Системный подход в психологии кратко: 6. Системный подход в психологии как ведущий принцип

что означает, характеристика, сущность, примеры из жизни

Содержание:

  • Что означает принцип системности в психологии 
  • Характеристика принципа 
  • Сущность 
  • Примеры из жизни

Содержание

  • Что означает принцип системности в психологии 
  • Характеристика принципа 
  • Сущность 
  • Примеры из жизни

Что означает принцип системности в психологии 

Основоположником принципа является, ученик школы Платона, Аристотель. Он изучил труды Платона, рассматривающего душу как внешнюю сущность относительно человеческого тела. По мнению ученого она распадается на отдельные части, каждая из которых обитает в определенных органах, например, разум — в голове. Также он полагал, что все в мире целесообразно.  

Системность является принципом, который требует изучение явлений и объясняет научное познание. Данный принцип предполагает рассмотрение всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, например, социальной, психической, природной.    

Система является совокупностью множества элементов, находящихся в тесной, устойчивой, разносторонней взаимосвязи и функционирующих как одно целое. То есть под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате такого взаимодействия элементов. Как структурной целостности любой системе характерно развитие и взаимодействие с окружающей действительностью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Совокупность элементов, частей — это состав системы. Организация связей между этими частями — структура системы. 

Системный подход является не только комплексным, но и целевым. Он предполагает исследование анализируемого объекта в системе. Выступает универсальным инструментом познавательной деятельности, так как любое явление может быть рассмотрено как система. Такой подход помогает сформировать целостное мировоззрение человека, когда он будет чувствовать себя в неразрывной связи с окружающим миром. При этом отображаемые свойства объекта должны прежде всего соответствовать поставленной цели.

Системный подход базируется на принципе системности, которому свойственно изучение реальности в рассмотрении каждого её фрагмента в качестве системы.  

Пример 1

Усвоение учебного материала должно быть организовано в логической последовательности и взаимосвязи между явлениями, предметами, изучаемыми на разных ступенях обучения. Иначе вы не приобретёте полных знаний и не добьётесь необходимого результата. 

Пример 2

Человек ставит перед собой конкретную и реальную цель: выучить за год английский язык, привести в порядок свою физическую форму и т. д. Затем разбивает поставленную цель на составные элементы, части. Выделяет лексическую и грамматическую составляющие языкового обучения, проводит замеры тела. На следующем этапе уже создаётся система. Необходимо описать расписать алгоритм ежедневных действий для достижения промежуточного результата. Например, заучивание трех новых слов в день и просмотр сериалов, телепередач на английском, каждодневные физические нагрузки, включая силовые. В дальнейшем происходит переоценка, любование результатами. Но если не получается достигнуть желаемого посредством выбранных действий, следует внести правки в алгоритм. Таким образом, соблюдая и, своевременно редактируя алгоритм действий так часто, как этого требует конкретная ситуация, можно с помощью постепенных трансформаций менять образ жизни в лучшую сторону.

 

Психология занимается изучением закономерностей человеческой психики, суть которых выражена в её принципах. Они концентрируют в себе ключевые законы, относящиеся к психической сфере, выступают её первичными положениями, основами, которые отображают сущность и особенности формирования духовной жизни людей, механизмы, динамику развития и типы проявлений их психики. 

В психологической науке использование данного принципа означает, что психику и все её проявления, известные человечеству, следует рассматривать как многоуровневую структурную систему, как сложное единство элементов, каждый из которых требует самостоятельного, раздельного изучения и оценки. 

Методологический подход к анализу какого-то психического явления, процесса предполагает его рассмотрение в качестве структурной системы, свойства элементов которой определяются в зависимости от его места в этой структуре. 

Суть принципа заключается в такой организации всех психических процессов, при которой её составные элементы наделяются новыми свойствами, задаваемыми целостностью.

Согласно данному принципу психика представляет сложную систему отдельных взаимосвязанных блоков (функций). 

Как и любая психическая система, человеческая психика характеризуется цельностью и уникальностью. Психические явления являются динамическими, развивающимися.

Системность предполагает активность психики как обязательное условие её саморегуляции, компенсации, присущих всему психическому. Данный подход даёт возможность выявить общность психических процессов с иными явлениями действительности.    

Характеристика принципа 

Основные свойства принципа:

  1. Способствует лучшему пониманию изучаемой реальности, вариантов развития человека как субъекта деятельности и общения.
  2. Позволяет интегрировать разнородные знания о психологических явлениях. Дает возможность представить психологические знания в качестве многомерно развивающегося, сложноорганизованного целого. 
  3. Предполагает формирование психических явлений только в результате единых, взаимодействующих процессов целостно-функционирующего организма, который обладает нервной системой и осуществляет поведенческую деятельность.  

Данный принцип включает следующие понятия:

  1. Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, которые обладают структурой и организацией.
  2.  Элемент — простейшая, неделимая далее составная часть сложного объекта.
  3.  Структура — устойчивая взаимосвязь элементов сложного целого. 

Сущность 

Рассматриваемый принцип определяет взаимосвязь между многими сферами психики. Исследование этих связей позволило выявить, что в структуру психики входят такие элементы, как чувства, ощущения, понимания. На основании этого был сделан вывод, что психические процессы (восприятие, память) и поведение являются взаимосвязанными блоками (функциями). Эти блоки соблюдают законы механизации или адаптации, что дает возможность организму и окружающей среде соединиться в одно целое.

Примечание 1

К сожалению при сбое в какой-либо системе, данный принцип не разъясняет как это исправить, что лишь подтверждает сложную организацию.  

Все явления представляют собой систему различных типов и видов целостности её структурных элементов. Поэтому исследуемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. 

Принцип системности предполагает необходимость выделения и обособления из множества явлений закономерно взаимосвязанных между собой объектов, которые приобретают системное значение и характер. Внутренняя структура этих объектов подлежит описанию, например, в таких понятиях, как элемент, функция, развитие и др. Элементы системы при взаимодействии как части целого наделяются новым качеством и лишаются его при выпадении из этого целого. 

Основные признаки системы:

  • логическая обусловленность, взаимосвязь всех элементов явлений и процессов;
  • целостность;
  • элементный состав структуры или подсистемы;
  • наличие системообразующих факторов;
  • функциональная направленность всей системы вместе с ее составляющими;
  • взаимосвязь с окружающим миром, с окружающей средой.   

Объект исследования наделен всеми признаками системы. 

Психологи рассматривают психические явления как многоуровневую систему, структурирующую множественность человеческих отношений. При этом данные явления следует изучать в динамике и развитии.

Система психических явлений, процессов обладает вертикальным (уровневым) строением. Действие данного принципа распространяется не только на психику в целом, но и на отдельные явления (процессы, состояния).  

Таким образом, данный принцип выражает способ существования психического в качестве системы, целостность и дифференцированность которой формируются в процессе развития человека. Психическое развитие при этом определяется как движение его оснований, смена детерминант, образование и преобразование новых качеств, свойств, то есть характерных черт. 

Примечание 2

Центральной проблемой в развитии системного понимания психического является выявление механизма, порождающего системы. 

Примеры из жизни

Настя неуверенная, закомплексованная девушка, страдающая заиканием.

Мать с детства часто кричала на дочь, била её и унижала. Комплексы, страх общения, боязнь быть униженной, отвергнутой мешают Насте построить личную жизнь и карьеру, найти друзей, то есть социализироваться. В дальнейшем она стала матерью одиночкой, но бессознательно передала дочери все свои страхи, боль, недоверие к миру. 

У Марии появились серьёзные проблемы в семейной жизни. Она постоянно нервничала, испытывала депрессивные чувства. Женщина не могла справиться с отрицательными эмоциями, поэтому срывалась на близких. Всё это негативно отразилось и на её профессиональной деятельности. 

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Поиск по содержимому

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Систематизация была придумана философами как методологический принцип. Его использовали на практике во время исследований задолго до того, как он был осмыслен и изучен в теоретическом плане.

Ученые и естествоиспытатели определяли системный подход как рабочий принцип науки, благодаря которому есть шанс обнаружить феномены, сделать важнейшие открытия. В разных науках принцип системности развивался по-разному.

Непоколебимая истина системного подхода в психологической научной области заключается в том, что все психические явления организовывают особую иерархическую систему, состоящую из элементов, которые получают новые свойства относительно ее целостности.

Развитие знаний о психике человека и его поведении повлияли на представление о системной природе психических процессов. В рамках взаимосвязанных событий материального мира психические процессы образуют функциональный организм.

Благодаря ему живые существа, в том числе и человек, способен гибко мыслить, быстро ориентироваться, общаться и действовать в постоянно изменяющемся мире.

Содержание

  • 1 Несистемные теории
  • 2 Как в психологии зародился принцип системности
  • 3 Системный подход в области психоанализа
  • 4 Для чего обращаются к принципу системности
  • 5 Осуществление принципа системности в психологии

Несистемные теории

Такой системный объект как психическая организация абсолютно независим и живет сам по себе.

В течение многих веков развития научного знания появлялись различные объекты теоретического багажа и концепты, которые объясняли строение этой организации, структурные части, из которых она состоит, их связность и координацию.

Цель научной мысли заключается в том, чтобы выстроить это знание по цепочке определенной логики, сложить из всех его частей целостную картину, которая удовлетворяла бы сам принцип системности.

Не каждый концепт способен на такое. Чтобы понять специфику научных знаний, принадлежащих к принципу системности, для начала стоит разобрать несистемные теории.

Существует несколько несистемных теорий

Существует несколько основных таких предшествующих системности теорий:

  1. Холизм. Фактор целостности для холизма – это что-то первичное, начало начал. Такую целостность в психологии представляли, затрагивая темы души и личности. Принцип данной теории заключается в том, что вне целостности пропадает и сама сущность. Душа, личность, сознание – ничто иное как системные целостности. Система научных знаний развивалась путем проведения анализов области явлений этих понятий, уровней организации и т.п.. Ложные версии о первоначалах таким образом постепенно разрушались.
  2. Элементаризм. По данной теории система состоит из определенных элементов. Во время взаимодействия между собой они наделяются новыми качествами и свойствами как части целого и теряют их, когда распадаются. Сущности этих элементов не измеряются целым. Элементаризм не интересует цельность системы. Каждый компонент системы по этой теории несистемности является самодостаточной величиной.
  3. Эклектизм. Эта несистемная теория сочетает в себе абсолютно несовместимые друг с другом идеи, положения и заменяет одни логические основания другими. Научные деятели во время своих исследований неравномерно собирают все больше фактической информации о личности, организме, индивиде и т.д.. В каждом исследовании выдвигаются свои результаты изучения непознанного. Таким образом возникла потребность собрать вместе все эти знания о параметрах объектов, которые сами по себе являются самодостаточным целым. Человек, например, – объект, который также является целостностью. Эклектизм зародила именно эта потребность в объяснении сути целостности при недостатке методологических средств.
  4. Редукционизм. В переводе с латинского означает отодвигание назад. Принцип данной несистемной теории заключается в том, что он сводит или сложные процессы и явления к простым, или целое к частям. Такое сведение и упрощение негативно влияет на системное объяснение целостности и сводит его на нет.
  5. Внешний методологизм. Методологию можно сравнить со скелетом внутри живого организма. Простейшие живые организмы носят свой скелет снаружи как устрица или улитка. Если его отделить, останется только малодифференцированная мякоть. Скелет внутри себя носят развитые животные и делают его опорой, влияя на каждое свое движение. Таким образом, высший методологизм, как скелет в организме, управляет каждым элементом научного знания, каждым мыслительным процессом и добыванием фактов.

Разобрав по полочкам все несистемные теории, далее будет проще проследить развитие концепций, повлиявших на развитие принципа системности и прогресс знания о психологии человека.

Как в психологии зародился принцип системности

Великие ученые, Бернар и Дарвин, вели поиски прямой зависимости ощущений человека от нервных клеток и волокон. Эти поиски были вполне успешны.

Ученые называли человека самоуправляемой машиной

В то же время Гельмгольц разрабатывал теорию цветного зрения и физиологической оптики.

Он, несмотря на свои прошлые утверждения о целостных образах внешних объектов, значительно изменил свое мнение в отношении к этим психическим феноменам.

В связи с этим немецкий физик, психолог и физиолог Гельмгольц выдвинул смелую гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение.

Ее смысл заключался в строении целостным сенсомоторным механизмом целостного психического организма. При том, что строится такой организм благодаря бессознательным умозаключениям. Это был важнейший толчок развития и утверждения принципа системности в психологии.

Знаменитый русский ученый – Иван Петрович Павлов, говоря о человеке как о системе, утверждал, что человек – это, конечно, система или, говоря грубее, машина, единственная по высочайшему саморегулированию, находящаяся в горизонте научного видения.

Метафора «машина» была очень популярна в период развития и триумфа механики. Еще с давних времен образ машины использовали для обозначения автоматизма работы системы.

Тем не менее до Сеченова Ивана Михайловича, знаменитого русского приборостроителя, медика и биолога, образ машины вызывал иные ассоциации, связанные не с механизмом, а с человеком, который приводил его в действие.

Говоря о «машинности мозга», Сеченов преследовал принцип саморегуляции. Этого же принципа придерживался и Павлов. Под образом машины они имели в виду устройство, которое оснащено сигналами.

Теории о том, что эти сигналы передают данные и информацию об устройстве, меняющие поведение системы и различающие свойства среды, в которой оно работает, подготовили почву для совершенно новых идей и концептов.

Именно эти идеи в дальнейшем и привели к разработкам информационных машин.

Системный подход в области психоанализа

Понятие «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, со временем было принято учеными за первичный психический процесс в классическом психоанализе.

Затем зародился концепт о защитных механизмах человеческой психики. Именно благодаря им здоровая личность может выживать в социальном мире без ущерба психическому состоянию.

Существовавшая в то время концепция о динамике нервных процессов торможения и возбуждения, базирующаяся на саморегуляции поведения человека, внезапно стала затрагивать другую сферу.

Ее трактовали на языке постоянного конфликта между биологическими силами, характеризующимися неукротимой сексуальностью, и социальными, заложенными с детства в отношениях с семьей.

Со временем эта идея стала основой для схемы строения психического аппарата человека, который состоит из трех конфликтующих между собой блоков: Оно – Я – Сверх-Я. Создал ту схему никто иной как Фрейд. Так и обстояли дела с системностью в психологии на то время.

Для чего обращаются к принципу системности

Перечислим несколько основных причин обращения ученых к данному принципу:

Историю психологической науки можно трактовать как историю поисков альтернативных вариантов асистемной концепции, связанной с природой психики и поведением человека.

Осуществление принципа системности в психологии

Как психологи реализовывают системный подход в своей отрасли? Давайте разберем несколько путей его реализации:

  • психологи рассматривают психические явления в качестве многомерных. Для таких явлений абстракция, которая реализуется их последовательным рассмотрением с какой-то одной стороны, не избавляет от возможности рассматривать психические явления и с других сторон;
  • рассмотрение психических явлений в нескольких аспектах. Сюда относят микроанализ и макроанализ, характеристика явления как части родовидовой структуры и качественной единицы системы;
  • психические явления рассматриваются учеными как иерархическая и многоуровневая система. Первостепенно важным условием грамотной саморегуляции системы является соподчиненность уровней, их автономия;
  • в системе психических явлений универсальной формы детерминации не существует. В большинстве случаев она рассматривается учеными в разных вариациях: биологическая и социологическая детерминация, казуальный и неказуальный типы связей и т. п.;
  • построение пирамиды множественности отношений, в которых человек существует. Это построение влечет за собой разнопорядковость и кооперацию с другими научными знаниями;
  • осуществление принципа развития. Он влияет на разрешение противоречий между системами и подсистемами, условиями и причинами и другое.

В ученых кругах существуют расхождения на тему реализации данного системного подхода в психологии. Ведутся споры и однозначного ответа пока еще никто не смог дать.

Принцип системности сыграл огромную роль в развитии не только психологии, но и биологии, психоанализе, нейропсихологии и даже медицине.

Саму по себе системность можно назвать принципом научного знания, который настаивает на исследовании различных явлений в зависимости от их внутреннего целого.

Известный афоризм «целое больше своих частей» долгое время вызывал массу вопросов не только философского характера, но и конкретно-научного.

Ответы на такие вопросы сподвигают выяснить, какие критерии способствуют из огромного множества явлений обособлению категорий объектов, обладающих системным характером.

В этом видео вы узнаете о системном подходе в бизнесе:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Системная теория управления — объяснение

Что такое системная теория управления?

Автор Джейсон Гордон

Обновлено 5 октября 2022 г.

  • Маркетинг, реклама, продажи и PR

    Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг

  • Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность

    Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса

  • Профессионализм и карьерный рост
  • Право, сделки и управление рисками

    Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты

  • Управление бизнесом и операции

    Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение

  • Экономика, финансы и аналитика

    Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки

  • Курсы
+ Еще

Содержание

Что такое системный подход к управлению? Каковы основные характеристики организационной системы? Каковы компоненты организационной системы? Что такое закрытые и открытые системы управления? Что такое общие и специальные системы управления? Преимущества и недостатки системного подхода. Кто вносит основной вклад в теорию систем?

Системный подход к управлению

Пожалуйста, включите JavaScript

Системный подход к управлению

Системный подход к теории управления, обычно рассматриваемой как основа организационного развития, рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых части, взаимодействующие как подсистемы.

Таким образом, организация представляет собой единую единую систему, состоящую из этих подсистем. Например, фирма — это система, которая может состоять из таких подсистем, как производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет и так далее. Таким образом, различные подсистемы следует изучать в их взаимосвязях, а не изолированно друг от друга.

Вернуться к:  УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

На систему в целом влияют внутренние элементы (аспекты подразделений) и внешние элементы. Он реагирует на силы внешней среды.

Система считается открытой, поскольку организации получают различные формы входных данных из других систем. Например, компания получает материалы, информацию, сырье и т. д. Эти входы преобразуются в выходы, влияющие на другие системы.

Как правило, системный подход оценивает общую эффективность системы, а не эффективность подсистем. Это позволяет применять системные концепции на всех организационных уровнях организации, а не фокусироваться только на целях и характеристиках различных отделов (подсистем).

Организационный успех зависит от взаимодействия и взаимозависимости между подсистемами, синергии между подсистемами и взаимодействия между внутренними компонентами (закрытая система) и внешними компонентами (внутренняя система).

Системный подход подразумевает, что решения и действия в одной организационной области будут влиять на другие области. Например, если отдел закупок не получит необходимое количество и качество материалов, производственный отдел не сможет выполнять свою работу.

В этом подходе признается, что организация полагается на окружающую среду в плане основных входных данных. Кроме того, среда служит выходом для его продукции.

Каковы основные характеристики организационной системы?

Основные характеристики системного подхода к управлению:

  • Подсистемы — Каждая организация представляет собой систему, состоящую из комбинации множества подсистем. Эти подсистемы взаимосвязаны.
  • Холизм — Каждая подсистема работает вместе, чтобы составить единую систему. Решения, принимаемые в любой подсистеме, влияют на всю систему.
  • Синергия — Коллективный выход всей системы больше, чем сумма выходов ее подсистем.
  • Закрытые и открытые системы — Вся организация представляет собой открытую систему, состоящую из комбинации открытых и закрытых подсистем.
  • Системная граница — Организация отделена от внешней среды, состоящей из других систем.

Каковы компоненты организационной системы?

Системный подход рассматривает организацию как состоящую из пяти компонентов:

  • Входы — Сырье, человеческие ресурсы, капитал, информация, технологии
  • Трансформационный процесс — Рабочая деятельность сотрудников, управленческая деятельность, операционные методы
  • Выходы — Продукты или услуги, финансовые результаты, информация, человеческие результаты
  • Обратная связь — Результаты выходов влияют на входы.
  • Окружающая среда — Эти компоненты составляют внутренние и внешние факторы, влияющие на систему.

Что такое закрытые и открытые системы управления?

Организация состоит из закрытых и открытых систем.

Закрытые системы — внутренние подразделения организации, не взаимодействующие с внешней средой.

Открытые системы — это внутренние подразделения, которые взаимодействуют с другими системами (или подразделениями внутри других систем), находящимися вне организации. По сути, все организации представляют собой открытые системы.

Что такое общие и специальные системы управления?

Общий системный подход к управлению в основном связан с формальными организациями, а концепции относятся к технике социологии, психологии и философии.

Специальная система управления включает в себя анализ организационной структуры, информации, механизмов планирования и контроля, планирования должностей и т. д. 

Преимущества и недостатки системного подхода 

К преимуществам системного подхода относятся: помогает в изучении функций сложных организаций

  • Скорее вероятностный, чем детерминированный.
  • Он использовался в качестве основы для новых видов организаций, таких как организация управления проектами.
  • Можно выявить взаимосвязи в различных функциях, таких как планирование, организация, руководство и контроль.
  • К отрицательным чертам системного подхода относятся:

    • Этот подход несколько абстрактен и расплывчат.
    • Может быть сложно применить к большим и сложным организациям.
    • Он не предоставляет никаких инструментов и методов для менеджеров.
    • Это не предписывающая теория управления, поскольку она не определяет инструменты и методы для практикующих менеджеров
    • Он не касается власти, социального неравенства и его причин.
    • Не определяет характер взаимодействий и взаимозависимостей.

    Кто вносит основной вклад в теорию систем?
    • Честер Бернард представил концепцию кооперативных систем в своей книге «Функции руководителя» (1938).
    • Экономист Герберт Саймон в своей книге «Административное поведение» (1947) представил концепцию системного процесса при принятии решений в организациях. Примечательно, что он ввел понятия ограниченной рациональности и удовлетворения.
    • Биолог Людвиг фон Берталанфи представил принципы общей теории систем в 1950 году. 
    • Среди других участников: Лоуренс Дж. Хендерсон, В. Г. Скотт, Дэниел Кац, Роберт Л. Кан, У. Бакли и Дж. Д. Томпсон.

    Родственные концепции

    • Основные теории менеджмента
    • Научная теория управления
    • Административная теория управления
    • Теория бюрократии
    • Теория Хаоса
    • Теория человеческих отношений
    • Современные теории менеджмента

    системная теория управления теория систем

    Была ли эта статья полезной?

    Да

    Динамический системный подход к разработке

    1. Лаборатория подростковой динамики
    2. Динамический системный подход к развитию
    • Исследовательская команда
    • Абитуриенты
    • Исследовать
    • Публикации
    • Курсы
    • Динамический системный подход к развитию
    • Ссылки и ресурсы
    • Государственные космические сети

    Десятилетия исследований изменений и стабильности в развитии позволили получить много знаний. Однако интегрировать эту совокупность знаний в целостную картину развития было сложно по нескольким причинам:

    • Изменения в развитии чаще всего носят нелинейный характер, однако методы проверки изменений обычно представляют собой линейные статистические модели. Таким образом, мы узнали, что изменилось (например, начало депрессии в подростковом возрасте), но часто мало объясняем, как это изменение происходит с течением времени.

    • Детерминированная, однонаправленная причина является скорее исключением, чем правилом. То есть не только X вызывает Y, но и Y вызывает X. В последнее время более распространенными стали двунаправленные или транзакционные модели (например, влияние ребенка на родительское поведение), и это необходимый шаг в правильном направлении. Однако эти модели по-прежнему предполагают аддитивный эффект нескольких линейных однонаправленных причинно-следственных процессов, а не действительно взаимную причинно-следственную связь.

    • Сложные взаимодействия между многими факторами не могут быть смоделированы экономно. Например, известно, что на поведение молодых подростков влияют отношения в семье, сверстники, средства массовой информации, гормоны, изменения в функционировании мозга, питание, характер сна, гены, стрессовые события, школа и культурные нормы. Как мы можем объяснить слияние стольких факторов одновременно?

    Решение этих проблем выходит за рамки традиционных, линейных, закрытых системных методов. Системные теории человеческого поведения и развития имеют долгую историю (например, Левин, фон Берталанфи, Бронфенбреннер) попыток решения этих проблем. Однако только когда физики смогли задокументировать свойства динамических систем, стал возможен как теоретический, так и эмпирический прогресс. Сложные модели многих природных и социальных явлений, включая динамику населения, эмбриогенез, химические реакции, экономические тенденции, вирусные эпидемии, активность мозга и моторное развитие, были успешно измерены и смоделированы как динамические системы. Таким образом, рассмотрение человеческого развития с точки зрения динамических систем позволяет более подробно исследовать нелинейные, сложные и взаимно причинные процессы.

    Говоря проще, динамическая система — это система элементов, которые изменяются во времени. Все динамические системы имеют несколько общих свойств. К ним относятся:

    • Самоорганизация. Новые формы возникают спонтанно в результате сложных взаимодействий между элементами системы низшего порядка. Таким образом, состояние системы не предопределено и не является продуктом внешних причин.

    • Иерархическая организация вложенной структуры . Элементы более низкого порядка самоорганизуются, образуя структуру следующего более высокого уровня, и эти структуры затем становятся элементами следующего более высокого уровня и так далее. Более того, эта вложенная структура существует и во времени: процессы реального времени (от момента к моменту) вложены в более длительные временные масштабы (например, ситуации), а они, в свою очередь, вложены во время развития.

    • Взаимная и круговая причина. Внутри уровня взаимодействия между элементами системы взаимно причинны (X и Y вызывают друг друга). На всех уровнях причинно-следственная связь круговая. Элементы более низкого порядка создают макроструктуру, но макроструктура ограничивает взаимодействие между элементами более низкого порядка. Это сложная концепция, но, возможно, лучшим примером из психологии развития является возникновение структур личности. Эмоциональные переживания, происходящие от момента к моменту в различных контекстах, являются элементами, из которых возникает личность. Личность объединяется в процессе развития и сводит разнообразие эмоциональных тенденций к относительно небольшому и предсказуемому набору.

    • Нелинейная динамика. Поведение системы регулируется процессами обратной связи, отвечающими как за стабильность, так и за изменения. Процессы отрицательной обратной связи самостабилизируются. Благодаря отрицательной обратной связи элементы продолжают оставаться связанными аналогичным образом с течением времени, и стабильность системы сохраняется. Положительная обратная связь усиливает небольшие вариации взаимодействий более низкого порядка, создавая нестабильность системы. Эта нестабильность необходима для того, чтобы разрушить старые модели и чтобы на их месте возникли новые формы. Динамика системы является результатом взаимодействия процессов положительной и отрицательной обратной связи.

    • Возмущение раскрывает природу системы. Систему можно понять только по реакции на возмущение. Например, система может казаться стабильной, но быстро становиться неустойчивой после относительно небольшого возмущения. И наоборот, система, которая кажется столь же стабильной, как и первая, может быть относительно невосприимчивой к возмущениям и, таким образом, подтверждать свою устойчивость.

    • Изменение системы происходит в процессе фазового перехода. Фазовый переход — это период нестабильности и высокой изменчивости, наблюдаемый, когда один устойчивый паттерн или структура разрушается и на ее месте возникает новая структура. Классический пример — кипячение кастрюли с водой. Структура молекул холодной воды сильно упорядочена, но при нагревании молекулы начинают отскакивать друг от друга в хаотичном или переменном порядке.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *