Ситуативная тревога: техники самопомощи | Здоровье
Тревога как таковая человеку необходима, поскольку помогает ему адаптироваться к переменам. Повышенный же уровень тревожности, как и полное ее отсутствие, стало быть, нормой не являются. Как справиться с тревогой самостоятельно, если она эту норму превысила, объясняет психолог и онлайн-консультант Светлана Скромова (vk.com/svetlanaskromova).
Тревога — это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределенности, ожидания отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Эта эмоция связана со страхом за свое будущее, и чем неопределенней оно рисуется, тем интенсивнее становится это чувство.
Виды тревоги
- Личностная тревожность
Является индивидуальной характеристикой человека, формируется с раннего детства (бывают случаи, когда она возникает внутриутробно и связана с состоянием матери во время беременности) под воздействием внешних факторов и особенностей воспитания. Она становится чертой характера и может привести к невротическим расстройствам.
- Ситуативная тревожность
Возникает под воздействием внешних факторов, которые являются угрожающими для жизни и благополучия человека в данный момент времени.
Большинство из нас сейчас испытывают именно ситуативную тревогу, которая вполне естественна в изменяющихся условиях внешнего мира. Скажу больше, она необходима для адаптации к переменам. Тревога провоцирует повышенное возбуждение и подталкивает человека к определенным действиям, которые направлены на защиту и выживание в новых реалиях. Поэтому закупка товаров первой необходимости, погружение в информационные потоки являются способами справится с ситуацией и приводят к временному облегчению. В случае стабилизации жизни вокруг тревога обычно снижается, человек возвращается в свое обычное состояние.
Таким образом, средний уровень тревоги является нормой и помогает адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Полное же отсутствие тревоги в ситуации неопределенности, которое может быть связано с такой психозащитой, как вытеснение, приводит к бездействию. В случае реальной угрозы это может привести к несчастному случаю.
Представлять опасность может и повышенный уровень тревоги в течение длительного времени. В таком состоянии страдает физическое и психологическое здоровье человека. В результате организм истощается, что может привести к серьезным проблемам со здоровьем, а в случае реальной угрозы у него уже не останется сил для необходимых действий.
Проявления тревоги
- Физиологический уровень
Тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, покраснении кожи, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении озноба и дрожи, потливости, тошноты сухости во рту, слабости в ногах.
- Эмоциональный уровень
Тревога проявляется ощущениями беспомощности, бессилия, незащищенности, опасения, страха, напряжения, раздражительности, беспокойства, опустошения. Это может привести к ночным кошмарам, навязчивым идеям, трудностям в принятии решений.
- Поведенческий уровень
Тревога проявляется в бесцельном хождении по помещению, суетливости, трудностях концентрации внимания, зацикленности на определенных темах, грызении ногтей, выдавливании прыщей, качании на стуле, стучании пальцами по столу, тереблении волос, кручению в руках разных предметов.
Техники самопомощи
- Пейте не менее 2 литров воды в сутки. Это важно для качественной работы мозга. Также вода помогает организму ускорить метаболизм и вывести токсичные продукты, которые вырабатываются во время тревоги.
- Организуйте для себя полноценный сон. Помещение должно проветриваться перед сном либо в течение ночи. Количество часов сна должно быть не меньше 7-8. За несколько часов до сна отложите гаджеты и займитесь тем, что помогает вам расслабиться.
- Практикуйте дыхательные техники в течение дня.
- Отреагируйте свою тревогу через тело, «протрясите» ее. Для этого можно включить ритмичную музыку и начать хаотично двигаться под нее, можно представить себя собакой, выходящей из воды и отряхивающейся.
- Дайте голос своей тревоге — начните издавать звуки, которые отражают ваше состояние. Это может быть крик, монотонный звук, рычание.
- Вспомните все, что вам удалось проконтролировать в течение дня: свой внешний вид, покупку или доставку продуктов, домашние дела, рабочие процессы, количество и качество общения с другими людьми. Все это говорит о том, что вы можете влиять на свою жизнь.
- Ресурсируйте себя. Для этого вспомните, что дает вам ресурс, и начните делать это для себя. Это могут быть прогулки, общение с близкими, уход за собой, фитнес.
- Вспомните, когда в прошлом вам было хорошо, вы были счастливы, спокойны и расслаблены. Войдите в это состояние и побудьте в нем.
- Найдите способы расслабиться на физическом и психологическом уровнях. Для этого можно сделать простое упражнение: сначала максимально напрягите все свое тело, а потом представьте, что превратились в тряпичную куклу. Повторите упражнение 5-10 раз. Остановите поток своих мыслей, посмотрите на небо: какого оно оттенка сегодня, есть ли на нем облака, летают ли птицы. Сосредоточьте свое внимание на этих простых моментах.
Если вышеперечисленные способы не помогли вам справиться с тревогой, вы чувствуете себя хуже и хуже, рекомендую обратиться за поддержкой к специалистам: психологу, психиатру, психотерапевту, неврологу. Возможно, вам необходимо медикаментозное лечение.
Читайте также на World Class Magazine:
Как распознать стресс? Сигналы организма
Медитация: новый урок в расписании групповых занятий World Class
Может ли питание влиять на стрессоустойчивость?
Социально-ситуативная тревожность учащихся в период перехода из начальных классов в средние
Смена образовательных сред практически всегда для ребенка связана с трудностями адаптационного периода. Принимающая образовательная среда задает отличную от предыдущей систему требований, другую меру интеллектуальной и личностной самостоятельности, инициативы и ответственности, предполагает перестройку межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.п.
Г.А. Цукерман отмечает, что переход с одной ступени образования на другую «не должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни» [6, с.20]. Однако в большинстве случаев переход учащихся в возрасте 10-11-ти лет из начальной школы в среднюю – это субъективно сложный период, но в то же время и очень важный этап, на котором закладывается потенциал дальнейшего развития личности.
Успешность адаптации к новым условиям обучения на данном этапе тесно взаимосвязана с решением задач развития: ребенку необходимо суметь интегрировать разнообразные переживания, часто противоречивые требования, критерии успешности, оценочные суждения педагогов, приспособиться к разным стилям деятельности и общения учителей. В обучении и общении школьника должен произойти переход от ориентации на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении со сверстниками, в котором подросток активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других.
Препятствием на пути полноценного личностного развития ученика в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому может стать школьная дезадаптация. Речь идет не о наличии или отсутствии знаний, умений и навыков, необходимых для обучения на средней ступени школьного образования, а об особенностях развития личности ребенка и тех трудностях, которые возникают в процессе взаимодействия мотивационно-смысловых структур личности с новой социальной ситуацией развития.
Индикатором субъективных трудностей и нарушений процесса адаптации к новой образовательной среде можно считать высокую степень проявления тревоги.
Ч.Спилбергер различал два аспекта тревоги: 1) состояние – тревога, которую человек чувствует в конкретной, вызывающей беспокойство ситуации, и 2) отличительную черту – тенденцию чувствовать беспокойство в целом ряде различных ситуаций [5]. Единичный конфликт, каким бы он острым ни был, не делает ребенка тревожным. Состояние тревожности становится устойчивым, если проявляется довольно часто в различных ситуациях, когда не реализуются важнейшие потребности ребенка: в независимости, самостоятельности, самореализации, в принятии. Состояние тревоги у учащихся в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возникает не только в экстремальных, но и в привычных ситуациях, предъявляющих более высокие требования к умению управлять своим поведением [3, с.1]. Тревожность в подростковом возрасте может стать устойчивым личностным образованием, опосредуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе [4, с.11]. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует сохранению и увеличению тревожности.В зарубежной психологии хорошо изучены такие явления, как страх перед школой, школьная тревожность, избегание школы (Clyne, Phillips, Fransis, Svingen). Как отмечает Т.В. Гормоза, «школьная тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия» [2, с.46]. Причиной возникновения школьной тревожности являются не сам по себе неуспех ребенка в учебной деятельности и даже не низкая оценка достижений со стороны значимых других, а переживания школьника по поводу этого неуспеха. Тревожность выражается в волнении, в ожидании неудачи, плохого отношения к себе педагогов и сверстников [1, с.62]. Опираясь на материалы аналитического обзора Hembree, включающего результаты 562 исследований, Б.У. Такман отмечает, что тревога обычно мешает или оказывает ослабляющий эффект на результаты учебы, особенно у учащихся со средними способностями. Наиболее явно это неблагоприятное влияние проявляется при выполнении трудных заданий и тестов [5, с.
448].Как показывают результаты нашего исследования, проведенного на большой выборке учащихся средних школ и гимназий г. Минска (более 1000 человек) с помощью методики «Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша, модифицированной Т.В. Гормозой, пик проявления данного психического состояния приходится на первую учебную четверть пятого класса: максимума по сравнению со всеми возрастными нормами для всего периода обучения в школе достигают средние значения школьной, самооценочной и межличностной тревожности. Значимо по сравнению с последней четвертью выпускного класса начальной школы возрастают значения всех составляющих социально-ситуативной тревожности, что статистически подтверждается с помощью t-критерия Стьюдента: для школьной тревожности вероятность ошибки p=0,01; для самооценочной тревожности p=0,001; для межличностной p=0,001.
Важным, на наш взгляд, является тот факт, что выборочные средние значения тревожности значимо не различаются в пятых классах, в которые приходят учащиеся из классов развивающего обучения (системы Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова и системы Л.В. Занкова) и классов модифицированного традиционного обучения. Несмотря на то, что для учащихся систем развивающего обучения принимающая среда модифицированного традиционного обучения содержит гораздо больше новых компонентов, их социально-ситуативная тревожность отмечена теми же уровнями и динамикой, что и у учащихся системы традиционного обучения. Выборки учащихся гимназий и средних школ по уровню социально-ситуативной тревожности в этот период также значимо не различаются между собой и могут быть объединены в одну большую выборку.
Таким образом, переход в пятые классы оказывается субъективно трудным для большинства учащихся, о чем и сигнализирует рост тревожности. Кроме того, можно предположить, что возрастание школьной, самооценочной и межличностной тревожности у учащихся в период перехода из начальной школы в среднюю – это реакция на изменение социальной ситуации развития в целом, а не на какие-то отдельные ее элементы.
Без специального вмешательства психолога уровень школьной и самооценочной тревожность у учащихся разных систем обучения значимо снизился только к концу пятого класса, а вот межличностная тревожность оставалась на протяжении всего учебного года более высокой, чем у четвероклассников. Этот факт свидетельствует и о приоритетности сферы межличностного взаимодействия для младших подростков, и о сложностях в выстраивании межличностных отношений со сверстниками и взрослыми именно в этот период. И только во второй учебной четверти в шестом классе выборочные средние по всем шкалам социально-ситуативной тревожности статистически не отличались от тех же данных в четвертом классе.
Таким образом, в течение целого учебного года обучение и развитие большинства детей, пришедших в пятые классы из разных образовательных сред, происходит на эмоционально неблагополучном фоне, отмеченном высокой школьной, самооценочной и межличностной социально-ситуативной тревожностью. При этом максимально длительно психическое напряжение сохраняется у младших подростков в сфере межличностного взаимодействия.
Как показывают результаты научных исследований и практической работы с учениками, наиболее эффективными являются превентивные меры по отношению к значительному росту социально-ситуативной тревожности при переходе из начальных классов в средние. Эти меры могут быть приняты в двух основных направлениях: во-первых, путем сближения, согласования требований к детям учителей начальной и средней школы посредством специального совместного психолого-педагогического тренинга; во-вторых, через обучение выпускников начальной школы конструктивным способам овладения субъективно трудными ситуациями. Дополнительную пользу может принести и работа с родителями по разъяснению сути переходного периода и облегчению взаимопонимания с собственными детьми. Еще более эффективным является комплексный подход, который позволяет значительно снизить социально-ситуативную тревожность учащихся в период адаптации к средним классам школы.
В случае, если профилактические мероприятия не проводятся или оказываются недостаточно эффективными, необходима коррекционно-развивающая работа школьного психолога в период перехода учащихся к обучению в средних классах школы.
Особенности тревожности у девушек со склонностью к компульсивному перееданию
Рецензия на статью
Пчелкина Е.П., Радова Е.П.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Кафедра общей и клинической психологии
Pchelkina E.P., Radova Е.P.
Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
Аннотация: В статье раскрываются особенности тревожности у девушек со склонностью к компульсивному перееданию. Выявлено, что что у девушек со склонностью к компульсивному перееданию выше уровень тревожности, чем у девушек, не склонных к пищевой зависимости, что позволяет разрабатывать рекомендации для снижения уровня тревожности в профилактике и коррекции склонности к компульсивному перееданию.
Abstract: The article reveals the features of the level of anxiety in girls with a tendency to compulsive overeating. It was revealed that girls with a tendency to compulsive overeating have a higher level of anxiety than girls not prone to food addiction. This allows us to develop recommendations for reducing the level of anxiety in the prevention and correction of compulsive overeating.
Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, расстройства пищевого поведения, компульсивное переедание, аддиктивное поведение.
Keywords: personal anxiety, situational anxiety, eating disorders, compulsive overeating, addictive behavior.
В современном обществе все чаще становится актуальной тема аддиктивного (зависимого) поведения. Зависимость может возникнуть практически к любой сфере жизнедеятельности человека, именно по этой причине проблема зависимости носит такой важный и острый характер, а поэтому требует незамедлительного решения.
В данной работе мы рассмотрим один из видов аддикций, а именно компульсивное переедание. В последнее время многие исследования посвящаются теме расстройств пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения на сегодняшний день широко распространены среди молодежи. СМИ создают образ идеальной фигуры, а расстройства пищевого поведения как раз и берут свое начало из желания достичь идеала.
Кроме того, нас заинтересовала такая личностная черта, как тревожность и возможность ее связи с возникновением компульсивного переедания. В работе делается попытка выяснить, каковы особенности тревожности у девушек со склонностью к компульсивному перееданию.
Проблема тревожности раскрыта в трудах как зарубежных (А. Адлер, К. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни и т.д), так и отечественных (В.М. Астапов, Р.М. Грановская, А. М. Прихожан, С.Л. Рубинштейн и др.) психологов.
Американский исследователь тревожности К. Спилбергер выделяет две формы тревожности – тревога как состояние (СТ, ситуативная тревожность) и как свойство личности (ЛТ, личностная тревожность). Деление тревожности на ситуативную и личностную прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике [6].
А.М. Прихожан определяет тревожность как ощущаемый индивидом эмоциональный дискомфорт, сопряжённый с ожиданием какого-то неблагополучного положения и возможной угрозы опасности [5].
Тревожность следует рассматривать как реакцию индивида на ситуацию, которая характеризуется неясностью и несёт в себе вероятную угрозу и напряженность. По своей сути, тревога часто похожа на чувство голода. Человек может быть отважным и энергичным перед серьёзной угрозой, но ощущать себя абсолютно беззащитным в состоянии тревоги. Тревога и страх это ответные чувства, появляющиеся перед угрозой, однако страх связан с естественной бесспорной и действительной опасностью, в то время как при тревоге опасность неявна и носит сугубо субъективный характер.
При анализировании тревожности следует придавать значение тем обстоятельствам, которые собственно и вызывают такое состояние. Одни люди испытывают чувство волнения и тревоги по самым разнообразным причинам, такие люди, будто всегда находятся в подобном расположении духа, а другие люди его испытывают только в определенных случаях.
Г.Г. Аскерова провела исследование коммуникативных и организаторских способностей у юношей и девушек с различным уровнем тревожности, в ходе которого было выявлено, что испытуемые с высоким уровнем тревожности характеризуются менее выраженными коммуникативными и организаторскими способностями по сравнению с испытуемыми со средним уровнем тревожности [2].
Расстройства пищевого поведения расписаны в международных классификациях DSM–5 и МКБ–10. Также пищевое поведение изучали А.В. Вахмистров, И.Г. Малкина-Пых, О.А. Скугаревский и др.
Типология клинических нарушений пищевого поведения отражена в двух основных руководствах, которые используются для постановки психических диагнозов и не только – DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) и МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем). Среди нарушений пищевого поведения выделяют три основных: анорексию, булимию и компульсивное переедание [1].
Компульсивное переедание предполагает неоднократно повторяющиеся эпизоды поедания большого объема пищи с чувством утраты контроля над собой. Следует учесть, что эти эпизоды, в отличие от булимии, не чередуются с очищающими процедурами: больные не вызывают рвоту, не принимают слабительные и не ставят клизмы. Кроме того, компульсивное переедание отличается тем, что больной понимает наличие проблемы, а его самооценка не так зависит от формы и массы тела, как у пациентов, страдающих от нервной анорексии и нервной булимии [4].
Диагноз устанавливается клинически. Лечится компульсивное переедание с помощью когнитивно-поведенческой терапии или, в некоторых случаях, межличностной психотерапии.
Компульсивное переедание встречается приблизительно у 3,5% женщин и 2% мужчин в общей популяции. В отличие от нейрогенной булимии, компульсивное переедание чаще встречается среди людей с избыточным весом и ожирением и способствует излишнему потреблению калорий. Примечателен тот факт, что данный тип расстройства наблюдается более чем у 30% пациентов, которые проходят всевозможные курсы по снижению веса. По сравнению с больными нервной анорексией или нейрогенной булимией, пациенты с компульсивным перееданием старше и среди них чаще встречаются мужчины [3].
Таким образом, мы предположили, что между компульсивным перееданием и тревожностью существует прямая связь.
Нами было проведено исследование, нацеленное на выявление особенностей тревожности у девушек со склонностью к компульсивному перееданию. При планировании и построении исследования мы полагали, что у девушек со склонностью к компульсивному перееданию выше уровень тревожности, чем у девушек, не склонных к пищевой зависимости.
Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода, на студентах факультета психологии педагогического института. Выборочная совокупность: 30 девушек в возрасте от 17 до 24 лет. Для выявления особенностей связи тревожности у девушек со склонностью к компульсивному перееданию нами были использованы следующие методики: тест отношения к приёму пищи (EAT-26), шкала тревоги Спилбергера-Ханина, авторская анкета-опросник на выявление склонности к компульсивному перееданию.
Полученные данные были обработаны с помощью коэффициента ранговой корреляции R Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS-21.0».
С помощью эмпирического исследования мы получили следующие результаты: большинство респондентов, а именно 17 девушек (57%) – не склонны к компульсивному перееданию.
У 13 респондентов (43%) была выявлена склонность к компульсивному перееданию. Эти девушки, как правило, отвечали положительно на вопросы об увеличении объема пищи при потере контроля в каких-то сферах своей жизни, возникновении чувства вины после приёма пищи и прекращение приема пищи лишь при появлении дискомфортных ощущений. Люди, которые навязчиво переедают, используют пищу в качестве единственного способа справиться с негативными эмоциями. Как следствие, они почти постоянно чувствуют вину за то, что еда выходит у них из-под контроля. Человек с компульсивной зависимостью все время думает о еде, постоянно хочет есть и съедает большое количество пищи за короткое время, а после завтрака, обеда или ужина ощущает стыд и подавленность. И он делает это часто: по крайней мере, один раз в неделю в течение как минимум 3 месяцев.
На основе полученных данных нами были сформированы две экспериментальные группы: контрольная (группа 1), с нормальным типом питания, и экспериментальная (группа 2), со склонностью к компульсивному перееданию.
Рис. 1. Распределение респондентов в выборочной совокупности по выраженности склонности к компульсивному перееданию, %
Для выявления уровня тревожности нами была использована «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина». И мы выяснили, что для 17 (57%) респондентов характерен высокий уровень ситуативной тревожности (СТ). У 9 (30%) девушек выявлен средний уровень СТ. И, наконец, у 4 (13%) девушек выявлен низкий уровень СТ.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Следовательно, наши результаты показывают, что большинство респондентов (57%) испытывали на момент обследования чувство дискомфорта, беспокойства и напряженность. Возможно, такие результаты получены из-за приближения сессии, что, безусловно, является стрессовой ситуацией для большинства студентов.
Для 19 (64%) девушек характерен высокий уровень личностной тревожности (ЛТ). У 10 (33%)девушек выявлен средний уровень ЛТ. И только у 1 (3%) девушки низкий уровень ЛТ.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Рис. 2. Распределение респондентов в выборочной совокупности по уровням ситуативной и личностной тревожности, %
Для того, чтобы подтвердить выдвинутое нами предположение, было проведено сравнение двух групп с помощью U-критерий Манна-Уитни. В результате проведенного сравнения нами были получены статистически значимые различия на достоверном уровне значимости (p≤0,05) по шкалам «ситуативная тревожность» и «личностная тревожность». Статистически значимые различия по результатам опросника «Отношение к пище (ЕАТ 26)» выявлены не были.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у девушек со склонностью к компульсивному перееданию выше уровень как ситуативной, так и личностной тревожности, чем у девушек, не склонных к пищевой зависимости.
На следующем этапе нашего исследования нам необходимо было выявить наличие связи между уровнем тревожности и показателями склонности к компульсивному перееданию.
Для подтверждения нашего предположения о том, что существует связь между уровнем тревожности и показателями склонности к компульсивному перееданию, а именно, чем выше показатель компульсивного переедания, тем выше будет уровень тревожности, была проведена статистическая обработка данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для выявления и оценки тесноты связи между двумя рядами сопоставляемых количественных показателей.
В ходе корреляционного анализа было установлено наличие тесной связи между уровнем ситуативной тревожности и показателями склонности к компульсивному перееданию на уровне высокой статистической значимости (p≤0,01), и наличие тесной связи между уровнем личностной тревожности и показателями склонности к компульсивному перееданию также на уровне высокой статистической значимости (p≤0,01).
Полученные данные свидетельствуют о том, что эти две характеристики у студенток-психологов связаны прямой зависимостью, чем выше уровень ситуативной и личностной тревожности, тем выше будет вероятность склонности к компульсивному перееданию.
Итоги проделанной работы по выявлению положительной связи ситуативной и личностной тревожности с данной склонностью к компульсивному перееданию позволяют обосновывать и разрабатывать рекомендации для снижения уровня тревожности у девушек в регуляции пищевого поведения, а именно в профилактике и коррекции склонности к компульсивному перееданию.
Библиографический список
1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5 / American Psychiatric Association. – 5th ed. – Washington, DC; London: American psychiatric publ, 2013. – 947 p.2. Аскерова, Г.Г. Коммуникативные и организаторские способности юношей и девушек с различным уровнем тревожности / Г.Г. Аскерова // Инновационная наука. – 2015. – № 7. – С. 177-180.
3. Малкина-Пых, И.Г. Терапия пищевого поведения / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 1040 с.
4. Международная классификация болезней (10-пересмотр): классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике / Всемирная Организация Здравоохранения; ред. Ю.Л. Нуллер, С.Ю. Циркин. СПб.: Оверлайд, 1994. – 301 с.
5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
6. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. // Тревога и тревожность: хрестоматия: / сост. В.М. Астапов. – СПб: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
Ситуационная тревожность: симптомы, примеры и методы преодоления
Ситуационная тревожность — это тревога, возникающая в незнакомых или новых ситуациях. Это не отдельное состояние, а способ описания того, как тревога влияет на кого-то.
Многие люди в какой-то момент своей жизни испытывают ситуативную тревогу. В легкой форме ситуационная тревожность не требует лечения.
Однако существуют способы справиться с ситуативной тревожностью, чтобы она меньше влияла на жизнь человека. Это может быть полезно, если это то, что часто влияет на них. Например, если человеку часто приходится уезжать из дома и он находит это стрессовым, он может захотеть решить проблему ситуативного беспокойства.
В этой статье вы узнаете больше о ситуативной тревоге, в том числе о том, что это такое, о признаках и симптомах, примерах, вариантах лечения и способах преодоления.
Ситуационная тревога возникает в ответ на новые или незнакомые ситуации. Например, человек может испытывать ситуативное беспокойство, если его работодатель просит его взять на себя новую обязанность или если он впервые едет за границу.
Этот тип беспокойства не обязательно указывает на наличие у человека тревожного расстройства. В какой-то степени многие люди испытывают ситуативную тревогу в какой-то момент своей жизни.
Ситуационная тревога не является отдельным заболеванием. Наоборот, это способ описания типичного беспокойства, которое испытывают многие люди, когда находятся вне своей «зоны комфорта».
В результате люди обычно лишь время от времени испытывают ситуативную тревогу — обычно, когда они делают что-то новое или сложное.
Напротив, тревожные расстройства оказывают существенное влияние на повседневную жизнь человека. Ниже приведены некоторые сравнения.
Ситуационная тревожность в сравнении с генерализованным тревожным расстройством (ГТР)
Люди с ГТР беспокоятся по целому ряду вещей, даже если событие, о котором они беспокоятся, в настоящее время не происходит или может никогда не произойти.
Это отличается от ситуативной тревоги, которая обычно более конкретна и относится к настоящему моменту. Люди с ситуативной тревожностью беспокоятся только о том, что должно произойти или происходит в настоящее время.
Ситуационная тревога и социальная тревога
На первый взгляд, ситуационная тревога и социальная тревога могут показаться очень похожими. У них есть некоторое совпадение, поскольку люди с социальной тревогой также могут бояться событий, которые обычно вызывают ситуативную тревогу.
Разница между ними заключается в том, что симптомы социального тревожного расстройства проявляются не только в новых или незнакомых социальных ситуациях — они возникают во многих социальных ситуациях.
Причина этого в том, что социальная тревожность развивается из-за общего страха перед негативным суждением со стороны других. Человек может постоянно беспокоиться о том, что другие будут его не любить, даже если это не приведет к каким-либо последствиям.
Напротив, люди, испытывающие ситуативную тревогу, могут бояться отрицательного суждения только тогда, когда есть последствия.
Например, если интервьюер не любит кого-то, это может привести к тому, что он не получит желаемой карьеры. Осознание этого может заставить человека чувствовать дополнительное давление, чтобы произвести впечатление. Это также известно как беспокойство по поводу производительности.
Симптомы ситуативной тревожности такие же, как и при других формах тревожности. Разница лишь в том, что они возникают в конкретных ситуациях.
Человек с тревогой может чувствовать:
- нервозность
- беспокойство
- Боясь
- раздражительный
- напряженность
У них также могут быть физические симптомы, такие как:
- Aspid Heartbeat
- , мелкое дыхание
- . о физических симптомах тревоги.
Ниже приведены некоторые типичные примеры ситуативной тревожности:
- Публичные выступления: Страх публичных выступлений очень распространен даже среди людей, которые мало беспокоятся в других сферах жизни. Люди могут испытывать беспокойство по поводу проведения презентаций, выступлений или проведения собраний.
- Собеседования или прослушивания: Эти события имеют высокие ставки. Из-за этого многие люди испытывают ситуативное беспокойство перед собеседованиями и прослушиваниями, даже если они обычно уверены в себе.
- Знакомство с новыми людьми: Первое свидание, разговор с важным человеком или встреча с кем-то, кем человек восхищается, могут вызвать ситуативное беспокойство.
- Путешествие вдали от дома: Уход из дома в незнакомое место может вызвать ситуативное беспокойство, даже если человек с нетерпением ждет поездки.
- Пробовать что-то новое: Люди часто испытывают некоторую ситуационную тревогу, когда впервые пробуют что-то, например, катаются на велосипеде, плавают или летают на самолете.
Некоторые из этих примеров, такие как боязнь публичных выступлений, совпадают с социальной тревожностью.
Ситуационная тревожность не является отдельным заболеванием, которое диагностируют психологи. Тем не менее, это все еще может иметь значительное влияние на жизнь человека, и человек может получить помощь, чтобы справиться с этим.
Например, если человек хочет построить карьеру, связанную с частыми поездками за границу, он может захотеть обратиться за помощью в снижении своего беспокойства по поводу этой конкретной деятельности. Врач, терапевт или консультант могут посоветовать наилучшие подходы.
Также важно отметить, что ситуативную тревогу и тревожные расстройства бывает трудно отличить друг от друга. Врач или лицензированный терапевт сможет помочь человеку понять, какой у него тип.
Если человеку нужно или он хочет уменьшить ситуативную тревожность, у него есть несколько вариантов.
Терапия поэтапного воздействия
Этот тип терапии предполагает постепенное воздействие на источник страха. Человек начинает с очень маленькой и достижимой цели, например, совершить однодневную поездку в соседний город. Затем они работают над достижением более сложных целей, таких как отпуск на выходных, а затем, возможно, поездка за границу.
Человек переходит к следующему шагу только тогда, когда чувствует себя комфортно на предыдущем. Это позволяет им ознакомиться с новой ситуацией и почувствовать уверенность, что они справятся с ней.
Узнайте больше об экспозиционной терапии.
Лекарства
Большинство лекарств, которые врачи назначают при тревоге, требуют регулярного приема. Например, люди должны постоянно принимать ингибиторы обратного захвата серотонина каждый день, иначе они не работают.
Однако есть некоторые успокаивающие препараты, которые люди могут принимать однократно. Сюда входят такие препараты, как бензодиазепины, которые являются своего рода седативными средствами.
Врач может прописать ограниченное количество этих лекарств людям, которым нужна помощь в сохранении спокойствия в определенных ситуациях, например, когда они путешествуют на самолете.
Однако организм быстро становится зависимым от бензодиазепинов и других транквилизаторов, и у некоторых людей может развиться зависимость. Врачи назначают их только для одноразового или краткосрочного использования.
Людям, которые регулярно испытывают ситуативную тревогу из-за своей работы или образа жизни, не следует использовать успокаивающие препараты в качестве долгосрочного решения.
Стратегии выживания могут помочь людям справиться с тревогой, когда она возникает. При ситуативной тревожности может помочь выполнение распорядка перед выступлением. Целью этого является снижение неопределенности, связанной с новой или незнакомой ситуацией.
Процедура перед выступлением может включать:
- Сбор информации: Человек может пожелать изучить место, куда он собирается, узнать людей, которые его посещают, или посмотреть на фотографии, чтобы ознакомиться с местами или именами.
- Подготовка: Чтобы уменьшить стресс в течение дня, люди могут чувствовать себя лучше, если они минимизируют неопределенность, готовясь заранее. Это может включать в себя выбор одежды, упаковку сумок, приготовление еды или установку будильника.
- Репетиция: Люди могут чувствовать себя более уверенно, чем больше они репетируют выступление, выступление или маршрут путешествия. Например, если у них собеседование и они нервничают, пытаясь найти дорогу, они могут потренироваться в путешествии накануне.
- Забота о себе: Во время стресса легко пренебречь заботой о себе, но это может помочь человеку расслабиться. Они могут попытаться найти время для успокаивающего действия перед стрессовым событием. Если возможно, им следует запланировать расслабляющий вечер накануне вечером и выспаться. Лучше избегать продуктов, которые могут усугубить тревогу, таких как кофеин.
Ситуационная тревога — это тревога, возникающая в новых или незнакомых ситуациях. Часто это происходит, когда человеку приходится покинуть свою «зону комфорта», например, когда он путешествует далеко от дома.
Многие люди время от времени испытывают ситуативную тревогу. Это не обязательно требует лечения, но если человек часто оказывается в ситуациях, которые вызывают у него этот тип беспокойства, он может захотеть поговорить с терапевтом.
Ситуационная тревожность: симптомы, примеры и преодоление
Ситуационная тревога — это тревога, возникающая в незнакомых или новых ситуациях. Это не отдельное состояние, а способ описания того, как тревога влияет на кого-то.
Многие люди в какой-то момент своей жизни испытывают ситуативную тревогу. В легкой форме ситуационная тревожность не требует лечения.
Однако существуют способы справиться с ситуативной тревожностью, чтобы она меньше влияла на жизнь человека. Это может быть полезно, если это то, что часто влияет на них. Например, если человеку часто приходится уезжать из дома и он находит это стрессовым, он может захотеть решить проблему ситуативного беспокойства.
В этой статье вы узнаете больше о ситуативной тревоге, в том числе о том, что это такое, о признаках и симптомах, примерах, вариантах лечения и способах преодоления.
Ситуационная тревога возникает в ответ на новые или незнакомые ситуации. Например, человек может испытывать ситуативное беспокойство, если его работодатель просит его взять на себя новую обязанность или если он впервые едет за границу.
Этот тип беспокойства не обязательно указывает на наличие у человека тревожного расстройства. В какой-то степени многие люди испытывают ситуативную тревогу в какой-то момент своей жизни.
Ситуационная тревога не является отдельным заболеванием. Наоборот, это способ описания типичного беспокойства, которое испытывают многие люди, когда находятся вне своей «зоны комфорта».
В результате люди обычно лишь время от времени испытывают ситуативную тревогу — обычно, когда они делают что-то новое или сложное.
Напротив, тревожные расстройства оказывают существенное влияние на повседневную жизнь человека. Ниже приведены некоторые сравнения.
Ситуационная тревожность в сравнении с генерализованным тревожным расстройством (ГТР)
Люди с ГТР беспокоятся по целому ряду вещей, даже если событие, о котором они беспокоятся, в настоящее время не происходит или может никогда не произойти.
Это отличается от ситуативной тревоги, которая обычно более конкретна и относится к настоящему моменту. Люди с ситуативной тревожностью беспокоятся только о том, что должно произойти или происходит в настоящее время.
Ситуационная тревога и социальная тревога
На первый взгляд, ситуационная тревога и социальная тревога могут показаться очень похожими. У них есть некоторое совпадение, поскольку люди с социальной тревогой также могут бояться событий, которые обычно вызывают ситуативную тревогу.
Разница между ними заключается в том, что симптомы социального тревожного расстройства проявляются не только в новых или незнакомых социальных ситуациях — они возникают во многих социальных ситуациях.
Причина этого в том, что социальная тревожность развивается из-за общего страха перед негативным суждением со стороны других. Человек может постоянно беспокоиться о том, что другие будут его не любить, даже если это не приведет к каким-либо последствиям.
Напротив, люди, испытывающие ситуативную тревогу, могут бояться отрицательного суждения только тогда, когда есть последствия.
Например, если интервьюер не любит кого-то, это может привести к тому, что он не получит желаемой карьеры. Осознание этого может заставить человека чувствовать дополнительное давление, чтобы произвести впечатление. Это также известно как беспокойство по поводу производительности.
Симптомы ситуативной тревожности такие же, как и при других формах тревожности. Разница лишь в том, что они возникают в конкретных ситуациях.
Человек с тревогой может чувствовать:
- нервозность
- беспокойство
- Боясь
- раздражительный
- напряженность
У них также могут быть физические симптомы, такие как:
- Aspid Heartbeat
- , мелкое дыхание
- . о физических симптомах тревоги.
Ниже приведены некоторые типичные примеры ситуативной тревожности:
- Публичные выступления: Страх публичных выступлений очень распространен даже среди людей, которые мало беспокоятся в других сферах жизни. Люди могут испытывать беспокойство по поводу проведения презентаций, выступлений или проведения собраний.
- Собеседования или прослушивания: Эти события имеют высокие ставки. Из-за этого многие люди испытывают ситуативное беспокойство перед собеседованиями и прослушиваниями, даже если они обычно уверены в себе.
- Знакомство с новыми людьми: Первое свидание, разговор с важным человеком или встреча с кем-то, кем человек восхищается, могут вызвать ситуативное беспокойство.
- Путешествие вдали от дома: Уход из дома в незнакомое место может вызвать ситуативное беспокойство, даже если человек с нетерпением ждет поездки.
- Пробовать что-то новое: Люди часто испытывают некоторую ситуационную тревогу, когда впервые пробуют что-то, например, катаются на велосипеде, плавают или летают на самолете.
Некоторые из этих примеров, такие как боязнь публичных выступлений, совпадают с социальной тревожностью.
Ситуационная тревожность не является отдельным заболеванием, которое диагностируют психологи. Тем не менее, это все еще может иметь значительное влияние на жизнь человека, и человек может получить помощь, чтобы справиться с этим.
Например, если человек хочет построить карьеру, связанную с частыми поездками за границу, он может захотеть обратиться за помощью в снижении своего беспокойства по поводу этой конкретной деятельности. Врач, терапевт или консультант могут посоветовать наилучшие подходы.
Также важно отметить, что ситуативную тревогу и тревожные расстройства бывает трудно отличить друг от друга. Врач или лицензированный терапевт сможет помочь человеку понять, какой у него тип.
Если человеку нужно или он хочет уменьшить ситуативную тревожность, у него есть несколько вариантов.
Терапия поэтапного воздействия
Этот тип терапии предполагает постепенное воздействие на источник страха. Человек начинает с очень маленькой и достижимой цели, например, совершить однодневную поездку в соседний город. Затем они работают над достижением более сложных целей, таких как отпуск на выходных, а затем, возможно, поездка за границу.
Человек переходит к следующему шагу только тогда, когда чувствует себя комфортно на предыдущем. Это позволяет им ознакомиться с новой ситуацией и почувствовать уверенность, что они справятся с ней.
Узнайте больше об экспозиционной терапии.
Лекарства
Большинство лекарств, которые врачи назначают при тревоге, требуют регулярного приема. Например, люди должны постоянно принимать ингибиторы обратного захвата серотонина каждый день, иначе они не работают.
Однако есть некоторые успокаивающие препараты, которые люди могут принимать однократно. Сюда входят такие препараты, как бензодиазепины, которые являются своего рода седативными средствами.
Врач может прописать ограниченное количество этих лекарств людям, которым нужна помощь в сохранении спокойствия в определенных ситуациях, например, когда они путешествуют на самолете.
Однако организм быстро становится зависимым от бензодиазепинов и других транквилизаторов, и у некоторых людей может развиться зависимость. Врачи назначают их только для одноразового или краткосрочного использования.
Людям, которые регулярно испытывают ситуативную тревогу из-за своей работы или образа жизни, не следует использовать успокаивающие препараты в качестве долгосрочного решения.
Стратегии выживания могут помочь людям справиться с тревогой, когда она возникает. При ситуативной тревожности может помочь выполнение распорядка перед выступлением. Целью этого является снижение неопределенности, связанной с новой или незнакомой ситуацией.
Процедура перед выступлением может включать:
- Сбор информации: Человек может пожелать изучить место, куда он собирается, узнать людей, которые его посещают, или посмотреть на фотографии, чтобы ознакомиться с местами или именами.
- Подготовка: Чтобы уменьшить стресс в течение дня, люди могут чувствовать себя лучше, если они минимизируют неопределенность, готовясь заранее. Это может включать в себя выбор одежды, упаковку сумок, приготовление еды или установку будильника.
- Репетиция: Люди могут чувствовать себя более уверенно, чем больше они репетируют выступление, выступление или маршрут путешествия. Например, если у них собеседование и они нервничают, пытаясь найти дорогу, они могут потренироваться в путешествии накануне.
- Забота о себе: Во время стресса легко пренебречь заботой о себе, но это может помочь человеку расслабиться. Они могут попытаться найти время для успокаивающего действия перед стрессовым событием. Если возможно, им следует запланировать расслабляющий вечер накануне вечером и выспаться. Лучше избегать продуктов, которые могут усугубить тревогу, таких как кофеин.
Ситуационная тревога — это тревога, возникающая в новых или незнакомых ситуациях. Часто это происходит, когда человеку приходится покинуть свою «зону комфорта», например, когда он путешествует далеко от дома.
Многие люди время от времени испытывают ситуативную тревогу. Это не обязательно требует лечения, но если человек часто оказывается в ситуациях, которые вызывают у него этот тип беспокойства, он может захотеть поговорить с терапевтом.
Ситуационная тревожность: симптомы, примеры и преодоление
Ситуационная тревога — это тревога, возникающая в незнакомых или новых ситуациях. Это не отдельное состояние, а способ описания того, как тревога влияет на кого-то.
Многие люди в какой-то момент своей жизни испытывают ситуативную тревогу. В легкой форме ситуационная тревожность не требует лечения.
Однако существуют способы справиться с ситуативной тревожностью, чтобы она меньше влияла на жизнь человека. Это может быть полезно, если это то, что часто влияет на них. Например, если человеку часто приходится уезжать из дома и он находит это стрессовым, он может захотеть решить проблему ситуативного беспокойства.
В этой статье вы узнаете больше о ситуативной тревоге, в том числе о том, что это такое, о признаках и симптомах, примерах, вариантах лечения и способах преодоления.
Ситуационная тревога возникает в ответ на новые или незнакомые ситуации. Например, человек может испытывать ситуативное беспокойство, если его работодатель просит его взять на себя новую обязанность или если он впервые едет за границу.
Этот тип беспокойства не обязательно указывает на наличие у человека тревожного расстройства. В какой-то степени многие люди испытывают ситуативную тревогу в какой-то момент своей жизни.
Ситуационная тревога не является отдельным заболеванием. Наоборот, это способ описания типичного беспокойства, которое испытывают многие люди, когда находятся вне своей «зоны комфорта».
В результате люди обычно лишь время от времени испытывают ситуативную тревогу — обычно, когда они делают что-то новое или сложное.
Напротив, тревожные расстройства оказывают существенное влияние на повседневную жизнь человека. Ниже приведены некоторые сравнения.
Ситуационная тревожность в сравнении с генерализованным тревожным расстройством (ГТР)
Люди с ГТР беспокоятся по целому ряду вещей, даже если событие, о котором они беспокоятся, в настоящее время не происходит или может никогда не произойти.
Это отличается от ситуативной тревоги, которая обычно более конкретна и относится к настоящему моменту. Люди с ситуативной тревожностью беспокоятся только о том, что должно произойти или происходит в настоящее время.
Ситуационная тревога и социальная тревога
На первый взгляд, ситуационная тревога и социальная тревога могут показаться очень похожими. У них есть некоторое совпадение, поскольку люди с социальной тревогой также могут бояться событий, которые обычно вызывают ситуативную тревогу.
Разница между ними заключается в том, что симптомы социального тревожного расстройства проявляются не только в новых или незнакомых социальных ситуациях — они возникают во многих социальных ситуациях.
Причина этого в том, что социальная тревожность развивается из-за общего страха перед негативным суждением со стороны других. Человек может постоянно беспокоиться о том, что другие будут его не любить, даже если это не приведет к каким-либо последствиям.
Напротив, люди, испытывающие ситуативную тревогу, могут бояться отрицательного суждения только тогда, когда есть последствия.
Например, если интервьюер не любит кого-то, это может привести к тому, что он не получит желаемой карьеры. Осознание этого может заставить человека чувствовать дополнительное давление, чтобы произвести впечатление. Это также известно как беспокойство по поводу производительности.
Симптомы ситуативной тревожности такие же, как и при других формах тревожности. Разница лишь в том, что они возникают в конкретных ситуациях.
Человек с тревогой может чувствовать:
- нервозность
- беспокойство
- Боясь
- раздражительный
- напряженность
У них также могут быть физические симптомы, такие как:
- Aspid Heartbeat
- , мелкое дыхание
- . о физических симптомах тревоги.
Ниже приведены некоторые типичные примеры ситуативной тревожности:
- Публичные выступления: Страх публичных выступлений очень распространен даже среди людей, которые мало беспокоятся в других сферах жизни. Люди могут испытывать беспокойство по поводу проведения презентаций, выступлений или проведения собраний.
- Собеседования или прослушивания: Эти события имеют высокие ставки. Из-за этого многие люди испытывают ситуативное беспокойство перед собеседованиями и прослушиваниями, даже если они обычно уверены в себе.
- Знакомство с новыми людьми: Первое свидание, разговор с важным человеком или встреча с кем-то, кем человек восхищается, могут вызвать ситуативное беспокойство.
- Путешествие вдали от дома: Уход из дома в незнакомое место может вызвать ситуативное беспокойство, даже если человек с нетерпением ждет поездки.
- Пробовать что-то новое: Люди часто испытывают некоторую ситуационную тревогу, когда впервые пробуют что-то, например, катаются на велосипеде, плавают или летают на самолете.
Некоторые из этих примеров, такие как боязнь публичных выступлений, совпадают с социальной тревожностью.
Ситуационная тревожность не является отдельным заболеванием, которое диагностируют психологи. Тем не менее, это все еще может иметь значительное влияние на жизнь человека, и человек может получить помощь, чтобы справиться с этим.
Например, если человек хочет построить карьеру, связанную с частыми поездками за границу, он может захотеть обратиться за помощью в снижении своего беспокойства по поводу этой конкретной деятельности. Врач, терапевт или консультант могут посоветовать наилучшие подходы.
Также важно отметить, что ситуативную тревогу и тревожные расстройства бывает трудно отличить друг от друга. Врач или лицензированный терапевт сможет помочь человеку понять, какой у него тип.
Если человеку нужно или он хочет уменьшить ситуативную тревожность, у него есть несколько вариантов.
Терапия поэтапного воздействия
Этот тип терапии предполагает постепенное воздействие на источник страха. Человек начинает с очень маленькой и достижимой цели, например, совершить однодневную поездку в соседний город. Затем они работают над достижением более сложных целей, таких как отпуск на выходных, а затем, возможно, поездка за границу.
Человек переходит к следующему шагу только тогда, когда чувствует себя комфортно на предыдущем. Это позволяет им ознакомиться с новой ситуацией и почувствовать уверенность, что они справятся с ней.
Узнайте больше об экспозиционной терапии.
Лекарства
Большинство лекарств, которые врачи назначают при тревоге, требуют регулярного приема. Например, люди должны постоянно принимать ингибиторы обратного захвата серотонина каждый день, иначе они не работают.
Однако есть некоторые успокаивающие препараты, которые люди могут принимать однократно. Сюда входят такие препараты, как бензодиазепины, которые являются своего рода седативными средствами.
Врач может прописать ограниченное количество этих лекарств людям, которым нужна помощь в сохранении спокойствия в определенных ситуациях, например, когда они путешествуют на самолете.
Однако организм быстро становится зависимым от бензодиазепинов и других транквилизаторов, и у некоторых людей может развиться зависимость. Врачи назначают их только для одноразового или краткосрочного использования.
Людям, которые регулярно испытывают ситуативную тревогу из-за своей работы или образа жизни, не следует использовать успокаивающие препараты в качестве долгосрочного решения.
Стратегии выживания могут помочь людям справиться с тревогой, когда она возникает. При ситуативной тревожности может помочь выполнение распорядка перед выступлением. Целью этого является снижение неопределенности, связанной с новой или незнакомой ситуацией.
Процедура перед выступлением может включать:
- Сбор информации: Человек может пожелать изучить место, куда он собирается, узнать людей, которые его посещают, или посмотреть на фотографии, чтобы ознакомиться с местами или именами.
- Подготовка: Чтобы уменьшить стресс в течение дня, люди могут чувствовать себя лучше, если они минимизируют неопределенность, готовясь заранее.