как выпускница ФиПси совместно с Институтом психологии РАН изучает разницу между феноменами
Выпускница факультета ФиПси по направлению «Психология» Елизавета Матвеева занимается научной работой, в которой изучает разницу между феноменами «импульсивность», «смелость» и «склонность к риску». В рамках исследования девушка сотрудничает с ведущим научным сотрудником Института психологии РАН, доктором наук Ириной Скотниковой.
– История нашего сотрудничества началась с дистанционной конференции «Эволюционная и сравнительная психология в России – 2020», где я выступала с докладом о роли биологического и социального в формировании рискованного поведения. Ирина Григорьевна положительно оценила мой доклад, поинтересовалась мнением по вопросу разделения терминов «смелость» и «склонность к риску», предложила продолжить дискуссию и обмен материалами после конференции. В процессе общения и возникла идея проведения совместного исследования, позволяющего более подробно изучить значимую для науки тему принятия решений человеком и животными в условиях неопределённости.
Тема исследования – «Сравнительный анализ склонности к риску, смелости и импульсивности у человека и животных». Эти понятия относятся к процессу принятия решения индивидом. В них проявляется индивидуальность конкретного человека. Например, кто-то в ситуации принятия решения будет действовать быстро и необдуманно, совершая много ошибок – тогда он будет считаться импульсивным. Другой человек будет действовать аккуратно, тщательно обдумывая каждое действие: он будет считаться рефлективным. У всех изучаемых нами понятий есть противоположные им индивидуальные особенности. Так, человек или животное может быть импульсивным или рефлективным, смелым или робким, склонным к риску или осторожным. Но это ставит перед исследователями ряд проблем. Во-первых, далеко не всегда есть эффективные способы выявить различия между противоположными друг другу индивидуальными особенностями и отнести человека, например, к смелому, а не к робкому. Во-вторых, крайне сложно разделить между собой изучаемые нами феномены: импульсивность, смелость и склонность к риску. Если у человека их дифференциация более наглядна, у животных она практически невозможна, так как поговорить с ними нельзя, а спектр их поведенческих проявлений слишком узок, чтобы невооружённым глазом определить, что делает в данный момент животное – проявляет импульсивность или смелость, а, может быть, склонность к риску
Кроме того, сложностей в дифференциации понятий добавляет ещё и то, что многие исследования проблемы принятия решений проводятся за рубежом, следовательно, мы опираемся во многом на англоязычную литературу. Из-за особенностей перевода часто возникает путаница с понятиями, например, с «boldness» и «risk taking behavior» (смелость и рискованное поведение соответственно).
Добавляет проблем и то, что «житейские» значения терминов могут не соответствовать тому, в каких значениях используют их исследователи. Например, смелый человек и склонный к риску для обывателя – это одно и то же, тогда как в психологии эти понятия имеют существенные различия. Смелый человек для исследователя – преодолевающий страх в ситуации опасности, тогда как склонный к риску – действующий наудачу и имеющий возможную вероятность получения подкрепления.
Таким образом, главными задачами в нашем исследовании выступают дифференциация понятий и выделение специфических особенностей каждого из них на поведенческом уровне, а также сравнение проявления индивидуальных особенностей у человека и животных.
На первом этапе исследования, который начнётся в ближайшее время, мы будем изучать импульсивность, смелость и склонность к риску у крыс. Почему мы будем изучать животных? Они являются биологически более примитивными видами, что позволит нам получить информацию о том, существует ли чисто биологически разделение между импульсивностью, смелостью и склонностью к риску, или это разделение является следствием социального развития человека. Кроме того, у животных действия гораздо более примитивные и простые, чем у человека, есть привычные нам стимул-реакция, что позволяет более чётко проследить различия между индивидуальными особенностями, если они есть.
Импульсивность мы будем изучать с помощью наблюдения за поведением крыс в так называемом Т-лабиринте. Животному необходимо будет найти заведомо изученный им правильный элемент – круг, больший по размеру. Сравнение будет проходить между кругами разных размеров. Число поворотов головы крысы, правильность выбора круга, а также время, затраченное на принятие решение, позволят нам сделать вывод о том, импульсивное ли перед нами животное или рефлективное. Например, если крыса затратила минимальное количество времени, а также минимум поворотов головы, и в итоге выбрала неправильный круг – она будет считаться импульсивной.
Смелость будем изучать, наблюдая за реакцией и поведением животного с новым для него, пугающим предметом. Крыса, которая будет взаимодействовать с предметом, несмотря на свой страх, будет считаться смелой.
Для изучения склонности к риску мы модифицировали методику, которую до этого использовали для изучения склонности к риску у собак. Суть её заключается в предоставлении животному выбора между двумя вариантами: 100%-е получение одного угощения или получение четырёх единиц угощения с вероятностью в 30%. Животное, склонное к риску, будет выбирать вариант с большим количеством угощения, несмотря на меньшую вероятность его получения.
В перспективе нашего исследования мы надеемся провести параллели между индивидуальными особенностями принятия решения человеком и животными. Это должно будет способствовать более глубокому изучению импульсивности, смелости и склонности к риску, и как следствие – нахождению способов управления и контроля над ними, что является крайне актуальным.
Перспективы для развития исследования большие, но пока мы сосредоточили внимание на изучении индивидуальных особенностей крыс. Работа с животным является крайне трудоёмким процессом, но надеюсь, в ближайшее время уже появятся первые результаты.
Детский подкаст «Наука и смелость» • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Эпизоды
1PlayСлушать —00:00
Дерзкий сын крестьянина Ломоносов
Зачем Ломоносов и его друг изучали молнии и что из этого вышло? Кто такие полиматы? И за что Ломоносова арестовали? Рассказываем о величайшем русском ученом с трудным характером.
2PlayСлушать —00:00
Философ-вегетарианец Пифагор
Как древнегреческий философ Пифагор предвосхитил открытие квантовых правил в ядерной физике? Может ли от столкновения двух КамАЗов появиться десять легковушек? Как с помощью музыки понять, что такое кванты? И почему Пифагор не ел бобов?
3PlayСлушать —00:00
Исследователь кругов на воде Кристиан Доплер
Можно ли совершить научное открытие, бросая камешки в воду? Почему звезды бывают разных цветов и кто такие квазары? Как работает GPS-навигатор? И что общего у электрогитары, сирены скорой помощи и атомного реактора?
4PlayСлушать —00:00
Разгадавший Солнце Анджело Секки
Как устроить обсерваторию на крыше церкви? Почему Солнце — это карлик? Из чего состоит белый цвет в наших смартфонах? И как Секки спас человечество от всемирной паники спустя 150 лет после своей смерти?
academy/special/science-courage?e=5″>6PlayСлушать —00:00
Крокодил Эрнест Резерфорд
Как работает двойной слепой метод и чем полезны неудачные эксперименты? Как появилось понятие «ядерная физика» и при чем тут пуленепробиваемые колобки?
7PlayСлушать —00:00
Сыщик Исаак Ньютон
Почему Луна не падает на Землю? Как великий физик победил фальшивомонетчиков? И почему про Исаака Ньютона рассказывают столько небылиц?
8PlayСлушать —00:00
Создатель бомбы и миротворец Игорь Курчатов
Как в годы послевоенной разрухи советским физикам удалось придумать и сделать мощнейшее оружие? Зачем обматывать корабль гигантским электрическим кабелем? И как ядерный физик спас генетиков?
academy/special/science-courage?e=9″>
5PlayСлушать —00:00
Предсказатель Дмитрий Менделеев
Как из двух ядовитых веществ получается безобидная соль? Как сахар связан с простыми карандашами? И при чем здесь Дмитрий Менделеев и микроскопические карусели в атомах?
9PlayСлушать —00:00
Кот ученого: бонусный выпуск
Нравится ли котам в космосе? Зачем засовывать кошку в спектроскоп? Как котенок помог Николе Тесле опутать весь мир электрическими проводами? И главное — может ли кот быть одновременно живым и мертвым?
Наука и смелость. Второй сезон
Project MUSE — Психологическая смелость
Добродетель мужества проявляется в различных формах в жизни человека. Типы мужества можно широко дифференцировать с точки зрения страха, с которым необходимо столкнуться, и цели, которую необходимо достичь. В истории этики достаточно подробно обсуждались две формы мужества. «Физическое мужество» характеризуется преодолением страха смерти или физического вреда. Цели, которые должны быть достигнуты его осуществлением, традиционно определяются обществом или требованиями выживания. Парадигматический пример — Аристотель (1987) отважный воин, которому предстоит смерть, чтобы защитить свой город (1115a25–35).
В этой статье я хочу представить третью форму мужества, почти никогда не обсуждавшуюся в литературе. Лучше всего назвать его «психологическим мужеством». Это форма добродетели, которой миллионы людей должны обладать и регулярно тренировать. Страх, с которым приходится сталкиваться, обычно не страх физического вреда и не страх социального остракизма. Не является серьезной проблемой и потеря моральной целостности.