InScience
Science&Art
«Наша задача – понятно рассказать об органах чувств»
Автор: Виталина Власова
Максим Полубояринов
На этой неделе Российская государственная библиотека начинает цикл научно-популярных лекций «Анатомия чувств». Проект объединит историю науки, книжное искусство и самые современные знания о строении и принципах работы органов чувств человека. В эти и многие другие темы слушателей посвятят популяризаторы науки Алексей Паевский и Анна Хоружая. Подробнее об «Анатомии чувств» нам рассказал Алексей Паевский, научный журналист, главный редактор портала Neuronovosti.ru, научный редактор порталов InScience.News и Indicator.Ru, создатель порталов Mendeleev.info и «Живая история науки».
— Алексей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте: как родилась идея, какие поставлены цели и задачи?
— Мы с моим соавтором, Аней Хоружей, уже проводили несколько подобных мероприятий в Российской государственной библиотеке: мы выступали с лекцией «Медицина в искусстве». Хочется отметить, что в библиотеке всегда очень заинтересованная аудитория, которой приятно что-то рассказывать. Мы с Аней очень давно увлекаемся историей медицины, и в этом смысле было очень интересно создать совместный проект, который объединил бы историю медицины, нейронауки и историю книжного дела. Так родилась идея цикла лекций, в котором мы, с одной стороны, расскажем об анатомии и физиологии человека. При этом говорить будем не только о том, как устроены наши органы чувств, но и об истории этого вопроса: как человечество постепенно осознавало, благодаря чему мы видим, слышим, осязаем. С другой стороны, мы покажем целый ряд книжных шедевров из собрания библиотеки, так как ключевые открытия в анатомии делались в XVI–XVII веках, когда начиналось и расцветало искусство книги. Вот такая идея возникла, и после долгой подготовки проекта мы наконец выходим на финишную прямую.
— Расскажите, пожалуйста, сколько лекций планируется и какие темы сможет охватить «Анатомия чувств»?
— За основу мы взяли пять основных чувств, пять сенсорных входов: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Итого получится пять лекций, пять вечеров: три в сентябре и два в октябре.
— Какова целевая аудитория у такого мероприятия? Осилят ли материал по нейробиологии неспециалисты?
— Естественно, осилят, потому что он как раз для неспециалистов и подготовлен. Наша задача — рассказать об органах чувств так, чтобы было понятно и интересно любому человеку со школьным образованием, даже не с высшим.
— Вы упомянули, что в лекциях большое внимание будет уделено истории. Думаю, не ошибусь, если скажу, что за последние десятилетия исследования человеческого мозга и механизмов восприятия информации шагнули далеко вперед. Однако многие сотни лет оставалось совершенно непонятно, как работает обоняние или осязание. Будете ли вы рассказывать о том, как люди изучали свои собственные органы чувств?
— Конечно, именно об этом мы будем рассказывать и даже показывать. Поскольку мы будем читать лекции с Аней вдвоем, сначала я буду рассказывать об истории изучения каждого из органов чувств, а затем она посвятит слушателей в анатомию и нейробиологию. В конце каждой лекции мы обобщим наш рассказ информацией о последних новостях и открытиях. При этом все наши выступления будут сопровождаться выставкой книг из собрания Ленинской библиотеки, которым уже около пятисот лет.
— Еще один вопрос из истории: какие есть особенности у каждой исторической эпохи? Наверняка, подходы, которые использовали для изучения органов чувств в эпоху Возрождения, в Средние века или в современности, сильно отличаются.
— Безусловно. Например, в эпоху Античности и Раннего Средневековья воззрения были в основном умозрительные. Люди просто размышляли на эту тему и так пытались что-то себе представить. Начиная с XVI века, когда началась эпоха настоящей анатомии, стали активно изучать и открывать разные элементы органов чувств. В первую очередь я имею в виду зрение и слух, поскольку понимание работы остальных (вкуса, обоняния и осязания) появилось лишь в XIX веке, когда ученые открыли клеточный уровень строения организмов. Только тогда стало возможным открыть отдельные рецепторы, отвечающие за восприятие сенсорной информации: обонятельные, осязательные, вкусовые. И лишь в XX веке, когда исследователи научились картировать мозг и находить в нем функциональные зоны, стало ясно, как происходит передача и обработка сигналов от органов чувств. Отдельно нужно сказать, что для изучения зрения большую роль сыграла оптика, для слуха — акустика, в частности открытие звуковых волн. В каждую отдельную эпоху были разные методы исследования, и постепенно человечество, с одной стороны, обобщало свои представления, а с другой — наоборот фокусировало внимание на все более и более мелких элементах органов чувств. И до сих пор этот процесс продолжается: мы открываем новые детали работы систем восприятия сигналов. За последний год было очень много интересных работ по зрению, осязанию и запаховым рецепторам.
— Как я поняла, лекции будут сопровождаться визуальным материалом. Не планировали ли вы включить еще и тактильный или аудиоматериал, который позволит участникам лучше понять работу каждого из органов восприятия информации?
— Возможно, но это не всегда просто сделать. В теме о слухе, например, мы обязательно добавим звуковое сопровождение. А с осязанием и запахом нужно будет подумать.
— Кажется, в свете последних событий слушателям будет очень интересно узнать, почему у многих людей пропадает или меняется обоняние из-за коронавируса. Пандемия дала дополнительный толчок к исследованию этих процессов или эта тема и так постепенно изучалась?
— Запаховые рецепторы постепенно изучались: сначала ученые решали вопрос о том, почему пропадает запах, потом — как он возвращается и возвращается ли вообще, поскольку есть много случаев, когда чувство запаха вернуть не удавалось. Интересно отметить, что обоняние — это своего рода выдающееся чувство: оно единственное среди всех передается в кору головного мозга напрямую, минуя такой его участок, как таламус.
— Какие актуальные проблемы, связанные с осязанием и зрением, были решены в последние годы? Что вам удастся раскрыть в рамках соответствующих лекций?
— Сейчас одно из самых интересных направлений — это восстановление зрения. В частности, оптогенетическая регенерация сетчатки. Сейчас в этой сфере проводится большое количество работ. Очень важное направление, связанное с чувством осязания, — это бионическое протезирование, которое позволяет считывать сигналы из мозга человека, связанные с движением, и передавать их на внешние электронные устройства. Такие технологии должны позволить управлять протезами «силой мысли», грубо говоря. Пока это единичные эксперименты, но направление развивается.
— Пока это кажется чем-то из далекого будущего.
— Нет, на самом деле это уже настоящее.
— Вы упомянули, что в последние годы также проводились исследования чувства вкуса. Возможно ли на сегодняшний день открыть какие-либо новые вкусы?
— Их открывают. Давно известны пять основных вкусов: кислый, сладкий, горький, соленый и умами. Но на сегодняшний день открыто уже около десяти других, которые не укладываются в традиционные пять.
— Когда открывают новые вкусы, для них создают словесные описания, чтобы объяснить, как человек может почувствовать их?
— Да, есть, например, такие описания, как «вкус воды», «кальциевый вкус». Но в основном их описывают на молекулярном уровне.
— Еще один вопрос про последний из органов чувств — про слух. Жизнь в больших городах связана с повышенным шумовым загрязнением. Вероятно, это отражается на слухе жителей мегаполисов. Актуальны ли исследования в этой сфере?
— Безусловно, шумовое загрязнение влияет, но не на само чувство слуха. Оно может влиять на психику. Есть работы, которые показывают, что жители, живущие в шумных районах, порой дольше восстанавливаются после инсульта. С другой стороны, наш мозг очень адаптивен: в нем имеется специальная система шумоподавления. Проводились эксперименты на мышах, которых пускали бегать по камере, где в качестве шума включали постоянное цоканье. Когда шум становился постоянным и равномерным и не имел смысловой информации, он переставал восприниматься животными. Это происходит потому, что в мозге включается специальная система, которая «вычитает» шум из обстановки. В этом смысле наш мозг таким же образом способен не слышать шум мегаполиса и адаптироваться к нему.
— Скажите, цикл лекций «Анатомия чувств» — первый в своем роде? Планируется ли его продолжение?
— Этот цикл — самостоятельное и законченное произведение. В нем соединены все необходимые для раскрытия темы элементы: и история науки, и анатомия, и нейробиология. Я надеюсь, что мы с Аней сможем превратить этот цикл лекций в научно-популярную книгу, которая соберет воедино и историю, и биологию, и книжное искусство.
Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.
Тэги
Федорова С.Н. — ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Фёдорова Светлана Николаевна
КГУ «Областная специальная школа-интернат № 2 для детей с ОВР» УО КО
«Органы чувств»
Конспект урока по предмету «Человек и мир»
Номинация: «ОБУЧЕНИЕ+УВЛЕЧЕНИЕ»
Конспект урока способствует решению основных задач специальной коррекционной школы: оказывает всестороннюю педагогическую поддержку воспитанникам с умеренной умственной отсталостью. Урок построен в нетрадиционной форме, в форме исследования. В ходе урока выявлялись и на их основе пополнялись знания воспитанников об органах чувств человека, проводилась практическая работа по определению цвета, вкуса, запаха, слуха. Через выполнение различных заданий учащиеся понимали значимость бережного отношения к органам чувств и своему здоровью.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная:
— Формировать представление об органах чувств человека, о роли и значении органов слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания в познание окружающего мира; о гигиене и профилактике заболеваний органов чувств. Развивать умение понимать потребность своего организма в восприятии окружающего мира через определение внешнего вида и качества предметов, запаха, вкуса, звука.
Развивающая:
— Способствовать коррекции мыслительной деятельности, развитию слухового, зрительного, обонятельного, вкусового и тактильного ощущения и восприятия через актуализацию имеющихся знаний и выполнение предметно-практических упражнений и предлагаемых заданий; пространственной ориентировки, развитию связной устной речи, обогащению словарного запаса по теме «Органы чувств».
Коррекционно-воспитательная:
— Воспитывать познавательный интерес, учебную мотивацию через исследовательскую деятельность и игровые моменты.
Социализация личности:
— Формировать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
Оборудование: аудиозаписи – хруст снега, вьюги, звук домбры, сигнал автомобиля, сирена машины скорой помощи, пожарной машины, предметные иллюстрации, натуральные предметы – огурец, апельсин, мандарин, яблоко, конфета, разовые стаканчики, пипетки, светонепроницаемый мешочек, надписи к картинкам.
Ход урока:
- Организационный момент:
— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, и, как полагается, гостей нужно поприветствовать. Повернёмся к ним и обменяемся улыбками.
— Настроимся на урок:
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
- Актуализация знаний.
— А как вы узнали, что в классе светло? Тепло? Что уже прозвенел звонок?
— Вам в этом помогли ваши помощники. О них мы будем сегодня говорить.
(На доску вывешивается плакат с изображением головы человека, но без лица)
— Посмотрите на изображение человека. Это девочка или мальчик? Как вы определили?
— А что у девочки необычного? (У неё нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта). (Выставить карточки)
— А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они совсем — умывать их, протирать. Как вы думаете, можно ли жить без них?
— Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём исследование. Мы с вами будем исследователями. Исследователи – это люди, которые путём опытов, изучения получают, открывают новые знания.
— А предметом исследования и темой нашего урока будет человек, вернее, его органы чувств. Сегодня на уроке мы будем говорить о значении органов чувств в жизни человека, и о их гигиене и профилактике заболеваний.
- Первое исследование.
— Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка-мяч).
— Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
— Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
— Продолжаем наши исследования.
1 группа – рассортировать геометрические фигуры по цвету.
2 группа — рассортировать геометрические фигуры по форме.
— А с закрытыми глазами вы смогли бы справиться с этим заданием? Почему? — Что у меня в руке? (Мяч.) Что я делаю? (Катаю, подбрасываю, ударяю)
Что ещё мы можем определить с помощью зрения? (Движение предметов.)
— Что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? (Просмотр фрагментов видео – дети катаются с горки, дети лепят снеговика). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
— Посмотреть телевизор, почитать книжку.
— Сделаем вывод: Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов, движения предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, смотреть мультфильмы.
— При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. А ещё глаза помогают ориентироваться в пространстве, видеть дорожные знаки, определять места перехода проезжей части, сигналы светофора.
— Итак: Глаза — это неотъемлемая часть организма — т.е. орган. А точнее — глаза – это орган зрения. (Переворачиваю табличку с надписью «орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
— Итак, необходимы глаза человеку? (рисунок глаз с доски перемещаем на лицо человека)
— Ваши глаза видят все: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждет вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища и помогают свершать добрые поступки.
— Чтобы глаза хорошо видели, мы должны о них заботиться и выполнять простые правила:
– меньше сидеть перед телевизором, компьютером;
— когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;
— не носить длинную челку, собирать волосы;
— есть морковь.
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Зарядка для глаз.
Упражнение «Бабочка» — быстро закрыть и открыть глаза — 5 раз.
Упражнение «Сова» — зажмурить, затем широко открыть глаза – 5 раз.
- Второе исследование.
— Приступаем к следующему исследованию.
— Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! «Идёт урок. В нашем классе тишина».
— Что вы почувствовали (услышали)? Какой вывод можем сделать? (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты.Уши нужны чтобы слышать).
Включается аудиозапись. (Дети слушают – звук вьюги, хруст снега, звучание домбры, звук телефона) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
— Какие звуки вы услышали? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
— Уши помогают нам слышать окружающие звуки, определить направление звука.
— Речь людей, пение птиц, шум ветра, музыка – всё это звуки окружающей нас природы.
Какой орган позволяет нам это почувствовать?— Уши – это орган чего? (Это орган слуха.) (Переношу рисунок ушей с доски на изображение человека.)
— Послушайте ещё звуки – сигнал автомобиля, сирена скорой, пожарной машины. О чём они нас предупреждают? Это звуки опасности, они предостерегают нас от беды.
— Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?
— Познакомьтесь с ними:
- Нельзя очищать уши острыми предметами.
- Громкий шум, громкая музыка, наушники — вредны для слуха.
- Нужно давать отдых слуху, находиться некоторое время в тишине.
- Не ковырять в ушах, а аккуратно чистить уши ушными палочками.
- Если уши заболели, обратиться к врачу.
Массаж ушных раковин (стоя)
Мы ладошки разотрём,
Смело ушки мы возьмём.
Сверху вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрём.
— Перед вами несколько бутылочек, они закрыты. Попытайтесь определить, что в какой бутылочке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? (Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет).
— Вы смогли определить, чем пахнет содержимое? А что для этого нужно? (Понюхать)
— Без какого органа невозможно выполнять это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах).
— А сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Выходят по очереди, я завязываю глаза и даю понюхать чеснок, лук, огурец, духи.)
— А могут ли запахи предупреждать об опасности? Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. При запахе газа надо звонить 104, при пожаре 101.
— Если продукты плохо пахнут – они испортились, можно ли их есть.
— Таким образом, нос работает как сторож, он охраняет вас от беды.
— Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. (Переворачиваю табличку с названием «орган обоняния»)
— Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах дыма, газа может предупредить об опасности – о пожаре.
— А помогает нам в этом орган обоняния — нос. (Перемещаю рисунок нос с доски на изображение человека)
Дыхательная гимнастика.
1,2,3,4,5! Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим.
— Зимой ветер дует какой? (Дуем холодным ветерком на ладошки)
— А теперь погреем их (Дуем тёплым ветерком)
— А теперь побежали дружно домой.
— Как пыхтит самовар?
- Четвёртое исследование.
— Перед вами стаканы с водой – глядя на воду, вы можете определить, какая она на вкус? (солёная, сладкая, кислая, простая)
— Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
— Значит нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу, в каком стакане какая вода)
Игра «Угадай по вкусу». (У детей закрыты глаза). Они по вкусу определяют предмет – конфета, вафля, огурец, мандарин,).
— Что помогло вам почувствовать вкус пищи?
– Какой орган помог это определить вкус?
— Язык – это орган вкуса?
(Появляется запись «орган вкуса» в таблице)
— Язык помогает нам познакомиться со вкусом, и определить качество пищи (горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое или густое) когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (выставляю рисунок языка на лицо человека).
— Можно ли всё пробовать на вкус? (Не все стоит всё пробовать на вкус.Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?)
— А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)
Физкультминутка для язычка.
- Чистим зубки язычком.
- Футбол.
- Цоканье.
- Рычание
Давайте и нашей девочке вернем этот орган вкуса.
- Пятое исследование.
Игра «Узнай, что в корзине»
— Попробуйте определить на ощупь предмет в корзине. (Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет). (пластмассовый шарик, яблоко, апельсин, клубок ниток)
— Что вы чувствуете? Можете ли вы определить и назвать предмет?
— А теперь снимите рукавички и повторите своё исследование.
— Ребята, как вы могли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
— Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа). Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «Чем отличаются предметы?»: холодный — горячий, твёрдый – мягкий, гладкий – шершавый.
Игра «Узнай предмет». (Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их – буква, пуговица, геометрическая фигура, ластик)
– При помощи чего вы отгадали предметы?
— Кожа человека помогает воспринимать действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
(Переворачиваю табличку со словом «Орган осязания»)
— Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:
— на улице холодная, ветреная погода
— руки испачкались
— как обращаться с острыми предметами
— можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?
— руки устали
— Посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: обнять друг и пожалеть друга, поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам и красиво накрыть на стол.
- Закрепление полученных знаний.
— Вот и завершились наши исследования.
— Кто же они, наши верные помощники, которые помогают нам полноценно жить? (Работа с таблицей)
-А как они нам помогают?
глаза орган зрения видеть и различать предметы
уши орган слуха слышать звуки
язык орган вкуса определять вкус
нос орган обоняния чувствовать запахи
кожа орган осязания ощущать теплоту, холод, боль
— Нужны ли нам эти органы?
— Сколько у человека органов чувств? Какой из них самый главный?
— Как они называются одним словом?
— Можем ли мы органы чувств назвать нашими помощниками? Почему?
— Что нужно делать, чтобы органы чувств всегда работали? (Беречь их. )
Игра: «Полезно – вредно».
- Читать лежа (вредно).
- Делать гимнастику для глаз (полезно).
- Смотреть близко телевизор (вредно).
- Читать при хорошем освещении (полезно).
- Ковырять в ушах (вредно).
- Защищать уши от сильного шума (полезно).
- Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
- Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).
- Подведение итогов урока.
— Вот и подошёл к концу наш урок.
— О чём мы сегодня говорили на уроке?
— Что вам запомнилось, особенно понравилось?
— Вы все сегодня хорошо потрудились, у вас всё получилось. Молодцы!
- Рефлексия.
А напоследок хочется сказать:
Есть 5 помощников на службе у тебя.
Не замечая, их используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб трудиться,
А нос – чтоб запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Как ваши чувства меняются с возрастом | Генри Форд Health
Это факт жизни, что наши тела становятся менее эффективными с возрастом. Наше зрение ухудшается. Слух становится сложнее. И наш мозг не реагирует так быстро, как раньше.
«Большинство из нас замечают снижение возможностей наших органов чувств с возрастом», — говорит Джасдип Сидху, доктор медицинских наук, специалист по гериатрии в Henry Ford Health. «Со временем без вмешательства у вас могут возникнуть проблемы с общением, получением удовольствия от деятельности и постоянным участием в жизни сообщества. Вы даже можете подвергаться большему риску несчастных случаев и травм».
Преодоление сенсорных изменений
Вам нужна определенная стимуляция, прежде чем ваш мозг зарегистрирует такие ощущения, как звук, свет или запахи, и этот пороговый уровень увеличивается с возрастом. Чем старше вы становитесь, тем больше информации вам нужно, чтобы понять свое окружение.
Но это естественное сенсорное замедление не должно ставить под угрозу качество вашей жизни. Знание того, как чувства меняются с возрастом, поможет вам компенсировать снижение. Вот некоторые изменения, о которых следует знать:
Зрение
Старение затрагивает каждую область глаза. Роговица становится более чувствительной и подверженной травмам. Зрачок начинает медленнее реагировать на изменения света и темноты. И линза может затвердеть, что изменит путь света в ваш глаз. Глазные мышцы также начинают атрофироваться, что влияет на вашу способность вращать глазами.
Инструменты для изменения: Если у вас проблемы со зрением вблизи или вдали, вы замечаете мушки в глазах или у вас возникают проблемы с бликами в вечернее время, существует ряд инструментов, которые помогут вам видеть более четко. «В зависимости от проблемы существует множество вариантов лечения, включая очки, контактные линзы, лазерную хирургию и увеличительные устройства», — говорит доктор Сидху. Ежегодный осмотр у офтальмолога может определить, есть ли у вас такие заболевания, как катаракта, глаукома и дегенерация желтого пятна. В любом случае раннее выявление и лечение связаны с лучшими результатами.
Как его замедлить: Исследования показывают, что поддержание стабильного уровня сахара в крови, а также ношение солнцезащитных очков и защитных очков могут помочь защитить ваше зрение в течение длительного времени. Есть также доказательства того, что диета, богатая фруктами и овощами и с низким содержанием жира и холестерина, может предотвратить потерю зрения.
Слух
Старение меняет структуру вашего уха. Возможно, вам будет не так легко улавливать звуки, и вы можете испытывать трудности с сохранением равновесия, когда сидите, стоите и ходите. Помимо плохого слуха, многие люди замечают периодический звон или жужжание, известное как шум в ушах. К сожалению, эти изменения могут вызвать негативные последствия для здоровья, такие как изоляция, когнитивные нарушения и депрессия.
Инструменты для перемен: Слуховые аппараты и технологии имплантатов значительно продвинулись вперед. Эти устройства усиливают звук и в основном безопасны.
Как замедлить звук: Если вы находитесь в среде, где вам нужно кричать, чтобы быть услышанным, вы должны носить защитные наушники, даже если у вас еще нет потери слуха. Степень повреждения слуха в результате воздействия шума зависит как от интенсивности шума, так и от продолжительности воздействия. И не забудьте удалить ушную серу. «Накопление серы увеличивается с возрастом, поэтому простое удаление серы может значительно улучшить ваш слух», — говорит доктор Сидху.
Вкус и запах
Вкус и запах идут рука об руку, и с возрастом они исчезают. Вкусовые рецепторы уменьшаются в размере и количестве, и ваша чувствительность к каждому из пяти вкусов (сладкому, соленому, кислому, горькому и умами) начинает снижаться. Обоняние снижается, потому что в носовой полости меньше нервных окончаний и меньше слизи. Оба чувства влияют на наш интерес к еде и общению. «Если вам не нравится еда, вы, возможно, будете менее склонны встречаться с друзьями за едой и напитками», — говорит доктор Сидху.
Инструменты для перемен: Хотя вы не всегда можете остановить естественную прогрессию ухудшения вкуса и запаха, вы можете приправить свою еду и сделать ее более соблазнительной. Вместо того чтобы прибегать к сахару и соли, приправляйте пищу свежими травами и специями. Температура тоже имеет значение. «Некоторые люди считают, что холодная пища вкуснее, чем горячая», — говорит доктор Сидху. Если вы чувствуете металлический привкус во время еды, рассмотрите возможность использования пластиковой посуды вместо металлической.
Как замедлить это: Избегайте курения и алкоголя — оба могут саботировать ваши вкусовые рецепторы. Различные безрецептурные и отпускаемые по рецепту лекарства также влияют на запах и вкус. Если вы чувствуете, что ваши обоняние и вкус страдают, поговорите со своим врачом, чтобы узнать, есть ли альтернативные лекарства, которые не имеют таких же побочных эффектов.
Осязание
Старение влияет на нервные окончания, связанные с болью, давлением, температурой, вибрацией и положением тела. С возрастом вам может быть труднее ощущать сильный холод или жару. Когда вы, наконец, почувствуете боль, ваша реакция будет не такой быстрой. Конечный результат: пожилые люди более уязвимы к простудным и ожоговым травмам и пролежням.
Инструменты для замены: Держите водонагреватель на безопасной температуре (ниже 120°F). При выборе одежды ориентируйтесь на температуру, а не на самочувствие. Всегда наносите солнцезащитный крем (одежда — лучший солнцезащитный крем), средство от насекомых и принимайте другие защитные меры, чтобы обеспечить барьер между вами и любыми потенциальными угрозами.
Как замедлить это: Вы мало что можете сделать, чтобы замедлить ухудшение осязания. Вместо этого постарайтесь поддержать кожу и нервные окончания. Побалуйте себя ежемесячным массажем, нанесите роскошные лосьоны и масла. Достаточно увлажняйте. И используйте любую возможность, чтобы держаться за руки с близкими.
Ваши органы чувств и безопасность
К сожалению, нарушение чувствительности может представлять угрозу безопасности. плохо слышно? Вы не будете знать о потенциальных угрозах. Не чувствуешь запаха и вкуса? Вы можете есть меньше и похудеть. Не вижу? Вы можете катастрофически поскользнуться и упасть.
Со временем сенсорный дефицит может также привести к тому, что пожилые люди потеряют свою независимость, что может привести к социальной изоляции и депрессии. Чтобы свести риск к минимуму, важно своевременно посещать оздоровительные центры. «Посещайте врача, специалиста по слуху и офтальмолога не реже одного раза в год и рассмотрите возможность посещения гериатра, врача, который специализируется на проблемах, затрагивающих пожилых людей», — предлагает доктор Сидху.
Чтобы найти врача в Генри Форде, посетите сайт henryford.com или позвоните по телефону 1-800-HENRYFORD (436-7936).
Доктор Джасдип Сидху — специалист по гериатрии, который принимает пациентов в больнице имени Генри Форда Вест Блумфилд.
Каковы пять чувств человеческого тела? Видео, зрение, слух, осязание, обоняние и вкус
Пять чувств человеческого тела включают зрение , слух , осязание , вкус и пахнут . Человеческое тело имеет определенные органы чувств для каждого из этих чувств. Пять основных органов чувств — это глаза, уши, кожа, язык и нос.
Эти органов чувств играют важную роль в передаче информации в мозг и помогают нам воспринимать окружающий мир.
Аристотель впервые разделил человеческое восприятие на пять органов чувств на основе пяти органов чувств. Он считал, что эти чувства управляют нашей реальностью, как и то, как мы живем и реагируем на окружающие нас вещи.
После нескольких исследований ученые пришли к выводу, что существуют не только эти пять чувств, например чувство равновесия и чувство движения .
В этом посте объясняется, что такое чувства и какие органы человеческого тела связаны с пятью чувствами. Вы познакомитесь с функцией и примерами каждого чувства. Ну как мы могли упустить факты? Итак, будут некоторые удивительные факты о каждом органе чувств.
Содержание: Пять чувств человеческого тела
- Что такое пять чувств?
- Что такое органы чувств?
- Видео
- Типы пяти чувств
- Прицел
- Слух
- Сенсорный
- Запах
- Вкус
- Заключение
Что такое пять чувств?
Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние — это пять основных органов восприятия или чувств, которые ваш мозг использует, чтобы получить четкую картину того, что происходит вокруг вас. Органы чувств, то есть глаза, уши, кожа, язык и нос, сначала собирают информацию через сенсорных рецепторов , а затем передают их в мозг. Ваш мозг собирает всю информацию и преобразует ее в действие (физическое или химическое).
Примеры
Пример-1 : Когда вы голодаете , ваш желудок выделяет грелин гормон голода, говорящий вашему мозгу, что он пуст. Область гипоталамуса вашего мозга контролирует чувство голода посредством ряда реакций в организме и сообщает вам, что пора поесть.
Пример-2 : Когда вы видите что-то страшное , миндалевидное тело (часть лимбической системы мозга) действует напрямую и запускает реакцию бегства или борьбы. Эти сигналы предупреждают гипоталамус о том, что надпочечники выкачивают гормоны стресса, которые подготавливают вас к борьбе или бегству от источника опасности.
Выброс адреналина ( гормона стресса ) приводит к учащенному сердцебиению, потоотделению и мурашкам по коже, которые вы обычно испытываете во время угрозы. Адреналин во многих отношениях помогает бороться со страхом или стрессом:
- Увеличьте приток крови к мышцам, чтобы увеличить силу и скорость.
- Увеличьте уровень сахара в крови, чтобы мгновенно повысить выносливость.
- Расширьте зрачки, чтобы обеспечить четкое зрение.
- Он расширяет ваши дыхательные пути, чтобы обеспечить вас большим количеством кислорода.
Итак, несомненно, наши пять чувств невероятно помогают нам и позволяют нам ощущать красоту окружающего мира.
Что такое органы чувств?
Органы чувств имеют специализированные сенсорные нейроны, способные воспринимать и преобразовывать стимулов по направлению к мозгу. При этом мозг интерпретирует сигналы или стимулы в определенную команду. У людей есть пять основных органов чувств, а именно:
- Глаза имеют зрительную систему, которая способствует зрительному восприятию или видению.
- Уши имеют слуховую систему, помогающую слышать.
- Кожа имеет соматосенсорную систему, отвечающую за осязание.
- Нос имеет обонятельную систему, которая помогает нам ощущать запахи.
- Язык имеет вкусовую систему, которая позволяет нам ощущать вкус.
Видео: Пять чувств
Типы пяти чувств
Существует пять видов восприятия, как показано на диаграмме ниже.
Зрение
Зрение — одно из самых сильных чувств, потому что мы склонны больше верить тому, что видим вокруг себя. Глазное яблоко расположено в глазницах черепа и защищено костями и жиром.
склера — белая часть глаза. Склера вместе с роговицей защищает внутриглазные структуры. Ваши глаза обнаруживают спектров видимого света (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый цвета) от таких источников, как солнце или лампы.
Частицы света или фотонов попадают в глаза через прозрачную роговицу. Куполообразная роговица изгибает или направляет расходящийся свет на хрусталик глаза через зрачок.
Радужная оболочка расширяется или сужается, регулируя количество света, которое может пройти через зрачок на линзу. Затем глаза фокусируют изображение на сетчатке во внутреннем слое глаза. Мембрана сетчатки содержит фоторецепторные палочки и колбочки.
- Стержни обнаруживают тусклый свет.
- Конусы обнаруживают яркий свет.
Когда свет падает на эти фоторецепторы, активируется белок родопсин . Родопсин переводит свет в нервные сигналы и сводит их к зрительный нерв .
Наконец, сигналы достигают мозга, так как зрительный нерв напрямую связан с мозгом . Наконец, ваш мозг интерпретирует эти световые сигналы и формирует зрительных образов .
Примеры
- Благодаря своему видению вы можете делать покупки в витринах, читать книги и еще много чего.
- Ваши глаза также защищают вас от всего жуткого или страшного.
Факты
- Человеческий глаз может различать около 10 миллионов различных цветов.
- Наши глаза моргают двенадцать раз в минуту.
- Глаз сжимается менее чем за 1/100 секунды.
- Зрительный нерв в задней части глаза состоит из более чем одного миллиона нервных клеток.
Слух
Волосковые клетки в ухе двигаются в ответ на определенные звуковые частоты и позволяют вам слышать. Музыка, смех и тревожный звонок достигают ушей звуковыми волнами в воздухе.
Начинается, когда звуковых волн входят в ушную раковину или ушная раковина . Его основная задача — фильтровать и усиливать звуковые волны, проходящие через слуховой проход (внешний слуховой проход).
Затем звуковые волны ударяются о барабанную перепонку или барабанную перепонку , вызывая механические колебания. Затем три маленькие косточки среднего уха приходят в движение из-за вибраций, вызываемых барабанной перепонкой в ответ на звуковые волны.
Молоточек, наковальня и стремечко в заполненной воздухом полости среднего уха вместе известны как слуховые косточки . Затем колебания стремени ударяют по отверстию во внутреннее ухо.
Внутреннее ухо состоит из заполненных жидкостью каналов, включая спиралевидную улитку . Волосоподобные клетки или стереоцилии в кортиевом органе обнаруживают волны давления на разных частотах.
Стереоцилии преобразуют колебания звуковых волн в электрических импульсов . Электрический раздражитель достигает мозга через улитковый нерв 9.0018 .
Мозг передает информацию слуховым путям (таламус, височная доля и слуховая кора). Наконец, слуховые пути интерпретируют сигналы как звуки, такие как диалог, музыка или смех.
Примеры
- Услышав звук будильника, вы спешите в школу или на собрания.
- Вы чувствуете восторг, когда слушаете любимые песни.
- Обычно вы общаетесь со своими друзьями или семьей, слушая, что они говорят по телефону.
Факты
- Прослушивание — научный термин для обозначения слуха.
- Молоточек, наковальня и стремечко в среднем ухе — самые маленькие кости в нашем теле.
- Ночью слуховые пути отключаются, чтобы вы могли спать.
- Существует около 16 000 волосковых клеток.
- Волосковые клетки довольно хрупкие, т.е. громкие звуки могут их повредить или даже разрушить.
Прикосновение
Ваша кожа является основным органом чувств, поскольку она покрывает все тело и непосредственно подвергается воздействию окружающей среды. Ваша кожа образует первая линия защиты при любом физическом или химическом стрессе. Осязание — это тип восприятия, который можно ощущать всем телом.
Обычно механорецепция — это научный термин, обозначающий «Прикосновение». Но в общих чертах осязание можно разделить на следующие типы:
- Температура
- Давление
- Боль
- Вибрации
В вашей коже есть нервных клеток , специализирующихся на различных сенсорных ощущениях, которые мы обсуждали выше. Эти нервные волокна отходят от спинного мозга и достигают всего тела. Сенсорные нервы передают входные данные в мозг через периферическую нервную систему.
Кожа содержит специализированные рецепторы в наружном эпидермисе, средней дерме и внутренней гиподерме. Кожные рецепторы обнаруживают тактильных ощущений и передают сигналы через периферические нервы в мозг.
Клетки Меркеля (в нижнем эпидермисе губ, рук и т. д.) и Тельца Мейснера (в верхних слоях дермы безволосой кожи, таких как кончики пальцев, соски и т. д.) обнаруживают прикосновение, давление и вибрацию. Тельца Пачини в свободных окончаниях специализированных нервов обнаруживают боль, зуд и щекотание.
Примеры
- Если кто-то ударит вас, ваша кожа почувствует некоторую боль.
- Прикосновения близких делают вас счастливыми и защищенными.
Факты
- Соматосенсорная система включает четыре рецептора (механорецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и проприорецепторы).
- Рецепторы кожи по-разному реагируют на разные ощущения.
- Почти 5 миллионов крошечных нервных окончаний в слое дермы вместе образуют соматосенсорную систему.
- У вас на кончиках пальцев 1000 сенсорных рецепторов.
Обоняние
Обоняние или обоняние дает мозгу информацию о воспринимаемом запахе. Клетки обонятельного рецептора в носу обнаруживают одоранты в окружающей среде.
При вдыхании химических веществ или отдушки , взвешенные в воздухе, проникают в нёбо вашей ноздри. Там эти химические вещества связываются со специализированными рецепторами обонятельных нервов, расположенными в носовом эпителии.
Он запускает нервный импульс, который проходит вверх по сенсорному нервному волокну, называемому обонятельной луковицей . Обонятельная луковица передает информацию по своим отросткам нервных волокон, называемым черепными нервами .
Далее, лимбическая система вашего мозга получает ввод и идентифицирует запах. Таким образом, обоняние имеет решающее значение для различения хорошего и плохого запаха.
Обоняние также усиливает обоняние, или обоняние и вкус работают вместе. Вот почему еда кажется безвкусной, когда нос заложен.
Примеры
- Вы не можете сопротивляться или мгновенно зажимать нос, когда чувствуете что-то плохое или неприятное.
- Вкусно пахнущая еда автоматически вызовет чувство голода.
Факты
- У нашего носа есть большой нерв (обонятельная луковица), который напрямую связан с мозгом, что делает обоняние чрезвычайно сильным.
- Обонятельные рецепторы обновляются каждые 28 дней.
- Человеческое тело имеет 6 миллионов клеток, определяющих запахи.
- Люди с нарушением обоняния имеют клиническое состояние, называемое аносмией.
Вкус
Вкус или вкус передает в ваш мозг всю информацию о еде и напитках, которые вы потребляете. Когда мы пережевываем пищу, пищевые соки или химические вещества, растворенные в слюне, попадают во вкусовые рецепторы. Эти вкусовых рецепторов размещены в виде небольших бугоркообразных структур, называемых сосочками.
Круглогубчатые и грибовидные сосочки несут скопление вкусовых луковиц. Пищевые химические вещества реагируют с хеморецепторами вкусовых клеток вкусовых рецепторов.
Кроме того, эти вкусовых клеток запускают нервный импульс и посылают сигнал волокнам лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов, которые передают сигнал в продолговатый мозг.
Наконец, таламус и кора головного мозга собирают и интерпретируют сигналы, чтобы вы знали, какой вкус у вашей еды. Итак, когда вы заняты дегустацией еды, ваш язык собирает сенсорные данные о вкусе вашей еды.
Наш язык может ощущать пять основных вкусов, а именно:
- Сладкий вкус обычно исходит от сахара.
- Кислый вкус исходит от цитрусовых и уксуса.
- Поваренная соль и продукты с высоким содержанием натрия придают соленый вкус.
- Продукты и напитки, такие как кофе, капуста и брюссельская капуста, придают горький вкус.
- Умами Вкусы исходят от таких продуктов, как бульон и мясо.
Каждый вкус, ощущаемый вашим языком, помогает вашему мозгу воспринимать вкус вашей еды.
Примеры
- Ваш мозг предупреждает вас не есть какую-то конкретную пищу с неприятным вкусом.
- Вкусные напитки и блюда доставят вам удовольствие.
Факты
- Язык покрыт от 2000 до 4000 вкусовых рецепторов.