Слух орган чувств: Органы чувств — урок. Окружающий мир, 3 класс.

что мы знаем про слух? Туфатулин Г.Ш. комментирует 7 фактов о важнейшем органе чувств человека — Новости — СЗГМУ им. И.И. Мечникова

«Есть вопрос»: что мы знаем про слух?

Туфатулин Г.Ш. комментирует 7 фактов о важнейшем органе чувств человека

3 марта – Международный день охраны здоровья уха и слуха. Сложно представить жизнь в мире без звуков, а ведь именно на такое существование обречены люди, чьи органы слуха повреждены. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 5% населения мира – или 466 миллионов человек (432 миллиона взрослых людей и 34 миллиона детей) –страдают от инвалидизирующей потери слуха. Международный день охраны здоровья уха и слуха призван обратить внимание общественности на важность сохранения у людей функции слуха, а также помочь тем, кто уже столкнулся с этой проблемой.

Отдел по связям с общественностью СЗГМУ им. И.И. Мечникова в рамках проекта «Есть вопрос» побеседовал о слухе с Туфатулиным Газизом Шарифовичем, к. м.н., ассистентом кафедры оториноларингологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, главным врачом детского городского сурдологического центра. Специалист прокомментировал 7 фактов про этот важнейший орган чувств человека.

 

1.     Уши у человека растут на протяжении всей жизни. Причем два уха между собой совершенно разные, как внутри, так и снаружи.

Действительно, замечено, что уши и нос у человека продолжают расти на протяжении всей жизни. Безусловно, после подросткового возраста этот рост резко замедляется, и поэтому увеличение размеров уха у взрослого человека не превышает 1 миллиметра в год. Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Мы часто наблюдаем асимметрию в строении этих отделов даже у здоровых людей. При этом каждое ухо уникально, именно поэтому перед подбором слухового аппарата снимается слепок уха и аппарат изготавливается индивидуально. Несколько десятилетий назад ученые даже разрабатывали методику идентификации человека по особенностям спектра звуков, которые воспроизводит его внутреннее ухо, по аналогии с отпечатками пальцев.

 

2.     Окружающие люди воспринимают наш голос совершенно иначе, потому как слышат его намного «чище».

Дело в том, что существует два способа передачи звуков внутреннему уху. Первый – естественный для всех нас – по воздуху. Именно так мы слышим окружающие звуки, речь других людей. Но есть и второй способ – костно-тканевой. Если приложить вибрирующий предмет к кости, расположенной за ухом, то будет отчетливо слышен звук, который данный предмет воспроизводит. Когда мы разговариваем, мы воспринимаем собственный голос как «смесь» звуков, поступающих частично по воздушному пути, а частично – по костно-тканевому (вибрация голосовых связок). Когда мы слышим собственный голос в записи, то мы воспринимаем его только по воздушному пути, поэтому он кажется нам неестественным.

3.     Каждый шестой житель земли страдает от нарушения слуха.

К сожалению, это так. Актуальную статистику ВОЗ вы озвучили ранее. В России же по очень приблизительным расчетам насчитывается более 13 миллионов людей, имеющих нарушения слуха, из них более одного миллиона детей. Следует различать тугоухость – снижение слуха, и глухоту – его полную потерю. К счастью, людей с глухотой значительно меньше, чем с тугоухостью. При этом снижение слуха встречается во всех возрастных группах. У детей причинами тугоухости являются генетические аномалии, недоношенность, родовые травмы, инфекции. У взрослых тугоухость может быть обусловлена работой в условиях шума, гипертонической болезнью, атеросклерозом, сахарным диабетом, гипотиреозом. Таким образом, состояние слуха – это отчасти отражение состояния всего организма.

4.     Основной причиной проблем со слухом является сильное воздействие шумов.

Согласно международной классификации, норма слуха – это способность человека воспринимать звуки интенсивностью менее 25 дБ. Уровень шепота – это примерно 40 дБ, а разговорной речи – 60 дБ. Звуки интенсивностью 100 дБ вызывают дискомфорт, а вот воздействие звуков интенсивнее 120 дБ уже опасно для органа слуха. При прослушивании музыки не рекомендуется повышать ее уровень выше 80 дБ. Это легко проверить – когда вы слушаете музыку в наушниках, находясь в транспорте, вы должны слышать шум транспортного средства сквозь музыку. Если же музыка полностью маскирует этот шум, значит ее громкость чрезмерна и может привести к повреждению органа слуха. К сожалению, это проблема 21 века – 1,1 миллиарда молодых людей (в возрасте 12-35 лет) подвергаются риску потери слуха в результате воздействия шума в местах отдыха и развлечений.

5.     Уши являются самоочищающимся органом.

Слуховой проход – это достаточно ограниченное пространство, которое заканчивается очень тонкой и уязвимой барабанной перепонкой. Поэтому природой задумано несколько механизмов, предотвращающих случайное попадание инородных тел в ухо и повреждение его извне. Первый – это форма слухового прохода – он имеет два выраженных изгиба во избежание прямого попадания в него посторонних предметов. Второй – это ушная сера. В ее составе имеются защитные вещества – иммуноглобулины, предупреждающие инфекцию, а вязкая консистенция способствует адгезии и выведению мелких частиц из уха. Выведение серы из уха – также физиологический механизм, с которым организм справляется самостоятельно. Это достигается слущиванием чешуек эпидермиса по направлению из глубины к отверстию наружного слухового прохода. Поэтому пытаться вычистить всю ушную серу из глубины слухового прохода не стоит, более того, это может привести к повреждению кожи или барабанной перепонки, инфицированию уха. Достаточно после душа при необходимости просушить наружную часть слухового прохода (не глубже 0,5 см) и ушную раковину ватной палочкой.

6.     Слуховые аппараты улучшают качество жизни 90% людей с проблемами слуха.

Если речь идет о стойкой тугоухости, связанной с гибелью клеток, отвечающих за восприятие звуков (сенсоневральная тугоухость), то на сегодняшний день отсутствуют какие-либо эффективные способы медикаментозного или иного лечения данной формы заболевания.

Но это не означает, что таким людям нельзя помочь. Лучший способ улучшить качество жизни пациента со снижением слуха — это раннее адекватное слухопротезирование. В условиях недостатка стимуляции, поступающей по слуховому каналу, происходит депривация (угасание активности) центральных отделов слуховой системы. Именно потому слухопротезирование людей с большим «стажем» тугоухости иногда имеет более ограниченные результаты, нежели в случаях, когда от начала тугоухости прошло не более года. Современные цифровые и правильно настроенные слуховые аппараты не способны навредить органу слуха — это подтверждено многочисленными исследованиями. Однако как будет протекать тугоухость вне зависимости от слухопротезирования спрогнозировать сложно. В первую очередь на это влияет состояние всего организма, в первую очередь сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем. Если следить за своим здоровьем, контролировать хронические заболевания, то и слух будет стабилен. А слуховые аппараты будут возвращать человека в социум.
При этом надо понимать, что подбор слухового аппарата — это сложный, многоэтапный процесс, и грамотное его проведение возможно только при участии врача-сурдолога. На сегодняшний день в России выстроена система льготного обеспечения отдельных категорий граждан слуховыми аппаратами. Кроме того, возможно самостоятельное приобретение слухового аппарата с последующей денежной компенсацией. И несмотря на это мы наблюдаем задержку в слухопротезировании — в среднем от осознания проблем со слухом до слухопротезирования проходит 6 лет! Причин много — это и стигма, и стереотипы о вреде слуховых аппаратов, порой — дефицит сурдологической помощи в регионах. Именно поэтому одной из основных задач медицинского сообщества ВОЗ видит в повышении осведомленности людей о путях решения проблемы тугоухости.

7.     Уши помогают нам держать равновесие.

Эволюционно и у человека, и у других млекопитающих органы слуха и равновесия являются ближайшими соседями. Переферические рецепторы равновесия располагаются также во внутреннем ухе, это так называемый вестибулярный аппарат. Благодаря этим образованиям мы контролируем положение тела в пространстве, держим равновесие, можем ходить, выполнять сложные действия. С другой стороны, ввиду такого «соседства» патология слуха часто сопровождается и нарушением равновесия, и наоборот.

 


  Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Внутриутробное развитие: когда малыш начинает чувствовать — Parents.ru

Беременность

Фото
Getty Images

Почему-то большинство мам в первую очередь спрашивают о том, что же он там, в животе, слышит, и надо ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи… На самом деле слух — далеко не первый орган чувств, который появляется у будущего малыша. Прежде всего, чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система. Она закладывается очень рано, на 5-й неделе, а к 6 неделям у малыша уже есть все отделы головного мозга. Как дальше развиваются его органы восприятия, в какой последовательности ребенок начинает реагировать на внешнюю среду?

Музыкальный антистресс

Музыка помогает не только детям. Врачи из Национального университета Ченг Кунг на Тайване раздали беременным женщинам диск с получасовой записью спокойных композиций Брамса, Дебюсси и звуков природы, имитирующих частоту сердцебиения. Уже после двух недель будущие мамы стали меньше тревожиться, у многих исчез страх перед родами и снизился уровень стресса.

Первый орган чувств

…формируется в 6 недель. И это не слух и не зрение, а тот орган, о котором мы редко вспоминаем, хотя все не понаслышке знаем, как он действует. Это — вестибулярный аппарат. Сам малыш в 6 недель еще не двигается, но зато он находится в подвижной среде: двигается мама, двигаются органы у нее в животе (убедиться в этом можно во время УЗИ: вы спокойно лежите на кушетке, но даже в это время матка и все внутренние органы находятся в постоянном движении). Так что плод сразу получает большое количество информации.

Именно потому, что свою первую, внутриутробную жизнь ребенок проводит в состоянии постоянного движения, он настроен на то, что и после рождения будет двигаться. Неудивительно, что, когда младенца кладут в неподвижное место, он испытывает дискомфорт, а успокаивается и быстрее засыпает в движении — на руках, в слинге или в рюкзаке-кенгуру, в коляске.

Прикосновения

В 7,5 недели появляется тактильная чувствительность (чувствительность кожи). Прежде всего на лице, в области рта (ведь первое, что малышу предстоит научиться делать после рождения, это сосать). Уже к 8 неделям чувствительна вся поверхность лица, на 9-й неделе — ладошки, а к 10 неделям — поверхность тела.

На протяжении беременности ребенок получает немало материала для развития тактильной чувствительности. Он трогает себя, стенки плодного пузыря, пуповину (есть видеозаписи, на которых видно, как малыши массируют пуповину, щупают и даже облизывают). Скоро ребенок уже вырастет настолько, что сможет прикасаться к стенкам матки и мама будет ощущать, как он ее трогает изнутри. Теперь у мамы и папы появляется новая замечательная возможность общаться с «внутренним жителем» с помощью прикосновений. Можно устраивать настоящие «тактильные сеансы». Удивительно, но еще не родившиеся малыши очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Ребенок спокоен, когда прикасается мама, и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?

Его реакция на прикосновения другого человека во многом диктуется реакцией мамы. Ее дыхание, сердцебиение, поступающие в кровь гормоны показывают ребенку, как мама относится к тому человеку, который в данный момент рядом. Если маме хорошо, если она относится к тому, кто прикасается к животу, доброжелательно и доверчиво, то и малыш достаточно быстро начинает отвечать на прикосновения и вести себя активно. А если мама испытывает дискомфорт, то и он настороженно замирает.

Дети могут воспринимать и прикосновения домашних животных (например, кошек, собак). Если мама любит своего питомца, то и ребенок не прочь «пообщаться» с ним через живот. Еще не родившимся малышам очень нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье. Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти активные ласки еще не родившимся детям тоже в радость. Конечно, только мама может решить, хочет ли она такого контакта.

Уже с 11-й недели ребенок начинает обследовать себя не только руками, но и ртом. Если рядом со ртом оказывается пальчик, то он его захватывает. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, а полностью они формируются к 18-й неделе.

Фото
Moncherie/Getty Images/E+

Дело вкуса

В 9 недель уже заложена вся система пищеварения — от вкусовых почек на языке до желудочно-кишечного тракта. Малышу есть на чем упражнять свою вкусовую чувствительность. В околоплодные воды попадают практически все вещества из крови мамы, в том числе гормоны. А у гормонов есть свой вкус! Адреналин и другие гормоны стресса в большой концентрации имеют горьковатый вкус, эндорфины — сладкий. Родившись, ребенок будет узнавать маму по запаху и по запаху же чувствовать, в каком она душевном состоянии (то есть какие гормоны у нее выделяются в кровь). До рождения вкус и обоняние еще не разделены — нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно взаимосвязаны.

Через кровь и через все оболочки тела мамы к еще не родившемуся малышу отлично проникают ароматические компоненты пищи, специй — эфирные масла. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к маминым любимым вкусам. Поэтому, если мама особенно любила какие-то продукты во время беременности, то и ребенок будет их любить.

Мышечное чувство

В 10 недель появляется еще один вид чувствительности, о котором часто забывают, — проприоцептивная чувствительность, или мышечное чувство. Это рецепторы в мышцах, которые позволяют нам координировать свои движения. После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно, он легко делает все, что хочет: переворачивается, шевелит руками и ногами. К моменту рождения он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют. В то же время, родившись, ребенок вдруг оказывается совершенно беспомощным. Во всем виновата гравитация, разница водной и воздушной среды. Представьте себе, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться! Скорее всего, любой из нас почувствовал бы себя не в своей тарелке. Так что новорожденному есть о чем беспокоиться…

И, наконец, слышать

И только после становления системы движения формируется слух. Слуховой аппарат есть уже к 14 неделям, а к 16 неделям он полноценно работает, ребенок демонстрирует ориентировочную реакцию на звук. Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду. К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.

Слава композитору

Многие слышали об «эффекте Моцарта». В научных кругах эта тема вызывает много споров, но эффект проверяли уже и на американских студентах, и на крысах… — и на младенцах. Судя по всему, мелодичные композиции Моцарта и правда улучшают умственные способности, внимание и память. А дети, которым до рождения ставили произведения австрийского композитора, впоследствии вели себя гораздо спокойнее детей контрольной группы.

Фото
Walter Zerla/Getty Images/Cultura RF

Что же он там слышит? Существует миф, будто новорожденный переходит из тихого места в шумное и громкое пространство… Но из тихого ли? Когда взрослому человеку предлагают послушать через наушники запись внутриутробных шумов, он не выдерживает: по децибелам это сравнимо с шумом стадиона в момент забивания гола. Приложите ухо к чьему-нибудь животу — и вы убедитесь, что там все время что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха. Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине — вы вполне можете разговаривать и заниматься своими делами там, где спит ребенок.

А есть еще и голос мамы — «изнутри» он звучит не так, как мы привыкли, а словно из водопроводной трубы. Водная среда способствует проведению шумов и даже усиливает определенные звуки. Исследования показывают, что у ребенка снижена чувствительность к низким частотам. Там, в животе, очень много шумов на низких частотах, и если бы он слышал их все, то, скорее всего, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у малыша есть избирательная чувствительность к высоким частотам — то есть частотам человеческого голоса. И он внимательно прислушивается, отлавливает их.

Узнай меня

После рождения дети узнают голоса окружающих людей, и эмоциональная реакция на этих людей будет такая, как была у мамы. Поэтому перинатальные психологи советуют: если вы планируете, что ребенок будет часто встречаться с какими-то людьми, тем более если эти люди будут с ним сидеть, то имеет смысл его с ними заранее «познакомить» (и при этом настроить себя на хорошее отношение к ним). Очень интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чей голос слышали до рождения, — например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал маму. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии — если это очень значимый человек для мамы.

Нужно ли его «развивать»?

Идея обучения до рождения давно уже носится в воздухе. Раз органы чувств еще не родившегося малыша уже вовсю работают — то, может быть, надо устраивать для него дополнительные занятия? Ставить музыку, читать стихи или слова на иностранных языках — глядишь, родится гений…

Перинатальные психологи говорят: да, плод может обучаться, выносить из своей внутриутробной жизни определенный опыт. Но этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы стать гением, а для налаживания отношений с мамой, для адаптации в нашем мире после рождения.

Конечно, если мама любит музыку, ребенок тоже будет ее слушать с удовольствием. И он может достаточно четко дать маме понять, подходит ему та или иная композиция или нет. Во-первых, движениями — например, если малыш сильно толкается, двигается не в такт музыке. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы. Ей не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.

Музыкальные предпочтения еще не рожденных детей ученым хорошо известны: они отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами. И наоборот: высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку дети любят. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки. Из инструментов дети не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.

Как не перестимулировать?

Категорическая рекомендация перинатальных психологов — не надевайте на живот никаких наушников, не пытайтесь разговаривать с животом с помощью рупора и т. д. Те, кто придумывает такие рекомендации и такие приборы, видимо, очень плохо понимают, как формируется нервная система малыша. Все эти дополнительные приборы приводят к перевозбуждению нервной системы, информационному и сенсорному стрессу, от которого плод никак не может защититься. Если у мамы наушники на животе, то сама она не слышит, что там происходит, и не участвует в этом процессе. Тогда как в норме звуки приходят к ребенку через околоплодные воды и через мамино тело, и их всегда сопровождают мамины эмоции.

Фото
Getty Images/Stockbyte

Педиатр из университета Аляски Уильям Залленбах показал, что в последний триместр беременности многие дети «танцуют» — ритмично двигают руками, вращаются в такт музыке. Он же экспериментально показал, что дети, с которыми мамы во время беременности не только разговаривают, но и вместе слушают музыку, намного спокойнее, реже плачут и лучше едят.

Авторы некоторых таких методик обещают родителям вырастить гениев и приводят факты, что благодаря такой стимуляции дети после рождения развиваются с опережением: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Но любой врач скажет вам: не надо раньше, надо — вовремя. Опережающее развитие — это очень большая нагрузка. Дети, получавшие такую чрезмерную стимуляцию в попытках родителей «улучшить природу», после рождения оказываются возбудимыми, гиперактивными, быстро психически истощаются. Нет ни одного доказательства, что они потом лучше учатся в школе — зато есть свидетельства, что хуже. Поэтому не стоит переделывать природу. Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не с целью вырастить гения, а просто потому, что вам это в радость.

Больше полезных материалов о развитии детей — в нашем канале на Яндекс. Дзен.

Дарья Рыбина

Внутреннее ухо | Определение, анатомия, баланс и факты

распределение частот вдоль базилярной мембраны улитки

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
вестибулярная система преддверно-улитковый нерв волосковая клетка костный лабиринт киноцилия

Посмотреть все связанные материалы →

внутреннее ухо , также называемое лабиринт уха , часть уха, содержащая органы чувств слуха и равновесия. Костный лабиринт, полость в височной кости, делится на три отдела: преддверие, полукружные каналы и улитку. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который также делится на три части: полукружные протоки; две мешковидные структуры, мешочек и маточка, расположенные в преддверии; и улитковый канал, который является единственной частью внутреннего уха, участвующей в слухе. Улитковый проток образует выступ через улитку, разделяя ее на две части: вестибулярную лестницу и барабанную лестницу. Все внутреннее ухо омывается амортизирующей жидкостью, называемой эндолимфой, когда она находится внутри перепончатого лабиринта, и перилимфой, когда она разделяет костный и перепончатый лабиринты.

В улитке как костный лабиринт, так и улитковый канал закручены по форме, напоминающей раковину улитки. Вдоль базилярной мембраны, образующей основание улиткового протока, расположено множество сенсорных и опорных клеток, известное как кортиев орган. Это скопление клеток различается по толщине, поэтому разные области внутри улитки чувствительны к разным длинам волн звука. Когда звуковые волны проходят через кости среднего уха, они заставляют овальное окно (перепончатое отверстие между средним и внутренним ухом) двигаться внутрь и наружу вместе со стремечком среднего уха, к которому оно прикреплено. Движение овального окна вызывает волну в перилимфе, заполняющую преддверную лестницу улитки. Эта волна передается через Рейснерову мембрану (крышу улиткового протока) в эндолимфу улиткового протока. Затем он проходит через текториальную мембрану, которая образует крышу, защищающую кортиев орган, в кортиев орган. Кортиев орган содержит сенсорные клетки с волосовидными выступами, называемые волосковыми клетками, которые деформируются при прохождении волны. Волосковые клетки запускают нервные импульсы, которые проходят по улитковому нерву, ветви слухового нерва, в мозг, где они интерпретируются как звук. Затем звуковая волна проходит в перилимфу барабанной лестницы, где она заставляет второе, покрытое мембраной отверстие в среднем ухе, круглое окно, выпячиваться наружу и гасить волну в перилимфе. Точный физический механизм слуха, то есть распространение волн вдоль базилярной мембраны, был впервые правильно объяснен венгерско-американским физиком Георгом фон Бекеши в середине 20 века.

Раскройте науку о головокружении и головокружении

Просмотреть все видео к этой статье

Другие отделы внутреннего уха — преддверие и полукружные каналы — участвуют в ощущении равновесия. У каждого есть орган, содержащий волосковые клетки, похожие на таковые в кортиевом органе. Маточка и мешочек содержат макулу, орган, состоящий из участка волосковых клеток, покрытых студенистой мембраной, содержащей частицы карбоната кальция, называемые отолитами. Движения головы заставляют отолиты натягивать волосковые клетки, стимулируя другую ветвь слухового нерва, вестибулярный нерв, который сигнализирует о положении головы относительно остального тела.

Три полукружных канала расположены под прямым углом друг к другу, так что они измеряют движения во всех трех плоскостях. Внутри каждого полукружного канала находится полукружный проток. Каждый проток заканчивается вздутием, называемым ампулой, в котором находится гребень, называемый ампулярным гребнем (или кристой), содержащий еще больше волосковых клеток. Эти клетки реагируют на движение эндолимфы, вызванное движением головы в любом направлении; они передают сигналы, указывающие на изменение положения, через вестибулярный нерв.

Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Как работает наше чувство равновесия? — InformedHealth.org

Создано: 19 августа 2010 г.; Последнее обновление: 7 сентября 2017 г.; Следующее обновление: 2020.

Ухо — это орган чувств, который улавливает звуковые волны, позволяя нам слышать. Это также важно для нашего чувства равновесия: орган равновесия (вестибулярная система) находится внутри внутреннего уха. Он состоит из трех полукружных каналов и двух отолитовых органов, известных как маточка и мешочек. Полукружные каналы и отолитовые органы заполнены жидкостью.

Строение уха и вестибулярной системы

Каждый из полукружных каналов заканчивается пространством, в котором находятся маленькие волосковые клетки. Эти пространства называются ампулами. Всякий раз, когда мы поворачиваем голову, внутреннее ухо поворачивается вместе с ней. Но требуется очень короткое время, чтобы жидкость в полукружных каналах и ампулах двигалась вместе с нашей головой. Это означает, что сенсорные волосковые клетки в ухе искривляются «медленной» жидкостью. Затем волосковые клетки посылают эту информацию в мозг по нервам.

Каждый из трех полукружных каналов отвечает за определенное направление движения головы: Один из каналов отвечает на наклон головы

  • вверх или вниз,

  • один отвечает на наклон головы вправо или в налево, и

  • на это откликается, поворачиваясь боком.

Отолитовые органы располагаются по диагонали под полукружными каналами и выполняют аналогичную функцию: в обоих органах также имеются тонкие волосковые сенсорные клетки. Отличие в том, что, в отличие от полукружных каналов, на волосковых клетках есть мелкие кристаллы – как камешки на ковре. Эти кристаллы называются отолитами или «ушными камнями». Отолитовые органы обнаруживают ускорение, например, когда вы поднимаетесь на лифте, падаете, набираете скорость или тормозите в машине.

Информация, поступающая от вестибулярной системы, обрабатывается в головном мозге и затем передается другим органам, которым эта информация необходима, например, глазам, суставам или мышцам. Это позволяет нам сохранять равновесие и знать, в каком положении находится наше тело.

В некоторых ситуациях, например на корабле или в самолете, разные органы чувств (например, глаза и орган равновесия) посылают в мозг противоречивые сообщения. Это может вызвать у нас плохое самочувствие, головокружение или тошноту.

Вестибулярный аппарат особенно чувствителен у детей и медленнее реагирует на движения по мере взросления. Инфекции внутреннего уха и другие проблемы также могут повлиять на то, насколько хорошо работает наше чувство равновесия.

  • Менче Н. (ред.). Биология Анатомия Физиология. Мюнхен: Урбан и Фишер; 2012.

  • Pschyrembel W. Klinisches Wörterbuch. Берлин: Де Грюйтер; 2014.

  • Шмидт Р.Ф., Ланг Ф., Хекманн М. (ред.). Physiologie des Menschen. Мит патофизиология. Гейдельберг: Спрингер; 2011.

  • Информация о здоровье IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *