Шкала интеллекта станфорд бине: 6.Шкалы Стенфорд-Бине.

6.Шкалы Стенфорд-Бине.

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине разработана французским психологом, основателем первой французской лаборатории экспериментальной психологии Альфредом Бине.

По мнению автора, существует некоторая способность здраво мыслить или рассудительность, которая помогает человеку осознавать действительность и адаптироваться в окружающей его среде. Это такой здравый смысл, с помощью которого апеллируют в Суде. Все остальные характеристики интеллектуальной функции человека в теории Бине имеют второстепенное значение.

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине, как и тест Векслера (WISC), относится к тестам общих способностей и позволяет оценить общий уровень интеллекта. В психодиагностической модели теста интеллект понимается как способности оперировать абстрактными отношениями и символами, без опоры на перцептивную и моторную области.

Первая редакция шкалы состоялась в 1905 году, тест назывался «Шкала умственного развития Бине-Симона».

Тест позволял определить степень одаренности и уровень адаптации умственно отсталых детей.

Первая редакция теста «Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине» состоялась в 1916 году, шкала была доработана Тёрменом.  Эта версия теста получила широкое распространение среди американских психологов в качестве надежного психодиагностического теста для экспертной оценки.

В 1937 году опубликованы два варианта теста — Форма L и Форма M, каждая из которых состояла из 129 заданий.

Третья редакция теста — 1960 год, издана Тёрменом и Меррилл, две формы были объединены в Форму L-M, из шкал исключили ряд заданий, некоторые задания серьезно переработаны. В этой версии теста IQ используется как стандартный показатель со средним значением 100.

В 1972 году опубликованы новые нормы теста с охватом возрастного периода от 2 до 18 лет.

В настоящее время шкала интеллекта Стенфорд-Бине используется западными специалистами для оценки степени готовности ребенка к школе, и распределения учащихся по разным типам школ.

Шкала применяется для прогноза школьных достижений с ограничением, из-за влияния на успеваемость учащихся разнообразных дополнительных факторов, среди которых можно отметить личностные особенности учащегося и семья.

Коэффициент интеллектуальности обозначаемое символом IQ отношение так называемого умственного возраста (УВ) к истинному, хронологическому возрасту (ИВ) данного лица по формуле; (УВ/ИВ)*100%=IQ& Умственный возраст определяется результатами тестирования с помощью одной из возрастных шкал интеллекта. В большинство тестов, включенных в разные возрастные шкалы, входят задания, выполнение которых предполагает владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими действиями, общую осведомленность, ориентировку в практических ситуациях, произвольную память и пр.

Коэффициент интеллектуальности

показатель умственного развития, получаемый на основе различных тестовых методик. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит французскому психологу А. Бине (19О3 г.), сам термин введен австрийским психологом В. Штерном (1911 г.). Показатель IQ используется в армии США и других стран в методической системе профессионального психологического отбора, при оценке умственных способностей.

Начало эры IQ

19 сентября 1917 г. была опубликована Стэнфордская редакция шкалы Бине-Симона,  получившая всемирную известность как тест Стэнфорд-Бине. Реже эту методику называют шкалой Бине-Термена, присовокупляя к фамилии французского первопроходца фамилию автора американской модификации - Луиса Медисона Термена.

Переводы и более или менее удачные модификации шкалы Бине-Симона (впервые опубликованной в 1905 г.) осуществлялись в разных странах и ранее. В России такая работа была проделана А.М.Шуберт. Но именно вариант Термена положил начало широчайшему распространению в мире (сначала англоязычном) интеллектуального тестирования, в результате которого для современного западного обывателя его коэффициент интеллекта — такая же неотъемлемая характеристика, как рост или группа крови.

По сравнению с французским оригиналом Стэнфордская шкала была настолько обновлена  и видоизменена, что фактически представляла собой новый тест. Она включала более трети новых заданий, а ряд старых были переделаны либо переадресованы другим возрастным уровням. Шкала была заново стандартизирована на американской выборке, состоявшей из примерно 1000 детей и 400 взрослых; в результате ряд старых заданий были исключены. Впоследствии тест неоднократно и весьма радикально усовершенствовался, и в настоящее время в психодиагностической практике используется уже пятая его редакция. По оценкам специалистов, Стэнфорд-Бине — один из самых распространенных в мире тестов интеллекта, хотя отечественный “Словарь-справочник по психодиагностике” лаконично указывает: “Сведений об использовании в СНГ не имеется”. Впрочем, сетования тут были бы не вполне уместны. Многолетний застой в отечественной психодиагностике имеет, как это ни парадоксально, и свою позитивную сторону.

В то время, как у нас тесты лишь безоглядно ругали в духе антипедологического постановления ВКП(б), на Западе ими активно пользовались и  в итоге пришли к выводам, отчасти перекликающимся с идеями нашего драконовского постановления. В частности, были практически выявлены многие уязвимые месте шкалы Стэнфорд-Бине. Хотя задания теста весьма разнообразны, оказалось, что измеряет он в первую очередь вербальный интеллект, мало затрагивая прочие аспекты мыслительных процессов. Была показана несоотносимость показателей теста с уровнем творческих способностей, значительная обусловленность результатов культурными факторами, а также возможность больших вариаций
IQ
у одного и того же человека в зависимости от множества условий, не сводимых к интеллекту. Психодиагностика интеллекта, развиваемая в последние годы специалистами разных стран, движется совсем иными путями, нежели тот, что был предложен Терменом. А Стэнфордская шкала и сам IQ, хотя и продолжают оставаться культовыми символами мировой психодиагностики, сегодня все больше выступают как объекты критики и отправная точка для альтернативных разработок.

Может быть, и нет большой беды в том, что мы дали возможность американцам самим наиграться в свою игрушку и набить себе все положенные шишки? Уж если прислушиваться к заокеанскому опыту, так к современному. И самим идти дальше, учась на чужих промахах.

Источник: «Психология день за днем. События и уроки».

Читайте также: «Приключения IQ, или Кто на свете всех умнее». «Популярная психологическая энциклопедия».

Что измеряет тест Стэнфорда-Бине

Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине предназначена для измерения пяти факторов когнитивных способностей. Эти пять факторов включают подвижное мышление, знания, количественное мышление, визуально-пространственную обработку и рабочую память. Измеряются как вербальные, так и невербальные реакции. Каждому из пяти факторов присваивается вес, и общий балл часто сводится к коэффициенту, обычно известному как коэффициент интеллекта или IQ. Теоретически тест Стэнфорда-Бине измеряет способность человека к обучению.

Гибкое мышление

Гибкое мышление — это способность решать (обычно абстрактные) проблемы, для решения которых не требуются предварительные знания. Невербальный аспект гибкого мышления проверяется с помощью матриц серий объектов. Вообще говоря, испытуемому показывают серию, иллюстрирующую шаблон, и просят завершить шаблон. Вербальные абсурды и словесные аналогии используются для проверки вербальной текучести рассуждений человека. Словесные нелепости — это просто утверждения, которые глупы или невозможны. Услышав эти утверждения, испытуемых просят объяснить, почему они глупы или невозможны. Аналогии раскрывают отношения между понятиями. Например, человеку могут задать классификационный вопрос в виде аналогии «яблоко относится к фруктам, как сельдерей к __________». (овощ).

Знания

Знания определяются как чей-либо накопленный запас общей информации, сохраненной в долговременной памяти. Невербальные подтесты по этому фактору проверяются процедурными знаниями и визуальными нелепостями. Подобно словесным абсурдам, визуальные абсурды представляют собой изображения, содержащие глупые или невозможные сценарии, которые испытуемого просят объяснить. Невербальные процедурные знания проверяются с помощью жестов. Например, молодого испытуемого могут попросить объяснить основные человеческие потребности, такие как прием пищи, с помощью жестов. Вербальный подтест включает в себя словарные вопросы, которые можно задавать с помощью игрушек или карточек.

Количественное мышление

Количественное мышление измеряет умение человека считать. В зависимости от уровня испытуемого вопросы в этом разделе могут включать базовый счет, сложение и вычитание. На более высоких уровнях включены измерения, геометрия и текстовые задачи. Математические понятия представлены как в вербальной, так и в невербальной формах.

Визуально-пространственная обработка

Визуально-пространственная обработка включает в себя распознавание как закономерностей, так и пространственных отношений, а также способность распознавать целое из его составных частей. Невербальная часть этого подтеста обычно включает в себя сбор головоломок и шаблонов. Испытуемому часто предоставляют форму или рамку, а также некоторое количество (количество, определяемое возрастом и способностями испытуемого) деталей различной формы, которые можно собрать, чтобы заполнить рамку. Вербальная часть включает в себя вопросы о направлении и проверяет способность испытуемого определять пространственные отношения на картинках.

Рабочая память

Рабочая память определяется как множество процессов, которые захватывают, сортируют и преобразуют информацию в кратковременной памяти человека. Невербальная рабочая память оценивается с использованием методов отложенного ответа и блочного интервала. Например, как и в игре «Концентрация», испытуемого могут попросить вспомнить ранее представленную картинку. Диапазон блоков просто включает в себя нажатие последовательности на серии блоков и просьбу испытуемого повторить последовательность. Вербальная рабочая память проверяется с помощью упражнений на запоминание последнего слова и предложения.

История теста Стэнфорд-Бине

Тест Стэнфорд-Бине широко используется в Соединенных Штатах Америки как средство измерения интеллекта. История разработки теста Стэнфорд-Бине охватывает два континента и продолжается по сей день.

Происхождение теста Стэнфорд-Бине

Тест Стэнфорд-Бине ведет свое происхождение от шкалы Бине-Саймона, французского устройства для определения уровней интеллекта. Шкала Бине-Саймона была разработана Альфредом Бине и его учеником Теодором Саймоном. В то время французские законы об образовании постоянно менялись, и к Бине обратилась правительственная комиссия. Комиссии требовалось устройство для обнаружения детей, уровень интеллекта которых заметно ниже среднего для их возраста.

Поскольку Бине и Саймон не смогли придумать единый идентификатор интеллекта, они разработали конструкцию, учитывающую возраст ребенка и его способности на данный момент жизни. На основе этих данных они разработали базовый уровень, по которому можно было измерить интеллект.

Шкала Бине-Саймона быстро получила признание психологического сообщества и других специалистов. Быстро сложилось общее мнение, что этот тест обеспечивает значимый способ определения уровня интеллекта.

Одной из причин, по которой шкала Бине-Саймона так быстро стала общепринятой и высоко оцененной, является тот факт, что она была разработана с учетом адаптации к различным языкам и культурам.

Стэнфордский университет и шкала Бине-Саймона

Работу Бине и Саймона быстро подхватил Льюис М. Терман, психолог из Стэнфордского университета. Терман стал одним из первых, кто разработал вывод теста для людей в Соединенных Штатах. Его версия теста была названа Шкалой интеллекта Стэнфорда-Бине. Первая публикация Терманом американской версии теста появилась в статье, озаглавленной «Измерение интеллекта: объяснение и полное руководство по использованию Стэнфордского пересмотра и расширения шкалы интеллекта Бине-Саймона».

Добавление коэффициента интеллекта

Почти сразу же после разработки шкалы Бине-Саймона и шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине необходимость улучшения количественных результатов обсуждалась довольно широко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *