Симптом в психологии это: Симптом — Психологос

Желудочно-кишечные заболевания и психологические проблемы – симптомы, лечение, диагностика

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания — это болезни или болезненные состояния, в формировании которых эмоциональные факторы играют ключевую роль. Толчком к их развитию обычно являются стрессы, напряжение, внутренние конфликты, которые перестали пониматься или решаться человеком. Проблема исчезает из осознанного восприятия, но сохраняет свое бессознательное присутствие. Подобное вытеснение конфликта происходит по разным причинам. Иногда это страх посмотреть на проблему прямо, найти в себе силы действовать, а иногда просто отсутствие возможности или внутренних ресурсов для ее решения. О таких заболеваниях еще говорят: «на нервной почве».
Психосоматические заболевания имеют совершенно реальные физические симптомы.
Сложность лечения этих заболеваний в том, что только традиционными методами с ними не справиться. Лекарственными средствами можно улучшить состояние, но пока не решена психологическая проблема, высока вероятность того, что болезнь вернется вновь.


Психологами описаны семь основных источников психосоматических заболеваний:
• Внутренний конфликт, конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке.
• Мотивация или условная выгода. Это очень серьезная причина, потому что часто симптом несет условную выгоду для человека. Например, избавляет от необходимости выполнять какие-либо обязанности, какую-либо работу. Если человеку сказать, что болезнь для него выгодна, то он чаще всего с этим не согласится. Это особенно характерно для истеричных людей. Они могут долго ходить по врачам и пытаться вылечиться, но, как правило, если они чувствуют, что выздоровление близко, то находят уважительную причину, чтобы прервать лечение. В дальнейшем они будут жаловаться, что этот метод лечения или этот специалист тоже не смогли им помочь. А если врач действует достаточно энергично, и больной «пропускает» момент излечения от данного симптома (от греч.

symptoma – признак болезни) или болезни, то на смену тут же приходит новая, а о старой болезни он уже может и не вспоминать, как будто ее и не было.
• Эффект внушения. Если ребенку все время говорить, что он дурак, плохой, то велика вероятность, что он таким и вырастет. Предпочтительнее при наказании говорить, что он хороший и умный, но поступил почему-то плохо или глупо. Слово, сказанное врачом и неверно истолкованное пациентом, может глубоко запасть в подсознание и оказаться причиной развития или закрепления настоящей патологии.
• Элементы органической речи. Болезнь может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «меня тошнит от уроков» могут превратиться в реальные симптомы.
• Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Особенно опасно бессознательное подражание родителям. Выполнение родительского сценария, возможно, является одной из причин наследственных заболеваний. Генетики могут возразить, что наследственные заболевания переносятся генами.
Они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, а далеко не все болеют. Может, родительский сценарий и является тем фоном, на котором наследственная патология начинает развиваться. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети болели теми же заболеваниями, что их бабушки и дедушки, т.е. наши родители, то именно мы должны сами постараться избежать этих заболеваний, поломать сценарий. К сожалению, сценарные нарушения плохо поддаются психологической коррекции, может поэтому их и отнесли к группе наследственных заболеваний: медицина не может изменить то, что заложено в генах.
• Самонаказание. Это происходит, когда за совершенный неблаговидный поступок человек начинает бессознательно наказывать себя. Часто это результат того, что человек поступает не так, как его воспитывали; что приводит к возникновению чувства вины, а вина ищет наказания. Таким наказанием является возникновение болезни.
• Болезненный, травматический опыт прошлого – самый серьезный, самый глубокий источник. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, вытесненные, забытые, но активно влияющие на поведение и здоровье человека из бессознательной части личности. Они могут быть и не забыты, а постоянно держаться в памяти или периодически всплывать. 

Как связаны эмоции и работа пищеварительного тракта?

Поглощение и выделение – основные функции желудочно-кишечного тракта. Но они в своих проявлениях находятся в определенных отношениях с окружающим человека миром, связаны с его эмоциональным состоянием и с внешним жизненным пространством. Все процессы в этой соматической сфере нельзя изолировать от душевного состояния человека. Поэтому неудивительно, что такие действия человека, как процесс принятия пищи, жевание, глотание, переваривание и выделение остатков прочно входят в более тонкие уровни взаимодействия человека – с окружающими его людьми.

Новорожденный ребенок в функциональном отношении являет собой «сплошной рот». Это самый главный инструмент взаимодействия новорожденного с окружающим миром. Кормление и чувство сытости в дальнейшем, с развитием ребенка и становлением уже зрелой личности, служат не только для достижения насыщения, но и опосредуют собой заботу, чувство безопасности, переживание того, что тебя любят. Прием пищи и процесс насыщения остаются на всю жизнь замещающей возможностью удовлетворения, к которой можно прибегнуть при любом разочаровании.

Эта внутренняя связь между психическим состоянием человека и процессом поглощения или выделения приводит к тому, что эмоциональное состояние человека при принятии пищи оказывает влияние на дальнейший процесс ее переваривания. Такие переживания, как агрессия, опасение, страх, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику и, как следствие, приводят сначала к функциональным, а при прогрессировании процесса – к органическим изменениям структуры желудочно-кишечного тракта. Биологически эти переживания связаны с функцией сокращения мышечных клеток.

При опасности или агрессии возникает рефлекторный спазм, напряжение. Ни одно живое существо, кроме человека, не будет принимать пищу, находясь в подобном состоянии, потому что для приема пищи нужно вначале расслабиться.

Человек не только способен есть в состоянии подавленности, агрессии или страха, но зачастую прибегает к поглощению большого количества пищи как к средству «успокоить нервы». В результате пища попадает в спазмированный, зажатый под действием стресса пищевод, желудок, кишечник. Следствием этого является широчайший спектр желудочно-кишечных расстройств. У многих животных дефекация связана с ситуацией спокойствия и безопасности. Враждебность не позволяет им выделить кал. Человек также стремится приурочить дефекацию к спокойному периоду дня, когда не обременяют тяжелые проблемы и заботы. Маленькому ребенку, пока он не перешагнет барьер отвращения, игра с калом доставляет удовольствие. Выделение кала имеет характер подарка в отношении к любимому человеку (отец, мать, няня и др.

), который в свою очередь приучает ребенка регулировать свои выделения и приурочивать их к желательному моменту.

Чувство подавленности, беспомощности, бессилия связано не только со страхом, но и с усилением деятельности кишечника. При эмоциональной диарее (частыми поносами, не связанными с патологическими процессами в толстой кишке) ведущей причиной являются более или менее осознанно пережитые ситуации страха и повышенных требований со стороны окружающих.

Пищевое поведение человека, т.е. как, сколько и что он ест, является отражением его взаимоотношений с окружающим миром. Наряду с пищевым поведением и сама система пищеварения в особенности пригодна для соматического выражения существующих у человека проблем с уверенностью и защищенностью, т.к. еда представляет собой самую первоначальную форму собственности, гарантирующую существование, а пищеварение – самую первоначальную форму управления и пользования этой собственностью.

Чувство вины и покаяния могут выражаться в отказе от пищи или упорной рвоте. Сильный голод становится симптомом регрессивного стремления к защищенности перед лицом задачи, превышающей возможности человека. Страх, внутренняя неудовлетворенность и неуверенность часто вытесняются желудочно-кишечными заболеваниями. Видимым в таких случаях остается лишь телесный симптом. Если задетый орган или симптом выключаются медикаментозным или хирургическим путем (язва желудка, язвенный колит), часто появляются психические симптомы – страх, депрессия и др.

Стресс – это физиологическая реакция организма, выраженная в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий. Он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на защиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессоры.

Нередко в стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, принимает точные и ответственные решения, но при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

 

Основные правила противострессовой профилактики у детей:
  • Постарайтесь, чтобы ребенок больше спал, по меньшей мере, восемь-десять часов в сутки.
  • У ребенка обязательно должна присутствовать физическая активность, однако чередуйте интенсивные занятия спортом с днями отдыха, чтобы уставшие мышцы пришли в себя. Иначе избыток физической активности сам по себе станет стрессом.
  • Чтобы однообразие спортивных нагрузок не превратилось в стресс для психики, попробуйте новые виды активности – спортивные танцы, теннис, велосипед, лыжи, бег. Заодно повысите уровень эндорфинов у ребенка.
  •  Обязательно выделяйте время, чтобы ребенок спокойно посидел с книжкой (если он еще не может читать, читайте ему сами), послушал музыку или занялся чем-нибудь таким, что его успокаивает (рисование, вышивание, выжигание, вязание и т.
    п.).
  • Старайтесь, чтобы ваш ребенок больше смеялся!

    

Отрывок из книги «Мама, у меня болит живот»

Н.Н. Петрова, О.А. Огулова.

Предыдущая статья Следующая статья

Пограничное расстройство личности: что это, симптомы и признаки ПРЛ

Пограничное расстройство личности характеризуется эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением и низким самоконтролем. Forbes Life разобрался, в чем причины этого заболевания, как диагностировать пограничное расстройство личности и как помочь людям, которые с этим столкнулись

Психические расстройства личности отличаются от расстройств других видов своей интенсивностью. Их невозможно лечить, как обычную болезнь, как временное нарушение психического состояния, поскольку расстройства личности затрагивают набор персональных характеристик, сформированных еще в детстве. Существует ряд проблем с диагностикой таких заболеваний: их симптомы довольно индивидуальны, хотя есть ряд общих признаков. Для пограничного расстройства личности (ПРЛ) это могут быть трудности самовосприятия, резкие перепады настроения, рискованное поведение и тяга к самоповреждению. Хорошие новости: с расстройствами личности все же можно справиться — лечение существует. 

Теперь официально: ПРЛ — это диагноз

Пограничное расстройство личности (borderline personality disorder) — одно из десяти видов личностных расстройств в современной психотерапии, которое выражается в проблемах осознания и формирования персональной идентичности. Психолог, гештальт-терапевт Валентин Оськин отмечает, что это психическое заболевание связано с сильными, неконтролируемыми и зачастую болезненными эмоциями, которые приводят к искаженному самоощущению и нестабильным межличностным отношениям.

Люди с ПРЛ — это солипсисты наоборот: они убеждены в незыблемости окружающего мира, но сомневаются в реальности собственного существования — настолько подвижен и нестабилен их образ внутреннего «Я». Кроме деперсонализации, для «пограничников» характерны импульсивность, зависимость от других людей, неустойчивое поведение, склонность к хаотичной жизни и даже потребность причинять себе вред, наносить увечья. «Пограничникам» свойственна хроническая суицидальность: 75% людей с ПРЛ пытаются свести счеты с жизнью, из них порядка 10% погибают в результате суицида. Более того, треть всех завершенных самоубийств совершили именно страдающие пограничным расстройством личности.

Несмотря на статистику, до 2022 года диагноз ПРЛ в России нельзя было поставить официально — пограничное расстройство личности в психиатрии определялось как заболевание только в зарубежных классификациях болезней. Его нередко называли импульсивным расстройством личности или вообще диагностировали вялотекущей шизофренией: заболевания похожи симптоматикой, среди признаков ПРЛ отсутствуют разве что галлюцинации и бред. Также ПРЛ напоминает биполярное аффективное расстройство (до 40% «пограничников» получают ошибочный диагноз БАР), только периоды депрессивного и приподнятого настроения сменяются при БАР не так часто. Переход на Международную классификацию болезней 11-го пересмотра наконец позволит врачам выносить российским гражданам точный диагноз и назначать подходящее лечение.

Диагноз — не приговор, граница между нормой и патологией очень подвижна: «В каждом из нас есть пограничные способы реагирования. У кого-то они глубоко запрятаны и проявляются только в кризисах, травмах, стрессовых ситуациях. А для кого-то жизнь как таковая является стрессом, и поэтому способы реагирования превращаются в то, что психологи могли бы назвать пограничная организация личности», — отмечает кандидат психологических наук Ирина Млодик в книге «Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам с пограничными расстройствами».

Материал по теме

Призрачные намеки

Большинство людей с ПРЛ не догадывается о своем диагнозе и не обращается за медицинской помощью. И дело не только в том, что ПРЛ в психологии не имеет четкого определения. Заболевание не позволяет объективно оценить свое ментальное состояние и понять, что неукротимый монстр внутри бушует не из-за перманентного ретроградного Меркурия и роковой силы обстоятельств. Отсутствие явных психических отклонений вроде галлюцинаций позволяет списывать эмоциональное поведение на особенности характера. Коллеги, друзья и родственники зачастую полагают, что за отвратительным поведением такого человека стоит истеричность и эгоизм. Поэтому систематическое лечение пограничного расстройства личности начинается в большинстве случаев после попытки самоубийства.

Наиболее ярким и очевидным признаком пограничного расстройства личности является тяга к аутоагрессии, или селфхарму. Это не только нанесение телесных повреждений (порезов, ударов или ожогов), но и намерение лишить себя сна, питания. Такая практика необязательно является следствием суицидального поведения: физическая боль служит способом заглушить боль внутреннюю, переключить внимание с неконтролируемых эмоций на те, которые стали результатом волевого усилия. Проблема в том, что самоповреждения либо тщательно скрываются людьми с ПРЛ, поскольку для нашей культуры подобное не является нормой, либо воспринимаются ими как контролируемые действия (например, изнурительные тренировки в спортзале, стремление выполнять рабочие задачи в свободное время). 

Пограничному расстройству личности может сопутствовать алкогольная, наркотическая, игровая зависимости и ряд других заболеваний. «Например депрессия, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения встречаются у людей с ПРЛ. Нередко в анамнезе обнаруживается ПТСР или КПТСР», — отмечает Валентин Оськин. То есть постоянные панические атаки или переедание по вечерам может быть признаком более серьезных ментальных нарушений, чем просто реакция на стресс.

Британский информационный ресурс Mind, посвященный решению проблем психики, выделяет следующие симптомы, которые могут свидетельствовать о пограничном расстройстве личности. Если они длятся достаточно долго и оказывают негативное влияние на вашу жизнь, есть смысл обратиться к психотерапевту или психиатру:

  • Страх одиночества. Вы постоянно беспокоитесь о том, что люди оставляют вас, и готовы сделать все, чтобы этого не произошло.
  • Импульсивность и аффективность. Вас накрывают сильные эмоции, которые длятся от нескольких часов до нескольких дней и могут быстро меняться (например, от чувства счастья и уверенности до внезапной подавленности и грусти). Особенно ярко это проявляется в состоянии гнева, которое трудно контролировать. В состоянии сильного стресса вы также можете испытывать паранойю или диссоциацию (будто все происходит не с вами, а с кем-то посторонним).
  • Деперсонализация. Нет четкого представления о том, кто вы на самом деле: самоощущение и поведение радикально меняется в зависимости от того, где и с кем вы находитесь. Как вариант — постоянное чувство пустоты внутри, скуки, непонимание своих истинных желаний и ценностей. 
  • Проблемы с коммуникацией. Вам очень трудно создавать и поддерживать стабильные отношения, вы склонны к мазохистическому общению, циклично идеализируете и обесцениваете даже самых близких людей, не всегда верно интерпретируете мотивы поступков окружающих.

«Пограничное расстройство личности может проявляться в обширном количестве признаков, — считает Валентин Оськин, — симптомы пограничного расстройства личности наиболее полно описаны в справочниках DSM-5 и МКБ-11. Если сгруппировать симптоматику, она отразит отсутствие контроля в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сферах, а также в искажении чувства собственного «Я» и нарушении межличностных отношений». По мнению психолога, людям с ПРЛ крайне трудно разрывать отношения, даже те, которые разорвать необходимо. Вместо этого они могут прилагать невероятные усилия, чтобы удержать значимых для них людей рядом с собой. 

При этом «пограничники» склонны непроизвольно выплескивать свои эмоции на тех, кто им дорог: «Зачастую это заканчивается прерыванием общения, потому что вынести такой гром среди ясного неба способен не каждый. И тем более если этот гром гремит раз в пару месяцев», — замечает Ксения Иваненко в своем Telegram-канале, где описывает личный опыт борьбы с ПРЛ.

Материал по теме

Чтобы определить, попадаете ли вы в группу риска, можно пройти несколько тестов на пограничное расстройство личности, которые находятся в открытом доступе. Важно понимать, что полученный результат не является окончательным диагнозом, его может поставить только квалифицированный врач, проанализировав симптомы.

Корень проблемы: что вызывает пограничное расстройство личности

Чтобы назначить эффективное лечение для большинства психических заболеваний, требуется определить причину их возникновения. Пограничное расстройство личности проблематично тем, что возникает из-за ряда факторов и затрагивает базовые составляющие личности. То есть конкретной причины, запускающей процессы ПРЛ, просто нет. «Хотя ПРЛ является одним из наиболее исследованных расстройств личности, нет единого мнения о том, что именно вызывает его. Переживаемые детьми и подростками тяжелые стрессы вроде пренебрежения, длительной болезненной разлуки, утраты родителя, насилия часто встречаются у людей с ПРЛ. Есть также данные о генетической предрасположенности: среди родственников первой линии человека с пограничным расстройством вероятность возникновения аналогичного расстройства в 3–5 раз выше, если сравнивать с популяцией в целом», — отмечает Валентин Оськин.  

В группе риска может оказаться любой человек, особенно если он переживает непростую стрессовую ситуацию. Известно, что этот диагноз чаще ставят женщинам, чем мужчинам, и что почти во всех случаях ПРЛ его драйвером является глубокое эмоциональное потрясение. Большая часть исследователей сходится во мнении, что развитию ПРЛ способствует комбинация двух групп факторов:

  • Стресс и травматические жизненные ситуации. Например, сексуальное, физическое или эмоциональное насилие, устойчивое чувство страха или покинутости в детские годы, проблемы в семье, подавляемые чувства гнева, тревоги и печали. Стресс или травма во взрослом возрасте могут запустить процесс возникновения пограничного расстройства личности.
  • Генетическая предрасположенность и влияние окружающей среды. Заболевание может быть унаследовано, но чаще пограничность возникает как неосознанно заимствованный у родителей или близких людей паттерн поведения, реакции на внешние раздражители.
Материал по теме

Не повод рвать связи

Если в вашем окружении есть «пограничник», с ним можно выстраивать конструктивное общение, хотя для этого придется приложить немало усилий. «Важно понимать, что человек с пограничным расстройством личности чрезвычайно тяжело воспринимает критику, для него она звучит как отвержение, которого он страшно боится. При этом эмоциональные скачки не позволяют ему получить желанную близость. Отношения с таким человеком обычно похожи на качели между полюсами «я люблю тебя, не бросай меня — я ненавижу тебя, я уйду от тебя». Важно понимать, что при пограничном расстройстве личности невозможно сознательно менять свое поведение, мышление, эмоциональные реакции и модели реагирования на определенные ситуации», — утверждает Валентин Оськин.

Многие «пограничники» живут с постоянным гнетущим чувством вины, ощущают себя сломленными, плохими и недостойными нормального общения, в котором сильно нуждаются. Они неспособны правильно считывать реакции окружающих и мотивы их поступков. Это определяет их странное поведение и отталкивает потенциальных партнеров и друзей. Зачастую у людей с пограничным расстройством личности есть Favorite Person — личность, от которой «пограничник» находится в крайней зависимости и которая заменяет не только всех окружающих, но и самого себя. Если этот человек занят или с ним возникает конфликт, у «пограничника» в буквальном смысле слова рушится мир: он тонет в буре эмоций, размышляет о смерти и ищет тысячи причин, почему его отвергли.

Есть ряд правил, которые психологи выработали для тех, кто стремится общаться «пограничниками», минимизировав хаос, конфликты и возможность трагической развязки:

  • Не воспринимать высказывания о суициде и суицидальное поведение как манипуляцию и желание привлечь к себе внимание — это действительно может закончиться катастрофой.
  • Обозначить свои личные границы, переходить которые недопустимо. Для «пограничника» важны формальные рамки, которые помогут сдержать его эмоциональную бурю и не выливать ее на окружающих. 
  • Не воспринимать слова, сказанные в порыве эмоций, как признание в истинном отношении. Это следствие того, что у людей с ПРЛ периоды обожествления/обесценивания меняются очень быстро.
  • Рационально объяснять мотивы своих поступков. Человек с пограничным расстройством личности будет нуждаться в вашем присутствии 24/7 и воспринимать отдельные поступки как пренебрежительные по отношению к нему. Позаботьтесь о себе: оговорите время, которое вы проводите отдельно, и постарайтесь логично объяснить, почему вы поступаете тем или иным способом и не намереваетесь обесценить или покинуть «пограничника».
Материал по теме

Как избавиться от ПРЛ

Основным способом борьбы с пограничным расстройством личности служит психотерапия, при которой идет работа над сопутствующими проявлениями нестабильного психического состояния (депрессией, зависимостями, нарушением пищевого поведения и т. д.) и синдромами (нередко приходится лечить алкогольный абстинентный синдром). Это длительный и сложный процесс, но статистика показывает, что 70% «пограничников» избавляются в ходе терапии от основных симптомов в течение шести лет, а ремиссия наступает у трети больных через два года. 

«В ходе терапии люди с ПРЛ обучаются прежде всего  навыкам эмоционального контроля, ответственности и межличностного общения. Для этого хорошо подходит диалектико-бихевиоральная психотерапия — специально разработанный метод для лечения ПРЛ, основанный на когнитивно-поведенческой терапии. Не менее эффективной является схема-терапия, которая также имеет специальные разработки для лечения ПРЛ. В процессе лечения может быть назначена и фармакотерапия, например, для лечения присоединенной депрессии или тревожного расстройства», — утверждает Валентин Оськин.

Комплексное лечение может включать в себя следующие виды терапии:

  • Диалектико-поведенческая терапия (DBT). Позволяет «пограничнику»  осознать, что на проблемы можно смотреть с разных ракурсов, избавляет от черно-белого мышления.
  • Ментализация (MBT). Помогает объяснить себе поведение других людей, логично аргументировать мотивы их и работать над улучшением межличностного взаимодействия.
  • Психотерапия переноса (TFP) учит воспринимать положительные и отрицательные качества одновременно, выходить из парадигмы «обожествление/обесценивание».
  • Когнитивно-бихевиориальная терапия помогает изменить образ мышления, реакции на стресс и скорректировать аффективные схемы поведения.
  • Схематическая терапия представляет комплексное лечение на основе психоанализа и гештальт-терапии. Она меняет поведенческие схемы, заложенные в детстве или подростковом возрасте.
  • Самопомощь. Заключается в том, чтоб отслеживать динамику эмоций, задавая себе вопросы вроде «как я себя сейчас чувствую?», «что он(а) конкретно от меня хочет?», «это действительность или моя выдумка?».

Чтобы улучшить свое внутреннее состояние, людям с ПРЛ рекомендуют начать заниматься медитацией, спортом, чаще гулять на свежем воздухе, стараться рационализировать собственные перепады настроения, учиться техникам самоуспокоения и тренировать силу воли, чтобы вовремя останавливать эмоциональные срывы.

Материал по теме

Восприятие симптомов – Психология здоровья

Вместо пассивного получения информации о теле люди воспринимают физические симптомы посредством активного и конструктивного процесса. Считается, что физические симптомы возникают в результате процесса, в ходе которого выявляются изменения в функционировании организма, на которые обращает внимание индивидуум, и которым придается значение посредством обозначения их как симптомов данного физического состояния. Как мы увидим, существует множество точек, в которых на этот процесс могут влиять физические, психологические и социальные обстоятельства. Например, можно упустить изменения в теле, ощущения, которые не являются симптомами болезни, можно ошибочно принять за симптоматические и на них можно воздействовать неадекватно, а фактические симптомы болезни можно обнаружить и принять к ним меры, но ошибочно пометить как бессимптомные, что отсрочит лечение и повлияет на медицинские показания. результаты.

Физические симптомы дают субъективную информацию о состоянии и самочувствии организма. Однако взаимосвязь между физическими симптомами и объективными показателями здоровья в лучшем случае скромная. Существует достаточно доказательств того, что даже когда физическое функционирование может быть объективно измерено, многие люди с такими заболеваниями, как астма, гипертония и диабет, основывают свое ежедневное медицинское лечение на своем восприятии соматических симптомов. Например, хотя артериальное давление можно легко измерить, и исследования показывают, что люди не очень точно оценивают артериальное давление по своим симптомам, многие люди с гипертонией используют свое восприятие симптомов для определения уровня своей физической активности и приема лекарств. .

Точность восприятия симптомов

Когда человек сообщает, что он или она испытывает физический симптом, например головную боль, он или она сообщает о том, что по существу является личным и личным опытом. Опыт доступен для наблюдения только человеку с головной болью, а другие узнают о нем только через наблюдаемое болезненное поведение, то есть то, что человек говорит или как он или она ведет себя. Некоторые физические симптомы можно оценить на предмет того, насколько точно они соответствуют физическому функционированию, например, человек сообщает, что его или ее головные боли связаны с высоким кровяным давлением, которое само по себе может быть объективно измерено. Однако у большинства восприятий нет такого измеримого референта. Независимо от возможности подтвердить точность (например, измерение артериального давления), ощущения, которые воспринимает человек (например, головная боль), и способ обработки этих восприятий остаются незаметными для других. Эти переживания субъективны и зависят от ряда экологических и психологических факторов. Учитывая это, неудивительно, что существует лишь скромная связь между симптомами, о которых сообщают люди, и объективными показателями их физического функционирования.

Еще больше усложняет этот процесс доказательство того, что люди различаются не только по точности, с которой они могут идентифицировать физические симптомы, связанные с функционированием их тела, но и то, что точность отдельных людей может меняться со временем, как в исследовании людей с диабетом, проведенном Джеймсом Пеннебейкером. В этом исследовании люди с плохо контролируемым диабетом более точно определяли физические симптомы, связанные с колебаниями уровня глюкозы в крови, чем люди с хорошо контролируемым диабетом. Это можно понять, так как плохо контролируемый диабет приводит к большим изменениям уровня глюкозы и дает больше возможностей узнать, какие физические ощущения связаны с этими изменениями. Позже, когда их диабет лучше контролировался и изменения уровня глюкозы были менее выражены, представления людей о том, какие ощущения связаны с уровнем глюкозы, не изменились, хотя изменились фактические симптомы, связанные с глюкозой, и они стали менее точными. Таким образом, опыт, ожидания и обучение влияют на восприятие физических симптомов, а также физических факторов. Основными изучаемыми факторами, влияющими на восприятие симптомов, являются факторы, связанные с самими симптомами, демографические факторы, факторы внимания, а также факторы личности и настроения. Как будет видно, различия, проводимые среди этих факторов, иногда произвольны, и факторы часто перекрывают друг друга.

Факторы симптомов

Физические симптомы можно охарактеризовать по ряду различных параметров, таких как продолжительность, частота и качество, и эти параметры влияют на вероятность того, что симптомы будут распознаны. Более интенсивные и внезапно возникающие ощущения, такие как боль, с большей вероятностью будут замечены и обозначены как симптоматические, чем нечеткие и длительные ощущения, такие как усталость. Ощущения в разных частях тела также могут быть замечены с большей вероятностью. Например, ощущения в груди могут быть замечены и отмечены как симптомы с большей вероятностью, чем ощущения в руке. Различия в параметрах восприятия симптомов, подобных этим, могут представлять трудности для отдельных лиц, поскольку некоторые очень серьезные состояния (например, сердечный приступ) могут возникать в аспектах, которые с меньшей вероятностью будут замечены (например, онемение в руке), что задерживает выявление и лечение.

Физические факторы

Способность обнаруживать физические симптомы и сообщать о них также может зависеть от состояния самого организма. Область, которая широко изучается, — это способность людей обнаруживать и сообщать о своей сердечной деятельности, при этом постоянно обнаруживается, что люди различаются по этой способности. Одним из факторов, который может объяснить различия, является физическое состояние человека. Люди с более низкой долей жира в организме лучше других различают сердечную деятельность, а люди с большим и более эффективным сердцем, такие как спортсмены, как правило, лучше сообщают о сердечной деятельности, чем менее подготовленные люди. В этих случаях жировые отложения могут действовать как изолятор, демпфируя вибрации, создаваемые сердечной деятельностью, и снижая способность людей воспринимать сердечную деятельность.

В других случаях изменения в функционировании нервов могут влиять на восприятие симптомов. Одно осложнение диабета, невропатия, поражение нервов, чаще стоп и голеней. Люди с этим заболеванием могут испытывать симптомы, связанные с повреждением нерва (например, боль, онемение, покалывание, потеря равновесия). Однако они также теряют чувствительность в конечностях, что может привести к тому, что они пропустят физические симптомы, связанные с легкими травмами. Это упущенное восприятие может привести к задержкам в лечении и привести к серьезной инфекции, которая иногда требует ампутации.

Демографические факторы

Было показано, что пожилой возраст и более низкий экономический статус связаны с увеличением количества сообщений о симптомах. Неясно, является ли это результатом большей изменчивости состояния здоровья, культурных факторов или какой-либо другой причины. Было проведено большое количество исследований, изучающих гендерные различия в сообщениях о физических симптомах. Существуют ли гендерные различия в сообщениях о симптомах, неясно: некоторые исследования показывают, что женщины сообщают о большем количестве физических симптомов, чем мужчины, а другие исследования не показывают различий между группами. Ясно то, что мужчины и женщины используют разные типы информации, чтобы понять свое физическое функционирование.

Исследования, привлекающие людей в лабораторию для проверки точности сообщений о симптомах, показывают, что мужчины более точно воспринимают сердечно-сосудистую и желудочно-кишечную активность, а также активность глюкозы в крови, чем женщины. Однако полевые исследования, которые проводятся в естественных условиях, показали, что женщины равны и, возможно, более точны, чем мужчины, в этой способности. Эти поразительно разные результаты, по-видимому, являются результатом гендерных различий в информации, которую мужчины и женщины используют для понимания своих симптомов. Принимая решения о физических ощущениях, мужчины, как правило, больше полагаются на внутренние физиологические сигналы, тогда как женщины чаще полагаются на внешние сигналы, такие как время, прошедшее с момента последнего приема пищи, или уровень физической активности. В лабораторных исследованиях обычно прилагаются большие усилия для контроля как среды, в которой проводится эксперимент, так и доступности внешней информации, путем уравнивания всех участников по таким параметрам, как время эксперимента, время, прошедшее с момента последнего приема пищи, и уровень активности. . Это делает больший упор на внутренние сигналы и может благоприятствовать информационному стилю, более характерному для мужчин. Полевые исследования, которые более натуралистичны, позволяют участникам использовать как внутренние, так и внешние сигналы для обоснования своих суждений о своем физическом состоянии. Таким образом, различия в точности уменьшаются.

Факторы внимания

Индивидуумы ограничены в количестве информации, которую они могут воспринимать и обрабатывать в любой момент времени. Таким образом, они должны установить некоторый баланс между вниманием к внутренней и внешней информации, и их способность распознавать внутренние, физические симптомы будет зависеть от соотношения внутренней и внешней информации. Джеймс Пеннебейкер предположил, что когда окружающая среда стимулирует и возбуждает, внимание имеет тенденцию сосредотачиваться на внешнем, и меньше возможностей обращать внимание на внутреннюю информацию, такую ​​как физические ощущения. И наоборот, нестимулирующая и скучная среда имеет тенденцию увеличивать внимание к внутренним состояниям, что может привести к тому, что люди заметят больше физических ощущений. Эта теория конкуренции сигналов неоднократно подтверждалась в исследованиях, демонстрирующих, что люди сообщают о большем количестве физических симптомов в нестимулирующей среде, чем в сложной и захватывающей, даже если физические задачи, которые они выполняют, одинаковы. Это также может помочь объяснить, почему отвлечение является полезным краткосрочным средством справиться с физическим дискомфортом.

Факторы настроения и личности

Личность и настроение также связаны с восприятием симптомов и сообщением о них. Люди, испытывающие негативные состояния настроения (например, грусть), сообщают о большем количестве физических симптомов, чем люди, испытывающие положительные состояния настроения (например, счастье). Эти результаты справедливы как для лабораторных исследований, в которых манипулируют негативным настроением, так и для полевых исследований, в которых негативное настроение возникает естественным образом.

Аспект личности, который больше всего изучался в связи с восприятием симптомов, — это невротизм или негативная аффективность (НА). АН лучше всего рассматривать как измерение нормальной личности, которое включает в себя восприимчивость к негативным настроениям, самоанализ и склонность интерпретировать мир и себя в негативных терминах. NA была надежно связана с увеличением количества сообщений о физических симптомах в широком диапазоне групп населения и симптомов. Однако, несмотря на то, что люди с высокой NA сообщают о большем количестве соматических симптомов, чем люди с низкой NA, они, по-видимому, не отличаются по объективному состоянию здоровья. Таким образом, NA относится к сообщениям о симптомах, но не к здоровью.

Дэвид Уотсон и Джеймс Пеннебейкер предположили, что самоанализ и эмоциональный дистресс, лежащие в основе АН, влияют на определение физических ощущений и могут объяснять различия в описаниях симптомов. Эта гипотеза восприятия симптомов предполагает, что внутренняя фокусировка внимания в сочетании с дистрессом заставляет людей чаще сканировать свое тело, заставляя их замечать больше физических ощущений. Поскольку они беспокоятся и смотрят на вещи негативно, эти ощущения с большей вероятностью будут расценены как признаки физической патологии и о них сообщат как о симптомах. Это увеличение количества сообщений о симптомах независимо от заболевания объясняет результаты исследований, не обнаруживающих связи между НА и болезнью.

Восприятие симптомов — это конструктивный процесс, в ходе которого люди придают значение сенсорной информации, обнаруживая, обращая внимание на нее, обозначая ее и приписывая ее причину и значение. На этот процесс одновременно влияет несколько факторов, включая психологические, физические и экологические условия. Хотя люди сильно различаются по своей способности точно воспринимать и сообщать о физических симптомах и использовать симптомы для управления своим поведением в отношении здоровья, взаимосвязь между сообщениями о физических симптомах и объективными показателями здоровья и болезни является скромной.

Ссылки :

  1. Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1987). Невротизм, соматические жалобы и болезни: кора хуже укуса? Журнал личности, 55, 299-316.
  2. Кройл, Р. Т., и Урецкий, М. Б. (1987). Влияние настроения на самооценку состояния здоровья. Психология здоровья, 6, 239-253.
  3. Филлингим, Р. Б., и Файн, Массачусетс (1986). Влияние обработки внутренней и внешней информации на восприятие симптомов в условиях упражнений. Психология здоровья, 5, 115-123.
  4. Фридман, Х.С., и Бут-Кьюли, С. (1987). «Склонная к болезни личность»: метааналитический взгляд на конструкцию. Американский психолог, 42, 539555.
  5. Ларсен, Р. Дж., и Касиматис, М. (1991). Ежедневные физические симптомы: индивидуальные различия в возникновении, продолжительности и эмоциональных сопутствующих незначительных повседневных заболеваниях. Журнал личности, 59, 387-423.
  6. Левенталь, Х., Дифенбах, М., и Левенталь, Э.А. (1992). Познание болезни: использование здравого смысла для понимания приверженности лечению и влияния на когнитивные взаимодействия. Когнитивная терапия и исследования, 16, 143–163.
  7. Пеннебейкер, Дж. В. (1982). Психология физических симптомов. Нью-Йорк: Springer-Verlag.
  8. Пеннебейкер, Дж. В. (2000). Психологические факторы, влияющие на сообщение о физических симптомах. В А. Стоун (ред.), Наука самоотчета: значение для исследований и практики (стр. 523-570). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  9. Смит, Г. Р., Монсон, Р. А., и Рэй, округ Колумбия (1986). Пациенты с множественными необъяснимыми симптомами. Их характеристики, функциональное здоровье и использование медицинской помощи. Архив внутренних болезней, 146, 69-72.
  10. Уотсон, Д., и Пеннебейкер, Дж. В. (1989). Жалобы на здоровье, стресс и дистресс: изучение центральной роли негативной аффективности. Психологический обзор, 96, 234-254.
  11. Уотсон, Д., и Пеннебейкер, Дж. В. (1992). Ситуационные, диспозиционные и генетические основы сообщения о симптомах. В книге Дж. А. Скелтона и Р. Т. Кройла (ред.), Психические представления о здоровье и болезни {стр. 60-84). Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Вернуться к психологии здоровья.

Как контролировать свои симптомы

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на фактических данных – это означает, что мы хотим как можно скорее узнать, помогает она или нет. Сбор точных данных о симптомах и проблемах, которые нас беспокоят, является важным первым шагом в их преодолении. Это руководство по самопомощи научит вас эффективно контролировать свои симптомы.

Когнитивно-поведенческая терапия — это лечение, основанное на доказательствах. Это означает, что практика терапевтов руководствуется тем, что, согласно научным исследованиям, является наиболее эффективным, но также и то, что курс терапии каждого человека определяется тем, что работает для него. Один из хороших способов узнать, работает ли курс терапии, — это наблюдать за симптомами человека по мере их изменения с течением времени. Психологи используют показатели результатов для мониторинга изменения симптомов.

Когда Андреа начала лечение, ее оценка по клиническому показателю депрессии была 34/40 – это указывало на тяжелую депрессию. К концу терапии ее оценка снизилась до 7/40, и она чувствовала себя намного лучше.

Салли пришла на терапию, обеспокоенная беспокойством, которое мешало ей жить той жизнью, которой она хотела. Каждую неделю она и ее терапевт наблюдали за ее симптомами беспокойства. Она была рада видеть, что ее показатели тревожности снижаются с течением недель.

В начале терапии терапевт Майка спросил его, каковы его цели. Одной из его самых важных целей было спать всю ночь без ужасающих ночных кошмаров, которые прерывали его сон. Майк и его терапевт знали, что конец терапии близок, когда за последний месяц ему не снились кошмары.

Существует множество инструментов психологической оценки, используемых для измерения симптомов многих психических заболеваний. Они могут варьироваться от общих инструментов, используемых для измерения таких вещей, как благополучие, до конкретных показателей для конкретных расстройств, таких как тревога и депрессия. Psychology Tools поддерживает список часто используемых показателей результатов для использования профессионалами. Некоторые распространенные способы мониторинга симптомов включают:

Анкеты для самоотчетов

Анкеты для самоотчетов очень часто используются когнитивно-поведенческими терапевтами как способ измерения результатов лечения. Существуют специальные инструменты, используемые для оценки большинства состояний психического здоровья, включая тревогу, депрессию, травму и обсессивно-компульсивное расстройство. Иногда терапевт и клиент создают свою собственную меру для оценки проблемы, которая исключительно важна для этого человека.

Измерения самооценки могут содержать такие вопросы, как «По шкале от 0 (совсем нет) до 10 (очень сильно), как часто вы чувствовали себя подавленным или бесполезным на прошлой неделе?» или «Как часто вас беспокоили неприятные мысли за последний месяц?» . Ответы часто подсчитываются для получения общего балла, указывающего на тяжесть симптомов. Меры можно принимать через повторяющиеся интервалы, чтобы можно было оценить изменение симптомов.

Оценочные шкалы клинициста или наблюдателя

Психологи, психиатры и другие специалисты в области психического здоровья часто используют специальные диагностические интервью или оценочные шкалы для формальной оценки симптомов или функционирования. Клиницисту, возможно, придется задавать конкретные вопросы в определенном порядке, чтобы оценка была достоверной. Эти инструменты часто используются, чтобы помочь клиницистам диагностировать наличие или отсутствие состояния.

Шкала рейтинга наблюдателя также используется для некоторых состояний. Они могут попросить родителей или учителей оценить поведение ребенка в повседневных ситуациях или партнера оценить поведение любимого человека дома. Их можно использовать в сочетании с другими мерами, чтобы получить точное представление о трудностях человека в различных ситуациях.

Нейропсихологические тесты

Нейропсихологи проводят тесты, которые можно использовать для выявления изменений функции мозга или для диагностики таких состояний, как аутизм или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Нейропсихологические тесты не часто используются в самой терапии, но их результаты могут помочь клиницистам предвидеть и преодолевать препятствия на пути к лечению. Если у вас есть нейропсихологическая оценка, вас могут попросить выполнить определенные задачи, которые проверяют определенные аспекты функции мозга.

Три года назад Том попал в аварию на мотоцикле, из-за которой у него проблемы с памятью. Когда он обратился за лечением от тревожности, его терапевт прочитал отчет нейропсихолога и внес коррективы в свой план лечения, чтобы убедиться, что Том получил максимальную отдачу от терапии. Что Том нашел наиболее полезным, так это письменное резюме их сессий, чтобы он знал, какие задачи он согласился выполнять.

В: Можно ли использовать анкеты для постановки диагноза?
A: Диагностика психических заболеваний — сложная область. Психологические инструменты часто используются клиницистами для постановки диагноза, но обычно они составляют лишь часть информации, которую клиницист использует для обоснования своих суждений.

В: Могу ли я использовать эти инструменты для самодиагностики?
A: Психологические оценки должны проводиться и интерпретироваться только профессионалами, прошедшими соответствующую подготовку. Профессионалы, такие как психологи и психиатры, обладают специальными знаниями и опытом, которые позволяют им свести к минимуму вероятность ошибки при использовании психологических инструментов.

В: Я заполнил анкету психологической оценки. Что означает моя оценка?
A: Когда специалисты в области психического здоровья используют инструменты психологической оценки, они часто сравнивают баллы человека с утвержденными «нормами». Эти нормы позволяют им оценить, значительно ли конкретный балл выше или ниже среднего балла для конкретной группы населения. Некоторые шкалы могут иметь пороговое значение, при котором оценка выше определенного балла указывает на то, что проблема является клинически значимой.

В: Должен ли мой терапевт использовать показатели результатов?
A: Существует множество причин, по которым рутинное использование психологическими терапевтами показателей исхода является хорошей идеей:

  • Hatfield and Ogles (2006) обнаружили, что показатели исхода особенно полезны, побуждая терапевтов изменять лечение в ситуациях потенциального лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *