Теория личности бихевиоризм: 18. бихевиористская теория личности

3.6.2. Теория личности — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.6.2. Теория личности

  По мнению Уотсона: «Личность — это производное наших систем привычек». Поведенческий психотерапевт изучает не личность человека, а его поведение. Кроме того, бихевиорист рассматривает психологию как вполне объективное экспериментальное направление естествознания и считает теоретическими целями психологии предсказание и контроль поведения. В опубликованной в 1913 году программной статье «Психология, какой ее видит бихевиорист» (Psychology as the behaviorist uiens it) Уотсон отмечает, что он посвятил почти 12 лет экспериментированию на животных и, естественно, что он разрабатывал свои теоретические позиции в соответствии со своей экспериментальной работой.

То, что можно наблюдать, составляет реальную область психологии, а то, за чем можно наблюдать, состоит из того, что организм делает или говорит, то есть из его поведения. Бихевиоризм изначально противопоставил субъективизму других школ — «строгий научный метод». Любопытно, что И. П. Павлов, которого бихевиористы считают научным предтечей, незадолго до своей смерти пришел к признанию Бога, как единственного условия способного объяснить сложные психические процессы. В своей знаменитой работе «Условные рефлексы», имеющей подзаголовок «Исследование физиологической активности коры головного мозга», Павлов описывая поведение собаки, у которой не произошло выработки обусловленного рефлекса, вводит термин «рефлекс свободы». С помощью нового странного с точки зрения бихевиоризма термина, он пытается объяснить полученный не укладывающийся в рамки теории результат.
  Уотсон полагал, что психология, будучи объективной и экспериментальной отраслью естествознания, нуждается в концепциях основанных на субъективном опыте так же мало, как химия или физика.
Поскольку поведение животных может быть исследовано без обращения к сознанию, таким же образом можно исследовать и поведение человека. Фактически «поведение человека и поведение животных следует рассматривать в одной и той же плоскости, как в одинаковой степени существенное для общего понимания поведения».
  Стимул, реакция и обусловливание — это ключевые понятия поведенческой психологии. В процессе эволюции у людей развились органы чувств, такие, как глаза, кожа и внутренние органы, которые наиболее чувствительны к различным видам стимулов. Стимул, или предмет, который вызывает реакцию, может исходить от объектов, находящихся во внешней окружающей среде. На людей также постоянно воздействуют стимулы, происходящие из их внутренней окружающей среды (возникновение этих стимулов является результатом изменений, которые происходят в тканях различных органов) Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется.
  Стимулы вызывают реакции, которые обычно заставляют организм двигаться или изменяться таким образом, что данные стимулы перестают вызывать реакцию. Все реакции можно разделить на открытые и скрытые, или на приобретенные и врожденные. Врожденные реакции включают в себя все, что делают люди с первых дней младенчества. В частности, к ним относятся потение и дыхание, а также обусловливание и формирование привычек, которые порождают приобретенные реакции. Уотсон отмечал, что лейтмотив человеческой деятельности состоит в продуцировании реакций на соответствующие стимулы.
  Другими словами, с точки зрения поведенческой психологии вся совокупность душевных переживаний человека может быть редуцирована к условно-рефлекторному поведению. Например, любовь — это реакция самца на самку, имеющая целью снять неприятные ощущения, вызванные чрезмерной продукцией половых гормонов.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www. txtb.ru

Теории личности — olegchmil — LiveJournal

 

Бихевиоризм

Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка.

Возникновение бихевиоризма было обусловлено социальной ситуацией Америки в начале 20 века. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимента, процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральных теории личности является процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

 

В бихевиоральных теориях личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов

влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения.

Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.

Бихевиоризм подвергался многочисленной критике по причине механистического подхода к личности, переноса экспериментальных исследований психики животных на человека. Однако данное направление имеет продолжение — в русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Арсенал современных методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхода.

Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями др. направлений за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтических отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностную ориентацию. Некоторые процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по этическим соображениям. В то же время многочисленные исследования показывают ее практическую эффективность.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Данное направление возникло в пику биологизаторскому, механичестическому взгляду на человека, как на совокупность инстинктов (психоанализ), либо реагирующего индивида (бихевиоризм).

Одним из ярких представителей гуманистической психологии является К. Роджерс. Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, то есть представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном

самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия

ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

По Роджерсу, существует два противоположных типа личности: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность». Полноценно функционирующая личность характеризуется открытостью к переживанию (эмоциональной глубиной и рефлексивностью), экзистенциальным образом жизни (гибкостью, адаптируемостью, спонтанностью, индуктивным мышлением), организмическим доверием (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирической свободой (субъективное ощущение свободы

воли) и креативностью (склонностью к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Не понятно, существует ли в природе этот идеальный тип личности.

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза.

Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке», в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

 

КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

 

То, что люди — думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведение человека.

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.

В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Цель данной теории состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретация жизненного опыта.

Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он высказал предположение, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают.

В целом теория личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые не только в психологии но и в клинической терапевтической практике методы ее изучения.

 

Психоанализ

Ортодоксальный психанализ это разработанные 3игмундом Фрейдом:

1) метод лечения психических расстройств;

 2) учение о бессознательных психических процессов.

О данном направлении в психологии сложно судить однозначно, однако психоанализ оказал влияние не только на психологию и психотерапию, но и на такие области науки как философия, культурология, социология во многом определив культурную ситуацию 20 века.

Стержнем всей системы психоанализа является предложенная 3. Фрейдом структурная модель личности, базирующаяся на так называемой топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный.

Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, другой материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Согласно его теории сознание – лишь вершина айсберга, основная информация, оказывающая влияние на адаптивность и поведение личности кроется в глубинных слоях психики и является предпосылкой для развития невротических состояний.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я).

Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в том числе механизмов защиты.

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Метод свободных ассоциаций, разработанный Фрейдом для лечения неврозов, направлен на извлечение информации из глубинных областей психики, и таким образом, осознание человеком собственных переживаний раннего детства.

Неврозы, свойственные времени начала 20 века (период разработки Фрейдом своих теоретических и практических концепций и методов) по моему мнению, не слишком актуальны на данный момент. В наше время информационных технологий и динамичного течения жизни просто нет времени проходить длительное лечение у психоаналитика, да и в Белоруссии нет школы психоанализа. Однако ортодоксальный психоанализ используется как основа для развития новых направлений в психологии и психотерапии (неофрейдизм, гуманистический психоанализ К. Юнга, гештальтерапия и т.д.) и в этом его роль сложно не оценить.

В своей модели развития Фрейд выделяет пять стадий, проходя которые ребенок приобретает те или иные черты характера. И вот здесь кроется вопрос: «Как же необходимо воспитывать ребенка, чтобы у него не возникло фиксаций на определенных стадиях развития? А если нет фиксаций – значит здоровая личность?»

В целом изучению психоаналитических концепций и теорий личности необходимо уделять много времени, чтобы достаточно глубоко разобраться в данном направлении. Нужно ли это современному управленцу, которому в достаточно короткий промежуток времени необходимо принять множество решений? А если нужно, значит управленец должен быть профессиональным психологом?

 

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

 

Личность в концепции Эрика Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структурного анализа автор выделяет три основные Эго-состояния.

1.    «Родитель» – состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. Кроме модели роли родителя, оно содержит много других стереотипов и автоматизированных форм поведения, отражая традиции, ценности, нормы и правила. «Родитель» олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритично, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. В сущности – это актуализация моральной сферы личности.

2.    «Ребенок» – часть личности, сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это состояние может быть в двух формах: как естественный «Ребенок», являющийся источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости так и как приспособившийся зависимый «Ребенок», который меняет поведение под влиянием «Родителя» (может быть послушным или, наоборот, капризным). В сущности – это актуализация эмотивной сферы личности.

3.    «Взрослый» – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. «Взрослый» контролирует действия «Родителя» и «Ребенка», являясь посредником между ними. В сущности, это – актуализация рациональной сферы личности.

Структура личности в трансактном анализе несколько схожа с выделенными З. Фрейдом тремя компонентами.

В различных жизненных ситуациях, прежде всего в процессе общения с другими людьми, личность находится, как правило, в одном из трех Эго-состояний, которое в данный момент активизировано. Однако возможно и сочетание двух Эго-состояний, или, точнее «заражение» (контаминация) одного состояния другим. Таким механизмом заражения Берн объясняет различные случаи личностных патологий и отклонений вплоть до психических заболеваний.

С помощью разработанного Берном метода психотерапии может происходить «обеззараживание» (деконтаминация) Эго-состояния «Взрослого», достижение его автономности с последующим восстановлением «Я-подлинного».

С помощью концепции Эго-состояний можно рассматривать процесс межличностного взаимодействия. Элементарная единица общения, состоящая из трансакционного стимула и реакции, называется трансакцией. С помощью своей концепции Берн изучает и более сложные формы поведения человека – «игры», или «серии следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом», а также лежащие в их основе жизненные сценарии. С помощью психологических игр люди часто неосознанно компенсируют свои личностные проблемы.

Основное достоинство теории Э.Берна, на мой взгляд, в том, что она достаточно проста для понимания. Изучив виды эго-состояний можно корректировать как свое общение и поведение, так и собеседника, не допуская возможности манипулировать собой с помощью скрытых трансакций. В управленческой деятельности защита от манипуляций очень важна как для руководителя, так и для сотрудников. Изучив книгу Берна «Игры, в которые играют люди» процесс общения становится достаточно осознанным и даже любопытным.   

 

Бихевиористские теории личности — Скиннер и Роттер

Наше поведение является отражением нашей личности. Такие бихевиористы, как Скиннер и Роттер, сформулировали своих соответствующих теоретиков личности.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Культура
  2. Психодинамические теории
  3. Социальные когнитивные теории
  4. Теория черт
  5. 0 Гуманистическая перспектива 90009

    Личность и Скиннер

    Б. Ф. Скиннер предположил, что наши различия в нашем опыте обучения являются основной причиной наших индивидуальных различий в нашем поведении. И мы усваиваем эти паттерны поведения либо напрямую (поощрение как положительное подкрепление хорошего поведения или наказание как отрицательное подкрепление плохого поведения), либо косвенно (посредством обучения через наблюдение или моделирование).

    Скиннер считал, что это просто человеческая природа, что мы ведем себя таким образом, чтобы получить вознаграждение или благоприятные вещи. Если мы хотим испытать подкрепление, то нам следует развивать положительные черты личности, такие как качества, входящие в категорию «приятность» Большой пятерки (например, понимание, сострадание, сопереживание и позитивное мышление). В этом смысле Скиннер утверждал, что мы реагируем на любое подкрепление и что наше поведение и черты личности могут формироваться и контролироваться обществом. В дополнение к этому Скиннер подразумевал, что если мы хотим, чтобы наши отрицательные черты превратились в положительные, мы должны сначала изменить свое окружение. Эта строгая бихевиористская точка зрения пытается опровергнуть мнение других психологов о том, что мы должны сначала изменить свое внутреннее «я» (то есть наши собственные личностные черты), прежде чем мы сможем в полной мере испытать желаемое изменение.

    Личность и Роттер

    Когда Джулиан Роттер начал разрабатывать свою теорию социального научения, он отказался принять идеологию фрейдистского психоанализа, которая в то время была доминирующей точкой зрения психологов. Вместо этого он использовал закон эффекта, согласно которому людей побуждают добиваться положительного подкрепления и избегать отрицательного подкрепления. Согласно его теории, личность и бихевиоризм не связаны нашими физиологическими инстинктами и влечениями.

    Основная точка зрения теории социального научения Роттера состоит в том, что личность представляет собой представление контакта между человеком и его окружением. Следовательно, его теория утверждает, что мы должны рассмотреть как человека, так и его окружение, прежде чем полностью понять его поведение. В соответствии с этим Роттер считал, что личность представляет собой набор потенциалов, которые человек использует для реагирования в определенных обстоятельствах.

    Личность и поведение Роттера всегда можно изменить. По его словам, изменение среды, в которой находится человек, и изменение его образа мыслей приведет к изменению его поведения, и, следовательно, его личностные черты также меняются в зависимости от этой конкретной ситуации. В отличие от психоаналитических теорий и строгих поведенческих теорий, Роттер утверждает, что люди ведут себя не только для того, чтобы избежать наказания; скорее, мы мотивированы действовать в соответствии с нашими жизненными целями и нашим видением, чтобы максимизировать вознаграждение, которое мы получили бы. Это более оптимистичный взгляд на личность и поведение, не так ли?

    Личность и поведение, несомненно, связаны друг с другом. Наше поведение дает нам намеки на то, кто мы есть на самом деле, а наши личностные черты приобретают смысл благодаря тому, как мы себя ведем.

    Полная ссылка: 

    Вам разрешено копировать текст

    Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

    Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы дадите соответствующий кредит и укажите ссылку/ссылку на эту страницу.

    Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

    Статьи по теме

    1. Культура
    2. Психодинамические теории
    3. Социальные когнитивные теории
    4. Теория черт характера
    5. Гуманистическая перспектива

    Хотите быть в курсе последних событий? Подписывайтесь на нас!

    Подписаться на @ExplorableMind

    Бихевиоризм как теория личности

    Содержание

    1. Теория поведения

    2. Применение теории поведения

    3. Теория ограничений поведения0003
    4. Заключение

    5. Список литературы

    Бихевиоризм возник как критический ответ на психоаналитическую теорию, предложенную Зигмундом Фрейдом. Многие известные психологи, такие как Эдвард Торндайк, Джон Уотсон, Иван Павлов, Берхус Скиннер и другие, были убеждены, что для объяснения естественных законов человеческого поведения психология должна развивать научную методологию и проводить эмпирические исследования наблюдаемого поведения, а не бессознательного. идеи. Поскольку поведенческая теория фокусируется на внутренних процессах нашего разума и подсознания, изучая только наблюдаемое поведение, она не может претендовать на роль полноценной теории, проясняющей все аспекты личности. Однако поведенческий подход помогает объяснить некоторые наши мотивы, действия и фобии.

    Our experts can deliver a customized essay
    tailored to your instructions
    for only $13.00 $11.05/page

    308 qualified specialists online

    Learn more

    Behavioral Theory

    As a personality theory, behaviorism studies человеческое поведение, исходя из предположения, что ему всегда учатся. В большинстве случаев действия человека зависят от предыдущего опыта, положительно или отрицательно подкрепленного теми или иными мероприятиями. Это приводит к понятию процесса кондиционирования. В теории поведения есть два типа обусловливания: классическое и оперантное. Классическое обусловливание — это процесс, в котором два раздражителя (безусловный и условный) используются для создания ассоциации между ними и получения определенной реакции. В процессе оперантного обусловливания применяются не стимулы, а подкрепление (положительное или отрицательное), чтобы вызвать реакцию и заставить субъекта действовать определенным образом. В результате процесса обусловливания у человека вырабатываются определенные модели поведения, которые он использует в различных ситуациях (Friedman & Schustack, 2010). Теория поведения также изучает возможность изменения поведения, описывающего процесс угашения: если условный раздражитель предъявляется один или человек не получает никакого подкрепления, то поведение ослабевает и меняется поведенческий паттерн. При классическом обусловливании субъект может проявлять признаки невротического поведения, когда что-то отдаленно напоминает безусловный стимул (Friedman & Schustack, 2010).

    Таким образом, поведенческая теория имеет дело с наблюдаемым поведением и игнорирует внутренние процессы, которые могут определять и влиять на то, как человек решает действовать. Как теория личности бихевиоризм предполагает, что личность формируется в ходе постоянного процесса взаимодействия человека с окружающей средой.

    Применение поведенческой теории

    Я характеризую себя как интроверта и считаю, что моя интроверсия определяется окружающей средой. Одной из моих характерных черт является тщательное мышление. Я никогда не буду высказывать свое мнение, если не буду достаточно хорошо знать предмет обсуждения. Меня раздражают люди, которые делают поспешные выводы. Скорее всего, такая черта развилась в результате осознания того, что люди ценят вдумчивость. Если люди знают, что вы хорошо мыслите, они будут уважать ваше мнение и будут обращаться к вам за советом. Такое узнавание служит положительным подкреплением и побуждает еще больше развивать привычку рассуждать. Таким образом, внимательное обдумывание — это поведение, возникшее в ответ на положительное подкрепление в ходе непреднамеренного процесса оперантного обусловливания, где общество было объектом, а я — субъектом.

    В случае, если я не получаю положительного подкрепления, то есть вижу, что люди не считаются с моим мнением или остаются равнодушными к тому, что я говорю, пропадает мотивация быть вдумчивым и рассудительным. Это может служить моделью процесса вымирания. Более точно пояснить этот процесс можно на другом примере. Когда я работаю над проектом, я стараюсь сделать все возможное, чтобы достичь качественного результата. Однако, если я вижу, что никто не замечает моих усилий и не ценит их, то есть если нет положительного подкрепления, я делаю все с безразличием, что нередко сказывается на качестве моей работы.

    Это были примеры оперантного обусловливания. Классическая обусловленность может объяснить мой страх перед пьяными людьми. В моем детстве отец употреблял алкоголь, когда у него были проблемы. Как правило, алкоголизм сопровождается физическим насилием, и, к сожалению, мой случай не стал исключением. Безусловным раздражителем служил вид пьяного отца, а условным — побои. Сегодня я понимаю, что пьяные люди не всегда представляют угрозу, однако не могу побороть свой страх.

    Ограничения поведенческой теории

    Поведенческая теория подвергается критике, поскольку фокусируется только на наблюдаемом и измеримом поведении и игнорирует психические внутренние процессы. Большинство экспериментов бихевиористов проводились на животных, и на основе этих экспериментов делались выводы. Однако история бихевиоризма знает относительно успешную попытку Джона Уотсона применить процессы обусловливания к девятимесячному Альберту (Friedman & Schustack, 2010). Тем не менее, невозможно использовать результаты опытов на животных для объяснения человеческого поведения. Теория поведения игнорирует такие понятия, как воля, чувство ответственности, гордость и др. (Ryckman, 2012). Эта теория не может объяснить некоторые из моих решений. Если взять в качестве положительного подкрепления тот же пример с общественным признанием, то поведенческая теория не может прояснить мотивы моего участия в анонимных благотворительных проектах. Я осознаю тот факт, что люди никогда не узнают, что я жертвую деньги на детей с тяжелыми заболеваниями, но я продолжаю делать это без их благодарности. В этом случае поведенческая теория не может объяснить то, что могут прояснить другие теории личности.

    Своевременная доставка! Получите вашу 100% персонализированную бумагу
    готово за
    всего за 3 часа

    Начнем

    Заключение

    Поведенческая теория возникла в двадцатом веке как ответ на психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда. Эта теория основана на предположении, что все действия человека определяются предшествующим опытом, в ходе которого у человека вырабатываются определенные модели поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *