вам трудно собраться с мыслями перед трудным разговором?
29. Всегда ли Вам приятно, когда человек, который Вам не нравится, добивается заслуженного успеха?
30. Бывает ли, что наплыв мыслей не дает Вам заснуть?
31. Свойственно ли Вам иногда прихвастнуть?
32. Чувствуете ли Вы себя непринужденно и легко в веселой компании?
33. Любите ли Вы предаваться мечтам?
34. Часто ли Вы без особого повода чувствуете усталость и апатию?
35. Все ли Ваши привычки положительны?
36. Бывает ли, что Вам хочется побыть одному?
37. Свойственно ли Вам в обществе говорить меньше, чем другие?
38. Бываете ли Вы временами полны энергии, а временами вялы?
39. Всегда ли Вы сразу отвечаете на письма личного характера?
40. Можно ли Вас назвать разговорчивым?
41. Бывают ли у Вас иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим?
42. Очень ли Вы недовольны, когда не имеете возможности общаться со многими людьми?
43. Нравится ли Вам принимать участие в деятельности, требующей быстроты и решительности?
44. Часто ли Вы вспоминаете о светлых эпизодах Вашей жизни?
45. Случается ли, что Вы спорите о вещах, о которых слишком мало знаете?
46. Бывает ли, что Вы не можете отделаться от докучливых мыслей?
47. Считают ли окружающие Вас живым и бойким человеком?
48. Любите ли Вы иногда посплетничать?
49. Легко ли Вы расстраиваетесь?
50. Бывало ли» что Вы говорили неправду?
51. Свойственно ли Вам брать на себя руководящую роль в совместных действиях?
52. Можете ли Вы назвать себя беззаботным?
53. Бывают ли у Вас денежные затруднения?
54. Бывают ли у Вас периоды такого беспокойства, что Вы не можете долго усидеть на одном месте?
55. Считаете ли Вы себя человеком веселым?
56. Случалось ли Вам опаздывать?
57. Чувствуете ли Вы себя иногда вдруг жалким и несчастным?
58. Испытываете ли Вы некоторое чувство вины?
59. Склонны ли Вы к частым сменам настроения?
60. Нравится ли Вам иметь много общественных дел?
61. Бывает ли, что Вы выходите из себя?
62. Бывает ли у Вас иногда вдруг беспричинная радость или грусть?
63. Трудно ли Вам в непринужденной компании почувствовать себя совершенно свободно?
64. Часто ли у Вас бывают подъемы и смени настроения?
65. Пройдете ли Вы в кино без билета, если твердо уверены, что Вас не проверят?
66. Нравится ли Вам работа, которая требует концентрации внимания на мелких деталях?
67. Стараетесь ли Вы уклониться от выполнения общественных поручений?
68. Часто ли беспокойства вызывают у Вас бессонницу?
69. Из всех, кого Вы знаете, есть ли такие лица, которые Вам очень не нравятся?
70. Свойственно ли Вам первым вступать в контакт с незнакомым человеком?
Ключ
+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
+ |
0 |
Е- |
Е+ |
Е+ |
Н+ |
Л+ |
Е+ |
0 |
Л- |
Е+ |
Н+ |
0 |
10 |
Н+ |
Л+ |
Е+ |
Е- |
Л- |
Н+ |
Н+ |
Н+ |
Л+ |
Е- |
10 |
20 |
Е+ |
Л- |
Н+ |
Н+ |
Н+ |
Л- |
Е- |
Н+ |
Л+ |
Н+ |
20 |
30 |
Л- |
Е+ |
Н+ |
Н+ |
Л+ |
0 |
Е- |
Н+ |
Л+ |
Е+ |
30 |
40 |
Л- |
Е+ |
Е+ |
Н+ |
Л- |
Н+ |
Е+ |
Л- |
Н+ |
Л- |
40 |
50 |
Е+ |
Е+ |
Л- |
Н+ |
Е+ |
Л+ |
Н+ |
Н+ |
Н+ |
Е+ |
30 |
60 |
Л- |
Н+ |
Е- |
Н+ |
Л+ |
Е- |
Е- |
Н+ |
Л- |
Е+ |
60 |
- Айзенк, Ганс Юрген
- (род. 1916) — английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Основатель и редактор журналов «Personality and IndividualDifferences» и «Behaviour Research and Therapy».
- Личностный опросник Айзенка
- Текст теста (личностного опросника) Айзенка, направленного на диагностику личностных параметров, нейротизма и экстраверсии-интроверсии.
См. также
Разные опросники- Бланк УСК
- Бланк теста «Ваш сексуальный профиль»
- Личностный опросник Айзенка
- Методика «Выбери нужное Лицо»
- Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
- Методика «Педагогические ситуации»
- Методика исследования ригидности
- Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК)
- Опросник «Честность»
- Опросник EPQ
- … и другое
[PDF] Интерпретация корреляции между невротизмом и оценками по шкале лжи
Влияние фальшивых инструкций на опросник личности Айзенка
- Дж. Р. Браун, Барбара Дж. Гомес
- 1966
Психология
Психологические отчеты
Достоверность Шкалы лжи из Опросника личности Айзенка Младшего
- Уотерс Т. Дж.
- 1968
Психология
Сенк и Айзенк, 1964). Инвентарь измеряет личностные параметры экстраверсии и…
Двойственный характер шкалы лжи EPQ среди студентов университетов в Австралии
- Л. Фрэнсис, Л. Браун, П. Р. Пирсон
- 1991
Психология
Влияние тестовых инструкций по обращению с социальной желательностью на личностный опросник Айзенка
- Дж. Левин, И. Монтаг интерпретация показателей детской шкалы лжи.
- 1971
- 1983
- 1966
- 1991
- 1976
- Д. Финлейсон
Психология
The British Journal of Educational их отражением может быть корреляция шкалы лжи со шкалой невротизма.
Интерпретация баллов по шкале детской лжи.
- S. Eysenck, D. Nias, H. Eysenck
Psychology
Британский журнал педагогической психологии
Шкала социальной желательности: Больше содержания, чем стиля.
- Р. Маккрей, П. Коста
Психология
Многие психологи до сих пор рассматривают корреляции со шкалами социальной желательности (СО) как свидетельство несостоятельности мер, несмотря на 20-летние исследования, показывающие, что эта интерпретация обычно…
Реакция желательности установлена у детей.
- S. Eysenck, I. Syed, H. Eysenck
Psychology
Британский журнал педагогической психологии
Двойственный характер шкалы лжи EPQ среди студентов колледжей в Англии
- Л. Фрэнсис
Психология
ПЕН-умение: подделка P-E-N
- Ф. Фарли, Д. Го 90 005 Психология
Возможность подделки PEN была протестирована экспериментально на 108 студентах колледжа с использованием обучающих наборов наилучшего впечатления (социальная желательность), наихудшего впечатления (психиатрически больной) и нормального…
Шкала психотизма Айзенка | 4
Секция панировочных сухарей. Нажмите здесь, чтобы перейти на соответствующие страницы.
Глава
Глава
Несколько сходящихся направлений исследований в настоящее время убедительно показывают, что психотические состояния, особенно шизофрения, связаны с ними личностными и другими характеристиками, которые можно наблюдать у нормальных людей и которые почти наверняка помогают определить предрасполагающие черты такие расстройства. Недавно разработанные P-шкалы Айзенка — как взрослая, так и юношеская версии — призваны выявить такие характеристики и, следовательно, предоставить инструмент опросника для измерения третьего измерения психотизма, которое всегда содержалось в теории личности Айзенка. При рассмотрении текущего состояния P-шкалы для взрослых отмечается ряд проблем с достоверностью нового вопросника. К ним относятся неспособность «критериальных групп» диагностированных психотиков достичь особенно высоких баллов по шкале, вторжение шкалы Ли в реакцию на результаты по шкале P и сомнительная валидность последней версии шкалы (EPQ). , пункты которого больше сосредоточены на общих антисоциальных чертах, чем на явно психотических характеристиках. Высказываются также сомнения в возможности охвата в рамках единой шкалы характеристик, связанных со всеми формами психотического расстройства. Несмотря на такие оговорки, делается вывод, что шкала Айзенка, вероятно, действительно учитывает часть дисперсии психотических черт, наблюдаемых у нормальных людей. Это иллюстрируется ссылкой на работу над «психотизмом», проведенную автором и его коллегами. Исторически эта работа начиналась с несколько иной точки зрения, пытаясь изолировать психофизиологические характеристики психотических пациентов, а затем искать их свидетельства у нормальных людей. Появление P-шкалы вызвало сближение с работой Айзенка, и несколько описанных здесь экспериментов помогают, по мнению автора, повысить достоверность его опросника. Таким образом, было обнаружено, что люди с высоким P-показателем по ряду психофизиологических характеристик напоминают психотических пациентов и ведут себя таким образом, который согласуется с теорией автора о том, что шизофрения связана с любопытной формой «дисбаланса» центральной нервной системы. Однако недавние наблюдения показывают, что это сходство может быть ограничено некоторыми людьми с высокими показателями P, а именно интровертами; этот вывод подтверждает неудовлетворительную характеристику шкалы — неоднородность групп, набравших по ней высокие баллы, — но в то же время предполагает, что при использовании в сочетании с другими личностными показателями шкала P может быть способна идентифицировать, по крайней мере, некоторых лиц, предрасположенных к определенным формы психозов. Следуя последней линии рассуждений, дальнейшая работа в лаборатории автора в настоящее время направлена на разработку опросника «пограничной шизофрении», который, как считается, имеет лучшую внешнюю валидность, чем шкала P, но предназначен для использования вместе с ним в будущих психологических и психофизиологических исследованиях. . Пока что результаты выглядят многообещающе, особенно некоторые данные, касающиеся нового опросника и различий полушарий в обработке информации. Делается вывод о том, что концепция размерности применительно к психотическим состояниям в высшей степени жизнеспособна и что, хотя многие проблемы теории и измерения остаются, Айзенк может по обоим пунктам считаться главным пионером в этой области.