Органы чувств — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Христианское учение об органах чувств и современные проблемы сенсорной культуры Ю.М. Зенько
- Сенсорная комната: что это и для чего нужно? Е. Соловьева
- Органы чувств
О́рганы чу́вств – телесные органы, посредством которых человек (или животное) получает первичную комплексную информацию об окружающей его действительности (а также о себе): глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), органы осязания (иногда обозначаются как кожный покров), и др.
Почему в аскетической литературе органам чувств уделяется много внимания
Через органы чувств человек воспринимает значительную часть информации и впечатлений о внешнем мире и о себе (например, когда смотрится в зеркало, слышит свою речь). Соответственно, посредством этих органов человек может воспринимать как полезную для него информацию, получать полезные впечатления, так и наоборот. В одной из молитв вечернего молитвенного правила есть такие слова: «Испове́даю Тебе́ Го́споду Бо́гу моему́… вся́ моя́ грехи́, я́же соде́ях… всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием». В данном случае речь идёт о совершении грехов с задействованием перечисленных органов чувств. Приведем примеры.
Согрешить зрением человек может, посмотрев на женщину с вожделением (Мф.5:28). Согрешить слухом можно, слушая (с удовольствием, наслаждением и т. п.) пошлые анекдоты, хулительные сплетни, богохульные реплики. Обонянием согрешает тот, кто привык к приятным запахам, но испытывает чувство богопротивного отвращения, обоняя запах больного или пожилого человека. Вкусом согрешает чревоугодник. Согрешают осязанием изнеженные люди.
Рождается ли грех в самих органах чувств?
Греховный помысел рождается и получает дальнейшее развитие (если не встречает должного противодействия) в душе грешника. Не захочет она уступить греховному искушению, никакие впечатления от внешних предметов не увлекут ее на грех.
Как устоять, не поддаться греховному искушению при восприятии искушающей информации, получаемой посредством органов чувств
При встрече с предметом искушения и возникновении греховного помысла следует сразу же отсекать этот помысел. Не следует заострять внимание на предмете искушения (например, если предмет искушения воспринимается посредством зрения – можно отвернуться, если посредством слуха – отойти в сторону, подальше от источника звука, и т. п.). Целесообразно сразу же обратиться посредством молитвы к Господу и испросить у Него помощи в преодолении греховного искушения.
Свт. Григорий Богослов призывает: «Залепляй воском уши от гнилого слова… Не обольщайся чрез меру приятностями запахов, мягкостью осязания и вкусом». Прп. Максим Исповедник указывает: «Душа закрывая чувства, словно врата, делает их чистыми от греховных образов».
Прп. Феодор Студит пишет: «Жадными очами не делайте страстных воззрений и сами себя не подвергайте очарованию. Затыкайте ухо от слышания неразумных речей и бесполезных сказаний… Руки, ноги, и все члены ваши да будут защищены от всего страстного». Он же предостерегает: «Надлежит блюсти чувства, особенно зрение, чрез которое, при неосмотрительном его употреблении, наипаче обык враг наш ввергать в душу страстный огнь».
Свт. Феолипт Филадельфийский говорит: «Храни чувства, и упразднишь услаждение чувственным».
Прп. Филофей Синайский напоминает нам: «Каждый из нас должен хранить свои чувства и каждодневно очищать себя от страстных воздействий и прегрешений. Как прежде в дни неразумия нашего, когда вращались в мире в суете ума, всем умом и всеми чувствами работали мы прелести греховной, так теперь преложившись на жизнь по Богу, надлежит нам всем умом и всеми чувствами работать Богу живому и истинному, Божией правде и воле».
Насколько внимательно, в рамках самоанализа и духовного бодрствования, человек должен следить за проявлениями своих чувств
Очень внимательно. Так, прп. Фалассий Ливийский советует: «Приведи чувства в подчинение уму, и не давай им времени развлекать его». Он же подчеркивал: «Да служат тебе чувства и вещи чувственные к духовному созерцанию, а не к удовлетворению похоти плотской».
Прп. Варсонофий Великий учит: «Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния и осязания, и преуспеешь благодатию Христовою».
Прп. Филофей Синайский пишет так: «Когда ум извнутри не обуздывает и не вяжет чувств, тогда глаза всюду разбегаются из любопытства, уши любят слушать суетное, обоняние изнеживается, уста становятся неудержимыми, и руки простираются осязать то, что не должно. За этим последуют вместо правды неправда, вместо мудрости – неразумие, вместо целомудрия – блудничество, вместо мужества – боязливость». Он же пишет: «Кто с некоторым насилием удерживает пять своих чувств… тот всячески соделывает для ума легчайшими сердечный подвиг и брань».
Прп. Никита Стифат указывает: «Когда пятерица чувств подчинена четырем главнейшим добродетелям и хранит всегдашнюю им благопокорность, тогда естество тела… не мешает колесу жизни двигаться безмятежно».
Физиология органов чувств (сенсорные системы, анализаторы)
42
1. Понятие об анализаторах (органах чувств). Основные функции органов чувств
2. Общие морфо-функциональные принципы строения органов чувств
3. Классификация рецепторов, функция рецепторов
4. Кодирование и детектирование информации
5. Адаптация органов чувств
6. Физиология зрения
7. Физиология слуха
8. Физиология вестибулярного анализатора
9. Соматосенсорная система (тактильная, температурная, болевая, проприоцептивная)
10. Обонятельный анализатор
11. Вкусовой анализатор
12. Висцеральный анализатор
Сенсорной системой (анализатором, по И.П.Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов — рецепторов, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг по специфическим путям и коркового отдела анализатора. Таким образом, органы чувств вводят информацию в мозг и анализируют ее. Работа любого анализатора начинается с восприятия рецепторами внешней физической или химической энергии, трансформации (переработки) ее в нервный импульс и передачи их в мозг. Сенсорные сигналы после преобразования и перекодирования завершаются высшим анализом и синтезом (опознанием объекта), а затем может формироваться адекватная ответная реакция организма.
Поступающая в мозг информация необходима для осуществления разнообразных рефлекторных актов, формирования мотивационных, поведенческих реакций и психической деятельности человека. И.М.Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения». Если происходит оценка мозгом, какого-то качества раздражителя, то говорят об ощущении, а на основе ощущения отдельных качеств предмета или явлений формируется целостное восприятие.
И.П.Павлов считал анализатором совокупность рецепторов (периферический отдел анализатора), путей проведения возбуждения (проводниковый отдел), а также нейронов, анализирующих раздражитель в коре мозга (центральный отдел анализатора).
Для изучения сенсорных систем используют электрофизиологические, нейрохимические, поведенческие и морфологические исследования на животных, психофизиологический анализ восприятия у здорового и больного человека, методы картирования его мозга. Сенсорные функции также моделируют и протезируют. Для исследования отдельных органов чувств применяются специальные методы (например, исследование поля зрения, исследование слуха и т.д.)
Основными общими принципами построения сенсорных систем высших позвоночных животных и человека являются следующие:
1) многослойность, т. е. наличие нескольких слоев нервных клеток, обеспечивающих тесные взаимосвязи с рецепторами, промежуточными инстанциями мозга (спинной мозг, подкорковые структуры) корой большого мозга. В результате этого нейронные слои имеют определенную специализацию на переработке разных видов сенсорной информации. Это позволяет организму быстро реагировать на простые сигналы, избирательно регулировать активность нейронных слоев путем восходящих влияний из других отделов мозга;
2) многоканальность, т.е. наличие в каждом слое множества нервных клеток (десятки тысяч или даже миллионы), которые связаны с множеством клеток следующего слоя. Это обеспечивает сенсорной системе точно и детально анализировать сигналы и большую надежность;
3) формирование «сенсорных воронок» за счет разного количества нейронов в разных слоях. Так, в сетчатке глаза человека насчитывается около 130 млн. фоторецепторов, а в слое ганглиозных клеток сетчатки нейронов в 100 раз меньше («суживающаяся воронка»), а затем формируется «расширяющаяся воронка» за счет того, что число нейронов в первичной проекционной области зрительной области коры в тысячи раз больше, чем ганглиозных клеток сетчатки.
Физиологический смысл «суживающейся воронки» заключается, по-видимому, в уменьшении избыточности информации, а «расширяющейся» — в обеспечении дробного и сложного анализа разных признаков сигнала;4) дифференциация по вертикали и по горизонтали. Дифференциация по вертикали проявляется в том, что в каждом отделе имеется несколько нейронных слоев. Поэтому, отдел является более крупным образованием, чем слой нейронов. Каждый отдел (например, обонятельные луковицы, кохлеарные ядра слуховой системы или коленчатые тела) осуществляет определенную функцию.
Дифференциация по горизонтали, проявляется в том, что в пределах каждого из слоев могут функционировать параллельные каналы. Так, в зрении работают два параллельных нейронных канала, идущих от фоторецепторов к коре большого мозга и по-разному перерабатывающих информацию, поступающую от центра и от периферии сетчатки глаза.
Сенсорные системы выполняют следующие основные функции:
1) обнаружение;
2) различение;
3) преобразование действующей энергии в нервный импульс и передачу ее на афферетный канал;
4) кодирование;
5) детектирование признаков;
6) опознание образов.
Два первых признака обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов — нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.Обнаружение сигналов начинается в рецепторе, здесь же происходит его преобразование из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.
Сенсорные системы — Онлайн-учебник по биологии
Биологические учебники > Физиология человека > Сенсорные системы
Сенсорная система состоит из сенсорных рецепторов, которые получают стимулы, нервных путей, которые передают эту информацию в мозг, и мозга, обрабатывающего эту информацию.
Содержание
Сенсорная система — это часть нервной системы, состоящая из сенсорных рецепторов, которые получают раздражители из внутренней и внешней среды, нервных путей, которые передают эту информацию в мозг, и частей мозга, обрабатывающих эту информацию. Информация называется сенсорной информацией, и она может вести или не вести к осознанию. Если да, то это можно назвать сенсацией.
Рецепторы
Специализированные окончания афферентных нейронов или отдельные клетки, воздействующие на окончания афферентных нейронов. Они собирают информацию о внешней и внутренней среде в различных энергетических формах, и энергия, активирующая рецептор, называется раздражителем. Энергия стимула сначала преобразуется в градуированные или рецепторные потенциалы, а процесс преобразования стимула в электрический ответ называется трансдукцией стимула.
Каждый рецептор специфичен для определенного типа раздражителя, который называется его адекватным раздражителем. Специфичность также существует в диапазоне энергий стимула, на который реагирует рецептор. Однако рецептор может активироваться неспецифическим раздражителем, если его интенсивность достаточно высока.
Рецепторный потенциал
Запирание ионных каналов в специализированных рецепторных мембранах позволяет изменять потоки ионов через мембрану, создавая дифференцированный рецепторный потенциал. Градуированный потенциал инициирует потенциал действия, частота и величина которого НЕ определяются величиной дифференцированного потенциала. Величина рецепторного потенциала определяется силой раздражителя, суммой рецепторных потенциалов и чувствительностью рецепторов. Снижение чувствительности при постоянном раздражителе называется адаптация .
Нервные пути в сенсорных системах
Отдельный афферентный нейрон со всеми его рецепторными окончаниями образует сенсорную единицу. При стимуляции именно эта часть тела приводит к активности определенного афферентного нейрона и называется рецептивным полем этого нейрона.
Афферентные нейроны входят в ЦНС, расходятся и образуют синапс на многих интернейронах. Эти афферентные нейроны называются сенсорными или восходящими путями и специфическими восходящими путями, если они несут информацию об одном типе раздражителя. Восходящие пути достигают коры головного мозга на стороне, противоположной месту расположения их чувствительных рецепторов.
Специфические восходящие пути, передающие информацию от соматических рецепторов и вкусовых луковиц, идут к соматосенсорной коре (теменная доля), от глаз к зрительной коре (затылочная доля), от ушей к слуховой коре (височная доля). доля).
Обоняние НЕ представлено в коре головного мозга.
Неспецифические восходящие пути состоят из полимодальных нейронов и активируются сенсорными единицами нескольких типов. Эти пути важны для бдительности и возбуждения.
Корковые ассоциативные области, лежащие за пределами первичных сенсорных областей коры, участвуют в более сложном анализе поступающей информации, такой как сравнение, память, речь, мотивация, эмоции и т. д.
Первичное сенсорное кодирование
Сенсорные системы кодируют 4 аспекта стимул:
- Тип стимула (модальность). Все рецепторы одного афферентного нейрона чувствительны к одному и тому же типу стимула.
- Интенсивность стимула. Увеличение стимула приводит к большему рецепторному потенциалу, что приводит к более высокой частоте потенциала действия. Более сильные стимулы также воздействуют на большую площадь и задействуют большее количество рецепторов.
- Местоположение стимула. Кодируется сайтом стимулируемого рецептора. Точность местоположения, называемая остротой зрения, отрицательно коррелирует со степенью конвергенции восходящих путей, размером рецептивного поля и перекрытием с соседними рецептивными полями. Реакция наиболее высока в центре рецептивного поля, поскольку плотность рецепторов там наибольшая. Используя латеральное торможение, процесс, при котором информация от нейронов на краю стимула подавляется, можно повысить остроту зрения.
- Продолжительность стимула. Быстро адаптирующиеся рецепторы быстро реагируют в начале действия стимула, но замедляют или прекращают активацию в течение оставшейся части стимула (они быстро адаптируются). Они важны для сигнализации о быстрых изменениях. Медленно адаптирующиеся рецепторы сохраняют свою реакцию на уровне начального возбуждения или вблизи него на протяжении всего действия стимула и играют важную роль в передаче сигналов о медленных изменениях.
Соматические ощущения
Ощущения от кожи, мышц, костей инициируются соматическими рецепторами. Рецепторы висцеральных ощущений аналогичны.
Давление прикосновения
Механорецепторы кожи бывают двух типов, быстро и медленно адаптирующиеся.
Поза и движение
Мышечно-веретенообразные рецепторы растяжения скелетных мышц реагируют на абсолютную величину и скорость растяжения мышц. Механорецепторы в суставах, сухожилиях, связках и коже также участвуют.
Температура
Терморецепторы бывают двух типов: одни реагируют на повышение, а другие — на понижение температуры.
Боль
Ноцицепторы реагируют на интенсивную механическую деформацию, чрезмерное нагревание и т. д., вызывающие повреждение тканей, и многие химические вещества, высвобождаемые поврежденными клетками или клетками иммунной системы. Если первоначальный болевой раздражитель приводит к повышенной чувствительности к последующим болевым раздражителям, это называется гипералгезией. Если нисходящие пути подавляют передачу болевых раздражителей, это приводит к подавлению боли, и это называется обезболиванием, вызванным стимуляцией. Если и висцеральный, и соматический афферент сходятся на одном и том же интернейроне, возбуждение одного может привести к возбуждению другого, что приведет к ощущению боли в месте, отличном от места фактического повреждения. Это называется отраженной болью. Стимуляция неболевых афферентных волокон может подавлять нейроны болевого пути, и эта терапия называется чрескожной электрической стимуляцией нервов (ЧЭНС). Растирание болезненного участка и иглоукалывание работают по той же причине.
Зрение
Оптика
Рецепторы глаза чувствительны только к видимому свету электромагнитного спектра. Хрусталик и роговица фокусируются на попадании световых лучей в изображение в области центральной ямки сетчатки. Свет, проходящий из воздуха на роговицу, искривляется, и криволинейная поверхность роговицы играет главную роль в фокусировке. Изменения формы линзы вносят коррективы (аккомодацию) в зависимости от расстояния. Форма хрусталика контролируется связочными волокнами, которые, в свою очередь, контролируются гладкой цилиарной мышцей. Для фокусировки на удаленных объектах линзу вытягивают в сплющенную овальную форму. Для ближнего зрения тяга снимается, чтобы сделать линзу более сферической и обеспечить дополнительный изгиб для световых лучей.
Клетки хрусталика теряют свои органеллы и поэтому становятся прозрачными. Хрусталик постепенно становится непрозрачным, поскольку новые клетки заменяют старые, которые накапливаются в хрусталике. Это называется катаракта.
Если хрусталик теряет свою эластичность (в связи с возрастом) и не может принять сферическую форму, это приводит к потере зрения вблизи, что называется пресбиопией. Если изображения удаленных объектов фокусируются в точке перед сетчаткой, глаз близорук или близорук, а зрение вдаль ухудшается. Если изображения близких объектов фокусируются в точке позади сетчатки, глаз дальнозоркий или дальнозоркий, а зрение вблизи плохое. Если хрусталик или роговица не гладкие, это называется астигматизмом. Хрусталик разделяет переднюю камеру, заполненную водянистой влагой, и заднюю камеру, заполненную стекловидным телом. Если водянистая влага образуется быстрее, чем удаляется, это приводит к повышению внутриглазного давления. Это может вызвать необратимую слепоту с гибелью зрительных нервов и называется глаукомой. Пигментированная непрозрачная радужка с центральным отверстием, зрачком, контролирует количество света, попадающего в глаз. Радужка имеет гладкую мускулатуру, иннервируемую вегетативными нервами. Стимуляция симпатических нервов расширяет зрачок, пропуская больше света при слабом освещении, а стимуляция парасимпатических нервов сужает зрачок, пропуская меньше света при ярком свете.
Фоторецепторные клетки
Палочки – чувствительные и реагирующие на слабое освещение и колбочки – менее чувствительные и реагирующие на яркий свет. Существует три типа колбочек, содержащих пигмент, чувствительный к красному, зеленому или синему цвету. Фоторецепторы содержат фотопигменты, поглощающие свет. Есть 4 фотопигмента, родопсин в палочках и по одному в каждом из 3 типов колбочек. Каждый фотопигмент содержит интегральный мембранный белок опсин, который связывает светочувствительную молекулу хроматофора. Хроматофор – ретиналь (производное витамина А) одинаков во всех 4-х фотопигментах. Опсин различен в каждом типе фотопигмента, поглощая свет на разных длинах волн спектра. Свет активирует сетчатку, заставляя ее менять форму и вызывая гиперполяризацию в биполярных клетках, которые образуют синапсы с фоторецепторными клетками. После его активации сетчатка возвращается к своей форме покоя с помощью светонезависимых механизмов, и фоторецепторная клетка деполяризуется
Нервные проводящие пути
Синапсы фоторецепторных клеток с нейронами, называемыми биполярными клетками, которые, в свою очередь, образуют синапсы с ганглиозными клетками, производящими первые потенциалы действия в цепи. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, который переходит на противоположную сторону зрительного перекреста.
Передача звука в ухе
- Наружное ухо (ушная раковина/ушная раковина) – Направляет и усиливает звуковые волны.
- Наружный слуховой проход – слуховой проход, ведущий снаружи в полость среднего уха
- Барабанная перепонка (барабанная перепонка) – Вибрирует с частотой звуковых волн.
- Полость среднего уха – Заполнена воздухом. Имеет подвижную цепь из 3 костей, молоточка, наковальни и стремени, которые соединяют и усиливают колебания барабанной перепонки с
- Овальным окном – закрытым мембраной отверстием, разделяющим среднее ухо и
- Внутреннее ухо (улитка)
- Лестница преддверия – Заполнена жидкостью
- Улитковый проток – Выстлан базилярной мембраной, на которой расположен кортиев орган, содержащий рецепторные клетки.
- Кортиев орган
Рецепторные клетки кортиева органа, волосковые клетки, представляют собой механорецепторы с волосовидными стереоцилиями. Вибрация базилярной мембраны, к которой прикреплены волосковые клетки, стимулирует волосковые клетки, и волны давления трансформируются в рецепторные потенциалы.
Нервные пути
Афферентные нейроны волосковых клеток образуют улитковый нерв.
Слух
Весь слышимый диапазон простирается от 20 до 20 000 Гц. Человеческие уши могут воспринимать звуки, не превышающие 85 децибел. Длительное воздействие громких звуков может со временем повредить слух. Потеря слуха, вызванная шумом, например, вызвана воздействием частотного диапазона 4000-6000 герц. Повреждение функции уха можно предотвратить, уменьшив шум. Это можно сделать, отойдя от источника шума и надев наушники. В местах, где невозможно избежать шума, его воздействие можно уменьшить, применяя стратегии снижения шума, такие как установка специальных дек для обшивки стен, акустических плит для потолков или изоляция внутренних стен. (Ссылка 1)
Вестибулярная система
Ряд заполненных жидкостью трубочек во внутреннем ухе, которые соединяются друг с другом и улитковым каналом, содержащим волосковые клетки, обнаруживающие изменения в движении при вращении головы по трем осям.
Вестибулярная информация
Информация от волосковых клеток вестибулярного аппарата передается в теменную долю и интегрируется с информацией от других частей тела, что приводит к ощущению позы и движения. Неожиданные воздействия вестибулярной системы приводят к головокружению или укачиванию.
Химический вкус
Вкус
Вкусовые сосочки на языке реагируют на 4 основные модальности: сладкий, кислый, соленый и горький. Каждая группа имеет свою трансдукционную систему. Они организованы в независимые пути, но одна рецепторная клетка может реагировать более чем на одну вкусовую категорию в разной степени.
Запах
Запах связан с химической структурой вещества. Обонятельные рецепторные клетки лежат в обонятельном эпителии в верхней части носовой полости. Эти клетки имеют несколько длинных неподвижных ресничек, содержащих сайты связывания обонятельных раздражителей. Каждая клетка содержит один тип рецептора. Аксоны обонятельных рецепторных клеток одной специфичности синапсируются вместе. Информация передается в обонятельную кору в лимбической системе.
Кредит: Учительский питомец
Каталожные номера:
- Информационный бюллетень по акустической защите: в стенах и окнах. (2019, 8 октября). Строительный институт биологии. https://buildingbiologyinstitute.org/free-fact-sheets/acoustic-protection/
Викторина
Выберите лучший ответ из понятий внутри коробки. Напишите свой ответ в отведенном для этого месте. Примечание: ответы вводятся с учетом регистра.
Адаптация
Стимул
Механорецепторы
Терморецепторы
Вкусовые луковицы
Обонятельные рецепторные клетки
Фоторецепторные клетки
Пресбиопия
Близорукость
1. __________________ относится к информации о внешней и внутренней среде в различных формах энергии и энергии, которая активирует рецептор.
2. ______________ – рецепторы, реагирующие на температуру
3. ____________ – когда хрусталик глаза теряет свою эластичность, вследствие чего теряется зрение вблизи.
4. ______________ – это рецепторные клетки на языке, ответственные за определение вкуса.
5. ______________ – рецепторные клетки, залегающие в обонятельном эпителии полости носа.
Отправьте результаты (необязательно)
Ваше имя
На электронную почту
Далее
Сенсорные системы – Введение в потребительское поведение
Восприятие
Темы и являются одними из старейших и наиболее важных во всей психологии. Люди наделены такими чувствами, как зрение, слух и вкус, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства способны преобразовывать информацию из реального мира в электрическую информацию, которую может обрабатывать мозг.
Ощущение — это осознание, возникающее в результате раздражения органа чувств, а восприятие — это организация и интерпретация ощущений. Ощущение и восприятие органично взаимодействуют друг с другом, позволяя нам воспринимать мир через наши сенсорные рецепторы (наши глаза, уши, нос, язык и кожу), а также объединять то, что мы в настоящее время изучаем из окружающей среды, с тем, что мы уже знаем о ней, чтобы выносить суждения и выбирать подходящее поведение.
Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Человеческий
запрограммирован на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).глаза, уши, нос, язык и кожа ощущают окружающий мир, а в некоторых случаях выполняют предварительную обработку поступающей информации. Но по большому счету мы не испытываем ощущения — мы испытываем результат восприятия, полный пакет, который мозг собирает из кусочков, которые он получает через наши органы чувств, и который мозг создает для нас. Когда мы смотрим в окно на вид на сельскую местность или когда мы смотрим в лицо хорошего друга, мы видим не просто мешанину цветов и форм — вместо этого мы видим изображение сельской местности или пейзажа. образ друга (Goodale & Milner, 2006).
Сенсорные рецепторы: Зрение
В то время как другие животные в основном полагаются на слух, обоняние или осязание, чтобы понять окружающий их мир, люди
Было подсчитано, что зрительная система человека может обнаруживать и различать семь миллионов цветовых вариаций (Geldard, 1972), но все эти вариации создаются комбинациями трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Оттенок цвета, известный как оттенок, передается длиной волны света, попадающего в глаз (мы видим более короткие волны как более синие, а более длинные — как более красные), и мы определяем яркость по интенсивности или высоте волны. (большие или более интенсивные волны воспринимаются как более яркие).
Цвет всегда обращался к нашему зрению и обычно используется в качестве маркетингового инструмента. Он оказывает мощное психологическое воздействие на поведение и выбор потребителей: исследования показали, что определенные цвета имитируют определенные области мозга, вызывая возбуждение (DashBurst, 2018). Цвет часто может быть основной причиной, по которой потребитель покупает товар или услугу.
Вы когда-нибудь задумывались, почему красный цвет ассоциируется с кока-колой, а Facebook — с синим? В зависимости от бренда, его положения на рынке и чувств, которые он хочет вызвать у своих потребителей, выбор цвета является серьезным делом, и его нельзя делать без серьезных размышлений и осторожности.
Как сказано в статье Dashburst 2018 года, «McDonald’s выбирает энергичные цвета, такие как красный и желтый, которые нравятся детям, пробуждают аппетит и создают ощущение срочности. Конечно, сам Рональд Макдональд популярен среди детишек, но и родителей он наверняка быстро взбудоражит. Это способствует более быстрому обороту клиентов» (Dashburst, 2018).
С другой стороны, Starbucks и ее печально известное использование зеленого цвета передает ощущение «расслабления в их кафе, приглашая клиентов прийти на перерыв на кофе в течение напряженного дня» (Dashburst, 2018).
Очевидно, что выбор «правильных» цветов для бренда требует рассмотрения того опыта, который бренд хочет получить от своих потребителей.
Джесси Ричардсон в своей статье «3 принципа высокой конверсии на вашем веб-сайте» (2015 г.) дает краткий обзор того, что представляют многие цвета популярных брендов:
- Синий: мир, безопасность, надежность (Facebook, NASA, Делл)
- Черный: сила, интеллект, сила (Nike, SONY, New York Times)
- Серый: сбалансированный, спокойный, нейтральный (Honda, Apple, WIKIPEDIA)
- Зеленый: здоровье, рост, восстановление (The Body Shop, Starbucks, Holiday Inn)
- Пурпурный: глубокий, сострадательный, респектабельный (Yahoo, Hallmark, Cadbury)
- Оранжевое и желтое: тепло, свобода, общение (Fanta, Mastercard, Nickelodeon)
- Красный: мужество, смелость, активность (Red Bull, LEGO, Nintendo)
Цвета также очень характерны и представлены в разных культурах; психологические эффекты и интерпретации варьируются в зависимости от конкретной культуры. Цвет может иметь сильное влияние на религиозные убеждения, политику и искусство (Веларде, без даты). Например, в Соединенных Штатах розовый цвет часто может быть синонимом женственности и, следовательно, стереотипным представлением гипер-женственности, таким как принцессы и балерины. И наоборот, в Японии розовый имеет «мужскую ассоциацию», по словам Кейт Смит (nd). «Говорят, что ежегодное весеннее цветение розовых вишневых деревьев (сакуры) символизирует молодых японских воинов, павших в битве в расцвете сил (самураи; Смит, nd).
Во многих азиатских и особенно китайских культурах красный цвет прочно ассоциируется с важными культурными ритуалами и праздниками, такими как свадьба. Это признак успеха и счастья. Однако в Южной Африке красный символизирует траур, горе и печаль.
Сенсорные рецепторы: слух
Подобно зрению и всем другим чувствам, слух начинается с передачи. Звуковые волны, которые улавливаются нашими ушами, преобразуются в нервные импульсы, которые отправляются в мозг, где они интегрируются с прошлым опытом и интерпретируются как звуки, которые мы слышим. Человеческое ухо чувствительно к широкому спектру звуков, от тихого тиканья часов в соседней комнате до рева рок-группы в ночном клубе, и мы способны обнаруживать очень небольшие изменения в звуке. Но ухо особенно чувствительно к звукам той же частоты, что и человеческий голос. Мать может отличить голос своего ребенка от множества других, и когда мы берем трубку, мы быстро узнаем знакомый голос. За доли секунды наша слуховая система принимает звуковые волны, передает их в слуховую кору, сравнивает их с сохраненными знаниями о других голосах и идентифицирует звонящего.
Подумайте, насколько отличается ваш выбор музыки от тренировки в спортзале или выполнения домашних заданий на выходных. У всех нас есть близкие отношения с музыкой, поскольку она вызывает очень эмоциональный отклик и оказывает прямое влияние на наше настроение. Вы когда-нибудь пробовали быстро пробежаться и послушать медленную музыку? Бренды либо выберут музыку, либо напишут для них оригинальную музыку, чтобы слуховые органы потребителей задействовались при взаимодействии с брендом. Подумайте о своем любимом розничном магазине, какую музыку они играют? Влияет ли это на ваше настроение и время, которое вы проводите в магазине (гарантирую, бренд на это надеется!).
Сенсорные рецепторы: дегустация
Вкус важен не только потому, что он позволяет нам получать удовольствие от пищи, которую мы едим, но, что еще более важно, потому что он ведет нас к продуктам, дающим энергию (например, к сахару), и отдаляет от продукты, которые могут быть вредными. Многие дети разборчивы в еде по одной причине — они биологически предрасположены очень внимательно относиться к тому, что они едят. Вместе с обонянием вкус помогает нам поддерживать аппетит, оценивать потенциальные опасности (например, запах утечки газа или горящего дома), избегать употребления ядовитых или испорченных продуктов.
Наша способность ощущать вкус начинается с вкусовых рецепторов на языке. Язык улавливает шесть различных вкусовых ощущений, известных соответственно как сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное (пряное) и умами (пикантное).
Один из лучших способов продажи продуктов питания и напитков — позволить потребителям попробовать их. Семплинг — будь то на вашем любимом фермерском рынке или в Costco — это эффективный способ привлечь потребителей к их вкусовым рецепторам, чтобы они могли оценить продукт за пределами своей визуальной интерпретации. Фермерские рынки в городских условиях выросли в геометрической прогрессии, и им удалось создать своего рода утопию шоппинга для многих потребителей: я не могу устоять перед прилавками, которые каждое лето, когда они приезжают в Ванкувер, сплошь заставлены коробками со свежими персиками из Оканагана. Запах этих персиков, их идеальная текстура и форма, а затем свежесрезанные и готовые к дегустации дольки… ну, как вы, наверное, можете себе представить, я ухожу с дюжиной или даже больше. Мое мнение, основанное на этом опыте, таково, что персики, выращенные в Оканагане, самые лучшие, без исключения!
Сенсорные рецепторы: обоняние
У нас есть примерно 1000 типов клеток, воспринимающих запахи (Bensafi et al. , 2004), и, по оценкам, мы можем различать 10 000 различных запахов (Malnic, Hirono, Sato, & Buck, 1999). Рецепторы бывают разных форм и избирательно реагируют на разные запахи . Подобно замку и ключу, разные химические молекулы подходят к разным рецепторным клеткам, и запахи обнаруживаются в соответствии с их влиянием на комбинацию рецепторных клеток. Так же, как 10 цифр от 0 до 9могут комбинироваться разными способами, образуя бесконечное множество телефонных номеров, молекулы запаха связываются с различными комбинациями рецепторов, и эти комбинации расшифровываются в обонятельной коре. Обоняние достигает пика в раннем взрослом возрасте, а затем начинает медленно снижаться. К 60-70 годам обоняние резко снижается. Кроме того, женщины, как правило, имеют более острое обоняние, чем мужчины.
Потребители имеют сильные эмоциональные реакции на запахи и запахи. В то время как некоторые из нас могут быть легко соблазнены запахом свежей выпечки, жареного кофе и жареной курицы, эти запахи не могут быть привлекательными для всех. Я вырос, питаясь итальянской едой у себя дома: чеснок никогда не использовался экономно, мы предпочитали следовать подходу «чем больше, тем лучше». Но если вы выросли, питаясь пищей без чеснока, вы могли бы найти его запах непреодолимым и неаппетитным. Поэтому важно учитывать культурный фон потребителя и то, как он влияет на его восприятие различных запахов.
Сенсорные рецепторы: прикосновение
Ощущение прикосновения необходимо для развития человека. Кожа, самый большой орган в теле, является сенсорным органом для осязания. Кожа содержит множество нервных окончаний, комбинации которых реагируют на определенные виды давления и температуры. Когда вы прикасаетесь к разным частям тела, вы обнаружите, что некоторые области более чувствительны к щекотке, тогда как другие области больше реагируют на боль, холод или тепло.
Можете ли вы представить покупку полотенец, не прикоснувшись к ним? Нет, я тоже не могу. Наше осязание является одним из наиболее важных способов, которыми мы взаимодействуем с продуктами и интерпретируем их значение. Подумайте, какие продукты вы предпочитаете покупать лично (в моем случае фрукты и овощи), а не онлайн (молоко, хлопья, оливковое масло) в повседневной жизни. А как насчет похода в торговый центр или посещения любимого модного бутика? Наша потребность прикасаться имеет решающее значение для нашей способности принимать решения: определенная рубашка может казаться слишком тонкой; слишком колючий свитер; слишком жесткий ремень. Упаковка продукта также поощряет наше желание прикасаться и задействовать наши тактильные (осязательные) чувства. Ощущение и форма бутылки кока-колы; гладкая элегантность помады; и гладкая бархатистая коробка кольца с бриллиантом имеют важное значение и привлекательность, чтобы влиять на предпочтения и восприятие потребителя.
Media Attributions
- «Красочное женское лицо» Александра Иванова находится под лицензией Pixabay.
Text Attributions
- Первый абзац взят из Privitera, A. J. (2021). «Ощущение и восприятие». В Р. Бисвас-Динер и Э. Динер (редакторы), серия учебников Noba: Психология. Шампейн, Иллинойс: издательство DEF. Под лицензией CC BY-NC-SA 4.0.
- Второй вступительный абзац; раздел «Сенсорные системы»; и абзацы, представляющие каждое из пяти чувств, адаптированы из Введение в психологию — 1-е канадское издание , написанное Чарльзом Стангором и Дженнифер Валинга, под лицензией CC BY-NC-SA 4.0.
- Раздел «Понимание цвета» подготовлен Kong, B. (2019) под лицензией CC BY-NC-SA 4.0.
Ссылки
Бенсафи, М., Зелано, К., Джонсон, Б., Мейнленд, Дж., Кан, Р., и Собел, Н. (2004). Обоняние: от обоняния к восприятию. В М. С. Газзанига (ред.), Когнитивные нейронауки (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
DashBurst. (2018, 17 мая). Как использовать психологию цветов в маркетинге . Тенденции малого бизнеса. https://smallbiztrends.com/2014/06/psychology-of-colors.html
Гелдард, Ф. А. (1972). Человеческие чувства (2-е изд.