Синдром приобретенной беспомощности: Выученная беспомощность — все самое интересное на ПостНауке

Выученная беспомощность: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение

Часто люди опасаются делать какие-то шаги, поскольку считают, что потерпят неудачу. Они уверены, что от них ничего не зависит и вариантов изменить ситуацию в лучшую сторону не существует.

Данный феномен в психологии называется выученная беспомощность. Это особое состояние, специфическое отношение к жизни и собственным возможностям.

Определение болезни – что значит, как проявляется

Выученная беспомощность – это психологические установки, которые формируются у некоторых людей на уровне подсознания. Такие личности уверены, что не могут изменить отрицательные обстоятельства собственной жизни. Большую роль в появлении подобных негативных установок играет неудачный опыт. Прежде чем окончательно уверовать в свое бессилие, человек неоднократно пытается наладить свою жизнь. Если все попытки завершаются крахом, то формируется устойчивое чувство беспомощности. Оно делает человека пассивным, сильно падает уровень его жизни, впоследствии увеличивается риск развития психологического нарушения.

Впервые синдром выученной беспомощности был описан психологами из США Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Открытие произошло случайно. В 1960-х годах специалисты стали участниками эксперимента, направленного на формирование у собак чувства страха, который возникает в качестве ответной реакции на внешние раздражители. Изначально животные, расположенные в закрытых клетках, слышали какой-то звук, затем получали слабый, но ощутимый удар током. Действия повторили несколько раз, чтобы собаки смогли запомнить их последовательность.

На втором этапе клетки уже были открытыми. Специалисты считали, что, услышав звук, который предваряет удар током, собаки убегут. Но они вели себя по-другому. Услышав его, животные начинали скулить, ложились на пол и терпели боль. Им было страшно и некомфортно, но они ничего не предпринимали, хотя возможности изменить ситуацию были.

Селигман и Майер объяснили поведение собак тем, что все их предыдущие попытки избежать удары током завершились неудачей, поскольку клетки были заперты. Это выработало устойчивое представление о неизбежности боли.

Ученые считают, что аналогичный механизм присущ всем млекопитающим, включая людей. В 2016 г. Селигман частично пересмотрел изначальные утверждения. Он выдвинул предположение, что эффект выученной беспомощности – не приобретенное состояние, а врожденное. По мере взросления и получения нового опыта люди или преодолевают или нет.

Симптомы заболевания

Распознать синдром выученной беспомощности помогут следующие проявления:

  1. Боязнь ставить цели и брать ответственность за сделанный выбор.
  2. Страх действий. Человек, который заранее уверен, что идея обречена на провал, не может найти для себя мотивацию, чтобы начать действовать. Он может месяцами думать и строить планы, но до реальных свершений дело так и не дойдет.
  3. Страх трудностей. Столкнувшись с первыми проблемами, человек сразу отступает. Пациенту при выученной беспомощности проблематично сохранить изначальный настрой и мотивацию, если на пути регулярно возникают препятствия. Объясняется это тем, что ему приходится постоянно делать выбор и принимать решения, брать ответственность. Таким людям проще отступить, чем бороться. В свое оправдание они придумывают массу аргументов: стало скучно или передумал.
  4. Смена деятельности на псевдоцель. Все поступки пациента бессмысленные. Он тратит много сил на выполнение ненужных дел. Например, вместо составления отчета отправляется домой, чтобы вымыть окна. Человек меняет акцент своего внимания, чтобы не заниматься сложными задачами.
  5. Неумение анализировать ситуацию и принимать свое решение, следование стереотипам, несмотря на их низкую эффективность. Например, человек от руки пишет объемный реферат вместо того, чтобы научиться работать с ПК.
  6. Нестабильность поведения и когнитивные расстройства. Пациент может проявлять агрессию и раздражительность. Деструктивное поведение и отношение к окружающим зачастую сопровождается возникновением пагубных пристрастий, которые негативно воздействуют на здоровье или общение с другими людьми. Проблемы с концентрацией внимания, постоянная усталость и заторможенность также характерны для лиц с синдромом.

Причины появления болезни

Феномен выученной беспомощности обычно проявляется к 8 годам и выражает то, насколько человек верит в эффективность собственных усилий. К основным причинам, которые могут привести к развитию синдрома относят:

  1. Особенности воспитания. Ученые считают, что это ведущий фактор. Если детям с малых лет родители не позволяют проявлять инициативу, требуя беспрекословного послушания, то ребенок с вероятностью в 90% вырастет пассивным и неуверенным в собственных силах. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно напоминать детям об их успехах, которых они смогли добиться своими силами. Это позволит сформировать уверенность и ощущение контроля. Не менее вредно постоянно говорить детям об отсутствии у них каких-либо способностей или талантов. Уверовав в свою бесталанность, ребенок зачастую бросает попытки разобраться в сложной для себя области.
  2. Личные качества или особенности темперамента. Существуют личности, которые очень остро воспринимают даже незначительную неприятность. Они легко впадают в депрессию или тоску из-за неосуществленных надежд, при этом навсегда утрачивают веру в собственные силы.
  3. Многочисленные стрессы и негатив в жизни, которые человек не может контролировать. Особенно это относится к цепочке неприятностей, следующих друг за другом. Например, аварии, катаклизмы, смерти.
  4. Травмирующие события из детства. Это может быть, например, регулярное физическое или психологическое насилие, которое в силу возраста ребенок не может прекратить. Повзрослев, он на уровне подсознания продолжает придерживаться данной модели взаимоотношений. Например, не будет стремиться оборвать связь с абьюзером или деспотом.
  5. Проблемы во взрослом возрасте. Например, провал серьезного задания, на которое было потрачено много времени и сил, либо регулярная критика руководства. Все это может стать причиной выученной беспомощности.
  6. Преклонный возраст, хроническая патология, инвалидность. А также любые состояния, которые сильно ограничивают физические и социальные возможности, заставляя пациента надеяться на помощь окружающих. Со временем это формирует у человека страх, что и в иных сферах он не сможет проявить самостоятельность.

Выученную беспомощность можно и унаследовать. Иногда ребенок, чьи родители имели убеждения, свойственные синдрому, на уровне подсознания перенимают и реализуют их, будучи взрослыми. Выученная беспомощность у детей возникает под воздействием следующих факторов:

  1. Чрезмерная опека. Ребенок становится инфантильным, поскольку взрослые не дают ему самостоятельности.
  2. Перекладывание ответственности. На детей в раннем возрасте взваливают серьезную ношу, например, приготовить еду, сходить в магазин. Все эти задания не соответствуют возрасту ребенку. Например, четырехлетний малыш должен нянчится с годовалым братом. При этом за любую оплошность (а они неизбежны) родители строго наказывают.
  3. Непоследовательность поведения. За один и тот же поступок родители то хвалят, то ругают. Дети в такой ситуации предпочитают вообще ничего не делать, чтобы избежать непредсказуемой реакции отца или матери.

Осложнения болезни

Самое опасное последствие выученной беспомощности – пассивность. Из-за подсознательной, но устойчивой уверенности, что поменять свою судьбу невозможно, пациент перестает предпринимать какие-либо усилия.

И зачастую не использует или даже не замечает возможности, которые у него имеются. Это может плохо повлиять на успеваемость в учебе, затормозить продвижение по службе, уменьшить размер дохода.

Также человеку с синдромом выученной беспомощности зачастую трудно улучшать отношения с другими, он не может постоять за себя в опасных ситуациях. Иногда такие личности не в состоянии разобраться с простыми бытовыми вопросами.

Все это негативно влияет на качество жизни человека, его психику и физическое состояние. Такие личности часто сталкиваются со стрессом и его последствиями, поскольку даже не пытаются уберечь себя от моментов, вызывающих его. Лица с синдромом наплевательски относятся к своему здоровью и не следят за внешним видом, редко обращаются к врачам и не придерживаются их рекомендаций.


Выученная беспомощность негативно влияет на психику человека.


Повышается вероятность развития депрессии, тревожности и иных опасных фобий. Ученые выдвигают предположение, что синдром может иметь и серьезные социополитические последствия. В государствах, где подавляется любая экономическая и общественная инициатива, у народа постепенно зарождаются сомнения в том, что они способны на что-то повлиять.

Лечение

Специфических мер лечения выученной беспомощности не существует, поскольку это не болезнь. Главная задача пациента – признать проблему. Большая часть людей не понимает, почему их жизнь состоит из череды неприятностей. Соответственно, что-то менять они не собираются. Основная трудность в избавлении от синдрома – дать себе объективную оценку. Люди, столкнувшиеся с подобной проблемой, смотрят на окружающую реальность и себя сквозь призму безысходности. Бороться с этим можно, главное – не сворачивать с выбранного пути, несмотря на сложности, блокировать отрицательные мысли.

  1. Первым делом требуется выявить сферу, в которой чаще всего пациент проявляет беспомощность. Например, в профессиональной деятельности. Человек уже несколько лет получает низкую зарплату и руководство не ценит его навыки. Но при этом он боится попробовать себя в другом направлении или претендовать на более высокий пост. Необходимо зафиксировать проблемные моменты.
  2. После обнаружения слабых мест требуется проведение анализа. Стоит подумать над тем, что можно предпринять для изменения ситуации. Записывайте все варианты. При необходимости обратитесь за советом к близким. В этот момент может вновь проявиться выученная беспомощность, которая будет «шептать», что вы затеяли глупость и ничего не получится. Остановите поток негатива и дайте оценку возникшим мыслям.
  3. Вспомните и зафиксируйте все достигнутые высокие результаты. Моменты, когда вы смогли добиться поставленных целей. Наибольшую ценность имеют те победы, в которые вы не верили.
  4. После составления плана действий, приступайте к трансформации. Важно, чтобы мысли не остались красивыми словами на бумаги, а перешли в обдуманные действия. Контролируйте ситуацию. Каждый день анализируйте мысли и поступки, управляйте ими.
  5. Ни в коем случае не отступайте от поставленной цели, столкнувшись в первыми сложностями. Не сдавайтесь даже тогда, когда кажется, что все закончились и ничего не получится. Не позволяйте негативным мыслям управлять вами.
  6. Достигнув намеченной цели, зафиксируйте результат в письменном виде. Даже если итог далек от идеала, все равно необходимо его отметить. Полученный опыт в любом случае будет полезным. Главное, закрепить успех в сознании.

Борьба с выученной беспомощностью – это сложный и долгий процесс.


Избавиться от нее за час или пару дней не удастся, ведь «заучивалась» она годами. Стоит запастись терпением. Лучшим вариантом, конечно, является обращение за профессиональной помощью. Опытный психолог разберется с причиной развития синдрома, выявит сильные стороны пациента, подготовит детальный план действий и подберет эффективные инструменты для восстановления веры в себя. Также специалист поможет скорректировать самооценку. После курса психотерапии жизнь заиграет новыми красками, а все намеченные цели будут достигнуты.

+7 (495) 121-48-31

Синдром выученной беспомощности в рабочей среде — Карьера на vc.ru

Емко рассказываем о разработке теории, проявлениях синдрома на рабочем месте и о том, что заставляет нас чувствовать себя беспомощными в наши дни.

1074 просмотров

Немного о теории

В 1950 – 1960х годах психология переживала период бурного развития. Особое внимание в исследованиях стало уделяться человеческой мотивации, когнитивным процессам. В 1954 году Джулиан Роттер вводит понятие «локус контроля» — склонность человека приписывать свои достижения или неудачи внешним или внутренним факторам.

Интернальный локус контроля (от «internal» — «внутренний») – убежденность человека в том, что он способен своими действиями оказывать влияние на собственную жизнь.

Экстернальный локус контроля (от «external» — «внешний») – убежденность человека в том, что его жизнь полностью зависит от внешних обстоятельств.

Еще одно понятие, необходимое для понимания темы – «каузальная атрибуция» — мысленное объяснение самому себе причин происходящих событий (например, тех же достижений или неудач).

Эксперименты

Доподлинно неизвестно, было ли появление гипотезы о выученной беспомощности побочным результатом иного эксперимента. Некоторые источники утверждают, что эксперименты велись целенаправленно.

Мартин Селигман и Стивен Майер проводили эксперимент на собаках – после звукового сигнала в помещение с животным подавался заряд тока (достаточно слабый, чтобы не навредить, но достаточно сильный, чтобы вызвать боль). Через какое-то время животные понимали, что разряда не удастся избежать, ложились в угол помещения и ждали своей участи.

Однако такая модель поведения сохранялась и при переводе животных в другое помещение, из которого можно было свободно выйти, дабы избежать удара током. Собаки же, которые не подвергались предварительным экзекуциям, быстро находили выход из ситуации.

В результате экспериментов встал вопрос о том, характерно ли такое поведение для всех млекопитающих. И если да, то можно ли привить человеку чувство беспомощности (или наоборот).

Современная трактовка и чем усугубляется

Изменения в теорию были внесены уже в 21 веке. Дальнейшая разработка тематики заставила создателей теории пересмотреть ее ключевой аспект.

Современная психология утверждает, что человек рождается на свет беспомощным (что вполне логично, учитывая, что физические и ментальные рычаги взаимодействия даже с ближайшим окружением фактически сведены к нулю). В процессе взросления, социализации и адаптации к окружающей среде, человек «обретает контроль» над ситуацией.

Таким образом, современное видение синдрома ближе к «невыученному контролю», нежели к «выученной беспомощности».

Что усугубляет выученную беспомощность?

Следствием из предыдущего тезиса является вывод о том, что синдром во многом приобретается из-за особенностей процесса взросления. Усугубить беспомощность может буквально любое, даже незначительное по своей сути событие — фокус заключается в том, как его трактует сам человек.

Однако в последнее время мы слишком часто сталкиваемся с глобальными феноменами, которые заставляют нас чувствовать себя беспомощными. Из последних событий:

  • Пандемия. Она пропала из информационного поля, но долгожданного расслабления так и не произошло. Отсутствие мер защиты от заражения (сомнительная эффективность масок и перчаток, общее недоверие, недостаток эмпирического материала по воздействию вакцин) — все это дополняется беспомощностью человека по всему миру перед лицом вводимых государством мер и ограничений.
  • Экономический кризис. Еще одна ситуация, когда «глобальное» затрагивает «частное». Каждый способен управлять собственной карьерой, ставить цели и стремиться к ним. Однако невозможно повлиять напрямую на такие вещи, как уход компаний из страны, нехватку сырья и компонентов, сокращения и т.д. Да, обходные пути существуют, но они задействуются уже после того, как человек терпит «неудачу».

Как распознать выученную беспомощность у сотрудника?

Нужно понимать, что выученная беспомощность – лишь состояние, ввиду чего выделить четкие диагностические критерии не представляется возможным. Однако существует ряд внешних признаков, способных указать на него:

Низкая мотивированность. На подсознательном уровне человека с синдромом выученной беспомощности это выглядит примерно так: «зачем рисковать своим временем и усилиями, если случайное не зависящее от меня событие может просто взять и пустить все насмарку?»

Смирение с выгоранием. Нежелание бороться с выгоранием и стрессом, обратиться к специалисту или что-то изменить в рутине также может быть продиктовано синдромом выученной беспомощности.

Прокрастинация. Откладывание дел, проектов (или напротив, выхода в отпуск, развлечений вне рабочей обстановки) «в долгий ящик». Объяснения в духе «когда будет время», «когда появится возможность» …

Безынициативность. Сотрудник не предпринимает активных шагов для решения рабочих задач, оптимизации процессов (даже если в перспективе это приведет к улучшению его материального и социального положения).

Нет стремления к профессиональному росту. Человек неспособен адекватно оценивать собственные возможности и преувеличивает роль сторонних факторов в процессе достижения результатов. Именно поэтому он не берется за более ответственные проекты, не прогрессирует и всеми способами избегает ответственности.

Как решить проблему выученной беспомощности?

1. Обратная связь – предотвращение, своевременное купирование.
Находите слова поддержки для неуверенных сотрудников. В крупных компаниях практикуется система «менторов» — «наставников», своевременно отвечающих на все вопросы нового сотрудника и делящихся опытом. Подобная практика оказывает значительный эффект в борьбе с неуверенностью на рабочем месте.

2. Акцент на значимости работы сотрудника – формирование понимания роли и возможностей в масштабах компании.
Наиболее яркий пример – введение номинаций, премий по типу «лидер инноваций», «топ-аналитик», «мастер…» с голосованием, проводимым среди сотрудников. Подобные практики помогут каждому сориентироваться и осознать собственный вклад в общее дело, принять факт того, что от его действий зависит судьба коллектива.

3. Постепенное формирование уверенности.
Задачи, которые вы ставите перед подчиненными, должны быть выполнимыми. Велик соблазн воспользоваться «якорением» и завысить планку, однако при длительном использовании такой практики мотивирующий эффект пропадет и у работников останется лишь пессимизм и смирение. Вместе с тем, легкие рутинные задачи все так же вгоняют сотрудников в тоску – лучшим выходом будет постепенное повышение планки по мере приобретения мотивации и энтузиазма.

Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение

В психологии выученная беспомощность — это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются — даже когда появляются возможности для изменений.

Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.

Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.

По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.

Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если изменение возможно.

Как только человек, получивший этот опыт, обнаруживает, что он не может контролировать события вокруг себя, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.

Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.

Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.

Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые характеристики:

  1. стать пассивным перед лицом травмы
  2. трудности с пониманием того, что реакции могут контролировать травму
  3. повышение уровня стресса

В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.

Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.

Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать на рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.

В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.

Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.

Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.

Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.

Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.

Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:

  • чувство отсутствия контроля над исходом ситуации
  • неспособность попросить о помощи
  • низкую самооценку
  • снижение мотивации
  • меньше усилий при выполнении задач
  • отсутствие настойчивости
  • чувство разочарования
  • пассивность
  • легкость сдачи

Выученная беспомощность часто возникает в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, когда человек чувствует, что имеет ограниченный контроль над исходом.

Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.

Это особенно распространено среди людей, столкнувшихся с такими проблемами, как травма, насилие в семье или безнадзорность в детстве.

Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.

Часто выученная беспомощность начинается в детстве.

Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.

Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.

Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:

  • низкую самооценку
  • низкую мотивацию
  • низкие ожидания успеха
  • меньшую настойчивость
  • отсутствие просьбы о помощи успеха из-за отсутствия способностей
  • приписывание успеха факторам, находящимся вне их контроля, таким как удача

В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.

Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.

У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.

Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.

Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:

  • Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что он всегда будет нуждаться в курении.
  • Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
  • Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.

Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.

Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.

Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.

Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.

Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.

Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.

В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.

Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.

Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.

Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.

Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.

Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывают сильный страх, что может привести к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.

Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.

Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.

Во время терапии люди могут:

  • получать поддержку и поощрение
  • исследовать причины выученной беспомощности
  • разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
  • выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
  • заменить мысли и поведение на более позитивные и полезные
  • повысить самооценку
  • справиться со сложными эмоциями
  • справиться со случаями жестокого обращения, пренебрежения и травм беспомощность у животных.

    Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.

    Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.

    Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.

    Что является примером выученной беспомощности?

    Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.

    Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к экзаменам неэффективна и никак не повлияет на его оценку.

    Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.

    Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?

    У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.

    Как избавиться от выученной беспомощности?

    Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность. Это также может помочь повысить самооценку, повысить мотивацию и решить любые основные проблемы, которые могут быть связаны с этим.

    Последствия выученной беспомощности могут быть обширными, влияя на психическое здоровье человека, отношения и другие аспекты жизни.

    Это также увеличивает риск стресса, депрессии и низкой самооценки.

    Определенные факторы, такие как жестокое обращение в прошлом и пессимистический взгляд, могут сделать человека более склонным к выученной беспомощности.

    Тем не менее, это можно преодолеть с помощью терапии и изменения образа жизни.

    Всем, кто считает, что испытывает выученную беспомощность, следует подумать о том, чтобы поговорить со специалистом в области психического здоровья, который может помочь им взять ситуацию под контроль.

    Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение

    В психологии выученная беспомощность — это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются — даже когда появляются возможности для изменений.

    Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.

    Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

    В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.

    По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.

    Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если это возможно.

    Как только человек, переживший этот опыт, обнаруживает, что не может контролировать происходящее вокруг него, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.

    Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.

    Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.

    Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые особенности:

    1. пассивность перед лицом травмы
    2. трудности в обучении тому, что реакции могут контролировать травму
    3. повышение уровня стресса

    В 19 67, профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.

    Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.

    Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать на рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.

    В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.

    Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.

    Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.

    Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.

    Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.

    Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:

    • чувство отсутствия контроля над исходом ситуации
    • нежелание просить о помощи
    • низкая самооценка
    • снижение мотивации
    • меньше усилий при выполнении задач
    • отсутствие настойчивости
    • чувство разочарования
    • пассивность
    • легко сдаваться

    Выученная беспомощность часто возникает в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, когда человек чувствует, что его контроль над исходом ограничен.

    Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.

    Это особенно распространено среди людей, которые пережили такие проблемы, как травма, насилие в семье или отсутствие заботы в детстве.

    Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.

    Часто выученная беспомощность начинается в детстве.

    Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.

    Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.

    Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:

    • низкую самооценку
    • низкую мотивацию
    • низкие ожидания успеха
    • меньшую настойчивость
    • отсутствие просьбы о помощи успеха из-за отсутствия способностей
    • приписывание успеха факторам, находящимся вне их контроля, таким как удача

    В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.

    Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.

    У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.

    Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.

    Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:

    • Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что он всегда будет нуждаться в курении.
    • Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
    • Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.

    Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.

    Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.

    Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.

    Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.

    Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.

    Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.

    В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.

    Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.

    Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.

    Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.

    Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.

    Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывают сильный страх, что может привести к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.

    Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.

    Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.

    Во время терапии люди могут:

    • получать поддержку и поощрение
    • исследовать причины выученной беспомощности
    • разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
    • выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
    • заменить мысли и поведение на более позитивные и полезные
    • повысить самооценку
    • справиться со сложными эмоциями
    • справиться со случаями жестокого обращения, пренебрежения и травм беспомощность у животных.

      Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.

      Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.

      Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.

      Что является примером выученной беспомощности?

      Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.

      Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к экзаменам неэффективна и никак не повлияет на его оценку.

      Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.

      Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?

      У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.

      Как избавиться от выученной беспомощности?

      Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность. Это также может помочь повысить самооценку, повысить мотивацию и решить любые основные проблемы, которые могут быть связаны с этим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *