Сказкотерапия что это такое: ЧТО ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ И КАК ОНА РАБОТАЕТ? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ

Содержание

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия для детей полезна?

  • мягкая коррекция поведения;
  • устранение страхов, фобий, неврозов;
  • проживание отрицательных эмоций;
  • воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;
  • ненавязчивое обучение и развитие;
  • накопление ситуационного опыта.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей.

Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.


2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

Сказкотерапия для детей 3-5 лет

В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них могут появиться капризы, истерики, ночные страхи. Со всеми этими проблемами поможет справиться лечение сказками.

1.    Сказка о солнышке – для гиперактивных и капризных детей.

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко — папа, меньшее Солнышко — мама, небольшое Солнышко — сынок и крошечное Солнышко — дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков — они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого.

И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» …

А у тебя такое бывает?

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком — это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

— Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать … Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки — кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное.

Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми — кипрянами, которые так боялись темноты.

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

Какой молодец Солнышко-сынок!

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

2.    Сказка о Тигрёнке – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

3.    Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» — терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов

Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.
Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.

— Сережа, не дрожи, — шепотом сказала она.
— Я не могу не дрожать, мне страшно, — прошептал Сережа.
— А ты не бойся так — сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. — Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!
— А кто это шуршал?
— Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.
— Как? Научи меня, — попросил яркую звезду мальчик.
— Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! — Так сказала звезда и запела:

Живет в лесу темном страшный маленький страх,
Живет он у болота в темных кустах.
И из леса не показывается страшный маленький страх,
Пугается страх света — сидит в своих кустах.
А еще боится смеха страшный маленький страх,
Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!

Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.

С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!

4.    «Сказка о грустной тарелке» — история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

Сказкотерапия для детей 5-6 лет

Старшие дошкольники часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Сказки могут помочь справиться с такими состояниями. Например, классическая история про гадкого утёнка подойдёт детям с низкой самооценкой, а сказка про стойкого оловянного солдатика – неуверенным, излишне осторожным детям.

В этом возрасте наилучшие результаты можно получить как чтении сказок вслух, так и при совместном их сочинении. При внимательном наблюдении такое упражнение даёт много дополнительной информации (положение тела, мимика, интонации) об общем психологическом состоянии ребёнка.

Сказка «Карандаши» — для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе

Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше — карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.

Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:

— Я никому не нужен… Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, — и плакал так, что коробка стала мокрой.

Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным — только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.

Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.

Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.

С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.

————-

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.

 

Что такое сказкотерапия: как работает и кому может полезна

Сказкотерапия
Эффективность
Выбор материала
Как работает
Самостоятельные занятия
Для взрослых

С древних времен люди использовали сказки для передачи жизненного опыта, накопленного столетиями. Даже сейчас, в XXI веке, именно они являются нашими первыми проводниками в жизнь. С самого раннего возраста сказочные истории учат нас различать добро и зло, верить в чудеса, прививают нравственные ценности, да просто расширяют кругозор.

Но, оказывается, волшебные истории — это не только проверенный столетиями метод воспитания. Сейчас они активно используют в психотерапии.

Филологи и лингвисты уже несколько столетий изучают фольклор. А вот психологи обратили свое внимание на этот жанр не так давно. Сказкотерапия как метод психологической коррекции зародилась чуть более 20 лет назад.

Но, несмотря на молодой возраст, этот инструмент уже стал одним из самых популярных при работе с детьми, а иногда и со взрослыми. Тому есть объяснение.

Во-первых, сказкотерапия решает самые разные задачи, включая сложные случаи. Ее применяют при сильных эмоциональных переживаниях, поведенческих отклонениях, а также проблемах со здоровьем. Такое лечение эффективно при повышенной тревожности, фобиях, тяжелой адаптации к садику или школе, трудностях во взаимоотношениях со сверстниками или родителями, расстройствах пищевого поведения.

Не пропустите

  • Не пропустите

    4 частые причины, почему дети хотят прогулять школу и как реагировать родителям

Во-вторых, это очень мягкий, бережный метод, который уместен с самого раннего возраста. Сказкотерапия для дошкольников — частый выбор специалистов, ведь она не вызывает отторжения или протеста даже у малыша. Самое главное, родители могут применять сказкотерапию самостоятельно дома — например, для профилактики или в периоды возрастных кризисов.

Фото автора cottonbro: Pexels

Сказка — это тот жанр, который понятен и привычен любому малышу. Дети обожают сказочные истории, любят погружаться в мир фантазий, искренне верят в волшебство. Поэтому такая терапия вызывает положительные эмоции как у малышей, так и у школьников.

Волшебный рассказ — это метафора, благодаря которой взрослый начинает общаться с ребенком на одном языке. В процессе такого диалога обнаруживаются проблемы, о которых малыши либо стесняются говорить напрямую, либо не могут сформулировать в силу возраста.

Воображаемый мир представляется ребенку наиболее безопасным пространством. Намного комфортнее говорить не про себя, а про выдуманного сказочного персонажа. Это не я боюсь темноты, а зайка-трусишка, это не меня обидел хулиган, а маленького муравьишку — злой паук.

В моменты наиболее сильных эмоциональных переживаний малыш также может быстро абстрагироваться, успокоив себя тем, что все происходящее — всего лишь вымысел. При этом терапевтическая сказка работает на уровне подсознания.

Дети неосознанно переносят волнующие их вопросы на сказочных персонажей, в также проводят параллель между собой и главным героем. Это облегчает эмоциональное состояние, снимает тревогу. Ребенку становится понятно — он вовсе не одинок в своих переживаниях, а у любой ситуации есть решение.

Самое важное в сказкотерапии — правильный выбор материала. Универсальных сюжетов, которые оказывают одинаковый эффект на всех, не существует. Сказкотерапевт подбирает рассказ под конкретного малыша с учетом его возраста, характера, а также существующей проблемы.

Не пропустите

  • Не пропустите

    5 элементарных шагов, как сочинить ребенку сказку

Это могут быть как известные произведения — народные или авторские, так и специальные терапевтические, написанные профессиональными психологами. Сказкотерапия для младших дошкольников предполагает использование коротких, простых сюжетов.

Как известно, малыши отождествляют себя с животными. Поэтому с двух до пяти лет будут уместны сказки с участием зверят или забавных выдуманных существ. «Три поросенка», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» — эти старые добрые истории при определенном подходе могут быть не только поучительными, но также коррекционными.

Кадр из мультфильма «Три поросенка»

Ребята старше пяти лет уже ассоциируют себя с человеческими персонажами. Им будут близки легенды о рыцарях, волшебниках, принцах или принцессах. Здесь выбирается сюжет посложнее, который, так или иначе, отражает волнующий вопрос.

Например, облегчить адаптацию к школе помогут рассказы о путешествиях — «Незнайка на Луне», «Бременские музыканты», «Летучий корабль». Смягчить возрастной кризис и улучшить отношения с родителями — «Буратино» или «Малыш и Карлсон».

Ребятам школьного возраста интересны уже более замысловатые истории с неожиданной развязкой. Например, для снижения уровня агрессии или избавления от фобий в групповой терапии этой возрастной группы отлично работают страшилки. Главное, чтобы у страшной истории был смешной и неординарный финал.

С подростками сказкотерапия применяется реже. В этом возрасте они уже считают себя взрослыми и сопротивляются всему, что связано с миром детей. В таком случае можно попробовать работу не со сказкой, а с легендами, притчами или историями.

Не пропустите

  • Не пропустите

    Почему подросток может быть замкнутым (и как на это реагировать)

Волшебная история есть, а что дальше? А дальше сказкотерапевт выбирает наиболее эффективный метод работы. Самый простой — пересказывание. Важным будет то, какие моменты малыш опускает, а какие, напротив, добавляет.

Другой вариант — сочинить собственную сказку или изменить уже известную. Дети переносят свои подсознательные установки на образы героев и их действия. Отслеживая ход мыслей маленького клиента, психолог понимает, какие внутренние конфликты скрыты в его душе, после чего направляет терапию в нужное русло.

Эффективно сочетание сказок с арт-терапией, например, малыша просят нарисовать любимых персонажей, сделать аппликацию или слепить их из пластилина. Для тревожных или гиперактивных детей добавляют песочную терапию. С помощью красок, цветной бумаги или песка ребенок избавляется от негативных эмоций. А терапевт обращает внимание на то, какие цвета были использованы и какое настроение передано в рисунке.

В групповой терапии используется метод постановки. Важно, чтобы дети сами выбирали себе героев и наделяли их теми качествами, которыми хотят. Здесь, как в театре, главное — творческий подход и возможность импровизации. Проигрывание сказки помогает раскрыться, учит выражать свои чувства и общаться в коллективе.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Для того чтобы сказка стала терапевтической, недостаточно просто прочитать ее. Существует несколько основных правил.

  1. Терапия должна проводиться в спокойной атмосфере, когда вы оба готовы. Если малыш не настроен на работу или теряет интерес прямо на середине рассказа, не нужно настаивать. Отложите сказку и вернитесь к ней позже.
  2. Поддерживай визуальный и эмоциональный контакт. Историю лучше не читать, а рассказывать, наблюдая за реакцией ребенка. Если твое повествование прерывается вопросами, не игнорируй их — ответь сразу, чтобы поддержать внимание и интерес малыша.
  3. Сочиняя сказку вместе, помни, что герой должен вызывать у ребенка симпатию, а события в завуалированной форме отражать реальную жизненную ситуацию. Если не знаешь, с чего начать, спроси у малыша напрямую — про кого он хотел бы сочинить историю. Пусть ваши персонажи путешествуют, преодолевают препятствия и сражаются со злодеями. Как и положено, сказке нужен счастливый финал. Он укрепляет доверие к миру, создает позитивное настроение.
  4. Историю нужно обсуждать. Каждая сказочная история содержит не один, а несколько смыслов. Наше подсознание выделяет наиболее близкий из них в данный момент жизни. Ребенок, скорее всего, видит совсем не то, что видишь ты. Поэтому в сказкотерапии стоит избегать нравоучений. Узнай, как понял услышанное твой сын или дочь? Какой персонаж ему понравился больше всего и почему? Поговорите о том, как главный герой нашел выход из сложной ситуации, что ему помогло, как поступил бы ребенок на его месте.

В таком диалоге раскрывается внутренний мир малыша. Ты можешь понять, что его волнует или какие трудности он испытывает в данный момент. Если ты понимаешь, что проблема серьезнее, чем ожидалось, задумайся о работе со специалистом.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Как правило, к терапии сказками взрослые изначально настроены скептически. Как можно решить реальные проблемы, используя этот сугубо «детский метод»? Тем не менее, именно волшебные истории наполняют ресурсами нашего «внутреннего ребенка» — ту часть подсознания, которая отвечает за желания и мечты.

Работа со взрослыми зависит от запроса. Можно просто обсудить конкретное произведение, например, вспомнить свою любимую в детстве сказку — как бы ты рассказала ее сейчас? Вероятно, ты добавишь в сюжет собственный опыт и личные переживания, из-за чего сказка будет иметь уже совершенно другой смысл.

Для людей с высоким уровнем стресса отлично подходят медитативные истории. Они помогают успокоить свой разум, взглянуть на волнующую ситуацию с новой стороны. Через художественные образы сказок можно найти ответы на самые разные вопросы, познать собственное «Я», найти силы для творческих проектов и улучшить отношения с близкими людьми.

Автор

Оксана Алтухова

Нейропсихолог, сказкотерапевт, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Какое впечатление произвела на вас эта статья?

как побороть детские страхи с помощью сказок и фантазий —

По данным ЮНИСЕФ каждый второй ребенок в Украине был вынужден покинуть свой дом после начала войны. 44% людей разлучены со своими семьями, разрушены или повреждены 844 украинские школы. 183 ребенка погибли, 342 получили ранения.

Украинские дети заслуживают того, чтобы оставаться в безопасности и быть счастливыми, и они нуждаются в нашей помощи и поддержке больше, чем когда-либо. Мы не можем оставаться в стороне от детских проблем и нужд.

Социально значимая цель фонда «Париматч» — разработка и внедрение различных инструментов и продуктов, которые помогут детям справиться с последствиями войны, преодолеть военную травму и обрести надежду на счастливое будущее. Это важный вклад в здоровье и благополучие нации.

Фонд совместно с международными экспертами создает пособие для родителей, которое поможет успокоить малышей и вернуть чувство безопасности. Главный инструмент – сказка.

Сказкотерапия – метод психологической коррекции личности ребенка путем чтения или прослушивания специально подобранных текстов. Идея сказкотерапии заключается в создании особого психического пространства, когда фантазии ребенка становятся похожими на реальность и способствуют преодолению его страхов и комплексов. Сказкотерапия снижает уровень тревожности, помогает преодолеть различные страхи, способствует адаптации коллектива. Сказка способна сдерживать детскую агрессивность, а неуверенным и застенчивым детям прибавлять уверенности.

Владислава Куринна , практикующий психолог, сказкотерапевт, соучредитель проекта «Поддержи ребенка», рассказывает об основных принципах сказкотерапии и дает практические советы родителям.

«Любимая игрушка, которую всегда можно носить с собой, которая не занимает ни сантиметра в чемодане и которую невозможно потерять – это та самая сказка»

Сказкотерапия как арт-терапевтический подход

Мир сказок всегда привлекает и детей, и взрослых. Когда происходят запутанные события, или нам нужно сделать сложный выбор или принять важное решение, мы доверяем своему подсознанию и часто обращаемся к выдуманным историям, где главный герой и его задачи являются полностью или частично отражением нашей ситуации. Вы помните наше детство, когда у каждого из нас была любимая сказка, полная скрытых символов, которые могли успокоить нас перед сном и укрепить веру в будущее? Мы знали, что гадкий утенок станет прекрасным лебедем, Золушка попадет на бал и найдет любовь, а плакать о разбитом золотом яйце не было смысла, потому что курица Ряба снесет простую. Относительно молодой метод сказкотерапии позволяет более эффективно использовать сказки для оказания психологической помощи и решения психологических проблем.

Сказка – мощное средство для отца, писателя, психолога и всех, кто нуждается в ее целебном воздействии. Его смысл воспринимается одновременно на двух уровнях: сознательном (когда человек воспринимает сказку как вымышленную и нереальную историю) и подсознательном (когда сюжет сказки и образ главного героя сцепляются с реальностью и находят совпадение в нем).

Чем может помочь сказкотерапия в психокоррекционной работе с детьми?

Сказка – это способ познания мира для каждого ребенка. Они исследуют окружающую среду, отношения между людьми, понятия добра и зла через сказочные образы, метафоры и символы. Так воспитываются нравственные качества личности, развиваются восприятие, воображение и т. д. Сказки помогают ребенку найти выход из захватывающей ситуации.

Спектр задач, которые можно решить с помощью сказки, очень широк:
Возрастные страхи
Психосоматические расстройства
Трудности в социализации
Проблемы с самооценкой и самовосприятием
Невротические расстройства: энурез, энкопрез, бессонница и др.

Каковы основные принципы создания психотерапевтической сказки для ребенка?

После определения проблемы, которую нужно исправить, взрослый может написать для ребенка специальную сказку.

История должна быть создана по определенному алгоритму. Сначала мы вводим главного героя, который похож на ребенка по внешности, определенной привычке или черте характера. Этот персонаж привлекает ребенка тем, что он находится в сфере ее интересов. Это может быть и любимый питомец малыша, и принцессы, волшебники, роботы или мультимедийный персонаж для детей. Следующей вехой повествования является описание трудностей и их последствий, с которыми сталкивается главный герой, что является полным отражением проблемы ребенка (боязнь темноты, энурез, нежелание делиться игрушками и т. д.). Затем главный герой преодолевает предложенные препятствия, и подробно описывается путь к избавлению от них. Главный герой делает выводы и живет лучше, чем раньше.

При написании сказки учитывайте возраст ребенка, чем старше ребенок, тем сложнее должен быть сюжет и тем более подробный рассказ. Но рассказ должен быть коротким.

Если родители не уверены в своих силах в написании лечебной сказки для ребенка, лучше обратиться к специалисту, который поможет.

Как усилить влияние сказки? Как его разнообразить?

Существует множество способов разнообразить как простое вечернее чтение сказок перед сном, так и психотерапевтическое.

Создавайте свои сказки вместе с ребенком. Попросите ребенка составить сказку о любимом герое и его приключениях. Этот процесс является диагностическим. Ведь через рассказ ребенок поделится своими мыслями, убеждениями и тревогами. Вы можете создать совершенно новую историю или историю на основе уже известной.

Продолжите приключения известного героя , сыграйте в сказку наоборот, когда известные добрые персонажи становятся злыми, а отрицательные превращаются в положительных. В конкретную сказку можно добавить лишнего героя (в сказку про курицу Рябу добавить черепашку-ниндзя).

Обсуждать сказку: главного героя, его действия, окружающий мир и т.д. Таким образом, ребенок учится анализировать события, выражать свою позицию, различать, что плохо, а что хорошо. Также можно поинтересоваться, какие выводы сделал бы ребенок, если бы действовал в такой ситуации.

Рисовать или лепить персонажей и ключевые сюжетные сцены . Эта техника арт-терапии развивает воображение и успокаивает нервную систему.

Постановка сказки. Этот простой прием усиливает впечатление сказки. Таким образом, ребенок погружается в приключения и способы решения проблем персонажа.
Сказку должен рассказывать значимый для ребенка человек. Например, специально для Telegram-канала «Поддержи ребенка» украинские военные записали более 70 сказок для детей о силе духа и неукротимости, победе добра, ценности любви и дружбы. Таким образом, у ребенка увеличивается смысл сказки и ее правдивость.

 

Это сказка (ну, почти) Терапия!

Заработайте 10 бонусных баллов, прокомментировав сообщение в блоге

Всегда любил сказки! Очень похоже на Одри Хепберн: «Если честно, я должен вам сказать, что до сих пор читаю сказки, и они мне нравятся больше всего». Не для того, чтобы сравнивать себя с Эйнштейном (к сожалению, в любом случае, вздох), но «Когда я исследую себя и свои методы мышления, я прихожу к выводу, что дар фантазии значил для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению. ”

Это был самый первый жанр, который я прочитал, когда научился читать. На самом деле, я так люблю сказки, что прослушала курс сказок в колледже (да, они этому учат!) и даже написала несколько собственных (хотя они носили преимущественно сатирический характер).

Так что было само собой разумеющимся, что я буду использовать сказки в качестве средства для обучения речи и языковых целей детей в моей группе (и я не говорю только дошкольники ).

Сказки поучительные! Они косвенно обучают детей морали и ценностям оригинальным и интересным способом. Сказки вдохновляют! Они заставляют вас верить в лучшее! Для детей из групп риска (например, с низким СЭС, жестоким обращением/пренебрежением и т. д.), которые даже не слышали об этом жанре до работы со мной, они открывают воображению безграничные возможности!

Сказки предсказуемы! Они следуют аналогичному образцу, легко запоминаемому и воспроизводимому детьми:

  • Однажды в сказке
  • Роялти (Король и королева…)
  • Башни, Замки, Леса на моем…(Там в лесу стояла башня…)
  • Обиженный персонаж (Златовласка, Белоснежка, Рапунцель и т. д.)
  • Злодеи и герои
  • Волшебные персонажи (ведьмы, феи и т. д.)
  • Злые заклинания
  • Акты храбрости и героизма
  • Счастливый конец

Есть так много целей , на которые можно нацелить сказки, в том числе:

  • Элементы грамматики истории
  • Сложные и сложные предложения
  • Последовательность историй
  • Вопросы по чтению и аудированию
  • Интерпретация встроенных в текст контекстных подсказок
  • Знание словарного запаса и его использование
  • Навыки семантической гибкости (например, синонимы, антонимы, многозначные слова)
  • Элементы социального познания (принятие точки зрения, прагматика, социально-эмоциональная лексика и т. д.)
  • Вербальные рассуждения (выводы, предсказания, отрицательные вопросы и т. д.)

Отлично подходит для детей разного возраста. В то время как дети младшего возраста (дошкольники, детсадовцы и т. д.) получают пользу от знакомства с обычными сказками, мои ученики младшего и старшего начального возраста действительно любят читать фрагментарные сказки таких авторов, как Триша Спид Шаскан , Нэнси Лоуэн , Эрик Браун , Джессика Гундерсон , Джон Шешка и многие другие.

Здесь в дополнение к вышеуказанным целям могут быть нацелены языковые способности более высокого порядка, такие как сравнение и противопоставление, анализ, интерпретация многозначного языка и идиоматических выражений. И есть множество БЕСПЛАТНЫХ материалов , которые можно найти на TPT , чтобы усилить эти сеансы терапии, с точки зрения материалов, небо — это предел!

Использование фрагментарных сказок в терапии делает ее веселой и интересной для всех. Детям не терпится узнать о забавных и дурацких поворотах, которые превращают предыдущего злодея в удивительно симпатичного, а иногда и неправильно понятого персонажа, предположительно ошибочно названного и очерненного анналами истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *