Сказкотерапия психолог: теория и практическое применение – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

Сказкотерапия: легенда… обо мне | PSYCHOLOGIES

Познать себя

Cказкотерапия — слово, которое нередко вызывает улыбку, а сам метод кажется делом несерьезным. Однако сказки, мифы, легенды — самый древний способ поддержки и обучения человека с помощью слова. Первые из них возникли у наших предков одновременно с появлением речи. С их помощью в символической форме люди передавали друг другу знания об устройстве мира и живущих в нем людях.

Сказки — своеобразный банк жизненных ситуаций, который наиболее полно отражает житейский опыт, духовное наследие, накопленное поколениями предков. И именно поэтому сегодня психотерапевты с их помощью находят ключ к пониманию и разрешению внутренних конфликтов тех, кто нуждается в помощи.

Банк ситуаций

Сказкотерапевт подбирает (или придумывает) сказку, герой которой сталкивается с ситуациями, похожими на то, что переживает клиент, и всегда находит из них выход. Каждая такая сказочная история образует невидимый мост между разными уровнями психики слушателя: сознанием, личным и коллективным бессознательными.

Швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг считал, что своеобразие нашей личности, стиль поведения, тип мышления и даже эмоциональные реакции во многом определяются коллективным бессознательным, нашей врожденной памятью о прошлом человечества. Оно проявляется в виде архетипов — универсальных стереотипов восприятия, мышления и действий.

Одинаковые сюжеты сказок разных народов мира — это и есть проявление архетипов коллективного бессознательного. Они передаются из поколения в поколение, что сохраняет единство человеческой культуры, делает возможным взаимопонимание людей. Слушая сказки, мы бессознательно отождествляем себя с их персонажами, «примеряем» на себя их поступки, и это заставляет нас меняться. И неожиданно мы можем решить волнующую нас проблему, найти новые способы общения с людьми или выход из ситуации.

Кому подойдет. Благодаря разнообразию сказочных форм и жанров у этого метода нет возрастных ограничений. Сказкотерапия помогает и детям (при страхах, агрессивном поведении, сложностях в адаптации), и взрослым (испытывающим эмоциональные трудности и сложности в общении, страдающим от тревожных состояний).

Как проходит терапия. Сказкотерапия может быть индивидуальной и групповой. Работа с детьми и младшими подростками, как правило, проходит в игровой форме (с помощью песочницы, кукол, костюмов). Краткосрочный курс сказкотерапии занимает 1-3 консультации, долгосрочный — 10-12.

Узор судьбы

Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Их используют и в юнгианской терапии, и в психодраме, и в транзактном анализе. Один из методов — комплексная сказкотерапия — опирается на систему представлений об универсальных сюжетах, которые, разворачиваясь в жизни конкретного человека, образуют его индивидуальный «узор судьбы».

У каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающими, но большинство событий нашей жизни развиваются по универсальным общечеловеческим сценариям. Если в каком-то жизненном сюжете происходит сбой, мы теряем контроль над ситуацией, чувствуем тревогу, неуверенность, ощущаем недостаток энергии. У кого-то так проявляется внутренний конфликт или ранняя травма. Кто-то так реагирует на сильный стресс. Кто-то попал под влияние другого человека, который втянул его в реализацию собственного сценария.

Сказкотерапевт помогает увидеть механизм этого сбоя. Он внимательно слушает рассказ человека о его жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь сейчас, помогает определить опасные ловушки и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета». Именно для этого он подбирает (или сочиняет) сказки, герои которых оказываются в похожей ситуации.

«Учись у облаков!»

Станиславу исполнилось 42 года, когда у него появилось ощущение, что он словно живет чужой жизнью. На первых встречах со сказкотерапевтом он рассказал, что вынужден соответствовать имиджу успешного человека, ему трудно быть искренним, выражать свои чувства, общаясь с подчиненными или близкими людьми.

С точки зрения терапевта, в характере Станислава была ослаблена сила архетипа Купца, с которым связано стремление к новому, необычному, умение чувствовать других людей, способность реализовать свой творческий потенциал. Когда силы этого архетипа недостаточно, мы начинаем скучать и страдаем от однообразия. Всего в комплексной сказкотерапии выделяются семь мужских архетипов: Воин, Монарх, Крестьянин, Купец, Философ, Монах и Слуга — они определяют то, как человек реализует себя в oбщественной, социальной жизни.

Чтобы помочь Станиславу усилить архетип Купца, терапевт создала для него сказку. Вот ее сокращенный вариант.

«Жил на свете мудрый и добрый король. Его любили подданные, уважали соседи. Никто не видал его мрачным: с улыбкой он легко решал сложнейшие государственные вопросы. Но в глубине души король был несчастен, оттого что скучал: все, что его окружало, казалось ему предсказуемым и понятным. Он легко угадывал, что ему скажут, о чем попросят, и находил решение еще до того, как проситель открывал рот.

Почему же он улыбался? Когда-то, когда он был еще ребенком, ко двору прибыл волшебник. Король-отец просил для сына особый подарок. «Волшебство не помогает людям стать счастливыми, — ответил тот. — Лишь счастье, добытое своим трудом, остается на всю жизнь». Король-отец рассмеялся: «Вы мрачно настроены, а у нас праздник — улыбнитесь! Улыбка к лицу и мудрецам, и монархам». «Хорошо, — согласился волшебник, — вот вам мой подарок: дарю вашему сыну улыбку, которая никогда не сойдет с его лица».

Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал

С тех пор молодой король улыбался. Улыбка не отражала его чувств и мыслей, но для окружающих была приятной и желанной. А сам он мечтал встретить того волшебника, чтобы вернуть ему подарок. Когда скука стала невыносимой, король решил отправиться в путь. «Может, дорога рассеет скуку?» — думал он. Но в дороге солнце все так же вставало и садилось, летом трава зеленела, а зимой выпадал снег. И люди решали одни и те же проблемы. Скука…

«Эй, скучный человек с улыбкой на лице!» — услышал как-то король. Из чащи к нему вышел волшебник. «Так это ты подарил мне вечную улыбку? За что ты меня так наказал?» — «Разве улыбкой наказывают?» — «Для меня это наказание. Я легко решаю самые сложные дела, лажу с людьми, никто даже обидеть по-настоящему меня не может — улыбка мешает…» «Ты мне о счастье рассказываешь, — покачал головой волшебник, — а называешь его несчастьем». — «Внутри у меня пусто — скука…» — «Не пусто, а занято: пора тебе выгнать скуку с постоя». — «Научи, как!» — «Учись у облаков». Так посоветовал волшебник и растаял.

Теперь король ехал, поднимая взгляд кверху, учась наблюдать за облаками. А те бежали по небу, ежеминутно обновляясь, меняя очертания. Наконец король понял, что ему не нужно куда-то за ними ехать, он стал часто останавливаться и подолгу следил за игрой облаков.

Над ним проплывали корабли, секунда — и он уже видел горную гряду, а через мгновение — битву драконов. Каждый их блик, переход формы был непредсказуем и ни разу не повторялся. И вот король ощутил, что скука ушла, а сердце его наполнилось радостью. «Весь мир как облака: он постоянно меняется, только я этого прежде не замечал», — догадался король. И с улыбкой выбрал свой путь, повернув коня к дому. ..»

Об этом

  • Ханс Дикман «Юнгианский анализ волшебных сказок», Корвет, 2017.
  • Мария-Луиза фон Франц «Психология сказки», Библиотека аналитической психологии, 2004.
  • Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», София, 2018.

Об эксперте

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева — доктор психологических наук, директор Санкт-Петербургского института сказкотерапии, автор серии книг, посвященных сказкотерапии (Речь, 2006).

Текст:Татьяна Зинкевич-ЕвстигнееваИсточник фотографий:Инга Аксенова, FOODPIX/GETTYIMAGES/FOTOBANK.COM

Новое на сайте

«Муж наказывает меня молчанием. Не понимаю, в чем я виновата?»

«Ребенку уже 6 месяцев, а ко мне не вернулось желание секса. Как захотеть мужа?»

Утверждение «противоположности притягиваются» оказалось ложным

Что делать в случае аварии на АЭС: краткая справка от МЧС

6 правил свидания с собой

38-летний флегматичный отец двоих детей превратился в агрессора: как это случилось

Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы

Дары предгорий Алтая: оздоровление и активный отдых на российском курорте

Сказкотерапия для детей в Москве в Детском центре Неврологии и Педиатрии

Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это захватывающая история с волшебством и специфическими персонажами, которая всегда заканчивается победой добра над злом. Но мало кто знает, что в последнее время этот фольклорный жанр активно используется в психологии, педагогике и логопедии, как составляющий элемент коррекционного курса. В 1997 году официально было зарегистрировано новое направление в этой области — сказкотерапия, которая на сегодняшний день активно развивается и показывает неплохие результаты.

Что это такое

В психологии есть направление арт-терапии, основанное на применении искусства и творчества в качестве коррекционных методик, так как они мощно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Она владеет разными приёмами: библио-, музыко-, драма-, танц-, кукло-, глино- и сказкотерапиями.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе с подростками обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы как с детьми, так и подростками.

В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.

Цели

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

В психологии:

  • искоренение страхов;
  • воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
  • активация защитных механизмов психики;
  • помощь в выборе правильного решения;
  • программирование жизненного плана человека на будущее;
  • борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

В педагогике:

  • как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
  • устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
  • коррекция характера;
  • улучшение внутреннего состояния;
  • внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
  • выстраивание «морально правильного» поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение заниженной самооценки;
  • формирование веры в позитивное разрешение проблем.

Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:

  • звуковую и смысловую речь;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляцию;
  • дифференциацию звуков, введение их в речь;
  • слоговую структуру слов;
  • структуру предложений;
  • умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:

  • досочинять предложенную сказку;
  • придумать и рассказать свою от начала до конца;
  • повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
  • изображать звуки природы.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Принципы

Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.

Принцип 1. Ценности

Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.

Принцип 2. Жизненная сила

После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

Принцип 3. Многогранность

Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

Принцип 4. Две реальности

Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

Методы

Для реализации этих принципов используются следующие методы.

Рассказ

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

Иллюстрация

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для подростков. После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.

Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со подростками. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Если к психологу обратился человек, у которого рушится семья из-за жилищных проблем (молодые супруги вынуждены жить с родителями и постоянно конфликтуют с ними). Читается «Теремок». Проговариваются положительные моменты (как в большом лесу в маленьком теремке нашли кров и ужились совершенно разные звери). Во время анализа проводится аналогия с общежитием. Почему животные смогли в сказке найти общий язык друг с другом, а люди подчас не могут этого сделать?

Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Виды

Для коррекции используются разные виды сказок.

Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

Медитативные

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с девиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах. Самые знаменитые — Сакович, Лисиной.

Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы. Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию. На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии. Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для подростков, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

О сказкотерапии и исследованиях сказочного и эпического фольклора | Диана Маргарита | июн, 2023

О сказкотерапии и исследованиях сказочно-эпического фольклора | Диана Маргарита | июнь 2023 г. | Medium 3 min read

·

5 дней назад

Zoltan Tasi

Под устным народным творчеством понимают способ передачи информации из поколения в поколение. Поэтому мне пришлось по душе выставка: «»В поисках сказки»: исследование сказочного и эпического фольклора (по материалам периодической печати конца XIX — начала ХХ века)», организованная Государственной публичной исторической библиотекой России. Выставка разделена на 3…

Автор Диана Маргарита

374 Подписчики

Духовность.Жизнь прекрасна со здоровой душой.

Подробнее от Дианы Маргариты

Дианы Маргариты

Боли в сердце при вегетативной дисфункции

распространенным проявлением соматоформной вегетативной дисфункции являются боли в области сердца.

Они отличаются большим разнообразием и изменчивостью симптомов…

·2 мин чтения·9 июня

Диана Маргарита

Ошибки мышления: сверхобобщение и поляризация мышления

В развитии эмоциональных расстройств огромную роль играют ошибки мышления человека. Одной из задач когнитивной терапии является обнаружение и коррекция…

·2 мин. чтения·6 дней назад

Диана Маргарита

Не говорить этого тем, кто пережил психологическую травму Уотсон), которые показали, что жертвы чрезвычайных ситуаций с большей вероятностью имели…

·3 минуты чтения·18 июня

Диана Маргарита

Я исполняю мечту!

Дорогая моя, сегодня я творю волшебство для исполнения твоей мечты!!! 🧙 ‍♀

·3 минуты чтения·20 июня

Просмотреть все от Дианы Маргариты

Рекомендовано на Medium

Неприлично

Как сексуальность моего мужа определила нашу сексуальность Брак

И ложь, которую я сказал себе

·5 минут чтения·17 мая

JP Brown

Что на самом деле происходит с человеческим телом на глубинах Титаника

Миллисекундное объяснение

·Чтение за 4 минуты·22 июня

9 0011 Lists

6 научно обоснованных историй о здоровье Covid, Sleep, and More

6 историй·21 сохранение

Самосовершенствование 101

20 историй·221 сохранение

Хорошо жить как нейродивергентный человек

10 историй·28 сохранений

90 011 историй, которые помогут вам жить лучше

21 история · 214 сохранений

Непристойный

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.

Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·Чтение через 4 минуты·16 февраля 2022 г.

Zulie Rane

в

Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) социальные сети Платформы

В октябре 2022 года, во время всего фиаско Илона Маска, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…

·Чтение через 8 мин·19 апреля

Джазмин Кларк

в

10 вещей, которые я узнал о жизни после потери более 100 фунтов дважды.

310 фунтов. против 190 фунтов.

·Чтение через 14 мин·20 января

Шон Баркер, CPT, PN2

в

8 Подтвержденные исследованиями способы поддержания быстрого метаболизма в старости

900 29 То, что вы думаете, что знаете о метаболизме, может быть неверным

·Чтение через 6 мин·28 июня

Посмотреть другие рекомендации

Статус

Карьера

Текст в речь

Сказкотерапия Подход с целительной силой и психологической трансформацией — Консультирование и руководство

Введение: 90 182

Сегодня используется множество различных терапевтических подходов в области психологии. Один из таких подходов известен как «Сказкотерапия». Терапия сказками — это форма терапии, в которой используются классические сказки с целью содействия психологической трансформации с помощью глубоко значимых историй. В этой статье будут рассмотрены основные принципы сказкотерапии, методы ее применения и преимущества, которые она дает.

Каковы основные принципы сказкотерапии?

Терапия сказками, используемая психологами, консультантами и экспертами по руководству, основана на следующих фундаментальных принципах:

  • Метафорическое выражение : Сказки передают глубокий смысл посредством использования символического языка. Метафорическое выражение позволяет людям осмыслить свой собственный опыт, связывая его с персонажами сказок.
  • Безопасная среда : Терапия сказками обеспечивает безопасную среду для консультирования. Люди находят возможность выразить и поделиться своими эмоциональными переживаниями с помощью сказочных персонажей.
  • Персонализация : Сказки можно интерпретировать на основе уникального опыта и потребностей каждого человека. Сказкотерапия ценит индивидуальные различия и уникальность.

Каковы методы применения сказкотерапии?

Сказкотерапия может проводиться различными методами в процессе консультирования. Вот некоторые из этих методов:

  • Чтение сказок : Клиенты могут осознавать свои собственные эмоциональные реакции, слушая сказку, прочитанную терапевтом.
  • Написание сказок : Клиенты могут выразить свой внутренний мир и разобраться в своих проблемах, написав собственные сказки.
  • Инсценировка сказки : Клиенты могут выражать свои эмоциональные переживания и разрабатывать альтернативные решения, разыгрывая сказочных персонажей.

Каковы преимущества терапии сказками?

Сказкотерапия предлагает множество преимуществ. Вот некоторые из них:

  • Эмоциональное выражение : Сказки помогают людям выразить свои эмоциональные переживания и обеспечивают эмоциональное облегчение.
  • Навыки решения проблем : Терапия сказками позволяет людям находить альтернативные решения своих проблем и открывать новые перспективы.
  • Уверенность и сочувствие : Сказки помогают людям установить более глубокие связи с собой и другими, укрепляя сочувствие и уверенность в себе.
  • Личностный рост и развитие : Сказкотерапия способствует самосознанию людей, способствует позитивным изменениям и помогает им раскрыть свой потенциал.

В чем преимущества сказкотерапии по сравнению с другими терапевтическими подходами?

Сказкотерапия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими терапевтическими подходами. Вот некоторые из преимуществ сказкотерапии по сравнению с другими терапевтическими подходами:

  • Концептуальная гибкость : Сказкотерапия использует символический язык, а понятия и символы, представленные в сказках, позволяют людям более широко выражать свои переживания. Это способствует большему чувству гибкости и свободы во время работы с терапевтом.
  • Охраняемая среда : Сказки дают людям чувство защиты, поскольку они являются вымышленными историями. Слегка дистанцируясь от реальных переживаний, сказки дают людям чувство расслабления и безопасности. Это может помочь в изучении более глубоких и сложных тем.
  • Символическая интерпретация : Символический и метафорический характер сказок помогает людям осмыслить свой внутренний мир и выразить сложные эмоциональные переживания. Терапия сказками позволяет людям сделать свои эмоциональные проблемы более конкретными и связать их со своим собственным жизненным опытом.
  • Творчество и воображение : Терапия сказками побуждает людей использовать свои творческие способности и воображение. Рассказывание историй и разыгрывание сказок предоставляют людям богатое пространство для исследования своего внутреннего мира и поиска новых путей к решениям.
  • Универсальность : Сказки – это универсальные истории, способные преодолевать культурные и языковые барьеры. Таким образом, сказкотерапия может быть легко применена к людям из разных культур и помогает терапевтам лучше адаптироваться к культурному происхождению человека.
  • Проницательность и саморефлексия : Сказки позволяют людям наблюдать за собственным опытом через призму сказочных персонажей. Наблюдая за событиями, которые происходят с персонажами сказок, люди могут объективно наблюдать за своим собственным опытом и получать озарения.

Эти преимущества отличают сказкотерапию от других терапевтических подходов. Однако важно помнить, что каждый терапевтический метод имеет свои уникальные преимущества и области применения. Выбор метода терапии должен основываться на индивидуальных потребностях и опыте терапевта.

В заключение…

Сказкотерапия считается эффективным методом в области консультирования и руководства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *