Симптом как системный феномен, Психология – Гештальт Клуб
Система в целом не может быть понята
путем изучения отдельных ее элементов…
части могут быть полностью поняты,
только когда ясен смысл целого
Франц Александер
В терапевтической работе довольно часто приходится встречаться с ситуацией, когда в качестве проблемы клиент предъявляет свой симптом. Обобщая опыт практической работы и анализ теоретической информации по данной проблеме, предлагаю некоторые ключевые моменты в работе с симптомом в виде следующих тезисов.
Тезис 1: Симптом является системным феноменом.
Симптом всегда необходимо рассматривать не как отдельный феномен, а как элемент системы. Когда на прием приходит вся семья, тогда данный тезис является само собой разумеющимся. Другое дело, когда мы работаем с отдельным клиентом. Тем не менее необходимо помнить, что клиент является частью некоторой системы, он безусловно включен в системные связи и его проблему, предъявленную в виде симптома, необходимо рассматривать в болеешироком контексте. При этом, симптом как системный феномен может быть элементом:
А) семейной системы
Б) системы «личность».
Возникает вопрос, как определить, частью какой системы является симптом? Критерием здесь может выступать психологическая автономия/зависимость клиента. Если мы видим, что клиент находится в зависимых отношениях от семейной родительской системы (возраст здесь не имеет значения, но на детей это правило распространяется однозначно), является элементом этой системы, то нам необходимо рассматривать его симптом как семейный системный симптом, а клиента как идентифицированного пациента (термин, специально используемый в системной семейной терапии для такого феномена). Чаще всего это проявляется в следующем:
· клиент легко переходит в беседе с терапевтом с темы симптома на тему отношений в семье;
· у него обнаруживаются сильные эмоциональные связи с членами семьи;
· несмотря на образование своей семьи, клиент продолжает считать себя частью расширенной семьи.
В качестве примера можно привести клиентку М., обратившуюся по проблеме хронических болей в желудке. Тщательное обследование у врачей не выявило у нее соматической патологии. Клиентка уже при первой встрече продемонстрировала сильные эмоциональные связи с расширенной родительской семьей. Несмотря на то, что она уже 5
лет
в браке, по моей просьбе расставить с помощью фигурок членов своей семьи, она, не раздумывая, поставила не только своих родителей, но и сестру с ее мужем и ребенком. Разговор вскоре переключился с симптома на ее сильно выраженную тенденцию спасательства. Клиентка не живет своей жизнью и жизнью своей новой семьи, она пытается активно решать проблемы своей матери, сестры, включает в это своего мужа. Брак, что неудивительно, висит на волоске, отношения с мужем натянутые, но для нее родительская семейная система оказывается важнее.
В том случае, если мы наблюдаем достаточную автономию клиента от своей родительской семьи, то можем рассматривать симптом как часть системы «личность», «организм». В обоих случаях симптом обнаруживает схожие функции (речь о них пойдет ниже), которые необходимо учитывать в терапевтической работе с клиентами, обращающимися с симптоматическими запросами.
Тем не менее, часто в работе с клиентами возникает соблазн рассматривать симптом как нечто автономное, лишенное какой-либо смысловой связи с системой (организмом, семейной системой). Такого рода установка поддерживается «очевидным» представлением о том, что симптом это однозначно плохо. Действительно, при поверхностном знакомстве с симптомом сложно увидеть в нем какой-либо позитив, симптом нередко связан со страданием, болью, либо каким-то неудобством для человека. Довольно сложно бывает представить нужность симптома для этой системы. И неудивительно, что у психолога вслед за клиентом возникает соблазн побыстрее избавиться от него (в таком ключе работают не только отдельные психологи, но и даже целые терапевтические направления –
НЛП
тому яркий пример). И это действительно можно достаточно быстро сделать. Правда, результат оказывается непродолжительным, неустойчивым, либо симптом мимикрирует, изменяет свою форму. Складывается впечатление, что у симптома есть и другие функции, необходимые системе, раз он так упорно держится. Отсюда второй наш тезис:
Тезис 2. Симптом выполняет защитную функцию.
Возникает закономерный вопрос: от чего симптом защищает, обороняет систему? В чем его позитивная функция? Ответы на эти кажущиеся сложными вопросы легко обнаружить, предложив клиенту поисследовать свой симптом, а именно, ответив на вопрос: какие плюсы я получаю от своего симптома? Удивительно, что почти всегда клиенты находят даже не один, а несколько плюсов. Чаще всего они следующие: возможность отдохнуть, получить внимание, заботу, любовь близких людей, избежать ответственности, что-то не решать, не делать что-то в своей жизни… Оказывается, что посредством симптома можно удовлетворить какую-то свою потребность, которую почему-то не удается удовлетворить в отношениях с близкими людьми напрямую.
За симптомом всегда скрывается какая-то потребность. И хоть симптом и является непрямым, окольным способом удовлетворения потребности, тем не менее, это часто является единственно возможным способом в сложившейся для человека ситуации.Тезис 3. Психологическое содержание симптома субъективно.
Попытки интерпретировать смысл симптома однозначно, поиски универсальных у всех людей значений и смыслов симптома являются по меньше мере непрофессиональными. В симптоме всегда имеет место сочетание универсального и индивидуального. Любой симптом формируется в конкретном жизненном контексте, в определенной ситуации и требует своей оригинальной интерпретации, учитывающий этот контекст. Контекст появления и жизни симптома определяется ситуацией системы, в которую включен клиент-носитель симптома, но всегда симптом выполняет функцию коммуникации, его значение и смысл всегда являются способом послания, адресованные системе (см. следующий тезис). Например, хронический
насморк
у ребенка может быть средством привлечения внимания, а у взрослого человека – способом увеличить дистанцию, очертить свои границы.
Тезис 4. Симптом является способом коммуникации.
Вышеописанная функция удовлетворения некоторых важных межличностных потребностей через симптом была открыта еще Фрейдом и получила название вторичной выгоды от болезни. Человек прибегает к ней тогда, когда по каким-то причинам (стыд оказаться оцененным, страх быть отвергнутым, непонятым и т.д.) пытается сообщить что-либо другому человеку не словами, а посредством симптома или болезни. Например, нет возможности отказаться от чего-либо (неприлично), или страшно попросить о нежности, заботе (вдруг откажут), но если заболел, то все поймут. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за то, что сообщает, и, следовательно, не рискует, и к тому же ему практически невозможно отказать. Симптом чудесным образом организует поведение членов всей системы, по-новому ее структурирует.
Таким образом, симптом это достаточно сильный способ манипулирования Другим, который, однако, в близких отношениях не приносит удовлетворения. Никогда не узнаешь, на самом деле партнер остается с тобой или с симптомом, то есть он любит тебя или останется с тобой из чувства вины, долга или страха? Кроме того, со временем окружающие вскоре привыкают к такому способу контакта и уже не реагируют с такой готовностью удовлетворять таким образом организованную потребность, либо «вычисляют» его манипулятивную суть.
Тезис 5. Симптом поддерживает гомеостаз в системе.
Одно из наиболее существенных свойств системы – присущие ей тенденции к изменению и к стабильности. Эти тенденции в теории систем получили названия законов гомеостаза и развития. Закон гомеостаза говорит о том, что всякая система стремится к постоянству, стабильности. Применительно к семейной системе это означает, что семья в каждый момент своего существования старается поддерживать statusquo и нарушение этого закона всегда болезненно для семьи. Тоже самое можно сказать и в отношении системы «организм». Одновременно любая система стремиться к изменению, ей необходимо пройти полный цикл развития.
Закон гомеостаза обладает огромной силой, так как является условием сохранения системы. Система с идентифицированный пациентом является дисфункциональной и в ней закон гомеостаза действует сильнее, чем закон развития. Как только система оказывается под угрозой нарушения стабильности, она (система) моментально организует себе симптом, который станет защищать эту стабильность. В случае семейной системы таким системным феноменом становится идентифицированный пациент – самый эмоционально зависимый и неустойчивый элемент системы, в случае системы «личность» (организм) – наиболее неустойчивый орган либо система. И в том и в другом случае система защищается, прибегая к наиболее слабому своему звену.
Наиболее очевидно данный тезис можно проиллюстрировать на примере семейной системы. В том случае, если симптом является частью семейной системы, мы имеем дело с симптоматическим поведением либо болезнью кого-то из членов семьи. Чаще всего, как уже отмечалось выше, это ребенок, так как он эмоционально зависим от взрослых.
Наивно было бы предполагать, что только идентифицированный пациент заинтересован в том, чтобы в системе ничего не менялось. В этом неосознанно заинтересованы все члены системы, хотя на сознательном уровне они всячески стремятся избавиться от проблемы – симптома либо симптоматического поведения. Проблемы детей всегда «работают» на семейный гомеостаз. В этом случае заказчиками на психотерапию выступают
взрослые
люди, чаще родители. Если же это уже «взрослый ребенок», то он может сам обращаться за психологической помощью. В том же случае, если симптом является частью системы «личность», запрос может предъявляться в виде конкретной жалобы на проблемный орган либо функцию организма.
Тезис 6. Симптом проявляет лояльность системе.
Этот тезис необходимо дополнить – и система, в свою очередь, поддерживает симптом. Это один из самых интересных и сложных в плане терапии феноменов симптома, незнание которого часто приводит к терапевтической неудаче.
Как говорилось выше, терапевт может легко искуситься желанием избавить клиента от симптома. На первом этапе работы часто возникает соблазн присоединиться к демонстрируемому клиентом желанию избавиться от его симптома. Однако прямое обсуждение и толкование смысла и значения симптома неизбежно вызывает сопротивление у клиента. Обычно психотерапевтический контакт разворачивается по следующему алгоритму:
— Идентифицированный пациент жалуется на свой симптом.
— Анализируя причины возникновения симптома, психотерапевт неизбежно обнаруживает его системный характер и пытается показать клиенту механизм его возникновения.
— В фокусе терапии появляются близкие клиенту люди, к которым у него есть, как правило, много непроговоренных, зачастую неосознанных чувств, часто претензий и упреков.
— Психотерапевт пытается организовать процесс осознавания, переживания и отреагирования клиентом чувств, при этом психотерапевт присоединяется к клиенту-носителю семейного симптома, всячески поддерживая его в этом процессе, по сути, образуя с ним коалицию, сговор против системы. Однако, как отмечалось выше, симптом выполняет функцию поддержания стабильности системы, а клиент неосознанно лоялен системе.
—
Психотерапия
актуализирует у клиента выбор – собственное благополучие либо благополучие системы.
— Из-за чувства лояльности к системе клиент отказывается от терапии, организуя это в виде сопротивлений терапии вплоть до ее обесценивания и ухода из нее.
Как мы видим, клиенту при такой психотерапевтической стратегии работы практически невозможно остаться в терапии. Прямые обсуждения смысла и значения симптома для системы вызывают у клиента сопротивление и дискредитацию психотерапевта и психотерапии. Особенно если учесть еще факт активного поддержания симптоматического поведения самой системой. Как только клиент в процессе терапии начнет демонстрировать факты выздоровления (а это неизбежно связано с усилением его автономии и дистанцирования от системы), система начнет активно возвращать клиента в его прежнее симптоматическое состояние.
Таким образом, если терапевт окажется в оппозиции у системы, то такая его стратегия неизбежно приведет к потере клиента. Из этого вытекает важный терапевтический принцип – ни в коем случае не вступать в оппозицию к системе. Терапевтический эффект достигается лишь в том случае, если психотерапевт присоединяется к системе, защищающей свой гомеостаз. В терапии семейных систем для этого существуют специальные техники, в частности одна из них – техника позитивной коннотации, разработанная Миланской группой семейных психотерапевтов под руководством Сельвини Палаццоли (Более подробно см. книгу этого автора «Парадокс и контрпарадокс», написанную им в соавторстве). Используя эту технику, психотерапевт противопоставляет парадоксу дисфункциональной системы, который может звучать следующим образом: «Никто из нас не хочет жить так, как мы живем, но мы не можем ничего изменить» свой терапевтический контрпарадокс: «Ни в коем случае ничего не меняйте, то, как вы живете, единственно возможный и правильный для вас вариант жизни». Подобную, несколько модифицированную технику, можно применять и в ситуации индивидуальной терапии, адресуя терапевтические контрпарадоксы клиенту-носителю симптома.
Тезис 7. Симптом может быть устранен только путем изменения системных правил.
Данный тезис вытекает из предыдущих рассуждений. Как было показано выше, клиент-носитель симптома находится в сильной зависимости от системы, частью которой он является, причем эта зависимость обоюдная. Система, в свою очередь, не в меньшей степени нуждается в клиенте и его симптоме. Психотерапевту, столкнувшись с такой ситуацией, бывает нелегко определить: у кого больше власти – у системы либо у клиента – идентифицированного пациента. Однако, при более глубоком анализе семейной системной ситуации становится понятно, что власть не принадлежит ни системе, ни клиенту, власть принадлежит сложившимся системным семейным правилам. Симптом как системный феномен соответствует правилам, специфичным для данной системы, которые, в свою очередь, являются результатом коммуникации, принятой в этой системе. Данный факт необходимо учитывать в работе с системным феноменом. Изменить симптоматическую ситуацию возможно, только изменив правила, принятые в этой системе, а, следовательно, изменив коммуникацию между членами системы. Таким образом, в работе с симптомом терапевт неизбежно сталкивается с необходимостью включения его в более широкий контекст – контекст семейной системы.
Тезис 8. В симптоме заключен парадокс.
Симптом – это всегда противоречие, парадокс. И этих парадоксов немало. Часть из них уже описывалась в данной статье. Вот только некоторые из них:
· Симптом является способом нарушить равновесие в системе, призывом, протестом к изменению и одновременно способом удержать это равновесие;
· Симптом является выражением витальности и одновременно «защитой» против витальности;
· Симптом является способом, фрустрирующим прямое удовлетворение потребности и одновременно косвенным, компромиссным способом удовлетворения этой потребности;
· Симптом является способом борьбы с тревогой и одновременно способом хронического поддержания тревоги.
· Симптом является отражением какой-либо «проблемы» и одновременно способом ее решения. Каждый симптом является одновременно загадкой и в нем же заключается разгадка.
Вышеописанные свойства симптома не исчерпывают всего многообразия данного феномена, однако даже их рассмотрение дает нам основание утверждать, что единственно эффективной психотерапевтической стратегией в работе с симптомом является признание его не как автономного психологического феномена, а как феномена, включенного в сложные системные связи. Признание этого факта позволяет психотерапевту избежать многих ошибок в работе с клиентами, предъявляющими в качестве терапевтического запроса симптом либо симптоматическое поведение.
Понятие о симптомах и синдромах психических заболеваний. Кратко
21.05.2020
Под симптомом заболевания понимается его клиническое проявление, отдельный признак нарушения или болезненного состояния организма человека.
Симптом психического заболевания — единичный признак нарушения одной из психических функций личности. К симптомам психического заболевания относятся бредовые и маниакальные идеи, галлюцинации, депрессии и др. Для изучения психического заболевания важно суммировать отдельные симптомы в общий симптомокомплекс, устанавливать их взаимосвязь.
Психопатологические симптомы подразделяют на негативные и позитивные. Чем более выражены позитивные симптомы, тем менее — негативные, и наоборот.
- Негативные симптомы соответствуют признакам регрессирующего либо прогрессирующего, стойкого либо обратимого изъяна, ущерба, дефекта целостности функционирования психической деятельности организма человека.
- Позитивные симптомы — это признаки патологических результатов деятельности психики. К примеру, галлюцинации, страх, мания, бред и т.д.
Существует также теория, делящая все психопатологические симптомы на субъективные и объективные. К субъективным симптомам относят жалобы больного, его сведения о течении заболевания, к объективным симптомам — данные о больном, полученные с помощью анализов и аппаратных методов исследования. Объективные и субъективные симптомы делятся на вероятные и достоверные. Вероятные психопатологические симптомы, в свою очередь, подразделяют на маловероятные и достаточно вероятные. Характеристика и форма симптома зависят от вида болезни и характера повреждения психики человека.
Психическое расстройство проявляется совокупностью различных симптомов. Данная совокупность представляет собой симптомокомплекс или синдром.
Под синдромом подразумевается формализованное определение взаимосвязанных симптомов, соответствующих нозологической единице (заболеванию).
Симптомокомплекс не всегда совпадает с синдромом по числу симптомов, он может включать симптомы, которые в синдром не входят. Основная особенность психопатологических синдромов — их связь с поражением функций головного мозга и, как следствие, с нарушением социальной адаптации личности.
По структуре симптомов психопатологические синдромы подразделяют на обязательные (ведущие), дополнительные и факультативные.
- По обязательным (ведущим) симптомам определяется принадлежность синдрома к психопатологической группе.
- К дополнительным симптомам относят признаки, часто встречающиеся при данном синдроме.
- Факультативные симптомы практически не связаны с патогенезом образования синдромов, но отражают патопластические свойства.
Ключевые слова: Психика, Синдром, Расстройства
Источник: Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. : Издательство «Окей-книга», 2009. — 128 с.
Материалы по теме |
---|
Синдромы психических нарушений «Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. проф. А. С. Дмитриева, проф. Т.В. Клименко.»:… |
Классификация психопатологических синдромов и состояний Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Эпидемиология психических заболеваний Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г… |
Психические расстройства при сосудистых заболеваниях мозга и нейроинфекциях Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
Понятие психического заболевания, их причины и течение Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :… |
Военно-врачебная экспертиза при психических расстройствах Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков Дмитриева Т. Б., Руководство по социальной психиатрии |
Виды классификаций психических расстройств Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :… |
Конверсионное расстройство: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/000954.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Конверсионное расстройство — это психическое состояние, при котором у человека наблюдаются слепота, паралич или другие симптомы со стороны нервной системы (неврологические), которые не могут быть объяснены медицинским обследованием.
Симптомы конверсионного расстройства могут возникнуть из-за психологического конфликта.
Симптомы обычно появляются внезапно после стресса. Люди подвержены риску конверсионного расстройства, если они также имеют:
- Медицинское заболевание
- Диссоциативное расстройство (бегство от реальности непреднамеренно)
- Расстройство личности (неспособность управлять чувствами и поведением, которые ожидаются в определенных социальные ситуации)
Люди с конверсионным расстройством не выдумывают свои симптомы, например, для того, чтобы получить убежище (симуляция). Они также не причиняют себе вреда намеренно и не лгут о своих симптомах только для того, чтобы стать пациентом (симуляция расстройства). Некоторые поставщики медицинских услуг ошибочно полагают, что конверсионное расстройство не является реальным состоянием, и могут говорить людям, что проблема в их голове. Но это состояние реально. Он вызывает дистресс и не может включаться и выключаться по желанию.
Физические симптомы считаются попыткой разрешить внутренний конфликт. Например, женщина, которая считает неприемлемым проявление агрессивных чувств, может внезапно почувствовать онемение рук после того, как разозлилась настолько, что захотела кого-нибудь ударить. Вместо того, чтобы позволить себе иметь жестокие мысли о том, чтобы ударить кого-то, она испытывает физический симптом онемения рук.
Симптомы конверсионного расстройства включают потерю одной или нескольких функций организма, таких как:
- Слепота
- Невозможность говорить
- Оформление
- Паралич
Обычные признаки расстройства конверсии включают в себя:
- . Разутирующий симптомов, который начинается
- ИСТОРИЯ. Отсутствие беспокойства, которое обычно возникает при тяжелых симптомах
Поставщик проведет медицинский осмотр и может назначить диагностические тесты. Это делается для того, чтобы убедиться, что у симптома нет физических причин.
Разговорная терапия и обучение управлению стрессом могут помочь уменьшить симптомы.
Пораженная часть тела или физическая функция могут нуждаться в физической или трудовой терапии, пока симптомы не исчезнут. Например, парализованную руку необходимо тренировать, чтобы мышцы оставались сильными.
Симптомы обычно длятся от нескольких дней до нескольких недель и могут внезапно исчезнуть. Обычно сам по себе симптом не опасен для жизни, но осложнения могут быть изнурительными.
Если у вас или у кого-то из ваших знакомых есть симптомы конверсионного расстройства, обратитесь к своему врачу или специалисту в области психического здоровья.
Расстройство с функциональными неврологическими симптомами; Истерический невроз
Американская психиатрическая ассоциация. Конверсионное расстройство (функциональное расстройство неврологических симптомов). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5 . 5-е изд. Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство; 2013:318-321.
Коттенчин О. Конверсионные расстройства: психиатрические и психотерапевтические аспекты. Нейрофизиол клиника . 2014;44(4):405-410. PMID: 25306080, pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25306080/.
Gerstenblith TA, Kontos N. Расстройства соматических симптомов. В: Стерн Т.А., Фава М., Виленс Т.Е., Розенбаум Дж.Ф., ред. Общая клиническая психиатрия Массачусетской больницы общего профиля . 2-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2016: глава 24.
Обновлено: Фред К. Бергер, доктор медицинских наук, нарколог и судебный психиатр, Мемориальный госпиталь Скриппса, Ла-Хойя, Калифорния. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Значимые симптомы по-прежнему являются симптомами
Недавние работы в британской психологии были сосредоточены на значении психических симптомов и расстройств (см. Британское психологическое общество, 2017). Эта феноменологическая перспектива может быть противопоставлена чисто описательным подходам к психическим расстройствам, при которых психические явления изучаются без учета осмысленности или интерпретируемости. Большая часть недавних публикаций в Великобритании была посвящена шизофрении и перенесенному психозу.
Источник: Марк Л. Руффало
Идея о том, что психические симптомы обладают смыслом, не нова для британской психологии; это было отличительной чертой психоаналитического подхода на протяжении более века. В середине 20 века группа американских психиатров — Салливан, Фромм-Райхманн, Ариети и другие — занялись психоаналитическим исследованием шизофрении. Второе издание «Интерпретации шизофрении » Ариети, , опубликованное в 1974 году, остается, пожалуй, наиболее полным психологическим пониманием шизофрении из когда-либо опубликованных. (См. мой обзор подхода Ариети к шизофрении здесь.) До сих пор психодинамические клиницисты применяют теории психоанализа для понимания конкретных патологий (см. McWilliams, 2011; Kernberg, 2021).
Что отличает большую часть недавней британской работы от этих психоаналитических точек зрения, так это утверждение, что феноменологически значимые симптомы на этом основании не являются патологическими. В то время как упомянутые выше психоаналитики признают, что значимые симптомы остаются симптомами болезни, некоторые современные британские теоретики утверждают, что осмысленность симптомов делает концепцию психического заболевания недействительной. Для этих теоретиков не существует психического заболевания, есть только «опыт». Ниже я кратко попытаюсь опровергнуть эту точку зрения.
Степень страдания и недееспособности определяет болезнь
История учит нас, что понятие болезни наиболее тесно связано с некоторым сочетанием страдания и функционального нарушения у больного человека (Pies, 1978; Pies & Ruffalo, 2020). Насколько мне известно, то, считается ли сущность болезнью, никогда не зависело от способности врача (или пациента) извлекать значение или «придавать смысл» ее симптомам. Иногда депрессию можно объяснить реакцией на утрату, но именно степень страданий и недееспособности, испытываемых человеком , превращает депрессию в болезнь. Между прочим, именно поэтому депрессия и психические расстройства в целом останутся болезнями, независимо от того, будет ли когда-либо обнаружена какая-либо идентифицируемая биологическая причина их возникновения.
Таким образом, осмысленность или интерпретируемость психиатрических симптомов является довольно плохой мерой того, являются ли такие симптомы формой расстройства или болезни. Кроме того, заявление о том, что психические симптомы являются «переживаниями», ничего не добавляет к нашему пониманию их. Все, что происходит в нашей жизни, — это переживания, а некоторые переживания — болезни!
Психиатрические симптомы могут быть как проблемой, так и решением
Связанное с этим утверждение состоит в том, что психиатрические симптомы могут иногда быть полезными, служить цели или даже трансформировать человека, и что по этой причине они также не представляют собой болезнь или расстройство. Здесь, опять же, мы должны понимать, что нет ничего уникального в идее, что психиатрические симптомы служат пациенту полезной цели; психоаналитики со времен Фрейда признавали, что психиатрические симптомы являются одновременно и проблемой, и решением. Даже психиатры с биологическим складом ума уже давно признали, что при таких заболеваниях, как биполярное расстройство, может проявляться великое творчество (см., например, Fieve, 19).89).
Что я имею в виду, когда говорю, что психические симптомы могут быть одновременно проблемой и решением? Возьмем, к примеру, то, что Ариети (1977) пишет о функции проекции при бреде преследования:
Пациент, который до того, как стал психотиком, имел плохое мнение о себе, теперь склонен полагать, что другие являются возможными преступниками. боли и зла. Если раньше он обвинял и клеветал на себя, то теперь считает, что обвинение и клевета исходят от внешнего мира. Как бы ни было неприятно чувствовать, что люди обвиняют и преследуют его, это лучше, чем обвинять себя. Несмотря на преследования, он чувствует, что его дух свободен. Ему удалось превратить внутреннюю тревогу, связанную с первоначальным невыносимым представлением о себе, во внешнюю опасность, которая все еще неприятна, но с которой он может жить.
Опять же, здесь уместно то, что в течение десятилетий психиатрические симптомы признавались психоаналитиками как служащие какой-то цели для пациента, но это не должно означать, что симптомы не являются патологическими или что психиатрические расстройства, которые они отражают, не существуют как болезненные состояния. Напротив, психоаналитики американской психиатрии середины века знали, что они лечили добросовестные медицинские заболевания, даже если симптомы рассматривались как полезный компромисс, и их предпочтительным методом лечения была интерпретация, а не лекарства.