В чем смысл жизни? Как найти себя?
Все дают рекомендации как жить, как достичь успеха, как реализовать себя, как стать богатым и как стать счастливым. Но никто не объясняет зачем. Зачем вся эта суета, для чего сильно стараться и куда двигаться? В чем смысл жизни?
Что такое жизнь и есть ли в ней смысл? Каждый живет по-своему, получает опыт, старается чего-то достичь и куда-то бежит. Ты делаешь то, что надо, когда охота делать то, что хочется. А может забил на все и ждешь чем все это закончится, безвольно плывя по течению жизни.
«Он хотел стать музыкантом, а вместо этого лишь выращивает на жопе офисные пролежни. Она хотела стать актрисой, но научилась лишь имитировать оргазм, а все свои главные сцены закатывает на кухне. И что в итоге? Треть жизни на сон, треть на жрать-срать-ржать и треть на ненависть к любимой работе. Ты мог заниматься чем-то настоящим, понимаешь?» Mr. Freeman
В чем может быть смысл жизни?
Смысл жизнь достигнуть мечты?
Всю жизнь стремиться изо всех сил чего-то достигнуть. Не спать ночами, много стараться, разбивать лоб и терпеть лишения. Но когда достигаешь мечты все меняется. Ты понимаешь, что тебе это уже не нужно. Тебя словно обманули с мечтами. Мечта не такая прекрасная, как казалась на расстоянии. Ты ее достигнул и что дальше?
Смысл жизни в карьере и успехе?
Провести всю жизнь на работе, чтобы стать большим начальником и трудиться еще больше. Но так незаметно упустив саму жизнь, когда видел одни бумажки и только работал. Когда пропустил отдых, развлечения, отношения с близкими, дружбу и моменты радости.
Смысл жизни в победе над недругами?
Чтобы сокрушить своих врагов, насладиться победой и услышать плач женщин недругов. Но станет ли от этого жизнь лучше, прекрасней и главное счастливее? Нет.
Смысл жизни в наслаждении?
Всю жизнь гоняться за развлечениями, предаваться утехам и приобретать вредные привычки. Познать максимальное количество женщин, выпить как можно больше алкоголя и как можно сильнее поразвлечься. А потом рыдать над тем, что жизнь прошла в пустую.
Смысл жизни в деньгах?
Много работать и стараться. Порой идти против совести и даже обманывать. Заработать очень много денег, а затем купить себе самый большой дом, самую большую яхту, самую дорогую машину. Быть самым богатым мертвецом на кладбище, когда неожиданно подкрадется смерть.
Смысл жизни в самосовершенствовании?
Следить за здоровьем, заниматься спортом, делать все правильно и планировать дожить до 100 лет. Жить в комфортных условиях, не перенапрягаться, не спешить и заниматься самосовершенствованием. Но потом неожиданно умереть в рассвете сил в аварии или от болезни.
Смысл жизни в том, чтобы бросить вызов?
Участвовать в марафонах, сидеть на пульсе жизни и много путешествовать. Достигать поставленных целей, жить по расписанию и быть победителем по жизни. Но для чего все это? Для удовлетворения чувства собственного тщеславия?
Смысл жизни в любви?
Найти того, с кем пройдешь по жизни душа в душу. Но часто говорят, что любовь живет только три года. Порой немного больше. Пускай 5, 10, 15 лет. Согласно статистике 50 -70 % людей изменяет в браке. Тогда какая это любовь? Когда вы на дух не перевариваете друг друга, постоянно ссоритесь и конфликтуете? Когда любовь не оказалось вечной, а отношения только тяготят.
Смысл жизни в детях?
Оставить после себя многочисленное потомство, дать им заботу, любовь, образование, благополучие и помощь. Почему многие находят смысл жизни в детях? Которые уедут, будут редко звонить и еще реже навещать. А порой ненавидеть своих родителей, стыдиться их и избегать до самой смерти.
Смысл в жизни в вере в бога?
Верить в бога, молиться, чистить свою карму, помогать другим и делать добро. Но при этом всю жизнь страдать, болеть, подвергаться бедам и проблемам. Потерять веру и самого себя.
В чем настоящий смысл жизни? Как найти себя и смысл?
Почему жизнь должна что-то значить? Возможно все случайно и бессмысленно? Не может быть смысла того, что само по себе не имеет значения. Смысл жизни у каждого может быть свой? Но это тоже не работает.
В книге Дугласа Адамса «Путеводитель для путешествующих автостопом по галактике» компьютеру было дано задание вычислить ответ на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого». Через 7,5 миллионов лет самый мощный компьютер, под названием «Думатель», дал ответ в чем смысл жизни. Этот ответ «42». Этот ответ который ничего не дает.
Существует теория, что ответ «42» был дан на стандартной компьютерной кодировке ASCII. Цифра «42» — это знак «*». В программировании это означает все, что угодно и что хочешь.
Жизнь — это то, что ты делаешь. Это может быть что угодно. Жизнь немного похожа на компьютерную игру, когда ты играешь не спеша и с удовольствием. Когда ты получаешь наслаждение от каждого момента, каждого приключения и каждого испытания. Когда ты погружен и увлечен. Когда тебе интересно, что скрывается за новым поворотом. Когда ты жадно впитываешь ощущения и не перестаешь удивляться. Когда ты радуешься и находишь счастье во всем. Когда ты делаешь мир немного лучше и чище.
Истинный смысл жизни в том, чтобы наслаждаться этой поездкой. Когда-то она закончится, но это совершенно не имеет значение.
В чем смысл жизни? 42!
mensby.com
В чем смысл жизни человека
Чем может оправдать свою жизнь человек, признавшийся себе в бессмысленности таких «вечных» ценностей, как семья, дети и даже любовь? Где и как искать смысл жизни человеку, который ощущает иллюзорность этого мира? В чем смысл его жизни?
0 123 19 Сентября 2019 в 19:13Автор публикации: Оксана Агаджанова
И вечность — бабушка души.
Д. Суражевский
Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом осознавать свое человеческое достоинство.
Ж. Верн
Мы можем оправдывать свою жизнь тем, что больше нас, тем, ради чего мы готовы жить, тем, ради чего готовы даже умереть.
Чем может оправдать свою жизнь человек, признавшийся себе в бессмысленности таких «вечных» ценностей, как семья, дети и даже любовь? Где и как искать смысл жизни человеку, который ощущает иллюзорность этого мира? В чем смысл его жизни?
Такой молодой, а уже не знает, в чем смысл жизни
Есть такая суперспособность у некоторых — понимать больше очевидного. Смотреть глубже, чем другие, сомневаться в общепринятом, искать смысл там, где другим достаточно выгоды и удовольствий. Этим некоторым мало родиться-жениться-умереть, им подавай как минимум вечность и Бога собственной персоной. Никакие земные радости и блага не удовлетворят человека, чьи желания лежат выше самых смелых фантазий большинства и чей интеллект приспособлен решать сверхсложные абстрактные задачи.
Отрешенный, задумчивый, одинокий, никем не понятый, человек со звуковым вектором с раннего детства выделяется среди сверстников взрослым взглядом и неожиданно серьезными вопросами. Рожденный в потенциале быть гением, этот человек способен видеть скрытое и наслаждаться парадоксами. Вопросы о смысле бытия, смысле жизни на земле и устройстве Вселенной звуковик задает тоже с детства. Как и другие дети, он познает мир, но его жажда познания другого объема и особого качества. Его путь — поиск смысла жизни и создание нематериальных ценностей.
Поиск
В чем смысл жизни на земле? В поиске ответа на этот вопрос звуковик исследует все, что обещает хоть какое-то приближение к раскрытию тайн мироздания. В ход идет все — фантастика, научные статьи, религиозные собрания, духовные практики, книги по философии.
Вкусив религиозных догм, развеяв иллюзии племенных верований и отрезвев от эйфории лжеидей; убедившись в бесполезности духовных практик и разочаровавшись в философии, потерянный звуковик уже не просто задается вопросами о смысле бытия, но начинает неимоверно страдать от его отсутствия. Ощущение своей никчемности и бессмысленности всего сущего уводит звуковика от его предназначения в виртуальную реальность, наркотики, депрессию или даже суицид.
Страдание от отсутствия смысла — одно из тяжелейших состояний, известных человеку. Человек бежит от него, находя временную анестезию в тяжелой музыке, алкоголе, наркотиках. Рожденная этим страданием ненависть к себе и к миру может толкнуть на ошибочный шаг. Предвкушая вечность, но не находя способ постичь ее в нашем мире, звуковик обвиняет свое тело в страданиях и ограничениях. Ему кажется, что, умертвив свою физическую оболочку, он освободит свою душу и воспарит в бесконечность. Но это роковая ошибка. На самом деле суицид является прямым убийством души, сопровождаемым самым настоящим адом.
В чем смысл страдания?
То, что мы ощущаем как страдание, на самом деле — отсутствие наслаждения. Это нехватка, пустота, иными словами, желание, или потенциал. По большому счету психика человека и есть набор определенных желаний и свойств для их достижения — у каждого свой.
Пока эти желания скрыты от нас в бессознательном, они владеют нами в полной мере, вызывая ощущения, мысли и чувства, а также заставляя совершать действия, которые мы потом рационализируем. Осознав свои глубинные нехватки, мы обретаем свободу действовать целенаправленно, наполняться, реализуя свои свойства, что и дает ощущение счастья.
Для человека, знающего устройство психики, страдание — это знак того, что надо что-то предпринять, совершить конкретные действия по реализации своих уникальных свойств. Действия в гармонии со своей природой приносят комфорт и радость. Точная реализация своих — сердечных, а не навязанных обществом — желаний дает ни с чем не сравнимое ощущение осмысленности жизни.
Знать. Понимать. Влиять
Смысл жизни любого, даже самого особенного человека, в том, чтобы наслаждаться от реализации своих глубинных желаний. Какие они у звуковика? Познать себя, раскрыть скрытые силы, движущие миром. Процесс самопознания, усыпанный открытиями и озарениями, сам по себе необходим и приносит радость ищущему истину звуковику. Вопрос — в чем смысл жизни человека — получает внутренний ответ.
Но это еще не все. Все люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Масштаб звукового влияния огромен, он может быть как разрушительным, так и созидательным. Ландау, Христос, Эйнштейн — яркие звуковики, изменившие мир.
Через распространение идей, через устное и письменное слово и даже через свое состояние звуковик способен влиять на ход событий, на мысли и чувства окружающих людей.
Знать, кто мы и куда идем. Понимать себя на сто процентов и ближнего — как себя. Влиять на мир таким образом, чтобы он стал лучше. Вот в чем может видеть смысл жизни современный звуковик.
Действительность — это наше восприятие мира. Вся эволюция — эволюция наблюдателя. Понимание бессознательного полностью меняет восприятие, а вместе с ним и мир. Переводя фокус восприятия с себя, со своей отдельной жизни на жизнь человечества в целом, мы приближаемся к пониманию бесконечной формы жизни.
Вместо ненависти возникают духовные связи.
Вместо потерянности и страданий приходят целеустремленность и счастье.
Вместо одиночества мы ощущаем слияние со всем человечеством.
Если я только для себя — то зачем я?
Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других.
Ж. Верн
Ни один развитый человек не живет только для себя. Так устроено желание, так устроено человеческое сообщество, что реализоваться мы можем только среди людей и для людей. Только реализация для других наполняет человека ощущением собственного достоинства. Обладатель звукового вектора не исключение.
Звуковик — и только он — может раскрыть смысл и цель жизни для других, предварительно раскрыв эту тайну для себя. Он может осознать причины неудовлетворенности, вражды и ненависти в современном мире и этим спасти его от самоуничтожения.
Повальные депрессии и растущее количество суицидов в мире — это крик нашей общей души о спасении. Мы теряем направление и почву под ногами, массово страдаем от непонимания себя и других, оттого, что не знаем, в чем смысл жизни. Пять процентов человечества — самые странные, интровертированные люди, но они единственные, кто может проникнуть в глубь замысла творения. Родиться со звуковым вектором сегодня означает быть удостоенным чести быть в ответе за раскрытие общей психики, а значит, спасение человечества.
Герой нового времени
Ощущение неприкаянности, неудовлетворенности свидетельствует о колоссальной нехватке, наполнить которую — звуковая задача. Настал звездный час звуковика — его очередь проявить себя в эволюции, вывести нас на новый уровень восприятия действительности, создать новый вид связей между людьми. Те, кто должен был построить социальные и культурные связи, те, кто осуществлял связь поколений, уже сделали свое дело. Теперь очередь звуковика проделать свою работу. И осуществить это можно так, как звуковику это подходит — слушая, сосредотачиваясь, размышляя над человеческой природой.
«И еще один вопрос, который стал для меня настоящим прорывом и в то же время вызовом, — это понимание того, что все люди связаны на очень глубоком уровне. И это знание полностью перевернуло мои представления о духовном развитии. Развитие «для себя» никому не нужно. Что будет, если отдельно взятый человек достигнет совершенства, а рядом с ним страдающий от глубочайших нехваток звуковик решит взорвать атомную бомбу? Правильно, не будет ничего. Только все вместе мы сможем решить наши проблемы…»
Автор публикации: Оксана Агаджанова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»www.yburlan.ru
В чем смысл жизни?
Каждый человек задающий себе вопрос в чем смысл жизни, это тот человек кто проснулся от спячки, открыл глаза и критически посмотрел на свою жизнь. То что я делаю, это действительно верный путь? В чем смысл моей жизни? Куда я двигаюсь и главное зачем? Не буду ли я раскаиваться за прожитую жизнь?
Если мы в рассуждениях будем отталкиваться от того, что человек рождается, умирает — и в конечном итоге все станет прахом — то действительно, вся эта плодотворная деятельность будет бессмысленной затеей. Человек как белка в колесе. Вроде и бежишь, декорации меняются, а в сухом остатке все та же смерть.
Нужно принять как данность, что все на планете Земля живет по такой схеме. Трава вырастает, дает пищу травоядным и погибает. Животные растут участвуя в пищевой цепочке, поддерживая ее баланс, и умирают. И так каждый организм на земле — приходит выполняет свою небольшую функцию и уходит. Так заложено природой. Но только человек может этим процессом быть неудовлетворен.
Кошка в доме будет счастлива если ее будут кормить, несколько раз в день гладить и будет возможность спать в тепле. Собаке тоже не много нужно — хозяин рядом да возможность покушать и погулять. И все эти живые существа так спокойно и с удовольствием воспринимают текущую данность (я бы даже сказал рутинность), что иногда хочется им позавидовать.
Что же с нами не так? Почему человек находящийся в безопасности и благополучии начинает страдать?
Если посмотреть на общемировую статистику, то в 21м веке ВВП на душу населения растет, средний доход увеличивается, люди трудятся меньше, живут дольше — по всем фронтам идет улучшение уровня жизни. Но где же тогда радостные и смеющиеся люди? Где эти светлячки? Среди моего окружения я таких заметить не могу (и я в том числе).
Если социальные блага приводят к большему счастью, то общемировое счастье должно также расти. Ведь многие базовые потребности сейчас закрываются намного лучше чем, скажем, 20 лет назад. Чтобы не быть голословным ниже данные как по России, так и по миру.
Показатель | |||
Средняя зарплата в РФ | 56 $ (2000) | 549 $ (2008) | 620 $ (2018) |
ВВП России в текущих ценах, млрд. Руб | 7306 (2000) | 41277 (2008) | 88177 (2018) |
Мировой ВВП на душу населения, $ | 5607 (1995) | 6817 (2000) | 10306 (2015) |
Средняя продолжительность жизни в мире | 65 лет (1990) | 68 лет (2005) | 72 лет (2015) |
Представим, что наша жизнь полностью лишена напряжения и нужды трудиться. Будет ли для человека это хорошо? Сможет ли он как кошка или собака, наслаждаться течением жизни?
Многие скажут, что если бы у меня был порядок с ресурсами (здоровьем/недвижимостью/девушкой/детьми), то я бы был счастлив. Но время показывает что этого недостаточно. После эйфории от получения чего-либо, человек просто повышает требования, и он снова возвращается к напряжению. Иначе бы мы бы видели больше 50% людей в состоянии счастья. Так как у большинства людей есть где жить, есть что есть, они не помирают от болезней.
Смысл жизни через путешествия
Некоторым кажется что путешествия — это именно то, что им не хватает. Кажется, что в этом и есть смысл жизни — посмотреть все. Но внимательно понаблюдайте за путешественниками. Кроме показного счастья которое вы можете видеть через Instagram или YouTube, можно уловить что это для многих не более чем рутина. Я специально изучал этот процесс у тех кто путешествует больше года, и на вопрос о том, каково им путешествовать они отвечают что «нормально». К примеру, один путешествует на мотоцикле по Мексике, и на вопрос кайфует ли он от езды, отвечал — «я просто еду».
Я сам путешествовал 2 года по России и миру, и надеялся жизнь наполнится красками, но этого не происходило. Да в начале путешествия, действительно была новизна, и огромное количество задач которые приходится решать, и это создавало интерес. Но со временем сложных моментов становиться меньше и былой смысл в такой жизнедеятельности пропадает.
Эмоции как замена смыслу
Аналогично наблюдаю и по получению удовольствия. Этот тот стиль жизни, где человек старается выжать как можно больше впечатлений из каждого прожитого дня. И можно подумать, что яркая жизнь это именно тот ингредиент который сделает жизнь осмысленной. Посмотрите чуть глубже и вы увидите, что за всей этой мишурой, стоит отсутствие вектора и смысла в жизни.
Это примерно также как смотреть на подвыпившего человека и восхищаться его умению получать удовольствие от простых вещей. Но ведь вы понимаете, что это обычное сбегание от проблем. После бурного веселья — бессмысленность существования встречает с еще большей силой. Так и с людьми которые пытаются заглушить боль от отсутствия смысла — через сильные эмоции (путешествия, кино, игры, музыка).
Вы наверно можете вспомнить людей которые специально ищу конфликтов. Это та же история с поиском эмоций, только в обратную сторону — негативных. Какая-нибудь бабушка как будто с удовольствием ругается в магазине из-за того что очереди в кассу длинные (хотя дома ее никто не ждет, кроме телевизора и «Дома-2»). Но смысл этих действий не в самих действиях, а в эмоциях и новых вызовах. Как только человек понимает, что у него есть задача, даже негативная эмоция (в виде раздражения) приносит облегчение, чем вакуум от скуки.
Вакуум разумеется смысловой — отсутствие вектора, движения и смысла. Этот вакуум порождает чувство обособленности и одиночества. Весь мир вдруг теряет краски. И не важно, что у вас есть где жить, и есть что покушать — понимание, что вы на этой планете один, останавливает все процессы жизни. Эмоции же наоборот заполняют это пустоту. Хотя бы на время. Но эмоции, разумеется, не придадут жизни смысл — эта задача другого порядка. Эмоция — лишь временное решение.
Связь смысла и здоровья
Иметь четкую направленность своей жизни это 90% здоровья. Вот некоторые факты которые это подтверждают:
- Когда солдаты сталкиваются с реальными военными действиями то психосоматические и психические заболевания проходят. Магическим образом аллергия перестает проявляться, психика в которой раньше наблюдались проблемы, вдруг становится здоровой и т.д.
- Заключенные концентрационных лагерей не болели психическими и психосоматическими заболеваниями. При нечеловеческих условиях, голоде, издевательствах и ежедневном виде смерти — крыша должна по всем признакам ехать чаще, но этого не случалось.
- Длительность жизни сильно зависит от социальных контактов. Чем больше внешних связей, тем здоровее человек.
Почему так происходит? Когда обнаруживается четкий вектор (к примеру на выживание), то все ресурсы организма бросаются на действие. Психика приобретает вектор направленный на одну единственную цель. Жизнь становится понятной, а что делать очевидно. Как только этот вектор теряется, то психика начинает пожирать сама себя. Потенциал и энергия есть, а расхода нет. Поэтому солдаты как только возвращаются к обыденной жизни вдруг обнаруживают, что заболевания вернулись.
Это же я наблюдаю и у своих клиентов. Чем более разряженная жизнь, чем меньше в ней смысла, тем больше проблем со здоровьем. Недавно общался с клиентом, у которого в 20 лет уже проявились психические проблемы, и требуется принимать лекарства. Для этого возраста это очень странно. Все потому, что большие амбиции и отсутствие действий (вектора движения) создают в головном мозге избыточный потенциал. Он никуда не уходит. Психика начинает сама для себя придумывать задачи.
У кого-то появятся высыпаниями на коже — и этот человек вдруг приобретает задачу с которой ему теперь нужно бороться. У кого-то возникают навязчивые мысли, и теперь борьба с ними становится новым смыслом жизни. У кого-то начинают шалить внутренние органы, и лечение становится новым вектором и смыслом.
Если нет направленности, то мозг сам придумает ее. Только из ресурсов у мозга есть лишь он и тело, так что вероятнее всего это будет разрушение либо того, либо другого. Бывают, конечно, и созидательные процессы. К примеру, может хотеться секса много и разного — это поднимет огромный пласт задач. Или возникнуть трудоголизм. Но не потому что действительно этого хочется, а потому, что это создает задачу и появляется осмысленность. Но не проще ли самому взять процесс постановки смыслов в свои руки, а не полагаться на бессознательные процессы?
Вернемся к примеру выше — как количество социальных контактов влияет на длительность жизни (а значит и здоровье)? Дело в том, что любой контакт с людьми создает задачу. Когда ты сам с собой, то у тебя нет противоречий — ты сам устанавливаешь правила и условия, и сам же их выполняешь (или не выполняешь). Единственный конфликт который человек может сделать — это с самим собой (то о чем я уже писал, создать психическую проблему на пустом месте). Когда же у нас есть контакт с другими людьми, то мы вынуждены находить точки соприкосновения. Это создает вектор. И не важно нравится ли нам коммуникация или нет, она заполняет пустоту, вызывает эмоции, создает задачи.
В чем смысл жизни?
Раньше я полагал что жизнь однополярная. Есть хорошие дела, и есть плохие. Есть правильный способ жить, а есть неправильный. Есть истинный смысл жизни и есть ложный. Но со временем, я лишь убеждался, что если что-то в мире существует, оно имеет смысл.
К примеру кто-то может топить за идею ЭКО энергетики. Но в конечном счете это не имеет значения. Результат будет одинаковым. Рассмотри подробнее, чтобы вы осознали всю эту гармонию:
- Атомная энергетика рискованна и может сильно загрязнить окружающую среду.
- Тепловые электростанции использующие газ, уголь и нефть — загрязняют окружающую среду постоянное и равномерно.
- Гидороэлектростанции — создают ущерб природе: плотины, затопления, невозможность перемещения рыбы, изменение климата.
- Солнечная энергетика занимает большие площади, лишая природу естественного освещения и тепла солнечных лучей.
- Ветряные мельницы — меняют розы ветров, изменяя климат.
- Геотермальная энергетика, поднимает тепло из недр земли повышая температуру окружающего мира.
С какой бы мы стороны не зашли, всегда будут последствия.
Это же касается и любой деятельности человека. К примеру возьмем мою деятельность, я обучаю людей жить гармонично, за короткое время приводя к осознанию глубинных процессов психики. С одной стороны это хорошо. Но с другой, я создаю такое же торможение. Из-за меня человек не получает самостоятельного опыта решения своих задач. Если человек не сталкивается с реальными сложностями, а все ему достается в готовом виде, как он станет мудрее? Откуда возьмется навык преодоления препятствий?
То ускорение которое я даю, создает такое же торможение, только в области навыков.
Это закон сохранения энергии. Сколько вы выпустили наружу, столько же должно к вам и прийти. Чем больше ресурсов у людей (квартир, машин, денег), тем меньше у земли (лесов, недр, ископаемых). Чем больше вы созидаете (к примеру, строите дома), тем больше разрушаете (уничтожаете природу и ресурсы). И обратное — чем больше вы созидаете природы (садите деревья, убираете мусор, оберегаете животных), тем больше разрушаете человечество (тратятся деньги и налоги которые кому-то придется заработать).
Энергия не может появиться из ниоткуда. Она лишь перетекает.
Как это связано со смыслом жизни?
Любой смысл ценен и важен для каждого конкретного человека, и может быть бессмысленным и даже разрушительным по мнению другого. Смысл жизни это способ выразить свою индивидуальность, изменить мир под себя. Т.е. создать себе задачу: большую — на всю жизнь, или малую — на 10 минут, это не важно.
Кто-то видит смысл жизни в духовном развитии и ударяется в чтение духовных книг и медитаций. Кто-то в воспитании детей. Кто-то в создании огромных компаний. Кто-то стремится попробовать в этой жизни все. Какой будет вектор — неважно, ведь в конечном счете сумма всех слагаемых будет всегда равняться нулю. Энергии не становится больше, она лишь меняет свойства.
Какие выводы получаем из всего вышесказанного о смысле жизни:
- Нет правильного или неправильного смысла. Все имеет право на существование. Смысл жизни может быть любой.
- Смысл жизни может меняться, в зависимости от уровня развития. У детей он может сводиться только к выживанию, чуть повзрослее к скорейшему росту (стать как папа), и т.д.
- Смыслы могут быть короткими, несколько часов, иногда даже несколько минут. Когда вы кому-то помогли, скажем, поднять коляску по ступенькам, или помогли вытолкать машину из кювета — вы можете почувствовать приятное душевное тепло. Почему? Потому что это небольшое событие привносит в вашу жизнь смысл. Эти несколько минут вы прожили не зря. Именно поэтому некоторые люди занимаются благотворительностью, заботятся о животных и т.д. Эти события могут создать периоды наполненные смыслом.
- Единственное что важно в выборе вектора, это цепляет ли вас это, или нет.
- Смысл жизни это не просто приятная особенность которую желательно найти. А базовая потребность. От нее будет зависеть здоровье и долголетие.
- Так как любая деятельность становится в какой-то момент рутиной, наша задача удерживать уровень удовольствия и энтузиазма подпитывая его. Если оставить этот процесс на самотек, то скорее всего даже самая интересная деятельность со-временем наскучит.
Разные смыслы
Каждый человек индивидуален, и примеры выше на счет бессмысленности путешествий, развлекательного образа жизни (т.е попробовать все) и жизнь в пьяном угаре — это лишь моя позиция. Бессмысленность проживания такой жизни существует только для меня (по крайней мере на момент написания статьи) — так как в той или иной степени я этот опыт получил, и акценты сменились. Все люди разные, и кто-то увидит в бесконечных путешествиях огромный толчок для роста и получения бесценного опыта.
Разберемся с тем, откуда растут корни различий. Что обуславливает что кто-то интересуется живописью, кто-то музыкой, кому-то интересен заработок денег, а кто-то всю жизнь проводит в алкогольном угаре (повторюсь, это не является ни плохим, ни хорошим, помните про закон сохранения энергии).
Для того чтобы лучше понимать причины многообразия интересов, рассмотрим вундеркиндов. Ведь с таким четким вектором как у них, смысл жизни становится очевидным — кто-то гениален в музыке, кто-то в запоминании, кто-то в науках. Откуда у них появляются такие отличительные особенности? Можно ли такую четкую направленность развить в себе?
Есть два распространенных мнения: вундеркинды это генетика, и вундеркинды это результат упорных тренировок и учебы.
Генетика
Роберт Грэхем провел такой эксперимент: создал банк спермы нобелевских лауреатов. Искусственным оплодотворением таким образом появилось 200 детей от них. Каково же было удивление когда из столь одаренных отцов лишь один ребенок выделялся умом. А ведь это средняя статистика: если взять 200 случайных детей, то 1 из них будет одаренным.
Мы также знаем, что одаренные родители не рождают одаренных детей, точнее количество одаренных детей в таких семьях такое же, как и в обычных. К примеру у Моцарта было 3 ребенка (доживших до юношества), и ни о ком мы ничего не слышали. Дети Эйнштейна также не принесли особого вклада к какие-либо области.
Это говорит о том, что гены не влияют ни на интересы, ни на одаренность.
Воспитание ребенка
Другая позиция, что вундеркинд это результат воспитания ребенка, с чем я могу согласиться лишь отчасти.
Есть две модели обучения детей. Первая — обычная, от учителя к ученику используя тренировки. Другая (естественная) это копирование. В головном мозге есть специальные зеркальные нейроны которые позволяют быстро переносить тонкости поведения других людей. Так дети учатся ходить и разговаривать.
Раз у великих людей дети не вырастают в вундеркиндов, значит не достаточно ни занятий (а с многими детьми занимались достаточно интенсивно), ни присутствие родителя рядом.
Между с тем можно наблюдать детей вундеркиндов из совершенно разных типов семей: Где-то любят ребенка и не мешают проявлять себя. Где-то в него пичкают знания, накачивая информацией. Где-то очень строгое воспитание.
Но что интересно, еще до того, как ребенок дорастает до возраста когда с ним начинают заниматься (около трех лет), вундеркинд уже ведет себя по-особенному. К примеру есть дети с феноменальной памятью. Родители ничего не делали для этого, а ребенок уже начинал проявлять чудеса запоминания.
Вывод очень простой: воспитание в малой степени влияет на интересы, интеллект, наклонности, потенциал.
Заложено до рождения
Вырисовывается картинка, что после рождения происходит только реализация того, что было заложено в ребенке. Но если это не гены родителей и не воспитание, то что это?
Я считаю что натура будущего человека определяется его индивидуальной энергией. То что называют душой. Душа приходит не раз и не два на землю, и чем больше циклов проходит душа, тем больше потенциала в ней. Ведь на каждом цикле она становится мудрее, приобретает опыт и навыки.
Я полагаю (и думаю это доказать на данном этапе развития человечества будет сложно), что душу ребенок наследует от умерших людей. Скажем, если где-то умер гений физики, и его душа воплощается в новом теле, то у этого ребенка вероятно будут сильные потенциалы в физике. Если перерождается душа музыканта, то ребенок будет наголову выше чем его сверстники в музыке. Т.е. Душа вечна — а человек лишь временное воплощение.
Считайте, что на момент рождения какие карты вам выпали, такие выпали. У каждого будут разные начальные позиции. И если вам, не выпала карта с четким вектором в навыках, то не стоит смотреть на тех кто стартовал не с нулевых позиций. У вас другой путь. Он не лучше, не хуже, не сложнее — он будет насыщен другими событиями.
Также как и некоторые дети родились в богатой семье, а некоторые в бедной — пути развития этих детей будут сильно разниться. Бедняку не нужно смотреть на богатого, так как действия для достижения той же цели у них будут разными.
Эту теорию мы и возьмем за отправную точку для к поиска своего вектора и смысла жизни.
Что делать?
Итак у нас вырисовываются несколько задач для кристаллизации индивидуального смысла жизни:
- Проверить какая вам выпала карта (сильная или слабая). Если вы до сих пор этого не знаете, то попробуйте себя в разных эпостасиях, если где-то будет заметен быстрый рост и сильное вовлечение в процесс работы (относительно других сфер), это значит что с этим делом вы уже были знакомы в прошлом воплощении. Имеет смысл обратить на него внимание.
- Если же это не про вас, и нет ни одного дела которое длительно бы вас увлекало, то вероятно в прошлом вы ничем примечательным не обозначились и навыков не приобрели. Тогда идем по другому пути:
Кристаллизация смысла жизни
Итак, мы имеем личность без четкого бэкграунда. Что делать дальше?
- Нужно установить, (придумать) вектор который бы был для вас наиболее органичен. Посмотрите все сферы которые могут быть для вас потенциально интересны. Не ограничивайтесь ничем. Даже тем насколько сложно осуществима такая задумка.
Что делать если ничего не цепляет?
- Глубина погружения
Для этого нужно создать интерес. Как думаете как получается интерес к живописи или фотографии? Либо это уже заложено в человеке (т.е это не его заслуга), либо это его погруженность в процесс. К примеру, когда человек разбирается в музыке, то он слышит и красивую мелодию, и такт, и музыкальные инструменты, и переходы. Для него простая музыка превращается в плотный поток информации (посмотрите YouTube как увлеченно рассказывает о музыке Александр Пушной — для него это целый мир).
Поэтому один из ключей для развития интереса — изучать область, расширять знания о ней. И желательно начинать с тех областей которые уже контачат с вами. Ведь вы уже сейчас занимаетесь множеством вещей.
Возьмем еду. Насколько вы гурман? Сможете описать отличие вкуса мандарина от апельсина. А описать вкус банана, какой он? А какое послевкусие? А замечали как влияет вид еды на ее вкус?
Вы всегда вкусно готовите, выделяете время и наслаждаетесь каждым кусочком, предварительно дав время чтобы организм проголодался? Обычно ведь как, вы навалили еды, уткнулись в экран монитора, загрузили на автомате еду, и когда очнулись то вы уже сыты. Как думаете если бы вы также занимались сексом сколько вы бы получили удовольствия? Вместо 100% погружения в процесс ласк, вы бы обдумывали детали завтрашней работы, или где достать денег. Еда это не только питание, секс это не только фрикции и т.д.
2. Создание подзадач
Как думаете для чего некоторые люди коллекционируют статуэтки, магнитики с разных стран? Так они создают интерес! Человек видит магазин в другой стране, и вроде бы ему в нем ничего не надо, но вспомнив что он коллекционирует почтовые марки заходит туда. Так путешествия приобретает дополнительный смысл.
У Артемия Лебедева (который посетил все страны мира), большое количество коллекций. Часть электронные — фотографирует канализационные люки разных стран, таблички. Все это сортирует и бережно хранит. Он отправляет с каждой страны открытку самому себе (чтобы дома поразглядывать штампы и путь движения открытки). Получает штамп в паспорте. Пишет в блоге о том что он видел в стране и публикует фотографии.
Так у него появляется осмысленная задача — большая и многогранная.
Глобальная задача (которую он сам для себя придумал) — посетить все страны мира. А мелкие подзадачи создают наполнение. Ведь после получения штампа в загранпаспорте страна считает посещенной, а мелкие подзадачи толкают на изучение нового государства.
Разумеется, многие из этих смыслов которыми увлекается Лебедев для многих покажется ерундой — все мы разные. Замечайте то, что импонирует вам. Но начните развивать те области, которыми вы уже сейчас занимаетесь.
Текст писал автор сайта,
Олег Димитров
olegdimitrov.ru
В чем смысл жизни человека?
Под смыслом жизни люди понимают разные вещи. У каждого может быть свой смысл жизни, так как большинство людей предполагают, что смысл жизни человека – это его цели, его мечты и стремления.
Некоторые философские течения склонны рассматривать не мечты людей, которым они посвящают большую часть своих жизней, а природу человека, его предназначение и место во вселенной, его место во всеобщей системе.
Человек – свободный индивидуум или запрограммированный биологический робот?
Существует утверждение, что целью каждого из нас является наслаждение. Все, что человек делает, делается только ради получения удовольствия или же для того, чтобы уйти от дискомфорта. Кстати, во время ухода от дискомфорта можно пойти на более решительные действия (неоднократно испытано на собственном примере), нежели для достижения удовольствия. Мотивацию человека можно представить в виде шкалы от отрицательной бесконечности до положительной бесконечности, где ноль – это состояние, в котором он не чувствуется дискомфорт, но и нет и чувствства удовольствия. Все мы инстинктивно стремимся уйти от отрицательной бесконечности неприятностей до положительной бесконечности наслаждения.
Наши желания появляются с рождением. Природой заложены животные желания, к которым можно отнести желания пищи, секса и создания семьи. В процессе развития в каждом ребенке образуются дополнительные желания. Их можно назвать общественными желаниями. К этому виду желаний относятся желания богатства, власти, славы, получения знаний.
Все эти желания в процессе жизни человека, то вместе, то поочередно проявляются, порождая в нем мысли и мотивируя его к действиям, к получению удовольствия или стимулируют его избегать дискомфорт.
Но насколько далеко можно зайти в желании получать наслаждение? Согласитесь, что мы получаем наслаждение только тогда, когда наполняем наши желания, но как только они наполнятся, получение удовольствия сходит на нет. Если продолжать и дальше наполнять свои желания, можно даже дискомфорт ощутить. Помните, слишком хорошо – тоже плохо.
К примеру, когда хочется есть, только одна мысль о еде способна свести нас с ума. Но как только начинаем кушать, от каждого кусочка пищи мы получаем все меньше и меньше удовольствия. А когда мы уже насытимся, дальнейший прием пищи может вызвать дискомфорт вместо наслаждения. По такому же принципу работают и остальные желания. Когда ты беден, ты способен радоваться каждой копейке, но когда твои финансы идут в гору, ты легко можешь не заметить дополнительную тысячу долларов прибыли.
То, что человек делает практически все из-за эгоистических побуждений, более чем очевидно. И то, что наполнение своих эгоизмов не делает человека счастливым, тоже не вызывает сомнений.
Так в чем же смысл жизни человека? Может быть в альтруизме?
Возьмем для примера наш организм, не будем ходить далеко. Все наши органы работают не на получение, как «все нормальные люди», а на бескорыстную отдачу. Целью каждого органа является не собственное благополучие, а благополучие всего организма. Соответственно, всеобщее благополучие возможно только в том случае, когда все органы работают на отдачу, а для себя берут только самое необходимое, столько, сколько нужно для жизнедеятельности. Все системы природы взаимодействуют на основе альтруизма, полной и бескорыстной отдачи. Мы можем увидеть это везде, начиная от звездных систем и заканчивая атомом. Все во вселенной взаимосвязано альтруизмом.
Кроме человечества, наверное. Иначе как объяснить бесконечные войны, истребление природы, нарушение климатических условий, неэффективное использование ограниченных ресурсов планеты.
Что ждет человечество в будущем? Уничтожение человеческой расы? Или все же человек раскроет для себя смысл жизни?
Написал и сам удивился. Человечество, вон куда хватил! Сразу вспомнилось, как там у Евтушенко:
Какая же цена ораторскому жару, Когда, расшвырян вдрызг по сценам и клише, Хотел я счастье дать всему земному шару, А дать его не смог — одной живой душе?!Перейдем к более приземленным вещам. Предлагаю Вашему вниманию притчу с попыткой ответа на извечный вопрос: «В чем смысл жизни?» в более упрощенном варианте.
Полная банка
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка? Те ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку с горошком и высыпал её содержимое в первую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Те ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в ту же банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
В очередной раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Те ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это Ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи Вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы Ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для Вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в Вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что Вам приносит счастье: играйте с Вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите Ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать Вам, что, как бы ни была Ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Трудно не согласиться. Лично для меня жизнь наполняется смыслом в тот момент, когда осознаешь, что ты не одинок и можешь быть полезен тому, кому хочешь быть полезен. Не поверите, но я начинаю испытывать это чувство каждое утро, когда кормлю своего кота.
Как бы я хотел найти в себе силы следовать совету профессора из этой притчи постоянно, но что-то мне подсказывает, что обязательно потрачу на мелочи времени и энергии больше, чем нужно.
Уверен, что, по крайней мере, для нескольких людей на Земле моя жизнь имеет смысл. И, значит, смысл ее – именно в этом.
А в чем Вы находите смысл жизни?
Николай Голубов
—————————–
Дополнение от ап:
С Николаем Александровичем Голубовым нахожусь в дружеских уважительных отношениях более десяти лет. Надёжный, трудолюбивый человек, старающийся простыми средствами решить любые поставленные жизнью вопросы. Даже неразрешимые. А когда мы не знаем или не верим, что проблема неразрешимая, она находит своё решение. При условии, что мы прикладываем свою волю и труд для её разрешения. У Николая Александровича именно так и получается. Коллеги, видя такие простые “чудеса”, тоже учатся быть волшебниками в жизни.
Насчёт кота. И насчёт окружения Николая Александровича. Может сложиться впечатление “старый солдат, не знает слов любви”. Не совсем так. Хороший, обязательный друг. Ценит и любит семью. По-мужски вырастил двоих сыновей. И, знаю, уважаем и любим своей семьёй.
Блог автора
www.kv.by
Смысл жизни — в чем его не может быть
Все мы знаем, что человек в жизни должен посадить дерево, построить дом и родить сына. И вот, насадили деревьев, настроили домов, детей нарожали… — и что дальше? Зачем это все — в чем смысл всей нашей жизни? О смысле мы вообще задумываемся не часто. Начиная от смысла жизни и заканчивая смыслом какого-то дела. Ну, с делами-то все понятно — они делаются, не задумываясь: потому, что надо, потому, что принято, потому, что привыкли…
Дел так много, что о смысле жизни «вообще» думать просто некогда. А будешь все время задумываться — действовать будет некогда. Получится как у той сороконожки, которую спросили как ей удается ходить 40 ногами одновременно, она задумалась — и не смогла сделать не шагу. Пусть зануды-философы думают, у них работа такая…
Человек в кризисе: в чем смысл жизни — зачем это все?
Но мы не сороконожки. И где-то в глубине души у нас шевелятся предательские вопросы: А кому надо? Кто принял? И вообще зачем это все — работа, заботы, развлечения? Эти еретические мысли мы старательно от себя гоним, пока однажды они нас не накрывают. По-крупному это происходит примерно раз в 10 лет, и в психологии называется возрастными кризисами.
Бывают кризисы поменьше — сезонные, или просто «накатило». Кстати, кризис — очень хорошее слово. Оно означает суд. Кризис — это оценка и переосмысление своей жизни. Кризис — это исправление ошибок и новые задачи, переход на новый уровень, так сказать. Кризисы не дают нам скатиться в полный маразм, всю жизнь идя не в ту сторону. Человек в кризисе более восприимчив к высокому и вечному.
В такие периоды человек не может отмахнуться от вопросов. Все почему-то обессмысливается, все надоело — несостоятельность привычного «надо, принято» и даже «хорошо-плохо», становится слишком очевидной. Почему? — ошибки накапливаются. Неверный смысл деятельности приводит к ошибкам, а ошибки в течении, скажем, 10 лет как-то сами наводят на мысль, что может, что-то не то я делаю? Или мы просто, развиваясь, «перерастаем» смысли, бывшие некогда верными и актуальными.
И приходится человеку думать… О смысле? Нет, о смысле думать как-то неудобно, тем более, что давно уже известно из народной молвы, что ответов на вечные вопросы о смысле жизни никто не нашел. Как о нем думать-то, с какого конца? Будем проще и реалистичнее. Например, непонятное слово смысл заменим на цели, которые нужно ставить и достигать.
10 лет назад хотел достичь чего-то: материального уровня, карьерной ступеньки, детей народить. Достиг. Но счастье почему-то не наступило… Значит, ошибочка вышла. Просто были поставлены не те цели, достигал не того, чего хотел. А чего же хочу? Надо просто разобраться в себе, понять чего же я хочу на самом деле, поставить новую цель — и вперед! Иллюзия осмысленности жизни обеспечена!
Угадайте, что будет через следующие 10 лет? Правильно — очередной кризис, и все заново… Пока наконец не придет пора помирать и вопрос встанет по другому: а зачем все это было? И тогда точно станет ясно, что цели и смысл — вещи разные. И думать надо было сразу о смысле, потому что никуда от этого вопроса не деться — ну есть у человека насущная потребность в смысле, несмотря на всю сложность этого вопроса.
Ну и как думать? Вот тут и начинается самое интересное! О целях мы думаем как? — На основании того, что мы хотим. Пусть даже это будут навязанные обществом стереотипы или мамой в детстве внушенное — но нам-то кажется, что это мы хотим.
Цель — это то, чего Я хочу достичь. А смысл — совсем другое дело. Смысл — это то, что отвечает на вопрос зачем?, даже если в форме: зачем мне это надо? Есть такая аксиома: смысл системы всегда находится вне системы. То есть на вопрос зачем можно ответить, только если выйти за границы этого самого Я и посмотреть на него как бы со стороны или в перспективе: куда я иду?
Ох, сложно! Зато понятно, что сиюминутное «я хочу» без «зачем» смыслом быть никак не может. А что может — что там вне системы-то? — Другие люди и мир, например. Что обычно называют смыслом жизни? Пройдемся по тому, что нам предлагается в качестве этого смысла. И не надо говорить, что никто его не нашел. Еще как нашли, и неоднократно! Другой вопрос — а устроит ли это нас?
Варианты решения проблемы смысла жизни
Смысл жизни в любви
Это еще вопрос — что такое любовь? Она ведь разная бывает… И найти настоящую любовь не так-то просто, как мы знаем. До нее еще дорасти надо. И любовь может оказаться не любовью совсем — ну, не тем, что тянет на смысл жизни… А если мы все-таки ее туда поставим — еще хуже: привет, зависимость.
Жизнь ради любви — конечно, это не чтобы меня любили, а ради любимого (любимой). Это как? — это исполнять не свои «хотелки», а его? Тем самым, кстати, избавиться от мучительного разбирательства в себе. Чем не вариант? Но другой человек — такая же системка, и его хотелки ничем не лучше и не осмысленнее, чем мои, каким бы распрекрасным он не был. А значит, в их удовлетворении смысл моей жизни быть не может. Что-то тут не вяжется…
Смысл жизни в детях
Смысл жизни в детях — это значит, их родить и вырастить, подарить жизнь. Прекрасно! А зачем им эта жизнь? Обречь еще одного или несколько ни в чем неповинных людей на этот порочный круг — работа, заботы… Как-то странно, чтобы смысл жизни одного человека был в даровании бессмысленной жизни другому. Нет, простите, он же тоже кому-то жизнь подарит. И цепочка будет тянуться бесконечно… Зачем?
Еще хуже, когда смысл жизни в детях видится в том удовольствии, которое от них человек испытывает, или в ожиданиях от них. Не будем вдаваться сейчас в подробности — удовольствий там можно найти много, как и надежд возложить. А что такое удовольствие и ожидания? — Наше «хочу»! И тут на службу «хочу» отдается не только наша жизнь, но и жизнь другого. Это как-то совсем не хорошо, и бедных жертв такой родительской любви можно только пожалеть…
Смысл жизни в сохранении вида — человечества
Да, сохранение вида — это особый пункт. Его частенько приводят в качестве смысла жизни. Странная иллюзия — если смотреть не на маленькую цепочку из своих детей и внуков, а увеличить масштаб, охватив взглядом другие цепочки, то возникает иллюзия большей значимости происходящего. Как будто миллион бессмысленных жизней осмысленней одной или нескольких! Ну и чем же он осмысленнее? Зачем это человечество сохранять?
А, так природой заложено! То есть, смысл жизни человека — разумного существа, задумывающегося о смысле и имеющего в нем потребность (тоже прирожденную, между прочим), в тупом и бессмысленном размножении, подобно бактериям, запрограммированном неразумной природой? Как-то ответ получается меньше вопроса. Не знаю, как вас, а меня он совсем не устраивает. Не может нам быть дан разум только для того, чтобы мы осознали такую насмешку природы. Не логично.
Да и, по-честному, кто хоть раз в жизни что-то сделал ради высокой цели «продолжения вида»? Я лично не могу даже представить человека, который в своей жизни будет мотивироваться подобными далекими и не греющими душу вещами. Представляете — я сегодня встаю и иду на работе ради сохранения вида? Смешно даже! Значит, все-таки, что бы там природа не задумывала, в нашей-то жизни нужен какой-то другой смысл — поменьше 🙂
Смысл жизни — в самой жизни
Куда уж меньше! Ну да, снег — это снег, а вода — это вода. Отличный ответ, не являющийся ответом вообще! То есть он может быть ответом при условии, что мы объясним, что такое эта жизнь и в чем ее смысл 🙂 Потому что просто жизнь — слово неоднозначное и непонятное. Если жизнь — просто существование не имеющее никакого смысла, то мы приходим к предыдущему пункту.
А если жизнь — это нечто большее, чем существование, то тогда что?
Смысл жизни в достижении счастья
Ну конечно же, как я могла забыть — счастье! Вот когда человек счастлив, всякие нудные вопросы его не одолевают, и потому, наверное, смысл жизни в этом и есть — в достижении состояния счастья? — Чтобы спокойно радоваться жизни и не думать о ее смысле.
Так-так, постойте! А если вопрос все-таки встанет? Ну, например, пройдет вдруг это ощущение счастья — ведь ощущения так ненадежны? Или когда помирать будем — не станет ли мучительно больно за бессмысленно прожитые годы? Непреходящее ощущение счастье свойственно только идиотам. Нет, я ничего против счастья не имею, но все же…
Или счастье — не просто ощущение, и есть некое «истинное счастье», которое не проходит? Но тогда что это такое? Если нам удастся ответить на этот вопрос, то можно смело сказать, что истинное счастье и смысл жизни — одно и то же. Ведь не зря же мы в счастье не мучаемся вопросами, а нерешенные вопросы нас мучают. Взаимосвязь между смыслом и счастьем явно какая-то есть!
Но эта взаимосвязь скорее обратная. То есть не смысл — в счастье, а счастье — в смысле. Точнее, осмысленная жизнь приносит счастье, как побочный продукт. А жизнь бессмысленная приносит несчастье, которое нас подспудно гложет, даже если мы изо всех сил стараемся гнать от себя мысли об этом… Но таким образом первичный вопрос о смысле остается опять нерешенным.
На этом на сегодня я закончу. Вы думали, что я дам простой ответ на вопрос о смысле жизни? Я не настолько гениальна! Но можно на эту тему поразмышлять вместе — это только начало большого разговора. Самое время под Новый год задуматься о смысле — ведь так хочется учесть прошлогодние ошибки и наконец-то начать жить «правильно»! Этакий ежегодный маленький кризис 🙂
Теперь ваша очередь: как по-вашему, в чем смысл жизни, а в чем он не может быть? Я разобрала варианты того, что не тянет на роль смысла жизни. Может, я что-то упустила? Боюсь, что даже очень много — и ваших подсказок хватит еще на одну статью о том, что не подходит как смысл жизни. До встречи в комментариях!
© Надежда Дьяченко
myempeiria.ru
Мир Культуры » В чем смысл жизни?
Каждый человек когда-то задает себе вопрос: «В чем смысл жизни? Зачем я живу? Ради чего?» Человека перестает устраивать его жизнь и те установки, которые дали ему его родители, школа. У него появляется какая-то внутренняя неудовлетворенность, какое-то внутреннее чувство: «Ведь я пришел на эту Землю, наверное, для чего-то большего?»
Сегодня лучше всего ответы искать в Интернете, где статей о «смысле жизни» много. Но по мере чтения человек постепенно обнаруживает, что одни авторы ссылаются на то, что все люди разные – а значит, и смысл жизни у каждого свой. И приводят десятки и сотни разнообразных «смыслов», в которых сразу же начинаешь путаться. Другие ссылаются на «авторитеты». И начинают разговаривать каким-то непонятным, «академическим» языком. А третьи вообще отказывают человеку в смысле жизни.
Но раз есть человек, значит и должен быть смысл. Ведь это же очевидно!
Смысл жизни есть!
Наша Бесконечная Вселенная – это триллионы и триллионы Галактик. В каждой Галактике – триллионы звезд. Вокруг каждой звезды вращаются десятки и сотни планет. И хотя бы на одной из этих планет есть ЖИЗНЬ!
Но эта жизнь — видимая нам, так сказать одного с нами энергетического уровня, одного измерения. А помимо видимого нами Мира существуют и миллиарды миров других энергий, невидимых нам. А значит – около каждой звезды жизнь есть не на одной планете, а почти на всех.
Вы только представьте себе – какое это Бесконечное разнообразие форм, красок, организаций жизни в бесконечных просторах Вселенной. Дух захватывает!
Время возникновения жизни на разных планетах разное. А, поэтому, и уровни развития цивилизаций совершенно разные. Есть такие, как мы. Есть те, кто по развитию ниже нас. Но есть и такие, кто ушел в развитии далеко вперед. Для нас такие миры – это чудо!
Всё во Вселенной «работает» как часы. Все взаимосвязано и взаимозависимо. И все цивилизации живут по принципу Иерархии. Есть младшие, есть средние, есть старшие и есть высшие. И, естественно, во Вселенной есть самый Высший.
Можно много сказать о нашей видимой и невидимой Вселенной прекрасного, возвышенного. Но чего точно нет во Вселенной – это бессмысленности. И как Вселенная, так и человек на планете Земля, естественно, не могут жить просто так. Без Высшего плана, без Высшей цели, без Высшего смысла жизни!
Зачем вообще нужен смысл жизни?
У каждого человека есть проблемы. И каждый старается их решать по мере сил и способностей. Но складывается такое впечатление, что проблемы вечны. И что бы человек ни делал, их с годами у него меньше не становится. Хотя, как это ни странно, у природы проблем нет. В ней все сбалансировано, гармонично, уравновешенно. Получается, что проблемы есть только у нас, у людей. Почему?
Да все очень просто — наши поступки, наше поведение, наше мировоззрение противоречат законам этой самой природы. Мы не живем, мы воюем: друг с другом, с природой, со Вселенной. Поэтому «ни Бог, ни царь и не герой» создали наши проблемы – мы их создали сами.
Много несправедливости в нашем мире, много горя, слез, отчаяния. Многих такая ситуация не устраивает. И некоторые пытаются действовать, добиться изменений в лучшую сторону. Они что-то делают. Они сосредотачиваются на поступках, на делах, на поведении. Но мир как был плох, так и остается.
А все дело в том, что наша проблема не в том, что мы делаем что-то не так, а в том, что мы неправильно думаем. Кризис наш не в наших делах, кризис – у нас в голове. Мы двигаемся, но это движение или не туда, или хаотическое.
Смысл жизни, который устроит всех
Зачем живет человек? Ради чего человек ходит, ест, учится, что-то делает, добивается? Ответ, я думаю, очевиден каждому нормальному человеку — мы живем для того, чтобы быть счастливыми. Есть, конечно, люди — мазохисты, которые живут, чтобы мучаться. Их немного, но они есть: этакое исключение, но никак не правило. А остальные живут для того, чтобы быть счастливыми. Вот только в понятие счастья разные люди вкладывают разный смысл.
Три естества человека
Давным-давно на Земле появился человек. И первое, что человеку досталось от далеких предков – это тело и инстинкты.
Но человеку был дан и мозг. Мозг — это «Я», это личность.
Когда-то, очень давно, был человек одним целым с природой и не было у него проблем, не «грешил» он против этой самой природы. Как только мозг человека осознал свое «Я», он стал отдельным от природы — и у человека появилось право выбора: жить так, как живет всё на Земле или пойти своим «особенным путем». И стал человек совершать поступки не те, которые нужно совершать, а те, какие в голову «придут». И познал человек добро и зло, познал, что такое хорошо и что такое плохо: когда он совершал поступок по Законам природы – он совершал «добро» и ему было хорошо, когда человек что-то делал по-своему хотению – он вершил «зло» и ему становилось плохо. И так будет продолжаться до тех пор, пока боль, несчастья, беды, болезни, катастрофы и все напасти, создаваемые самим человеком, не заставят его познать, что есть добро и зло и не научат его сознательно выбирать добро.
Но у человека, помимо тела и разума, есть еще и душа. Только у большинства людей она пока «спит». И ее время еще не пришло. Она, задавленная инстинктами и разумом, только-только начинает подавать слабые признаки жизни. Но чем больше человек будет осознанно выбирать добро и любовь, как только человек осознает себя частицей Вселенной, его душа проснется и начнется работа человека по накоплению и развитию духовной составляющей его существа.
Жизнь – это школа
Человек приходит на Землю не только для того, чтобы есть, пить, спать, получать удовольствия. Мы приходим для того, чтобы учиться. Земля для человека – это вроде школы. Мы приходим в этот мир для того, чтобы научится распознавать добро и зло, и осознанно делать свой выбор.
Давным-давно, так сказать — «в первом классе», человек представлял собой появившегося на свет невинного младенца (ангела), для которого весь мир был только он сам. Затем, подрастая, человек перешел, как бы, во второй «класс». У человека появилось «эго», мир разделился на внутреннее «я» и внешний мир – появился человек неразумный (исследователь).
Третий «класс» – это уже человек разумный. Человек развился настолько, что мир его «эго» перестал его устраивать. Он начинает искать Путь во Вселенную, в мир Духа (это как раз и есть наш сегодняшний день).
Четвертый «класс» – человек духовный. Человек перерождается опять в младенца, но уже на более высшей ступени развития – на ступени ангела знающего.
Так, переходя из класса в класс, человек постепенно из «животного» развивается в «ангела» знающего. И то, только лишь для того, чтобы перейти, но не в следующий «класс», а в «Институт». И так без конца и края — в бесконечном саморазвитии в бесконечной Вселенной.
В чем же счастье и смысл жизни человека?
Все мы учимся в школе, под названием «жизнь». Все мы переходим из «класса» в «класс». И в каждом классе мы делаем, в общем-то, одинаковые вещи, совершаем одинаковые поступки. Это тот Путь, который должен пройти каждый.
Каждый проходит свой Путь, проживает свою Судьбу. Но в силу данной нам свободы выбора и в зависимости от жизненных обстоятельств, воспитания, образования и возраста человек очень часто останавливается, застревает на каком-то этапе, засиживается в каком-то «классе». И иногда — на всю жизнь.
Человек, который застрял в «классе» животные инстинкты, живет только ради потребностей своего тела (это разумное животное или человек неразумный). Счастьем и смыслом жизни такой человек считает наполненный живот, огромный дом, много секса, футбол, пиво, крепкое слово, силу, славу и так далее. Тело – его Бог, а разум, как инструмент, служит лишь для поиска наилучших способов удовлетворения своих потребностей. Но потребности человека не могут быть постоянными. Они все время меняются и, поэтому, такой смысл жизни преходящ, кратковременен. Такой человек может построить себе прекрасные дворцы, заработать, выиграть или украсть кучу денег, обустроить жизнь всеми благами, но жизнь его не будет по настоящему счастливой. Только в детях человек-животное способен обрести настоящее счастье (но и то – кратковременное). Именно в них заключен высший смысл его бытия. Потому что смысл жизни животного в размножении. «Плодитесь и размножайтесь» — вот главная Заповедь животного.
Потребности берут свое начало в древнейшей природе человека и, поэтому, человек-животное очень активен, энергичен. Он заметен. Он весь в кипучей деятельности и борьбе. Для осуществления своих планов ему нужно много денег. Очень много денег. И ради этого он готов на все. Заработать – так заработать. Украсть – так украсть. Предать кого-то – так предать. Выпить, переспать, комплимент сказать, руку помощи подать – все, что угодно, лишь бы была прибыль, лишь бы рекой текла звонкая монета. Но, к сожалению, у таких людей «нет души». Она, конечно же, в них заложена. Но в связи с тем, что душа и все, что с ней связано – совесть, любовь, вера, им мешают, они прячут весь этот «хлам» в очень и очень далекие закоулки своего организма.
Именно поэтому, если такого человека жизнь сильно бьет, он теряет ориентиры и у него в голове звучит лишь один вопрос: «За что?» Человек разочаровывается не только в тех, кто его обижает, но и вообще в самой жизни. И начинает считать, что в жизни нет никакого смысла. Именно такие люди чаще всего в конце жизни остаются ни с чем.
У человека, который вырос из детсадовских штанишек и перешел вначале в начальную школу в «класс» человек неразумный, а затем и в «класс» человек разумный, всем руководит разум. Он живет ради познания мира, ради саморазвития, максимального раскрытия своих возможностей, способностей. А свои инстинкты и потребности разумный человек старается держать в жестких «рамках». Он – логик, педант, умница. Он активен и добивается блестящих результатов в жизни, в карьере, на семейном фронте. Он уже не животное, но еще и не духовное существо. Он еще не храм для души, но уже и не храм, который используется как склад, как клуб. Он всеми доступными средствами изучает окружающий мир, мечется из стороны в сторону, страдает и радуется, любит и ненавидит. Счастьем для такого человека является гармония и прорыв в знаниях. В такие моменты рождаются гениальные произведения, совершаются гениальные открытия. А смыслом жизни является саморазвитие, самопознание самого себя, Природы и Вселенной. Для этого и были даны ему вначале Десять Заповедей Моисея, а затем и Десять Заповедей Иисуса.
Но если судьба вдруг почему-то оказывается сильнее его, такой человек «ломается». И его смыслом жизни становится уход от всех тревог и забот этого мира, избавление от страданий, душевного беспокойства. Его идеалом становится жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной и общественной жизни и созерцание мирской «суеты» издалека.
Но есть и такие люди, которых начальная школа уже не устраивает. Они ее просто переросли. Они начинают искать духовный путь. И переходят в «класс» человек духовный. Такой человек живет духовной работой по поиску Истины, живет любовью ко всему живому, становится единым со всей Вселенной. Следствием чего становится жизнь не ради себя, а ради других людей, ради того, чтобы принести максимальную пользу семье, близким, друзьям и всем людям.
Счастьем для духовного человека является поиск и единение с Богом. А внешние обстоятельства и житейская мишура теряют смысл. Именно для такой проснувшейся души смыслом жизни становится развитие и раскрытие духа и именно для нее были даны Заповеди Живой Этики (Агни Йоги).
Заключение
Любой человек имеет право на счастье. Любой человек имеет право жить своей жизнью, иметь свой смысл жизни, свои цели, свою позицию. Можно человеку навязать «общественно значимый» смысл жизни. Можно, в конце концов, человека заставить жить не так, как он хочет. Но это будет не жизнь — это будет рабство. Силой можно только толкать. А жить и выбирать человек должен сам. Чужая навязываемая воля только тормозит развитие человека. Поэтому никакое внешнее воздействие, никакие «революции» не могут сделать человека счастливым.
Нельзя считать выбранную человеком жизнь неправильной, а выбранный человеком смысл жизни – неверным, глупым. Каждый человек должен в этом мире САМ пройти все этапы своего развития, должен САМ отучиться во всех «классах» школы. И не нужно над ним смеяться, и нельзя его заставлять.
Но, с другой стороны, каждый из нас имеет право и должен знать – что из себя представляет Путь от животного к человекобогу. И каждый из нас должен понимать, что нельзя надолго оставаться в каком-то одном «классе» — иначе начнешь деградировать и перестанешь выполнять высшее предназначение и, следовательно, будешь постоянно получать боль, несчастья и ненависть. Нужно идти, идти, постоянно идти вперед. Чтобы как можно быстрее — всего за эту одну короткую жизнь — пройти этот Путь и постараться отучиться как можно в большем количестве «классов».
Так в чем же смысл жизни человека?
Ответ очень прост и краток. Смысл жизни человека в том, чтобы идти по Пути саморазвития: вначале — «инстинктов», затем — «знаний» и, как итог, — «духовности».
А все сотни и тысячи разных вариантов ответов на вопрос «В чем смысл жизни человека?», конечно же, верны и имеют право на существование. Но они – лишь частные случаи общего, лишь смыслы жизни для небольших этапов жизни человека.
Вл. Богинский
Примечания:
Варианты смысла жизни. Пирамида «смыслов»
Смысл жизни человека. История вопроса
***
Живая Этика о смысле жизни:
ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ. Н.Д.Спирина
Основы миропонимания новой эпохи. Клизовский А.И.
ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА. Е. Ф. ПИСАРЕВА
НАУКА ЖИЗНИ. Е.П. БЛАВАТСКАЯ
Статьи о смысле жизни:
Системный анализ смысла жизни. Вадим Логвиненко
Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни. М.Хасьминский, О.Покалюхина
Ищите смысл жизни! Игорь Гагарин
Смысл жизни. Владимир Марцинковский
Смысл жизни человека. В чем смысл жизни человека? Проблема смысла жизни человека
Петр Мамонов о смысле жизни. Elena Shitakova
Петр Мамонов: я спрашивал: «Отец Владимир, ну как она могла?!» Он отвечал: «Петя, она же женщина…»
НАСУЩНОЕ (эссе). София Цветова
ПУТЬ К ДУШЕ. София Цветова
Проблемы смысла жизни человека. Евгений Левшин
Поделиться с друзьями:: — напишите текст, Ваше имя и эл.адрес — вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой — и нажмите кнопку «ОТПРАВИТЬ»
mirkultura.ru